Функциональность одежды. Функции одежды

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Апелляции к технологичности сейчас, очевидно, в моде. Об особых тканях и мембранах в своих коллекциях упоминают даже люди калибра Джорджо Армани, а центр тяжести абстрактной уличной моды всё больше смещается в сторону флисовых кофт, походных рюкзаков и навороченно-невзрачных кроссовок. На этом фоне, конечно, сильно выигрывают компании, уже давно поставившие на функциональные разработки - от вездесущего Nike и других спортивных брендов вроде Under Armour и Adidas до зимних The North Face и Patagonia.

Но пока мода тянется к технологии, а технологии - к моде, стоит вспомнить тех, кто c самого начала попытался совместить два феномена воедино. Кто-то просто пытается наделить полезными свойствами простую повседневную одежду, кто-то шьёт аккуратные брюки, в которых можно кататься на велосипеде, ну а некоторые действительно пытаются изобрести свой стиль, отталкиваясь от военно-технологичной эстетики и (по крайней мере, в последние несколько лет) становясь примером для подражания. Рассмотрим все категории.

Повседневная одежда

Stone Island Shadow Project

Передовая линейка и без того зацикленного на технологиях итальянского бренда - плод сотрудничества креативного директора Карло Риветти и дуэта дизайнеров Микаэлы Сашенбахер и Эрролсона Хью. Последние двое, между прочим, имеют и свой вполне сопоставимый по значимости проект - Acronym, о нём мы еще поговорим ниже. Грубо говоря, Shadow Project - это Stone Island для тех, кому больше интересно будущее и умный дизайн, а не поклонников респектабельного прошлого марки. Достаточно сказать, что характерный патч, давно ставший мемом, у вещей из Shadow Project выполнен в монохроме.

Система координат SI Shadow Project выстроена вокруг пятиугольника, ласково аббревируемого как PARSEQ. Каждая буква здесь обозначает определённую категорию, в которой выполнена так или иная вещь - защита (proof), трансформация (augment), сопротивление (resist), оболочка (skin), аксессуары (equip). Лучше всего содержимое концепта линейки пояснит вольное описание, например, парки из последней коллекции: она выполнена из прорезиненной смеси нейлона и хлопка, окрашена по специальной технологии двойного окрашивания, в рукавах спрятаны перчатки без пальцев, под мышками дышащие сетки, молнии и утяжки есть по возможности везде.


Технологичный дизайн

Микаэла Сашенбахер и Эрролсон Хью, о которых мы уже упоминали выше, основали Acronym в 1994 году (на тот момент Acronym существовал в формате дизайн-бюро, собственно одеждой дуэт начал занимается в 2002 году). Поставленная дизайнерами перед собой цель на тот момент была вполне свежа - они хотели скрестить стиль и технологии, получив на выходе прилично выглядящий продукт со свойствами спортивного инвентаря. Немецкий бренд на полном серьёзе сотрудничает с разработчиками вроде KHS Tactical Equipment (поставляют обмундирование для немецкой армии) и W.L. Gore and Associates (придумали Gore-Tex) и год из года выпускает лаконичные чёрно-серые вещи.

В 2002 году журнал Time назвал одну из них, куртку Analog MD Clone Jacket, одним из «крутейших изобретений года». Acronym действительно вполне сравним по философии и ценнику с Shadow Project, но рушится это сравнение на дизайне - при прочих равных вещи собственного производства у Хью и Сашенбахер менее компромиссны, явно ориентированы на продвинутую аудиторию. Тут и асимметрия, и отсутствие каких-либо ярких деталей, и даже бессменные азиаты в лукбуках. Какой предмет из коллекции ни возьми, удобство будет зашкаливать за пределы разумного. Дышащим нейлоном, гор-тексом и даже почти что отсутствием швов мало кого удивишь, а вот системой ACRONYM® SOUNDæ - вполне: дырки на куртке вы найдёте в неожиданных местах - под молнией и у нагрудного кармана, а сделаны они для того, чтобы с максимальным комфортом провести провода наушников и не цеплять их каждый раз при движении.

Ещё одна техноориентированная марка - Arc"teryx. Канадцы с 1989 года производят качественную одежду для скалолазания, сноубординга и прочих зимних активностей. Для того чтобы не терять своей идентичности в погоне за расширением аудитории, боссы Arc"teryx решили запустить отдельную городскую линейку Veilance.

Ассортимент Veliance, полностью производимый в Ванкувере, вполне себе укладывается в представления о технологичных брендах - скромные по форме и цвету куртки повышенной степени комфортности. К примеру, классический макинтош, внешне мало отличимый от своих «обычных» предков, у AV будет оснащён всеми атрибутами технологичной куртки: он не пропускает воду, дышит, все швы у него проклеены, из воротника вынимается капюшон, ну и так далее. Главным достоинством в данном случае будет все-таки другое - Galvanic IS Coat основательно утеплён не в ущерб форме. За тонким силуэтом и малым весом скрывается настоящая замена лёгкому пуховику.


Функциональная одежда

О молодой марке из Бруклина мы уже упоминали в . Outlier действительно берет начало именно из культуры городских велосипедистов, поэтому и ассортимент продукции у него поуже остальных - все для тех, кто привык ездить на велике до работы и не любит переодеваться.

Outlier - это слаксы и рубашки, похожие на базу из GAP, но не мнутся, не пачкаются и дают коже дышать. Последнее действительно впечатляющее изобретение Эйба Бурмайстера и Тайлера Клеменса - OG Blazer. Сшитый из того же материала, что и фирменные для бренда брюки, этот вполне достойно выглядящий спортивный пиджак также отбивает лёгкие осадки и грязь при помощи технологии Nanosphere. Стоит ли говорить, что структура подкладки продумана так, чтобы минимизировать контакт с кожей и исправно поставлять к ней кислород.

Где покупать:

1. Silver and Gold

Онлайн-ипостась японского магазина со всеми вытекающими: много брендов, о которых никто никогда не слышал, высокие цены, отсутствие англоязычной версии. Технологичная одежда здесь не является основным лейтмотивом, а продаётся наряду с другими самурайскими увлечениями - нестираными джинсами, шерстяными костюмами и металлическими украшениями. Но тем, кого интересует техноэкзотика за пределами привычного списка Arc"teryx, Stone Island, Acronym, как минимум стоит ознакомиться с ассортиментом.

Канадский Haven - совсем другое дело. В этом технократическом изобилии бедными родственниками смотрятся Clarks и Levi’s Vintage, в остальном же установлена диктатура влагостойких свитшотов и тонких рубашек-пуховиков. Здесь представлены примерно все значимые технобренды, за исключением подиумных (хотя Comme des Garçons и Junya Watanabe присутствуют) и велосипедных.


Техномода

Isaora появился в Нью-Йорке в 2009 году и на сегодняшний день является всё-таки самым красивым из технобрендов. Дизайнеры Марк Дэниелс и Рики Хендри адаптируют, в первую очередь, технологии к существующим эстетическим кодом, а не пытаются создать униформу «Бегущего по лезвию». Их вещи по-хорошему скучны: это однотонные свитшоты, футболки, рубашки.

О верхней одежде, которая, как ни крути, является визитной карточкой для каждого технологичного производителя, того же не скажешь. Антрацитовые оттенки, никаких тебе вкраплений натуральных материалов, выдающееся качество внешнего слоя, не пропускающего никакой влаги снаружи. Наверное, самые лакомые куски каждой коллекции Isaora - это полукуртки или утеплённые рубашки и свитшоты на подкладке. Такие сейчас выпускает уже каждый второй, но их можно отличить за километр - прежде всего по характерному градиентному переливу цвета.


Высокая мода

Christopher Raeburn

Технологичные вещи британца Кристофера Ребёрна стоят не то чтобы сильно дороже того же Stone Island, а выглядят зачастую куда сдержаннее футуристичных японцев, и все же на них как будто стоит незримая печать принадлежности к подиумной моде. В конце концов, кто ещё будет делать потостойкий свитшот с рукавами в сеточку?

Ребёрн действительно страстно увлечён военными тканями и умеет сшить из них нечто большее, чем просто монохромную парку. Например, Remade Reversible Jacket имеет два слоя - первый сделан из песочного цвета переработанной парашютной ткани, второй - из принтованного в камуфляж меша. Носить куртку можно любым слоем наизнанку, отчего она действительно вполне тянет на две.

Функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность – соответствие изделия, комплекса изделий назначений, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

Самые основные функции одежды: защита, информационная и эстетическая. Удобство пользования играет большую роль при эксплуатации изделия. Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки.

Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно–нарядной одежды главная функция –эстетическая, удобство в носке и прочность – для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования. Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застёгивать, утюжить, изменять размеры и т.п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность – способность одежды сохранять тепло. На наличие этого свойства влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начёсом, специальные прокладочные утепляющие материалы.



Гигроскопичность – способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей – пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость – чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшие показатели у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Стиль – исторически сложившаяся устойчивая система средств и приёмов художественной выразительности. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Эксплуатационные требования проявляются в процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации – важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия.

Надежность одежды – сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу.

Физический износ – это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т.д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошёл и моральный износ одежды.



На каждый определённый выход человека в свет ему необходима разная форма одежды. Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др. Классы одежды: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, лёгкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др. Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто – мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов. Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

· видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

· полом (мужская, женская одежда);

· возрастом;

· сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

· видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые др.);

· назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Для выбора модели необходимо определиться с типом фигуры.

Неидеальной фигуры не существует, бывает неудачно подобранный наряд. Чтобы образ был безупречным, а наряды умело скрывали недостатки и подчеркивали достоинства, нужно знать свой тип фигуры и что ему присуще.

Всего выделяют 5 основных типов женской фигуры.

Песочные часы (фигура Х)

Такая фигура считается классическим типом женской фигуры. Бедра по ширине равны плечам, из–за этого нижняя и верхняя часть тела смотрятся пропорционально. Талия ярко выражена, порой она даже излишне узка. Если женщина с таким типом фигуры набирает вес, то жир, как правило, откладывается на бедрах и груди. На бедрах образуются так называемые «ушки».

Какой бы вес ни был набран, талия остается ярко выраженной. И, напротив, если женщина с таким типом фигуры сильно худеет, бедра все равно остаются женственными и изогнутыми.

Груша (фигура А)

«Груша» – тип фигуры, которому присуща большая ширина бедер по сравнению с плечами. Если у «песочных часов» верх и низ уравновешены, то у «груши» низ всегда значительно шире. Верх, как правило, более изящный, чем низ. Талия узкая, ярко выраженная, иногда заниженная из-за того, что туловище у «груши» длиннее, чем ноги.

Если женщина – «груша» полнеет, то жир откладывается в основном на ягодицах, бедрах и боках. Чем больше вес, тем больше разница между бедрами и плечами. Если же, наоборот, женщина – «груша» худеет, ее фигура становится более пропорциональной. Огромную роль для женщин с таким типом фигуры играет осанка. Женщине необходимо постоянно держать спину прямо, иначе сутулость подчеркнет все недостатки фигуры.

Треугольник (фигура Y)

Представительницы Y – фигуры – спортивные женщины, имеющие широкие плечи и узкие бедра. Верхняя половина туловища обычно немного короче, чем нижняя. Верхняя довольно массивная часть тела сочетается со стройными и тонкими ногами. Талия немного широкая, но может быть невыраженной.

У полной женщины – «треугольник» лишний вес распределяется в основном в верхней части тела (грудь, живот, руки, спина), а ноги остаются стройными и худыми.

Прямоугольник (фигура Н)

Женщина – «прямоугольник» имеет одинаковые по ширине плечи и бедра. Из-за широкой талии фигура имеет вид прямоугольника. Такие женщины больше других склонны к полноте. Именно полнота делает фигуру еще больше похожей на прямоугольник (плюс начинает выступать живот). Потеря веса, напротив, изменяет фигуру в лучшую сторону, и она становится почти идеальной.

Если ваша фигура относится к типу «Яблоко» (фигура О)

О-образный тип фигуры по сравнению с другими является самым диспропорциональным. У женщин – «яблок» самой выдающейся является средняя часть туловища, а именно талия и живот. При этом у женщин с таким типом фигуры сравнительно тонкие ноги и худые бедра и ягодицы.

Если такая женщина полнеет, то вес распределяется в основном на животе и талии.

Моделей платьев очень много. Мода не стоит на месте, виды платьев постоянно пополняются новыми моделями и наименованиями.

Прямое платье классическое узкое платье прямого силуэта. Может быть с поясом.

Приталенное платье прилегающее по талии, а юбка прямая или расширенная.

Платье А силуэта в форме буквы А: облегающее вверху и в талии, расклешённое внизу, или с поясом. Акцент на талии и широком низе. У А платья юбка менее расклешённая, чем у платья принцесс.

Платье ампир с завышенной талией и свободно ниспадающими складками на подоле, из ткани, держащей форму.

Платье принцесс цельнокроеное платье, по талии и в верхней части бедер прилегающее, с подрезными бочками, обычно чуть с завышенной талией,низ расширенный с вертикальными швами.

Греческое платье свободного струящегося покроя из тонкой легкой ткани со множеством вертикальных складок, запоясанное под грудью, с завышенной талией и часто длиной в пол.

Платье Чарльстон (с заниженной талией) с прямым длинным верхом, отрезное ниже талии, с ярусами сборок внизу, модное в 20 х годах.

Платье нью-лук (платье-цветок) с очень узкой талией и широкой пышной юбкой (платье Кристиан Диор в форме цветка). Часто с рукавом, сужающимся книзу .

Платье-годе (платье-русалка, рыбка, трампет) – длинное платье, облегающее по всему телу до колен, с пышным низом.

Платье-футляр (чехол, фуро, тюбик, платье-карандаш) – узкое платье по фигуре длиной до колена, без воротника и рукавов и не отрезное по талии, с круглым вырезом.

Платье–труба – это трикотажное облегающее платье, прямое или полуприталенное.

Платье–комбинезон – платье силуэта X, заканчивается сборками на ногах, с акцентом на талии и бедрах.

Бандажное платье – узкое плотно утягивающее фигуру короткое платье из эластичных полос.

Романтическое платье платье с воланами, рюшами, сборками, часто с цветочным узором.

Платье диско авангардное молодёжное платье ярких или блестящих тонов, для дискотек.

Платье витер вязаное короткое платье, по форме как длинный свитер, с воротником хомутом.

Платье рубашка (платье шемизье) прямое свободное платье, как длинная рубашка.

Платье комбинация вечернее платье из тонкой ткани, в бельевом стиле, с бретельками или с большим вырезом.

Платье на бретельках облегающее вверху платье с тонкими лямками.

Платье юбка без рукавов и воротника, как очень высокая юбка, начинающаяся от линии проймы и расширяющаяся от груди книзу.

Платье пальто платье из плотной ткани с элементами пальто, со сквозной застежкой.

Платье костюм сочетание прямого классического платья с жакетом.

Платье блузон платье в форме блузона, вверху свободное и присборенное, внизу облегающее, с поясом ниже талии.

Платье туника струящееся платье свободного прямого или слегка расширенного силуэта, скрывающее фигуру, часто с разрезами по бокам. Очень похоже на него платье-кафтан, трапециевидного силуэта.

Маленькое черное платье (платье Шанель) самое распространённое платье. Раньше оно было узкое с узким рукавом и с полукруглой высокой горловиной, без воротника.

Платье халат свободного покроя, со сплошной застёжкой впереди и часто поясом.

Платье поло трикотажное платье с отложным воротником-поло и застежкой до середины груди.

Сарафан платье без рукавов и воротника, на бретельках.

Платье сари индийское платье из длинного отреза ткани, без швов, драпируется складками в виде подола и накидки на плечо.

Платье-трапеция платье силуэта трапеции, расширенное от горловины книзу, из плотной ткани.

Социологи знают, что одежда человека - такой же социальный сигнал, как и его речь, поведение и т. д. Даже те, кто уверяет, что «наряды им совершенно не интересны», и одеваются настолько небрежно, насколько это возможно, по сути, таким образом сообщают о своей роли в обществе и о своем отношении к той культуре, в которой они живут.

Говорят, что современный человек одевается все более свободно и «неформально». Но такое утверждение обманчиво. В действительности прежние условности уступают дорогу новым. Джинсы на молодом человеке сегодня - такая же условность, как цилиндр на его сверстнике из предшествующей эпохи. Современному парню может казаться, что он носит то, что хочет, и что он наконец избавился от тесных правил костюмного этикета, которые когда-то определяли существование людей в обществе - да, старые правила отброшены, но их быстро заменили неписаные правила сегодняшнего дня.

Чтобы понять эти правила, необходимо оглянуться на происхождение одежды. У одежды три основных функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и, так сказать, «демонстрационная» функция. Обеспечение комфорта - это, конечно же, внеобщественная и внеличностная функция одежды. Природа требовала от человека защищаться от жары, холода и т. д.

Однако благодаря современной технологии люди, получается, могли бы отказаться от этой функции одежды: квартиры снабжены центральным отоплением и мягкой мебелью, так что мы можем преспокойно существовать в пределах своих квартир и нагишом. Но то, что мы этого не делаем, подводит нас к следующей основной функции одежды - к соблюдению приличий.

В различные эпохи правила скромности были различными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским было общество, тем тщательнее полагалось скрывать свое тело. Пример крайности в этом отношении - одеяния женщин в некоторых арабских странах, где скрывается не только тело, но и его очертания. В этих странах женщина никогда не появлялась на людях без плотной вуали, и только ее муж знал, кто она на самом деле - красавица или уродина.

Сегодня трудно и представить, насколько далеко цивилизованное общество заходило в своих требованиях соблюдения приличий. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки роялей во время публичных концертов закрывались чехлами. Ступеньки, ведущие из купальных кабин в море или реку, занавешивались, чтобы посторонние не могли видеть, как люди в купальных костюмах спускаются в воду,- и так было всего сто лет назад.

Перейдем к следующей функции одежды, а именно к демонстрационной. Запрет мужчинам появляться без галстука в дорогих ресторанах связан не с тем, что они обнажают адамово яблоко, а с тем, что галстук - это показатель определенного социального статуса. Как и многие другие элементы костюма, галстук выступает не как средство создания комфорта или в качестве детали, что-то скрывающей, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к четкой социальной группе. И эта древнейшая функция одежды сохраняет свою значимость и в наши дни. Именно поэтому бесцветные, сугубо практичные туники людей космической эры, знакомые нам по второразрядным научно-фантастическим книгам и фильмам, так же маловероятны, как и возвращение человека к полной наготе. Как только общество отказывается от одного набора декоративных деталей одежды, на смену ему приходит новый - и подобная эволюция будет продолжаться, вероятно, до тех пор, пока человек не перестанет быть «общественным животным»: одежда - слишком удобное средство для демонстрации статуса и взглядов ее обладателя, поэтому навряд ли человек откажется от этой ее функции и перейдет к нейтральной защитной оболочке.

В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась крайне жестко. Например, в Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Большую часть времени тогдашний парламент посвящал определению правил одежды для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на общественной лестнице, он подвергался штрафу, а «незаконная» одежда конфисковывалась. Однако закону этому люди сопротивлялись с упорством чрезвычайным: настолько велико было желание англичан демонстрировать - хотя бы посредством костюма - высокое положение в обществе. Правила ужесточались, штрафы росли - но тщеславие было непобедимо.

Англия не была одинока в строгости. В Германии времен Возрождения женщина, нарушившая подобные правила, была обязана носить на шее тяжелый деревянный воротник. А в американских колониях женщине возбранялось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов.

Все это - отдельные примеры, взятые из множества подобных предписаний, существовавших в ранние периоды истории человечества. И для нас важно обратить внимание на следующее: люди стремились «завысить» свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм, а наказывали их, по сути, не за сам костюм, но за попытку с его помощью завысить свой статус. В нашей обыденной жизни ношение одежды уже не ограничено такими жесткими правилами, тем не менее майор, например, не имеет права носить форму полковника, да и другие виды официального костюма регулируются столь же жестко, как и в давние времена.

Может показаться, что современный «распад» системы «костюмных» законов и правил приведет к декоративному хаосу, но это отнюдь не так. Общество вместо того, чтобы прийти к полной свободе в выборе одежды, выработало свои собственные ограничения. Сначала юридические законы сменились законами этикета, сформулированными, пожалуй, не менее тщательно, чем уголовный кодекс. Затем, с уничтожением жесткой общественной структуры, пособия по этикету костюма исчезли. Но сами правила отнюдь не самоустранились - они просто «ушли в подполье», став неписаными и даже не произносимыми вслух. Когда британского лорда спросили, есть ли преимущества в его общественном положении, он ответил: «Есть только одно преимущество - я не должен одеваться так же чертовски тщательно, как мои слуги».

Впрочем, свято место пусто не бывает: демонстрация своего высокого положения в обществе нашла новые формы. Так, например, в XVIII веке такой формой стал... спорт. «Высокородные» мужчины занимались «высокородными» видами спорта. И при верховой езде английские сельские джентльмены надевали для удобства фраки и цилиндры - именно это одеяние стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. «Благородный» спортивный костюм при помощи молодых модников превратился в повседневный костюм высшего света, а позже, к середине XIX века, стал обычным костюмом большой части общества.

Но повседневность данного костюма лишила его признаков «высокого статуса», и в поисках авангардных идей модники продолжали исследовать новую - спортивную - сферу. Наступила очередь ружейной охоты, рыбалки и гольфа - дорогостоящих развлечений, распространенных среди обеспеченных классов и потому являющихся прекрасным источником новых идей в области моды. Джентльмены надели клетчатые костюмы и котелки. Вначале подобная одежда считалась крайне неофициальной, но затем клетчатая ткань потеряла свою яркость и, став более приглушенной по цвету, вытеснила черный фрак, оставив ему скромное место одеяния для свадебных и других официальных торжеств, а также для некоторых вечерних «мероприятий». И по сути, все без исключения современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы наметилась новая тенденция. Общество равных возможностей со все большей неприязнью относится к привилегиям, и это заставило тех, кто занимает высокое положение, еще более изощренно демонстрировать свой социальный статус. Стало немодным и даже опасным заявлять - при помощи одежды - о своей принадлежности к элите, которая может дозволить себе «дорогие» виды спорта. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов»,- она давала возможность продемонстрировать, что в груди у богатых и знаменитых людей билось сердце «простых парней».

Самым первым симптомом таких перемен стала мода, родившаяся в результате отдыха в средиземноморских странах. Богатые молодые люди нарядились в грубые рубашки и свитеры местных рыбаков, затем мода распространилась во всех странах. Но какую, если вдуматься, информацию сообщала нам эта «простая» одежда непростых людей? А вот какую: «Я одобряю бедных ребят, но сам к ним не отношусь». Как это им удается? Способов много. Первый - носить свитер и джинсы в тех общественных ситуациях, в которых бедняк оденется в свой лучший костюм. Второй - носить прекрасно сшитую, стилизованную «одежду бедняка». Есть еще с десяток способов, но суть их одна - контраст между одеждой и тем, кто ее носит. Любой богатый или известный человек, чье лицо регулярно появляется на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров и кинотеатров, может позволить себе надевать самую «бедняцкую» одежду на самые ответственные мероприятия. В этих случаях он или она, используя этот контраст, совершает молчаливую, но активную атаку на общество, превозносящее благосостояние в качестве высшей ценности.

В сложном мире сигналов, «излучаемых» человеческой одеждой, существует множество тенденций. Часто они пересекаются, одни из них быстротечны, другие живут десятилетиями. Кратковременные тенденции - это обычно не более чем поиск нового; в их основе лежит потребность носителей одежды демонстрировать свою «современность». Такие тенденции зачастую быстро облетают земной шар и затем уходят в небытие. Однако демонстрация последних тенденций моды свидетельствует не только о том, что индивидуум идет в ногу с обществом, но и о его способности через определенные интервалы времени платить за новую модную одежду, то есть о его социальном статусе. Следя за мельчайшими изменениями в деталях нашего костюма (например, за изменениями ширины брюк или пиджачных лацканов), можно составить графики изменений сигналов, подающихся человеческой одеждой. Бессознательно мы постоянно составляем такие графики, что помогает нам «считывать» множество сигналов, передаваемых нам другими людьми. Таким образом, одежда является такой же частью языка человеческого общения, как и жесты, выражения лица и позы.

Десмонд Моррис, английский социолог

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность - соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости .

Основная функция одежды - это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция - это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования . Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Литература: ,.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную .

Бытовая одежда - это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

З) спецодежда;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно - конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно - платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100,..., 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Таблица 1

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Таблица 2

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

В повседневной жизни людей одежда играет огромную роль, так же, как продукты питания и жилье. Она является предметом первой необходимости, потому что защищает человека от жары, холода, атмосферных осадков, т.е. выполняет определенные функции.

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делятся на утилитарные и социально-эстетические.

Утилитарные функции одежды заключаются в ее практической полезности и сводятся к двум группам функций: защитным и утилитарно-практическим.

Защитная функция одежды является наиболее важной. Это объясняется тем, что человек нормально функционирует только при определенных параметрах окружающей среды. Одежда способна защитить человека от неблагоприятных воздействий физической среды, химической, биологической среды, факторов физиолого-психологической среды, природной среды, от механических повреждений.

Утилитарно-практические функции включают функцию назначения и практическую.

Функция назначения одежды заключается в обеспечении одеждой физической возможности эффективного выполнения процессов, для которых она предназначена, т. е. работы, отдыха, сна и др. Одежда, не приспособленная для этих процессов, может стать причиной травматизма, быстрого утомления, ухудшения физического состояния здоровья, снижения производительности труда и др.

Практическая функция, присущая некоторым видам одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.), заключается в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придании им определенной формы.

Социально-эстетические функции одежды заключаются в ее духовной полезности, т. е. способности одежды предметно-чувственным образом отражать свою природную и общественную целесообразность, красоту, совершенство и нести в себе определенную информацию.

Социальные функции характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям и его общественную значимость и целесообразность. В эту группу входят функции: морально-этическая, информативная, визуально-коммуникативная, воспитательная и функция стимулятора психической активности.

Морально-этическая функция одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, способ ее ношения.

Информативная функция одежды заключается в ее способности информировать нас о морально-этических представлениях, традициях и обычаях, сложившихся в обществе. Одежда может поведать и о человеке, который ею пользуется, и о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и др. Кроме того, сам облик вещи несет информацию человеку о том, к какому классу, типу она относится, каким образом следует с ней обращаться и т. п.

Визуально-коммуникативная функция одежды заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определенные сведения от кого-то кому-то. Эта функция возникла из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определенные группы в целях регулирования взаимоотношений между ними, и одежда выступает таким признаком отличия групп. Деление на группы может осуществляться по профессиональным признакам (форменная одежда железнодорожников, работников милиции и т. п.), государственным (форменная одежда военнослужащих) и др.

Воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов, так как воспитывают не только люди, события, но и вещи. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая дает первые уроки эстетического воспитания детям.

Одежда может выступать в качестве стимулятора психической активности, инициативы, перемен и разнообразии в образе жизни человека.

Художественно-эстетическая функция одежды заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, гармонией с окружающей средой, внешним обликом и личностью человека. Одежда является предметом материальной культуры человека, несет в себе черты исторической эпохи, национального характера, индивидуальных творческих особенностей и потому является объектом эстетического восприятия. Одежда рассматривается не только как предмет потребления, но и как произведение прикладного искусства. Каждая историческая эпоха, каждый народ по-своему ставят и решают задачи создания одежды.

Так же я бы хотела отметить и магическую функцию одежды. Это одежда, наделенная какими-то сверхъестественными способностями. Любимая майка, в которой всегда получаешь пятерки, платье, в котором знакомишься с хорошими людьми, или же костюм, в которой всегда люди идут тебе на встречу и помогают тебе во всем. Так же это могут быть украшения, и амулеты, которые защищают вас от злых духов и от воздействия злых сил.

Это одна из самых древних функций одежды. В далеком прошлом человек был настолько уязвим и настолько был зависим от внешней силы, природы в частности, что ему требовалась защита от этой агрессивной среды. Это и есть магические функции одежды.

Для повседневной одежде наиболее важными функциями являются удобство в носке и прочность. Главную функцию определяет общее назначение изделия. Например:

· основные функции женского платья: регуляция теплоотдачи организма, создание благоприятных условий для труда и отдыха и украшение человека;

· основные функции такой одежды, как костюмы, куртки и пальто - усиление тепловой изоляции организма, защита человека от неблагоприятных воздействий природной среды и его украшение.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники