Диагностика развития детей раннего возраста. Диагностика детей раннего дошкольного возраста учебно-методический материал на тему Диагностика по игре группа раннего возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

светлана мешалкина
Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста на конец 2015–2016 года

Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста 2 за 2015–2016 учебный год.

В конце 2015 – 2016 учебного года во второй группе раннего возраста 2 была проведена психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной программы ГБДОУ «Детский сад №4» Приморского района по образовательным областям.

Итоги диагностики освоения программного материала показали, что детьми второй группы раннего возраста 2 материал по образовательным областям усвоен на среднем уровне. Обследовано : 26 воспитанников.

Формы мониторинга :

Наблюдение за ребенком;

Экспертные оценки;

Критериально - ориентированные методики не тестового типа (результаты представлены в таблице) .

Периодичность и сроки проведения мониторинга : 2 раза в год.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие "

В мониторинге по образовательной области " Социально-коммуникативное развитие " использовались наблюдения за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, индивидуальные беседы организуемые педагогом ребенку предлагается ответить на вопросы. Дети освоили программный материал на среднем уровне. Результаты следующие :

Низкий уровень – 7%;Средний уровень – 65 %;Высокий уровень – 28%;

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 57,4 %.

Средний показатель 3,7 балла

Высокий уровень имеют дети, которые могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры. Правильно применяют игрушку во время игры, умеют организовывать самостоятельные игры. Показывают высокий уровень самообслуживания. Средний уровень имеют дети, которые участвуют в играх, организованных другими детьми и взрослым.

период : продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Использовать в работе с детьми дидактические игры «Мои друзья» , «Какое настроение» , «Какой мой друг» и др. необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр,общаться со взрослыми и сверстниками.

Образовательная область " Познавательное развитие "

Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.

Результаты следующие :Низкий уровень – 5%,Средний уровень – 69 %;

Высокий уровень – 26%;Средний показатель 3,1 балла

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 68,1 %.

Дети, с высоким уровнем самостоятельно справляются с заданием , правильно отвечают на вопросы. Узнают шар и куб,называют размер,проявляют интерес к книгам. Со средним уровнем дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Называют времена года . Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.

Рекомендации на летний оздоровительный период : проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Образовательная область "Речевое развитие"

Программный материал образовательной области «Речевое развитие» освоен всеми детьми на среднем уровне.

Результаты следующие :Низкий уровень – 15 %;Средний уровень – 47%;

Высокий уровень – 38 %;Средний показатель 2.1 балла

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 63 %.

Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие "

Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, тестовые задания. В основном на среднем уровне освоен программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Результаты следующие :Низкий уровень – 12%;Средний уровень – 52 %;

Высокий уровень – 35 %;Количественный показатель – 100 %;

Качественный показатель – 58 %.Средний показатель по 3.2 балла

В конце года большинство детей второй группы раннего возраста умеют рисовать и называть формы : округлые, прямоугольные (круг, овал, прямоугольник, квадрат) . Проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью. Научились работать с пластилином,познакомились с клеем и фломастерами. Большинство узнают знакомые мелодии,музыкальные фразы. Улучшился интерес к выполнению движений :притопывают ногой,хлопают в ладоши,извлекают звуки из музыкальных инструментов.

Образовательная область "Физическое развитие"

Программный материал по образовательной области " Физическое развитие " освоен воспитанниками на высоком уровне :Результаты следующие :

Низкий уровень – 6 %;Средний уровень – 38 %;Высокий уровень – 56%;

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 60,5 %.

Средний показатель 3.2 балла

В группе отмечается сформированность основных движений и потребность в двигательной активности, проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, дети стремятся к самостоятельности в двигательной деятельности, не наблюдается избирательное отношение к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.

Рекомендации на летний оздоровительный период : особо уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания организма, формировать основные движения. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5 минут в соответствии с возрастными особенностями детей .

Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми во второй группе раннего возраста за 2015-2016 учебный год показали в основном средний уровень. Итоговый результат :

Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 61,4 %.

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета : красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы :

различение от 1,5-2 лет;

выбор по названию - в 2-3 года;

самостоятельность названия - в 2,5-3 года.

Стимульный материал : цветные наборы дидактических игр "Бабочки и крылья", "Рыбки и хвостики", "Цветочек и лепесточек", "Носки и варежки", "Листочки" и др.

Пример инструкций :

1) "положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек";

2) "покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек";

3) "назови, какого цвета этот цветочек".

Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы :

сличение - от 1,5-2 лет;

выбор по названию - в 2 года;

самостоятельность названия - в 3 года.

Стимульный материал : круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции :

1) "дай такую же" (форма и цвет совпадают) ;

2) "покажи, где кубик";

3)"назови форму".

Предметный гнозис

Стимульный материал : 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) .

Инструкция :

1) "покажи, где нарисован. ";

2) "что нарисовано?" или "что это?"

Нормативы :

В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп : игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия : игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика "Выбор по образцу" (парные картинки)

Стимулъный материал : шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы :

выбор из двух карт инок - в 2 года;

выбор из четырех картинок - в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика "Разрезные картинки")

Стимульный материал : картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы :

разрезная картинка из двух фрагментов - в 2,5-3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов - в 3 - 3,5 года.

Анализ результатов :

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5- З лет)

Стимульный материал : кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов :

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным) ;

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций :

"Посади мишку около коробки", "Положи в коробку", "Посади на коробку", "Спрячь картинку под коробку", "Достань из-под коробки", "Покажи, где верх (низ) ", "Иди вперед (назад) ".

Нормативы :

2,5-3 года - дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;

3,5-4 года - выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал : пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы :

снимают кольца с пирамидки - в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец - в 1,5-2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания - в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов :

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.) . Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция) ;

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета) ;

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) .

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика "Вкладыши" ("Мисочки")

Стимульный материал : семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов :

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия) ;

2) специфические манипуляции (познавательные) ;

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша) ;

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту , следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка . Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика "Почтовый ящик" ("Коробочка форм") (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал : деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов :

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы :

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание : ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение : ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование : ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы :

15 месяцев - подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев - снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

игрушку на новом месте;

2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу - каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.) . Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры .

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры :

2) манипуляция с предметами - до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия - с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.) ;

4) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.) ;

5) сюжетная игра - к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам :

1 год - самостоятельная ходьба;

1,5-2 года - поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений : по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений : ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы :

2 года - повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5-3 года - рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека - "головонога".

Оральный праксис :

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку) ;

щек (надуть и втянуть щеки) ;

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка "горку").

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций : встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы :

1,5 года - выполняют 3 действия;

2 года - выполняют 3-4 действия;

3 года - выполняют 5 действий.

Игра "Что изменилось - чего не стало"

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика "Зрительный диктант"

Стимульный материал : три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку) .

Нормативы :

для детей 2-2 ,5 лет - найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет - отыскивание картинок в таблице.

Инструкция : "Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) . Как можно быстрее. Но не ошибайся".

Анализ результатов :

скорость выполнения одной таблицы - 1,5 минуты.

Нарушения внимания :

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания) ;

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий) ;

3) "застреваемость" внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации) .

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются : контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1. Контактность :

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2. Внимание :

а) взгляд фиксирует (не фиксирует) ;

б) устойчивое (неустойчивое) ;

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) "застревание";

д) с явлениями генерализации.

3. Фон настроения :

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен) ;

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4. Реакция на поощрение и порицание :

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого . Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика

(термин предложен в 1968г. К.Ингенкампом)

Цель ------ Функции

оптимизация процесса обучения

Информационная

Оценочная

Корректирующая

Виды------- Методы

начальная

текущая (корректирующая)

обобщающая (итоговая)

Тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные)

Наблюдение

Анализ продуктов деятельности ребенка

Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования

Педагогическая диагностика ≠ педагогический мониторинг

(мониторинг – от англ. контроль, наблюдение)

22.Основные тенденции развития психодиагностики

23. Деонтологические правила в психодиагностике

24.Диагностика развития младенцев и детей раннего возраста

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 – 2 мес.

Существует несколько методик изучения психофизического развитии ядетей первого года жизни: Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и др.. Среди отечественных методов модно отметить работы Г.В.Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечнственные и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают набор заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличесния возраста эти задания усложняюися. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

Детей старше 8 мес. можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за спциальный детский столик или на колени матери. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми, сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.

1.Вначале устанавливается контакт с ребенком, отмечают его особенности. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

2.Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество конроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.

3.Затем определяют развитие сенсорных реакций: А) изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях.

У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами.

Б) Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и тоже время.

5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух погремушек.

Особое внимание следует уделить на развитие действий ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами – указательным и большим.

6. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определеннее желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестами, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.

В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений.

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении задания. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

Познавательные процессы;

Эмоционально-волевую сферу;

Предречевое и речевое развитие;

Двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 – 3 года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными сигналами.

Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявить непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разной громкости. Звуки стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция на шепот с расстояния 6 м.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

Важен не столько результат выполнения задания, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание);

Способы выполнения задания:

 при помощи взрослого

самостоятельное выполнение после обучения

Обучаемость в процессе обследования (т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях)

Отношение к результату своей деятельности (для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и и к полученному результату),

При отборе методик психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 – 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двусоставной, трехсоставной), парные картинки (2 – 4), разрезные картинки (из 2 – 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

Контактность (желание сотрудничать со взрослыми).

Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.

Эмоциональное реагирование на замечания и требования.

Реагирование на трудности и неуспехи деятельности.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

Диагностика психического развития

детей раннего возраста. Часть 8

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 - 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

Таблица 7

Возраст

Линия развития

Понимание речи

Активная речь

Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок )

Игра и действия с предметами

Движение

Навык

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1г.3мес.

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу

1г.6мес.

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пишу

Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)

Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

1г.9мес.

По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы - заместители

Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

Эмоционально контактирует со сверстниками

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно

Пользуется трехсложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

Таблица 8

Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет

Группы развития

I

II

III

IV

V

1. Дети с нормальным развитием.

1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:

1-ая степень:

по 1-2 показателям;

2-ая степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1 . Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

2. Дети с опережением в развитии:

а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,

на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие ).;

б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие );

в) дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.

2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)

(часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,

часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)

Таблица 9

Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

1г3мес.

Путем проб и ошибок

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.

1г6мес.

Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.

1г9мес.

Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.

2г.

Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов - варежки)

2г6мес.

Без предварительного примеривания

Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)

Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)

3г.

Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Называет четыре цвета

Таблица 10

Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

Матрешки

Пирамида

1г3мес.

Игра со строителем. Прокатывание шариков

Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая - нет.

Пирамида из 4-5 колец одного размера

Называние всех цветов

1г6мес.

Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)

Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины

Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин

1г9мес.

То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна - нет

Кольца (6 штук) контрастных величин

Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»

2г.

Подбор к образцу предметов близкой формы

Три контрастные раскрывающиеся матрешки

Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)

Сортировка (подбор по образцу)

Называние всех оттенков

2г6мес.

Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению

Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей

Пирамида из 6-8 колец

Цветное лото

3г.

Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов

Пирамида из 8-10 колец

Дидактические игры: принеси, назови

Кроме того, дидактические игры: с природным материалом; на развитие слухового внимания;

загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»

Таблица 11

Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

1г3мес.

Воспроизводит ряд разученных действий.

1. Кормит куклу (кукла, чашка)

2. Строит башню, поезд (по 2 кубика, кирпичика).

3. Нанизывает на стержень кольца одной величины.

1.Показ предметов и действия с ними.

2. Сюжетные показы

1г6 мес.

Отображает отдельные действия.

1.Кукла, расческа.

2. Кукла, носовой платок.

1. Наблюдения.

2. Руководство играми с проблемной ситуацией.

1г9мес.

Воспроизводит несложные постройки типа «ворот», «скамейки», «перекрытия»

Предложение использовать в игре предметы-заместители

2г.

Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию».

«Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, мыло)

Воображаемые предметы

2г6мес.

Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец)

Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает

1. Кукольный театр

2. Игры с ролями.

3. Настольные игры с сюжетными игрушками

3г.

Начало ролевой игры

1. Дидактические игры.

2. Строительные материалы

Таблица 12

Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1г3мес.

Запас понимаемых слов быстро растет.

Предметы:

1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.

2. Одежда.

3. Ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).

2 Отдельные картинки

1г6мес.

Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:

1.Кошка белая, черная, маленькая.

2. Ложка игрушечная, десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.

Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

1.Экскурсии в помещении.

2. Игры со звуками.

3. Игры с пальчиками.

4. Показ предметов в действии.

5. Обобщения в картинках.

1г9мес.

Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

1. Мальчик кормит собаку.

2. Мама купает малыша.

3. Дети обедают

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)

1.Сюжетные показы.

2. Картинки в действии, несложные

3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)

4. Рассказы без показа.

5 Проговаривание четверостиший.

6. Мелочь

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации

2г6мес.

Грамматика

Вопросы

1.Теневой кукольный театр.

2. Экскурсии, наблюдения.

3. Рассказы без показа, сказки

4. рассказы по картинке.

5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»

В речи использует многословные предложения в естественной ситуации

Где?

Куда?

3г.

-

В речи ребенка появляются придаточные предложения

Почему? Когда?

Таблица 13



Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет

в поликлинике и дошкольном учреждении

(Составлено К.Л. Печорой)

Таблица 14

Воз-раст

Мышление и речь

Внимание

и память

Моторика

(мелкая

и крупная)

Социальные контакты

4 года

I .Мышление - выявляется через методики

1.Доска Сегена.

2.Разрезные картинки (из 3 частей).

3.Кубики Косса (1 вариант).

4.Классификация (четвертая лишняя).

II .Речь - выявляется через:

сюжетные картинки с открытым, скрытым смыслом (ответы на вопросы)

Выявляется через:

1.Методику Г.И.Россолимо.

2.Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

3.Нелепицы (простые)

Выявляется через умения:

Застегивать пуговицы, кнопки, молнии, зашнуровывать ботинки;

Умение подпрыгивать на двух ногах, передвигаться вперед

Проявляются в ролевых играх при распределении и выполнении ролей

5 лет

I .Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей).

2. Кубики Косса (2 варианта).

3. Определение временных понятий (утро, вечер).

4. Классификация (четвертая лишняя, с объяснением).

5. Сходство и различие (вода - лед и др.).

6. Загадки.

II . Речь

Рассказ по сюжетным картинкам с открытым и скрытым смыслом.

1. Картинки на внимание.

2. Нелепицы.

3. Загадки, четверостишия (на запоминание)

1. Умение самостоятельно одеваться.

2. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед.

Проявляются в ролевых играх, при умении соблюдать правила игры.

6 лет

I . Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей, сложный разрез).

2. Кубики Косса (3, 4 варианта).

3. Временные понятия (вчера, сегодня, времена года).

4. Классификация (четвертая лишняя, более сложные варианты).

5. Решение логических задач.

6. Загадки.

7. Лабиринты.

II . Речь

1. Рассказ по нескольким картинкам.

2. Картинки со скрытым смыслом.

III . Психологическая готовность к школе

Выявляются вышеуказанные умения

1. Картинки на внимание

2. Нелепицы (более сложные).

3. Загадки, стихи (на запоминание).

4. Ассоциативная память.

Методика А.Р.Лурии (10 слов)

1. Аккуратно закрашивать круг диаметром 2,5 см. за 70 с.

2. Прыгать в длину с места на 70 см.

Тест Керна-Ирасека.

Проявляются:

1. В творческих играх детей через умение строить сюжет, согласовывая индивидуальные игровые замыслы.

2. Рисунок семьи (Хоментаускас).

3. «Лесенка» (модификация В.Щур).

4. Задачи на принятие решений в разных ситуациях.

Сформирована внутренняя позиция школьника.

Переход на другие статьи методического пособия:

Дорогие мамы и папы! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает.

От 5 до 6 лет

На шестом году жизни дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети способны самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Развиваются творческие способности, познавательная активность старших дошкольников. Важно сформировать у ребенка понимание роли книги как источника знаний, побуждать появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Модный свадебный маникюр с видео и фото Модный свадебный маникюр с видео и фото Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы