Функции одежды как социального символа. Кто производит технологичную одежду: Гид по главным героям индустрии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль, так же, как продукты питания и жилье. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от жары, холода, атмосферных осадков, т.е. выполняет определенные функции.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делятся на утилитарные и социально-эстетические.

Утилитарные функции одежды заключаются в ее практической полезности и сводятся к двум группам функций: защитным и утилитарно-практическим.

Защитная функция одежды является наиболее важной. Это объясняется тем, что человек нормально функционирует только при определенных параметрах окружающей среды. Одежда способна защитить человека от неблагоприятных воздействий физической среды, химической, биологической среды, факторов физиолого-психологической среды, природной среды, от механических повреждений.

Утилитарно-практические функции включают функцию назначения и практическую.

Функция назначения одежды заключается в обеспечении одеждой физической возможности эффективного выполнения процессов, для которых она предназначена, т. е. работы, отдыха, сна и др. Одежда, не приспособленная для этих процессов, может стать причиной травматизма, быстрого утомления, ухудшения физического состояния здоровья, снижения производительности труда и др.

Практическая функция, присущая некоторым видам одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.), заключается в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придании им определенной формы.

Социально-эстетические функции одежды заключаются в ее духовной полезности, т. е. способности одежды предметно-чувственным образом отражать свою природную и общественную целесообразность, красоту, совершенство и нести в себе определенную информацию.

Социальные функции характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям и его общественную значимость и целесообразность. В эту группу входят функции: морально-этическая, информативная, визуально-коммуникативная, воспитательная и функция стимулятора психической активности.

Морально-этическая функция одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, способ ее ношения.

Информативная функция одежды заключается в ее способности информировать нас о морально-этических представлениях, традициях и обычаях, сложившихся в обществе. Одежда может поведать и о человеке, который ею пользуется, и о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и др. Кроме того, сам облик вещи несет информацию человеку о том, к какому классу, типу она относится, каким образом следует с ней обращаться и т. п.

Визуально-коммуникативная функция одежды заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определенные сведения от кого-то кому-то. Эта функция возникла из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определенные группы в целях регулирования взаимоотношений между ними, и одежда выступает таким признаком отличия групп. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (форменная одежда железнодорожников, работников милиции и т. п.), государственным (форменная одежда военнослужащих) и др.

Воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов, так как воспитывают не только люди, события, но и вещи. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая дает первые уроки эстетического воспитания детям.

Одежда может выступать в качестве стимулятора психической активности, инициативы, перемен и разнообразии в образе жизни человека.

Художественно-эстетическая функция одежды заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, гармонией с окружающей средой, внешним обликом и личностью человека. Одежда является предметом материальной культуры человека, несет в себе черты исторической эпохи, национального характера, индивидуальных творческих особенностей и потому является объектом эстетического восприятия. Одежда рассматривается не только как предмет потребления, но и как произведение прикладного искусства. Каждая историческая эпоха, каждый народ по-своему ставят и решают задачи создания одежды.

Так же я бы хотела отметить и магическую функцию одежды. Это одежда, наделенная какими-то сверхъестественными способностями. Любимая майка, в которой всегда получаешь пятерки, платье, в котором знакомишься с хорошими людьми, или же костюм, в которой всегда люди идут тебе на встречу и помогают тебе во всем. Так же это могут быть украшения, и амулеты, которые защищают вас от злых духов и от воздействия злых сил.

Это одна из самых древних функций одежды. В далеком прошлом человек был настолько уязвим и настолько был зависим от внешней силы, природы в частности, что ему требовалась защита от этой агрессивной среды. Это и есть магические функции одежды.

Для повседневной одежде наиболее важными функциями являются удобство в носке и прочность. Главную функцию определяет общее назначение изделия. Например:

· основные функции женского платья: регуляция теплоотдачи организма, создание благоприятных условий для труда и отдыха и украшение человека;

· основные функции такой одежды, как костюмы, куртки и пальто - усиление тепловой изоляции организма, защита человека от неблагоприятных воздействий природной среды и его украшение.

Функциональность одежды и народные традиции

Использование народных мотивов в создании образцов современной одежды зависит и от ее назначения. Необходимо сказать, что исследование этой зависимости затруднено рядом причин. Моделирующие организации только с середины 50-х годов стали формировать костюм по принципу его бытового назначения. До этого, как правило, проектировали платья, верхнюю одежду, юбки, блузы, спортивные костюмы, носившие печать некоего усредненного назначения. Например, создавалось платье вообще. Оно могло быть сделано из недорогой ткани, иметь несложные покрой и отделку, сравнительно дешево стоить и тем самым предназначаться на каждый день. Другое платье, более сложного покроя, выполнялось из дорогой ткани, украшалось вышивкой, стоило дороже, чем первое, и служило выходным туалетом.

То же, можно сказать и о верхней одежде. Моделирование спортивного костюма только зарождалось и носило характер проб. Часто верхняя часть такого костюма напоминала платье (в костюме для конькобежцев) или жакет (в костюме для лыжников). Одежда для службы часто представляла собой блузу с юбкой, а наиболее популярной одеждой для дома были халаты (короткие и длинные) и пижамы. Отсутствовало и четкое деление бытового костюма на виды. Это затрудняло дифференцирование работы по использованию народных мотивов в проектировании того или иного вида изделий.

Процесс использования народного искусства не удалось полностью изучить и потому, что единственный источник печатной информации о советском моделировании одежды - "Журнал мод" - не стабилен по рубрикации. Например, модели одежды для работы публикуются под разными названиями: "для работы", "для службы", "на каждый день" и т. п. В одном годовом комплекте (за 1946 г.) опубликовано 7 моделей служебной одежды, в другом (за 1948 г.) - 77. Еще хуже обстоит дело с домашней одеждой. Она отсутствует на страницах "Журнала мод" за 1956 г., затем появляется, в 1962 - 1966 гг. исчезает, в 1967 г. опять появляется, чтобы потом снова исчезнуть. Наиболее устойчиво разрабатываются и отражаются в печати верхняя одежда, нарядное платье, костюм для спорта и отдыха.

Костюм, как всякая бытовая вещь, имеет утилитарные и эстетические функции. Утилитарные функции соответствуют назначению костюма. Костюм для домашних занятий, для службы, для спорта и отдыха, верхняя одежда, нарядное платье и т. п. - все эти вещи предназначены создавать условия, наилучшим образом отвечающие тому или иному роду деятельности человека в определенной среде и в определенное время.

Как известно, утилитарное содержание костюма обусловливает его форму. Эстетическая функция одежды, как правило, органично сочетается с ее утилитарными функциями. Ими определяется момент участия искусства в создании художественного облика одежды. В самом деле, так как главное назначение костюма заключается в создании своеобразного микроклимата для оптимальных условий деятельности или досуга человека, задача искусства - найти пути к выполнению этого назначения. Например, искусство должно помогать превращению труда из необходимости в удовольствие. Известно, что крестьяне на сенокос или жатву надевали праздничные костюмы. Их нарядность скрашивала тяжесть труда, декор костюма, так же как и песня, играли роль стимуляторов деятельности, внося в нее долю торжества.

Использование мотивов народного искусства непосредственно связано с повышением не только эстетической, но и утилитарной функции костюма. Кроме сравнения видов одежды по степени внедряемости народных мотивов, представляется очень важным выявить причины различия в этом процессе. Очевидно, такое выявление будет касаться соотношения утилитарной и эстетической функции каждого вида одежды и традиций народного костюма, так или иначе используемых в моделировании одежды. Думается, логично начать рассмотрение трансформации народных мотивов в этом аспекте с одежды для службы, которая менее всего подвержена влиянию народных мотивов.

Одежда для службы. Одежда для службы - это одежда для работников учреждений, институтов, школ и т. п., условия работы которых не отличаются резко друг от друга 1 . Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузами, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т. п. Как правило, она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре. Технология изготовления такой одежды рассчитана на массовое производство.

1 (Спецодежда анализу не подлежит )

Одежда для службы должна обеспечивать удобство в работе. Художественный облик вещи решается пропорциональностью соотношений частей, пластикой форм, цветом, рисунком и фактурой тканей. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка. Большинство моделей одежды для службы проектируется на основе идей, обусловленных современными требованиями.

Рациональные формы (блуз, юбок и т. д.) чаще всего классические, носят интернациональный характер и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшой дозе, эти мотивы все-таки находят отклик в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы, в частности, подобной форме рубахи; ткани пестротканые или набивные, с рисунком, напоминающим рисунок крестьянских полотен.

Такие элементы не подавляют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм. Но несмотря на то что традиции народного костюма находят место в решении служебной одежды, их доля в моделировании невелика.

Домашняя одежда. Назначение домашней одежды - создать человеку условия для занятий и отдыха дома, в семье. Характер выражения утилитарной и эстетической функции здесь иной, чем в одежде для службы. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности, быть приятной для окружающих и соответствовать индивидуальности человека. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету и тканям. Известно разделение домашней одежды на три подгруппы: 1) одежда для сна, для утреннего и вечернего туалета; 2) одежда для домашней работы; 3) одежда для отдыха.

Проектирование и массовый выпуск домашней одежды всех трех подгрупп обусловили бы эстетический вид домашнего костюма. Однако имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что преимущественно разрабатывались модели одежды лишь одной подгруппы - одежды для домашней работы. Моделей домашней одежды для отдыха совсем немного.

В проектировании домашней одежды используют формы разного стиля - классического, спортивного, фантазийного. Для изготовления одежды применяются ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные, полушерстяные. Они могут быть гладкокрашеными, пестроткаными, набивными, с фактурной выработкой и т. п. Цветовое решение домашней одежды может быть как нюансным, так и контрастным. В качестве отделок здесь применяются оборки, бейки, машинная и ручная вышивка и др.

Функциональная обусловленность домашней одежды, возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используются традиционные элементы покроя рубах, приемы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т. д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а также такие детали, как платки, шали, покрывала.

Использование народных мотивов в моделировании домашней одежды носит характер избирательности, совпадающей с общей тенденцией. Например, в 40-х - начале 50-х годов больше всего перерабатываются покрой народных рубах и украшение вышивкой, в конце 50-х - начале 60-х годов - "народный" узор набивных тканей. Гладкая ткань часто сочетается с набивной купонной, отделывается тесьмой, бахромой, напоминая способы украшения народных одежд.

Если оценивать способность домашней одежды ассимилировать народные мотивы, то она окажется значительно большей, чем у служебной одежды. Правда, такое положение вещей наблюдается не всегда. Например, в 1945 - 1955 гг. использование народных мотивов в моделировании одежды для службы оказывается количественно большим, чем в моделировании домашней одежды. До некоторой степени это можно объяснить тем, что в 1945 - 1955 гг. домашнюю одежду не выделяли столь четко из легкого платья.

Об использовании народных мотивов в моделировании домашней одежды в 1962 - 1966 гг. сказать ничего нельзя, так как в этот период на страницах "Журнала мод" модели домашней одежды не помещаются.

Верхняя одежда. К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, полупальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для ее моделирования. Однако фактором, определяющим специфику преломления традиций народного искусства при проектировании моделей верхней одежды, является весь комплекс средств, обусловливающих ее изготовление. Верхняя одежда отличается от легкого платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. В ее решении, как правило, не допускаются яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота. Это обусловлено и сферой применения верхней одежды, и значительно большей продолжительностью употребления. Моделирование верхней одежды производится средствами архитектоники. Пластическая форма строится конструктивными линиями.

Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. В моделировании верхней одежды прежде всего логично ожидать отражения характерных особенностей покроя народного костюма. Здесь мы видим переработку элементов покроя не только народной верхней одежды: поддевки, бекеши, свиты и т. п., но и рубах. Например, в конструкции моделей верхней одежды, относящихся к 40-м годам, неоднократно повторяется мотив квадратной проймы и рукава на манжете, который в описаниях моделей фигурирует как "русский рукав". В начале 50-х годов модели верхней одежды несут следы переработки конструкции верхней народной одежды - часто повторяется мотив свиты, бекеши, черкески, чохи.

С 1954 по 1961 г., в период ослабления интереса к народному искусству, в моделировании верхней одежды почти не наблюдается использования народных мотивов, зато впоследствии почти на протяжении 10 лет моделирование верхней одежды активно перерабатывает традиционное. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддевок, тулупов, верхней одежды народов Прибалтики, Украины, Средней Азии и др. Кроме использования элементов покроя и характерных силуэтных линий, возрождается традиционное стремление к утилитарности, сочетающейся с красотой. Конкретное выражение этих традиций в современной верхней одежде проявляется в применении удобных и теплых меховых головных уборов, платков и подшлемников, надевающихся под головной убор.

Процесс использования народных мотивов в моделировании верхней одежды неравномерен. Впервые они были широко применены в то время, когда элементы покроя русской рубахи (квадратная пройма рукавов) нашли возможность трансформироваться в моделях пальто (1947 г.). Форма и покрой верхней женской одежды того времени - прямой силуэт с расширенными плечами - оказался восприимчивым к извлеченным из народного наследия мотивам.

Позднее, когда произошли изменения в форме пальто и прямой силуэт сменился силуэтом с облегающим лифом и расширенным низом, его архитектоника дала повод для использования конструктивных особенностей народной верхней одежды.

Нечто подобное наблюдается и в 60-х годах, когда после довольно длительного господства прямой формы в верхней одежде появился покрой редингот - пальто полуприлегающей формы, слегка расширенное книзу.

В моделировании современных пальто наиболее разнообразно варьируются мотивы русской поддевки и бекеши: криволинейный крой спинки и полочек, прилегание в области талии, расширение формы внизу и т. д. Эти особенности достаточно прочно утвердились в моде. Они удачно сочетаются даже с чертами некоторой жесткости конструктивных линий пальто.

Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большее место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

Одежда для спорта и отдыха. В моделировании одежды для спорта и отдыха использование мотивов народного декоративного искусства занимает большое место.

Наиболее распространенными видами спорта у нас являются: , зимой - лыжи, коньки; летом - теннис, игры с мячом, водный спорт, туризм. Каждый вид спорта вносит свою специфику в решение костюма, зависящую от условий и среды, в которых проходят спортивные занятия и активный отдых человека.

Спортивные костюмы для того или иного вида спорта отличаются друг от друга конструктивным построением, цветовым решением, характером декора. Силуэт, линии спортивной одежды, цветовое решение, ритмика и пропорции должны выражать сущность спортивных занятий, подвижность, динамичность. Для изготовления спортивных костюмов употребляются и обычные одежные ткани, и специальные ткани и материалы для спорта, и трикотажное полотно.

Спортивный костюм должен быть удобным, практичным и красивым. Эстетические функции в спортивном костюме играют значительную роль. Это объясняется тем, что спортивный костюм - одно из средств оформления особой обстановки, в которой происходят спортивные занятия человека. Спортивный костюм должен способствовать желанию человека получить удовольствие от досуга, так или иначе связанного с природой, с ее красками, цветом неба, зелени или снега. Эта связь осуществляется за счет применения в решении спортивных одежд ярких красок, контрастных тонов, придающих костюму декоративность и красочность.

Необходимость обеспечивания подвижности предполагает применение покроя, который не стеснял бы движения человека.

Требования, предъявляемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно в моделировании спортивного костюма постоянно используются традиционные черты костюма народного. Спортивная одежда очень легко и органично "усваивает" характерный крой, встречающийся в конструкции народных рубах - крой рукавов с ластовицами в самых разнообразных вариантах: и со вставкой-ластовицей, и с ластовицей, цельнокроенной с рукавом. Кстати сказать, модельерами Дома моделей спортивной одежды прочно взят на вооружение прямой рубашечный рукав с цельнокроеной ластовицей. Он оказался незаменимым в куртках для лыжников, альпинистов и др.

В моделировании современной спортивной одежды часто используются приемы распределения декора, известные в народном костюме, - четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т. д. Наиболее активно, особенно в последнее время, в моделировании спортивной одежды применяется традиционный колорит, основанный на сочетании как простых тонов (например, красного с белым или синим), так и более сложных (например, синего с фиолетовым, с малиновым). При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов или напоминает народные костюмы ритмом и пропорциями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

Народный колорит, а вместе с ним и оригинальность сообщаются современному спортивному костюму путем применения для его отделки таких украшений, как шнуровые петли, плетеные и кожаные застежки, кисти, бахрома, пояса и т. д.

Народный костюм как источник моделирования спортивной одежды всегда занимал значительное место. Известно, например, что в 40-х годах 70 - 80% моделей спортивной одежды несли следы использования в их создании черт народного костюма. Даже в 50-е годы, когда интерпретация народных мотивов в моделировании одежды была сведена почти на нет, художественное решение спортивного костюма создавалось на базе традиций народного костюма.

В последнее время использование мотивов народного костюма в моделировании спортивной одежды не только не затухает, но и усиливается. Если сравнивать спортивный костюм по использованию народных мотивов в процессе моделирования с другими видами одежды, то можно заметить, что он опережает в этом одежду для службы, домашнюю и верхнюю.

Нарядная одежда. К группе нарядной одежды относятся платья, платья-костюмы, ансамбли. Нарядность одежды прежде всего проявляется в форме - она всегда обострена, динамична. Нарядная одежда более чем какой-либо другой ее вид выражает новое в моде. Ткани, из которых изготавливается нарядная одежда, очень разнообразны по сырью, строению, фактуре, цвету и рисунку. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды - функция эстетическая. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Нарядность одежды достигается разными средствами - лепкой пластической формы, применением вышивки, контрастных материалов, использованием разнообразных отделок и т. д. В первом случае используется такое продуктивное средство, как крой. Нарядная одежда может быть очень сложной по крою. В большинстве своем это так называемые активные формы, построенные на сопоставлении масс.

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю. Этим формам свойственна строгость стилевого решения, относящая их к формам прямоугольника или трапеции.

Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само назначение такой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец народного костюма не повторяет в точности другой ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то что все они конструктивно и декоративно построены по одним и тем же принципам.

Рассмотренные выше функции и свойства нарядной одежды, а также опубликованный материал позволяют говорить о большой восприимчивости нарядной одежды к использованию народных мотивов при моделировании. Поиски новых решений нарядной одежды в большинстве своем построены на воплощении идей, возникших в результате контакта с народным искусством. Это сказывается в тематике и в способах ее интерпретации. Например, при моделировании нарядной одежды используются элементы покроя народных рубах, верхней одежды, включение в композиционное решение современных вещей отдельных деталей, взятых от народного искусства - платков, покрывал и т. д.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы; форма рубашечного рукава; членение формы платьев вертикальными конструктивными линиями посередине или швами, начинающимися от поликов. От народных рубах заимствован также элемент объемности самой формы: нарядные платья часто делались со сборками от кокетки, имели напуск над поясом, как у подпоясанной рубахи.

В последние годы распространился мотив косоворотки. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, отличающаяся многообразием вариантов не только количества и расположения узора, но и технических приемов отделки. Вышивка характеризуется богатством вышивальных швов, основанных на технике вышивки народных рубах, на приемах отделки сарафанов, верхней одежды и т. п.

В моделировании нарядной одежды многократно использовалась форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметрично относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конфигурации. Были использованы приемы распределения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях. Заимствование особенностей покроя и декора русских сарафанов позволило создать новую стройную форму одежды, выразительную и подвижную.

От верхней народной одежды в проектах нарядных вещей воплощаются не сами элементы покроя (линии как таковые), а скорее их эмоциональное звучание, обусловливающее остроту восприятия формы. Такие явления можно наблюдать в решении многих моделей, например, в упоминавшейся ранее модели костюма, изображенной на рис. 59, в основу которой положена динамика линий русской душегреи.

Если сравнить использование народных мотивов в моделировании одежды нарядной и других видов, то можно отметить, что отражение народного наследия в моделировании нарядной одежды - факт постоянный, выражается активно, хотя и имеет некоторые колебания на протяжении исследуемого периода. Например, в конце 40-х - начале 50-х годов в нарядной одежде народные мотивы используются больше, чем во всех других видах одежды, кроме одежды для спорта и отдыха. В середине 50-х годов народные мотивы в моделировании нарядных вещей использовались незначительно. В конце 50-х и на протяжении 60-х годов народное наследие отражается в проектировании ассортимента нарядной одежды в очень сильной степени.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

Одежда для службы.

Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.

Такая одежда должна обеспечивать удобство в работе. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка. Большинство моделей одежда для службы проектируются на основе идей, обусловленных требованиями.

Рациональные формы чаще всего классические, и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшом дозе, эти мотивы всё-таки находят отклики в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы. Такие элементы не позволяют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм.

Домашняя одежда.

Назначение домашней одежды - создать человеку условия для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так же такие детали, как платки, шали.

Верхняя одежда.

К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решений, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.

Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. Здесь мы видим наработку элементов покроя не только народной верхней одежды поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддёвок, тулупов. Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большое место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

Одежда для спорта и отдыха.

Требования применяемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно черты традиционного костюма используются в современном моделировании спортивного костюма. Спортивная одежда легко принимает характерный, встречающийся в конструкции народных рубах. В моделировании современной спортивной одежды часто используются приёмы распределения декора, известные в народном костюме - четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т.д. При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов напоминает народные костюмы ритмом и традициями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

Нарядная одежда.

К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды - функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.

Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях.

Социологи знают, что одежда человека - такой же социальный сигнал, как и его речь, поведение и т. д. Даже те, кто уверяет, что «наряды им совершенно не интересны», и одеваются настолько небрежно, насколько это возможно, по сути, таким образом сообщают о своей роли в обществе и о своем отношении к той культуре, в которой они живут.

Говорят, что современный человек одевается все более свободно и «неформально». Но такое утверждение обманчиво. В действительности прежние условности уступают дорогу новым. Джинсы на молодом человеке сегодня - такая же условность, как цилиндр на его сверстнике из предшествующей эпохи. Современному парню может казаться, что он носит то, что хочет, и что он наконец избавился от тесных правил костюмного этикета, которые когда-то определяли существование людей в обществе - да, старые правила отброшены, но их быстро заменили неписаные правила сегодняшнего дня.

Чтобы понять эти правила, необходимо оглянуться на происхождение одежды. У одежды три основных функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и, так сказать, «демонстрационная» функция. Обеспечение комфорта - это, конечно же, внеобщественная и внеличностная функция одежды. Природа требовала от человека защищаться от жары, холода и т. д.

Однако благодаря современной технологии люди, получается, могли бы отказаться от этой функции одежды: квартиры снабжены центральным отоплением и мягкой мебелью, так что мы можем преспокойно существовать в пределах своих квартир и нагишом. Но то, что мы этого не делаем, подводит нас к следующей основной функции одежды - к соблюдению приличий.

В различные эпохи правила скромности были различными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским было общество, тем тщательнее полагалось скрывать свое тело. Пример крайности в этом отношении - одеяния женщин в некоторых арабских странах, где скрывается не только тело, но и его очертания. В этих странах женщина никогда не появлялась на людях без плотной вуали, и только ее муж знал, кто она на самом деле - красавица или уродина.

Сегодня трудно и представить, насколько далеко цивилизованное общество заходило в своих требованиях соблюдения приличий. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки роялей во время публичных концертов закрывались чехлами. Ступеньки, ведущие из купальных кабин в море или реку, занавешивались, чтобы посторонние не могли видеть, как люди в купальных костюмах спускаются в воду,- и так было всего сто лет назад.

Перейдем к следующей функции одежды, а именно к демонстрационной. Запрет мужчинам появляться без галстука в дорогих ресторанах связан не с тем, что они обнажают адамово яблоко, а с тем, что галстук - это показатель определенного социального статуса. Как и многие другие элементы костюма, галстук выступает не как средство создания комфорта или в качестве детали, что-то скрывающей, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к четкой социальной группе. И эта древнейшая функция одежды сохраняет свою значимость и в наши дни. Именно поэтому бесцветные, сугубо практичные туники людей космической эры, знакомые нам по второразрядным научно-фантастическим книгам и фильмам, так же маловероятны, как и возвращение человека к полной наготе. Как только общество отказывается от одного набора декоративных деталей одежды, на смену ему приходит новый - и подобная эволюция будет продолжаться, вероятно, до тех пор, пока человек не перестанет быть «общественным животным»: одежда - слишком удобное средство для демонстрации статуса и взглядов ее обладателя, поэтому навряд ли человек откажется от этой ее функции и перейдет к нейтральной защитной оболочке.

В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась крайне жестко. Например, в Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Большую часть времени тогдашний парламент посвящал определению правил одежды для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на общественной лестнице, он подвергался штрафу, а «незаконная» одежда конфисковывалась. Однако закону этому люди сопротивлялись с упорством чрезвычайным: настолько велико было желание англичан демонстрировать - хотя бы посредством костюма - высокое положение в обществе. Правила ужесточались, штрафы росли - но тщеславие было непобедимо.

Англия не была одинока в строгости. В Германии времен Возрождения женщина, нарушившая подобные правила, была обязана носить на шее тяжелый деревянный воротник. А в американских колониях женщине возбранялось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.

Все это - отдельные примеры, взятые из множества подобных предписаний, существовавших в ранние периоды истории человечества. И для нас важно обратить внимание на следующее: люди стремились «завысить» свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм, а наказывали их, по сути, не за сам костюм, но за попытку с его помощью завысить свой статус. В нашей обыденной жизни ношение одежды уже не ограничено такими жесткими правилами, тем не менее майор, например, не имеет права носить форму полковника, да и другие виды официального костюма регулируются столь же жестко, как и в давние времена.

Может показаться, что современный «распад» системы «костюмных» законов и правил приведет к декоративному хаосу, но это отнюдь не так. Общество вместо того, чтобы прийти к полной свободе в выборе одежды, выработало свои собственные ограничения. Сначала юридические законы сменились законами этикета, сформулированными, пожалуй, не менее тщательно, чем уголовный кодекс. Затем, с уничтожением жесткой общественной структуры, пособия по этикету костюма исчезли. Но сами правила отнюдь не самоустранились - они просто «ушли в подполье», став неписаными и даже не произносимыми вслух. Когда британского лорда спросили, есть ли преимущества в его общественном положении, он ответил: «Есть только одно преимущество - я не должен одеваться так же чертовски тщательно, как мои слуги».

Впрочем, свято место пусто не бывает: демонстрация своего высокого положения в обществе нашла новые формы. Так, например, в XVIII веке такой формой стал... спорт. «Высокородные» мужчины занимались «высокородными» видами спорта. И при верховой езде английские сельские джентльмены надевали для удобства фраки и цилиндры - именно это одеяние стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. «Благородный» спортивный костюм при помощи молодых модников превратился в повседневный костюм высшего света, а позже, к середине XIX века, стал обычным костюмом большой части общества.

Но повседневность данного костюма лишила его признаков «высокого статуса», и в поисках авангардных идей модники продолжали исследовать новую - спортивную - сферу. Наступила очередь ружейной охоты, рыбалки и гольфа - дорогостоящих развлечений, распространенных среди обеспеченных классов и потому являющихся прекрасным источником новых идей в области моды. Джентльмены надели клетчатые костюмы и котелки. Вначале подобная одежда считалась крайне неофициальной, но затем клетчатая ткань потеряла свою яркость и, став более приглушенной по цвету, вытеснила черный фрак, оставив ему скромное место одеяния для свадебных и других официальных торжеств, а также для некоторых вечерних «мероприятий». И по сути, все без исключения современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась новая тенденция. Общество равных возможностей со все большей неприязнью относится к привилегиям, и это заставило тех, кто занимает высокое положение, еще более изощренно демонстрировать свой социальный статус. Стало немодным и даже опасным заявлять - при помощи одежды - о своей принадлежности к элите, которая может дозволить себе «дорогие» виды спорта. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов»,- она давала возможность продемонстрировать, что в груди у богатых и знаменитых людей билось сердце «простых парней».

Самым первым симптомом таких перемен стала мода, родившаяся в результате отдыха в средиземноморских странах. Богатые молодые люди нарядились в грубые рубашки и свитеры местных рыбаков, затем мода распространилась во всех странах. Но какую, если вдуматься, информацию сообщала нам эта «простая» одежда непростых людей? А вот какую: «Я одобряю бедных ребят, но сам к ним не отношусь». Как это им удается? Способов много. Первый - носить свитер и джинсы в тех общественных ситуациях, в которых бедняк оденется в свой лучший костюм. Второй - носить прекрасно сшитую, стилизованную «одежду бедняка». Есть еще с десяток способов, но суть их одна - контраст между одеждой и тем, кто ее носит. Любой богатый или известный человек, чье лицо регулярно появляется на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров и кинотеатров, может позволить себе надевать самую «бедняцкую» одежду на самые ответственные мероприятия. В этих случаях он или она, используя этот контраст, совершает молчаливую, но активную атаку на общество, превозносящее благосостояние в качестве высшей ценности.

В сложном мире сигналов, «излучаемых» человеческой одеждой, существует множество тенденций. Часто они пересекаются, одни из них быстротечны, другие живут десятилетиями. Кратковременные тенденции - это обычно не более чем поиск нового; в их основе лежит потребность носителей одежды демонстрировать свою «современность». Такие тенденции зачастую быстро облетают земной шар и затем уходят в небытие. Однако демонстрация последних тенденций моды свидетельствует не только о том, что индивидуум идет в ногу с обществом, но и о его способности через определенные интервалы времени платить за новую модную одежду, то есть о его социальном статусе. Следя за мельчайшими изменениями в деталях нашего костюма (например, за изменениями ширины брюк или пиджачных лацканов), можно составить графики изменений сигналов, подающихся человеческой одеждой. Бессознательно мы постоянно составляем такие графики, что помогает нам «считывать» множество сигналов, передаваемых нам другими людьми. Таким образом, одежда является такой же частью языка человеческого общения, как и жесты, выражения лица и позы.

Десмонд Моррис, английский социолог

Назначение одежды - это то, что определяет область ее употребления:

  • по условиям и месту эксплуатации (например : в помещении или на улице, в театре или в домашней обстановке);
  • по сезону и климатическим зонам;
  • по половозрастному и типоразмероростовочному признакам потребителей.

Одежда различного назначения выполняет определенные функции.

Функция одежды - это ее служебная роль, выполняемая в соответствии с назначением. Например, функция зимнего пальто - защита от холода, а нарядного платья - украшение человека.

Функции современной одежды достаточно многообразны, а их роль велика. Они во многом определяют конструктивно-композиционные решения одежды. Их делят на утилитарные и социально-эстетические.

Утилитарные функции одежды заключаются в ее практической полезности, которые в современной одежде сводятся к обеспечению комфортных условий для протекания физиологических процессов организма человека и созданию благоприятных условий для ее практической деятельности. Утилитарные функции делятся на защитные и физиолого-гигиенические.

Защитные функции одежды являются наиболее важными в группе утилитарных функций. Это объясняется тем, что организм человека может нормально функционировать только при определенных параметрах окружающей среды, а именно: при температуре воздуха, близкой к 33° С, его влажности, равной 30-70%, при содержании углекислого газа не более 0,08%, давлении воздуха, близком к атмосферному, скорости воздушной струи не более 2 м/с. Давление одежды на тело должно быть меньше обычного давления крови в капиллярном русле, т. е.

1000 Па. При разовых динамических нагрузках давление одежды на тело может быть значительно выше, но не должно превышать его более чем в 2-3 раза.

Кроме этого, современная одежда должна защищать человека от неблагоприятных воздействий следующих факторов:

  • физической среды (статическое электричество, повышенная запыленность, огонь, брызги металла, горячая вода, высокие и низкие температуры);
  • природной среды - солнечная радиация, атмосферная и почвенная влага, ветер и др.;
  • химической среды - от воздействия на организм человека через кожу различных химических веществ (кислот, щелочей и т.п.), приводящих к травматизму;
  • биологической среды - от укусов насекомых, грызунов, рептилий, воздействия бактерий, грибков, растений, приводящих к отравлению, заболеваниям и травмам;
  • физиолого-психологической среды - от статистических, динамических, гиподинамических перегрузок, перенапряжения анализаторов (зрительные, слуховые, тактильные) и эмоциональных перегрузок и др.;
  • продуктов жизнедеятельности организма человека , к которым относятся влага (пот) и антропотоксины;
  • механических повреждений - ушибов, порезов и т.п.

Физиолого-гигиенические функции заключаются в обеспечении человеку одеждой возможности выполнения жизненных процессов, т.е. работы, отдыха, сна и др., и создания нормальных условий функционирования анализаторов (кожных, слуховых, зрительных и др.). Одежда, не приспособленная для этих процессов, может стать причиной травматизма, быстрого утомления, ухудшения физического состояния здоровья.

Некоторые виды одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.) выполняют практическую функцию, которая заключается в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придании им определенной формы.

Лечебно-оздоровительное воздействие одежды реализуется за счет свойств материалов, обеспечивающих определенный лечебный эффект, или за счет вставки между слоями одежды пластин металлов, эластичных вставок в послеожоговой одежде и др.

Социально-эстетические функции одежды заключаются в ее социальной полезности, т.е. в способности одежды предметно-чувственным образом (формой, цветом, материалом) отражать свою природную и общественную целесообразность, красоту, совершенство, гармонию с окружением и человеком и нести в себе определенную информацию. Они делятся на социальные и эстетические.

Социальные функции характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям, его общественную значимость и целесообразность. В эту группу входят функции:

  • морально-этическая функция одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, способ ее ношения или полное отсутствие одежды (например: у мусульман женщина должна всегда носить платок на голове);
  • информативная функция одежды заключается в ее способ

ности нести определенную информацию о характере той субкультуры (например: национальной, региональной,

профессиональной и т.п.), в которой она функционирует, а также о личности конкретного человека (о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и т.п.). И это прежде всего информация о том, каким человек представляет самого себя, каким он хотел бы казаться окружающим;

  • визуально-коммуникативная функция одежды заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определенные сведения от кого-то кому-то. Эта функция возникла из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определенные группы в целях регулирования взаимоотношений между ними. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (например: форменная одежда железнодорожников, почтовых работников, работников милиции и т.п.), государственным (форменная одежда военнослужащих) и др. Такое деление позволяет человеку своевременно сориентироваться в окружающей его обстановке, выработать определенные правила и нормы взаимодействия и поведения;
  • воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая дает первые уроки эстетического воспитания детям.

Художественно-эстетическая функция одежды заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, гармонией с окружа-

Духовные потребности

Потребности в самоутверждении, самосовершенствовании и творческом самовыражении. Потребность в уважении и самоуважении, в признании статуса

Социально-эстетические потребности

Потребность испытывать положительные эмоции от чувства неповторимости, новизны и модности одежды, духовной близости с родственными группами людей

Морально-этические потребности

^Соблюдение и признание нравственных, морально-этических норм Отсутствие чувства стыда из-за несоответствия одежды религиозным, групповым требованиям

Физиологические потребности

Потребность в безопасности и сохранении работоспособности,

жизни и здоровья

Рис. 2.6. Иерархия потребностей человека, удовлетворяемые современной одеждой

ющей средой, внешним обликом и личностью человека. Каждая историческая эпоха, каждый народ по-своему ставит и решает задачи создания красивой одежды. И в наши дни не прекратился поиск оптимального решения этой задачи.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что основное предназначение одежды состоит в удовлетворении комплекса потребностей человека. При этом каждое изделие выполняет не все функции, а только несколько, из которых одна-две являются главными, остальные - второстепенными. Главную функцию определяет общее назначение изделия. И однозначно, не существует такой одежды, которая никак не связана с потребностями. Иерархия потребностей человека, удовлетворяемых современной бытовой одеждой, показана на рис. 2.6.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Как крахмалить вязанные крючком салфетки Как крахмалить вязанные крючком салфетки Модный свадебный маникюр с видео и фото Модный свадебный маникюр с видео и фото