Перспективный план работы группы выходного дня методическая разработка на тему. План Теоретические основы открытия групп кратковременного пребывания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Группа выходного дня
Цель: присмотр, уход, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста.
Задачи

1. Помощь родителям в присмотре, уходе за детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту.

3. Социально-нравственное воспитание детей.
Режим

8.00-9.00 - утренняя гимнастика, игры детей, труд.

9.00-9.40 - занятия художественно-эстетического цикла.

9.45-12.00 - прогулка.

12.00 - уход домой или обед (по договору).
Кадры

1. Воспитатель.

2. Младший воспитатель.

3. Медсестра.
Условия

1. Групповая комната.

2. Участок детского сада.

3. Кухонный блок.
Технологии

Тематическое содержание воспитательно-образовательной работы художественно-эстетической направленности.
Формы работы

1. Фронтальные занятия.

2. Индивидуальная работа.

3. Развлечения.
Примечание. В группу выходного дня принимаются дети как посещающие, так и не посещающие основную группу детского сада. Зачисление в такую группу осуществляется на общих основаниях. Занятость сотрудников входит в основное рабочее время (36 часов в неделю для воспитателя, 40 часов в неделю для младшего воспитателя и медицинской сестры). Воспитатели работают по скользящему графику приблизительно 1 раз в 2 месяца. Расход рабочего времени - 4 часа в неделю. Содержание образовательной работы в группе выходного дня может определяться воспитателем, работающим в этот день по графику в группе. Так как педагоги заранее информированы о рабочем дне, они могут, исходя из собственных интересов и склонностей, запланировать разнообразные мероприятия с детьми. Например, «День театра», «В гости к Зимушке-зиме», «Школа любознательных» и т.д.
Данные модели групп кратковременного пребывания не превышают затрат на заработную плату и не приводят к перерасходу рабочего времени. Общий результат затрат рабочего времени педагогических кадров в неделю не превышает 18 часов, что согласуется с недельной нагрузкой педагогов по нормативам. Оплата родителями образовательных услуг начисляется, исходя из материальных затрат на содержание ребенка в зависимости от времени нахождения в дошкольном учреждении. Эта оплата оговаривается в родительском договоре, при этом учитывается коэффициент инфляции. При переводе ребенка в группу постоянного пребывания с родителями ребенка (законными представителями) заключается новый договор.
Разнообразные модели групп кратковременного пребывания в одном дошкольном учреждении позволяют активизировать работу педагогического коллектива, где каждый воспитатель находит применение своим силам в соответствии с собственными интересами. Творческая проработка образовательных программ, подготовка к новым формам работы с детьми являются причиной профессионального роста воспитателей.
Опыт открытия групп кратковременного пребывания в ДОУ № 25 показал, что в микрорайоне изменилось отношение к дошкольному образовательному учреждению: повышается авторитет среди родителей, налаживаются более тесные связи с медицинскими учреждениями, школами, учреждениями дополнительного образования. Бесспорным успехом можно считать и возникновение желания многих родителей перевода детей из групп кратковременного пребывания в обычную группу полного дня, где осуществляется полномасштабная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в различных направлениях.
3. Основные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса
Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания строится в соответствии с Едиными требованиями, от­ражающими базисное содержание воспитания и обучения в группах для детей старшего дошкольного возраста, не посе­щающих дошкольные образовательные учреждения, и вклю­чает гибкое содержание и педагогические технологии, обес­печивающие индивидуальное, личностно ориентированное развитие ребенка на основе личностно- деятельностного под­хода.
Учитывая, что дети посещают группы не каждый день и находятся в дошкольном образовательном учреждении все­го 3-4 часа, необходимо организовать образовательный про­цесс максимально компактно, исключить фрагментарность и калейдоскопичность в образовании, делающих работу все­го коллектива малоэффективной, а также в условиях огра­ниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. Поэтому при планировании педагогического процесса нужно распределять время максимально экономно, чтобы зарезервировать периоды и для сво­бодной деятельности детей, и для развивающих занятий с вос­питателем.
Обеспечение эффективности воспитательно-образователь­ного процесса в условиях групп кратковременного пребывания зави­сит от рационального подбора и сбалансированного чередова­ния различных видов деятельности и форм их организации, обеспечивающих все направления развития ребенка старше­го дошкольного возраста и создающих целостный образ жиз­ни: несколько часов дня, заполненных привлекательными делами в группе сверстников, куда дети включаются по инте­ресу, а не по принуждению.

Педагогам необходимо учитывать не только особую продолжи­тельность работы в данной группе, но и ориентироваться на примерные требования Государственного стандарта дошколь­ного образования. Наибольшие трудности состоят в том, что­бы в новых условиях выделить главное в программном содер­жании и вместе с тем сохранить целостность образовательного процесса.
Формы организации детской деятельности могут быть раз­личными, но очень важно, чтобы средства для достижения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач ос­тавались игровыми. Обучение в группах предшкольного об­разования не должно превращаться в «натаскивание» детей на материал 1-го класса.
Педагог должен:


  • исключить жестко регламентированное обучение школь­ного типа, привлекать детей к занятиям без психологическо­го принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и фор­ме деятельности;

  • строить отношения взрослого с детьми на принципах рав­ного партнерства;

  • обеспечивать двигательную активность детей;

  • использо­вать многообразные формы организации обучения, включаю­щие разные специфически детские виды деятельности;

  • обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жиз­нью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, ху­дожественной, конструктивной и др.);

  • создать развивающую предметную среду, функциональ­но моделирующую содержание детской деятельности и ини­циирующую ее;

  • широко использовать методы, активизирующие мышле­ние, воображение и поисковую деятельность детей;

  • вводить в обучение элементы проблемности, задач открытого типа, име­ющих разные варианты решений;

  • широкое использовать игровые приемы, игрушки; созда­вать эмоционально значимые для детей ситуации;

  • формировать детское сообщество, обеспечивающее каж­дому ребенку чувство комфортности и успешности;

  • реализовывать в образовательном процессе дифференци­рованный подход по нескольким направлениям:

  • организовы­вать многоуровневую функциональную среду для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение са­мореализации детей с разным уровнем развития);

  • обеспечи­вать гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) фор­мами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).

Одним из основных принципов организации занятий в группах кратковременного пребывания является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспекти­вах его дальнейшего развития. Занятия должны строиться в непринужденной, партнерской форме, с введением моментов совместной (парной, подгрупповой) деятельности детей, что способствует свободному общению как педагога с детьми, так и детей друг с другом. Это дает ребенку право и возможность изменять, украшать, преобразовывать пространство по собствен­ному замыслу, предоставляет ему свободу выбора деятельности в соответствии со своими (социально приемлемыми) потребно­стями и интересами. Кроме того, при планировании занятий не­обходимо учитывать, что существует взаимная компенсация между развивающим влиянием разных видов детской деятель­ности. Например, развитию тонкой моторики способствует рисование, раскрашивание, мозаика, лепка, конструирова­ние и т.д. Эти занятия готовят руку ребенка к письму лучше, чем принудительное выведение палочек и крючочков на бу­маге.
Целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-экспе­рименты с материалами и пр. по всем направлениям деятель­ности детей; проводить занятия в нетрадиционной форме с использованием игровых элементов: занятия-игры, занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-КВНы и др. с уче­том реализации проблемно-диалогического обучения и прин­ципа минимакса.
Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка, формиро­вание значимых для школы функций и проводиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (темпа дея­тельности, особенностей внимания, памяти; отношений со сверстниками, индивидуальных эмоциональных проявлений и т.п.). Для этого необходимо использовать систему, включа­ющую задания разной направленности и сложности.
Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвое­ния тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронталь­ного обучения многие дети усваивают знания, не осмысли­вая их, и поэтому не могут использовать их самостоятель­но. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно влиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо примене­ние типичных для школы форм и методов обучения (отмет­ки, домашние задания, контрольные работы и пр.). Необ­ходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
По мнению ученых, специалистов сферы дошкольного об­разования, для успешной подготовки детей 5,5-7 лет к школе достаточно: организовать проведение в неделю 3 занятий по обучению грамоте и 2 занятий по математике, длительностью по 20-25 минут каждое; ввести в комплекс занятий, физкульт­минуток упражнения для развития мелкой моторики как ос­новы для подготовки руки к письму. Остальное время должно строиться в традиционном режиме детского сада, предусмотренном специалистами в области образования и здравоохра­нения, проверенном многолетней практикой дошкольного вос­питания и включающем игровую, театрализованную, конст­руктивную, изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности, условия для максимально разнообразного учеб­ного и внеучебного общения детей.
Потребность к общению со сверстниками – особая черта де­тей этого возраста: именно в процессе общения развиваются многие коммуникативные умения, необходимые для обучения в школе. Правильно организованная свободная деятельность способствует максимальному использованию внутреннего по­тенциала ребенка, активному саморазвитию, достижению внут­ренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
С целью обеспечения адаптивности образовательного процес­са при организации работы в группах кратковременного пребывания необходимо учитывать уровень эмоционального и познаватель­ного развития ребенка, а также посещал ли он детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только с 5 лет. Уровень развития ребенка 5,5-7 лет, не посещавшего ранее дошколь­ное учреждение, может быть значительно ниже стандартных показателей для его возраста. Работу в группах кратковременного пребывания необходимо выстраивать с учетом не столько био­логического, сколько психологического возраста детей. Именно поэтому в основе всей работы должно быть тщательное изучение индивидуальных черт и интеллектуальных возможностей каж­дого воспитанника и использование в зависимости от результа­тов занятий различной сложности (не только для детей старше­го, но и для среднего, а возможно, и младшего дошкольного возраста).


  1. Организация образовательной среды

Организация функционирования групп кратковременного пребывания требует создания специальной учебно-материальной базы и предметно-развивающей среды, соответствующей осо­бенностям и закономерностям развития ребенка старшего дошкольного возраста: подготовленной педагогической коман­ды, состоящей из специалистов-профессионалов; учебного класса с необходимым набором мебели в соответствии с рос­том и возрастом детей; игровой комнаты с набором мягких модулей, игр и игрушек и физкультурного уголка с мини-спорткомплексом и тренажерами; комнаты отдыха (релакса­ции), с набором релаксантов.
Мебель, оборудование и игровые материалы должны соот­ветствовать психофизиологическим особенностям детей дан­ного возраста, отвечать принципам функционального комфор­та, требованиям техники безопасности, позволять детям легко перемещаться в пространстве. Оформление помещений долж­но быть приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика). Желательно, чтобы дети с самого начала своей жиз­ни в группе принимали участие в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-пространственной сре­ды. Кроме того, обязательно наличие спортивных площадок на участке с ориентировкой на возраст детей от 5 лет 6 меся­цев до 7 лет.
Игровое пространство организуется в соответствии с потреб­ностями ребенка в социальном развитии. Необходимо опреде­лить предметную сферу для занятий, сюжетно-ролевых и те­атрализованных игр, конструирования, художественного творчества, самостоятельной деятельности детей, а также для общения детей и их уединения. Эффективно создание игровых центров (центры речевого и математического развития, мини-лаборатория, минибиблиотека, центр театрализованной дея­тельности, краеведения, географический центр, утолок уеди­нения, «телефон доверия», центр продуктивной деятельности и др.), содержание которых меняется каждый день, дополня­ется новыми атрибутами.
Задачи функционирования групп кратковременного пребывания реализуются не только в процессе занятий, но и развивающих игр. Поэтому предметно-развиваю­щая среда должна быть максимально оснащена разнообразны­ми учебными и методическими пособиями:


  • увеличенные таблицы с буквами и картинками (азбука);

  • географическая карта (физическая);

  • магнитная доска;

  • разнообразные игруш­ки;

  • картинки животных, насекомых, фруктов, овощей и т.д.;

  • лото, мозаики;

  • тренинговый лабиринт;

  • дидактические и настольно-печатные игры;

  • детские книги;

  • математические и ло­гические игры, головоломки;

  • пианино;

  • технические средства;

  • крупный и мелкий конструктор;

  • картины известных художни­ков;

  • не только стационарная, но и мобильная мебель, которая позволит ребенку изменять пространственную среду с позиций своих интересов, рациональная, логичная, функциональная и удобная для детей.

При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы они были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, спортивные, театральные, игрушки-забавы и т.д. Среди дидактических игр обязательно должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоз­дание целого из его частей. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть не только разнообразным, но и постоянно меняющимся.
Необходимо оснастить группу техническими средствами для занятий (магнитофон, диапроектор, проигрыватель и др.). Большое внимание следует уделить подбору книг, среди кото­рых должны быть не только произведения детской художе­ственной литературы, но и тематическая, справочная литера­тура для детей (детские энциклопедии).
Вся предметно-развивающая среда моделируется с учетом подхода, сформулированного Г.Н. Любимовой: «Ребенок сможет быть инициативным и деятельным там, где ему тепло и уютно, где дом открыт для его друзей, воспитателей и родителей».

Юлия Владимировна Беккер
Организация работы клуба выходного дня в детском саду

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург

«Организация работы клуба выходного дня в детском саду »

Беккер Юлия Владимировна

Санкт- Петербург

«Воспитывая детей,

нынешние родители воспитывают

будущую историю нашей страны,

а значит - и историю мира.

Макаренко А. С.

Актуальность работы клуба выходного дня .

Родительский клуб - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско -родительских отношений. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей » ) в рамках реализации ФГОС ДО?

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают . Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат : здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад » в совместном воспитании дошкольников.

Выход один – 1 ) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом , 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье .

Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня "Увлекательные субботы" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду , а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями, посещение театров, музеев, развивающих центров, мастер – классов дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОУ создать тесные и доверительные отношения как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками.

Необходимость создания детско - родительского клуба для детей , уже посещающих детский сад , обусловлена запросами родителей, на основе результатов проведенного анкетирования.

Участники клуба

Воспитатели

Родители

Специалисты

Нормативно- правовое обеспечение работы клуба выходного дня

Разработка положения о группе выходного дня

Утверждение программы и плана работы клуба выходного дня

Делопроизводство клуба выходного дня

Работа клуба выходного дня имеет цель :

гармоничное развитие личности ребенка в процессе деятельности совместно с родителями и специалистами.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи :

1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий.

2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом .

3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей

4. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.

6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Основными принципами работы клуба должны являтся

Добровольность,

Компетентность,

Соблюдение педагогической этики.

Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Программа клуба " обычно рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май) . Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада , специалистами развивающих центров, сотрудниками музее, детских театров . Материалом для встреч служат темы комплексно- тематического плана данной возрастной группы, которая отражена в рабочей программе каждого педагога.

Специфика клуба в том , что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка и запроса родителей. Это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных) .

Формы организации детской деятельности могут быть различными : это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и посещение выставок и многое другое…

Так, например :

Учебный план (1 год)

№ Название темы Общее количество занятий

1. Открытие клуба – анкетирование 1

2. Встреча в библиотеке 1

3. Творческая мастерская "Волшебные краски Осени " 1

4. Творческая мастерская "Новогодний фейерверк" 1

5. Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее" 1

6. Школа художников "И никогда не меркнут краски :" 1

7. Первые шаги в театр "В гостях у сказки" 1

8. Творческая мастерская "Очумелые ручки" 1

9. Закрытие клуба " "Играем вместе" 1

Итого в год : 9

Длительность одного занятия : Примерно, 50-60 минут

Основные этапы развития взаимодействия с семьей

1 этап : Изучение семьи ребенка, детско -родительских отношений, деятельности педагогов

2 этап : Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка) .

3 этап : Реализация программы сотрудничества

4 этап : Анализ полученных результатов

Ожидаемый результат :

Итогом работы является тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

Занимаясь в клубе , разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием.

Результативность проведенных мероприятий отслеживается повторным анкетированием. (приложение1,2)

Предложенная программа детско -родительских отношений клуба выходного дня " Увлекательные субботы" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Используемая литература :

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155;

2. Белова Н. Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.

3. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ : Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005

5. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей : методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006

6. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008

7. Севостьянова Е. О. Дружная семейка : Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005

8. Трегубенко Л. А. Клуб успешного родителя . // Воспитатель ДОУ. № 6 2003

Приложение

Анкета – знакомство

Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком.

1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения___

2. Фамилия, имя, отчество родителей___

3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?___

4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?___

5. Как Вы называете своего ребенка дома?___

6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?___

7. Его любимые игрушки, игры?___

8. С желанием ли играет с другими детьми?___

Делится ли своими игрушками?___

9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?___

10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?___

11. О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в клубе ?___

12. Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?___

13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду ?___

Благодарим за сотрудничество!

Анкета обратной связи

Мероприятие___

Дата Название

Инструкция : Обведите кружком соответствующий Вашему мнению балл (цифру)

Мероприятие мне понравилось 5 4 3 2 1 не понравилось

Полученная информация :

заинтересовала меня 5 4 3 2 1 не интересна мне

полезна мне 5 4 3 2 1 не полезна мне

Я узнал (а) новое :

о воспитании и развитии ребенка 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего

о работе детского сада 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего

Самым интересным (полезным) было :

Ваши пожелания :

Благодарим за сотрудничество!

В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, нормы взаимоотношений людей, приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям. Согласно статистике, уровень формирования важных навыков и умений у воспитанников ДОУ выше, чем у их сверстников, не посещающих детский сад, что становится особенно очевидным при поступлении детей в школу. На фоне общероссийской проблемы – нехватки мест в детских садах – спрос на услуги дошкольного образования растет с каждым годом.

По разным причинам не каждый ребенок дошкольного возраста готов на длительное время расстаться с мамой. Да и выходные дни, далеко не у всех выпадают на субботу. А бывают такие ситуации, когда маме надо отдохнуть или отправится куда-нибудь по своим важным делам. Ребенку в это время лучше поиграть со сверстниками под присмотром опытного воспитателя, это будет полезно и интересно.

Порой не во всех дошкольных учреждениях имеются дополнительные площади для организации групп кратковременного пребывания. Эта проблема может быть решена открытием на базе дошкольных учреждений групп выходного дня как одной из форм группы кратковременного пребывания.

Методическая сложность педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня состоит в том, что специалистам дошкольных учреждений приходится учитывать не только особый режим пребывания ребёнка в ДОУ, специфику взаимодействия с родителями, но и ориентироваться на Федеральные государственные требования к единой общеобразовательной программе дошкольного образования.

Таким образом, актуальность настоящей программы возникает из противоречий между:

Социальным заказом общества на развитие социально-активной личности ребёнка дошкольного возраста, способной к преобразованию окружающего мира, а также обеспечением доступности дошкольного образования и не включенностью в этот процесс большей части детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи;

Необходимостью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном развитии детей в условиях их кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения данного процесса;

Стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить качественное взаимодействие с родителями в условиях группы кратковременного пребывания и отсутствием разработанных методических рекомендаций по педагогическому сопровождению социального развития ребенка.

Процесс педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня в дошкольном образовательном учреждении, может быть эффективным при следующей организации образовательного процесса:

1. В основу педагогического сопровождения социального развития детей положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.

2. В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:

Обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера, обеспечивающих вхождение ребёнка в социум;

Субъект-субъектное взаимодействие в триаде “ребёнок-родитель-педагог”, направленное на формирование социального опыта ребёнка;

Профессиональная готовность педагога к работе с детьми в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В связи с этим организация на базе МБДОУ группы выходного дня для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения призвана обеспечить запросы родителей, дети которых не имеют возможности по разным причинам посещать детский сад, и предоставить необходимую развивающую практику и равные стартовые возможности перед поступлением в школу.

Основная цель работы группы:

  • организация помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей,
  • выравнивание у детей стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • установление сотрудничества ребенка с педагогом, детьми, формирование детского сообщества.

Задачи работы группы:

- для детей:

  • развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

- для родителей:

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Работу в группе выходного дня осуществляют:

1. Воспитатель

2. Музыкальный работник

3. Заместитель заведующего по ВМР

4. Старшая медицинская сестра

5. Педагог-психолог

Для работы созданы необходимые условия:

1. Групповая комната

2. Участок детского сада

3. Физкультурный зал

4. Музыкальный зал

Особое внимание уделяется использованию дидактических игр для познавательного развития дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а применение наглядного материала позволяет не только разнообразить деятельность, но и сделать ее привлекательной для детей.

Для активного познания дошкольниками окружающего мира и формирования умения творчески отражать свои впечатления, проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду. Продуктивные виды деятельности подобраны с учетом разновозрастного состава группы и индивидуальных особенностей ребенка.

Средства образования

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

Основной формой деятельности ребенка в группе является свободная работа. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.

Формы работы включают в себя:

1. Фронтальные занятия.

2. Индивидуальная работа.

3. Развлечения.

Организация режима пребывания детей в группе выходного дня

Режим пребывания составлен с учётом возрастных особенностей детей группы. Приём детей осуществляется с 9.00 утра, в режиме прописана деятельность детей, количество и продолжительность которой соответствует возрастным нормам.

Режим работы группы: по субботам с 9.00 до 12.00 без питания.

В режиме есть место, как обязательным моментам, так и самостоятельной игровой деятельности детей.

Особое место отводится проведению группового общения, которое направлено на сплочение группы вокруг актуальных и важных для детей жизненных содержаний и дают возможность расширить сферу коммуникативной практики детей, и соблюдению питьевого режима.

НОД проводятся по возрастным подгруппам. Для профилактики утомления детей проводится смена помещений и педагогов.

Режим дня группы выходного дня

  • 9-00/9-40 Встреча детей “Мы вам рады!”. Групповое общение.
  • 9-40/10-00
  • 10-00/10-30 Групповое общение. Свободная игровая деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями.
  • 10-35/10-55 Непосредственно-образовательная деятельность.
  • 11-00/11-20 Питьевой режим. Взаимодействие с родителями.
  • 11-20/11-40 Непосредственно-образовательная деятельность
  • 11-40/12-00 Свободная игровая деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями.

Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учетом нормативно – правовых документов регламентирующих жизнедеятельность детей раннего и дошкольного возраста.

Пребывание дошкольников в группе строится в соответствии с установленным распорядком дня

Образовательный процесс в группе выходного дня строится с использованием продуктивных технологий и ведется в двух направлениях: с детьми и родителями.

Общие принципы организации образовательного процесса

1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием в деятельности. .

3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:

Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);

Гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности;

Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми. .

4. В образовательном процессе незаменимой является проектная деятельность.

Кроме того, образовательный процесс в группе выходного дня включает две основные составляющие:

1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми (“партнерский” блок):

Игровая деятельность;

Изобразительная деятельность;

Коммуникативный тренинг;

Математика;

Физическая культура;

2) свободная самостоятельная деятельность самих детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору).

“Партнерский” блок включает следующие формы совместной деятельности взрослого с детьми:

Игровая;

Продуктивная;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Чтение художественной литературы.

Особенность совместной деятельности заключается в следующих моментах:

1) Открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты.

2) Для работы с детьми воспитателю не задаются конкретные темы для “проработки” с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности через:

Варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования),

Репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора,

Общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности,

Возможные способы и формы игровой деятельности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В рамках данной программы с родителями проводятся следующие формы работы:

  • совместные занятия;
  • совместные праздники и развлечения;
  • совместные выставки творческих работ;
  • тематические, индивидуальные консультации, беседы;
  • проведение родительских собраний;
  • анкетирование;
  • тренинги

Мы надеемся, что группа выходного дня будет востребована. Она являются связующей ступенькой перед поступлением ребенка в школу, которая помогает детям подготовиться к школе, раскрыться, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формирует позитивный опыт общения.

Беккер Юлия Владимировна
Должность: заведующий ГБДОУ
Учебное заведение: Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №104 Фрунзенского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петерурга
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы клуба выходного дня в детском саду"
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург

Статья

«Организация работы клуба выходного дня в детском саду»

Санкт- Петербург

2017
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира. Макаренко А. С.
Актуальность работы клуба выходного дня.

Родительский клуб
- необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений.
Семья и детский сад
– два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития л и ч н о с т и р е б ё н к а н е о б х о д и м о и х взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в

данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей»)

в рамках реализации ФГОС ДО?

Цель педагогов
– создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком
процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают.
Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Выход один
– 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье. Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня "Увлекательные субботы" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями, посещение театров, музеев, развивающих центров, мастер – классов дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОУ создать тесные и доверительные отношения как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками. Необходимость создания детско - родительского клуба для детей, уже посещающих детский сад, обусловлена запросами родителей, на основе результатов проведенного анкетирования.

Участники клуба
 Воспитатели  Дети  Родители  Специалисты
Нормативно- правовое обеспечение работы клуба выходного дня
 Разработка положения о группе выходного дня  Утверждение программы и плана работы клуба выходного дня  Делопроизводство клуба выходного дня Работа клуба выходного дня имеет
цель
: гармоничное развитие личности ребенка в процессе деятельности совместно с родителями и специалистами. В ходе достижения цели решаются следующие
задачи
: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей 4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Основными
принципам
и работы клуба должны являтся  добровольность,  компетентность,  соблюдение педагогической этики.
Содержание работы клуба
. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Программа клуба " обычно рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музее, детских театров. Материалом для встреч служат темы комплексно- тематического плана данной возрастной группы, которая отражена в рабочей программе каждого педагога.
Специфика

клуба
в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка и запроса родителей. Это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).
Формы организации
детской деятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и посещение выставок и многое другое…
Так, например:

Учебный план (1 год)

Название темы

Общее количество

занятий
1. Открытие клуба – анкетирование 1 2. Встреча в библиотеке 1 3. Творческая мастерская "Волшебные краски Осени " 1 4. Творческая мастерская "Новогодний фейерверк" 1 5. Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее" 1 6. Школа художников "И никогда не меркнут краски:" 1 7. Первые шаги в театр "В гостях у сказки" 1 8. Творческая мастерская "Очумелые ручки" 1 9. Закрытие клуба " "Играем вместе" 1 Итого в год: 9 Длительность одного занятия: Примерно, 50-60 минут
Основные этапы развития взаимодействия с семьей
 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов  2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).  3 этап: Реализация программы сотрудничества  4 этап: Анализ полученных результатов

Ожидаемый результат:

Итогом работы
является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Занимаясь в клубе, разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных мероприятий отслеживается повторным анкетированием. (приложение1,2) Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня " Увлекательные субботы" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155; 2. Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003. 3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005 5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
6. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008 7. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005 8. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003
Приложение

Анкета – знакомство
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком. 1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения__________________________________ ________________________________________________________________________ 2. Фамилия, имя, отчество родителей_____________________________________ ________________________________________________________________________ 3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?________________ ________________________________________________________________________ 4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?________________________________ ______________________________________________________________________ 5. Как Вы называете своего ребенка дома?_________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?_______________________________ 7. Его любимые игрушки, игры?__________________________________________ ________________________________________________________________________ 8. С желанием ли играет с другими детьми?_______________________________ Делится ли своими игрушками?____________________________________________ 9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?____________ ________________________________________________________________________ 10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?_________________________________________________ ________________________________________________________________________ 11. О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в к л убе? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ___________________________________________________ 12. Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?______________________________
_____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду?__________________ ________________________________________________________________________

Анкета обратной связи

______________________Мероприятие___________________________________________

___
Дата Название
Инструкция:
Обведите кружком соответствующий Вашему мнению балл (цифру)
Мероприятие мне понравилось

5 4 3 2 1

не понравилось

Полученная информация:
заинтересовала меня
5 4 3 2 1
не интересна мне полезна мне
5 4 3 2 1
не полезна мне
Я узнал (а) новое:
о воспитании и развитии ребенка
5 4 3 2 1
не узнал (а) ничего о работе детского сада
5 4 3 2 1
не узнал (а) ничего
Самым интересным (полезным) было:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Ваши пожелания:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Основной идеей организации группы выходного дня на базе детского сада является обеспечить запросы родителей, дети которых по разным причинам не могут посещать детский сад, увеличение охвата детей услугами дошкольного образования, организация консультативной помощи родителям, обеспечение базовых знаний детям не посещающих детский сад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бадмаева Бальжит Выборовна

МДОУ «Ага-Хангильский детский сад «Солнышко»

Воспитатель

Деятельность педагога в группе выходного дня

Дошкольный возраст – самая яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем значимее она, тем успешнее идет его развитие, тем полнее реализуются его способности, тем счастливее его детство.

Дошкольное образовательное учреждение является тем фундаментом, которое обеспечивает духовную энергию человека на всю последующую жизнь. Спрос на услуги дошкольного образования растет с каждым днем и открытие группы выходного дня на базе детского сада для детей, не посещающих детский сад, является одной из вариативных форм охвата и предоставления услуг дошкольного образования.

В сельском поселении «Ага-Хангил» в последние годы возросла рождаемость детей, что привело к нехватке мест в детском саду. Учитывая во внимание запросы родителей, сделав подворный обход, проведя родительское собрание, нами было решено организовать на базе детского сада группу выходного дня для детей от 1,5 до 5 лет. Прием ведется согласно очередности по регистрации родителей в «Журнале учета будущих воспитанников».

Группа создается в целях ранней социализации детей, их адаптации к поступлению в ДОУ. Дети знакомятся друг с другом, с будущими воспитателями, с детским садом, что в дальнейшем облегчит их успешную социализацию. Группа выходного дня ориентирована на то, чтобы помочь детям освоить некоторые навыки гигиены и самообслуживания; сплотить родительский коллектив, проводить консультации для родителей. Пребывание дошкольников в группе строится в соответствии с установленным распорядком дня. В группе выходного дня работает опытный педагог, и особое внимание уделяет формированию спокойного и психологически комфортного настроя у каждого ребенка в группе.

Важное место в организации группы выходного дня занимает деятельность педагога. Воспитатель является для ребенка образцом для подражания. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития общих и специальных способностей, любознательности. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными, но и личностными качествами. Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей усиливает внимание ребенка к его личности.

Воспитатель отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. Для воспитателя важно установить эмоционально – личностные контакты с каждым приходящим ребенком. Учет этого фактора способствует созданию в группе благоприятного психологического климата, развитию навыков в основных видах деятельности .

Педагог в группе выходного дня стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда внимательно выслушивает детские вопросы, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность. Творческая ориентированность педагога позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка.

Наш коллектив, осуществляя работу в группе выходного дня, берет за основу «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Основными направлениями работы группы выходного дня являются сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установки на ведение здорового образа жизни. Образовательный процесс проводится с детьми и родителями.

Для активного познания дошкольниками окружающего мира и формирования умения творчески отражать свои впечатления, в воспитательно-образовательную деятельность включены продуктивные виды деятельности, которые подобраны с учетом разновозрастного состава группы.

Особое внимание уделяется использованию дидактических игр для познавательного развития дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а применение наглядного материала позволяет не только разнообразить деятельность, но и сделать ее привлекательной для детей. На утреннем сборе педагог поддерживает интерес детей разнообразными приветствиями, играми со словами, игровыми упражнениями. Для совершенствования мелкой моторики рук используются игры и упражнения, в которых подобраны задания с учетом возможностей и возрастных особенностей каждого ребенка.

Учитывая, что только в атмосфере добра, доверия и взаимопонимания возможно создание условий, способствующих раскрытию творческих возможностей ребенка, в рамках работы группы выходного дня особое внимание уделяется организации совместной деятельности взрослого и ребенка, сотрудничеству с родителями. Для поддержания «обратной связи» используется система домашних заданий, например, ребенка просят выучить фамилию, имя, отчество, загадки или пословицы и так далее. Домашние задания для детей подразумевают совместное выполнение их с родителями. Родители получают вопросы, касающиеся их ребенка, по определенным темам. Поступающая информация фиксируется в «Дневнике достижений дошкольника». Благодаря такой форме работы педагоги ДОУ не только информируют родителей, но и обращаются к ним за советом, намечают пути решения возникших или возможных проблем.

Важно отметить, что на первых этапах функционирования группы выходного дня возможны определенные трудности, которые необходимо предусмотреть заранее. Нами составлены рекомендации по организации деятельности педагога в группах выходного дня.

  1. Необходимо учитывать период времени для адаптации дошкольников. На основе игр и занятий по интересам помочь детям быстрее освоиться в новой и обстановке.
  2. Необходимо основательно подойти к написанию перспективного плана.
  3. Рекомендуется уделить особое внимание подбору развивающих занятий.
  4. Педагогам следует вести индивидуальный дневник наблюдения, отмечая достижения и проблемы воспитанников в ходе работы.

Большое внимание в группе выходного дня уделяется созданию предметно-развивающей среды. С учетом разновозрастного состава данной группы необходимо иметь в наличии развивающие пособия, такие, как «Сложи узор», «Блоки Дьеныша», «Волшебные квадраты», «Кубики для всех» и др. Они могут передаваться из семьи в семью, а закрепление знаний и навыков будет обеспечиваться в группе в условиях партнерской или совместной деятельности «Научился сам – научи другого». Педагогам рекомендуется подготовить ряд заданий по исследовательской работе в домашних условиях, по итогам которой представляется результат с зарисовками и выводами. В процессе выполнения таких заданий дети испытывают гордость за самостоятельно сделанные маленькие открытия. Совместная деятельность в системе «ребенок-родитель» способствует их сближению. Дошкольники учатся ставить цель, прогнозировать результат через собственный труд, путем проб и ошибок.

В условиях работы группы выходного дня незаменимой является проектная деятельность, поскольку в нее активно включаются родители и все заинтересованные лица в семье, образуя триаду «педагог-ребенок-родитель». Необходимо отметить, что именно с помощью метода проектов возможно успешное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Только совместные усилия, направленные на воспитание и развитие ребенка, приведут к желаемому результату. Только то, что дошкольник увидит, услышит и потрогает, оставит след в его душе . В нашем саду организуются такие совместные проекты, как «Давайте познакомимся», «Любимая игрушка семьи», «Встречи с интересными людьми». Подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что группы выходного дня востребованы, и их деятельность значима и необходима. Они призваны помогать детям раскрыться, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формируют позитивный опыт общения.

Список литературы:

  1. Организация группы выходного дня // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 3.- С.61-69.
  2. Организация групп кратковременного пребывания в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. - № 2. – С.48-59.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос