«Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Проект "ознакомление детей дошкольного возраста с пдд" Ознакомление дошкольников с пдд через

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой


Управлению ГИБДД ГУВД по Московской области – начальнику управления, полковнику милиции Сергееву С. А.; старшему инспектору, подполковнику милиции Бордачевой И. Ю. – за подбор директивных документов по правилам дорожного движения;

Уклонской С. А., методисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 21, 25, 45, 47, 73, 37, дошкольного детского дома г. Ногинска Московской области; Толстихиной Л. К., ведущему специалисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 3, 4, 18, 25, 22, 19, 56 г. Подольска Московской области за подбор практических материалов (конспекты занятий, сценарии утренников, рисунки детей, фотографии).

Обеспечение жизни и здоровья детей

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

(М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).

В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».

Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».

Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».

Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.

Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.

Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место, то есть групповой участок, на котором необходимо отвести место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.).

В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.

При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4 сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.

Для развития сюжетно ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» – легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.

Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин.

Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития игр целесообразно иметь в детском саду костюмы накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Постовой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка» .

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Работа воспитателя

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).

В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зеленый свет – путь открыт.

Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!

Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.

На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:

– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;

– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.

При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора .

Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна .

В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.

При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.

Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);

информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).

Знакомим детей с правилами дорожного движения

Уважаемые мамы и папы!

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Наш разговор посвящен очень важной теме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они еще не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а

Завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром.

Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах, в транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одной

беседы с детьми. Детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.

В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое

Применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи.

Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей!

Уважаемые родители!

Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

Памятка для родителей

закрывающих обзор проезжей части.

  • Переходите проезжую часть

Не наискосок, а прямо, строго

Перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего

Наблюдения за движением транспорта.

  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Папа! Папа! Не забудь,

Меня к креслу пристегнуть!

Как часто приходится наблюдать такую

картину: утром мамы и папы завозят

Своих драгоценных детишек в детский

сад. Малыш гордо базируется на переднем сидении автомобиля рядом со счастливым отцом, и никто из них не пристегнут ремнем безопасности! Мамы в этом случае более «ответственны», они не забывают пристегнуть себя ремнем безопасности, а малыша пристроят на заднем сидении. Ребенок предоставлен в дороге самому себе. В лучшем случае рядом сидит взрослый человек.

Родители, жизнь детей вам не дорога? Покупая машину автолюбители все чаще уделяют вопросу безопасности большое внимание: тормозная система, ремни безопасности, воздушные подушки и т.д. При аварийной ситуации у взрослых есть шанс остаться в живых. А дети, при столкновении, летят, как «пробки из бутылки». Помните, что удар длится десятую секунды, перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, руки не смогут развивать усилия в сотки килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед еще и его. И он просто расплющит собой ребенка…

Гарантия безопасности ваших детей только одна – специальное кресло.

Самое безопасное место в машине – за спиной водителя. Специалисты советуют: перевозить маленького пассажира именно там.

Помните, что пункт 22.8 Правил дорожного движения гласит, что запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сидении мотоцикла переднем сидении легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства.

Позаботьтесь о безопасности маленьких пассажиров!

Удачи на дорогах!

Уважаемые родители!

Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети, установлено, что 80% происшествий, произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки.

Сделайте все необходимое, чтобы в вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом, на который ребенок опирается всю жизнь.

Своевременное обучение детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывает потребность быть дисциплинированным на улице, осторожным и осмотрительным!

Помните, нарушая Правила дорожного движения, вы как бы наглядно разрешаете нарушать их своим детям.

Находясь с ребенком на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти дорогу, какие на этот

случай есть правила для пешехода и водителей, что обозначают дорожные знаки и для чего они необходимы, укажите на нарушителей, отметив, что люди рискуют попасть под колеса машин.

Учите детей:

  • Переходить дорогу только в установленном месте (на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе, перекрестке).
  • Не спешите при переходе дороги.
  • Переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничего не мешает.
  • Переходить дорогу, убедившись в полной безопасности.
  • Не переходить дорогу перед близко идущим транспортом.

Соблюдайте правила дорожного движения и учите

этому своих детей!

Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».

  • Главная опасность – стоящая машина!

Стоящая машина опасна! Она может закрыть собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает

и только тогда переходить дорогу.

  • Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

  • Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, забора, дома, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно

выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

  • Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

  • И у светофора можно встретить опасность

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, видит и пропустят». Они ошибаются.

  • Пустынную улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить дорогу.

  • Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

  • На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думаю, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги Вы должны крепко держать ребенка за руку.

Помните! Ребенок учится законам улицы беря пример с Вас, родителей, друзей, взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице инее только вашего ребенка, но и других детей. Переходя дорогу: соблюдай Правила дорожного движения.


С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется мною по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой и начинается уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач

Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

Закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

Продолжение работы по обогащению словаря, развитию диалогической речи;

Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий я строю в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах построено по нарастающей степени сложности работы, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

1 младшая группа

Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.

Знакомство с некоторыми видами транспорта.

Знакомство с работой водителя

2 младшая группа.

Расширение ориентировки в окружающем пространстве.

Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»

Рассказы детям о работе водителя.

Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения

Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах

Средняя группа

Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжение знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка» и элементарными правилами поведения на улице.

Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.

Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением

Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»

Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

Старшая группа

Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная группа

Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.

Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Расширить представления детей о работе ГИБДД.

Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

В работе с детьми использую следующие методы и технологии:

Проектный метод;

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

Личностно-ориентированная технология;

Технология игрового обучения;

Метод наблюдения и беседы.

Отдельно мне хочется остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки. В проекте могут сочетаться разные его направленности, поэтому и содержание их может быть различным. В содержание проектной деятельности могут входить:

Эксперементально-исследовательская деятельность;

Изобразительная деятельность;

Театральная деятельность;

Создание газет, альбомов;

Конкурсы, викторины;

Выставки;

Праздники и развлечения.

Участниками проектной деятельности могут быть дети, родители, воспитатели группы, специалисты детского сада. Приведу примеринформационно - практико- творческого проекта в старшей группе. Приложение №1

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

Непосредственно-организованная деятельность;

Игры

Беседы

Целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)

- встречи с работниками ГИБДД

Просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков

Праздники, досуги, развлечения

Конкурсы, выставки.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок безопасности дорожного движения.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую:

Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);

Разные картинки, кубики, мозаики;

Плакаты;

Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);

Дорожные знаки.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры.

Оформила в группе макет «Перекресток». Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге»


С целью обогащения опыта детей старшего дошкольного возраста в течение года я провожу целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры

Всегда обращаю внимание на разные погодные условия, из – за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман).

Во время наблюдения обращаю внимание на то, как старику, инвалиду помогают перейти через дорогу. На участке детского сада можно сделать пешеходную дорожку с «островками безопасности», и, предложить детям поупражняться в соблюдении правила: при переходе сначала посмотреть налево, а потом направо.

Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.


Мои воспитанники постоянно участвуют в праздниках и развлечениях по правилам дорожного движения. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным.


Начиная со старшей группы, я организую выставки детских рисунков, поделок по правилам дорожного движения.

Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

В работе с родителями я широко использую:

Информационные стенды, папки-передвижки;

Родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице- залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.

Мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

Обязательно информирую родителей о том какая работа по профилактике дорожно- транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала даю детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т.д. Объясняю родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью можно давать детям поручения в игровой форме: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, булочную и т.д.»

Соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.

Обязательно организую мастер-классы и родительские конференции, на которых родители делятся опытом семейного воспитания.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

Скачать приложение

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.

5. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.

6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников»

7. В.А.Добряков «Три сигнала светофора»,М.просвещение, 1978г.

Гамова Ирина Валентиновна

воспитатель II квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»

Елена жмыхова
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Ведь проблема обеспечения безопасного поведения человека на дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и возросла с увеличением числа автомобилей. Высокая скорость движения , плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро увеличивается, и будет расти дальше. Пропаганда безопасности дорожного движения - это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения , разъяснению законодательства, правовых норм , регламентирующих поведение участников дорожного движения , осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.

Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является : обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Михайловича Сеченова, А. А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Блез Паскаля, 3игмунд Фрейда, П. Маслоу и др.

Вопросами обучения детей дошкольного возраста безопасности поведению на дорогах , в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как одно из направлений нравственного воспитания, это мы видим в исследованиях Рины Борисовны Стеркиной, Оксаны Алексеевны Скорлуповой, Татьяны Андреевны Шорыгиной и др.

Так как участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах , начиная с дошкольного возраста . Ведь дошкольники часто не видят опасности на дороге , на транспортном средстве, не понимают шалостей и своего неосторожного поведения на дороге . Ребенок дошкольного возраста должен находиться на улице только в сопровождении взрослых, так как он не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Основная цель воспитания по формированию культуры поведения на дороге заключается в том , чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.

В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором является ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению

Под ознакомлением безопасному поведению на дорогах понимается педагогический процесс, направленный на обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах ; формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных мест и умение обходить их; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры.

Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий, таких как : учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста ; использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно - ролевые; целевые прогулки и экскурсии, оформление уголков безопасности, осуществление сотрудничества с семьей дошкольников .

Дети и молодежь требуют к себе особого внимания, поскольку эти уязвимые участники дорожного движения еще не обладают необходимыми навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде , созданной для взрослых людей. Неспособность защитить детей и молодежь на дороге - это нарушение их фундаментального права на безопасность , на полноценную, здоровую и плодотворную жизнь, записанного в Конвенции ООН о правах ребенка

В процессе воспитания детей педагогам необходимо учитывать следующие требования :

В детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения , но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;

Воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге , наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге , слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д.);

Образовательную деятельность проводить не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила , обращают внимание детей на ту или иную сторону правил ;

Проводить досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассниками школ (бывшими выпускникам детского сада,

Развивать такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;

Использовать все доступные формы работы с детьми : (рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

В каждой группе детского сада оформляются уголки по ПДД : состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков) ;

Рекомендуется использовать настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

В каждой группе детского сада создавать ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге , где : педагоги могут создавать возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, могут прочитать детям художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т . д. ;

Оформлять информационные стенды для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах »

На территории детского сада создать уголки безопасности.

Светлана Тельнова
Ознакомление старших дошкольников с правилами дорожного движения

Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом : дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный . Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения , но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит, достигнута «золотая середина» .

С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города . Печальная статистика дорожно -транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети . Основные причины несчастий – переходы улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом , неосмотрительность на проезжей части.

Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения . Эта задача видна в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " и обозначена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Задача педагогов уже в детском саду формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах . Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а использование современных информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств) в образовательном процессе дошкольного уч-реждения во многом помогает решать данную проблему. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников , формированию личности.

Результаты педагогической диагностики показали незначительную динамику в разделе по ознакомлению с правилами дорожного движения . Отмечалось недостаточно сформированные знания о основных терминах и понятиях по дорожному движению , о правилах дорожного движения и поведения на улице, и умение наблюдения за дорожной

Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такие задачи :

Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах .

Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры поведения в общественном

В процессе подготовительного этапа работы я подобрала соответствующий дидактический материал, сделала пособия, трафареты, внесла схемы, модели, альбомы, подобрала детскую литературу и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка, дополнила центр «безопасности» . Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации .

К играм, которые учат детей самоконтролю, осознанному принятию решений , четкому выполнению правил , можно отнести компьютерные игры.

Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения позволили в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания) .

Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое НОД нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей работе, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор» , «Дорожные знаки в стихах » , «Дорожная Азбука » , «Загадки по ПДД» . Наш детский сад еще не оснащен всеми современными техническими средствами, я использовала ноутбук, при проведении НОД по обучению детей ПДД.

Серия презентаций решает (охватывает большой объем) программные задачи по изучению ПДД :

светофор

виды транспортных средств, их классификация

сведения о дороге и ее главных составных частях

участники дорожного движения

группы дорожных знаков

назначение дорожных знаков и указателей , их группы

причины ДТП

дидактические игры.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

В интернете я нашла интересный сайт «Детские электронные презента-ции» , адрес сайта (www.viki.rdf.ru) . С этого сайта я использовала презентации и клипы по ПДД.

Презентации :

«Торопыжка» - закрепить знания детей на какой свет светофора переходить дорогу , как вести себя на улице, как называется пешеходный переход.

«Дорожные знаки » - закрепить знания детей название и значение дорожных знаках .

«Правила дорожного движения для малышей » - продолжать учить правила дорожного движения .

«Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - учить детей правилам поведения в транспорте и на остановке.

«Стой, внимание, иди!» - закрепить знания детей как правильно переходить дорогу и где . Учить правильно обходить автобус , трамвай.

При использовании ИКТ важно помнить и о здоровье ребенка , так как согласно требованиям СанПин, поэтому я контролирую время проведенное ребёнком за компьютером (не более 10 минут, после чего выполняется гимнастику для глаз.

Большую помощь в обучении детей правилам дорожного движения мне оказали развивающие CD - диски, такие как :

1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения .

2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.

3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций , изображенных на красочных картинках.

4. Нескучные уроки : ПДД для детей - программа "ПДД для детей" Веселые и красочные герои объясняют ребенку, как вести себя на дороге , и разбирают все на конкретных примерах, а материал, преподнесенный в виде смешных мультиков, помогает ребенку представлять себя на месте главных героев.

5. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и этикета .

6. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.

Понимая, что в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками. Рекомендовала им сайты (www.skyclipart.ru , www.vk.com/doshkolnik.ru, www.vospitatel.com.ru , www.5ballov.com.ru, www.900igr.net , www.ed.gov.ru, www.viki.rdf.ru ). И полученные знания в детском саду и дома использовали для формирования у детей осознанности выполнения правил безопасного поведения на улицах города.

Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показала следующие результаты :

У 57% детей сформированы устойчивые знания правил дорожного движения , с заданиями справляются самостоятельно , а 43% детей справляются с помощью воспитателя.

Сформированы навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

Сформировано понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения в целях собственной безопасности.

Выводы : Применение ИКТ :

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

способствует повышению качества образования;

Хотелось бы мне закончить свое выступление поговоркой, которою часто мы слышим : «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по ПДД и будем соблюдать их!

Список литературы :

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД» , 1998.

2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста . – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД» , 1997.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников . – М.: МИПКРО, 1998.

6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.

7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения . - М.: просвещение, 1978.

8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения » . – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.

9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.

10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.

11. «Добрая Дорога Детства » (ДДД) .

12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения . М, 1975.

13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар : «Советская Ку-бань» , 1997.

14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок