Детские фантазии на тему здоровья. Почему дети должны фантазировать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дети по природе своей фантазеры: живое воображение с лихвой восполняет им недостаток знаний и жизненного опыта. Но многих родителей детские фантазии отнюдь не радуют: слишком сложно порой бывает отличить детскую выдумку от реальности, а фантазию - от осознанной лжи.

Слово «воображение» происходит от слова «образ»; под воображением подразумевается способность создавать образы на основе реальной действительности и манипулировать ими. А фантазия - это частная разновидность творческого воображения , нереальное сочетание реальных элементов. Без творческого воображения и фантазии мир был бы совсем не таким, каким мы привыкли его видеть: в нем не было бы произведений искусства и изобретений. Без воображения мы так бы и застряли в каменном веке. Так что детские фантазии - это база для вполне себе взрослого прогресса.

Воображение и фантазия начинают развиваться у ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте детские фантазии самые живые, самые необычные. Дети придумывают себе воображаемых друзей и целые миры, представляют себя рыцарями и супергероями, принцами и волшебниками. Они будто существуют в двух параллельных реальностях - настоящей и выдуманной. Но при этом здоровый ребенок вполне способен отделить детские фантазии от реальности . Он разделяет, где все «по-настоящему», а где - «как-будто», «понарошку».

Воображение ребенка можно и нужно развивать, ведь детские фантазии - ключ к развитию творческих способностей. Кто знает, может через тридцать лет ваш маленький фантазер сочинит бестселлер покруче «Гарри Поттера»? Но даже если не сочинит, развитое воображение здорово поможет ему в будущем. Что нужно делать, чтобы развить у ребенка фантазию?

  • читайте ему книжки, рассказывайте сказки: пусть чужие фантазии станут фундаментом для его собственных;
  • кроме готовых игрушек предлагайте ребенку предметы-заместители: они отлично развивают фантазию, ведь их сфера применения не так ограничена;
  • предлагайте ребенку играть с образами-заместителями: а давай представим, что мы… собачки, ковбои, музыканты - да кто угодно;
  • купите ребенку принадлежности для творчества и не ограничивайте его в творчестве: да, трава не бывает синей - ну и что?

И не ругайте ребенка, если он тащит в дом «всякий хлам». Для него деревянная палка - это волшебный меч, а нанизанный на спичку одуванчик - фея цветов. Активное использование предметов-заместителей - признак хорошо развитой фантазии . Не выкидывайте их, не мешайте ребенку фантазировать. А если вы натыкаетесь на них в разных углах квартиры, лучше приучите ребенка к аккуратности.

Но не все детские фантазии хороши и полезны для ребенка. Как известно, у любой монеты есть две стороны. Негативная «обратная сторона» детских фантазий - это . Очертания мебели в темноте кажутся страшными чудовищами, а книжные герои вроде Бабы-Яги представляются ребенку вполне реальными. Часто родители сами подпитывают эти страхи во время «воспитательных моментов» : «Не будешь кушать кашу - придет Бабай и заберет тебя!»

К счастью, есть способы бороться с этими страхами. Один из самых действенных способов - дать ребенку возможность посмеяться над своим страхом . Можно предложить ребенку нарисовать воображаемого монстра, а потом пририсовать ему букет цветов или клоунский нос. И выяснится, что монстр не такой уж страшный. Или купить ребенку игрушечную волшебную палочку для борьбы с монстрами.

Также детские фантазии можно спутать с ложью. Бывает, что родители наказывают ребенка, не разобравшись - соврал им ребенок или просто нафантазировал. Как отличить ложь от фантазии? Фантазия безвредна, это просто полет воображения. В отличие от фантазии, ложь преднамеренна; ребенок выдумывает или искажает информацию, чтобы получить личную выгоду. Но не стоит драматизировать ситуацию: патологические вруны встречаются не так уж часто. Со временем ребенок перерастет ложь, просто нужно дать ему понять, что врать - нехорошо, причем в том числе - личным примером.

Детские фантазии - это неотъемлемый атрибут детства, без них оно было бы серым и неинтересным. Поощряйте стремление вашего ребенка фантазировать, но при этом следите, чтобы он не начал путать фантазии с реальностью .

Фантазия - это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым. А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность. Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.

Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.

Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.

Чтение сказок поможет развить у малыша воображение

У ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение. Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.

В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения. Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш - доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка

Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр. Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней. Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.

Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку. Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Книги, которые помогут родителям

Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.

Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя». В них представлено путешествие по городу в разное время года. Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.

Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.

Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.

Небольшое заключение

Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.

Патологическая фантазия у детей. Дети очень любят сочинять. Особенно это заметно в возрасте трех-шести лет. Это абсолютно необходимый этап психического развития ребенка. Почему дети врут, или точнее — фантазирую без меры?

Некоторые образцы детского творчества совершенно поразительны. Вспомните примеры Носова, Маршака. Фантазии детей проявляются в их играх и рисунках. Но по мере развития абстрактного мышления воображение ребенка утрачивает свой «необузданный» характер.
Здоровый ребенок никогда не «застревает» только на одной идее, игре или занятии, его фантазии подвижны и изменчивы.

Новые статьи на канале Viber - ПОДПИСАТЬСЯ

Другое дело — патологическое фантазирование ребенка. Главное отличие — отрыв от реальности, постоянство, причудливость содержания, приводящие к нарушению поведения и искажению нормального приспособления к жизни. Фантазии детей в этом случае — плод болезненно измененного творческого воображения.

Конечно, степень сложности, красочности, логической завершенности фантазий зависит от умственного развития ребенка, запаса его представлений. В этом отношении здесь те же закономерности, что и у взрослых: один сочиняет как Андерсен или Дюма, а другой не может осилить даже короткое письмо.

Например, мальчик Женя, который учится в четвертом классе, материал усваивает с трудом, оценки у него плохие. Учительница усматривает причину в том, что Женя все время «витает в облаках». Мальчик весел, говорлив, благодушен, беспечен. Охотно рассказывает, что любит мечтать: представляет себя за рулем автомобиля, проносящегося по улицам шикарного города, сопровождаемого восхищенными взглядами сверстников. Дома не расстается с рулем, бегает по комнатам, сигналит, маневрирует среди мебели. Представляет, как он нажимает разные кнопочки, опускает стекло. Однажды «увидел», как на руль села летающая тарелка. Из нее вышли инопланетяне в блестящих одеждах, держа в руках радиопередатчики. Женя не может объяснить, как космический корабль сумел приземлиться на обычный руль, но такая несуразица его ничуть не смущает. Он увлеченно говорит о том, как «заработает много баксов, увидит мир, поймает свою судьбу». Если его пытаются отвлечь, заставить делать уроки — раздражается. Женя согласен, что и автомобиль, и инопланетяне — это его выдумка, но с другими детьми может говорить только на темы собственных фантазий, другие занятия ему неинтересны.

При обследовании в клинике установлено, что у Жени невысокий уровень умственного развития, весьма ограниченный запас представлений, слабая память. Он опасается бандитов и убийц, поэтому не остается один в комнате. До шести лет страдал ночным недержанием мочи, в возрасте трех лет — (моргание, подергивание шеей, облизывание губ). Женины вымыслы не отличаются особой масштабностью и красочностью из-за его интеллектуальной неразвитости. Зато все признаки патологического фантазирования налицо.

Принято выделять несколько видов патологического фантазирования .

У детей дошкольного возраста встречается болезненное фантазирование, которое проявляется полным игровым перевоплощением. Ребенок на довольно долгое время перевоплощается в образ какого-нибудь животного, персонаж сказки, неодушевленный предмет. Представляя себя, например, собакой, ребенок ползает на четвереньках, рычит, лает, набрасывается на людей.

Представляя себя грузовым автомобилем, имитирует заправку бензином, погрузку и выгрузку груза, дорожные коллизии. Ребенок так поглощен своим занятием, что плохо воспринимает окружающую обстановку, его трудно отвлечь, занять какими-то «земными» делами. Попытки вернуть ребенка к реальности могут даже вызывать явное недовольство и агрессию.

У детей постарше (младших школьников) фантазии меньше связаны с игрой, они в большей степени определяются услышанными историями, увиденными фильмами, прочитанными книгами. Мальчики охотнее предаются мечтам о военных действиях, чувствуют себя участниками сражения. Девочки чаще представляют себя принцессами, королевами, объектами всеобщего восхищения и поклонения. Действие в их фантазиях обычно происходит на балах во дворцах.

Иногда в придуманных образах находят отражение мечты, желания, нереализованные стремления ребенка. Так, физически слабый мальчик может представлять себя могущественным и свирепым львом, которого все боятся. Ребенок, которого дома часто называют, может воображать себя командиром, королем, главнокомандующим, вершащим суд над подчиненными или подданными, подвергающим их пыткам и казням. Соответствующие действия он может совершать со своими игрушками, полностью погружаясь в воображаемую ситуацию и утрачивая контакт с родителями и сверстниками.


Фантазии подростков изобилуют различными пикантными подробностями и отличаются детективной направленностью. Ребята могут придумывать истории о своем мнимом участии в ограблениях, шпионаже, принадлежности к каким-либо организациям. Если ребенок врет, могут при этом демонстрироваться «документы» — записки, карты, доказывающие истинность подобных вымыслов. Сюжет заимствуется из общеизвестных телесериалов, кинофильмов.

Девочки-подростки иногда могут рассказывать об изнасиловании, называя имя «виновника», который не подозревает об этом, о мнимой беременности. Возникают сложные коллизии с участием учителей, соседей, полиции, в которых «виновникам» бывает нелегко оправдаться и уличить авторов фантазий в мистификации. Нередко подростки настолько входят во вкус, что сами начинают верить в достоверность своих вымыслов. В таких ситуациях возникает вопрос о том, как отучить ребенка врать и фантазировать сверх меры.

Некоторым подросткам в переходном возрасте присущи истероидные черты характера. Типичная особенность таких личностей — склонность к лживости, вымыслам, позволяющим любой ценой «сорвать аплодисменты», привлечь к себе внимание. Если ребенок врет, чтобы привлечь внимание, речь идет именно о патологическом фантазировании.

Некоторые виды детских фантазий врачи называют бредоподобными. Правда, однозначного толкования этого термина нет. Некоторые психиатры относят сюда фантастические идеи с убежденностью в наличии преследователей, врагов. Другие утверждают, что подобное фантазирование может иметь и приятное содержание. Есть мнение, что материалом бредоподобных фантазий служат яркие сновидения, которые впоследствии переносятся в бодрствующее состояние. При бредовом фантазировании ребенок все же способен разграничить вымысел и реальность. В отличие от бреда, ребенок всегда осознает, что он фантазирует «по желанию».

Как и любой другой симптом, патологическое фантазирование может встречаться в разных случаях, при многих состояниях. Довольно часто оно оказывается принадлежностью такого серьезного заболевания, как шизофрения. При этом фантазии изначально отличаются особой причудливостью, оторванностью от реальности. Их содержание может быть агрессивным, с необычно представляемыми сексуальными переживаниями.

Ребенок в таких случаях может вообще ничего не рассказывать о своих вымыслах ни взрослым, ни другим детям. Родители иногда узнают о них, лишь посетив с ребенком психиатра. При шизофрении фантазии ребенка довольно быстро утрачивают произвольность и начинают «сами лезть в голову», от них становится трудно избавиться, мысли приобретают «звучность». А это уже достаточно грозные симптомы психического заболевания.

Склонностью к фантазированию отличаются некоторые дети с замкнутым характером. Свои трудности в общении они компенсируют богатыми и яркими фантазиями. Обычно в таких случаях дети представляют себя в обществе доброжелательных, умных детей или симпатичных ручных зверей. С ними происходят приключения в лесу, в городе, в цирке с участием множества персонажей. Вся эта феерическая картинка полностью овладевает ребенком. Он может часами с отрешенным видом созерцать ее в ущерб обычным детским занятиям.

На чтение 3 мин.

Детские фантазии — что ложь, а что, правда?

Нет таких детей, которые бы не фантазировали. Но иногда родители из-за этого огорчаются. Потому, что порой они не в силах отличить фантазию от правды. Чем являются фантазии? И стоит ли поощрять ребенка, если он большой фантазер? А может быть лучше запретить летать в облаках? Как научиться определять, когда ребенок просто фантазирует, а, когда действительно говорит правду.

Детские фантазии очень разнообразны. По сути это целый мир. И такие мечтатели впоследствии могут стать великими людьми, таким, как скульпторы, архитекторы, композиторы или даже писатели. Когда у человека бурно работает фантазия, то это счастье. Плохо, когда она отсутствует.

Поэтому ругать детей, за то, что у них отлично развито воображение и проявляются их детские фантазии глупо и неправильно. Если бы в нашем мире не было фантазии, наука так и не смогла бы сдвинуться с места. И в итоге, мы бы так и не достигли цивилизации, а остались в каменном веке. А как появилась палка-копалка, ведь она была сделана из камня.

И человек, который ее смастерил, увидел в обычном камне эту интересную, полезную штуковину. Получается, что он обладал фантазией, которая работала в определенном направлении. Но, как говорится не все так хорошо, как может показаться. Недостатки можно найти везде. Поэтому и у фантазии есть своя темная сторона.

Зачастую – это фантазии, которые появляются из детских страхов. Порой бурная фантазия перерастает в наглую ложь и, если вовремя это не пресечь, она может превратиться в ужасное качество. Человек попросту может стать неисправимым лгуном.

Многие родители недооценивают своих детей. А ведь в их светленьких головках порой роятся такие мысли, что не каждый родитель мог бы в это поверить. И здесь речь идет о фантазии и грани, которую переходить не стоит.

Детские фантазии и их светлая сторона

Еще до того, как попасть в школу ребенок обретает фантазию, она помогает ему познавать мир. И в этом возрасте неплохо, если воображение будет развиваться, потому, что это также влияет на развитие ребенка в целом.

Темная сторона

Порой плоды слишком развитой фантазии начинают очень беспокоить взрослых. Потому, что в них явно просматриваются все детские страхи и даже агрессия. Часто это может вылиться в соперничество или в отказ от родителей. А порой, фантазия перерастает в постоянную ложь, когда ребенок уже не может остановиться. Он меняется буквально на глазах.

Главное, не пугаться, если у ребенка развита фантазия. Это не плохо. Главное следить за всем, что он делает, что говорит и научиться его чувствовать. Тогда вы сможете разобрать, перешел ли он грань, за которую переходить не стоит.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Поздравления с днём святого Валентина любимой девушке Поздравить любимую девочку с днем влюбленных Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками Сапожок деда мороза из пластиковых бутылок Сапожок из бутылки своими руками