Уход за кожей и видимыми слизистыми новорожденного. Уход за слизистыми оболочками и кожей новорожденного ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(Документ)

  • Джамбекова А.К.,Шилов В.Н. Справочник по уходу за больными (Документ)
  • (Документ)
  • Бобцов А.А., Болтунов Г.И. и др. Управление непрерывными и дискретными процессами (Документ)
  • 10000 советов медсестре по уходу за больными (Документ)
  • Агкацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. Алгоритмы манипуляций в деятельности медицинской сестры (Документ)
  • Саврасов Ю.С. Алгоритмы и программы в радиолокации (Документ)
  • Губарени Н.М. Вычислительные методы и алгоритмы малоракурсной компьютерной томографии (Документ)
  • Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р., Штайн К. Алгоритмы (Документ)
  • Скиена Стивен. Алгоритмы. Руководство по разработке (Документ)
  • n1.docx

    1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,

    2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

    3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

    4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

    5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА

    6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

    7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

    8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

    9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

    10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ (схема)

    12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ (содержание)

    13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)

    14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС. (образец)

    1.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ, ГРУДИ,

    1. Оснащение манипуляции:

    Линейка или сантиметровая лента, 3% хлорамин, ручка, история развития (ф.112), перчатки
    2. Подготовка к манипуляции:

    • Провести санитарную обработку рук.

    • Протереть сантиметровую ленту 3% раствором хлорамином дважды с интервалом в 15 минут.

    • Освободить голову и грудь ребенку, придать ребенку удобное положение

    • Познакомить маму с ходом исследования, получить согласие

    3. Выполнение манипуляции:


    • Наложить сантиметровую ленту на голову по ориентирам: сзади – затылочный бугор, спереди – надбровные дуги, запомнить результат

    • Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку сзади – нижние углы лопаток, спереди - нижний край околососковых кружков, запомнить результат

    • после процедуры

    4. Завершение манипуляции :


    • Сообщить результаты маме

    • Результаты измерений записать в ф.112

    2.ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ КОЖНЫХ СКЛАДОК

    НОВОРОЖДЁННОГО ПРИ ОПРЕЛОСТЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    Стерильное вазелиновое масло, стерильные марлевые салфетки, стерильный лоток, стерильная пелёнка, стерильные перчатки, лоток для отработанного материала, ёмкость с дезсредством для перчаток.
    2. Подготовка к манипуляции:



    • Положить новорожденного на обработанный пеленальный стол, накрытый стерильной пеленкой.

    3. Выполнение манипуляции:



    • Смочить стерильную салфетку в стерильном вазелиновом масле.

    • Протереть естественные складки новорожденного в следующем порядке: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные.

    • Сменить салфетку и протереть естественные складки в голеностопных, подколенных, паховых и ягодичных складках.

    • Салфетки положить в лоток для отработанного материала

    • Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    4. Завершение манипуляции :


    • Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.Пин

    • Снять перчатки, поместить в ёмкость с дезсредством

    • Вымыть и осушить руки

    3.ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ПУПОЧНОЙ РАНКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
    1. Оснащение манипуляции:

    Стерильные палочки с ватой, 1% спиртовой раствор бриллиантового зелёного, 3% раствор перекиси водорода; ёмкость для отработанного материала
    2. Подготовка к манипуляции:

    • Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие


    • Провести санитарную обработку рук
    • Уложить ребёнка на стол, покрытый стерильной пелёнкой, ребёнка распеленать

    3. Выполнение манипуляции:

    • Смочить ватную палочку 3% раствором перекиси водорода


    • Осторожно раздвинуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки.

    • Удалить содержимое из пупочной ранки стерильной палочкой с ватой.

    • Обработать пупочную ранку стерильной палочкой с ватой, смоченной в 1% спиртовом растворе бриллиантового зеленого круговыми движениями от центра к периферии

    • Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    4. Завершение манипуляции :


    • Вымыть и осушить руки

    4. ТЕХНИКА ПЕЛЕНАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

    1. Оснащение манипуляции:

    1.Тонкая и теплая распашонки,

    2. Фланелевая и тонкая пеленки,

    3.Подгузники,

    4. Ёмкость с 3% раствором хлорамина

    5. Ветошь.

    6. Стерильные перчатки

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Провести гигиеническую обработку рук,

    надеть перчатки

    2. Объяснить ход манипуляции маме, получить согласие

    3. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

    дважды с интервалом 15 мин.

    4. Уложить пеленки послойно

    (снизу вверх, фланелевая пеленка, тонкая пеленка,

    подгузник)

    5. Приготовить распашонки швами наружу

    3. Выполнение манипуляции:

    1. Пациента положить на пеленальный стол

    2. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад

    и теплую разрезом впереди

    3. Между ножек пациента прокладывают подгузник

    4. Завернуть пациента в тонкую пеленку без ручек

    Расположить ребенка на тонкой пеленке так чтобы

    верхний ее край был на уровне "подмышек",

    Один край пеленки провести между ножками

    Другим краем – обернуть малыша

    Подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство-

    для свободного движения ножек и

    обернуть им туловище пациента

    Зафиксировать пеленку расположив "замочек пеленки"

    5. Запеленать пациента в теплую пеленку с ручками при

    необходимости:

    Расположить ребенка на фланелевой пеленке, чтобы

    ее верхний край располагался на уровне шеи

    Одним краем пеленки зафиксировать плечо

    соответствующей стороны, переднюю часть туловища и

    подмышечной области другой стороны

    Другим краем пеленки накрыть и зафиксировать

    Нижний край пеленки подвернуть, оставив пространство

    Для движения ножек

    Зафиксировать пеленки на уровне середины плеч,

    "замочек" расположить спереди

    6. Уложить ребёнка в кроватку

    4.Завершение манипуляции:

    1. Снять перчатки

    2. Вымыть и осушить руки
    5.ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА ДЕТЯМ ДО ОДНОГО ГОДА
    1. Оснащение манипуляции:

    1.Ростомер (горизонтальный, вертикальный)

    2. Ёмкость с 3% раствором хлорамина,

    3.Салфетка,

    4. Пелёнка,

    6. История развития ребенка (ф.112)

    2.Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме или ребёнку ход манипуляции,

    получить согласие

    3.Протереть ростомер 3% раствором хлорамина двукратно с

    интервалом в 15 минут

    4. У детей 1 года рост измеряется горизонтальным ростомером,
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Горизонтальный ростомер покрыть чистой пеленкой так,

    чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению

    подвижной планки

    2. Положить ребенка на ростомер головой к неподвижной

    3. Выпрямить ноги ребенка, нажав на колени

    4. Подвинуть подвижную планку ростомера к подошвам

    5. По шкале ростомера определить длину тела ребенка

    4.Завершение манипуляции:

    1.Убедиться, что пациент не испытывает неудобств

    2. Вымыть и осушить руки

    3. Полученные данные записать в ф.112, сообщить о них

    родителям или ребёнку.

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ РОСТА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
    МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦ

    1 месяц 3 см.

    2 месяца 3 см.

    3 месяца 2,5 см.

    4 месяца 2,5 см.

    5 месяцев 2 см.

    6 месяцев 2 см.

    7 месяцев 2 см.

    8 месяцев 2 см.

    9 месяцев 1,5 см.

    10 месяцев 1,5 см.

    11 месяцев 1,5 см.

    12 месяцев 1,5 см.
    6.ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

    1. Оснащение манипуляции:

    1. Проточная вода (Температура 37 гр.),

    2. Марлевые салфетки,

    3. Детское мыло

    4. Стерильное растительное масло,

    5. Чистое бельё и пелёнки,

    6. Стерильные перчатки,

    7. Мешок для грязного белья,

    8. Ёмкость с дезсредством для перчаток

    9. Ёмкость с 3% раствором хлорамина, ветошь

    10. Лоток для отработанного материала

    2. Подготовка к манипуляции:


    1. Отрегулировать температуру воды в кране

    2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки

    3. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие
    4. Обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина

    дважды с интервалом 15 минут

    3. Выполнение манипуляции:

    1. Снять с ребенка запачканную одежду, сложить

    в мешок для грязного белья

    2. Взять ребёнка так, чтобы голова и туловище пациента

    находилась на левом предплечье

    3. Правой рукой поднять ножки вверх и зафиксировать

    левой кистью

    4. Подмыть под проточной водой, используя салфетки, при

    необходимости детское мыло

    (девочек – подмывать, используя движение спереди назад)

    5. Уложить ребёнка на пеленальный столик, мягкой пелёнкой

    промокательными движениями осушить кожу

    6. Вымыть и осушить руки
    4.Завершение манипуляции:

    1. Смазать паховые ягодичные складки стерильной салфеткой

    смоченной растительным маслом

    2. Одеть и запеленать пациента

    3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов

    в соответствии с Сан.Пин

    4. Снять перчатки, поместить в ёмкость с дезсредством

    5. Вымыть и осушить руки
    7.ТЕХНИКА ВЗВЕШИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО ОДНОГО ГОДА

    1. Оснащение манипуляции:

    Весы чашечные, салфетка, 3% раствор хлорамина, емкость

    с дезсредством, лоток для использованного материала

    пеленка, история развития ребенка, ручка

    2. Подготовка к манипуляции:

    2. Провести санитарную обработку рук

    3. Протереть весы дезсредством с интервалом в 15 минут

    4. Покрыть весы пелёнкой

    5. Открыть затвор

    6. Уравновесить весы путём вращения противовесов

    7. Установить гири на нулевые деления

    8. Закрыть затвор

    3. Выполнение манипуляции:


    1. Положить ребенка на весы головой к широкой части весов

    2. Открыть затвор

    3. Уравновесить весы гирями

    4. Закрыть затвор
    5. Снять малыша с весов
    4.Завершение манипуляции:

    1. Записать показатели массы тела ребенка в историю

    развития ребенка

    2. Провести дезинфекцию и утилизацию мед. отходов

    в соответствии с Сан.Пин

    3. Вымыть, осушить руки
    ПРИМЕЧАНИЕ:

    ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ НАРАСТАНИЯ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА 1 ГОДА:
    ВОЗРАСТ ЗА МЕСЯЦ
    1 месяц 600,0

    2 месяца 800,0

    3 месяца 800,0

    4 месяца 750,0

    5 месяцев 700,0

    6 месяцев 650,0

    7 месяцев 600,0

    8 месяцев 550,0

    9 месяцев 500,0

    10 месяцев 450,0

    11 месяцев 400,0

    12 месяцев 350,0

    8.ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    Детская ванночка для купания, кувшин,

    2 кастрюли с кипяченой

    холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло,

    ветошь, флакон с 5% раствором

    перманганата калия, стерильное растительное

    масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце,

    чистый набор для пеленания

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие

    2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком

    поставить в устойчивое положение

    3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз

    4.Наполнить ванночку водой температуры 36,5 – 37,0 гр. С

    (чтобы не образовывались водяные пары горячую и холодную воду

    наливать попеременно),

    добавить несколько капель 5% перманганата калия

    5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания

    (Т 36,5 – 37,0 гр. С)

    6. Провести санитарную обработку рук
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Левой рукой поддерживать ребенка под спину и затылок, правой-

    ягодицы и бедра медленно опустить вводу ноги и ягодицы

    малыша, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков

    2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды

    3. Помыть голову детским мылом

    4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать

    складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между

    ягодицами)

    5. Перевернуть ребенка кверху спиной

    6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для

    ополаскивания остывает до 34-35 гр. С)

    7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
    4.Завершение манипуляции:

    1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и

    обсушить промокательными движениями

    2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным

    3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку

    4. Вымыть, осушить руки

    ПРИМЕЧАНИЕ: - Первую гигиеническую ванну проводить на следующий день после

    вакцинации БЦЖ;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24 о

    Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду)

    9.ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ ИЗ ЧАШКИ

    1. Оснащение манипуляции:

    Мерная чашка, женское молоко, косынка, маска

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие

    2. Провести санитарную обработку рук

    3.Надеть косынку, маску

    4.Налить женское молоко в чашку
    3. Выполнение манипуляции:

    1. Расположить ребенка с возвышенным головным концом,

    близко к себе

    2. Поднести чашку к губам ребенка

    3.Наклонить чашку, чтобы молоко было на краю чашки

    4. Коснуться губами, чтобы ребенок "спивал" молоко

    5. Лить молоко медленно, порциями

    6. Давать ребенку время глотать и возможность отдыхать между

    кормлениями

    7. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств
    4.Завершение манипуляции:

    1. Подержать ребенка в вертикальном положении

    2. Положить ребенка в кроватку на спину, повернув голову на

    10.ТЕХНИКА ПРИКЛАДЫВАНИЯ РЕБЁНКА К ГРУДИ

    В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

    1. Оснащение манипуляции:

    2. Полотенце

    3. Ёмкость для грязных пелёнок

    4. Скамеечка

    2. Подготовка к манипуляции:

    1. Объяснить маме ход манипуляции, получить согласие

    2. Маме вымыть руки санитарным способом

    3. Обмыть грудь тёплой водой и осушить полотенцем

    (если мама 2 раза в день принимает гигиенический душ, то

    перед кормлением ребёнка грудь можно не мыть)

    3. Выполнение манипуляции:

    1.Перед кормлением сцедить несколько капель молока

    2. Расположить ребёнка на руке (со стороны молочной железы

    из которой планируется кормить) следующим образом: голова

    ребёнка на локтевом сгибе, ладонь под ягодицами ребёнка.

    Голова и туловище ребёнка должны находиться на одной линии.

    3. Лицо ребёнка обращено к груди матери, нос напротив соска

    4. Туловище ребёнка близко расположить к телу матери

    5. Свободной рукой поддерживать грудь следующим образом:

    Четыре пальца расположить снизу под грудью параллельно

    грудной клетке

    Большой палец расположить сбоку в верхней части груди, (не

    нужно держать грудь возле соска

    6. Коснуться соском губ ребёнка

    7. Подождать, чтобы ребёнок широко открыл рот и помочь

    ребёнку захватить сосок и околососковый кружок, направив

    его нижнюю губу ниже соска)

    8. Обратить внимание на признаки правильного прикладывания

    ребёнка к груди:

    Подбородок касается груди,

    Рот широко открыт,

    Нижняя губа вывернута наружу,

    Околососковый кружок больше захвачен снизу,

    Грудь во время кормления округлой формы,

    Можно видеть и слышать глотание

    9. Следить, чтобы во время кормления ребёнок активно сосал

    грудь (если ребёнок заснул – будить его)

    10. Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут

    11. Спросить о самочувствии маму

    4. Завершение манипуляции:

    ребёнка от груди, дать коже соска подсохнуть

    2. Подержать ребёнка после кормления в вертикальном

    положении 2-3 минуты

    3. Уложить в кроватку на правый бок или повернуть голову

    11.ПАТРОНАЖ МЕДСЕСТРЫ К РЕБЕНКУ


    ОПРОС

    ОСМОТР

    СОВЕТЫ

    ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ НАЗНАЧЕНИЙ ВРАЧА

    ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

    ПОВЕДЕНИЕ

    КОНТРОЛЬ ЗА НПР

    ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ ПО ВОПРОСАМ УХОДА И ВОСПИТАНИЯ

    ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

    СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

    ГИГИЕНА ЖИЛИЩА

    ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

    1

    2

    3

    РЕЖИМ

    ПИТАНИЕ

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙЙ

    ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ


    СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    СОСТОЯНИЕ, САМОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОБЫ

    КОЖА, СЛИЗИСТЫЕ, ПУПОЧНАЯ ОБЛАСТЬ

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ

    13

    14

    15

    СОН

    АППЕТИТ

    БОДРСТВОВАНИЕ

    16

    17

    18

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НПР

    19

    РЕЖИМ

    ПИТАНИЕ

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    ПРОФИЛАКТИКА ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯН.

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНАЯ

    ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ 2-3 ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    БЕСЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ И ЭПИДОБСТАНОВКОЙ

    12.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ

    Фельдшер должен знать:

    1. Первый дородовый патронаж должен быть проведен не позднее 7 дней с момента взятия на учет беременной женщины. Второй дородовый патронаж проводится к беременной при сроке 32-34 недели. Третий дородовый патронаж – к женщинам высокой группы риска в 38-39 недель. Социально-медицинский патронаж проводится к беременным женщинам высокого социального риска. Еженедельно фельдшер должен сообщать в ЦРБ о результатах дородовых патронажей.

    2. Перинатальные факторы риска для плода:

      • Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез,

      • Экстрагенитальная патология беременных,

      • Осложнения в состоянии внутриутробного развития плода,

      • Патология в родах,

      • Социально- биологические факторы риска.
    С учетом этих факторов риска выработана система формирования групп риска беременных женщин по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья.

    Выделены три группы риска:


    • высокий,

    • средний,

    • низкий.
    К высокой степени риска относят женщин с суммарной оценкой вредных факторов в 10 баллов и выше, к средней – 8-9 баллов, низкой – до 4-х баллов.

    1. Группы риска беременных:

    1. – риск повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений здоровья в период адаптации,

    2. – риск патологии ЦНС

    3. - риск возникновения рахита, анемии, дистрофии,

    4. – риск гнойно-септических заболеваний в период новорожденности,

    5. – риск врожденных пороков развития органов и систем,

    6. – риск аллергических заболеваний,

    7. – дети из неблагополучных микросоциальных условий.

    1. Дородовую диагностику врожденной и наследственной патологии:

    • УЗИ в 16-18 нед. И 24-26 недель

    • Скрининг факторов материнской сыворотки (определение альфафетопротеина, хориогонина),

    • Медико-генетическое консультирование.

  • Профилактические дородовые мероприятия при обнаружении у беременной риска для плода.

  • Гигиенические основы питания и режима беременных женщин.

  • Основы деонтологии (особое внимание юным беременным; первородящим 30 лет и старше; женщинам, не состоящим в браке; женщинам – многодетным матерям).

    Фельдшер должен уметь:


    • Установить психологический контакт с беременной,

    • Оценить социально-гигиенические условия, образ жизни, семьи,

    • Оценить состояние здоровья беременной и членов семьи,

    • Осуществить пренатальную диагностику факторов риска,

    • Определить группу риска,

    • Планировать мероприятия по антенатальной профилактике патологии у ребенка,

    • Прогнозировать гипогалактию,

    • Дать рекомендации по питанию, режиму дня, закаливанию, устранению вредных привычек, физическому воспитанию (профилактический комплекс).

    13.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦЕВ (ОБРАЗЕЦ)
    18/ 01 Жалоб нет.

    Ребенок находится на грудном вскармливании. Режим

    кормлений свободный – 6 раз в день. Ночью просыпается 1-2 раза,

    мама прикладывает к груди. Грудь сосет активно, не срыгивает.

    Лактация достаточная, режим дня и

    питания мама соблюдает, есть возможность дополнительного

    отдыха, в уходе за ребенком помогает бабушка.
    Если ребенок на искусственном вскармливании:

    Ребенок находится на искусственном вскармливании, получает

    адаптированную смесь «НАН» по 150 мл 6 раз в день, активно сосет

    из бутылочки, мама готовит смесь непосредственно перед

    употреблением, бутылочки и соски кипятятся.
    Прогулки с ребенком ежедневные 2 раза в день по 1 часу,

    дополнительный сон на закрытом балконе 1-1,5 часа. Мама 2 раза в

    день проводит комплекс массажа и гимнастики (№2).

    Гигиенические требования по уходу за ребенком мама выполняет

    (купание ежедневное, проводит утренний туалет, профилактику

    опрелостей, белье ребенка стирает детским мылом, проглаживает.)

    Материально-бытовые условия удовлетворительные.

    Состояние ребенка удовлетворительное. Бодрствование активное. Сон

    Спокойный.

    Кожные покровы обычной окраски, чистые, тургор тканей хороший.

    Подкожно-жировой слой на животе 1,5 см. Б.р. 2Ч 2см, края плотные.

    Стул ежедневный 2-3 раза в день в виде желтой кашицы,

    мочеиспускание 20-25 раз в сутки.

    НПР: А з – удерживает взгляд на неподвижном предмете.

    А с – поворачивает голову в сторону источника звука.

    Д о – в положении лежа на животе, поднимает голову, опираясь на

    предплечья, хорошо держит голову в вертикальном положении

    Д р. – случайно наталкивается на игрушки, подвешенные пред грудью

    Э – при общении с ребенком – комплекс оживления.
    Рекомендации:


    1. Продолжить грудное вскармливание

    2. прогулки на свежем воздухе

    3. комплекс массажа и гимнастики №2

    4. режим дня

    14.ПАТРОНАЖ К РЕБЕНКУ 6 МЕС.
    12/03
    Жалобы мамы на покраснение щек и ягодиц у ребенка.

    Ребенок находится на грудном вскармливании, получает 1-й прикорм – картофельное пюре 200г со сливочным маслом 5 г, сок яблочный по 4 ч.л. – 3 раза в день. Сегодня у ребенка появилось покраснение щек, что мама связывает с погрешностями ее в питании (вчера она ела апельсины- 3 шт.)

    Состояние ребенка удовлетворительное. Активен, сон спокойный. На коже щек, ягодиц – гиперемия., подкожно-жировой слой равномерный, 2см. Б.р. 1,5 Ч 1,5 см, края плотные. Стул 1 раз в день, оформлен, мочеиспускания – 15-16 раз в сутки.

    Материально – бытовые условия хорошие, в квартире есть кошка, собака, попугай. Прогулки с ребенком 2 раза в день по 2 часа, мама делает комплекс массажа и гимнастики. Гигиенические требования по уходу за ребенком мама старается соблюдать, белье стирает обычным порошком.
    DS: Экссудативно-катаральный диатез.


    1. Гипоаллергенная диета для мамы, грудное питание + прикорм, яблочный сок (из зеленых яблок)

    2. Гипоаллергенный быт

    3. Ведение пищевого дневника
  • Парентеральное питание

    Этот вид питания применяют после операций на желудке, пищеводе, кишечнике и при некоторых других состояниях. для данной процедуры необходимо вводить в организм основные питательные вещества белки, жиры, углеводы, воду, соли и витамины. из белковых препаратов чаще вводят гидролизин, белковый гидролизат казеина, альвезин т.п.; из жировых - липофундин, интралипид; из углеводных - 10% раствор глюкозы. Для пополнения организма минеральными солями необходимо вводить в сутки до 1 л электролитов. Препараты для парентерального питания вводят внутривенно капельно. Перед введением их необходимо подогреть на водяной бане до температуры тела (37-38 ° С). Необходимо следить за скоростью введения препаратов. Так, белковые препараты в первые 30 мин вводят со скоростью 10-20 капель в минуту, а затем постепенно в течение 30 мин скорость введения увеличивают до 60 капель в минуту. Подобным образом вводят и другие средства. При более быстром введении белковых препаратов может возникнуть ощущение жара, гиперемия лица, затрудненное дыхание.

    Уход за кожей и слизистыми оболочками

    Больные в первый день после операции бледные, но на следующий день кожа, как правило, приобретает нормальный цвет Усиление бледности кожи может указывать на внутреннее кровотечение.явление гиперемии кожи лица, а также повышение температуры тела может быть признаком воспаления легких. Желтушность кожи и склер указывает на патологию печени и желчных путей. Кожные покровы необходимо содержать в чистоте, для чего лежачему больному помогают мыть лицо и руки, проводят частичную санитарную обработку кожи подобно тому, как при подготовке к экстренной операции. После каждого акта дефекации, а также при загрязнении участка гениталий больных необходимо подмывать.

    Техника подмывания больного

    Материальное обеспечение: емкость с теплой (30-35 ° С) водой или со слабым раствором перманганата калия, корнцанг, салфетка, судно, резиновые перчатки.

    Алгоритм действия

    1. Наденьте резиновые перчатки.

    2. Подведите под спиной больного левую руку, помогите ему поднять таз.

    3. Правой рукой приподнимите и расправьте под тазом клеенку, поверх которой поместите судно и опустите таз больного.

    4. Встаньте справа от больного и, держа кувшин в левой руке, а корнцанг с салфеткой - в правой, наливайте антисептик из кувшина на участок половых органов, салфеткой в это время протирайте промежность, кожу вокруг нее, совершая движения от половых органов к заднему проходу.

    5. Просушите другой салфеткой кожу промежности в том же направлении, уберите судно и клеенку.

    Необходимо помнить, что подмышечные и паховые области и складки кожи под молочными железами необходимо обрабатывать чаще, поскольку в этих участках часто возникает опрелость.

    Пролежни. Пролежни образуются в местах длительного сдавления мягких тканей Они локализуются преимущественно в участках лопаток, крестца, большого вертела или пяток, образованию их способствуют нарушения трофики, обмена веществ, истощение, смачивание кожи мочой, потом, раневым содержимым, наличие складок на постельном белье, крошек пищи после кормления, нечастое перестилание, плохой уход за кожей

    Первым признаком пролежней является бледность кожи с последующим покраснением.

    В дальнейшем появляются отек, омертвение и отслойка эпидермиса некроз кожи

    Профилактика пролежней:

    менять положение больного несколько раз в день,

    расправлять, встряхивать простынь, чтобы не было складок и крошек,

    тяжелобольным необходимо под крестец подкладывать надувной резиновый круг 5-6 раз в день необходимо протирать кожу в тех участках, которые соприкасаются с кроватью: камфорным спиртом том, одеколоном, слабым раствором уксуса (1 столовая ложка уксусной кислоты на 200-300 мл воды),

    при покраснении кожи следует периодически растирать ее сухим полотенцем,

    ежедневно проверять кожу спины и ягодичных участков,

    регулярно подмывать пациента водой с мылом, протирать тальком,

    под крестец подложить мешочки с просом, семенами льна, под пятки - ватно-марлевые кольца,

    постоянно проводить массаж спины, крестца.

    Кожа новорожденного ребенка настолько нежна и чувствительна, что любое неосторожное прикосновение может вызвать покраснение, а возбудители легко проникнуть под тонкий эпидермис в случае образования царапины. Основные функции кожи новорожденных младенцев пока выполняются не в полной мере, но постепенно, месяц от месяца они неуклонно совершенствуются.

    Особенности и функции кожи новорожденных

    Кожа защищает организм от внешних воздействий. Она состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы, базальной мембраны. Поверхностный слой кожи у грудного ребенка первого года жизни (а особенно у новорожденных) тонкий, чувствительный, содержит много влаги. В коже содержатся многочисленные капилляры. Потовые железы, сформированные к рождению, первые 4 месяца жизни почти не функционируют, так как недоразвиты их выводящие протоки.

    Особенности кожи новорожденных заключаются в том, что эпидермис ещё функционально незрелый, покрыт жироподобной сыровидной смазкой, которая способствует микробному обсеменению. Если сыровидная смазка покрывает тело младенца при рождении толстым слоем, это может стать причиной развития дисбактериоза и гнойничковых заболеваний кожи.

    Функции кожи новорожденного совершенствуются по мере роста и развития ребенка.

    Благодаря защитной функции кожа предохраняет организм ребенка от вредных воздействий окружающей среды. В раннем возрасте защита несовершенна, так как поверхностные структуры кожи нежны, легкоранимы, могут служить входными воротами инфекции. Тонкий поверхностный слой и хорошо развитая капиллярная сеть способствуют усиленному всасыванию разного рода токсических веществ, это способствует возникновению гноеродных инфекций.

    В детском возрасте хорошо выражена восстановительная способность кожи, это проявляется в быстром заживлении раневых поверхностей.

    Способность к кожной терморегуляции у малышей проявляется недостаточно, что связано с незрелостью терморегуляторного центра и усиленной отдачей влаги через поверхность тела, малой активностью потовых желез. Все эти факторы приводят к быстрому переохлаждению или перегреванию ребенка.

    Выделительная функция кожи у детей развита хорошо. Вместе с кожным салом, потом, роговыми чешуйками из организма выводятся вода, продукты обмена веществ.

    Пигменто- и витаминообразующая функция кожи заключается в образовании пигментов и витамина D3 под воздействием ультрафиолетового облучения.

    Чувствительность осуществляется за счет многочисленных нервных окончаний, которые обеспечивают восприятие прикосновения, зуда, боли, давления, тепла, холода. Так, раздражение кожи при плохом уходе может явиться причиной беспокойства ребенка, нарушения сна.

    Дыхательная функция обеспечивает небольшой объем общего газообмена. Участие кожи в газообмене возрастает при повышении температуры окружающего воздуха и атмосферного давления, а также при повышении температуры тела.

    Нарушение защитной, дыхательной, терморегуляторной, выделительной и других функций кожи может приводить к тяжелым последствиям: от захватывающих большую поверхность повреждений вплоть до смертельных исходов.

    Анатомо-физиологические особенности кожи новорожденного характеризуется:

    • повышенной ранимостью;
    • способностью к всасыванию химических веществ;
    • склонностью к возникновению реакций, сопровождающихся отеками и возникновением пузырей;
    • быстрым обезвоживанием;
    • несовершенством терморегуляции;
    • склонностью к инфицированию и возникновению вирусных и микробных заболеваний.

    Как правильно ухаживать кожей новорожденного младенца

    При уходе за кожей новорожденного ребенка основное внимание уделяется предотвращению раздражения или повреждения эпидермиса, трения об одежду, поддержке жизнеспособности полезной микрофлоры, исключению контакта с раздражающими веществами, предотвращению длительного контакта с выделениями ребенка, уменьшению воздействия влаги.

    Как ухаживать за кожей младенца, чтобы повысить её функциональные способности? Для обработки кожи новорожденных необходимо:

    • очищать щадящими моющими средствами;
    • удалять мочу и кал;
    • защищать от действия раздражающих факторов;
    • защищать от действия прямых солнечных лучей.

    Кроме соблюдения всех этих условий ухода за кожей грудных детей, обязательно учитывается предрасположенность малыша к аллергическим реакциям.

    Кожа ребенка требует регулярного и тщательного очищения, особенно в области анального отверстия и половых органов. Следует учитывать, что моющие средства могут раздражать покровы тела из-за содержащихся в них щелочных компонентов, шампуни нередко оказывают обезжиривающее действие. Кроме того, раздражение у ребенка может возникать из-за большой продолжительности и частоты купаний, высокой температуры воды, жестких полотенец и губок, применения различных ароматических добавок. Общие предметы ухода должны обязательно кипятиться после тщательного мытья с мылом.

    Для ухода за кожей новорожденного до 6-месячного возраста малыша требуется купать ежедневно в течение 5 минут при температуре воды 36,5-37 ᵒС. После полугода купание проводят по 10 минут через день при температуре воды 36 °С. В жаркое время года ребенка купают ежедневно. Использовать для мытья мыло можно не чаще 2-3 раз в неделю.

    Обязательны ежедневные подмывания, как и подмывание после каждой дефекации.

    При обработке кожи у детей раннего возраста нельзя применять силу, использовать сильнодействующие и пахучие вещества.

    Правила личной гигиены прививаются детям постепенно, по мере их роста. Туалет кожи новорожденного предусматривает:

    • умывание утром и вечером;
    • мытье рук после посещения туалета, перед едой, после игры с животными, при возвращении с прогулки, из детского учреждения и т. д.;
    • ежедневный (для девочек 2 раза в день) туалет половых органов;
    • ежедневное принятие душа со сменой нательного белья, еженедельное принятие ванны со сменой постельного белья;
    • пользование индивидуальными расческами, щетками, мочалками, полотенцами и т. д.

    Перед тем как ухаживать кожей новорожденных, нужно подобрать неагрессивные косметические средства в зависимости от индивидуальных особенностей грудничка. Кожу детей раннего возраста рекомендуется после купания смазывать специальной эмульсией с высоким содержанием увлажняющих средств.

    Туалет кожи и уход за слизистыми новорожденного

    Как правильно ухаживать кожей новорожденного, слизистыми оболачками, ногтями и волосами?

    Уход за кожей. Ежедневно после ночного сна ребенку проводится утренний туалет. Малыша умывают, подмывают, одевают в сухое чистое белье. Тут же производится туалет слизистых оболочек глаз и носа.

    Для каждого глаза употребляют отдельные ватные тампоны, обработка производится кипяченой водой или специальными средствами для глаз по направлению от наружного к внутреннему углу глаза.

    При уходе за кожей и слизистыми новорожденного нос ребенка, если он заложен, прочищают ватными жгутиками, фитильками. Затем ватный жгутик, смазанный стерильным растительным маслом, вводится в носовой ход вращательными движениями пальцев и сразу же осторожно извлекается.

    Уход за волосистой частью головы. У детей на волосистой части головы и бровях часто образуются чешуйки. Они состоят из клеток рогового слоя кожи и жира, выделяемого сальными железами. При появлении чешуек их смазывают стерильным растительным маслом. При наличии больших наслоений рекомендуется делать масляные компрессы, после которых корочки снимают ватными тампонами, а голову моют.

    Уход за ногтями. Ногти стригут с первых недель жизни по мере их отрастания не реже 1 раза в неделю. Для этого используются маленькие ножницы. На пальцах рук ногти стригут округло, на ногах - прямолинейно.

    Уход за наружными слуховыми проходами. Один раз в 1-2 недели наружные слуховые проходы очищаются от серы. Чаще для этой цели используют сухие или смоченные кипяченой водой ватные жгутики.

    Слуховой проход следует оберегать от попадания воды во время купания.

    Обработка слизистой оболочки рта. Обработка слизистой оболочки проводится только по показаниям. Обработку проводят, осторожно прикасаясь рыхлым ватным тампоном к слизистой оболочке.

    Соски, стерильные пустышки меняются несколько раз в день, их хранят в стерильной банке с закрытой крышкой.

    Статья прочитана 6 678 раз(a).

    Большое значение для здоровья новорожденного имеет правильный уход за кожей и слизистыми оболочками. Поэтому, кроме общих туалетных ванн, ребенка надо подмывать теплой проточной водой после каждого мочеиспускания и действия кишечника. При отсутствии централизованного водоснабжения для подмывания используется кипяченая вода из рукомойника.

    Подмывать ребенка надо намыленной рукой. Девочку подмывают спереди назад во избежание занесения инфекции в наружные половые органы. Если из половой щели девочки отмечаются какие-либо выделения, ей производят туалет слаборозовым раствором перманганата калия. После подмывания ребенка осторожно и тщательно обсушивают прикладыванием теплой и мягкой пеленки, а затем складки кожи смазывают простерилизованным (прокипяченным) растительным маслом или стерильным рыбьим жиром.

    Полный туалет ребенка проводится ежедневно — утром перед кормлением и вечером перед сном. Особого ухода требуют глаза, уши, нос и полость рта.

    Выполняется туалет следующим образом: взрослый, хорошо вымыв руки, стерильным ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде или слаборозовом растворе перманганата калия, обтирает лицо, шею, ушные раковины и руки ребенка, после чего все просушивает полотенцем. При этой процедуре следят за тем, чтобы вода не попадала в наружный слуховой проход.

    При проведении туалета необходимо соблюдать последовательность: вначале умывается лицо ребенка, затем обрабатываются глаза, нос и уши, а затем кожа туловища и промежности. Каждый глаз ребенка обязательно промывается отдельным смоченным шариком ваты по направлению от наружного угла глаза к переносице. Наружные слуховые проходы и нос осторожно прочищают ватными жгутиками, смоченными в 2% растворе борной кислоты или вазелиновом масле и хорошо выжатыми.

    «Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

    Основное назначение одежды новорожденного — сохранять тепло и не стеснять движений. Важно, чтобы одежда не препятствовала сохранению физиологической позы ребенка. Пеленки должны быть из мягкой гладкой ткани, впитывающей и хранящей влагу, хорошо переносящей частую стирку, кипячение и глажение. Ткань одежды не должна раздражать кожу ребенка. Она должна обеспечивать свободное испарение с ее поверхности. Для белья…

    Время бодрствования новорожденного должно быть использовано для физического и умственного развития. Особое внимание необходимо уделять развитию органов чувств и в первую очередь развитию зрения и слуха, а также созданию радостного настроения. Зрительное сосредоточение на ярких крупных предметах появляется у ребенка в 3—5 недель. Для воспитания и развития зрительного сосредоточения первыми игрушками ребенка после выписки из…

    Новорожденному ребенку в первые три месяца жизни необходимы: 20—30 пеленок хлопчатобумажных (100*100 см), 5—6 пеленок из фланели или байки, 20—30 подгузников (60*60 см), 8—12 распашонок хлопчатобумажных, 4—6 кофточек фланелевых, клеенка на матрац (120*120 см), детская клеенка (30*30 см), 2—3 чепчика или косынки, 3 одеяла (по сезону). Одежда новорожденного ребенка по возможности должна быть легкой и…

    Родители должны тщательно следить за чистотой квартиры, где проживает новорожденный, и создавать ему все необходимые условия. Детскую комнату нужно убирать ежедневно: вытирать влажной тряпкой пыль со всех предметов и мыть пол с мылом. Не рекомендуется подметать пол щеткой или метлой. Несколько раз в день (через 3—4 часа) комнату надо хорошо проветривать, открывая зимой форточку или…

    Ребенку в квартире или в комнате желательно выделить отдельный детский уголок в самой светлой, солнечной части помещения. Старинная мудрая поговорка гласит: «Туда, куда заглядывает солнце, не заглядывает врач». Необходимо заранее подготовить кровать, белье, одежду, шкафчик для хранения белья, пеленальный стол, а также следующие предметы ухода: таз для подмывания; мисочка для умывания лица; мыльница и мыло…

    Чтобы кожа, ребенка была чистой и здоровой, за ней нужен ежедневный уход. Первый туалет кожи производится в родильной комнате после перевязки пуповины и профилактики бленнореи. Ребенка кладут на обогреваемый пеленальный стол, на котором акушерка стерильными ватными тампонами, смоченными в стерильном персиковом или вазелиновом масле, осторожно удаляет первородную смазку. Дальнейший уход за кожей производится в детской палате. Ежедневно во время утреннего туалета сестра стерильной ваткой, смоченной в вазелиновом масле, протирает кожу ребенка, особенно паховые, подмышечные и шейные области и места за ушами. Для протирания кожи можно также применять прокипяченное растительное масло, детский крем, рыбий жир. Из указанных средств мы отдаем предпочтение детскому крему. Очень хорошо к вазелиновому маслу добавить 70% или 96% спирт. Такая жидкость не только очищает и смягчает кожу, но и хорошо ее дезинфицирует.

    Подмывание ребенка проводится после каждого акта дефекации, а у детей с очень чувствительной кожей и после мочеиспускания. Подмывание производится под струей теплой воды из специального бачка или непосредственно под краном раковины. Предварительно сестра на ощупь определяет температуру воды, следя за тем, чтобы она не была холодной или горячей. К месту подмывания ребенка приносят прикрытым пеленкой или одетым в кофточку. Во время подмывания его держат на весу в левой руке, а правой подмывают. При сильном загрязнении подмывание проводят намыленной рукой. После окончания подмывания ребенка кладут на пеленальный столик и обсушивают осторожным прикладыванием пеленки. Девочек при подмывании держат лицом кверху и обязательно подмывают спереди назад, иначе возможно загрязнение мочеиспускательного канала фекальными массами с последующим инфицированием мочевыводящих путей кишечной палочкой.

    У детей с опрелостью после подмывания производится соответствующий туалет кожи (см. гл. 9).

    Большое значение придается туалету носовых ходов. В носовых ходах у недоношенных детей помимо сухих корочек (результат секреции слизистой носа) скапливаются и остатки молока, которое попадает сюда во время срыгивания. Это вынуждает очищать носовые ходы не только во время утреннего туалета, но и по мере необходимости в течение дня.

    Для туалета носовых ходов пользуются тонкими ватными жгутиками. Приготавливают их довольно просто. Берут небольшой кусочек ваты, зажимают его двумя пальцами левой руки и вращают между большим и указательным пальцами правой, пока не получится плотный тонкий жгутик.

    Перед началом туалета жгутик слегка смачивают в вазелиновом масле, затем вставляют в носовой ход и вращательными движениями продвигают вглубь на 1-1,5 см. Вращательные движения при свертывании ваты в жгутик и при введении его в нос должны совпадать (по ходу часовой стрелки), иначе во время туалета жгутик развернется. Очищение носовых ходов делается поочередно и разными жгутиками. Использовать для туалета носовых ходов спички, палочки или другие предметы с накрученной на них ватой категорически запрещается.

    Промывание глаз проводится во время утреннего туалета, а у детей с конъюнктивитом - неоднократно в течение дня. Глаз протирают стерильной ваткой, смоченной в растворе марганцовокислого калия в разведении 1: 8000 или в растворе фурацилина 1: 5000, в направлении от наружного края к внутреннему. Каждый глаз протирается отдельной ваткой.

    Туалет ушной раковины проводится ваткой, смоченной в кипяченой воде, а туалет слухового прохода в случае необходимости - сухими ватными жгутиками наподобие тех, которые употребляют при туалете носовых ходов.

    Туалет полости рта производится только у детей с пораженной слизистой (молочница, афтозный стоматит). Среди многих способов лечения молочницы (смазывание 1% раствором генцианвиолета, протирание 1 % раствором соды, орошение аскорбиновой кислотой, вдыхание кислорода и т. д.) наиболее распространено смазывание 20% раствором буры с глицерином и нистатином. В большинстве руководств указывается, что раствор буры только наносится на элементы молочницы, протирать же слизистую оболочку рта или снимать элементы молочницы категорически воспрещается. По этому поводу можно заметить следующее: при нанесении раствора буры на слизистую оболочку рта ребенок, как правило, сразу слизывает этот раствор, и, естественно, при такой короткой экспозиции эффект лечения выраженной молочницы будет незначительным.

    Поэтому при обильной молочнице туалет слизистой рта мы производим следующим образом: стерильной палочкой с ваткой наносим буру на элементы молочницы, после чего палочку очень осторожно вращаем (но не протираем) несколько раз в ту и в другую сторону. При этом элементы молочницы хорошо снимаются и повреждения слизистой не наступает.

    Туалет полости рта у детей с молочницей должен проводиться несколько раз в день (лучше всего перед кормлением). После исчезновения молочницы в течение 1-2 дней показано профилактическое смазывание слизистой рта.

    Туалет половых органов у девочек производится при наличии выделений из влагалища. Ватку смачивают в растворе фурацилина (в разведении 1:5000) или в растворе марганцовокислого калия (1:8000) и осторожно протирают половую щель.

    Скопление смегмы между крайней плотью и головкой полевого члена из-за возможного повреждения слизистой удалять не следует. При опрелости и мацерации полового члена показаны местные ванночки с .



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников