Программа туристического кружка «Юный турист. Секции и кружки туризма в школе и внешкольных организациях Название туристического кружка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Программа

туристического кружка

2009 г.

Время занятия: пятница в 16 часов

Целью программы является:

Привлечение внимания школьников к

Туристско-экскурсионному делу.

Задачи:

  1. развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного;
  2. совершенствование мастерства юных туристов;
  3. привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.
  4. подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

Пояснительная записка.

Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете, - "Без странствований не создается ни одна индивидуальность".

Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма.

Программа рассчитана на три года обучения и разделена на три курса.

Познавательные и спортивные возможности туризма создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников.

Поэтому туризм должен занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы.

Школьный туризм тесно связан с краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание.

Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.

Задачи:

Определение значения туризма в досуге школьников.

Выявление основных видов туризма.

Развитие общего кругозора учащихся.

Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

Выделение основных правил поведения в природе.

Первый курс включает элементы топографии, ориентирования на местности и техники пешеходного туризма, закладывающих основы знаний в этой области.

Второй курс обучения дает специализацию в ориентировании на местности. Занимаясь учащиеся расширяют и углубляют свои знания основ топографии и ориентирования, готовясь стать инструкторами в этой области. Большая роль здесь отводится стажировке проводника, упражнениям, тренировкам и практическим занятиям на местности, целью которых является воспитание определенных навыков и умений, необходимых инструктору-проводнику..

Обучаясь по программе третьего курса, юные проводники специализируются в туристском ориентировании на местности, в технике и тактике пешеходного туризма. Большое внимание уделяется изучению природы и строению рельефа, топографии, особенностям ориентирования в лесу. Программа третьего года предусматривает судейскую подготовку юных инструкторов туризма – изучение правил туристических соревнований, вопросов организации и проведения соревнований по пешеходному туризму среди школьников, оценки их результатов.

Тематический план первого года занятий 34 часа

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

Вводное занятие

04.09

Компас

12.09

19.09

Азимут

26.09

02.10

Измерение расстояний

09.10

17.10

Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов

24.10

31.10

Топографические знаки

14.11

21.11

28.11

04.12

Топографическая карта

19.12

26.12

Снаряжение туриста

15.01

22.01

Организация и техника движения в походе

29.01

05.02

12.02

19.02

Гигиенические правила туриста

26.02

05.03

Наш край. Охрана природы, памятников истории и культуры

12.03

19.03

Первый тренировочный цикл

19.03

02.04

09.04

Второй тренировочный цикл

16.04

23.04

30.04

поход

07.05

14.05

21.05

Тематический план второго года занятий 34 часа

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

Вводное занятие

03.09

10.09

17.09

Компас

24.09, 01.10

Топографическая карта

08.10, 15.10

Ориентирование в походе

22.10, 29.10

Ориентирование без карты

(движение по азимуту)

12.11, 19.11

26.11, 03.12

Ориентирование с помощью карты

10.12

17.12

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

24.12

14.01

Подготовка туристического похода

21.01, 28.01

04.02, 11.02

18.02

25.02

04.03

11.03

18.03, 01.04

08.04

Сдача зачетов

15,22,29.04

Поход

май

Тематический план третьего года занятий 34 часа

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

сроки

всего

теория

Практ.

Вводное занятие

Подведение итогов летних походов

Компас, топографическая карта

Ориентирование в походе Способы измерения расстояния на местности. Значение и способы тренировки глазомера. Средний шаг, его измерения. Измерение расстояний шагами и по времени движения.

Физическая и техническая подготовка юных туристов – проводников.

Применение различных узлов и специального снаряжения.

Подготовка туристического похода. Особенности организации ночлега вблизи от населенных пунктов.

Организация движения в пешем туристическом походе

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

Комплекс практических занятий

Сдача зачетов

Поход


Данные об авторе

Бабанов С.А.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №2,учитель

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Физическая культура

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:

Программа туристического кружка дла учащихся 1 года обучения.

Пояснительная записка

Данная образовательная программа туристско-краеведческой направленности.

Программа направлена на получение учащимися знаний и умений в области туризма, краеведения и школы выживания,

Туристско-краеведческая работа имеет большое значение в жизни школьника. Участие в походах, экскурсиях, сбор краеведческого материала расширяет кругозор, воспитывает любовь к Родине, приучает к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная физическая тренировка закаливают ребят, создается коллектив. Как военно-прикладной вид спорта ориентирование на местности играет важную роль в военно-патриотическом воспитаний школьников, в подготовке к защите Родины.

Цель программы: Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании занятий туризмом в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой общей цели программа ориентируется на решение следующих задач:

Создать условия для разностороннего развития личности через воспитание патриотизма и гражданской ответственности, воспитание навыков здорового образа жизни;

Приобретение учащимися компетентности в туризме и ориентировании на местности, обучение навыкам выживания в экстремальных условиях;

Воспитание моральных и волевых качеств;

Всестороннее физическое развитие;

Привитие основных гигиенических навыков;

Укрепление здоровья.

Отличительной чертой данной образовательной программы является формирование у учащихся патриотизма и здорового образа жизни, формирование навыков оказания самопомощи и взаимопомощи. Возраст 11-12 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Предложенная программа предусматривает приобретение основ знаний по

технике и тактике туризма и ориентирования на местности, учит проводить

простейшее исследование, ориентироваться на незнакомой местности делать

пешие переходы, оказывать первую медицинскую помощь, ставить палатку,

Разводить костер, изготавливать простейшее туристическое снаряжение.

Форма занятий - лекции, практические занятия в спортзале и на местности

(в зависимости и от сезона года) экскурсии, походы.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.

В результате занятий в объединении учащиеся должны научиться составлять

план путешествия и разрабатывать его маршрут, ориентироваться на

незнакомой местности при помопщ карты, компаса и по различным

особенностям местных предметов, делать пепше переходы с грузом,

оказывать первую доврачебную помощь, знать историю родного края и

гордиться ею.

Умения и навыки учащихся проверяются в форме собеседования, тестов, игр,

соревнований.

Ежегодно объединение участвует в районных соревнованиях, викторинах,

туристическом слете.

Методическое обеспечение программы.

Теоретические занятия - устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа.

Зависимость успеха устного изложения от его тесной связи с практикой, подбора и правильного использования фактов, установления атмосферы взаимопонимания с аудиторией, активности обучаемых, умелого построения и эмоциональности изложения материала.

Практические занятия в помещении. Обучение конкретным и практическим темам, когда рассказ и объяснение руководителя сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и навыков без обязательности действий на местности.

Теоретические и практические занятия в помещении должны сопровождаться показом натуральных или изобразительных средств наглядности (схемы, плакаты, макеты, диафильмы, кинофильмы и др.).

Практические занятия на местности. Отработка методики оценки обстановки и принятия решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий; отработка технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению безопасности. Порядок отработки технических приемов: краткое объяснение, личный показ, повторный показ одним из обучаемых, отработка приема (тренировка), разбор и домашние задания.

Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий); работа с печатными источниками, выполнение письменных и графических заданий, самостоятельное изучение и отработка технических приемов.
Практическая работа - самостоятельное проведение занятий.

Учебно-тематический план занятий

дополнительной образовательной программы.

Наименование темы

Количество часов

практика

Организационное занятие

Топографическая карта

Ориентирование в походе

Ориентирование без карт

Ориентирование с помощью карты

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

Физическая подготовка туриста

Техника пешеходного туризма

Комплекс практических занятий

Природа родного края

Туристический поход

Учебные соревнования

Программа (1 год обучения)

1.Организационное занятие (2ч), Программа занятий и требования к занятию. Содержание контрольных работ. Материалы и инструменты необходимые для работы.

2.Компас (11ч). Отработать основные вопросы из программы 1 года Обучения. Проверка компаса Андрианова. Надежность компаса.

3. Топографическая карта (11 ч). Местность и ее классификация. Рельеф местности и его изображение на картах. Классификация ориентиров. Техника работы карандашом и чертежным пером от руки. Копирование карандашом и чертежным пером карт, планов. Упражнение на составление характеристики местности по картам и по натуре.

Практические занятия: Глазомерная съемка местности. Корректировка кар на местности. Копирование и вычерчивание оригиналов спортивных карт. Копирование оригиналов расчлененных карт.

4. Ориентирование в походе (4ч), Определение понятия «ориентирован ния». Способы ориентирования в походе. Изучение маршрута по литературе и отсчету. Описание пути движения как средств ориентирования.

5.Ориентирование без карты (4ч). Четыре способа ориентирования. Способ определения точки стояния. Азимут. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте выдерживание общего заданного направления, использование Солнца и тени, память направления. Практические занятия: Дальнейшее совершенствования навыков в работе с транспортиром. Упражнения по микро глазомеру на определение углов и расстояний. Игры и упражнения направленные на развитие памяти, внимания, мышление.

6.Ориентирование с помощи карты (14ч).Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров. Измерение пути расстояний на карте и местности. Выбор пути движения на КП по карте и реализация его на местности. Факторы влияющие на выбор пути движения. Способы взятия «КП». Практические занятия: Чтение карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик. Картографический диктант - зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения отбор основных ориентиров по карте по заданному маршруту, отыскать на карте сходные ситуации, определение способов привязки, позволяющих одному к ситуации от другой, сходной с ней.

7. Гигиена туриста и первая доврачебная помощь (8 ч). Гигиен спортивной тренировки. Самоконтроль. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях ориентированием на местности и их предупреждение. Доврачебная помощь при травмах (ушибах, вывихи растяжениях, кровотечении). Практические занятия: Самоконтроль за состоянием здоровья и тренированности по основным показателям Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.

8.Физическая подготовка туриста (20ч). Краткий анализ содержания общей и специальной физической подготовки ориентировщика. Средства общей и специальной подготовки. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Специальные особенности техники бега в лесу, по пересеченной местности.

Практические занятия: Общая физическая подготовка. Игры с элементами ОРУ. Подвижные игры и эстафеты. Специальная физическая подготовка. Совершенствование специальных физических качеств быстроты, силы, гибкости, выносливости.

9. Техника пешеходного туризма (23ч.) Практические занятия направленные на отработку умений и навыков по преодолению полосы препятствий, наведению различных переправ.

10. Комплекс практических занятий (21ч) Тренировка в глазомерной прикидке десятиметровых отрезков на местности, кросс, с промером длины дистанции способом глазомерной прикидки десяти метровки вперед на ходу. Движение группой по маршруту за направляющим и обозначение на картах точек стояния, то же самостоятельно как контрольное упражнение. Тренировочные соревнования по маркированным маршрутам, проложенным преподавателем. Соревнования по прохождению азимутального маршрута.

11. Природа родного края и его история (4 ч). Климат, растительность и животный мир нашего края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места. Знатные люди. Охрана памятников истории и культуры.

12. Туристический поход или экскурсия (2ч). Во время туристического похода или экскурсии юные туристы познакомятся с достопримечательностями родного края, побывают в музее, у исторических памятников. В результате этих экскурсии и изучения темы «Наш край» учащиеся должны получить достаточное представление об истории, природных богатствах в области, где они живут.

13. Учебные соревнования (20ч) Задача туристических слетов и соревнования. Организация слета. Охрана природы. Виды туристических соревнований: по ориентированию, по технике туризма. Оформление судейских документов. Подведение итогов. Определение победителей

Календарно-тематический план занятий

1год обучения

Наименование темы

Количество часов

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. № 1

Компас Адрианова. Определение азимута.

Спортивная игра.

Ориентирование по компасу.

Кроссовая подготовка.

Ориентирование карты по сторонам света.

Движение по карте.

Техника пешеходного туризма. Подгонка снаряжения. Работа карабинов.

Техника пешеходного туризма. Подгонка снаряжения, работа с «восьмёркой».

Техника пешеходного туризма. Подгонка снаряжения,

Работа с «прусиком».

Определение расстояния по карте.

Движение по карте.

Техника пешеходного туризма.

Элементы полосы препятствий.

Определение азимута на ориентир.

Кроссовая подготовка.

Движение по азимуту. Кроссовая подготовка.

Упражнения на глазомерную оценку азимута.

Спортивная игра.

Техника пешеходного туризма.

Элементы полосы препятствий.

Измерение расстояний в походе.

Средний шаг. Спортивная игра.

Измерение расстояния до недоступного предмета. Спортивная игра.

Суточное движение Солнца по небосводу.

Определение сторон горизонта. Спортивная игра.

Контур созвездия большой медведицы. Полярная звезда. Спортивная игра.

Туристические узлы: петли (проводник, булинь, восьмёрка.)Спортивная игра.

Туристические узлы: для связы вания двух верёвок. Спортивная игра.

Туристические узлы. Страховочные (стремя, схватывающий)

Туристические узлы, для связывания верёвок

различного диаметра (академический, прямой,

брамшкотовый).

Масштабные знаки.

Спортивная игра.

Внемасштабная игра.

Спортивная игра.

Пояснительные знаки.

Спортивная игра.

Цвет, форма и размеры знаков.

Спортивная игра.

Туристические узлы.

Спортивная игра.

Первая помощь при переохлождении, обморожении. Спортивная игра.

Техника безопасности при занятиях на лыжах.

Инструкцыя №2.

Первая мед. помощь при травмах,(вывихи, переломы, растяжения).

Движение на лыжах попеременным двухшажным

Тактические действия на старте. Лыжная подготовка.

Составление тактического плана и распределение сил на дистанции. Лыжная подготовка.

Тактические действия ориентировщика с учетом вида соревнования. Спортивная игра.

Тактические действия команды в эстафете. Лыжная подготовка.

Особенности тренировки ориентировщика. Лыжная подготовка.

Общие основы спортивной тренировки. Спортивная игра.

Средства общей и специальной подготовки. Лыжная подготовка.

Значение физической подготовки. Силовой комплекс.

Методы и приемы обучения. Лыжная подготовка.

Техника бега. С.Б.У. Спортивная игра.

Особенности техники бега в лесу, на пересеченной местности. Лыжная подготовка.

Техника лыжных походов. Спортивная игра.

Общая физическая подготовка.

Гимнастические упражнения

Т.П.Т. Зал.

Специальная физическая подготовка

Упражнения на развитие быстроты, силы, гибкости

Знакомство с приемами техники бега в лесу

Лыжная подготовка.

Лыжный поход.

Т.П.Т. Зал.

Гигиена туриста.

Подвижные игры.

Игры с элементами ОРУ. Т.П.Т.

Игры на местности с элементами ориентирования на местности

Игры по выбору пути движения

Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка

Сбор рюкзака.

Спортивные игры

Виды и характер соревнований.

Допуск к соревнованию.

Обязанности участников соревнований. Ориентирование.

Определение результата соревнований

Игры со спортивными картами различной сложности.

Игры направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовки.

Ориентирование на местности.

Ориентирование на местности.

Контрольно-комбинированный маршрут.

Соревнование по технике туризма.

Краеведческий конкурс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

2. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1994.

3. Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

4. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

5. Основы медицинских знаний учащихся (Под ред. Гоголева - М: Просвещение, 1991.

6. Шибаев А. С. Переправа. Программированные задания. - М: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

7. Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма. - М: ЦРИБ “Турист”, 1992.

8. Энциклопедия туриста. - М: Большая Российская энциклопедия, 1993.

Спортивный туризм - это вид спорта, основой которого является проведение соревнований на маршрутах, включающих в себя преодоление природных препятствий на дистанциях, расположенных и в естественной среде, или на искусственно созданном рельефе. Секции спортивного туризма предлагают разные по сложности и протяженности маршруты, так что каждый может выбрать для себя наиболее оптимальный.

Учреждения (школы, клубы) в разделе Спортивный туризм и ориентирование для подростков в Москве

Здесь представлены секции спортивного туризма и ориентирования, туристические клубы и школы для подростков 11 - 18 лет, юношей и девушек. Поиск подходящего места для занятий спортивным туризмом и ориентированием можно осуществлять прямо на карте или по списку представленных спортивных организаций. Вы можете выбрать подходящую спортивную секцию рядом с вашим домом и работой или рядом со школой, где обучается подросток. По каждой из спортивных секций доступны: номера телефонов, адреса, цены, фото, описание и условия для последующей записи подростка на спортивный туризм и ориентирование в Москве.

Согласовано Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Зам. директора по ВР Директор школы

_________ /Тимошин В.А./ ____________ /Шишкина В.А./ ____________ /Ватолин А.П./

Протокол № 1 от Приказ № ____ от

Августа 2014 г «____» ___________ «____» ___________

Рабочая программа

туристического кружка

преподавателя

МОУ «СОШ п. Возрождение»

Тимошина В.А.

Тип программы: адаптированная

Направление программы: спортивно-оздоровительное

Срок реализации: 1 год

Рассмотрено на заседании

педагогического совета №1

от _____ августа 2014 г.

2014 - 2015 уч. год

5-7 классы

Пояснительная записка

«Основы туристической деятельности»- комплексная образовательно-оздоровительная программа для учащихся 5-6 классов рассчитана на 1 год. Программа включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, экологии, математике, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию.

Основные цели:

Задачи:

Программа состоит из 2 разделов: «», «Основы топографии и ориентирования на местности».

Новизна содержания курса выражена в качественном увеличении программного времени, отводимого на изучение раздела «Топография и ориентирования на местности» Принципиальным нововведением является также распределение учебного времени на теоретические и практические занятия. Увеличение времени на проведение практических работ в помещении, на местности и туристских походов преследует цели более прочного овладения учащимися прикладными умениями и навыками. В каникулярное время, с целью повышения туристского мастерства, для учащихся будет организован поход с ночлегом (вне сетки учебного плана).

Организация туристского похода

Безопасность - основное требование ко всем туристским путешествиям. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе. Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода.

Туристское снаряжение

Требования к снаряжению. Костровое оборудование. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке.

Туристский бивак

Требования к месту бивака. Планирование и разведка места бивака. Организация бивачных работ. Место установки палаток. Выбор места для костра. Типы костров и их назначения.

Организация питания в походе

Медицинская подготовка

Профилактика и оказание первой помощи при охлаждениях, обморожениях, простудных заболеваниях, ушибах, переломах, отравлениях и т.д

Веревка. Узлы

Виды узлов. Организация самостраховки.

Топографии и ориентирования на местности

Марки компасов. Устройство компаса Адрианова.

Определение понятия «азимут».

в неделю - 1 ч.

Сетка занятий:

Примерное содержание уровня начальной подготовки.

Обучающиеся должны знать:

  • основные причины возникновения опасных ситуаций и правила безопасности в походе;
  • требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению;
  • понятие карты и условных знаков карт, масштаба карты;
  • устройство и правила пользования компасом;
  • основные приемы оказания первой медицинской помощи в полевых условиях;
  • приемы профилактики потертостей, наминов;
  • способы транспортировки пострадавшего;
  • специфику физической подготовки к туристическим походам;
  • основные охраняемые растения и животные родного края;
  • основные правила поведения на природе.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно планировать место бивака;
  • быстро разводить костер;
  • устанавливать и снимать палатку;
  • составлять перечень личного и группового снаряжения для похода;
  • укладывать рюкзак для однодневного похода;
  • определять расстояние по карте;
  • оказывать первую доврачебную помощь при потертостях, порезах, обморожениях, ожогах и других заболеваниях и травмах, типичных для походных условий.

Список учащихся 5 - 7 классов

№ п.п.

ФИО уч-ся

Класс класс Класс

Кол-во часов

Наименование материала

Дата

Вводное занятие

Раздел 1

Организация туристского похода

Безопасность туристических путешествий - 2 ч.

Правила безопасности в туристическом походе.

Распределение обязанностей.

Туристическое снаряжение - 7 ч.

Групповое снаряжение.

Личное снаряжение.

Эксплуатация и хранение снаряжения.

Укладка рюкзака.

Туристический бивак - 3 ч.

Планирование бивака.

Виды костров. Организация костра.

Костровое оборудование.

Организация питания в походе - 2 ч.

Подбор продуктов и нормы потребления.

Упаковка и хранение продуктов. Составление меню для однодневного похода.

Медицинская подготовка - 2 ч.

Оказание доврачебной медицинской помощи.

Правила гигиены туриста.

Веревка. Узлы - 2 ч.

Веревка. Узлы.

Организация самостраховки.

Раздел 2

Топография и ориентирование на местности - 8 ч.

Карты, схемы. Масштаб.

Чтение карты (топознаки, рельеф местности).

Компас, его история.

Ориентирование с помощью компаса и карты.

Ориентирование по местным предметам.

Азимут. Азимутальное кольцо.

Практические занятия - 7 ч.

Установка палатки. Разведение костра.

Определение азимута на заданные ориентиры. Движение по азимуту на заданное расстояние.

Решение задач на построение азимутов заданной величины.

Решение задач на распознавание и запоминание топографических знаков и условных знаков карт для спортивного ориентирования.

Ориентирование в заданном направлении

Ориентирование по выбору

8 - 10 классы.

Пояснительная записка

Туристскую деятельность можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методом воспитания, обучения и оздоровления школьников. Школьный туризм имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой т.д. Туристская деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждой школе.

«Основы туристической деятельности»- комплексная образовательно-оздоровительная программа для учащихся 8-10 классов рассчитана на 1 год. Это программа, вбирающая в себя сведения из нескольких дисциплин (географии, биологии, экологии, физического воспитания, физики, математики, основ безопасности жизнедеятельности).

Основные цели:

Обучение умениям и навыкам по основам туристической деятельности;

формирование представления о правилах поведения в природе, во время походов;

Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи;

Развитие интереса к занятиям туризмом как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности.

Задачи:

Овладение основными навыками и умениями туристической деятельности

Формирование основ здорового образа жизни

Развитие классного коллектива, лидерских способностей у детей.

Программа состоит из 3 разделов: «Организация туристского похода», «Основы топографии и ориентирования на местности», «Туристские соревнования».

Новизна содержания курса выражена в качественном увеличении программного времени, отводимого на изучение раздела «Организация туристского похода». Принципиальным нововведением является также распределение учебного времени на теоретические и практические занятия. Увеличение времени на проведение практических работ в помещении, на местности и туристских походов преследует цели более прочного овладения учащимися прикладными умениями и навыками. В каникулярное время, с целью повышения туристского мастерства, для учащихся будет организован многодневный поход (вне сетки учебного плана).

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что знания и практические умения, приобретенные школьниками при изучении курса, носят прикладной характер и могут быть впоследствии использованы ими достаточно широко в будущей профессиональной деятельности.

Организация туристского похода

Туристская группа

Комплектование туристской группы. Подбор участников по возрасту, физической и морально-волевой подготовке, туристскому опыту. Организация самоуправления в группе.

Правила безопасности в туристском походе

Безопасность- основное требование ко всем туристским путешествиям. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе. Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода.

Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка

Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки. Утренняя зарядка. Систематичность тренировок.

Характерные заболевания в походе, их профилактика, гигиена туриста

Личная гигиена. Обувь туриста. Профилактика и оказание первой помощи при охлаждениях, обморожениях, простудных заболеваниях, ушибах, переломах, отравлениях и т.д.

Личное снаряжение участника пешего похода

Перечень снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Подбор снаряжения в зависимости от сезона и метеоусловий. Требования к снаряжению. Уход за снаряжением и его ремонт.

Групповое снаряжение

Требования к снаряжению. Костровое оборудование. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор.

Организация питания в походе

Нормы питания. Походное меню и список продуктов. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов.

Укладка рюкзака

Типы рюкзаков. Правила размещения предметов в рюкзаке.

Туристский бивак

Требования к месту бивака. Планирование и разведка места бивака. Организация бивачных работ. Место установки палаток. Выбор места для костра. Типы костров и их назначения. Ямы для отбросов. Свертывания бивака. Уборка мусора.

Техника преодоления естественных препятствий

Понятие техники туризма. Естественные препятствия в пешем и лыжном туризме. Туристский строй. Темп, шаг, интервал, порядок движения.

Техническое описание маршрута похода

Определение участков маршрута. Характер местности. Описание основных ориентиров.

Подведение итогов похода

Письменный отчет о походе. Основные разделы отчета. Отзывы участников о походе. Проведение разбора похода в группе.

Основы топографии и ориентирования на местности

Карта, ее масштаб. Условные знаки топографических карт

Отличие карты от плана. Виды карт. Классификация карт. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирования.

Компас, работа с ним

Марки компасов. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе.

Ориентирование карты. Азимут. Магнитное склонение

Магнитные свойства Земли. Определение понятия «азимут».

Маршрутная съемка

Маршрутная съемка местности. Протяженность маршрута, площадь участка.

Туристские соревнования

Туристские соревнования- форма проверки туристских умений и навыков, смотр результатов туристской работы, форма выявления лучших коллективов, пропаганда туризма. Правила проведения соревнований. Положение о соревновании. Виды соревнований. Условия проведения соревнований. Определение результатов, награждение победителей.

Соревнования по спортивному ориентированию

Виды соревнований. Снаряжение спортсмена-ориентировщика.

Учащиеся должны знать:

  • принципы комплектования туристской группы;
  • особенности распределения обязанностей между участниками похода;
  • основные причины возникновения опасных ситуаций в походе;
  • специфику физической подготовки к туристским походам;
  • основные приемы оказания первой медицинской помощи в условиях туристского похода;
  • специфику подбора личного снаряжения для походов в зимних условиях;
  • основные требования к подбору группового снаряжения;
  • принципы отбора продуктов для туристских походов;
  • простейшие способы очистки воды;
  • правила планирования места бивака;
  • последовательность организации бивачных работ;
  • основные способы преодоления естественных препятствий в пешем походе и в походе в зимних условиях;
  • специфику описания основных ориентиров;
  • формы подведения итогов туристского похода;
  • порядок составления отчета о туристском походе;
  • отличие плана от карты;
  • определение масштаба карты;
  • устройство компаса Адрианова;
  • правила пользования компасом;
  • определение понятия 2азимут»;
  • перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки;
  • основные виды туристских соревнований;
  • порядок организации соревнований.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять перечень личного снаряжения, необходимого для организации однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях;
  • составлять перечень группового снаряжения для похода;
  • составлять меню для одно- и двухдневного туристских походов;
  • определять на основании меню список необходимых продуктов;
  • укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом;
  • составлять «временную ленту» и простейшее техническое описание маршрута;
  • определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;
  • ориентировать карту при помощи компаса;
  • определять азимуты на заданные ориентиры;
  • выдерживать заданное направление при движении по азимуту;
  • осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;
  • измерять расстояния и высоты на местности;
  • с помощью карты и компаса пройти маршрут в заданном направлении.

Количество часов: всего - 34 ч.

в неделю - 1 ч.

Сетка занятий:

8 - 10 классы - пятница 16.00

Планирование составлено на основе программы курса для учащихся средней школы 2004 г.

Список учащихся 8 - 10 классов

№ п.п.

ФИО уч-ся

Класс

Кол-во часов

Наименование материала

Дата

Вводное занятие

Организация туристского похода - 18 ч.

Туристская группа.

Правила безопасности в туристском походе.

Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка.

Характерные заболевания в походе и их профилактика. Гигиена туриста.

Личное снаряжение участника пешего похода.

Личное снаряжение участника похода в зимних условиях.

Групповое снаряжение.

Организация питания в походе.

Укладка рюкзака.

Туристский бивак.

Техника преодоления естественных препятствий.

Техническое описание маршрута похода.

Подведение итогов похода.

Основы топографии и ориентирования на местности - 6 ч.

Карта, ее масштаб. Условные знаки топографических карт.

Компас, работа с ним.

Ориентирование карты. Азимут. Магнитное склонение.

Маршрутная съемка.

Туристские соревнования - 5 ч.

Туристские соревнования.

Соревнования по спортивному ориентированию.

Практические занятия.

Список литературы

Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М., 1985.

Бардин К.В. Азбука туризма (О технике пешеходных путешествий): Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками. М., 1981.

Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.

Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М. и др. Туризм в школе. М., 1983.

Вестник детско-юношеского туризма в России. М., 1992-2003.

Дихтярев В.Я. Вся жизнь-поход. М., 1999.

Кокорев Ю.М. Туризм, школа, воспитание. Минск,1982

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В В поход с классом: Пособие для классного руководителя. - М.,: ТЦ Сфера,2004.

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М.,1997.

Основы туристской деятельности: Учеб. для учащихся турист. лицеев и колледжей. М., 1992.

Потресов А.С. Спутник юного туриста. М., 1967.

Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. 2-е изд., перераб. М., 1988

«Русский турист»: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. М., 2001.

Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. для ин-тов и тех-мов физкультуры/ Сост. В.И. Гачопольчкий. М., 1987.

Уроки ориентирования: Методические рек. в помощь рук. кружков и секций спорт. ориентирования./ Сост. Ф.С. Уховский. М., 1996.

Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. М., 1997.

Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания для контроля и закрепление знаний. М., 1996.

Дополнительное образование детей важная составляющая воспитательного процесса.Воспитание любви к малой Родине невозможно без ее изучения, а это достигается через экскурсии и походы.В рабочей программе запланированы разные темы туристско-краеведческого кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Даниловский центр детского творчества»

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

Волкова Е.Н.

Педагогический совет

МОУ ДОД

«Даниловский ЦДТ»

№ от « » 2011 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

Возраст детей – 11 – 12 лет

Срок реализации – 1 год

Гайдамакина Людмила Николаевна – педагог

дополнительного

р.п. Даниловка

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

В предлагаемой программе туристско – краеведческое направленности представлено содержание туристско – краеведческое деятельности с учащимися школы.

Туристско – краеведческое направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что работа туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность. Цель дополнительной образовательной программы «Юный турист» состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих задач:

  1. Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
  2. Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.
  3. Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ в том, что каждый педагог, в зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество времени на изучение каждой темы.

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Туристско – краеведческая деятельность нашего района позволила сформировать интересную сеть данной работы.

Состав туристско – краеведческого кружка может быть как одновозрастным, так и разновозрастным. Программа рассчитана на учащихся среднего возраста: 11-12 лет, именно в этом возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно – нравственной культуры личности. В юности при наличии условий возникает готовность к постановке целей перед собой, вырабатывается умение планировать и организовывать

свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее.

Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 1года

Этапы реализации:

Подготовительный этап: 1. Обсуждение и утверждение программы совместной

Работы школы и ЦДТ.

2. Определение контингента участников программы.

3.Создание группы педагогов единомышленников.

4.Проведение инструктажей по охране труда.

Основной этап: 1.Занятия кружка согласно расписанию (2 раза в неделю).

2.Организация экскурсии в г.Волгоград по историческим местам,

Посещение краеведческого музея.

3.Автобусные экскурсии в краеведческий музей Даниловки,

4.Пешие походы по родному краю.

5.Участие в районных краеведческих мероприятиях.

Заключительный этап: 1.Оформление фотовыставки.

2.Оформление фотоальбома.

3.Проведение народных праздников.

4.Участие в районных туристических слетах.

Данная программа составляет единое образовательное пространство, в котором развивается, обучается и самореализуется человек.

В работе данного кружка используются следующие формы работы , такие как:

  1. беседы, викторины,

Конференции, выставки, праздники.

  1. экскурсии по селу, в музеи,
  2. однодневные, двухдневные походы
  3. спортивные соревнования
  4. туристические семинары, слеты
  5. встречи с интересными людьми старожилами села
  6. оформление фотовыставки, альбома, стенгазеты и т.д.

Защита проектов.

Режим занятий кружка построены на принципах открытости, добровольности, сотрудничества. Каждый участник представляет реальную цель, конкретную пользу, которую он принесет родному краю, работая в этом направлении, реализуя эту работу через походы, путешествия, экскурсии и другие виды туристско – краеведческой деятельности. Логика подачи материала в программе основана на принципе «от теории к

практике». Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно применить на практике для выработки двигательного навыка.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» рассчитана на 36 рабочих недель,4 часа в неделю всего 144часа Занятия проходят в кабинете географии Волгоградской области, спортзале, стадионе. Походы и экскурсии совершаются по разработанным маршрутам, за окрестности села.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В. В, Давыдова).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Итоговый контроль: предусматривает проверку не только практических, но и теоретических знаний, умений, навыков.

Формы контроля: тестирование, зачет, экзамен, поход и т.д.

1.Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и

развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и

духовного состояния.

2.Рост познавательной активности детей и взрослых.

3.Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

4.Высокий уровень коммуникативности учащихся.

5.Результаты побед на районных туристических слетах.

6.Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов, родителей и

руководителей туристических кружков.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

Основы туристической подготовки, технику безопасности при проведении туристических походов, занятий, топографию и способы ориентирования, историю родного края и его особенности, памятники истории, музеи края, основы гигиены и основные приемы оказания первой доврачебной помощи, предупреждение спортивных травм.

УМЕТЬ:

Выбирать место для бивуака, привала, устанавливать палатку, разводить костер, читать и изображать топографические знаки, ориентироваться по карте и компасу, измерять расстояние на карте и на местности, определять ориентиры движения, собирать краеведческий материал, выполнять краеведческие задания на маршруте, изучать интересные места родного края, подбирать состав медицинской аптечки для похода, участвовать в исследовательских фестивалях и проектах.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первого года обучения.

№ п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда

1.2.

Воспитательная роль туризма

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

1.4.

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

1.5.

Подготовка к походу, путешествию.

1.6.

Питание в туристическом походе.

1.7.

Туристические должности в группе.

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

1.9.

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

1.10.

Туристические слеты и соревнования.

1.11.

Подведение итогов туристического путешествия.

Топография и ориентирование

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

2.2.

Условные знаки

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимуту

2.4.

Компас. Работа с компасом

2.5.

Измерение расстояний

2.6.

Способы ориентирования

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

2.8.

Соревнования по ориентированию.

Краеведение.Направления туристско-краеведческого движения «Отечество»

3.1.

Родной край, его природные особенности.

3.2.

Изучение направлений туристко –краеведческого движения «Отечество».

3.3.

Туристические возможности родного края. Культурное наследие.

3.4.

Изучение района путешествия.

3.5.

Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны.

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

4.2.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего.

Общая и специальная физическая подготовка туриста

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

5.3.

Общая физическая и специальная подготовка туриста

ИТОГО за период обучения

1 раздел: Основы туристической подготовки - 54ч.

ТЕМА №1: Туристические путешествия, история развития туризма - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».

Краеведение. Туристско - краеведческое движение «Отечество». Основные направления движения.

Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)

ТЕМА №2: Воспитательная роль туризма - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение туристско – краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.

ПРАКТИКА – 2ч.

Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.

ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды, умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.

ПРАКТИКА – 4ч.

Определение мест для привала, установка палатки, разжигание костра.

ТЕМА № 5: Подготовка к походу, путешествию - 8ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Изучение района похода, составление плана, маршрута, составление графика движения.

ПРАКТИКА – 4ч.

Подготовка личного и общественного снаряжения, составление плана похода.

ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

ПРАКТИКА – 2ч.

Составление меню и списка продуктов для похода, приготовление пищи на костре.

ТЕМА № 7: Туристические должности в группе - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.

ПРАКТИКА – 4ч.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения похода, Подведение итогов.

ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.

ПРАКТИКА – 4ч.

Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.

ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 4ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.

ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования - 8ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.

ПРАКТИКА – 6ч.

Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.

ТЕМА № 11: Подведение итогов похода - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.

ПРАКТИКА – 2ч.

Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.

2 раздел: Топография и ориентирование – 32ч.

ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Виды карт, масштаб, оформление. Чтение рельефа по топографической карте. Изображение рельефа на картах. Типы рельефа: пойменный, овражно – болотный, горный, равнинный. Влияние рельефа на пути движения.

ПРАКТИКА – 2ч.

Рисовка топографических карт, плана холма, равнины.

ТЕМА № 2: Условные знаки – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности. Простейшие условные знаки.

ПРАКТИКА – 2ч.

Овладение навыком составления легенды и движение группы по легенде, выполненной условными знаками.

ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.

ПРАКТИКА – 2ч.

Отработка навыков и умений в походе.

ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Правила пользования компасом. Определение азимута и движение по азимуту. Ориентирование карты и компаса. Взятие азимута на предмет.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение через контрольные пункты по азимуту.

ТЕМА № 5: Измерение расстояний – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Способы измерения расстояний на карте и на местности с помощью обычной нитки и курвиметра. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета.

ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.

10 -

ПРАКТИКА – 2ч.

ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.

ПРАКТИКА – 2ч.

Упражнения по определению своего места нахождения. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.

ПРАКТИКА – 2ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

3 раздел: Краеведение – 24ч.

Тема№1. Родной край и его природные особенности – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.

ПРАКТИКА – 2ч.

Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений. Экскурсия за пределы села.

Тема№2. Туристско-краеведческое движение Волгоградской области «ОТЕЧЕСТВО» - 8ч.

ТЕОРИЯ – 4ч.

Изучение направлений программы «Отечество»

Родословие, летопись родного края, культурное наследие, природное наследие экология, археология, поиск, военная история России Сталинградская битва дети Сталинграда, история детского движения, туристическое мастерство, школьные музеи.

ПРАКТИКА – 4ч.

Организация выставки творческих работ учащихся, конкурс рисунков «Война глазами детей», защита проектов по военной истории России.

11 -

ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки. История края – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Географическое положение родного края. Рельеф, полезные ископаемые, растительность, гидрография. Климат и его влияние на возможности занятий туризмом. Характеристика населения. История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Край в период ВОВ. Настоящее и будущее родного края. Памятные места, музеи.

ПРАКТИКА – 2ч.

Экскурсии в музеи Даниловки, Березовки, Волгограда. Встречи с представителями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».

ПРАКТИКА – 2ч.

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.

ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Методика краеведческих наблюдений по истории, географии, биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.

ПРАКТИКА – 2ч.

Выполнение заданий, опрос местного населения: концерты, спортивные соревнования, практическая помощь. Подведение итогов.

4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 22ч .

ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.

ПРАКТИКА – 2ч.

Отработка простейших умений и навыков при закаливании организма водой и солнцем. Оказание первой медицинской помощи.

ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 6ч.

12 -

ТЕОРИЯ – 2ч.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

ПРАКТИКА – 4ч.

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.

ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

ПРАКТИКА – 4ч.

Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.

ПРАКТИКА – 4ч.

Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.

5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 12ч.

ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.

ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

ПРАКТИКА – 2ч.

Оказание первой помощи при спортивных травмах.

ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

13 -

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.

ПРАКТИКА – 2ч.

Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:

1.Предметы туристического быта (посуда, ящики для продуктов, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 2шт.)

2.Туристическое индивидуальное снаряжение.

3.Палатки- 4шт., компас- 2шт, рюкзак, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 5шт.,

4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки

5.Таблицы ориентирования на местности

Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной литературой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка палатки в любых погодных условиях, укладка рюкзаков, вязка узлов, подготовка и проведение похода.

Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, конференций, защиты проектов, праздников, организация посещения музеев, (по выбранным направлениям)

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при несложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстремальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значение правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу(сила, выносливость, быстрота)

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.

14 -

ЛИТЕРАТУРА.
  1. Болотникова Н.В. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.-3-е изд.,перераб. И доп./ Авт.кол.;под общ. Ред В.А.Брылева.-М.;Глобус,2010г.
  1. Болотникова Н.В. География Волгоградской области. Практикум. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учереждений.-М.:Глобус,2007г.
  1. Брылёв В.А. Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по Волгоградской области.- М.: Глобус,2009 г.
  1. Волович В.Г. Методические рекомендации по проведению туристических путешествий.- М.: ЦРИБ «Турист», 1997 г.
  1. Гомотчук А.И.Основы медицинских знаний.-Волгоград:Перемена,2009г.
  1. Оданович М.В. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области.- М.: Глобус, 2008 г.
  1. Пашкович А.П. Символы Волгоградской области. Учебное пособие. – М.: Глобус 2008 г.
  1. Шкенёв В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации, 8-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009 г.
  1. Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в черезвычайных ситуациях. Учебное пособие.- М.: Глобус 2009 г.
  1. Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:Глобус 2010 г.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка