Развитие ребенка на девятом месяце жизни. Развитие и питание ребенка в девять месяцев Ребенку 9 5 месяцев развитие и питание

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ребёнок в 9 месяцев – это уже не беспомощный младенец, а достаточно адекватный человек. Грудничок не только вырос физически, он умеет ярко и к месту выражать свои эмоции. Может заразительно смеяться, когда папа или мама подбрасывают его вверх, и горько плакать, если не дают то, что хочется.

Дети в 9 месяцев имеют свою точку зрения. Снимают мешающую шапку, выбирают дорогу для прогулки, стремятся заполучить понравившийся предмет. Дети по природе эгоисты. На 9 месяце жизни они уже могут осознать, чего хотят, но не понимают, почему этого «нельзя», что их желания часто противоречат интересам других людей.

Ребёнок ещё не готов к запретам, поэтому нужно постараться и убрать из поля его зрения все предметы, которые опасны для него или по каким-то другим соображениям не должны оказаться у малыша в руках.

Если карапуз всё-таки заполучил что-то запретное, нужно отвлечь его. В этом возрасте это ещё достаточно просто сделать. Можно показать игрушку, заинтересовать видом из окна.

Ребёнок много времени проводит на полу, ползая, шагая вдоль мебели, изучая окружающие предметы. Мамины руки теперь свободнее, но в целях безопасности оставлять одного малыша нельзя.

Особенности

Главное новшество 9 месяцев – подготовка к хождению. Ребёнок уже умеет хорошо сидеть, самостоятельно стоять недолгое время, это совершенно новое ощущение, к которому необходимо привыкнуть и психологически, и физически. В 9 месяцев малыш умеет шагать, держась за диван или другую опору, приседать, ползать.

Сидя ребёнок достаёт, берёт руками игрушки, изучает их. Из-за роста физической активности замедляются темпы набора веса. За девятый месяц ребёнок прибавляет 0,3-0,5 кг. Вес составляет около 9 кг, рост примерно 70.

Навыки

Что умеет ребёнок в этом возрасте:

  • Показывает части лица, тела. Если малыш ещё этого делать не умеет, это не значит, что он недостаточно развит. Просто ему ещё никто не показал.
  • Суёт свои пальчики в любые дырочки, тянет в рот изучаемые предметы.
  • Листает книги.
  • Рвёт бумагу, мнёт пальчиками тесто, пластилин.
  • Крепко держит в руках чашку, еду. Он хорошо берёт пальчиками предметы. А разжать их ещё не может. Поэтому если малыш схватил что-то, отобрать у него предмет очень трудно.
  • Лепечет, поёт, произносит отдельные слоги или простые слова. Некоторые хорошо повторяют за взрослыми. Произносят звуки и обозначают ими определённые предметы или людей. В разговоре появляются интонации, скопированные из речи взрослых.
  • Отвечает простыми жестами: кивок или покачивание головой, означающие согласие или отрицание.
  • Зная своё имя, отзывается на него, улыбается при этом.
  • Понимает несложные просьбы, например, «иди сюда», «возьми мяч».
  • Начинает проявлять интерес к одеванию, помогает, просовывая в рукава руки, в ботинки ноги. Самостоятельно снимает шапку или носок.
  • Обращение с игрушками сводится к изучению из свойств. Ребёнок в 9 месяцев любит разбирать их по частям, вкладывать одну в другую, бросать и наблюдать за полётом. Это не вредность – так малыш познаёт мир.
  • Малышу нравится игра в «ку-ку», прятки. Он просит повторить много раз. Слово «ку-ку» вызывает у него бурю эмоций. Это можно использовать, когда малыш злится или расстроен. Напомнить ему слово, и на лице обязательно появится улыбка.
  • К тому времени, когда 9 месяцев ребенку уже исполнилось, он научился различать близких людей и чужих. Карапуз боится или сторонится незнакомых.

Режим дня, питание

Чтобы малыш мог нормально развиваться, он должен полноценно питаться, гулять на воздухе, хорошо высыпаться. Если в жизни ребёнка есть режим, он привыкает к определённой последовательности действий каждый день, не сопротивляется им.

У ребенка в 9 месяцев развитие и питание тесно связаны между собой. В этом возрасте малыш уже ест многое из «взрослой» пищи. Главное условие: питание должно быть разнообразным, максимально полезным, включать достаточно клетчатки, витаминов. У ребёнка уже достаточно зубов, чтобы учиться жевать. Необходимо постепенно переходить с пюре на более твёрдую пищу.

К 9 месяцам дети спят ночью около 10 часов, а днём два раза по 2. Каждый малыш индивидуален, эти цифры могут отличаться. Главное, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, развит физически и психически.

Груднички ночью просыпаются поесть. Причина – не голод, а психологическая зависимость от матери. Это нормально и пройдёт вместе с отлучением от груди. Женщине обычно такое ночное кормление особого дискомфорта не доставляет. Малыш сосёт грудь во сне и спокойно спит дальше.

Занятия и игры

Малыш уже способен некоторое время сосредоточенно и увлечённо что-то делать. Чтобы помочь в развитии 9-месячному ребенку, нужно направить его активность в правильную сторону:

  • Учить необходимым в будущем действиям. Например, снимать, одевать одежду, есть ложкой. Вероятно, ребёнок заинтересуется и захочет примерить все свои вещи или что-то из маминого гардероба. Не нужно этому сопротивляться. Чем больше он будет тренироваться, тем быстрее научится.
  • Развивать моторику рук. Это важное условие не только для будущего умения красиво писать, но и для формирования правильной речи, выполнения бытовых действий.

Детям очень нравится рвать бумагу. Это хороший развивающий метод. Дайте малышу рулон туалетной бумаги. Это надолго его увлечёт. Здесь важно показать ребёнку с самого начала, что нельзя рвать книги. К ним необходимо формировать особое отношение, беречь. Лучше, если некоторое время доступными будут только картонные книги, пока малыш окончательно не поймёт, что их рвать нельзя.

Интересная и полезная игра – перебирание мелких предметов. Подойдут пуговицы, бусинки разных цветов, макаронины необычных форм, камешки, зубочистки. Малышам нравится рассматривать и перекладывать мелкие предметы.

Но родители должны быть очень внимательными, ребёнок способен потянуть любой предмет в рот, попытаться засунуть в нос или ухо.

Игре следует быть совместной, контролируемой. Если малыш устал, необходимо всё сложить и убрать подальше, чтобы он не смог достать.

Ускорить развитие ребёнка в 9 месяцев, развитие его моторики помогают занятия лепкой, рисование. Маме нужно творить вместе с ребёнком. Ему понравятся получившиеся фигурки, он будет стремиться сделать так же. Если в тесто вжать бусинки или макаронины, ребёнок будет их выковыривать. Он должен мочь это сделать.

Игры в ванной

Купание превращается в 9 месяцев в занимательную игру. Резиновые звери, формочки, стаканчики – всё интересует ребёнка. Переливание из ёмкостей, мытьё игрушек увлекает малыша. Он может долго не соглашаться заканчивать купание. Чтобы без слёз решить этот вопрос, можно предложить ему попрощаться с игрушками. Сказать, что малыш обязательно скоро с ними снова встретится, помахать ручкой и спокойно вынуть его из воды. Или незаметно слить воду и сказать, что она уже убежала.

Утром нужно учить ребёнка умываться. Показать, как это делать, на себе. А затем помочь ему повторить. Нужно рассказывать малышу, как важно быть чистым. Хвалить его за вымытые ручки и личико. Говорить, какой он стал красивый.

Игрушки

Главное правило выбора – безопасность. Игрушки не должны содержать острых углов и деталей. Ребёнка 9 месяцев интересует всё: заводные, говорящие, мягкие зверушки, куклы, машинки, кубики и пирамидки, конструкторы. Нужно учить маленького человека играть с ними. Можно показывать, как ездит машинка или паровозик, как собирать пирамидку, как строить, как «ходят» кукла или мишка, покормить их «понарошку», умыть, пожалеть.

Дети быстро запоминают и копируют действия взрослых. Вскоре малыш сам будет играть и придумывать что-то новое. И у мальчиков, и у девочек должна быть хотя бы одна кукла. На ней нужно учиться показывать глазки, носик, ротик, ручки, ножки, животик, спинку. А потом то же найти у самого ребёнка, у мамы и папы.

По мере роста к этому списку можно добавлять более мелкие детали, например, пальчики, колени, ресницы. Кукла – это наглядное пособие для изучения человеческого организма. Кроме того, она станет хорошим другом малыша, с ней можно всё делать вместе, на игрушке нужно показывать то, что сам ребёнок ещё делать не умеет или боится.

Физическое развитие

Чтобы развивались мышцы и ловкость, нужно помнить про подвижные игры. Нравятся малышам разных размеров, цветов мячи.

Нужно учить ребёнка ловить и бросать мяч, приносить и подавать, перекатывать по полу, чтобы он понимал разницу в этих действиях. Это отлично развивает ловкость, координацию и приносит всем много радости.

Можно сделать свою собственную «дорожку здоровья». На кусок ткани наклеить или пришить пуговицы, камешки, лоскутки разных на ощупь тканей. И давать малышу ходить по нему босыми ножками. Пока кроха не умеет сам передвигаться вертикально, нужно его поддерживать. А через пару месяцев он сам с большим удовольствием будет ходить по дорожке.

Это способствует закаливанию, является массажем стоп, улучшает координацию и ориентацию. Сначала нужно дать малышу изучить всё руками, потрогать, оценить. А потом можно давать команды, на что наступить, добавив разнообразие в игру.

Детей привлекает зеркало. С ним тоже можно играть:

  • рассматривать отражение разных предметов, людей;
  • сравнивать увиденное с оригиналом;
  • строить гримасы;
  • показывать радость, гнев, удивление, страх.

Это очень хорошо для развития эмоций. Упражнения для лица стимулируют хорошую речь.

Ребёнок 9 месяцев требует много внимания. Часто мамы жалуются, что им не хватает времени на все дела и игры. Но не обязательно отрываться от домашней работы, можно совмещать её и общение с малышом. Время, уделённое ребёнку, обязательно положительно повлияет на его развитие.

В этой статье:

Одним из самых любопытных периодов в жизни ребенка первого года жизни считается 9-й месяц. В этом возрасте многие дети начинают ходить и произносить первые осмысленные слова. Если ваш малыш пока не ходит и молчит, то это не повод бить тревогу, об отставании в развитии это не говорит, просто малыш копит силы.

Физическое и психическое развитие

Физическое развитие 9-месячного ребенка уже довольно прогрессивное — многие уже стоят самостоятельно, а кто-то только пытается встать, держась за бортик кровати или возле другой опоры. Ползает маленький егоза уже довольно быстро, некоторые могут уверенно топать вдоль дивана. Сейчас нужно сделать очередной осмотр жилища на предмет опасности для юного исследователя. Если в ваших розетках до сих пор нет заглушек, то уже пора их поставить. Бытовые прибора пора убирать подальше, видимые провода сократить до минимума. Все шкафы, тумбы и комоды пора проверить на предмет открывания-закрывания, либо заблокировать дверцы либо поставить специальную защиту от прищемления пальцев.

В возрасте 9 месяцев ребенок уже понимает взрослую речь и даже запреты, он знает слова, связанные с едой, прогулкой и сном. Уже в этом возрасте кроха может есть ложкой, конечно, еще не совсем уверенно, но главное, чтобы проявлял интерес. Пора учить малыша пить из поильника с мягким носиком и двумя ручками. Можно давать кусочки твердой пищи — печенье, кусочек хлеба, вареные овощи, даже если у малыша еще нет зубов, жевательные рефлексы нужно развивать.

Нужно активно развивать мелкую моторику, особенно важен захват предметов большим и указательным пальцем. В возрасте 9 месяцев дети могут повторять порядка 8 звукосочетаний и говорить осмысленно «мама», «папа», «на», «дай». Уделите особое внимание маленьким ладошкам, массируйте их, делайте «сороку-ворону», учите играть в ладушки. Эти упражнения способствуют развитию речевых навыков.

Девятимесячному ребенку нравится рассматривать себя в зеркале, а также ему нравится брать игрушку из рук взрослого и тянуть ее в рот. В этом возрасте появляется умение подражать действиям взрослого — покажите, что игрушку можно трясти, бить (для этого лучше иметь мягкий молоток во избежание неприятных инцидентов). Учите ребенка махать «привет» и «пока».
Для развития моторики можно просить ребенка пересыпать мелкие предметы, но лишь под вашим наблюдением, чтобы он ничего не проглотил. Научите его открывать и закрывать коробку, прячьте туда игрушку и просите открыть и достать. В этот период ребенок уже умеет радоваться удачным действиям и проявляет интерес к другим детям. По мимике крохи можно понять его эмоции — радость, огорчение, обиду, удивление и так далее.

Речевое развитие

На десятом месяце жизни ребенок уже знает свое имя и отзывается на него. На вопросы «где мама», «где папа» и так далее кроха сморит в сторону названного или показывает на него пальчиком. Просите ребенка подать вам что-то, например, из нескольких игрушек попросите выбрать пирамидку. В этом возрасте дети уже понимают слова «садись», «ложись», «дай», «на» и другие. Знает названия многих предметов и внимательно прислушивается к речи взрослых.

В 9 месяцев ваше чадо может повторять слоги и звуки, некоторые вещи выражает определенными звуками и много лепечет по-своему. При чтении книг показывайте ребенку картинки и называйте их: это кошка, она говорит «мяу-мяу», это собака, она говорит «ав-ав» и так далее. Не коверкайте слова при произношении, произносите их четко.

Режим дня

Режим 9-месячного ребенка почти не отличается от 8-месячного. К этому периоду у малыша уже выработалось одно и то же время для сна, утром он просыпается в одно и то же время, а вечером ложится. Питание пока 5-разовое, сон ребенка должен составлять 9-11 часов ночью и 3 раза в день по 1,5-2 часа. Многие дети переходят на 2-разовый дневной сон.

Утро вашего чада должно начинаться с привычных процедур — умывания, было бы неплохо приучить ребенка ходить по-большому в одно и то же время, так вам легче будет приучить его к горшку. Некоторые детки уже приучены к горшку в этом возрасте, если вы еще не начинали, то можете постепенно приступать. Неплохо было бы начать закаливать ребенка и принимать с ним воздушные ванны.

Гулять нужно 2-3 раза в день по 2-2,5 часа минимум, одевая по погоде. Не нужно сильно кутать ребенка, это ему лишь во вред. Одевать детей нужно так же, как себя, в холодное время года добавив один слой.

Традиция купания перед сном должна быть неизменной, в холодное время года можно купать через день, но подмывать после туалета в течение дня желательно. Разнообразьте купание игрушками, периодически их меняя. Если ваше чадо ночью много крутится, обязательно проверяйте, чтобы простынь прилегала к матрасу плотно во избежание заматывания в нее маленького непоседы.

Питание 9-месячного ребенка

К 9 месяцам ребенок уже многое кушает, пора разнообразить его рацион. Рецепты для 9-месячного малыша можно найти в книгах по воспитанию или в интернете. С этого возраста можно вводить в рацион рыбу, но делать это нужно лишь после консультации с педиатром. Для первого раза возьмите белую нежирную рыбу тресковых пород, хотя карп и судак тоже подойдут отлично. Предпочтение стоит отдать не замороженной, а свежепойманной рыбе.

Чем кормить 9-месячного ребенка: грудное молоко или смесь, овощные и фруктовые пюре, каши на воде и фруктовые соки. Многие детки в этом возрасте уже употребляют творожок или кефир.

Развивающие игры

В этом возрасте игры с ребенком должны быть направлены на развитие моторики и мышления, то есть более осмысленными. Игрушки для 9-месячного ребенка могут быть любыми — логические (пирамидка), мячи, машинки и так далее. Главное, чтобы они не несли опасности здоровью крохи. Музыкальные игрушки вызывают особый интерес.

Можно дать ребенку в руки мелок и показать, что он оставляет след на бумаге. Можно купить пальчиковые краски и рисовать вместе с ним, например, на старых обоях. Не забывайте про массаж и гимнастику. Приговаривайте прибаутки во время занятий, ритмично считайте, меняйте интонацию.

В виде гимнастики подойдут упражнения возле опоры — просите малыша сесть-встать пару раз, водите его за руки вперед-назад, поползайте, детям очень нравится вовлекать взрослых в игру.

Существуют даже специальные мультики для 9-месячного ребенка, нацеленные именно на этот возраст. Но не увлекайтесь ими, если малыш не проявляет интереса — комментируйте все, что происходит на экране, если все равно интереса не возникло — не нужно настаивать, в конце концов, успеет еще посмотреть.

В этом возрасте дети пытаются залезть повыше, поэтому будьте начеку, чтобы маленький летчик не совершил опасную посадку с дивана или стула.

Не забывайте хвалить ребенка за его маленькие достижения, для него это очень важно. Многие дети получают таким образом мотивацию от родителей, побуждение к действиям. Но не переусердствуйте хвалите только в нужные моменты, не надо сыпать похвалы за любое действие, чтобы не выработать психологическую зависимость. У ребенка должен быть здоровый интерес ко всему, а не ожидание похвалы.

На прогулке рассказывайте ребенку обо всем, гуляйте одним маршрутом и через несколько дней он будет узнавать дорогу сам. Например, он будет знать, что за углом детская площадка или большое дерево.

Не гонитесь за умениями других детей, каждый ребенок уникален по-своему и научится определенным действиям тогда, когда придет время.

Интересное видео о развитии малыша в 9 месяцев

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

9-ый месяц ребенку – последний месяц третьей четверти его первого года жизни. На этом этапе малыш уже совсем большой, он активно ползает по квартире, умеет или пока еще только пытается вставать на ножки, схватившись ручкой за опору. Некоторые детки даже умеют, держась за мамину руку, пусть еще несколько неуклюже переступая с ножки на ножку, совершать путешествие «на своих двух» по помещению.

9-месячные детки – известные хитрецы: в этом возрасте они начинают практиковать принципы «манипуляции». Умеют отвернуться от каши, требуя от родителей пюре, или же с видом ангела ждут пока мама выйдет из помещения, чтоб добраться до шкафа и разбросать из него все предметы, до которых дотянутся.

Сложным может быть для родителей период гуляний: малыш протестует против коляски, вертится, пытаясь из нее выбраться. А гулять с ребенком все время на руках родителям, безусловно, «не с руки» (уж простите за тавтологию). В этой связи гулять с ребенком можно, усадив его в прогулочную коляску. Вот только следует знать: долго возить в ней кроху нельзя, ведь он сидит в ней в согнутом положении, что может стать причиной нарушения формирования правильной осанки, затруднений дыхания и кровообращения.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Начало 9-го месяца детки встречают со средними показателями роста в 70-72 см, веса – 8500-9000 г. И за 9-ый месяц ребенку предстоит добрать очередных 450-500 г веса и около 1,5-2 см роста приблизительно. Таким образом, к концу месяца рост ребенка составит 72-74 см, вес достигнет отметки в 9000-9500 г.

Все это – весьма условные цифры, каждый ребенок индивидуален, и развитие, соответственно, у каждого малыша протекает индивидуально. У здоровых деток показатели могут значительно колебаться: например, в весе – от тех же 9500 г до 8500 г, роста – от 74 до 70 см. Все ли в порядке с ребенком, соответствуют ли темпы развития норме, нет ли каких-либо угроз и поводов для волнения, определит врач во время очередного осмотра.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

Режим дня 9-месячного малыша остается тем же, что и в прошлом месяце. Все так же ребенок просыпается в 6-7 часов утра, все так же засыпает к 22 часам вечера. Все так же 5 раз в день кроха кушает.

Ночной сон ребенка 9-ти месяцев составляет 9-11 часов, сохраняются 3 сеанса дневного сна – по 1,5-2 часа. Однако отдельные детки могут переходить на 2-х разовый дневной сон, и в этом случае длительность его увеличивается до 2-2,5 часов. Обычно отменяется утренний сон, но, если все-таки есть возможность сохранить все 3 дневных сна, лучше это сделать: физиологически для крохи такой режим лучше. Дело в том, что нервная система маленького ребенка пока еще несовершенна, он быстрей устает, а переутомление сказывается не лучшим образом. Так, на фоне вроде как повышенной активности, малыш, тем не менее, становится неуправляем: он вертится и выгибается, капризничает, не прислушивается к взрослым и не лепечет сам. Посему, очень важно от переутомления ребенка беречь и режим не нарушать ни в коем случае: спать укладывать кроху необходимо в одно и то же время, и желательно сохранить все 3 сеанса дневного сна, пусть менее длительных, но более полезных.

Периоды бодрствования после кормления у ребенка в 9 месяцев становятся более продолжительными – некоторые детки сохраняют активность по 1,5-2 часа. В это время кроха играется, требует общения и просится на руки. Хоть каждый раз идти на поводу у ребенка и вечно носить его на руках не стоит, но и отказывать детке в ласке тоже не следует.

Утро для детеныша начинается традиционно – с тщательного умывания. Хорошо научить ребенка в одно и то же время опорожнять кишечник, опять-таки, лучше, если процесс этот будет происходить в утреннее время. Если малыш уже приучен к горшку – отлично, если нет – можно начинать пробовать высаживать его на горшок в 9 месяцев. Посадив на горшок, помочь крохе «сосредоточится», поясняя звуком «а-а», что ему нужно делать. В случае, когда кроха повторяет за родителями, увеличивается внутрибрюшное давление, автоматически увеличиваются шансы на то, что ребенок покакает. Но, даже если этого не произошло – не страшно, в любом случае, не стоит держать ребенка на горшке дольше 10 минут, а во время его попыток не давать в руки игрушки и не отвлекать. Кстати, много значит для нормального опорожнения кишечника питание крохи: кашу лучше варить малышу гречневую или овсяную, а не рисовую, поить сливовым соком и предлагать пюре из чернослива, а в качестве «добавки» к овощному пюре использовать свеклу.

Первая половина дня – вообще для ребенка наиболее «продуктивное» время: в этом же временном промежутке следует найти пару минут, чтобы позаниматься с крохой гимнастикой и сделать ему массаж. Утром, опять же, полезней проводить закаливание и воздушные ванны.

Ребенку в 9-ть месяцев «положено» не менее 2-3 прогулок в день. Хорошо, если летом длительность прогулки достигает 2,5-3 часов – с малышом можно отправиться в парк, разрешая ему походить по травке, держась за коляску. Летом с дитем гуляют 2-2,5 часа, тепло при этом одев.

Неизменной остается традиция купания ребенка перед сном. Но, поскольку карапуз уже достаточно подрос, купать его можно не каждый вечер, а через вечер. Купание становится для 9-месячного ребенка самой настоящей радостью: он с удовольствием резвится в воде, плещется, играется с игрушками и даже пытается «плавать».

После купания ребенок готов к ночному сну: укладывая, следует спеть ему колыбельную, покачать, погладить по голове. Случается, что посреди ночи кроха во сне раскрывается. Не стоит переживать, если ребенок при этом соответствующе одет и в помещении сохраняется нормальная температура. А вот неплохо бы позаботится о том, чтобы плотно ложилась на матрас простынь – чтоб малыш ненароком, вертясь в кроватке, в ней не запутался. Сегодня существуют специальные простыни-мешочки, которые одеваются на матрас и держатся за счет резинок, не сползая.

Сколько ест ребенок в 9 месяцев

В общей сложности 9-месячный малыш за день съедает немногим больше 1 л пищи. Хорошо, если мама все еще продолжает кормить кроху грудью, но, даже если это и так, грудное молоко теперь уже не является основной и главной пищей ребенка. В его меню теперь присутствует достаточно много «взрослых» продуктов, кормления грудным молоком предусмотрены утреннее (после пробуждения) и вечернее (перед сном).

С этого месяца в рацион ребенка можно понемногу вводить еще один новый вкусный и полезный продукт – рыбу. Как всегда – предварительно посоветовавшись с врачом и внимательно отслеживая реакцию крохи на новый продукт. Лучше для прикорма выбирать нежирную океаническую рыбу (минтай, хек) или речную (карп, судак). Считается, что идеальным вариантом для знакомства малыша с рыбой будет именно судак.

Рыбу лучше готовить самостоятельно: вымыв в холодной воде, мякоть без косточек опустить в кипящую воду и хорошо отварить. Отварное филе тщательно измельчить в блендере или мясорубке и предложить в небольшом количестве ребенку. В продаже сегодня есть и уже готовые рыбные детские консервы – как чисто рыбные, так и в сочетании с овощами или крупами. Категорически недопустимо давать ребенку в 9 месяцев обычные рыбные консервы – они могут стать причиной расстройства желудка, поскольку в составе имеют большое количество всевозможных приправ, консервантов и других добавок. Да и кости в покупных «взрослых» консервах обычно присутствуют, как их не измельчай.

Как уже упоминалось выше, кушает малыш 9-ти месяцев 5 раз в день, употребляя за один прием примерно 200 г пищи. Вот примерная схема режима питания для ребенка в 9 месяцев:

  • 6.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси);
  • 10.00 – 150 мл овощного пюре + 30 г мясного пюре/фрикаделька + 35 мл фруктового сока;
  • 14.00 – 180 мг каши + 30 мл фруктового сока;
  • 18.00 – 150 мл кефира + 40 мг творога;
  • 22.00 – 200 мл грудного молока (или молочной смеси).

Кормить малыша следует, когда он сидит, из его личной посуды и повязав предварительно слюнявчик. Можно дать в одну руку ребенку ложку, в другую – хлебушек, и быть готовыми к тому, что на первых порах еда будет повсюду. Но кто сказал, что процесс обучения легок? Поить дите лучше поначалу из детской кружки-непроливайки с носиком. Хоть многие достаточно развитые малыши еще с 8-ми месячного возраста нередко умеют держать и понемногу пить с обычной кружки, если питья в нее наливать немного.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Девятимесячные детки ползают уже практически «со скоростью света», причем в разные стороны и держа в одной руке игрушку. Ребенок сам выбирает, какой игрушкой он хочет играться, если же теряет к ней интерес, умеет ее положить, а не выкинуть, как это случалось раньше. К тому же, наблюдая за действиями взрослых, малыш запоминает, куда они положили ту или иную интересующую его вещь. Потому, не стоит удивляться, если он, забравшись папе на колени, вытянет у него из кармана, к примеру, мобильный телефон.

Наверное, наиболее важной особенностью развития ребенка 9-ти месяцев становится его способность самостоятельно вставать на ноги, держась за протянутые мамины руки или за ближайшую опору. Некоторые детки умеют даже, при помощи взрослого, или же удерживаясь за опору, мелкими шажками шагать, переставляя ножки. А отчаянные карапузы еще и способны опустить ручки и постоять на ножках, правда, через короткое время «плюхнувшись» на попу – пока еще ребенок не умеет садиться плавно самостоятельно.

Теперь для малыша одинаковый интерес представляют как игрушки, так и бытовые предметы – он с увлечением «болтает» по телефону, переключает кнопки на пульте от телевизора. С интересом 9-месячные дети «читают» книги с яркими картинками, самостоятельно переворачивая страницы. Однако, учитывая, что сейчас малыш склонен к тому, чтобы все рвать и мять, лучше предлагать ему для «чтения» книги с картонными страницами.

Ребенок в 9 месяцев узнает себя на фотографиях и в отражении зеркала. Больше того – наблюдая свое отражение, малыш может его похлопать или попробовать поцеловать. На просьбу мамы показать носик, глазик или ручку, он указывает на них пальчиком, находя на отражении в зеркале. Так же кроха может показать, где хвостик у игрушечной лисички или ножка у плюшевого медведя.

Зрение девятимесячного ребенка развито уже практически на уровне взрослого: он различает цвета, форму и размер предметов. Но, в то же время, пока недостаточно развита глубина зрения, кроха не способен видеть и оценивать расстояние, высоту и глубину. Потому, ползя по дивану, запросто может не определить его край и упасть, если родители вовремя его не остановят. При этом крохе может не нравиться, что ему препятствуют, и он «проявляет характер»: протестуя, кричит и упрямится, капризничает и возмущается.

Кстати, богаче и разнообразней становится спектр эмоций ребенка: эмоциональные реакции выражаются уже в виде гнева, недовольства, радости, обиды, счастья, беспокойства. Если малышу не нравятся какие-либо действия мамы, например, когда она вытирает ему носик, он дает об этом знать, отворачиваясь и хныча.

В то же время, возрастает привязанность крохи к матери, в ее отсутствии ребенок тревожится, ему необходимо общение и ласка. Беспокойство проявляет малыш и при виде незнакомых людей, но, видя маму или кого-то из близких, успокаивается. Общаясь же с родными и близкими, кроха с удовольствием практикует навыки копирования – воспроизводит мимику, пытаясь щуриться, быстро моргать или улыбаться в ответ на аналогичные действия того, кто ему предлагает повторять за ним.

«Шагнуло вперед» и речевое развитие ребенка в 9 месяцев: он аукает и превращает лепет в «песни», дает знакомым предметам свои названия. Так, заяц превращается у малыша в «зя-зя», машина – в «би-би». Но, что касается родственников, скорей всего как раз в этом месяце они уже услышат полноценное «ма-ма» и «па-па», а еще – «ба-ба» и «де-да».

Развивающие занятия и игры для 9-месячного ребенка

Игры и занятия для 9-месячного ребенка становятся уже более разнообразными, «смысловыми». Предлагать игры малышу можно и нужно разного характера, направленные как на физическое, так и на интеллектуальное развитие, тренирующие память и развивающие творческие способности.

Предложите ребенку еще лучше познакомиться со своим телом, играя в игру «Дарики-комарики». Заключается она в том, чтобы, приговаривая определенную потешку, предлагать крохе исполнять определенные действия.

«Дарики-комарики, ай да комарики (похлопали в ладоши)!

З-з-з-з-з (логопедическое проговаривание звука).

Вились-вились (пальчики складываем щепоткой, совершаем круговые движения кистями), Крошке в носик вдруг вцепились (дотрагиваемся до носика сложенными щепоткой пальчиками)».

Детки 9-ти месяцев вообще любят играть в игры, предполагающие повторы под прочтение стишка. Потому, понравится малышу игра «Хлопотушки»:

«Хлопотушки-хлопотушки (похлопали в ладоши),

Закрывай скорее ушки (можно упоминать глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые нужно закрыть ладошками)».

Важно в 9 месяцев продолжать развивать мелкую моторику, для тренировки пальчиков можно использовать орехи, фасоль, камушки, пуговицы, предложив малышу попересыпать их между пальчиками. Опять-таки, для развития мелкой моторики, зная про любовь малыша приводить в движение предметы, можно подарить ему игрушку, которая приводится в действие или издает звук при дерганье за веревочку (например, клюющий петушок или колокольчик).

Выше уже шла речь о том, что 9-ти месячные детки с удовольствием рвут бумагу и способны месить-лепить глину. Так вот в этом возрасте вполне можно практиковать с малышом лепку из соленого теста. Сделав обыкновенную лепешку из теста, можно, посадив кроху на колени, совместно с ним втыкать в лепешку макаронины, семечки, спички, фасолины, которые потом с не меньшим интересом карапуз будет из теста выковыривать.

Хорошо также потихоньку начинать знакомить малыша с изобразительным искусством. Можно показывать крохе, как следует рисовать фломастером или мелками, водя ими по большому листу ватмана. Или же вовсе приобрести нетоксичные краски и, окуная пальчики ребенка в краску, разрешить ему самому почувствовать себя художником.

Для физического совершенствования не следует забывать про гимнастику – в этом возрасте комплекс упражнений уже несколько «усложнен» и разнообразен. Как и раньше, ребенку нужно сгибать-разгибать коленки, вращать ручки, когда он сидит. А еще – приседать с малышом у опоры, ходить с ним туда и назад, наклонять вперед туловище малыша, когда он стоит спинкой к взрослому.

Ребенок в 9 месяцев: родителям на заметку

Все так же необходимо контролировать, чтобы в квартире были соблюдены все возможные правила безопасности ребенка. Поскольку нынче он все больше проводит с мамой в кухне, помогая ей «готовить», крайне важно проследить, чтоб ребенок не имел возможности добраться до стеклянных или тяжелых предметов, до ножей или вилок, соли.

Важно также держать сковородки и кастрюли на плите ручками к стене, а еще лучше – готовить на дальних конфорках. Ребенок сейчас будет пытаться открыть любой закрытый шкаф или тумбу, посему, желательно позаботиться, чтоб духовка, посудомойная машина и микроволновая печь плотно закрывались.

Желательно уже сейчас познакомить малыша с понятием «горячее»: можно показать ему это на примере нагревающегося утюга, приложив к плечику (следите, чтоб утюг не был чрезмерно горячим) или подержав ладошку малыша над включенной конфоркой на достаточном расстоянии, чтобы он прочувствовал тепло.

Поскольку сейчас ребенок старается залезть куда-нибудь, где «повыше», нужно следить, чтоб он не залез на катающийся пуфик или неустойчивый стул. Важно также последить, чтоб малыш не имел возможности выбраться из кроватки с падением с высоты.

В возрасте 9-ти месяцев ребенка можно учить одеваться и раздеваться – просить протянуть ручку и сжать кулачок, когда нужно надеть кофту или куртку, показать, как снимается носочек и стаскивается шапочка.

Если ранее в рацион малыша были успешно введены овощные пюре и супчики, телятина, говядина (возможно, также курица и индейка), каши, фруктовые пюре, то ребенку в 9 месяцев можно кушать практически все то же самое, только порции становятся чуть больше и, если зубов уже достаточно, то пищу можно не пюрерировать блендером, а разминать вилкой. Прикорм в 9 месяцев практически не меняется по качеству и составу от того, что был месяцем ранее.

Какие новые продукты можно кушать ребенку в 9 месяцев:

  • белый хлеб небольшими кусочками;
  • сухарики;
  • печенье;
  • кефир, творог (Выбирая, внимательно следите за сроком годности и температурой хранения; полезен такой кефир, срок хранения которого не превышает 7 дней. А творог не должен быть дешевым, лучше покупать специальный детский творожок или творог в магазине от производителя, в котором вы уверены, чтобы на упаковке были указаны адрес производства, срок годности: в идеале не больше 5 дней);
  • из мяса можно готовить фрикадельки и кормить ребенка маленькими кусочками с детской вилки: малыш будет учиться пережевывать пищу;
  • пюре из отварной рыбы (судак, треска, морской окунь, минтай, карп): рыбу сначала хорошо проварите, потом отделите филе от косточек (внимательно! Убедитесь, что не пропустили даже мелкую косточку!) и измельчите блендером в пюре;
  • маленькие кусочки овощей в пюре помогут малышу быстрее научиться жевать;
  • также ребенку в 9 месяцев можно предлагать кусочками кушать сезонные ягоды без крупных семечек и фрукты.

Сколько должен съедать ребенок в 9 месяцев

В полных 9 месяцев еще необходимо сохранить не менее 2-х кормлений в сутки грудным молоком или высокоадаптированной молочной смесью. За 9-й месяц малыши, в среднем, прибавляют в весе 500 грамм. Съедать ребенок должен объем пищи, равный 1 литру в сутки, без учета питья: чая, сока, воды, компота. То есть, 1 литр - это прикормы плюс два кормления смесью или грудным молоком.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым Подбираем цвет волос под цвет глаз Какой блонд идет кареглазым