Какие есть интересные приемы в фехтовании. Защитная экипировка HEMA фехтовальщика

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Ангард - позиция, удобная для боя.
2. Встать в меру - то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры - из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) - удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута ногтями вверх. (прямой укол из шестого соединения, но "ногти вверх")
5. Кварт правый (или наружный) - тоже, но с правой стороны (прямой укол из четвертого соединения).
6. Терс - удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз (укол из второго соединения) .
7. Секунд - при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав - в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть.
9. Фланконад - удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторонами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний - этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим - наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне.
12. Финт - обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже - клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка (перевод) .
14. Аппель (или темпе) - вызвать противника на удар, то есть спровоцировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке - быстрым движением рапиры заставить противника закрыться.
16. Купе - скольжение по клинку
17. Купе-отсечь - перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие (перенос) .
18. Ассо - битва, схватка.
19. Репри (или ремиз) - возобновленный удар, необязательно тот же (в совр. терминах ремиз -- контратака, реприз -- повторная атака) .
20. Вольт - защита от наносимого удара движением (уклонение, уход) .
21. Кроазе - выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части.
22. Батман - удар по клинку.
23. Рипост - ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника.
Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некоторые из них не вышли из употребления по сей день.

Итальянские/французские наименования простых защит соответствуют русским: первая -- прим, вторая -- секонд, третья -- терц, четвертая -- кварт, вместо пятой и шестой у итальянцев -- (один) парад головы, у французов септ и секст.

О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:
"Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника, когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь
свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не иметь опасности от прямого времянного удара.

О ВЫШИБКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ
Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опасности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.

О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ
Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз; ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную вырвать. Cue cредство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает, то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть".
После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает ученикам приступить к "ассо":
"Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары".
Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик. Базанкур в
книге "Тайны шпаги" сетует по этому поводу: "Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее время не принято
защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого внимания во время фехтования; в серьезном же бою или во время сражения, противник может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар".

Вальвиль в работе "Рассуждение о искусстве владеть шпагой" предлагает вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие, так и колющие удары: "Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соединяет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли". В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить.
Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не изменялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах.

Бленджини дает несколько советов по работе шпагой:
"1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием.
2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низких.
3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают
хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение,
быстроту и точность.
4. Шпагой надо колоть, а не рубить.
5. Следить за шпагой противника во всех его движениях.
6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по
железу отражается без намерения противника, потому что рука его находится в оборонительном положении простым оборотом кисти.
7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника.
8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке.
9. Использовать двойные атаки.
10. Атаковать очень быстро".
Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия,

Часть отсюда: http://bookz.ru/authors/taratorin-vv/fence/page-18-fence.html

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Существует семь основных команд.

Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde , К бою) Сигнал о подготовке к соревнованию. Участники поединка должны занять позиции каждый за своей линией начала боя.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы?) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам. Участник, не готовый к бою, должен подать сигнал судье, топнув ногой и подняв оружие вверх.
  • Алле! (фр. Allez! , Начинайте!) Сигнал о начале боя. Участники вправе начать движение.
  • Альт! (фр. Halte! , Стой!) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit , Направо). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.
  • А гош (фр. A gauche , Налево). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas compter! , Не считать). Укол не присуждается никому.

Фехтование на рапирах (фр. fleuret)



Красным цветом выделены области,уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах

Засчитываются лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку). Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными. Основное современное правило в фехтовании на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

Фехтование на саблях (фр. sabre)

Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях.

Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта защитной одеждой с серебряной стружкой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях имеет сходство с фехтованием на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фаза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому. Главное же отличие в том, что саблей на практике наносят преимущественно удары, а не уколы, защититься от первых сложнее, и бой становится гораздо более динамичным. В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён «скрестный шаг вперёд» (скрестный шаг назад разрешён).

Фехтование на шпагах (фр. épée)

Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах.

Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат не фиксирует укол, нанесённый позже другого более чем на 0,25 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Оружие

Используется три вида оружия — рапира,сабля, шпага.

Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена).


Сверху вниз: рапира, шпага, сабля

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) массой не более 500 г и длиной не более 110 см с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной не более 90 см; кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Шпага с рукояткой пистолетного типа

Шпага более тяжёлое колющее оружие, массой не более 770 г и длиной не более 110 см, похожа по конструкции на рапиру с более жестким и чуть более длинным клинком трёхгранного сечения. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля в спортивном фехтовании

Сабля — рубяще-колющее оружие массой не более 500 г и длиной не более 105 см с гибким клинком трапециевидного сечения длиной не более 88 см. Наносить можно не только уколы острием, но и удары клинком, удары гардой запрещены. Гарда овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.

Экипировка


Куртка



Штаны



Маска

В экипировку фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые носки — гетры и специальная фехтовальная обувь, с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Любой, кому хоть раз доводилось держать в руках холодное оружие, не скоро забудет это. Прошли века, и необходимость защищать себя при помощи его отпала, однако искусство владения клинком живо и продолжает развиваться. Да, как вы уже догадались, сегодня речь пойдет об одном из интереснейших видов спорта - фехтовании.

Фехтование зародилось в глубокой древности. Еще египетские фараоны устраивали специальные турниры фехтовальщиков. Таким, как мы его знаем, фехтование сформировалось в начале XV века в Испании. Спортивное направление этого военного искусства начало свое самостоятельное развитие в XVII веке. Мировые первенства стали проводиться в начале XX века.

Фехтование - один из тех видов спорта, которым выпала честь быть с самого начала включенными в программу летних Олимпийских Игр. Интересно, что вообще самую первую олимпийскую клятву (на Олимпиаде в Антверпене в 1920 г.) произнес бельгийский фехтовальщик, впоследствии четырехкратный олимпийский чемпион, Виктор Боэн.

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. В современном спортивном фехтовании поединки проводятся на трех видах оружия - на шпагах, рапирах и саблях. Правила поединков на каждом из этих видов имеют некоторые особенности.

Рапира - колющее оружие с четырехгранным клинком и небольшой гардой (гарда - круглая металлическая пластинка вокруг ручки, защищающая кисть руки фехтовальщика). Уколы можно наносить только острием. Засчитываются только уколы, наносимые в поражаемую поверхность, то есть в туловище спереди и спину до пояса. Остальные уколы не засчитываются, в случае же нанесения недействительных уколов бой останавливается.

Шпага - тяжелое колющее оружие с трехгранным клинком и гардой. При поединке на шпагах действительными считаются уколы, наносимые острием в любую часть тела противника.

Сабля (эспадрон) - легкой колющее и рубящее оружие с плоским клинком и гардой со скобой. Засчитываются как колющие, так и рубящие удары. Поражаемую поверхность образуют все части тела противника выше горизонтальной линии, проведенной через вершины углов, образованных телом и бедрами спортсмена, находящегося в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не учитываются, и бой после них не останавливается.

Фехтовальная техника включает в себя четыре основных колющих и шесть рубящих ударов, а также соответственные защиты от них и уходы.

Удары фиксируются с помощью электродатчика: конец оружия снабжен электроконтактом, к гайке (кончик ручки холодного оружия, помимо всего служащий противовесом) присоединяется провод, проходящий под курткой спортсмена и далее подведенный к табло, фиксирующему удары. Куртка у спортсменов электропроводящая. В случае нанесения действительного удара или укола с одной стороны на табло загорается красная лампа, с другой - зеленая. В случае нанесения недействительного удара или укола загорается белая лампа.

Бой проходит на дорожке длиной 14 метров. Поединок спортсмены начинают стоя на расстоянии примерно 2 метров от середины дорожки. Если в ходе поединка один из соперников пересечет линию, ограничивающую длину дорожки, ему засчитывают штрафной укол.

Интересно, что судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: "Ан гард!" - "К бою!", затем задает вопрос: "Эт ву прэ?" - "Вы готовы?" Получив ответ, судья командует: "Алле!" В случае остановки боя дается команда "Альт!" - "Стой!". Присуждение очков сопровождается словами: "А друат" - "Направо", "А гош" - "Налево" или "Ку дубль" - "Обоим". Недействительный удар обозначается фразой "Па конте" - "Не считать".

Спортивным фехтованием можно начинать заниматься с 9-10 лет, верхний возрастной предел не ограничен. Фехтовальные секции для взрослых есть при некоторых детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Примечательно, что есть примеры, когда люди, начавшие заниматься фехтованием в зрелом возрасте, становились даже чемпионами мира. Вообще фехтование - такой вид спорта, в котором наряду с гибкостью, хорошей координацией движений и быстрой реакцией важен еще и опыт, ибо практика показывает, что чем спортсмен опытнее, тем лучше он выступает.

Единственный, на мой взгляд, недостаток спортивного фехтования - отсутствие зрелищности. Простому зрителю весьма непросто разобраться, что, собственно, произошло на дорожке за эти несколько секунд и кто кому нанес поражение. Но мир искусства владения клинком разнообразен и может даже самому привередливому зрителю предложить и еще кое-что.

Сценическое фехтование

Наряду с известным всем спортивным фехтованием существует еще и такой увлекательный вид спорта как сценическое фехтование. За рубежом он довольно популярен, особенно во Франции и Скандинавии, где работают десятки клубов, специализирующихся именно на этом виде спорта, но в нашей стране как вид спорта сценическое фехтование только начало появляться, хотя оно является обязательной дисциплиной в любом театральном ВУЗе. Считается, что сценическое фехтование зародилось еще в Древнем Риме, и первыми такими фехтовальщиками были гладиаторы. Однако с этим трудно полностью согласиться, ибо гладиаторы, как известно, в представлении использовали мечи, а в сценическом фехтовании используется легкое холодное оружие.

Фехтование со сценическим уклоном зародилось вместе с театром. В старину большинство мужчин владело холодным оружием, а потому театральная постановка поединка должна была быть особенно правдоподобной. Все мы знаем, как бросается в глаза непрофессионализм в любой сфере, а потому, сами понимаете, неправдоподобный поединок мог испортить все впечатление от спектакля.

Современное сценическое фехтование несколько отличается по технике от спортивного, ибо акцент ставится прежде всего на зрелищность поединка. К соревнованиям допускаются спортсмены старше 18 лет. Сразу оговорим: участники поединка являются членами одной команды и должны представить судьям бой с заранее отрепетированными движениями. Импровизации в сценическом фехтовании места нет и быть не должно, ибо фехтуют спортсмены без защитных приспособлений. Иными словами, поединок по принципам построения более всего похож на групповое упражнение в художественной гимнастике.

Соревнования проводятся в трех номинациях: соло, дуэт и группа (восемь человек). Продолжительность композиции 3 минуты. Спортсмены обязательно выступают в костюмах и с оружием, соответствующими выбранной эпохе. Выступление может сопровождаться репликами фехтовальщиков и музыкой, ограничений для фантазии участников нет.

Судьи оценивают технику фехтования (правильность и сложность), пластику движений и эстетический аспект, качество постановки в целом и актерское мастерство соревнующихся.

Историческое фехтование

Историческое фехтование зародилось не как вид спорта или учебная дисциплина для студентов-актеров, а как разновидность исторической реконструкции. Читатели, наверно, вспомнят, как в 1980-е годы многие увлекались военной историей. В те годы в стране существовала масса любительских клубов, специализировавшихся на военно-исторической реконструкции. В настоящее время историческому фехтованию много внимания уделяют и толкинисты.

Иногда сценическое и историческое фехтование путают, однако это разные виды спорта. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже: и там, и там зрителя видят костюмированный поединок. Давайте вспомним значение термина "фехтование". Фехтование - это поединок на легком длинноклинковом оружии. В историческом фехтовании мы имеем дело с тяжелым средневековым оружием, позволяющим наносить сильные рубящие удары и не дающим возможности производить изящные манипуляции клинком, финты (вращение клинка вокруг своей оси) и обманки - ложные действия. Колющие удары в историческом фехтовании запрещены.

Экипировка бойцов нелегкая - ее вес может достигать 25 кг. Двуручный меч, к примеру, весит около 5 кг. Если соперники вооружены только мечами, вес бойцов не учитывается, но когда добавляется щит, соревнования проводятся в трех весовых категориях: до 70 кг, до 85 кг и свыше 85 кг. Как и в сценическом, в историческом фехтовании оружие и костюм также должны соответствовать выбранной исторической эпохе. Наличие исторического костюма является обязательным условием допуска к соревнованиям. Допустимо использовать современные защитные средства - нагрудник, наколенники - но они должны быть скрыты под одеждой.

Одним из отличий от сценического фехтования является соревновательный характер поединка в историческом фехтовании, то есть противники сражаются "экспромтом" и являются соперниками друг для друга.

Существенным, на мой взгляд, недостатком сценического и исторического фехтования является дороговизна экипировки. Но не будем о грустном, лучше поговорим о том, что поможет вам на занятиях фехтованием, буде вы решились наконец-таки заняться этим видом спорта.

Заниматься фехтованием удобно в любом спортивном костюме. Защитную экипировку - жилет и маску - должен выдать тренер. Собственную защитную экипировку имеет смысл приобретать, если вы уверены, что фехтование для вас - это навсегда. Отдельно уделите внимание обуви: это могут быть кроссовки или мягкие спортивные туфли вроде теннисных. Главное, чтобы вам было удобно, и чтобы обувь не скользила. Необходимо также подумать о перчатках или хотя бы об одной перчатке для правой или левой руки, в зависимости от того, правша вы или левша. В принципе, заниматься можно и без перчаток, но в перчатках удобнее. Перчатки должны быть хлопчато-бумажные или кожаные без подкладки, так как при наличии подкладки рука потеет.

Семикратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, бессчетнократная чемпионка нашей страны — в общем, «первая сабля мира» Софья Великая помогла нам разобраться в правилах фехтования и всей душой полюбить этот захватывающий вид спорта.

Сергей Апресов

Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.

Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.

Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.

Колоть, а не рубить

Первые шпаги появились в Испании в середине XV века в ответ на распространение латных доспехов. Разрубить мечом цельнометаллические пластины было практически невозможно, зато точный колющий удар в сочленение лат мог принести бойцу победу. Шпага представляла собой длинный меч с узким обоюдоострым (а позже даже граненым) клинком, предназначенным прежде всего для того, чтобы колоть, а не рубить. Характерная особенность шпаги — сложная гарда, защищающая руку и позволяющая отражать атаки противника экономными короткими движениями, а не размашистыми силовыми.

Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во‑первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.

Фонарь рассудит

Самые простые правила у шпажистов: очко получает тот, кто первым нанесет укол. Счет идет на доли секунды, поэтому фехтовальщикам не обойтись без электрофиксации уколов. Наконечник шпаги представляет собой что-то вроде кнопки, которая срабатывает при усилии в 7,4 Н (750 гс). Легкие касания шпагой соперника засчитаны не будут. Кстати, хорошие уколы спортивной шпагой весьма чувствительны.

Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

Д’Артаньян, ты не прав!

Фехтование на рапирах — весьма тонкое искусство, и наблюдать за ним немного сложнее. Одновременные уколы здесь не засчитываются, приоритет первого укола не действует, при этом практически при каждой атаке загорается сразу два фонаря. Дело в том, что в рапирах действует так называемое правило правоты атаки. Когда спортсмен начинает атаку, он получает приоритет. Его соперник обязан отразить атаку, прежде чем наносить укол. В некоторых случаях парирование и контратака могут представлять собой буквально одно движение, но факт отражения атаки и перехода приоритета не ускользнет от взгляда опытного судьи.

Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается. Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

«В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

Один за всех и все за одного

«Личное и командное фехтование отличаются друг от друга, как два разных вида спорта, — рассказывает чемпионка. — Когда настраиваешься на личную победу, твоими конкурентами оказываются самые разные спортсмены, в том числе и соотечественники. Ты борешься с ними на главных турнирах своей жизни: чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. А буквально на следующий день нужно сплотиться и вместе сражаться за медали».

Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.

Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти и т. д. Время поединка ограничено тремя минутами.

К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.

Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.

Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по‑французски. Это очень красиво.Команда Tissot прибыла в «Олимпийский» за три дня до начала чемпионата мира — именно столько времени нужно, чтобы установить, скоммутировать и проверить все оборудование. Особенность хронометража в фехтовании заключается в том, что состязания проходят сразу на множестве дорожек. На арене «Олимпийского» разместилось 24 дорожки для отборочных туров и 8 для полуфиналов и финалов (и это не считая еще 18 тренировочных). Ключевой компонент системы — прибор под названием KRT. Это портативный компьютер, который может подключаться к соревновательному аппарату любой марки и передавать его сигналы далее по сетевому протоколу. Каждый KRT отправляет данные по трем направлениям: в скоринговую систему, где документируется результат, в систему формирования телевизионной графики (она же используется для трансляции на большой экран) и на интернет-стриминг.

Важнейшая задача для хронометриста — подготовка волонтеров, роль которых в фехтовании трудно переоценить. Ведь именно волонтер запускает и останавливает хронометраж по команде рефери, и от точности его работы может зависеть исход поединка.

Идеальное партнерство

Швейцарский часовой дом Tissot обеспечивает хронометраж на мировых первенствах по фехтованию с 1996 года. Для международной федерации фехтования FIE это партнерство означает безупречно точное судейство, а для швейцарской марки — верность ключевым ценностям: сочетанию традиций и инноваций.

Словарь рефери

Ан гард (фр. En guarde, «к бою»): участники занимают позиции у линий начала боя Эт-ву прэ? (фр. tes-vous pr? t?, «Вы готовы?»): если участник не готов к бою, он должен подать знак судье Алле! (фр. Allez!, «начинайте!»): бой начинается Альт! (фр. Halte!, «cтой!»): бой останавливается, удары или уколы, нанесенные после команды, не засчитываются А друа (фр. A droit, «направо»): укол (удар) присуждается спортсмену справа А гош (фр. A gauche, «налево»): укол (удар) присуждается спортсмену слева Па конте! (фр. Pas compter!, «не считать»): укол (удар) не присуждается никому

Фехтование полуторным мечом для России сравнительно недавнее явление.

В Европе данную дисциплину в рамках системы HEMA (Historical Europe Martial Arts) называют LongSword Fencing, а наиболее популярное название мечей для этого вида в России образовано от немецкого "federschwert" - "Федер".

Защита головы и шеи.
Для защиты головы следует использовать качественную маску, например для "электросабли" и "шпаги", также существуют специальные маски HEMA, она должна быть обязательно по размеру, т.е. ту, что после "подгонки" с боков и с затылка будет при фронтальном нажатии упираться вам в подбородок и лоб, при этом лицевой щиток маски не должен доходить до носа как минимум 1 см. Это самое важное условие. Усилие которое выдерживает ворот маски измеряемое в ньютонах не столь важно. И 350N и 1600N укол жестким клинком держат одинаково плохо, им нельзя такое ворот проткнуть, но и гортань от повреждений защитить тоже на 100% не удастся. Если вы действительно хотите безопасный вариант - это дополнительное горжет одеваемый под маску или вшитый в вашу куртку.

В бою часто возникают ситуации клинчей, что повышает риск ударов в затылок. Не лишним будет дополнительная защита затылка, так называемую накладку на маску.

Защита рук и тела.
Тело следует защитить стандартной курткой-колетом или стеганкой.

Кисти рук - наиболее уязвимая зона при фехтовании полуторным мечом. Независимо от того, разрешены ли правилами удары по кистям или запрещены - кисти постоянно будут в зоне риска и потребуют не только хорошей защиты, но и защиты гибкой, не сковывающей движений.

На сегодняшний день есть много решений для защиты кистей. Из спортивного снаряжения наиболее зарекомендовали себя хоккейные перчатки, но можно сказать, что такие перчатки слишком массивные и могут сковывать движения.

Однако, мы рекомендуем использовать специальные перчатки для исторического фехтования, которые можно приобрести у нас в магазине.

Защита ног.
Бедра - одна из основных зон поражения.

Спортивное решение - мото/вело/сноубордические шорты с защитой.
Минусы: "сегментарность", т.е. защита лишь определенных участков.
Плюсы: легкость, удобство и комфорт. Можно и нужно носить под одеждой.

Истфех решение: стеганные набедренники.
Минусы: жаркие, неудобные, сравнительно большой вес.
Плюсы: лучшая защита.

К защите коленей и голеней мы рекомендуем также подойти со всей ответственностью. Любители бюджетной роликовой защиты здесь будут крепко разочарованы, скорее всего уже после первых минут боя. Даже шарнирная мото-защита здесь пойдет не любая.

Несколько более громоздкая хоккейная защита тоже хороша, но уже серьезно увеличивает контур бойца, а следовательно делает его более легкой мишенью.

Ну и конечно же полицейская защита, так любимая всеми бойцами HEMA:

Таковы оптимальные виды защитного снаряжения бойца полуторным мечом или "федером", обеспечивающие и подвижность и должную защиту.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес