Детский сад оздоровительная работа в доу. Система оздоровительной работы в доу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Консультация «Организация оздоровительной работы в ДОУ»

Подготовила: Михнёва И.Н.- старший воспитатель

В настоящее время очень актуальна проблема здоровья детей. Анализ состояния здоровья воспитанников в ДОУ показывает, что только 26% детей практически здоровы, 67% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 7% - хронически больны. Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания, по понятным всем причинам: экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета, низкая двигательная активность, недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, предпочтение теле и видео программ и др., которые носят объективный характер. В связи с этим, задачи укрепления и сохранения здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия особенно актуальны. В новой образовательной ситуации это обязательное требование к дошкольному образованию.

Главная цель оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Основные задачи в этом направлении:

Укрепление здоровья воспитанников,

Воспитание потребности в здоровом образе жизни,

Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка,

Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни,

Выявление потребностей, склонностей и способностей детей через систему спортивно- оздоровительной работы, приобщение детей к спорту.

Успех решения задач в этом направлении определяется здоровьесберегающей средой ДОУ, включающей:

Материально- техническое оснащение,

Организацию двигательного режима,

Оздоровительную работу,

Коррекционную работу,

Систему мероприятий по созданию условий для формирования навыков ЗОЖ.

Материально- техническое оснащение включает необходимые условия в ДОУ для физического развития и оздоровления дошкольников: спортивный зал, площадку, спортивный инвентарь и оборудование, организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение.

Основными принципами построения здоровьесберегающей среды является:

  • Индивидуальный и дифференцированный подход:

Двигательный потенциал ребенка,

Уровень физического развития,

Предпочтение в зависимости от пола.

  • Стабильность и динамичность развивающей двигательной среды:

Двигательное оборудование, с учетом возможностей использования.

  • Эмоциональность и эстетичность:

Оборудование вписывается в общую эстетическую среду группы.

  • Учет культурных и национальных традиций:

Оборудование для народных игр и национальных видов спорта.

  • Двигательная среда ДОУ в целом:

Физкультурное оборудование,

Оздоровительные центры в группах (физкультурные уголки).

Физкультурно - оздоровительная работа строится на основе мониторинга физического развития (определение уровня физического развития, физической подготовленности, диспансеризация), с учетом физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья и охватывает все направления развития: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное.

Модель физкультурно - оздоровительной работы представлена комплексом мероприятий:

Двигательный режим,

Профилактические мероприятия,

Различные формы оздоровления,

Закаливающие мероприятия,

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Система лечебно- профилактической работы включает в себя:

Соблюдение режима,

Правильную организация сна,

Прогулки на свежем воздухе,

Закаливание,

Массаж,

Витаминизация,

Фитотерапия,

Профилактика (простудных заболеваний- оксалиновая мазь и тд.),

Индивидуальные профилактические мероприятия,

Экологическая безопасность.

В лечебно-оздоровительной и профилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная роль принадлежит закаливающим мероприятиям.

Систематическая реализация системы закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечивает основу нормального физического и психологического развития. Закладывает фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. В детском саду практикуется несколько видов закаливания, позволяющих охватить большее количество детей: хождение босиком, контрастное воздушное закаливание.

Одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни - прогулка. Для повышения её эффективности большое внимание должно уделяться занимательной двигательной деятельности (традиционная и нетрадиционная) доставляющую ребенку не только мышечную, но и эмоциональную радость.

При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопасной жизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашего дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания. Начиная, со средней группы, работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности проводится по пяти направлениям:

- «Ребёнок и его здоровье» (формирование ценностей здорового образа жизни»;

- «Ребёнок дома» (пожарная безопасность и безопасность в быту);

- «Ребёнок и дорога» (правила дорожного движения);

- «Ребёнок и природа» (навыки безопасного поведения на природе);

- «Ребёнок и другие люди» (навыки личной безопасности)

Составлены циклы Уроков здоровья и безопасности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Подобранный по данному направлению теоретический и практический материал позволяет воспитателям дать детям 3-7 лет валеологические знания, воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки ведения здорового образа жизни, формировать основы безопасной жизнедеятельности.

Работа по оздоровлению детей также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность)

Важная роль в укреплении и сохранении здоровья воспитанников отводится двигательному режиму, направленному на удовлетворение природной потребности детей в движении.

Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей с таршего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования. Понятие « двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

ДА способствует

Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям

Росту физической работоспособности

Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем

Формированию личностных качеств

Улучшению психолого – эмоционального состояния

Укреплению психического здоровья

И др

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными : они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Специалистами доказано, что основными причинами нервно – психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. Одна из важных проблем современного общества - это малоподвижный образ жизни.

Двигательная активность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» .

ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО : у ребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦО являются ориентирами для : - построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дош. возраста целевых ориентиров.

Модель двигательного режима включает:

  • физкультурные занятия,
  • утренняя гимнастика,
  • гимнастика после дневного сна,
  • физкультминутки,
  • игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),
  • подвижные игры и упражнения на прогулке,
  • закаливающие мероприятия

Модель двигательного режима для детей 3-7 лет

Формы двигательной активности

Особенности организации

Возраст

Физкультурные занятия

2-3 в неделю

1,6-7

«Утро радостных встреч»- коммуникативные игры

Ежедневно 3-5 мин

Утренняя гимнастика

Ежедневно в течение 5-10 мин.

1,6-7

Утренняя гимнастика с использованием технологии «СА- ФИ- ДАНСЕ»

Двигательная разминка во время большого перерыва меду занятиями (с преобладанием статических поз)

Ежедневно в течение 7-10 мин.

Физкультминутка (динамическая пауза)

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности в течение 3-5 мин.

Релаксация (во время занятий познавательного и художественно- эстетического цикла)

2-3 мин.

Нетрадиционные виды упражнений:

Игропластика,

Пальчиковая гимнастика,

Музыкальные подвижные игры.

Игры- путешествия

Во 2-ю половину дня 10-15 мин.

Креативная гимнастика

По мере необходимости во время занятий 2-3 мин.

Занимательная двигательная деятельность на прогулке (физические и спортивные упражнения, подвижные и народные игры)

Ежедневно во время прогулки подгруппами, подобранные с учетом ДА и физической подготовленности детей, в течение 20-25 мин.

Оздоровительный бег

В конце утренней прогулки

Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время вечерней прогулки в течение 10-12 мин.

1,6 -7

Прогулки, походы (пешие, лыжные) в лес или ближайший парк

2 раза в месяц, отведенное для физкультурного занятия и организованных воспитателем игр и упражнений, в течение 6-90 мин.

Игровой самомассаж

Ежедневно после прогулки или после сна

Бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастным и воздушными ваннами

Ежедневно в течение 10 мин.

1,6-7

Учебное занятие по физической культуре:

Контрольно- проверочное,

Тренировочное

Тематическое,

Сюжетно- игровое.

С использованием ритмо-пластики, художественной гимнастики

3 раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом ДА детей, в первой половине дня (одно занятие проводится на воздухе) в течение 20-25 мин.

Ранний возраст 15 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе.продолжительность зависит от уровня ДА

1,6-7

Неделя здоровья

2 раза в год (ноябрь, апрель)

Физкультурный досуг

1 раза в месяц совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) в течение 30-50 мин.

Физкультурно- спортивный праздник на открытом воздухе

2 раза в год совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) 60 мин.

Индивидуальная работа по художественной гимнастики, ритмопластике

2 раза в неделю в течение 25- 30 мин.

Домашнее задание

Определяется воспитателем

Физкультурные занятия совместно с родителями в детском саду

По желанию родителей и воспитателей

1,6-7

Участие родителей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников.недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий

О бщая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Организовывая разные формы двигательной активности педагог обязан :

Наблюдать за состоянием детей

Регулировать нагрузку

Правильно подбирать место проведения

Подбирать оборудование

  • Индивидуальный подход

Индивидуальный подход осуществляется на основе состояния здоровья воспитанников и уровня физического развития. С этой целью, согласно реализуемой программы, в группах заведены «карты - прогнозы», в которых фиксируется состояние здоровья, физическое и двигательное развитие каждого воспитанника. Анализ результатов помогает выделить три группы здоровья детей и осуществлять дифференцированный подход в процессе развития двигательных умений.

Учитывая индивидуальные особенности дошкольников, педагоги должны обращать внимание на физическую нагрузку, которая должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья, а также выполнять ряд требований:

  1. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  2. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  3. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
  4. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
  5. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Необходимым условием организации дифференцированного подхода в физическом развитии дошкольника является:

1. Соответствие физической нагрузки возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2. Сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной ритмической гимнастики, игрового массажа, гимнастики для глаз)

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).

Особое внимание в процессе физкультурно- оздоровительной работы отводится использованию здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду .

Цель здоровье сберегающих технологий в детском саду - это высокий уровень здоровья ребёнка , получение знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по вылеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Современные педагогические технологии:

  • ритмопластика
  • динамические паузы
  • подвижные и спортивные игры
  • релаксация
  • разные виды гимнастик
  • оздоровительный бег
  • технология обучения ЗОЖ
  • проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
  • коммуникативные игры
  • занятия из серии «Здоровье»
  • самомассаж
  • коррекционные технологии (воздействие цветом, сказкотерапия, музыкотерапия,
  • пальчиковая гимнастика
  • физкультминутки.

Положительный результат оздоровительной

работы возможен только при поддержке родителей.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ направлена и способствует сохранению физического и психического здоровья и укреплению организма ребенка. Выбор конкретных средств и методов зависит от контингента детей, задач дошкольного учреждения.

Список литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”


Елена Побирей
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Автор – воспитатель Побирей Е. Н. МДОАУ ДС № 14 г. Благовещенск Амурская область

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили своё отражение в нормативно – правовых документах современного общества: Законе РФ: «Об образовании в Российской Федерации», СанПиНе 2.4.1.3049-13, «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенции о правах ребенка» и т. д.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок. Которая строится на разделе образовательной области «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Охрана и укрепление здоровья детей

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка

с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Обеспечение физического и психического благополучия

Начинать решать эти задачи надо с самого рождения. Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Работа педагога проходит через все ведущие виды деятельности ДОУ - режимные моменты, игры, непосредственно-образовательную деятельность, взаимодействие с семьёй.

Основывается физкультурно-оздоровительная работа на ведущих принципах педагогики : гуманизации, индивидуальности, системности, последовательности, доступности, комплексности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности.

В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят : создание материально-технических условий в ДОУ, выполнение санитарно-гигиенических требований, организация полноценного питания и рационального режима дня, создание оптимальной двигательной деятельности детей, организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий, диспансеризация и медицинский контроль, работа по формированию здорового образа жизни, работа с родителями.

Значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ

Двигательная деятельность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыхательной, физическому и нервно-психическому развитию.

К ней относится:

Утренняя гимнастика

Физическая культура

Плавание

Подвижные игры

Гимнастика после дневного сна

Спортивные игры и упражнения

Лечебная физкультура (по назначениям врача)

Физкультурные досуги

Физкультурные праздники

День здоровья

Каникулы

Олимпиада

Прогулки-экскурсии

Занятия - хореографией

Занятия по ОБЖ

Спортивные праздники

Развлечения

Спортивные досуги

Занятия ЛФК и т. д.

Профилактические мероприятия - совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья людей, предупреждения и снижения заболеваемости, которые способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

К ним относятся:

Витаминотерапия

Физиотерапевтические процедуры: кварцевание, ингаляции, общее УФО, УВЧ, Электрофорез, «Тубус-кварц» и т. д.

Кислородные коктейли

Лечебная физкультура

Для часто болеющих детей

Для детей с ортопедическими нарушениями

Смазывание носа чесночным маслом, оксолиновой и бороментоловой мазью

Полоскание горла солёным раствором и настоями трав

Гимнастика для глаз и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия у психолога

Занятия по валеологии и экологии

Занятия по ОБЖ

Традиционные формы оздоровления повышают устойчивость человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места. К ним относятся:

Оздоровительный бег,

Общий массаж

Оздоровительный массаж

Расслабляющий массаж

Гидромассаж стоп

Фитотерапия:

а) полоскание горла отварами трав

б) фито чай витаминный

в) фитоадептогены (женьшень, элеутерококк)

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Коррекционные физкультминутки,

Коррекционная гимнастика,

Ходьба на лыжах,

Катание на коньках.

Подвижные игры с элементами основных видов движений,

Спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т. д. ,

Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма.

Музыкотерапия

Аутотренинг

Психотерапия

Психогимнастика

Пальчиковая гимнастика

«Дорожки здоровья»

Элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой

Релаксация

Эстетикотерапия

Игрогимнастика

Игротанец

Креативная гимнастика

Фототерапия

Аэроионотерапия

Ароматотерапия

Гимнастика с элементами хатка- йога и ушу и др.

Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания.

Солнечные ванны

Контрастные воздушные ванны

Обливание

Ходьба босиком

Облегченная одежда детей

Мытье рук, лица, шеи прохладной водой

Топтание в тазу

Контрастный душ в бассейне (при наличии бассейна)

Сон без маек

Полоскание горла настоями трав

Вхождение в воду контрастной температуры (ср. возраст)

Погружение ног в прохладную воду

Обтирание тела и др.

Мониторинг, диспансеризация - система медицинского контроля за ростом и развитием детей.

Лечебное питание

Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей . Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления

Физкультурно-оздоровительная работа не могла состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально – технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

Вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей .

От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А. Сухомлинский

Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника

7,784
просмотра

Текст этой презентации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Горняцкий детский сад»
«Физкультурно –оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Условия возникновения опыта
Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и физического развития детей в системе дошкольного образования.

Воспитать ребенка здоровым - значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.

Актуальность и перспективность опыта
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста. Модернизация дошкольного образования позволяет искать новые формы оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

**********************
Таким образом система физкультурно –оздоровительной работы в нашем ДОУ гарантирует сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности,создание благоприятных условий воспитания и развития.

Теоретическая база опыта
Программа «Радуга»Т.Н.Доронова,Т.И.Гризик Оздоровительная программа «Будем здоровы» Игровые технологии А.С. Галановой «Игры, которые лечат»

Новизна опыта
«Час»двигательного творчества, направленный на воспитание творческой личности, на развитие творческого воображения и фантазии, инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности. Динамический час на дневной прогулке. Валеологические праздники способствующие созданию у дошкольников позитивного отношения к своему здоровью.

Состояние здоровья детей
Посещаемость детей Всего по болезни По ОРВИ
71,8 11,0 8,9

Результаты выявления у детей старшего дошкольного возраста исходного уровня сформированности навыков ЗОЖ:

Технология опыта
В своей работе использую различные типы занятий: традиционные

Типы занятий
Сюжетно-игровые

Интегрированные

Типы занятий
Тренировочные

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и сотрудников дошкольного учреждения.
Оздоровительная программа «Будем здоровы»

Принципы построения программы:
Доступность, соответствие возрастным особенностям детей Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений Личностно-ориентированный подход к детям Практическое участие детей, педагогов, родителей Творческий подход в решении проблемы

Оздоровительная программа«Будем здоровы» составлена с учетом программ и технологий:
программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой Программа «Радуга» Т.Н.Доронова «Игровой массаж» - методика спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки программа «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова программа «Радуга» Т.Н. Доронова

Алгоритм работы с детьми
Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений, о способах укрепления и сохранения здоровья. Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы. Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности. Закрепление знаний в организованной сюжетно- ролевой игре, интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности. Диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в свободной игре и самостоятельной оздоровительной деятельности.

Методические приемы в работе с детьми
рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

:
Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз Гимнастика дыхательная Гимнастика корригирующая Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) Коммуникативные игры Занятия из серии «Здоровье» Точечный массаж, самомассаж

Нетрадиционные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии
Дыхательная гимнастика для детей

Массажные дорожки (профилактика плоскостопия)

Профилактика плоскостопия

Массаж и самомассаж

Психологические мероприятия в работе с детьми
музыкотерапия использование элементов арт-, слово-, изо- сказко-терапии психогимнастические этюды пальчиковая, артикуляционная гимнастика, элементы релаксации минуты созерцания ритмопластика

Система закаливания и оздоровления в ДОУ.
Используется комплекс процедур: Босохождение; Обширное умывание; Ходьба босиком по «Дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; Полоскание рта водой комнатной температуры; Воздушные ванны в облегченной одежде; Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года; Самомассаж; Гимнастика при доступе свежего воздуха в зале в холодное время года; Пальчиковая и артикуляционная гимнастика; Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой; Игровой массаж (адаптированный вариант методик спецзакаливания А. Уманской и К. Динейки).

Проектная деятельность в работе с детьми
“Зачем нужна зарядка?” “Чистые руки” “Вредная и полезная еда” “Для чего мы чистим зубы” “Если хочешь быть здоров – закаляйся” “Страна здоровья”

Взаимодействие с педагогами
Анкетирование воспитателей с целью выявления уровня знаний педагогов о здоровом образе жизни Проведение индивидуальных консультаций для воспитателей и знакомство с программно-методическим обеспечением по данной проблеме «Проблемы воспитания валеологической культуры у дошкольников». Проведение совета педагогов на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы детского сада» Практическое занятие по усвоению методов снятия нервного напряжения и утомления Психологические тренинги с элементами психотерапии

Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей Проведение круглого стола для родителей «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультуры» Проведение конкурса рисунков «Эмблема здоровья моей семьи» под девизом: «Здоровый образ жизни!» Конкурсные работы, в которых отражены спортивные увлечения детей и родителей Наглядная агитация: стенды, папки-передвижки, буклеты, рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний Совместные мероприятия, выставки, конкурсы Оказание консультативной помощи родителям по вопросу сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников Консультации для родителей «Ослабленный ребенок»,»Здоровье детей»

Совместные творческие работы детей и родителей на спортивную тематику

Результативность
Итогом реализации данной работы явилась положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в ДОУ 53 ребенка: l –гр.здоровья 20% 2 гр. здоровья 74% 3 гр. здоровья 6% Средняя посещаемость увеличилась до 86% По полученным результатам диагностики видно, что произошел качественный рост по всем показателям.

Вывод
Моя работа строится по принципу: «Уча других- учишься сам» С детьми я выступаю в роли помощника, а не педагога. Такой прием дает хорошие результаты. У детей улучшается настроение, появляется чувство радости,удовольствия. И еще.каждый малыш должен знать.что он важен и нужен. Мой успех – это успех моих воспитанников. Я не ставлю своей целью высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача – помочь детям проявить собственные возможности данные ему от рождения. Дети с радостью бегут на занятия и получают удовлетворение. Единственная красота,которую я знаю,- это ЗДОРОВЬЕ!!!

Перспектива на будующее
Мой творческий поиск продолжается. Недавно мое внимание привлекла технология «Фитбол – аэробика».Такие занятия создают неповторимый эмоциональный подъем и имеют выраженный лечебный эффект. Развивается гибкость,подвижность суставов укрепление мышц без нагрузки на позвоночник.Дети получают приятные эмоции от общения с фитболами,победы над своим неумением. Вырабатывают разумное отношение к своему организму.

Афанасьева Л.В., воспитатель МБДОУ д/с «Ручеек» р.п. Токаревка

Оздоровительная работа в детском саду

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
  • Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия) .

Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям:

  • Создаю условия для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • Повышаю педагогическое мастерство и деловую квалификацию;
  • Комплексно решаю физкультурно-оздоровительные задачи в контакте с медсестрой;
  • Воспитываю здорового ребёнка совместными усилиями с семьёй.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

Во всех группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование в том числе и для профилактики плоскостопия. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Площадь земельного участка составляет 2475 кв. м. Участок огорожен, озеленён. Игровые площадки оборудованы. Имеются: песочницы, лесенки, грибок, физкультурная площадка с полосами препятствий, гимнастическими стенками, футбольными воротами. На участке выделено свободное пространство для подвижных игр.

В данное время я работаю в старшей группе с детьми 5-6 лет.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми мной была разработана система профилактической и коррекционной работы.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников:

  • Профилактика
  • Точечный массаж
  • Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  • Гимнастика
  • Комплексы по профилактике плоскостопия
  • Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика
  • Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  • Прогулки + динамический час

Закаливание:

  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
  • Промывание носа мыльным раствором
  • Лук, чеснок

Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому я соблюдаю:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
  • Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

  • Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
  • Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
  • Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Группы раннего возраста

Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

  • Утренняя гимнастика - 8.10
  • Точечный массаж в игровой форме
  • Постепенное обучение полосканию рта
  • Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 16.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Сон без маек и подушек
  • Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
  • Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2 младшая группа

  • Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  • Утренняя гимнастика в группе 8.15
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина
  • Физкультминутки во время занятий
  • Физкультурные занятия (в носках)
  • «Чесночные» киндеры
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 16.45-18.30
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кровати
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Закаливание: Элементы обширного умывания

Средняя группа

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  • Утренняя гимнастика
  • Точечный массаж
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.15 - 11.50; вечерняя 17.30 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия

Старший дошкольный возраст

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
  • Точечный массаж
  • Полоскание полости рта после обеда
  • Физкультурные занятия в зале (в носках)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  • Чесночные «киндеры»
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.00
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • Дыхательная гимнастика в кроватях
  • Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия;

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:

  • Осуществляю закаливание при условии, что ребёнок здоров.
  • Не допускаю проведение закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) .
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
  • Закаливаю систематично и постоянно (а не от случая к случаю) .

Организация занятий

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка я придаю развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.
  • В среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего выносливость и силу) .
  • В старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Поэтому я пытаюсь использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия-тренировки в основных видах движений
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
  • Сюжетно-игровые занятия

Воспитательно–образовательная оздоровительная работа в ДОУ.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Проблема оздоровления детей эта ежедневная целенаправленная, систематически спланированная работа образовательного учреждения.

Здоровьесберегающий вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Основные задачи укрепления и сохранения здоровья детей:

Оздоровительные:

Охрана и укрепление здоровья детей;

Закаливание;

Развитие движений.

Воспитательные:

Формирование нравственно-физических навыков;

Формирование потребности в физическом совершенстве.

Образовательные:

Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие физических качеств;

Получение элементарных знаний о своем организме.

Основные формы и методы технологии сохранения и стимулирования здоровья детей это -

1) Проведение Утренней гимнастики - Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

2) Динамические паузы - физкультминутки – проводятся во время образовательной деятельности, 1-2 мин., по мере утомляемости детей. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала.

3) Пальчиковая гимнастика – проводится индивидуально либо с подгруппой детей - ежедневно. Проводится в любое удобное время.

4) Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, используются на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. (В группе имеется картотека подвижных и малоподвижных игр).

5) Дыхательная гимнастика применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

6) Обеспечение проветривания помещения (проводится согласно режима ).

7) Закаливающие процедуры : принятие воздушных ванн, хождение по массажным коврикам, принятие водных процедур.

8) Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре проводится 1 раз в неделю в спортивном зале, 1 раз в бассейне и 2 раза на улице. Перед образовательной деятельностью хорошо проветривается помещение спортивного зала или групповой комнаты. (В группе имеется пособие для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажная дорожка. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Для проведения физической культуры имеются мешочки с песком для метания, канат для физических упражнений, гимнастические ленты по 2 шт. на каждого ребенка, мячи, обручи).

Так же образовательная деятельность предполагает проведение ряда бесед с детьми: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

9) Прогулка проводится в соответствии с рекомендациями СанПиН. Во время пребывания на участке или на улице с детьми ежедневно проводятся подвижные и малоподвижные игры. (В группе имеется выносной материал: лопаты на каждого ребенка, ведра, мячи).

10) Музыкотерапия – используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

11) Проводится работа с родителями по здоровьесберегающей деятельности в виде консультаций, бесед, рекомендаций, изготовлению буклетов, памяток.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок