Конспект занятия по коррекции тревожности у дошкольников. Конспект занятия на тему "снижение тревожности у детей"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Людмила Куприкова
Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Группа:

старшая (5-6 лет)

Тип занятия:

игровое занятие

Продолжительность занятия:

20-25 минут

Цели:

Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, формировать навыки контроля своего поведения и взаимодействия в коллективе, снижению страха и тревожности, способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру, обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, снятию мышечных зажимов, повышению самооценки.

Задачи:

Помочь преодолевать тревожность;

Способствовать повышению самооценки.

Формировать умение понимать себя и других;

Способствовать преодолению скованности, неуверенности в себе;

Материалы для занятия:

клубок ниток, карандаши или фломастеры (на каждого ребенка, листы бумаги, корзинки, стулья, елки, игрушки (лесные жители, интерактивная доска, магнитофон, запись веселой и грустной мелодии.

Методические приемы:

объяснение, вопросы, показ, разыгрывание ситуаций.

План игрового занятия

Приветствие:

Упражнение «Клубочек»

Разминка:

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Основная часть:

Групповое упражнение «Сказочная тропинка»

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Психогимнастическое упражнение «Спаси птенца»

Групповое упражнение «Пирамида»

Рефлексия:

Вопросы детям:

Ход занятия:

Приветствие.

Упражнение «Клубочек»

Цель: настроить детей на занятие, повышение уверенности в себе.

Добрый день, ребята, я рада вас всех видеть! Мы с вами продолжаем наши игры. Сегодня, мы с вами отправимся в сказочное путешествие, в мир волшебства и чудес. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Мы будем передавать его по кругу, и говорить свое имя, а еще положительную черту своего характера, которая нам пригодится в путешествии (когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко, всегда веселее, когда есть друзья)

Разминка.

Групповое упражнение «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Чтобы попасть в сказку нам нужно пройти первое препятствие – это заколдованный лес, для этого мы встанем в пары, прижимая правую ладонь к левой и левую ладонь к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом мы будем проходить различные препятствия и ловушки.

Упражнение «Сказочная тропинка»

Цель: обогащать внутренний мир детей, давать им понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах. Игра развивает слуховое восприятие, фантазию, учит понимать и чувствовать музыку.

Вот мы и пришли в сказочный лес, но ведь в лесу живут разные герои сказок. Каких добрых персонажей вы знаете (Колобок, Дюймовочка, красная шапочка, Василиса Прекрасная, а злых героев сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч? Просмотр на интерактивной доске персонажей, обсуждение.

Давайте отправимся в путешествие по заколдованному лесу, где живут разные сказочные герои, добрые и злые. По тропинке нужно идти очень осторожно, нельзя терять бдительности. Подсказкой нам станет музыка: если будет звучать веселая радостная музыка, значит бояться нечего – здесь живут добрые сказочные персонажи, а если мелодия будет другой – мрачной, тяжелой, значит нужно быть осторожнее, так как в этот момент будем проходить мимо жилища злого героя. Когда звучит веселая музыка, то двигаться можно весело подскакивать, бежать. Если же играет другая мелодия, предупреждающая об опасности, то нужно идти медленно, плавно, чуть пригнувшись и не шуметь. Все готовы? Отправляемся в сказочный лес!

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель: Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания, снижение страха и тревожности.

Теперь ребята я предлагаю вам взять в руки карандаши (фломастеры) и нарисовать то, чего вы боитесь (при этом педагог не делает подсказок что надо изображать, каждый ребенок должен сам справиться с этим заданием). Я смотрю вы уже нарисовали. Теперь я попрошу каждого из вас подлиться с нами своими страхами. Ведь когда о них знают твои друзья уже не так и страшно.

(рассказы детей)

Ребята, я знаю отличный способ как избавиться от страхов. Хотите поделюсь?

(Ответы детей)

Давайте возьмем ваши рисунки, порвем их на мелкие кусочки и выкинем в мусорное ведро. Мусор выкинут и сожгут, а вместе с ним сожгут и ваш страх. Вы согласны?

(ответы детей)

Психогимнастическое упражнение "Спаси птенца".

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие воображения, эмпатии.

Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

Групповое упражнение «Пирамида»

Цель: способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру, повышение самооценки.

Ребята, я предлагаю вам всем встать в круг и сделать пирамиду из наших ладошек. А теперь все вместе: Раз, два, три мы молодцы!

Рефлексия:

Вопросы детям:

o Ребята, где мы сегодня с вами побывали и с кем повстречались?

o Что вы чувствовали, когда проходили трудный путь?

o Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?

o Какими вы стали и чему научились сегодня?

(ответы детей)

Мы с вами хорошо и весело поиграли, но, к сожалению, наше занятие заканчивается. Я хочу вам пожелать хорошего настроения и побольше улыбок, буду ждать следующей нашей встречи. До свидания!

Занятие по коррекции детских страхов для детей дошкольного и младшего школьного возраста (страх темноты).

Тема: «В темной комнате».

Цель: устранение, либо частичное обесценивание страха темноты, повышение самооценки, развитие творческого мышления, воображения, способности концентрироваться.

Время: 30 - 40 минут.

Материал и оборудование: лист бумаги А4, цветные карандаши, стикеры, пластилин, изображение градусника, музыкальный центр, бланки к тестовым заданиям, упражнениям (Приложение к занятию 2).

1. Упражнение «Пальчики».

Цель: настрой ребенка на дальнейшую работу, повышение эмоциональности, эмпатии.

Техника проведения : ребенку предлагается поздороваться с педагогом-психологом пальцами и поприветствовать друг друга словами.

Инструкция : сейчас мы будем с тобой здороваться друг с другом необычным образом. Будем приветствовать пальчиками, и произносить слова «Добрый день».

2. Упражнение «Градусник настроения».

Цель: определение настроения ребенка.

Материал: изображение градусника, стикер.

Техника проведения : ребенка просят отметить на градуснике стикером свое настроение.

Инструкция : перед тобой находится изображение градусника, отметь, пожалуйста, на шкале стикером свое настроение. Чем выше шкала температуры, тем лучше твое настроение.

3. Сказка «Бум-бум-бум» (Михаил Андрианов).

Цель: коррекция страха темноты.

Техника проведения: педагог-психолог зачитывает ребенку сказку, и после этого идет ее обсуждение.

Инструкция: сейчас я прочитаю тебе прекрасную сказку. Понравилась ли тебе сказка?

Вопросы к сказке:

    Чего боялись Вика и Алена?

    Это действительно было так страшно, как им казалось?

    Как они смогли перебороть свой страх?

4. Упражнение «Мой талисман-помощник».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие воображение.

Материал: пластилин.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку слепить из пластилина талисман. В завершении занятия он с помощью заклинания превращает талисман в волшебный.

Инструкция: ты знаешь, что издревле у людей были талисманы, которые защищали их от страхов. Сегодня я предлагаю сделать свой собственный волшебный талисман, который поможет тебе справиться с любой ситуацией, защитить от любых неприятностей. Для этого понадобится все твое воображение и умелые руки.

Как хорошо у тебя получилось! А чтобы твой талисман стал волшебным, положи его перед собой, поднеси к нему ладони, опусти голову и шепотом повторяй за мной заклинание:

Ты теперь мой талисман!

Ты помогаешь мне бороться с любыми страхами.

Раз, два, три, четыре,

Не один я в этом мире,

Я со страхом поборюсь,

Ничего я не боюсь!

Отлично, теперь этот талисман твой помощник и защитник. Давай вместе произнесем: «Я смелый!».

5. Упражнение «Давай вместе бояться!».

Цель: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка.

Техника проведения: педагог-психолог зачитывает, а ребенок выполняет определенные действия.

Инструкция: сейчас я зачитаю, а ты выполнишь следующие действия.

А теперь давай позволим себе побояться всласть!

Пусть наши зубы стучат как барабанные палочки, а по спине бегут 40000 мурашек! У страха глаза велики, а наши глаза пусть станут еще больше, кричи от страха громко «Ма-а-ма-а». Думаю, что раньше ты так не умел бояться. Страх был вовсе не страх, а так – легкое беспокойство.

6. Сеанс в сенсорной комнате.

Цель: устранить состояние психомышечного напряжения, дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Материал: музыкальный центр.

Техника проведения: звучит спокойная, расслабляющая музыка. Ребенок ложится на коврик на спину, руки вытягивает вдоль туловища, ноги выпрямляет, слегка раздвигает. Ему можно также предложить расположиться в кресле «Трансформере», сухом бассейне.

Включено интерактивное оборудование (настенный ковер «Млечный путь» и «Звездная сеть»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Педагог-психолог произносит релаксационный текст.

Инструкция: расположись удобно, где захочешь, например, можно лечь на коврик на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, слегка раздвинуть. Можно удобно расположиться в кресле «Трансформере» или сухом бассейне. Подумай, где тебе наиболее удобно и расположись.

«Избавление от тревог»

Расслабься и представь, что ты сидишь на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит тебе. Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают твою голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются твои огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают твое тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Ты избавлен от тревог, ты очищен, тебе светло и радостно!

7. Упражнение «Градусник настроения».

Цель: определение настроения ребенка.

Материал: стикеры, изображение градусника.

Техника проведения: ребенка просят отметить на градуснике стикером свое настроение.

Инструкция: перед тобой находиться изображение градусника, отметь, пожалуйста, на шкале стикером свое настроение. Чем выше шкала температуры, тем лучше твое настроение.

8. Обратная связь.

Цель: узнать мнение ребенка о занятии.

    Что понравилось на сегодняшнем занятии?

    Какие задания вызвали затруднения?

    Какие задания выполнил без затруднений?

9. Упражнение «Пальчики».

Цель: развитие положительного отношения друг к другу, эмоциональности.

Техника проведения: педагог-психолог прощается с ребенком пальцами и они называют друг друга по имени.

Инструкция: занятие подошло к концу, и мы будем с тобой прощаться друг с другом необычным образом. Мы будем прощаться каждым пальчиком, и называть друг друга по имени.

Людмила Казакова
Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Волшебный город»

Цель : актуализация страхов , знакомство со способами преодоления страхов .

Материал : альбомные листы, краски, карандаши, кисти, баночки с водой.

Ход занятия

1. Приветствие «Я рада всех видеть»

Психолог : «Я рада видеть Сашу, Аню… и т. д.» . Всех по очереди приветствует психолог, дотрагиваясь до ладошек каждого ребенка.

2. Сказка «О волшебном городе»

Психолог зачитывает сказку о волшебном городе

«Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх . Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой .

Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они бояться.

Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них свою молнию. В тот же миг страхи превратились в кучу пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить , не важно, как (нарисовать, слепить, рассказать другу) – нужно только очень этого захотеть».

Обсуждение по вопросам :

– Как изменилась жизнь жителей города, после того как налетел ураган?

– Чего еще начали, по вашему мнению, бояться жители?

– Кто помог жителям избавиться от страха , и каким образом?

Зачитывается еще раз конец сказки : «И тогда все поняли, что страх можно победить , нарисовав его – нужно только этого захотеть».

Психолог подводит детей к тому , что страхам не нравится , когда о нем рассказывают и изображают красками, карандашами, фломастерами – он становится слабым и беззащитным.

3. Упражнение «Мой страх »

Психолог предлагает детям закрыть глаза и вспомнить то, чего они очень боятся. Каждый рассказывает о своем страхе . Психолог всем своим видом показывает, что понимает ребенка и соглашается с наличием того страха .

4. Упражнение «Избавление от страха »

Дети рисуют свой страх различными средствами, на свой выбор.

Затем свои рисунки рвут на мелкие кусочки. Психолог берет волшебную палочку и имитирует действия факира. В тот момент, когда факир поднимает палочку, дети разбрасывают мелкие кусочки по комнате.

5. Упражнение «Клубочек»

Предавая друг другу клубочек, дети рассказывают, с какими способами преодоления страхов они сегодня познакомились, и какое настроение после выполнения всех упражнений.

6. Прощание

Стоя в кругу, дотрагиваясь до ладошек соседа, все вместе говорят «До-сви-да-ния!»

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР".

Конспект занятия по взаимодействию логопеда и психолога по коррекции речевого недоразвития речи у детей дошкольного возраста Программные задачи: Автоматизация звуков в речи. Разширение и обогощение словаря. Развитие связной речи. Развитие у детей уверенности в.

Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или.

Конспект НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5–6 лет в условиях сенсорной комнаты «Волшебный сон» НОД по профилактике тревожности и страхов у детей 5-6 лет на тему: «Волшебный сон» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Березка» Шакирьянова.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Осенний ковер» Возраст детей: 5-6 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск Описание.

Анна Щеглова
Конспект индивидуального занятия по коррекции страха у ребенка старшего дошкольного возраста

«Госпожа Темнота» .

Цель : устранение , либо частичное обесценивание страха темноты , снижение уровня тревожности, формирование положительного самоощущения и уверенности в себе.

Материалы : «чудо-цветок» , «волшебная палочка» , костюм «Госпожи Темноты» (корона, черный плащ со звездами, костюм бабочки, игрушечный дракон.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Психолог ведет беседу с ребенком о его настроении («Какое у тебя сейчас настроение?» , «Чем ты занималась?» ) и предлагает : «Давай вместе возьмемся за руки и скажем друг другу ласковые слова (например, «Ты самая смелая и веселая девочка» , «Ты очень добрая и любишь путешествовать» т. п.). Чтобы узнать действительно ли ты смелая, мы попадем в сказку, а для этого нам понадобится волшебный цветок. Мы сейчас произнесем волшебные слова :

«Волшебный цветок, в сказку веди,

Не дай, цветок, ослабнуть в пути.

Ты смелость и свет нам скорей подари

И сказку новую оживи!»

2. Рассказывание сказки.

Психолог говорит : представь себе, что мы попали на планету, где живут маленькие гномы. Но однажды на планету прилетели драконы. Как ты думаешь, какие они были добрые или злые? Какого они цвета, размера? Чем питались? (ответ ребенка : «Наверное они были злые, темно-зеленого цвета и питались всем подряд» ).

Далее психолог уточняет : «Да, это были злые и страшные драконы , которые питались насекомыми, живущими на этой планете. Вскоре на ней не осталось ни одной бабочки, стрекозы, кузнечика. И решили гномы обратиться за помощью к «Госпоже Темноте» , так уважительно называли ее жители страны – маленькие гномы , потому что она совершала добрые дела. И вот когда наступила ночь «Госпожа Темнота» взяла свою волшебную палочку и произнесла волшебные слова : «Страшные и злые брысь , брысь, брысь. В добрых и хороших превратись».

И с драконами стало происходить что-то невероятное. Они стали превращаться в легких и красивых бабочек, порхающих с цветка на цветок. Все жители планеты очень обрадовались, и на планете опять наступил покой».

3. Психосоматическая гимнастика : «Дракон и бабочка» .

Психолог : «Давай представим себе, что мы драконы. Чтобы понять какие они надо в них превратиться. Ощущаем, какими становятся пальцы на ногах и руках. Как изменяется челюсть, какими длинными и острыми становятся зубы. Как у нас вытянулась спина, и вырос хвост, длинный и сильный. Начинаем двигаться, переваливаясь с ноги на ногу. А теперь неуклюже всем телом поворачиваемся вправо, влево».

Затем психолог задает вопросы ребенку :

Что ты чувствуешь сейчас внутри тела? (ответ ребенка : «Какую-то тяжесть» )

Какое у тебя настроение? (ответ ребенка : «Грустное» )

«А теперь представь, как драконы стали превращаться в легких и невесомых бабочек. Почувствуй, как твои крылья медленно и плавно движутся вверх, вниз и ты порхаешь с цветка на цветок». Психолог вместе с ребенком перевоплощаются в красивых бабочек.

Что теперь ты чувствуешь? (ответ ребенка : «Радость и легкость» )

Как изменилось твое настроение? (ответ ребенка : «Стало хорошим» )

4. Обыгрывание сказки.

Психолог предлагает ребенку на выбор роль «Госпожи Темноты» или дракона с последующим перевоплощением в бабочку (необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок побывал в разных ролях). После того, как ребенок побывал в разных ролях психолог спрашивает :

Какая роль тебе больше понравилась и почему? (ответ ребенка : «Мне понравились все роли, но особенно роль «Госпожи Темноты» , потому что она оказалась смелой и совершила добрый поступок, т. к. помогла своей планете не погибнуть»).

Что ты чувствовала внутри себя, когда была в роли «Госпожи Темноты» ? (ответ ребенка : «Силу и смелость, а еще она была очень красивая и добрая» ).

5. Заключение.

Психолог : «А теперь мы должны покинуть эту планету. Наше время истекло. Скорее к чудо - цветку.

«Волшебная сказка прошла,

Много чудес она принесла.

Скорее домой, цветочек, неси

И все, что узнали, в нас сохрани».

По окончании занятия психолог спрашивает :

Понравилась ли тебе сказка? (ответ ребенка : «Да, очень понравилась. Когда я приду домой, я сделаю себе костюм «Госпожи Темноты и буду в нее играть» ).

А сейчас я хочу тебе дать хороший совет : когда ты ложишься спать вечером, когда в комнате погашен свет, ты обязательно вспомни о «Госпоже Темноте» , о ее волшебных словах, о ее силе и смелости, о ее добрых делах и тебе станет спокойно, и ты почувствуешь себя самой смелой девочкой.

На память о нашей встречи я подарю тебе эту волшебную палочку, которую ты можешь положить под свою подушку.

Тревожность в настоящее время признается одной из самых актуальных проблем психологии. Наше время называют веком страха и тревожности. Таким образом, проблема коррекции тревожности актуальна для современного общества в целом. К тому же тревожный ребенок выполняет задания менее успешно, следовательно, при отсутствии психокоррекционной помощи он обречен на неудачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекции тревожности (групповая)

Пояснительная записка

Тревожность в настоящее время признается одной из самых актуальных проблем психологии. Наше время называют веком страха и тревожности. Таким образом, проблема коррекции тревожности актуальна для современного общества в целом. К тому же тревожный ребенок выполняет задания менее успешно, следовательно, при отсутствии психокоррекционной помощи он обречен на неудачи.

Цель программы – коррекция высокого уровня тревожности у детей 5-7 лет

Задачи программы:

  1. Снизить уровень тревожности.
  2. Повысить уверенность в себе.
  3. Преодоление страхов ребенком.
  4. Снятие психомышечного напряжения.

Встречи проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Программа включает в себя 12 встреч, которые проводятся во второй половине дня. Форма организации встреч – групповая.

Программа состоит из 3 блоков, выделенных на основе поставленных задач. В 1 блоке – 3 встречи – занятия рассчитаны на создание доверительных отношений между психологом и детьми. 2 блок – 5 встреч – повышение уверенности в себе, снятие психомышечных зажимов. 3 блок – 4 встречи – направлен на преодоление страхов ребенка.

Программа построена на следующих принципах: принцип системности, принцип приоритетности коррекции каузального типа, деятельностный принцип, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, принцип комплексности методов психологического воздействия, принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка, принцип программированного обучения и коррекции, принцип учета объема и степени разнообразия материала, принцип эмоциональной сложности материала.

После проведения работы в первом блоке у детей с психологом формируются положительные и доброжелательные отношения друг с другом, без которых невозможен переход ко 2 блоку.

2 блок направлен на повышение уверенности в себе и это является ориентиром для перехода к 3 блоку.

По окончании 3 блока снижается тревожность, уменьшается количество страхов.

Общее время, необходимое для реализации программы 5 часов 25 минут.

Предполагаемый результат – повышение уверенности в себе, уменьшение количества страхов, снижение тревожности и как следствие преодоление трудностей в межличностных отношениях как со сверстниками, так и с родителями.

Работа с родителями проводится в следующих формах: консультации и использование наглядности (памятки).

Тематический план

Время (мин)

Общее время (мин)

I блок

Цель – создание доверительных отношений между психологом и ребенком.

Встреча 1

Росточек под солнцем

Что я люблю

Чтение рассказа «Вот если бы все было не так».

Встреча 2

Росточек под солнцем

Рисование самого себя

Встреча 3

Росточек под солнцем

Превращения

Рисование на тему “ Моё настроение”

Закончи предложение

II блок

Цель - повышение уверенности в себе, снятие психомышечных зажимов.

Встреча 4

Росточек под солнцем

- "Похвалилки"

Игра “ На что похоже моё настроение?”

Автопортрет

Встреча 5

Росточек под солнцем

Расскажи свой страх

Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким.”

Водопад

Встреча 6

Игра "За что меня любит мама"

Продумай заранее

Расслабление под музыку

Встреча 7

- “ Конкурс боюсек”

Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Волшебное путешествие

Встреча 8

Рот на замок

Слон

Придумай весёлый конец

III блок

Цель - преодоление страхов ребенка.

Встреча 9

Скульптура

Моя жемчужина

Встреча 10

Неопределённые фигуры

Веселый страх

Встреча 11

Я сильный – я слабый

Апельсин (или Лимон)

Достань звезду

Встреча 12

Автопортрет

Мои достижения

Избавление от тревог

Итого:

5 часов 25 мин

Основное содержание

Встреча 1

“ Росточек под солнцем”

Цель: эмоциональное и мышечное расслабление.

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

“ Что я люблю?”

Цель: знакомство с ребенком.

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

Чтение рассказа «Вот если бы все было не так».

Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать.

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей («Даже если… В любом случае…») и слов менять ситуацию. Давай потренируемся.

Подарок другу

Цель: повышение позитивного настроя.

Психолог и ребенок по очереди дарят друг другу улыбку (берет его за руки) или говорят что-то приятное.

Встреча 2

Росточек под солнцем

См. встреча 1.

«Волшебное имя»

Психолог задаёт вопросы, ребенок отвечает.

  • Тебе нравится твоё имя?
  • Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

Ребенок выбирает понравившееся имя. Затем ребенок говорит несколько предложений о нем, о его достоинствах.

Рисование самого себя

Цель: достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материал и оборудование: краски, карандаши, листы для рисования.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

  • в зелёном- такими какими они представляются себе;
  • в голубом – какими они хотят быть;
  • в красном – какими их видят друзья.

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 3

Росточек под солнцем

См. встреча 1

Упражнение “ Превращения”

Цель: осознание своего эмоционального состояния

Психолог предлагает ребенку:

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.

Рисование на тему “ Моё настроение”

Цель: осознание своего эмоционального состояния.

После выполнения рисунков ребенок рассказывает, какое настроение он изобразил.

Упражнение “ Закончи предложение”

Цель: развитие умения чувствовать настроение.

Ребенку предлагается закончить предложение:

Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

Обсуждение.

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 4

Росточек под солнцем

См. встреча 1.

"Похвалилки"

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ребенок получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего ребенок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Игра “ На что похоже моё настроение?”

Цель: осознание своего самочувствия.

Ребенок говорит, на что похоже настроение. Начинает психолог: “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

Рисование на тему “ Автопортрет”

Цель: осознание своего самочувствия

Ребенку предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым он пойдет с занятия.

Подарок другу

См. встреча 1

Встреча 5

Росточек под солнцем

См. встреча 1

“ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает ребенку о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем ребенок сам рассказывает чего он боялся, когда был маленьким.

Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким..”

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ребенок рисует свои страхи.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

"Водопад"

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

"Сядь поудобнее и закрой глаза. 2-3 раза глубоко вдохни и выдохни. Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза".

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 6

Приветствие

Цель: позитивный настрой.

Ребенку предлагается поприветствовать психолога так, как он хочет (в случае затруднений можно предложить поздороваться как представитель какой-нибудь страны).

Игра "За что меня любит мама"

Цель: повышение уверенности в себе

Ребенок говорит, за что его любит мама.

Затем можно попросить его, чтобы он повторил то, что перечислил.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

«Продумай заранее».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.

Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.

Подумай, что скажешь и что сделаешь.

Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Что ты чувствовал, когда выполнял упражнение? Получилось ли у тебя успокоиться?

«Расслабление под музыку»

Цель: расслабление.

Сядь спокойно в комфортной позе. Закрой глаза. Медленно расслабь мышцы.

Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Какое место ты представил? Расскажи о нем.

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 7

Приветствие

См. встреча 6.

Упражнение “ Конкурс боюсек”

Цель: формирование уверенности в себе.

Психолог и ребенок передают друг другу мяч. Получив мяч, ребенок должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”

Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

"Волшебное путешествие"

Цель: расслабление.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

Предложите ребенку сесть поудобнее и закрыть глаза. Можно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов!). Объясните, что сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите ребенка расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем вы ему будете говорить.

А рассказать вы можете примерно следующее.

"Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте.

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокру? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли здесь кроме тебя какие-то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залезаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты раскроешь глаза (считайте до пяти)".

Примечание. Отнеситесь внимательно к рассказу ребенка - он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ваш сын (дочь) чувствует себя наиболее комфортно. А это уже можно использовать не только для фантастических путешествий, но и для того, чтоб "сказку сделать былью".

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 8

Приветствие

См. встреча 6.

"Рот на замок"

Цель:

Изображение того, как выглядит в действительности образное выражение "Рот на замок!". Пусть ребенок сильно сожмет губы. Теперь, не отпуская, подожмет их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, радуя родителей тишиной, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и ненапряженными.

«Слон»

Цель: расслабить губы и нижнюю челюсть

Эту игру желательно повторить несколько раз для большего эффекта. Чтобы ребенку не стало скучно, можно чередовать ее с аналогичной игрой "Слон", когда мальчик или девочка вытягивают губы вперед трубочкой, изображая хобот слона, а затем расслабляют их.

“ Придумай весёлый конец”

Цель: снижение тревожности, символическое уничтожение страха.

Необходимо придумать смешное продолжение и окончание этой страшной сказки.

Подарок другу

См. встреча 1

Встреча 9

Приветствие

См. встреча 6.

"Скульптура"

Цель: снять мышечное напряжение.

Ребенок - скульптор, психолог - скульптура. Затем меняются. По заданию скульптор лепит из "глины" скульптуру:

Ребенка, который всем доволен.

Ребенка, который грустит.

Ребенка, который чего-то боится.

Веселого ребенка.

"Моя жемчужина"

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения у ребенка и поднятие его самооценки, веры в свою уникальность.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

Итак, предложите ребенку сесть и расслабиться. Пусть он закроет глаза и несколько раз глубоко вдохнет и выдохнет. Теперь можно приглашать его в путешествие по внутренним просторам. Идеально, если в качестве музыкального сопровождения у вас найдется мелодия, включающая звуки моря (разумеется, без слов).

Можно начинать рассказ-медитацию: "Душа каждого человека похожа на море. То она светлая и спокойная, солнечные блики светятся на ее поверхности, радуя окружающих. То налетит шторм, волны клокочут, крушат и сметают все, что подвернулось на их пути. В эти моменты окружающие могут бояться моря и избегать его. Но какая бы погода ни была, на дне моря все иначе. Давай попробуем опуститься в прозрачную бирюзовую толщу воды. Видишь, мимо нас проплывают стайкой маленькие блестящие рыбки? А вот морская звезда. Плывем еще глубже. Там, на самом дне моря, лежит истинное сокровище твоей души. Это жемчужина. Только ты можешь взять ее в руки. Подплыви ближе и рассмотри ее. Какой она излучает свет? Какие у нее размеры? На чем она лежит? Возьми ее аккуратно в руки. Такие жемчужины есть в душе и у других людей, но нигде нет даже двух одинаковых.

Слышишь звуки? Наверное, она хочет сказать тебе что-то важное о тебе самом! Послушай ее внимательно, ведь она знает, что ты уникальный, хороший, особенный. Ты хорошо расслышал, что она тебе поведала? Если да, то бережно опусти жемчужину снова на дно твоей души. Поблагодари ее за то, что ты можешь чувствовать себя счастливым. Что ж, пора плыть обратно. Когда я посчитаю до десяти, ты подплывешь к поверхности моря, вынырнешь и откроешь глаза".

Подарок другу.

См. встреча 1.

Встреча 10

Приветствие

См. встреча 6.

“Неопределённые фигуры”

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Материал и оборудование: ватман с изображением различных фигур или отдельные карточки.

Психолог рисует различные фигуры, ребенок говорит на какие страшные существа они похожи.

«Веселый страх»

Материал и оборудование: ватман с изображением различных фигур или отдельные карточки, краски, карандаши.

Ребенку предлагается пририсовать к этим неопределенным фигурам что-то смешное, чтобы было смешно, а не страшно на него смотреть. Затем каждый рассказывает как он это сделал.

«Помоги Аху»

Цель: символическое уничтожение страха.

Психолог читает начало сказки про Аха. После прослушивания, ребенок предлагает как он хотел бы ему помочь. Жалко ли ему Аха. Потом сочиняет сам конец сказки.

Страх по имени «Ах»

В одной далеко стране жил был страх, звали его все Ахом. По ночам Ах выходил на улицу и заглядывал каждому в окна, врывался во сны всем и пугал. Детей он пугал, прячась под кроватью и в шкафу. Днем же он спал. Сложная работа была у Аха. Да и сложно ему было жить – не было друзей у него, все его боялись. Только днем, когда он спал, ему снились папа и мама. А ведь они говорили ему не идти на эту работу, просили найти что-то другое, полегче. Предупреждали его.

Но вот однажды утром, когда Ах шел домой, он вдруг увидел девочку. Она сидела на скамейке и смотрела на него широко раскрытыми ногами, но она не боялась его. Ее звали Катя.

Катя подбежала к нему и спросила: «Почему ты не спишь, ведь еще даже солнце не встало?»

Ах не мог поверить тому, что происходит. Она не боялась его. И тут он ответил ей: «Ты… Ты меня не боишься?»

«Вовсе нет, как тебя можно бояться? Ты такой милый, у тебя добрые глаза», - ответила она.

Ах улыбнулся, впервые его кто-то не испугался. Радости его не было границ.

Как тебя зовут?

Катя.

А тебя?

Меня все зовут Ах. А своего настоящего имени я уже и не помню. У меня нет друзей. Все меня бояться, - сказал Ах и горько заплакал.

Хочешь я буду с тобой дружить, ты только не плач. Я тебя не боюсь.

И они пошли в гости к Аху. Ах рассказал девочке много интересного. Они долго говорили, до позднего вечера, а потом девочка ушла домой.

Тут Ах понял, что не нужно пугать людей, что люди добрые и всегда помогут. И в эту ночь Ах заснул крепким сном и все жители города уснули спокойным сладким сном.

Подарок другу.

См. встреча 1.

Встреча 11

Приветствие

См. встреча 6.

Упражнение «Я сильный – я слабый»

Цель: формирование положительной “Я-концепции” , самопринятия.

Я предлагаю тебе проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения.

Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

Когда тебе было сложнее удержать руку?

Поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»

Цель: направлено на снижение уровня личностной тревожности.

Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенок должен представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожми кулачок, откати апельсин ручка теплая..., мягкая..., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты.

"Достань звезду"

Цель: настроить ребенка на достижение успеха, учит верить в неограниченность своих возможностей.

Материал и оборудование: магнитофон, спокойная музыка.

Ребенок должен удобно встать и закрыть глаза.

"Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на мысочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!"

Подарок другу

См. встреча 1.

Встреча 12.

Приветствие

См. встреча 6.

Автопортрет.

Ребенок рисует свой портрет, затем психолог достает прошлые рисунки ребенка (в 3 зеркалах и т.д.) и спрашивает, что изменилось?

Мои достижения.

Цель: повышение уверенности в своих силах.

Ребенок символически изображает вокруг своего портрета свои достижения.

Упражнение «Избавление от тревог»

Цель: снятие тревоги, беспокойства.

Необходимое время: 5-10 мин.

Процедура: Расслабься и представь, что ты сидишь на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит тебе... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают твою голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются твои огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Теперь тебе тепло и радостно.

Подарок другу

См. встреча 1.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей