Пособия и льготы вдовам военнослужащих: порядок оформления положенных компенсаций. Военная пенсия по случаю потери кормильца Попали в окружение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С татьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" с 2005 г. установлен принципиально новый вид социальной поддержки семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Данная выплата введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ взамен "натуральных" льгот, предоставляемых ранее семьям погибших военнослужащих (бесплатный проезд на общественном транспорте, льготное обеспечение лекарствами, освобождение от уплаты некоторых налогов и др.).

С 1 января по 31 декабря 2005 г. ЕДВ семьям погибших военнослужащих производилась в размерах с уменьшением на 450 руб. На удерживаемые 450 руб. получателям предоставлялся набор социальных услуг. Семьям погибших военнослужащих, имеющим право на получение ЕДВ, было предоставлено право до 1 октября 2005 г. подать заявление об отказе в предоставлении им набора социальных услуг (социальной услуги) на 2006 г. Указанным гражданам ЕДВ в последующие годы производится в размере, указанном в п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", с учетом индексации (изменения) суммы ЕДВ и стоимости набора социальных услуг, периодически осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и п. 5 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено осуществление индексации ЕДВ в порядке и сроки, определенные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации базовой части трудовой пенсии по старости.

Во исполнение указанных норм в прошедшие после принятия данных законодательных положений годы периодически проводилась указанная индексация (см. таблицу 6).

Таблица 6

Индексация ЕДВ, осуществляемой членам

семей погибших военнослужащих

Получатели
ЕДВ

Размер ежемесячной денежной выплаты (в руб.)

с
01.01.
2005

с
01.01.
2006

с
01.04.
2006

с
01.04.
2007

с
01.04.
2008

с
01.07.
2008

с
01.04.
2009

с
05.05
2009

Члены
семей
погибших
военно-
служащих

699,82

Порядок осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. N 294.

Порядок, утвержденный данным Приказом, регулирует процедуру обращения членов семей погибших военнослужащих за ЕДВ, рассмотрения территориальным органом ПФР этих обращений, определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении за ЕДВ, определяет правила установления, начисления и организации доставки ЕДВ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот порядок распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на ЕДВ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЕДВ назначается без учета районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания.

Полномочным органом, на который возложена обязанность осуществления ЕДВ семьям погибших военнослужащих, является ПФР. В этих целях территориальный орган ПФР выполняет следующие функции:

1) разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации;

2) принимает заявление об установлении ЕДВ со всеми необходимыми документами;

3) дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных для подтверждения права на ЕДВ, а также оценку правильности оформления этих документов;

4) регистрирует членов семей погибших военнослужащих, имеющих право на ЕДВ, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

5) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов;

6) сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;

7) принимает решения о назначении ЕДВ, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ЕДВ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов;

8) производит начисление суммы ЕДВ с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер;

9) производит зачет излишне выплаченных получателю сумм ЕДВ вследствие недобросовестности этого получателя или счетной ошибки.

Члены семей погибших военнослужащих подают письменное заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту жительства.

Члены семей, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР по своему месту пребывания. Члены семей, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, могут подать заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания.

Члены семей погибших военнослужащих, получающие пенсию по случаю потери кормильца в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР по месту нахождения выплатного дела. Члены семей, проживающие в стационарном учреждении социального обслуживания, обращаются за ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

В тех случаях, когда член семьи военнослужащего, которому назначается ЕДВ, является недееспособным, заявление подается по месту жительства его опекуна (попечителя). В том случае, если законным представителем недееспособного члена семьи является соответствующее учреждение, в котором недееспособный гражданин пребывает, заявление указанного лица подается администрацией данного учреждения в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Члены семей погибших военнослужащих могут обращаться за ЕДВ в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Члены семей погибших военнослужащих могут обращаться за ЕДВ непосредственно либо через представителя. Дата приема заявления регистрируется в специальном журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.

Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами от гражданина, обращающегося за ЕДВ, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой заявителю территориальным органом ПФР.

Заявление о назначении ЕДВ подается по следующей форме:

Образец

(наименование территориального органа Пенсионного фонда

Российской Федерации)

ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ

(фамилия, имя, отчество)

1. Принадлежность к гражданству: гражданин Российской Федерации,

иностранный гражданин, лицо без гражданства (нужное подчеркнуть)

2. Адрес места жительства:

__________________________________________________________________________

(указывается почтовый адрес места жительства, места пребывания,

Фактического проживания)

Наименование? ?Дата? ?

Документа, ? ?выдачи? ?

Удостоверяющего? ? ? ?

Личность? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

Дата? ?

????????????????????????????????????????????????????

Место? ?

Кем выдан? ?рождения? ?

????????????????????????????????????????????????????

3. Сведения о законном представителе несовершеннолетнего или

недееспособного лица:

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________________

(почтовый адрес места жительства, места пребывания, фактического

Проживания, телефон)

????????????????????????????????????????????????????

Наименование? ?Дата? ?

Документа, ? ?выдачи? ?

Удостоверяющего? ? ? ?

Личность? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

Дата? ?

Номер документа? ?рождения? ?

????????????????????????????????????????????????????

Место? ?

Кем выдан? ?рождения? ?

????????????????????????????????????????????????????

????????????????????????????????????????????????????

Наименование? ?

Документа, ? ?

Подтверждающего? ?

Полномочия? ?

Законного? ?

Представителя? ?

????????????????????????????????????????????????????

Номер документа? ?Дата выдачи?

????????????????????????????????????????????????????

В том случае, если законным представителем является юридическое

лицо, то дополнительно указываются банковские реквизиты учреждения:

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________.

4. Прошу назначить мне ежемесячную денежную выплату:

(указываются статьи, дата и

На ежемесячную денежную выплату)

в соответствии с Федеральным законом: ____________________________________

(указываются статьи, дата и

N соответствующего федерального закона)

????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

Дата? Подпись заявителя?

????????????????????????????????????????????????????

Данные, указанные в? Подпись специалиста?

Заявлении, ????????????????????????

Соответствуют документу, ? ?

Удостоверяющему личность? ?

?????????????????????????????????????????????????????

К заявлению прилагаю следующие документы: ?

?????????????????????????????????????????????????????

Перечень?

?????????????????????????????????????????????????????

1. шт.?

?????????????????????????????????????????????????????

2. шт.?

?????????????????????????????????????????????????????

3. шт.?

?????????????????????????????????????????????????????

?????????????????????????????????????????????????????

5. Обязуюсь сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера

ежемесячной денежной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих

прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Расписка-уведомление

Заявление и документы гр. ________________________________________________

????????????????????????????????????????????????????

Принял?

????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

__________________________________________________________________________

(линия отреза)

Расписка-уведомление

Заявление и документы гр. ____________________________________

????????????????????????????????????????????????????

Принял?

? ?????????????????????????????????

Регистрационный? Дата приема? Подпись?

Номер заявления? заявления? специалиста?

????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

К заявлению члена семьи погибшего военнослужащего, обратившегося за назначением ЕДВ, должны быть приложены документы:

Удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

О признании членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий либо приравненных к ним лиц;

О месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;

Удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

О смерти кормильца;

Подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) кормильцем;

Подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

Подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.

Для подтверждения права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение ЕДВ предъявляются следующие документы:

а) в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство заявителя предъявляется паспорт этого лица или заменяющий его документ (удостоверение личности, военный билет и т.д.);

б) в качестве документа, подтверждающего место жительства лица, обратившегося за ЕДВ, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации);

в) в качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за ЕДВ, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации. Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление;

г) в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации;

д) в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, выданный органами внутренних дел Российской Федерации;

е) документом, подтверждающим регистрацию в системе государственного пенсионного страхования, является страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ;

ж) в качестве документов, подтверждающих статус члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий либо военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, принимаются удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 и утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР от 18 октября 1989 г. N 345, либо справка, заменяющая названное удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", либо справка установленной формы о гибели военнослужащего, либо документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу указанных в настоящем пункте ветеранов;

з) в качестве документов, подтверждающих изменение фамилии, имени, отчества, предъявляются: свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств;

и) в качестве документов, подтверждающих брачные отношения, предъявляются: свидетельство о браке, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств;

к) в качестве документа, подтверждающего факт смерти и дату смерти гражданина, принимается свидетельство о смерти;

л) в качестве документа, подтверждающего признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим, принимается решение суда;

м) в качестве документа, подтверждающего полномочия законного представителя лица, которому устанавливается ЕДВ, предъявляется удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении, положения (уставы) учреждений, предусмотренные ст. 35 ГК РФ, паспорт и иные документы, удостоверяющие личность и должность руководителя учреждения;

н) в качестве документов, подтверждающих родственные отношения, предъявляются: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки паспортно-визовых подразделений МВД России и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта;

о) факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта;

п) документом, подтверждающим, что нетрудоспособные члены семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, является справка территориального органа ПФР по месту их жительства.

В подтверждение права на ЕДВ принимаются копии документов, содержащих достоверные сведения и выданных компетентными органами или должностными лицами. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.

ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ЕДВ считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Решение о назначении ЕДВ в размере, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", выносится территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

В случае отказа в удовлетворении заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

ЕДВ назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ЕДВ, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

В случае несогласия гражданина, обратившегося за ЕДВ, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Решение как территориального органа ПФР, так и вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано в суде.

Документы получателя ЕДВ, являющегося пенсионером, брошюруются в выплатное дело, хранящееся в территориальном органе ПФР. На получателя ЕДВ, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе ПФР, в которое брошюруются его документы.

ЕДВ начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается ветераном в территориальный орган ПФР ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом.

При подаче заявления иным способом установление личности и проверка подлинности подписи ветерана осуществляются нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ, либо органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Для начисления ЕДВ территориальным органом ПФР открывается лицевой счет на каждого получателя этой выплаты. Лицевой счет оформляется на лицо, которому установлена ЕДВ. Пенсионеру, состоящему на учете в территориальном органе ПФР, открытие дополнительного лицевого счета не требуется, начисление ЕДВ производится в соответствующем разделе лицевого счета этого пенсионера.

В том случае, когда лицо, которому назначается ЕДВ, является несовершеннолетним или недееспособным, в лицевой счет вносятся сведения о законном представителе этого лица.

Начисление сумм ЕДВ в лицевом счете производится на основании документов выплатного дела и иных документов, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, включая исполнительные документы.

В том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) в следующем году, то в следующем году сумма ЕДВ выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг (социальной услуги).

Приостановление, продление и возобновление ЕДВ производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и с учетом Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правления ПФР и Минтруда России от 16 февраля 2004 г. N 15п/18.

ЕДВ прекращается:

1) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

2) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ЕДВ.

Начисленные суммы ЕДВ, которые не были востребованы своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением.

ЕДВ, не полученная членом семьи погибшего военнослужащего своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы ЕДВ за прошедшее время определяются с учетом информации о предоставлении получателю набора социальных услуг (социальной услуги).

Суммы ЕДВ, причитавшиеся члену семьи погибшего военнослужащего и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Доставка начисленных сумм ЕДВ осуществляется за текущий календарный месяц. Доставка начисленных сумм ЕДВ пенсионерам, состоящим на учете в территориальном органе ПФР, производится одновременно с пенсией. Доставка ЕДВ пенсионеру осуществляется через организацию, доставляющую ему пенсию.

Член семьи погибшего военнослужащего вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку ЕДВ, и письменно уведомить об этом территориальный орган ПФР. Члену семьи, законным представителем которого является соответствующее учреждение, ЕДВ может перечисляться на счет указанного учреждения.

Получателям, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, ЕДВ производится территориальным органом ПФР в общеустановленном порядке.

Доставочные документы на суммы ЕДВ оформляются в порядке, установленном для выплаты и доставки трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Члены семьи, имеющие право на получение ЕДВ, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ.

Сравнительный анализ ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" показывает, что между указанными статьями имеется противоречие с точки зрения круга лиц, имеющих право на ЕДВ.

Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) ветеранов, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Однако в ст. 23.1 данного Федерального закона указывается, что право на ЕДВ имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда.

До 2005 года социальная поддержка родных и семей погибших либо пропавших без вести военнослужащих осуществлялась выделением натуральных льгот, как проезд на общественном транспорте бесплатно, выделение лекарств, освобождение от некоторых налогов. Принятие, так называемого Закона о монетизации льгот, позволило заменить некоторые натуральные льготы ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ) или ежемесячными денежными компенсациями при потере кормильца военнослужащего. Например, компенсация расходов на жильё семьям погибших военнослужащих.

Кто имеет право на получение компенсации

Членами семьи погибшего военного, которым полагается выплата, при потере кормильца являются:

  • вдовы либо вдовцы, не зарегистрировавшие повторный брак;
  • дети несовершеннолетнего возраста;
  • совершеннолетние дети, получившие инвалидность до достижения совершеннолетия;
  • дети-студенты, возраст которых менее 23 лет;
  • другие члены семьи, которые находились на иждивении.

Подходы к назначению ежемесячной выплаты

ЕДВ родным погибшего военного назначается на основании следующих признаков:

  1. Имущество, доходы погибшего, умершего военнослужащего были единственным источником существования претендующих на ЕДВ родственников, детей.
  2. Оказание помощи своим родственникам было постоянным действием, и оказывалась постоянно и по доброй воле. То есть выделяемые средства были основным источником существования.

Эти факты требуют особого подтверждения и зачастую вызывают много проблем при назначении ЕДВ родным погибшего военнослужащего.

Матерям, отцам, вдовам приходится доказывать характер, размеры материальной помощи военного, наличие детей, которые оказывали либо могли оказывать помощь.

Для подтверждения следует прикладывать соответствующие документы:

  • талоны почтовых переводов,
  • расчетные листы к денежному аттестату,
  • копии исполнительных листов.

При невозможности установить нахождение на иждивении по причине отсутствия необходимых документов приходится обращаться в судебные органы либо, отправив заявление в прокуратуру, после чего прокурор может возбудить дело.

Документы для подачи заявления на выплату

Для получения ЕДВ при потере кормильца на ребёнка военного, либо на других членов семьи, необходимо в территориальное отделение пенсионного фонда предоставить пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • для ребенка документ о рождении либо об усыновлении, с информацией о гражданстве, установленной инвалидности (при наличии), старше 18 лет – подтверждение о получении образования в очной форме;
  • удостоверение либо справка установленного образца, подтверждающие факт гибели военнослужащего;
  • копия брачного свидетельства;
  • реквизиты счета.

Право на получение ежемесячной денежного пособия на детей погибшего военнослужащего, как и остальных членов семьи, дается при наличии справки, установленной формы, либо удостоверения. Для получения последнего необходимо обратиться в органы пенсионного обеспечения с документами:

  • справка, удостоверяющая военную службу погибшего;
  • свидетельство о смерти погибшего;
  • свидетельства, подтверждающие родство с погибшим;
  • справка, удостоверяющая право на пенсию по причине гибели кормильца.
Ежемесячная денежная компенсация на детей погибшего военного, на вдову (вдовца), других родственников выплачивается в установленном законом порядке территориальным отделением ПФР, размер выплаты индексируется ежегодно.
Сроки для принятия решения по ЕДВ

Ежемесячная денежная выплата на родных погибших военнослужащих, а также на детей назначается с момента подачи заявления.

Решение о назначении, размере ЕДВ должно быть вынесено не позже десяти дней после обращения.

При отказе в удовлетворении просьбы заявителя, сотрудники пенсионного фонда обязаны за пять дней уведомить обратившегося заявителя, указав причины отказа, порядок обжалования и возвратив все документы.
Нюансы социальной поддержки

До сих пор не устранены некоторые противоречия в объеме социальной поддержки для семей военнослужащих, проходивших службу и погибших до 1995 года и после него. В несколько другой ситуации находятся семьи погибших военных, которые ушли из жизни ранее этой даты. На них распространяется ряд льгот, которыми обеспечиваются участники ВОВ, хотя и эти льготы значительно уступают льготам, предназначенным ветеранам.

Советский районный суд г. Тулы

Советский районный суд г. Тулы - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Тулы в составе

Председательствующего Бездетновой А.С.,

При секретаре Карманниковой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/11 по искам Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны,

У с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются родителями и женами военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащего производится с нарушением действующего российского законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает им ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5, в то время как обязан производить начисления и выплаты с 01.01.2005 года. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1.08.1989г. № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты.

Конституционный суд РФ в своем определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П установил, что взаимосвязанные положения статьи Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату матерям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Они обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлениями, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ответах УПФ РФ в г. Туле отказало в пересмотре размера ЕДВ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.

Полагают, что УПФ РФ (ГУ) в г.Туле нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим российским законодательством размере с момента его нарушения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 814 рублей 07 копеек.

В ходе рассмотрения дела истцы, уточнили свои исковые требования, просили суд признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 039 рубля 98 копеек; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле судебные расходы в сумме 3000 рублей.

В судебное заседание истцы не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенностям – Фалдина А.В. и Морозова А.А. заявленные исковые требования не признали, указав на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ 04.04.2007 г. № 331-ОП не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1. Ф3 «О ветеранах» участникам ВОВ. К вышеуказанному кругу лиц относятся родители и жены: военнослужащих, погибших при защите СССР, военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, умерших военнослужащих, признанными инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, и заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г.

Данное определение Конституционного суда вступило в силу 04 апреля 2007 года. При этом порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 г.). С указанного момента положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. , п. 2 ст. и ст. Федерального закона «"О ветеранах» должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

С момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч.1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Устинова Л.П. и Щербаха Н.И. как вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ

Гибель или смерть детей и супругов истцов наступила до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у Устиновой Л.П. погиб супруг Устинов Н.В. – ДД.ММ.ГГГГ, у Щербаха Н.И. – погиб супруг Щербаха В.М. – ДД.ММ.ГГГГ

Истцы обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответов УПФР в г.Туле указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцам в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с указной даты с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной военной службы военнослужащих, не оспаривается и с ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота им предоставляется.

Разрешая заявленные истицами требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, а также давая оценку выводам УПФР в г.Туле, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему.

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.

Председательствующий подпись А.С.Бездетнова

Определение Пензенского областного суда от 22.04.2008 по делу N 33-746 Исковые требования об обязании ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты как вдове погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника ОВД удовлетворены, поскольку истец приравнен по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Овчаренко А.Н.

22 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Мамоновой Т.И.

Судей Моисеевой Л.Т. и Елагиной Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе начальника Управления ПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриевой на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года, которым постановлено:

Иск К.Н. удовлетворить.

Признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения представителя К.Н. - Р.С. (по доверенности), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

К.Н. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы и просила обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты, право на которые она имеет как вдова погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел.

В обоснование своих требований истица указала, что ее муж, К.И., находясь в служебной командировке, погиб 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в городе Грозном Чеченской Республики.

Пенсионным отделением ФЭО УВД Пензенской области 31 июля 2002 года ей было выдано удостоверение как вдове погибшего воина, в котором указано, что она в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ имеет право на льготы, установленные данной нормой. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истица была включена в регистр федеральных льготников и с 1 января 2005 года ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты.

Однако в апреле 2005 года ответчик прекратил выплачивать эти средства, что она считает незаконным.

Просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“, признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат неправомерными, обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты с апреля 2005 года в размере, установленном ст. 154 ФЗ РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ“, с учетом подачи в пенсионный орган заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Истица К.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы К.Н. - Р.С., действующий на основании доверенности от 24 октября 2007 года, иск своей доверительницы поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования уточнил и просил суд: 1) признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“; 2) обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, исковые требования не признала, пояснив, что поскольку К.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, она не имеет право на меры социальной поддержки, в т.ч. права на получение ежемесячных денежных выплат. Часть 1 ст. 21 указанного Закона определяет такое право членов семьи погибших только при условии, если они являются нетрудоспособными. К.Н. является трудоспособной, а потому ежемесячные денежные выплаты прекращены ей правомерно.

Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриева просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

Не отрицая, что истица действительно является вдовой сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, кассатор считает, что ей обоснованно прекращены ранее назначенные ежемесячные денежные выплаты, поскольку ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривает, что такие выплаты могут получать лишь те вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, которые являются нетрудоспособными, состоящими на иждивении погибшего и получающего пенсию по случаю потери кормильца. Истица же является трудоспособной и пенсию по случаю потери кормильца не получает.

По мнению кассатора, суд неправильно истолковал положения ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Удовлетворяя иск К.Н., суд признал установленным и исходил из того, что ее требования соответствуют закону и подтверждены соответствующими доказательствами.

Данный вывод суда является правильным.

В судебном заседании установлено, что К.Н. является вдовой сотрудника органов внутренних дел К.И., погибшего 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 27 декабря 2004 года К.Н., как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел, с 1 января 2005 года пожизненно была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. (л.д. 35).

Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 22 марта 2005 года ежемесячная денежная выплата истице была прекращена с 1 апреля 2005 года (л.д. 41).

Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области от 18 октября 2007 года N 16/6019 была подтверждена правомерность указанного решения и истице было сообщено о невозможности возобновления ежемесячной денежной выплаты.

По мнению ответчика, К.Н. как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ РФ “О ветеранах“, поскольку, являясь трудоспособной, не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Однако суд обоснованно пришел к выводу о неправильности выводов ответчика.

При этом суд, проанализировав положения соответствующих норм ФЗ РФ “О ветеранах“, Закона РФ “О милиции“, исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 ФЗ РФ “О ветеранах“ при жизни инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим, предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартира - занимаемой жилой площади).

В случае их гибели (смерти), исходя из толкования ответчиком положений ст. 21 этого Закона, член семьи (вдова), в случае ее трудоспособности, теряет названную меру социальной поддержки, как и ряд других, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года N 475, к членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым положены компенсационные выплаты, относятся, в частности, вдовы (вдовцы) за исключением вступивших в новый брак, вне зависимости от трудоспособности.

Согласно же ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Пунктом 2 ст. 21 предусмотрены меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка: родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Таким образом, родители и вдовы погибших (умерших) указаны в одном пункте названной статьи, в связи с чем следует применить конституционный принцип равенства всех перед законом.

Из анализа положений ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ суд пришел к выводу о том, что истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, приравнена по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В связи с тем, что члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно признал, что К.Н., как лицо, приравненное законом к этой категории граждан, также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.

Как указано в решении суда, нормы ст. ст. 21 и 23.1 ФЗ “О ветеранах“ не могут применяться отдельно друг от друга, т.к. находятся в системном единстве и имеют общий предмет регулирования - устанавливают единые по своему правовому назначению меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним категорий граждан.

С учетом изложенных обстоятельств суд признал незаконным отказ в предоставлении К.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, как лицу, обладающему правом на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 данного Закона.

Иное противоречило бы вышеуказанному правовому назначению данной выплаты (восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина) и ставил бы истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, что не соответствует принципу равенства всех перед законом, гарантированному ст. 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд признал необходимым удовлетворить заявленный иск, возложив на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы обязанность возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ с 1 апреля 2005 года (т.е. с момента ее прекращения).

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года по делу по иску К.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы - без удовлетворения.

Не все знают, какие существуют льготы родителям погибших военнослужащих срочной службы и как правильно ими пользоваться.

Важно изучить детально основные положения закона, который регламентирует виды помощи, предоставляемые родным военного, отдавшего жизнь при прохождении службы.

Льготы для родителей и жен погибшего военнослужащего затрагивают не только медицинскую сферу, но и жилищную .

На какие жилищные льготы можно рассчитывать?

Родители и супруги тех военных, которые погибли вследствие получения ранения или увечья, выполняя свой долг перед Отечеством, могут рассчитывать на следующие жилищные льготы:

  1. Семьи погибших, нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право подать заявку на улучшение жилья в местные органы и рассчитывать на внеочередное приобретение квадратных метров.
  2. Семьи погибшего или пропавшего без вести военного не выселяют из квартир и домов, занимаемых на данный момент ими, без предоставления другого жилья, соответствующего всем нормам проживания.
  3. Дополнительно предоставляется компенсация на оплату услуг ЖКХ или ТСЖ в размере 50%. Данными льготами можно воспользоваться независимо от того, кто именно из членов семейства является основным квартиросъемщиком.
  4. Если семья погибшего военного проживает в доме без центрального отопления, то она имеет право на оформление помощи в размере 50% на покупку твердого топлива. Нормы потребления для каждого региона проживания в этом случае устанавливаются на законодательном уровне.
  5. Родители или вдовы погибших могут рассчитывать на получение кредитного займа на льготных условиях, направленного на строительство частного или кооперативного жилья. Данный заем можно потратить на покупку дачного домика или благоустройство уже имеющихся садовых наделов.
  6. Семьи погибших военных наделены правом на приоритетное вступление в выбранные жилищные кооперативы или на получение необходимых строительных материалов для возведения частного дома.
  7. Если семья погибшего имела долги за ремонт и реконструкцию жилья, то, согласно действующему законодательству, родственники имеют право на компенсацию всех расходов.
  8. Денежное пособие на оплату жилья в размере 50% могут получать родители и вдовы умершего военнослужащего. Выплачивается оно по программе социальной поддержки и не привязывается к домам определенного жилищного фонда.

Вернуться к оглавлению

Медицинские и иные льготы

Льготы семьям погибшего военнослужащего затрагивают не только жилищную сферу, но и налогообложение, медицину:

  1. Бесплатное получение лекарственных средств для семей погибших по рецептам, выписанным специалистом.
  2. Бесплатные консультации и лечение в медицинских учреждениях, к которым они прикреплены по месту работы.
  3. Законное право на пользование отпуском в удобное время года, а также на получение внеочередного отпуска сроком до 14 дней без сохранения оплаты труда.
  4. Приоритеты в обеспечении путевками в санаторий, дома отдыха для работающих или безработных родителей. Для вдов военнослужащих, скончавшихся от полученных ранений и профессиональных заболеваний, а также других членов семьи, которые опекают детей погибшего, существует приоритетное право на получение и оформление путевок в санатории и дома отдыха для совместного оздоровления с детьми.
  5. Получение на льготных условиях путевок для детей погибших военнослужащих в оздоровительные лагеря.
  6. В соответствии с действующими нормами налогообложения семьи умерших военных имеют право на льготное начисление налогов, льготу по уплате пошлины в случае выдачи им права на наследство.
  7. Для родителей и жен, которые не вступили в брак после потери мужа, детей и других иждивенцев, независимо от уже оформленных и получаемых социальных выплат, предусмотрена пенсия по потере кормильца. Супруга, вступившая повторно в брак, такое пособие на детей получать не имеет права.
  8. Если требуется оформление кого-либо из членов семьи погибшего в специализированные медицинские учреждения, то данная процедура проходит на условиях первоочередности.

Вернуться к оглавлению

Льготы для детей и родственников погибшего

Льготы родителям погибшего военнослужащего срочной службы на этом не заканчиваются. Льготы матери погибшего военнослужащего и отцу:

  • ежемесячная помощь в размере 927 рублей;
  • льготное пенсионное обеспечение;
  • преимущества при вступлении в различные некоммерческие объединения;
  • если члены семьи погибшего имеют жилищные проблемы, то они могут рассчитывать на получение жилья согласно нормам и правилам, установленным законодательно.

Важно отметить, что в случае потери близкого человека, отдавшего жизнь ради защиты Отечества, родители, вдовы и дети имеют право на бесплатный проезд к месту захоронения и обратно домой (один раз в год, группой не более 3 человек). Данная льгота не распространяется на проезд в такси. Для урегулирования данного вопроса стоит обращаться в Администрацию города и органы социальной защиты.

Льготы вдове погибшего военнослужащего при исполнении определяются в индивидуальном порядке, учитывая при этом период прохождения службы погибшего, его звание и занимаемую должность.

Все льготы и права для вдов военнослужащих действуют до того момента, пока женщина не вступила в законный брак повторно.

Для детей, братьев, сестер погибшего действует положение о начислении и выплате соответствующей денежной помощи в связи с гибелью кормильца. Данное пособие выплачивается до тех пор, пока лица не достигли 18-летнего возраста или обучаются на дневном отделении учебного заведения. Если дети, внуки, братья и сестры погибшего признаны инвалидами при условии наличия других трудоспособных родителей или опекунов, то они подлежат внеочередному определению в специализированные медицинские учреждения с выплатой пособия, определенного законодательством.

На оформление и выплату второй пенсии могут рассчитывать дедушка и бабушка, достигшие пенсионного возраста, если военнослужащий являлся их кормильцем. Рассматривается ситуация оформления второй пенсии для инвалидов, если они на данный момент не получают своевременную помощь от других родственников.

По законодательству РФ родители, дети и вдовы погибших военнослужащих имеют право не только на денежные пособия, но и на иную помощь. Поэтому важно знать все варианты льгот, чтобы вовремя подать заявку на их получение.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение