Функциональность одежды. Социальные функции костюма

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Невозможно носить одежду, не подавая посредством этой одежды сигналы окружающим. Каждый костюм рассказывает историю, часто весьма подробную, того, на кого он надет. Даже те люди, которые настаивают на том, что терпеть не могут подбирать одежду и одеваются как бог на душу положит, достаточно ярко демонстрируют тем самым собственные социальные роли и своё отношение к обществу, в котором они живут.

Для большинства людей Сигналы Одежды - это результат одного-единственного процесса, одевания, совершаемого каждое утро. Представители низшего и высшего класса могут одеваться с другой периодичностью: богатые завсегдатаи раутов облачаются в различные костюмы по несколько раз на дню, в то время как бродяги спят в одежде, которую носят. Если не брать в расчёт эти исключения, общее правило - одеваться один раз в день - нарушается лишь в том случае, если обстоятельства требуют от нас облачиться в особый костюм. Шахтёр надевает спецовку, спортсмен - тренировочный костюм. Люди, которые отправляются на особые мероприятия - свадьбу, похороны, приём под открытым небом, танцы, собрание клуба, светский приём, - облачаются в соответствующие костюмы. И хотя число переодеваний в итоге удваивается, почти всегда говорят о том, что человек меняет «ежедневную» одежду на особую. Раньше социальные правила требовали «перемены платья» с «утреннего» на «дневное» и с «дневного» на «вечернее», но к нашему времени эти правила уже неприменимы.

Считается, что в современном мире основная тенденция в мире моды - это возрастающая неформальность одежды, однако это не совсем так. На самом деле «формальность» в одежде никуда не исчезает, просто со временем она становится совсем не такой, какой была прежде. Когда мужчина сегодня надевает джинсы, эта деталь костюма формальна не менее, чем цилиндр в викторианское время. Мы часто слышим о том, что современный человек может носить что угодно, что он свободен от требований этикета к одежде, которые некогда довлели над светским обществом, но на деле наши костюмы - такая же униформа, какой были, по сути, костюмы наших предков. Мы забыли о писаных правилах вчерашнего дня, но их сразу же заменили неписаные правила дня сегодняшнего.

Для того чтобы понять эти правила, оглянемся назад и рассмотрим одежду как социально значимое действие. Одежда выполняет три основные функции: она защищает нас, скрывает части тела, которые мы не хотим обнажать, и позволяет нам демонстрировать себя. Защита - это, разумеется, утилитарная функция предметов одежды, не имеющая социального значения. Древний человек жил в тёплом климате, его тело эффективно регулировало свою температуру. В то время постоянная внутренняя температура тела человека составляла 37° по Цельсию, и наши предки могли обходиться без одежды. Им помогали несколько важных физиологических механизмов, которые давали тот же эффект, что одевание или раздевание. Например, благодаря сужению и расширению кровеносных сосудов скорость кровотока в верхних слоях кожи древнего человека могла увеличиваться в двадцать раз. Учёные подсчитали, что в моменты максимального притока крови к коже наши предки словно надевали шерстяной свитер. В дальнейшем теплоотдача тела повышалась за счёт обильного потения, к которому способны почти все участки кожного покрова человека. Когда первобытные охотники подвергались тяжёлым физическим нагрузкам, количество тепла, которое производилось их телами, резко повышалось за счёт метаболических процессов примерно в пять раз, и избавиться от него помогала кожа, выделявшая влагу, испарявшуюся с её поверхности. Человеческое тело может непрерывно потеть около часа, выделив в итоге литр пота. В течение более коротких промежутков времени мы можем потеть в четыре раза интенсивнее.


Человеческий организм, способный регулировать выделение тепла и теплоотдачу, мог (и может) поддерживать необходимую нашему виду постоянную температуру тела, невзирая на меняющуюся физическую нагрузку и незначительные вариации климатических условий. Но когда люди начали передвигаться с места на место, селясь и в обжигающих пустынях, и в холодных приполярных регионах, система теплорегуляции перестала справляться со своими обязанностями. Так возникла необходимость в защищающей тело одежде, которая уменьшала бы теплоотдачу или укрывала бы кожу от прямого воздействия солнечных лучей. По мере того как деятельность человека становилась всё более разнообразной, ему требовалась дополнительная защита - от твёрдых поверхностей, которые могут повредить кожный покров, от яркого света, от холодного оружия, от потери кислорода, от избыточного излучения. Всякий раз люди изобретали новое защитное одеяние - от ботинок с толстыми подошвами и рукавиц до шлемов и доспехов, от водолазных костюмов до космических скафандров, от защитных и солнечных очков до акваланга и маски сварщика, от спецодежды до бронежилетов.



Если бы смысл одежды состоял только в том, чтобы защищать наше тело, мы во многих случаях отказались бы от тех или иных костюмов. Современная техника это позволяет: большая часть наших домов оснащена вентиляцией и центральным отоплением, мы окружаем себя мягкой мебелью и можем спокойно есть, пить, развлекаться и расслабляться в голом виде, ничуть не рискуя здоровьем. Но мы этого не делаем, поскольку у одежды есть и другая функция - хранить благопристойность. Иначе говоря, одежда скрывает от других людей все то, что мы считаем нужным скрыть. Отдельные предметы одежды «выключают» определённые сигналы тела. С того момента, как человек выпрямился и научился ходить на двух ногах, в голом виде он не может приблизиться к другому человеку, не подав при этом эротический сигнал. У прочих приматов такой проблемы нет - они приближаются к сородичу на четырёх конечностях и должны принять особую «демонстрационную» позу, чтобы показать тому гениталии. Человеческое тело устроено так, что приглушить эротический сигнал возможно, лишь прикрыв соответствующие области тела. Неудивительно, что наиболее распространённым элементом одежды является набедренная повязка в той или иной форме. В ситуации, требующей от человека раздеться догола, эта деталь туалета неизменно снимается последней.

Дополнительным фактором сохранения благопристойности стало резкое увеличение человеческой популяции. Миллионы лет люди жили в маленьких племенах, где все знали всех. В больших городах нас окружают сплошные незнакомцы, оттого мы вынуждены свести любые эротические сигналы на нет. Даже в жарком климате одежда прикрывает не только область гениталий, и причина тому очевидна. Человеческое тело подаёт множество эротических сигналов, и в глазах заинтересованных наблюдателей такими сигналами может стать практически любое движение. Мужчину в женщине возбуждают грудь, ягодицы, бедра, талия, гибкая шея; женщину в мужчине - грудь, волосяной покров, широкие плечи, мышцы рук и ног. Если эротические сигналы нужно уменьшить, упомянутые части тела следует скрыть от посторонних глаз.

От века к веку и от эпохи к эпохе понятия о благопристойности могли меняться, однако основной принцип оставался тем же. Чем менее терпимо общество к сексуальности, тем больше частей тела должны быть прикрыты одеждой. Самый показательный пример тут - задрапированные с ног до головы женщины арабских стран, где предписывается не просто закрывать все тело, включая голову, тканями, но, более того, носить просторную одежду, чтобы не возникало и намёка на форму тела. При этом женщина смотрит на мир сквозь узкую прорезь в закрывающей лицо ткани и может быть писаной красавицей или уродливой старухой, и только её муж знает правду, ибо эта женщина никогда не появится на людях в более откровенном костюме. (Достойно удивления, что и в XXI веке подобные одеяния все ещё существуют в некоторых мусульманских странах, где у власти находятся мужчины-богословы, одержимые идеей запретить женщине открывать лицо.)

Сегодня нам сложно понять, зачем всего сто лет назад культурные люди прикладывали неимоверные усилия, дабы их одежды выглядели благопристойно. В какой-то момент само слово «нога» расценивалось в Англии как неприличное, а ножки роялей рекомендовалось драпировать на время концертов. Передвижные кабинки, в которых переодевались тогдашние купальщицы, оснащались специальным трапом с пологом, под прикрытием которого женщины входили в воду.

Со временем требования к благопристойности смягчились. Условности отмирали, и некоторые части тела постепенно становились все более открытыми. Ещё в 30-е годы XX века актрисам в голливудских фильмах полагалось прятать от зрителей пупки, а фотографии женщин с неприкрытыми сосками появились на страницах газет лишь в 60-е. С тех пор на голубых экранах стало возможно увидеть даже лобковые волосы, однако если кто-то обнажится до такой степени в общественном месте, его быстро арестуют за нарушение общественного порядка. Женщины в купальных костюмах мини-бикини впервые появились на юге Франции; поначалу полиция пыталась призвать их к ответу, но быстро стало ясно, что мини-бикини становится популярным и по меньшей мере на пляже мы стремительно возвращаемся в эпоху фиговых листков и набедренных повязок. Местами, однако, требования к одежде все ещё сохраняют почти викторианскую строгость. Даже богатые и знаменитые люди рискуют быть выдворенными из некоторых ресторанов, если заявятся туда без галстуков.

Требование «быть при галстуке» относится как раз к третьей функции одежды - демонстрации себя. Человека без галстука изгоняют из ресторана не потому, что он демонстрирует окружающим адамово яблоко, а потому, что он отказывается от признака принадлежности к определённому социальному кругу. Галстук, подобно многим другим деталям костюма, бесполезен как средство защиты и не скрывает ничего, что следовало бы скрыть. Он являет собой «признак культурного человека», по которому индивида можно соотнести с данным социальным слоем. Эта древнейшая функция одежды - свои «галстуки» существовали у первобытных людей тогда, когда нужда защитить тело или прикрыть его ещё не возникла, - остаётся значимой по сей день. Человечество вряд ли вернётся к полной наготе или станет носить невзрачные функциональные туники, которые так любят люди будущего из плохих фантастических романов. Когда один набор декоративных предметов одежды уходит в прошлое, он тотчас заменяется другим, и так, скорее всего, будет продолжаться до тех пор, пока человек остаётся социальным животным. Одежда - слишком удобное средство демонстрации своего положения в обществе, чтобы сводить её к неброской защитной робе.

В прошлом «демонстрационная» функция одежды часто навязывалась обществу совершенно безжалостно. Например, в Англии XIV века манеру одеваться диктовал не стиль и не вкус - её диктовал закон, и парламент уделял много времени разработке свода строгих правил, которые предписывали каждому социальному классу одеваться соответствующим образом. Если некто из низшего сословия позволял себе одеваться так, как разрешалось только высшему, на него (или неё) могли наложить штраф, а нелегальные наряды конфисковывали. Применять этот закон было непросто: стремление людей продемонстрировать свой социальный статус посредством костюма было так велико, что монархи один за другим были вынуждены вводить новые ограничения и налагать все более крупные штрафы. Современному человеку сложно представить себе подобные требования к костюму. Вот типичные цитаты из закона о реформе одежды, принятого в царствование Эдварда VI: «Рыцарь званием ниже лорда... да не наденет накидку любого вида, которая не настолько длинна, чтобы не прикрывать, когда рыцарь стоит прямо, его причинное место и ягодицы, под угрозой штрафа в двадцать шиллингов... Рыцарь званием ниже лорда... да не наденет туфли или сапоги, имеющие носок длиною более двух дюймов под угрозой штрафа в сорок пенсов...» Англия была не единственной страной, принимавшей такие законы. В Германии эпохи Возрождения женщине, которая смела одеваться лучше, чем дозволялось её сословию, в качестве наказания вешали на шею тяжёлый деревянный обруч, а в Америке, в Новой Англии, женщинам разрешалось носить шёлковые шарфы только в том случае, если состояние их мужей оценивалось по меньшей мере в тысячу долларов.

В эпоху Средневековья человек выбирал себе костюм, не только следя за модой, но и подчиняясь законам своей страны. Костюмы XV века иллюстрируют взаимосвязь между одеждой и статусом.

Рыцари званием ниже лорда были обязаны носить накидку, которая, по меньшей мере, прикрывала ягодицы, и обувь с носками не длиннее пяти сантиметров. Центральная фигура на гравюре не выполняет оба этих правила", если данный мужчина не являлся лордом, на него могли наложить двойной штраф.

И это - лишь единичные примеры из тысяч подобных правил, которые всего несколько столетий назад составляли в совокупности обширное законодательство, ограничивавшее людей в выборе одежды. Эти примеры показывают не только то, что одежда и социальный статус были тесно связаны между собой, но и то, что многие люди пытались повысить свой статус, одеваясь в более «знатные» костюмы, и должны были понести наказание за то, что подавали сигналы, не свойственные их сословию. Сегодня законов, которые регулировали бы ношение одежды, нет, остались только те, что запрещают оголяться в общественных местах. Тем не менее, если майор наденет форму полковника, это действие будет расценено как проступок. Ношение специализированных «служебных костюмов» контролируется так же строго, как раньше.

Тем, кому по службе особые костюмы не положены, может показаться, что с отменой законов об одежде люди стали одеваться как угодно, но думать так - очень большое заблуждение. Вместо того чтобы снисходительно отнестись к разнообразию нарядов, общество стало накладывать на ношение одежды новые ограничения. Сначала на смену требованиям законодательства пришли не менее детальные требования этикета, и люди должны были подчиняться уже не законам своей страны, а «хорошему вкусу». Затем пособия по этикету отошли в прошлое вместе с жёстким разбиением общества на классы, и правила ношения одежды «ушли в подполье». Они сохранились, но стали неписаными. Сегодня, когда слово «класс» в значении «социальная группа лиц» стало почти ругательным, эти правила детальны и запутанны, как никогда. Часто они оказываются перевёртышами законов прошлых эпох. Когда недавно английского графа спросили, каковы сегодня преимущества его статуса, он ответил: «Преимущество только одно - я не должен одеваться так вычурно, как мой слуга!» Жившим в Средние века предкам графа это замечание показалось бы откровенно безумным, однако оно выражает в афористичной форме тенденцию, наметившуюся в требованиях к одежде за последние десятки лет. Эта тенденция потрясла мир и ныне диктует стиль одежды и японским банкирам, и российским политикам, и норвежским архитекторам, и португальским учителям.

Эта тенденция возникла потому, что появилась нужда в мужском костюме, который демонстрировал бы высокий социальный статус того, кто этот костюм носит. В мире, где всякий мужчина может купить шёлк и атлас различных цветов и вырядиться так ярко, как его душе угодно, кричащая одежда видится вульгарной, потому люди с высоким статусом переключились на совсем иные костюмы. Ещё в XVIII веке мужчина выделил среди прочих костюм, в котором он охотился. Чем выше был статус человека, тем аристократичнее он развлекался. Джентльмены сельской Англии часто отправлялись на охоту, одеваясь соответственно. Они ездили верхом и носили сюртуки, открытые спереди, отчего те казались длиннополыми. На смену большим шляпам с широкими полями пришли неэластичные цилиндры, выполнявшие ту же функцию, что и защитные шлемы современных мотоциклистов. Когда охотничий костюм приобрёл высокий статус, он стал ассоциироваться с праздностью людей, которым не нужно работать. Разумеется, в таких костюмах тут же стала щеголять «золотая молодеть» той эпохи, и они быстро перестали быть исключительно охотничьими. Со временем данный костюм стал популярным не только среди аристократов - и потому потерял для них свою привлекательность. К середине XIX века чуть модифицированный вариант этого костюма, «цилиндр и сюртук», превратился в повседневную одежду.

Как только цилиндр с сюртуком сделались общедоступными, «охотничий костюм» потерял свой высокий статус. С целью найти замену этому костюму аристократы вновь обратили внимание на одежду, в которой они развлекались. На этот раз они сосредоточились на спортивной стрельбе, рыбалке и гольфе - дорогостоящих занятиях, идеально подходивших в качестве базы для формирования нового имиджа аристократов и преуспевающих господ. Так на замену сюртуку и цилиндру пришли клетчатая твидовая пиджачная пара (изначально в неё облачались стрелки) и котелок. Более мягкие спортивные головные уборы эволюционировали в фетровые шляпы. Поначалу на пиджачную пару смотрели как на нечто смелое и неформальное. По важным поводам аристократ обязан был надевать фрак, пусть этот предмет одежды и начал в ту пору сдавать позиции. Пиджачная пара, лишившись крупных клеток и став более умеренной в том, что касается расцветки и узора, моментально заменила фрак в качестве костюма, приемлемого для любого мероприятия, в результате фрак стал частью «утреннего костюма» для свадеб и иных церемоний и «вечернего костюма» - в чёрно-белом варианте - для высокостатусных вечеринок. Пиджачная пара наступала по всем фронтам, выбивая противника из любых крепостей. В наши дни фрак сохранился в основном в качестве рабочей одежды метрдотелей в роскошных ресторанах. На его место пришёл вездесущий смокинг, черно-белая версия пиджачной пары.

Когда пиджачная пара «пошла в народ», возникла необходимость заменить её ещё каким-нибудь спортивным костюмом. На эту роль подошёл жокейский пиджак, который носили до того лишь богатые наездники, занимавшиеся конным спортом. Под именем «спортивного пиджака» эта одежда быстро стала повседневной и пробралась извилистыми путями в залы заседаний советов директоров и кабинеты президентов компаний. Сегодня спортивный пиджак все ещё сражается с окопавшейся тут и там пиджачной парой, но что бы ни выбрали современные бизнесмены, ясно одно: все они носят одежду, которую некогда носили только спортсмены.

Взлёт и падение охотничьего костюма. Новая мода часто черпает вдохновение в спортивных нарядах. Цилиндр и сюртук изначально были деталями костюма джентльмена XVIII века, причём надевали их, только когда отправлялись на охоту. В течение XIX века этот костюм вошёл в моду среди дворян, которые стали носить длиннополые пиджаки на светские вечеринки. К началу XX века цилиндры и сюртуки - повседневная одежда конторских служащих. Сегодня этот костюм считается «формальным»: цилиндр и сюртук надевают, например, те, кто приглашён на свадьбу.

В последние годы мы наблюдаем новую тенденцию: поскольку общество становится все более эгалитарным и недовольство любой «элитой» растёт, мужчины с высоким статусом по необходимости выбирают одежду ещё хитрее, чем раньше. Тот, кто прежде, отправляясь пропустить стаканчик-другой в местный бар, надевал яркую спортивную куртку со сверкающими медными пуговицами, теперь уже не может себе этого позволить. Обращение к видам спорта для богатых исчерпало себя. Аристократы нового века должны были заимствовать костюмы у низших классов, чтобы показать: в душе богатые и знаменитые остаются «бедными парнями». Впервые синдром «бедного парня» проявился, когда молодые богачи, отдыхавшие на средиземноморском побережье, облачились в рубашки из грубой ткани и свитера вроде тех, что носят местные рыбаки. С тех пор подобные рубашки и свитера стали повседневной одеждой во многих странах мира - отсюда и споры о том, нужен ли галстук, в дверях дорогих ресторанов. Ещё более значимым событием для мира моды стало заимствование у бедных пастухов американского Запада хлопчатобумажных пиджаков и джинсов, которые с тех пор неоднократно видоизменялись и до сих пор завоёвывают мир.

Эта последняя тенденция не так проста, как кажется: костюмы мужчин, принадлежащих к элите общества, обязаны хоть чем-то отличаться от настоящей рабочей одежды мужчин с низким социальным статусом, которые по-прежнему носят джинсы, когда пасут коров. Сигналы Одежды должны содержать в себе противоречивое сообщение: «Я одобряю бедных парней, но сам я не такой». Добиться этого результата можно разными способами. Первый - надевать свитера или хлопчатобумажные пиджаки лишь в тех ситуациях, в которых настоящий «бедный парень» надел бы свой лучший костюм. Второй - шить «бедную» одежду по особым лекалам, изящно её стилизовать, всячески подчёркивая при этом её «бедность». Третий способ мог возникнуть лишь в мире современных СМИ. Речь идёт о контрасте между одеждой и репутацией. Всякий богатый и знаменитый человек, лицо которого то и дело появляется в газетах и журналах, на экранах телевизоров и кинотеатров, может позволить себе облачиться в самую «бедную» одежду по самым официальным поводам. За счёт контраста между поношенным пиджаком и узнаваемым лицом этот человек исподтишка наносит удар по ценностям цивилизации, поставившей во главу угла достаток и благоденствие. Когда из сверкающего лимузина выходит знаменитость, одетая в неглаженые дырявые джинсы, вычурность наряда ей, конечно же, прощают.

Это лишь одна из множества взаимозависимых тенденций, которые можно наблюдать в неоднозначном мире Сигналов Одежды. Одни тенденции долгосрочны и не умирают десятилетиями, другие краткосрочны и сходят на нет за сезон-два. Не все такие тенденции легко объяснить. Одна из самых удивительных загадок - это взаимосвязь между длиной подола и положением мировой экономики. На протяжении XX века начиная с 1918 года, когда закончилась Первая мировая война, длина подола достаточно точно коррелировала с периодами экономического бума и депрессии. Логично предположить, что длинные юбки и платья, требующие большего расхода ткани, появляются в периоды подъёма, в то время как короткий, более «экономный» подол - это признак экономического упадка и нехватки денег. Однако, проанализировав факты, мы придём к прямо противоположному заключению. Когда акции растут, подолы укорачиваются, а падение фондовых рынков сопровождается их удлинением. Попытки пойти против этой закономерности заканчиваются весьма плачевно. Когда в шестидесятые годы прошлого века экономика была на подъёме, дома моды безуспешно пытались популяризовать юбки миди, которые были в два раза длиннее модных в те времена мини-юбок. Дорогостоящий проект миди завершился провалом, юбки укорачивались всё больше, пока из мини не превратились в микро, из-под которых были видны трусики. И лишь с началом экономического спада в начале 70-х годов в моду вновь вошли более длинные юбки. То же случилось в период между двумя мировыми войнами: «ревущие двадцатые» характеризовались короткими юбками, а во времена Великой депрессии 30-х модными стали более длинные наряды. Они укоротились вновь в сороковые, во время Второй мировой войны, когда расцвела оборонная промышленность, и опять удлинились ближе к концу десятилетия, в период послевоенного экономического спада. После этого подолы постепенно укорачивались вплоть до середины эпохи благоденствия шестидесятых годов, и пик экономического процветания совпал с моментом, когда в моде были самые короткие юбки за всю историю человечества. К концу шестидесятых кутюрье стали говорить о том, как украсить выглядывавшие из-под юбок трусики, однако «благодаря» коллапсу экономики в начале 70-х мужское население так и не сподобилось увидеть женщин в столь экстремальных нарядах.

До конца неясно, почему в периоды, когда экономика оздоровляется, женщины стремятся максимально открыть свои ноги, - возможно, ощущение уверенности в завтрашнем дне делает их более развязными в отношении мужчин? Или же общая атмосфера деловой активности влияет на физическую активность женщин, они больше передвигаются и, как следствие, предпочитают короткие юбки, не стесняющие движений?

Длина подола юбки или платья, которое носят западные женщины, может служить экономическим барометром. Подол укорачивается, когда наступает экономический подъем, и удлиняется, когда экономика вступает в фазу спада.

В последние десятилетия XX века появилась новая тенденция: теперь каждая женщина выбирает стиль одежды самостоятельно. Эмансипированные женщины 80-х и 90-х перестали покорно следовать моде и носят то, что им нравится. На улицах западных городов можно увидеть и короткие юбки, и длинные юбки, и брюки. Отстояв право на равное отношение, женщина стала одеваться так, чтобы акцентировать внимание на своей индивидуальности, отсюда - частое пренебрежение модой, требующей надевать юбки определённой длины. Многие женщины, не желающие разбираться в том, юбки какой длины им носить, выбирают брюки в качестве и повседневной, и формальной одежды. Магазины модной одежды вновь предлагают очень короткие юбки, но если женщина не хочет становиться рабой моды, она будет носить то, что сочтёт нужным, ни перед кем не оправдываясь. Выглядеть безвкусно она не будет - вместе с ней по улицам ходит множество таких же мятежниц, решивших одеваться без оглядки на «тенденции».

Проведённый в конце XX века в центре Лондона опрос показал, что 86% городских жительниц носят какие-нибудь брюки, лишь 6% носят короткие юбки и ещё 8% - длинные юбки. С момента, когда взбунтовавшиеся против традиций девушки впервые шокировали общественность, появившись на людях в «мужских» брюках, прошло 70 лет, и эта деталь костюма произвела «тихую» революцию, постепенно оттеснив на задний план юбки и платья, которые столетиями считались подлинно женской одеждой.

За последний век множество изменений претерпели и мелкие детали одежды. По мере того как тенденции мира моды захватывали страну за страной, эти детали менялись по сотне раз. Многие из них призваны продемонстрировать склонность человека к новшествам: он должен показать окружающим, что следит за модой. Подчинение моде, с одной стороны, доказывает, что индивид не стоит в стороне от идущих в обществе процессов; с другой, - оно свидетельствует о том, что индивид может позволить себе покупать все новые костюмы, иначе говоря, это показатель статуса. Каждая новая тенденция в мире моды, как правило, переиначивает или отменяет тенденцию прошлого сезона и поддаётся точному описанию. Ширина лацканов, ширина штанин, ширина галстука, высота воротничка рубашки, высота каблука - все эти детали время от времени меняются. Описав эти и сотни других изменений, мы можем построить графики, описывающие динамику тех или иных Сигналов Одежды, и показать, как различные элементы костюма переиначиваются, создавая изменчивую систему «модного стиля». Подсознательно мы все время строим подобные графики и, сами того не сознавая, считываем множество сигналов, которые в различных контекстах подают нам окружающие через одежду. В этом смысле одежда - такая же часть языка человеческого тела, как жесты, мимика и позы.

В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль, так же, как продукты питания и жилье. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от жары, холода, атмосферных осадков, т.е. выполняет определенные функции.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делятся на утилитарные и социально-эстетические.

Утилитарные функции одежды заключаются в ее практической полезности и сводятся к двум группам функций: защитным и утилитарно-практическим.

Защитная функция одежды является наиболее важной. Это объясняется тем, что человек нормально функционирует только при определенных параметрах окружающей среды. Одежда способна защитить человека от неблагоприятных воздействий физической среды, химической, биологической среды, факторов физиолого-психологической среды, природной среды, от механических повреждений.

Утилитарно-практические функции включают функцию назначения и практическую.

Функция назначения одежды заключается в обеспечении одеждой физической возможности эффективного выполнения процессов, для которых она предназначена, т. е. работы, отдыха, сна и др. Одежда, не приспособленная для этих процессов, может стать причиной травматизма, быстрого утомления, ухудшения физического состояния здоровья, снижения производительности труда и др.

Практическая функция, присущая некоторым видам одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.), заключается в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придании им определенной формы.

Социально-эстетические функции одежды заключаются в ее духовной полезности, т. е. способности одежды предметно-чувственным образом отражать свою природную и общественную целесообразность, красоту, совершенство и нести в себе определенную информацию.

Социальные функции характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям и его общественную значимость и целесообразность. В эту группу входят функции: морально-этическая, информативная, визуально-коммуникативная, воспитательная и функция стимулятора психической активности.

Морально-этическая функция одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, способ ее ношения.

Информативная функция одежды заключается в ее способности информировать нас о морально-этических представлениях, традициях и обычаях, сложившихся в обществе. Одежда может поведать и о человеке, который ею пользуется, и о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и др. Кроме того, сам облик вещи несет информацию человеку о том, к какому классу, типу она относится, каким образом следует с ней обращаться и т. п.

Визуально-коммуникативная функция одежды заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определенные сведения от кого-то кому-то. Эта функция возникла из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определенные группы в целях регулирования взаимоотношений между ними, и одежда выступает таким признаком отличия групп. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (форменная одежда железнодорожников, работников милиции и т. п.), государственным (форменная одежда военнослужащих) и др.

Воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов, так как воспитывают не только люди, события, но и вещи. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая дает первые уроки эстетического воспитания детям.

Одежда может выступать в качестве стимулятора психической активности, инициативы, перемен и разнообразии в образе жизни человека.

Художественно-эстетическая функция одежды заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, гармонией с окружающей средой, внешним обликом и личностью человека. Одежда является предметом материальной культуры человека, несет в себе черты исторической эпохи, национального характера, индивидуальных творческих особенностей и потому является объектом эстетического восприятия. Одежда рассматривается не только как предмет потребления, но и как произведение прикладного искусства. Каждая историческая эпоха, каждый народ по-своему ставят и решают задачи создания одежды.

Так же я бы хотела отметить и магическую функцию одежды. Это одежда, наделенная какими-то сверхъестественными способностями. Любимая майка, в которой всегда получаешь пятерки, платье, в котором знакомишься с хорошими людьми, или же костюм, в которой всегда люди идут тебе на встречу и помогают тебе во всем. Так же это могут быть украшения, и амулеты, которые защищают вас от злых духов и от воздействия злых сил.

Это одна из самых древних функций одежды. В далеком прошлом человек был настолько уязвим и настолько был зависим от внешней силы, природы в частности, что ему требовалась защита от этой агрессивной среды. Это и есть магические функции одежды.

Для повседневной одежде наиболее важными функциями являются удобство в носке и прочность. Главную функцию определяет общее назначение изделия. Например:

· основные функции женского платья: регуляция теплоотдачи организма, создание благоприятных условий для труда и отдыха и украшение человека;

· основные функции такой одежды, как костюмы, куртки и пальто - усиление тепловой изоляции организма, защита человека от неблагоприятных воздействий природной среды и его украшение.

Социология рассматривает костюм в качестве социального сигнала, проявления социальных ролей и принятых норм поведения, индикатора принадлежности человека к социальной группе. Исторически одежда как особый элемент повседневности рассматривалась учеными с четырех основных точек зрения: как показатель социального статуса, уровня богатства (Т. Веблен); как выражение индивидуальности (Р. Сеннет); как результат модных тенденций (В. Зомбарт, Г. Зиммель); как язык (М. Салинс).

Т. Веблен рассматривал одежду как средство демонстрации другим. Основным критерием демонстрации является именно благосостояние человека: «дешевое платье делает дешевого человека». Наиболее богатым и обладающим самым высоким статусом (начиная с эпохи Возрождения, XV в.) считался именно тот человек, чья одежда свидетельствовала о его неучастии в ручном труде 163 . Тем не менее Т. Веблен отмечал, что выше обозначенные черты демонстративного потребления достаточно неустойчивы – большая часть зависит от возраста. В качестве примера он привел часть своего интервью с 58-летней женщиной, проживающей в Дублине: «Считаете ли Вы, что люди в Ирландии обычно одеваются в соответствии со своим благосостоянием? – Я думаю, взрослые люди – да, но я не уверена, что молодые одеваются именно так, я думаю, они одеваются соответственно тому, куда собираются. Если они собираются на вечеринку или просто выходят куда-то вечером, то даже если на земле лежит снег, а у них милое розовое платье – они его наденут. Я видела людей, дрожащих на автобусных остановках. Но я думаю, взрослые люди все делают правильно. Они не обращают внимания на имидж» 164 . И погода, и социальная ситуация оказывают влияние на выбор одежды, но социальная ситуация является решающим фактором для молодых людей, а погода – для более старших поколений, что нашло подтверждение в интервью с молодыми людьми.

Концепция Т. Веблена объясняет, почему на определенном историческом этапе в одежде произошел сдвиг в сторону тонкости деталей и однообразности: в XIX в. начинается интенсивный рост числа богатых людей, их становится так много, что они перестают обращать внимание на мнение низших сословий – у людей появилось время для развития вкуса, проявлений любви к роскоши. «По мере того как растет благосостояние и культурный уровень общности, способность платить подтверждается средствами, требующими все большей дискриминации наблюдателей. Дискриминация между рекламными средствами – на самом деле, значительный элемент в высшей денежной культуре» 165 . В своих исследованиях Т. Веблен использовал историко-генетический и выборочный (интервью) методы, которые напоминают подход историков, чтобы показать следующие значимые социальные и психологические факторы, определяющие существование того или иного вида одежды:


  • желание демонстрировать свой статус – роскошные платья;

  • потребность в защите тела – теплая, удобная одежда;

  • желание быть «своим» (для молодежи) – модный костюм;

  • демонстрация неучастия в производительном труде – красивые, изящные, но неудобные платья;

  • возможность комфортно работать – одежда для рабочих;

  • увеличение количества богатых – усложнение и украшение платьев (появляется время на «размышления» о своем наряде).
Постепенно социологи начинают видеть в одежде не только функцию демонстрации статуса, но и выражения индивидуальности. Так, Р. Сеннет отмечает, что влияние капиталистической индустриализации привело к разрыву между домом и улицей 166: внешний мир оставался формальным, а дома тело стало восприниматься как нечто естественное, подлежащее самовыражению, в подтверждение чего можно привести цитату Д. Дидро о старом платье – «Оно было сделано для меня, и я был сделан для него. Оно плотно облегает все изгибы моих рук и ног, не стесняя меня. Новое – тугое и накрахмаленное, оно превращает меня в манекен... Я был абсолютным властелином своего старого платья, я стал рабом нового» 167 .

Домашнюю одежду Р. Сеннетт считал удобной и подходящей для тела и его потребностей, в то время как уличный костюм был создан, прежде всего, для демонстрации себя (своей роли). Р. Сеннет разделил одежду на два типа – для других и для себя, объяснив тем самым роль мнения «других» в выборе одежды: если в XVIII в. люди стремились продемонстрировать свое социальное положение, нося далеко не самую удобную одежду, то начиная с XIX в. стали предпочитать не выделяться из толпы (одежда стала однотонной, не броской) и носить комфортную одежду. Проявление индивидуальности и комфортное самочувствие стало преобладать в повседневной одежде.

Социологи часто рассматривают одежду в качестве предмета и результата модных тенденций 168: «модные объекты – это любые объекты, которые оказываются “в моде”». Любой предмет может стать модным, но существуют те, что наиболее подвержены изменениям, – одежда и музыка. Чем более жизненно необходима та или иная вещь, тем менее подвержена она модным тенденциям (жилье, еда): как говорил В. Зомбарт, «чем бесполезнее предмет, тем более подчинен он моде» 169 . Он изучал моду с различных точек зрения: демографической (массовая потребность в одинаковых товарах); социальной (формирование новых классов); экономической (развитие массового производства); социально-психологической (изменение настроений в обществе) и др. В. Зомбарт выделил особую тенденцию в историческом развитии в связи с одеждой – «утончение потребностей» 170: «уменьшается склонность к плотному, крепкому, прочному; вместо нее появляется стремление к приятному, легкому, грациозному – к шику». Кроме того, он заметил разницу во вкусах городского и сельского населения, используя психологический подход: например, городские жители, в отличие от сельских, склонны к изменчивости и непостоянству, поскольку испытывают чувство беспокойства, а потому – острую необходимость в переменах. В. Зомбарт выделил четыре основных фактора в формировании вида одежды: 1) место проживания (город, деревня и т.д.), 2) существование разных классов, 3) одинаковые потребности людей и желание быть «как все», 4) настроения в обществе.

Подход Ф. Девиса схож с точкой зрения историков моды: мода на одежду возникает в случае наличия очевидных противопоставлений, двусмысленностей, например, мужское–женское, эротика–целомудренность и т.п. На примере джинсов он объясняет, почему они стали пользоваться особой популярностью – в связи с противопоставлением элитизма демократичности: «Новая одежда (джинсы) выражает мудрые демократические ценности. Нет различий благосостояния или статуса, нет элитизма, люди противостоят друг другу вне этих различий» 171 . По сути, Ф. Девис считает, что новый вид одежды создает желание примирить противоборствующие силы, т.е. говорит о способности одежды «смягчать» социальные конфликты: возникает вид одежды, который принимают все, независимо от статуса, положения, возможностей, внешности и т.д. В современном мире особенно много предметов костюма, которые выполняют одинаковые функции независимо от социального положения человека. Другой вопрос, что качество вещей всегда отличается, поэтому, взглянув, например, на джинсы двух людей с разным материальным положением, без труда можно определить их классовую принадлежность.

Впервые идея об изучении моды как борьбы противоречий была озвучена Г. Зиммелем, который в 1904 г. написал свое первое эссе о моде. В отличие от Ф. Девиса, помимо общих тенденций, он отмечает наличие двух противоположных типов индивидов: первый воплощает принцип генерализации, который находит выражение в имитации (например, бедняк подражает аристократу); второй соответствует идее специализации – это «теологический индивид», тот, «кто постоянно экспериментирует, безостановочно борется и опирается на свои личные убеждения» 172 . Таким образом, в обществе всегда существует две группы людей, определяющих принцип изменения моды: те, кто постоянно создает что-то новое, и те, кто им подражает.

Г. Зиммелю удалось проследить различия мод для разных классов, которые позволяют включать одних людей в свою группу и исключать других. Центральным понятием зиммелевской концепции, объясняющим изменение моды, является класс: даже если все будут удачно имитировать друг друга, никакой моды не возникнет; не будет ее, если принцип имитации и вовсе перестанет действовать; но если добавить в эту схему классовые различия, то получится имитация в группах – люди будут выглядеть одинаково в своей группе и отлично от других групп. Однако и это не всегда приводит к возникновению моды: «как только нижние классы начинают копировать их стиль, высшие классы отказываются от этого стиля и принимают новый, который, в свою очередь, отличает их от масс; таким образом, игра счастливо продолжается» 173 , т.е. для действия данной системы необходимо жестко иерархизированное общество. Классы всегда хотят отличаться друг от друга, но быть одинаковыми среди своих (быть чужими для других, но своими для своих), поэтому одежда в разных классах всегда будет различаться. Верность этой идеи можно оценить в современной жизни: если зайти в магазин одежды, где стоимость вещей начинается от 20 тысяч и выше, то среди моделей вряд ли найдешь что-то практичное – это скорее одежда, которая привлекает внимание (несколько эпатажна), выделяет человека среди низко-среднеклассовых людей. Высшему классу стремление отличаться свойственно больше, чем представителям среднего и низшего класса (это можно связать с узостью элитарного круга).

Г. Тард также рассматривал одежду в контексте моды, в процессе подражания. Он предположил, что скорость, с которой распространяется новая мода (подражание «новому и чужому»), пропорциональна количеству индивидов, которые ее приняли. Закон, по которому распространяется мода, Г. Тард назвал геометрическим, или «экспоненциональным»: подражание носит восходящий характер, т.е. от высших классов к низшим; низшие классы заимствуют у высших манеры , вид одежды и т.п., причем происходит заимствование, но не перенос смыслов 174 . Вновь обратимся к примеру с джинсами: они были изобретены как рабочая одежда, позднее стали символом молодежной моды и свободы, сегодня позволяют отличаться людям, которые не являются работниками офисов (владельцы предприятий, которые могут позволить себе выглядеть, как они хотят, творческая интеллигенция и т.д.). Если раньше владельцы ходили в костюмах, а их работники в удобных для работы джинсах, то теперь ситуация обратная – владелец приходит в офис в джинсах, а сотрудники обязаны поддерживать дресс-код и быть в костюмах. Таким образом, ощущение комфорта сегодня стало оцениваться гораздо выше, чем раньше, удобство стало тем, что может позволить себе не каждый.

Таким образом, одежда всегда маркировала гендерные, возрастные, социальные границы, существенные для того или иного общества. Но когда возникает новая социальная группа, образец одежды заимствуется, а смысл его изменяется. Это хорошо видно на примере детской одежды, которая вначале полностью подражала взрослой. Затем маленьких детей (в том числе мальчиков) одевали в женские наряды (одежда подчеркивала половозрастное различие между взрослыми мужчинами и всеми остальными); позже – в старомодную одежду; в XIX в. мальчиков из высших классов одевают так, как ходят взрослые из низших классов; в ХХ в. – в костюмчики матросов , рабочих. 175 Морской костюм во взрослой жизни является индикатором социальной и воинской иерархии, а в детской определяет пол и возраст. Тард показал, что факторами, определяющими создание и использование определенного вида одежды, являются половозрастные характеристики и доминирующие образы (царица, королева, женщина, мужчина и т.д.).

Новый взгляд на одежду как особый язык возник в начале XX в. благодаря фольклористу и этнографу П. Богатыреву, который изучал «общую структурную взаимозависимость функций, выполняемых индивидуальным костюмом» 176 . На примере Моравской Словакии он выявил четыре вида костюма – повседневный, праздничный, ритуальный и церемониальный – по их функциям: повседневный костюм в качестве основной функции имеет практичность, затем идет классовая или статусная идентификация (включает в себя вероисповедание, брачный статус, профессиональную занятость, возраст), региональная или национальная (принадлежность к определенному региону, народу, нации) и эстетическая функция – костюм выполняет все эти функции посредством комбинации различных элементов. Функции ритуального костюма, расположенные иерархически, таковы: ритуальная, праздничная, эстетическая, региональная или национальная идентификация, практическая. В церемониальном костюме (например, государево служивое платье) важны, прежде всего, ритуальная и эстетическая функции, затем следуют праздничная, идентификационная и практическая. Праздничный костюм выполняет, в первую очередь, праздничную, эстетическую, а затем практическую и идентификационную функции. Таким образом, П. Богатырев впервые предложил классификацию видов одежды, исходя из участия (функций) ее элементов в процессе социальной коммуникации.

Подхватив данную идею, М. Салинс разработал теорию, согласно которой «полный комплект одежды представляет собой утверждение, созданное определенным сочетанием его частей, контрастирующее с другими полными комплектами» 177 . Изучая сочетания элементов одежды, он пытался выяснить соотношение элементарных физических контрастов и социальных значений. Например, такая деталь одежды, как цвет воротничка, может многое сказать о виде труда , в котором занят человек: синий цвет – физический труд, белый – в управленческий. Гендерные различия в платье можно обнаружить даже с помощью рукавов: мужские всегда длинные и сделаны точно по размеру, женские бывают и в три четверти, они более свободные; пиджак демонстрирует половую принадлежность по пуговицам на левой и правой сторонах. М. Салинс стремится показать в своих работах основные социальные различия, рассматривая одежду как язык, состоящий из «элементарных конституентов и правил их комбинации» 178: каждый элемент гардероба способен дать объяснение как внешним социальным процессам, так и внутренним субъективным переживаниям человека.

Г. МакКракен критически относился к трактовке одежды как языка, полагая, что язык имеет большую «свободу комбинаторики и производит непрекращающиеся дискурсы» 179: несмотря на то, что существуют определенные правила грамматики для составления предложений, мы можем соединять их в произвольном порядке, а в одежде такой свободы нет. В ходе интервью Г. МакКракен выяснил, что когда люди проявляют свободу в комбинации предметов одежды, то производят не дискурс, а смущение: анализируя различные комплекты одежды , респонденты не смогли объяснить и понять новые сочетания, поскольку имели предустановленные стереотипы восприятия комплектов элементов костюма, и новые их вариации стали для них абсолютной загадкой. Г. МакКракен сделал вывод, что одежда почти всегда связана с относительно фиксированными значениями, в то время как язык может создавать новые: язык – открытая кодовая система, одежда – закрытая; одежда может участвовать в коммуникации, но делает это совсем не так, как язык.

П. Уиллис исследовал молодежную одежду с помощью метода интервью и обнаружил, что респонденты считают ее кодифицированной: «молодежь сильно вовлечена в символическую работу по развитию собственных стилей, а также по прочтению и декодированию стилей одежды других, соотнесению этих стилей с музыкальными, политическими и социальными ориентациями» 180 . То есть среди множества кодов существуют те, что считываются раньше остальных, поскольку наиболее внятны для распознавания (в рамках конкретной социальной группы).

Рассмотренные концепции позволяют назвать основные субъективные и социальные факторы, влияющие на формирование различных видов одежды, которые, в свою очередь, выполняют определенные функции: 1) желание продемонстрировать (высокий) социальный статус; 2) удовлетворение потребности в защите тела; 3) желание быть «своим» среди «своих»; 4) демонстрация неучастия в производительном труде; 5) удовлетворение потребности в комфортном состоянии при работе ; 6) стремление быть «самим собой» и «кем-то» в глазах других; 7) региональная идентификация (город, деревня); 8) стремление к унификации (одежда для всех); 9) половозрастная идентификация; 10) репрезентация доминирующих социальных ценностей (матриархат, патриархат и т.п.).

В качестве базовых социологических подходов к изучению одежды следует назвать:

1) историко-генетический подход – рассматривает одежду в историческом контексте (Ф. Девис, К. Фокс, Т. Веблен, и др.);

2) психологический – особое внимание уделяет внутренним переживаниям и мотивам использования человеком определенного вида одежды (Р. Сеннет, И. Кон и др.);

3) историко-модно-реконструирующий – трактует одежду как проявления модных тенденций (Н. Херпин, Г. Тард, В. Зомбарт, Г. Зиммель, П. Уиллис, П. Бурдье, Д. Констебл и др.);

4) семиотический – рассматривает костюм как особый язык, систему социальной коммуникации (М. Сахлинс, Г. МакКраген и др.). Использование данных подходов в чистом виде в эмпирических исследованиях возможно, но затруднительно и несколько бессмысленно, поскольку не позволяет увидеть объект изучения во всем многообразии его проявлений и аспектов функционирования.


media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
diploma ->
diploma -> Имени м. В. Ломоносова социологический факультет
diploma -> Дипломная работа «Объяснение иностранными и русскими студентами причин успехов и неудач во взаимодействии с однокурсниками»

Одежда - изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенная для предохранения тела человека от внешних воздействий и несущая утилитарные и эстетические функции.

Понятие «костюм» более емкое и широкое. Исходя из анализа литературы, можно дать следующее обобщенное понятие костюму. Костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующих им дополнений (сумка, зонт и др.), а также прически, грим, формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое.

1.Структурная схема основных функций современной одежды

Современный костюм человека многофункционален. Его основные функции можно представить в виде иерархической структурной схемы (дерево целей, схема 1). Как видно из схемы, на первом уровне представлены две обобщенные функции утилитарная и информационно-эстетическая. Утилитарная функция на втором уровне подразделяется на защитные и физиолого - гигиенические функции;информационно-эстетическая функция - на информационные и собственно эстетические. Каждая из функций второго, уровня конкретизируется элементарными функциями на третьем уровне структурной схемы.

Так, защитные функции сводятся к защите организма человека от неблагоприятных воздействий климатическое среды (холода, ветра, дождя, солнечной радиации), механических повреждений (травм) и неблагоприятных воздействий производственной среды (загрязнений, агрессивных сред, излишков тепла, холод и т п).Физиолого-гигиенические функции определяют удобству одежды (степень приспособленности одежды к человеку) в покое (статике) и при движениях (динамике) и комфорт (комфортные условия микроклимата пододежного воздуха, состояние нервной системы и т.д).Информационные функции дают информациию о человеке (его профессии, вкусах, культуре и т. д.) и об одежде (назначении, своевременности, новизне). Собственноэстетические функции определяются соответствием одежды образу человека, совершенством композиции изделия, а также уровнем качества его изготовления и отделки (товарным видом).

Костюм не может быть подлинно красивым, если в нем нарушена внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единого целого по принципу функциональной и эстетической целесообразности.

Функции спортивного костюма значительно отличаются от функции всех остальных видов одежды. Выявлены следующие функции спортивной одежды: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая, эти функции в разных соотношениях представлены во всех видах спортивной одежды.

Например, в костюме для одних видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) ведущими являются защитная и обозначительная функции, для других (фигурное катание) - эстетическая и обозначительная, для третьих (плавание, прыжки в воду) - утилитарная, для четвертых (фехтование, конный спорт) - традиционная и т. д. Ведущие функции спортивного костюма в основном и должны определять его форму.

ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ

В основу классификации современной одежды положена в качестве основного и наиболее общего признака защитная функция, определяющая назначение изделия. По этому признаку одежду можно разделить на три класса (схема 2): 1 - бытовая; 2 - спортивная и 3 - производственная. Бытовая одежда предназначена для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий климатической среды; спортивная - для защиты тела, спортсмена от травм, она должна также способствовать достижению высоких спортивных результатов; производственная одежда обеспечивает защиту человека от неблагоприятных воздействий не только климатической, но и производственной среды.

Каждый класс одежды, исходя из практики специализации промышленности и торговли делят по условиям эксплуатации и по более узкому назначению на подклассы, виды, группы и подгруппы.

Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: 1.1 - бельевые изделия; 1.2- костюмно-платьевые; 1.3 - верхней одежды (пальтовые); 1.4 - корсетные изделия; 1.5 - головные уборы; 1.6 - перчатки и рукавицы. Каждый подкласс одежды делится на виды.

Например, подкласс костюмно-платьевых изделий (1.2) может быть подразделен на следующие виды: 1.2.1 - пиджаки; 1.2.2 - жакеты; 1.2.3 - куртки; 1.2.4 - жилеты; 1.2 5 - брюки; 1.2.8 --платья; 1.2.9 - платья-костюмы; 1.2 10 - юбки и т. д.

2. Классификация одежды по назначению

Под функциональностью костюма понимается максимальное соответствие его практическому назначению, конструктивное совершенство костюма.

По половозрастному признаку одежду делят на группу; М - мужская, Ж - женская и Д - детская. Детская одежда в свою очередь подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников старших школьников и одежду для подростков.

В зависимости от времени года и климатических зон группу одежды делят на подгруппы: В/О - весенне-осенняя; Л - летняя; 3 - зимняя, В/С - всесезонная. К вceceзoнной относится одежда, используемая в любое время года.

Классификация может быть дополнена дальнейшим подразделением бытовой одежды каждого вида в зависимости от использования ее в конкретной обстановке.

Например, мужской костюм может быть повседневным и торжественным, женское платье - повседневным, торжественным, домашним, рабочим и т. п.

Класс спортивней одежды подразделяют на подклассы По видам спорта, группы - по половозрастному признаку.

Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций подразделяют на три подкласса; 3.1 - специальная одежда; 3.2 - ведомственная; 3.3 - технологическая (санитарно-гигиеническая).

К современному костюму предъявляется ряд требований, он выполняет много функций. Функции костюма определяются его назначением. Однако часто костюм может выполнять несколько функций, из которых одна-две главные, а остальные - второсте­пенные. Основными функциями современного костюма являются утилитарные и информационно-эстетические (схема 1.1). Утилитарные функции заключаются в практической полезности, определя­емой способностью одежды защитить человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды и продуктов его жизнедеятельности и возможностью создания благоприятных условий для практичес­кой деятельности. Утилитарные функции подразделяются на защитные и физиолого-гигиенические. Защитные функции как одни из наиболее важных сводятся к защите человека от небла­гоприятных факторов: воздействий природной среды (ветра, сол­нечной радиации, атмосферной влаги и др.), неблагоприятных воздействий химической, физической и биологической среды, а также от механических повреждений (травм). Успешное выпол­нение защитных функций одежды обеспечивается правильным выбором материалов для нее, умелым сочетанием вещей в костюме, грамотным решением формы и конструкции.

Физиолого-гигиенические функции заключаются в обеспечении удобства одежды в статике и динамике, комфортных условий микроклимата пододежного пространства и нервной системы. Данные функции одежды обеспечивают практическую и физическую возможность для эффективного выполнения человеком тех видов деятельности, для которых она предназначена. Этому способствует подбор формы, конструкции, материала костюма с учетом условий эксплуатации и основных морфологических признаков, определяющих внешнюю форму тела человека.

Информационные функции одежды дают необходимую инфор­мацию о профессии, вкусах, культуре человека, назначении и современности его одежды, т. е. сообщают определенную инфор­мацию о характере той субкультуры (национальной, региональной, профессиональной и др.), в системе которой она функционирует. Одежда может быть знаком культуры целой эпохи или отдель­ного человека. Эстетические функции одежды проявляются в гар­моничной связи ее с человеком, окружающей его средой и определяются соответствием одежды внешнему образу человека, совершенством композиции костюма, уровнем его изготовления и отделки. Выполнение эстетических функций достигается созданием одежды, соответствующей антропометрическим, анатомо-физиологическим, социально-психологическим характеристикам человека, соответствием современному стилю и условиям жизни общества.

Среди всех видов одежды следует особо отметить спортивный костюм, функции которого имеют существенные отличия от функций других видов одежды. Выделяют шесть основных функций спортивного костюма: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая.

Различные виды спортивной одежды в той или иной мере выполняют эти функции, однако форму спортивного костюма определяет ведущая функция. Например, в костюмах футболистов, баскетболистов, волей­болистов, хоккеистов ведущими являются две функции: защитная и обозначительная. Костюм для фигурного катания выполняет эстетическую и обозначительную функции, а для плавания, прыж­ков в воду - утилитарную.

Функции одежды не остаются неизменными с течением вре­мени. Они изменяются по мере изменения условий жизни человека. Современная одежда, утратив сословные, обрядовые, социально-половые функции, приобрела наряду с прочими новые, например, функции обеспечения нормальной Жизнедеятельности организма повышенной радиации, подводного плавания и др.). Таким образом, функциональность является той основной движущей силой, которая побуждает человека к созданию новых и совершенствованию прежних видов одежды.

1.4. АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ.

Под ассортиментом понимают набор различных по назначению изде­лий, призванных удовлетворять потребности населения в определенных ус­ловиях эксплуатации.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом