Как приучить ребенка к горшку — методики и советы родителям. Как приучить ребенка к горшку — методики и полезные советы родителям Жесткий метод приучения к горшку

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

От бабушек мы многие слышали фантастические истории о том, что дети чуть ли не с 8-ми месяцев начинают проситься на горшок. Вдохновленная такими рассказами, я, как примерная мамочка, занялась решением этой непростой задачи, когда моему сыну исполнилось семь месяцев.

Месяц круглосуточного бдения за работой кишечника и мочевого пузыря моего солнышка привели к тому, что я стала по его уморительным гримаскам, по беспокойному дрыганью ножками определять, когда пора приготовиться к грязным подгузникам, а когда все безоблачно и сухо. Правда мои усилия не приучили моего сына проситься своевременно на горшок, но он чутко уловил моё недовольство и начинал хныкать, когда ощущал испачканные подгузники.

Очень сильно мешает нашим занятиям то, что мы с сыном очень мало днем бываем дома. Мы постоянно в разъездах. Естественно, что вне дома во избежание неприятных ситуаций, сын постоянно находится в памперсах. Заниматься приучением к горшку в таких условиях очень проблематично. Сейчас, когда ему год и три месяца, мы практически не сдвинулись на пути к сухим трусикам. Меня это очень беспокоит.

Признав свое фактическое поражение в борьбе за чистое бельё, я привычно засела за интернет и книги. Уже из первых изученных материалов стало очевидно, что я сильно поторопилась. Оказывается физиологически ребенок до года не в состоянии ощущать то, как работают его кишечник и мочевой пузырь . Все наши попытки приучить малыша к горшку сводятся к тому, что мы сами приспосабливаемся замечать неосознанные неуловимые знаки ребенка о том, что он сейчас покакает или пописает. Успеем снять ему штанишки и подержать над горшком – хвалим его ребенка, не понимающего, что случилось. Нет – расстраиваемся и начинаем все сначала.

Реально ребенок начинает ощущать движение каловых масс в собственной прямой кишке примерно в полтора года . Тогда же маленький человечек начинает испытывать дискомфорт от запаха собственных какашек и замечать, что более старшие дети делают все свои дела на горшке, как взрослые. Желание стать старше и заслужить похвалу самого дорогого человека – мамы, заставят малыша целенаправленно и самостоятельно прикладывать усилия к тому, чтобы ходить в одной целый день без вынужденной смены трусиков.

Именно в этот момент необходимо деятельное участие мамы в процессе обучения правильно и своевременно пользоваться горшком.

Самое рациональное начать с высаживания на горшок через 10 минут после окончания завтрака. Организм так устроен, что первый прием пищи неизбежно выталкивает уже переработанную вчерашнюю еду в прямую кишку. Если в этот момент ребенок окажется на горшке, то он без труда сделает все свои дела «как взрослый». Вот здесь понадобится и радость мамы, и какое-то поощрение за удачное отправление естественных функций организма. Вместе с собственной гордостью ребенка за то, что у него все правильно получилось, это станет хорошим стимулом для дальнейших усилий в этом направлении.

Не стоит рассчитывать, что после первого удачного высаживания на горшок, это быстро войдет в привычку. На закрепление рефлексов уйдет от недели до нескольких месяцев. Большой удачей будет, если ребенок к двум годам станет постоянно и безошибочно проситься в туалет. Но окончательно процесс можно признать завершенным только тогда, когда он сам научится снимать вовремя штанишки и садиться на горшок.


С мочеиспусканием все происходит еще сложнее . Как бы ребенку не были неприятны его мокрые штанишки, до двух лет он просто не чувствует, что через минуту ему срочно понадобится на горшок. Тем более, что позывы пописать у детей не столь мощные, как покакать, и управлять мышечной системой связанной с этим процессом значительно сложнее. В силу физиологического укрепления мочевого пузыря потребность в его опорожнении возникает у детей значительно реже, чем в грудничковый период. Это может вызывать ложное представление о том, что дети могут управлять происходящем. Поэтому всякая невнимательность и забывчивость ребенка ставится ему чуть ли не в вину.

Этого допускать категорически нельзя. Возраст упрямства, который наступает при приближении к двум годам, может заставить ребенка намеренно писать не в горшок, а в одежду. Причиной этому может послужить о том, что он неряха или вредина. Особенность детской психики такова, что каждое слово, сказанное значимым взрослым, воспринимается, как истина, а следовательно, он на самом деле неряха и вредина, и незачем стараться ходить в туалет как взрослый. Только терпение и доброжелательное отношение помогут в этом серьезном деле.

Не стоит воспринимать как катастрофу, если ребенок даже в три года иногда оказывается в мокрых штанишках. Поверьте, он переживает не меньше, чем его мама, И при постоянном наличии родительской любви он сможет справиться со всеми своими проблемами.

В сущности, я столь подробно описала методику приучения к горшку, тесно связанную с именем Евгения Олеговича Комаровского . Этот удивительный человек в различной форме (на телевидении, в интернете, в печатных изданиях) делится своими знаниями детской физиологии и психологии.

Эта техника приучения к горшку впитала в себя две диаметрально противоположные тенденции, одна из которых долгие годы практиковалась в Советском Союзе (метод естественной гигиены ), другая – приучение, ориентированное на ребенка – возникшее в 1962 году в Американской академии педиатрии.

Суть первой заключается в том , чтобы начиная с 3-4 месяцев по едва уловимым признакам определять, что ребенок собирается пописать или покакать. В подходящий момент малыш высаживается на горшок, что позволяет ему оставаться сухим и чистым, а маме не использовать непомерно большое количество подгузников. С условием понимания, что ни о каком осознании ребенком происходящего речи быть не может, это приучает его к ощущению постоянно чистоты кожи и позволит быстрее адаптироваться к осознанному обучению, когда подойдет время.

Вторая методика предполагает переход к приучению к горшку только на определенной стадии развития. Ребенок предварительно должен научиться уверенно ходить, говорить коротенькие (минимум из двух слов) фразы и точно понимать, что ему говорят родители. Любое положительное продвижение к использованию горшка по назначению укрепляется при помощи активной похвалы и радости родителей.

Имеют право на существование и более экзотические методики.

Так «метод таймера » предполагает, что на каждые 15 минут заводится будильник, по сигналу которого ребенка ведут на горшок. В случае «успеха» малыш получает какой-нибудь материальный приз (наклейку, маленькую игрушку). Отрицательный результат и «авария» никак не отмечаются. Постепенно интервал времени на таймере увеличивают, что в результате должно привести к нормальному ритмичному посещению туалета. Здесь очень проблематичным кажется состояние нервной системы и ребенка и мамы после целого дня, проведенного возле горшка (15 минут – очень короткий срок даже для того, чтобы спокойно поесть).

Еще один способ требует обстоятельного разговора с ребенком о том, почему и как надо пользоваться горшком. После того, как взрослые решают, что они услышаны и поняты, ребенок лишается всякой одежды. Видя все свои физиологические процессы воочию, он сможет проще сориентироваться, что нужно сделать, чтобы не испытывать неприятных ощущений. С моей точки зрения, это слишком жестко.

Думаю, что два только что описанных способа приучения к горшку. могут быть использованы только в качестве краткосрочной меры при сознательном согласии ребенка на то, что ему нужно обязательно научиться по-взрослому ходить в туалет. В противном случае, он может воспринять подобные действия родителей как обиду и насмешку, чего, естественно, допускать нельзя.

Вообще, говорят, что умение пользоваться туалетом рано или поздно придет само. Рассказывали забавную историю, как одной девочке, которой едва минуло два годика, делали лапароскопическую операцию. Чтобы избежать некоторое время неопасных, но ненужных движений, хирург порекомендовал маме надеть на девочку памперсы. Надо сказать, что юная барышня только-только окончательно научилась не писать в штанишки и очень этим гордилась. Когда мама сказала, что нужно полежать, не вставать на горшок, а делать все свои дела в памперс, как было несколько месяцев назад, девочка категорически отказалась это делать. Она терпела, сколько могла, а потом когда поняла, что больше не выдержит, устроила громкий плач. Да такой плач, что прибежал доктор и разрешил встать на горшок, потому что связанное с этим напряжение не шло ни в какое сравнение с тем, как громко и долго она плакала.

На этом милом эпизоде можно закончить наш разговор о вечной проблеме горшка и маленьких детей. Не стоит торопить события. Наши достижения в этом процессе я буду записывать в комментариях к этой статье . Если ребенок здоров, пример других детей и стремление быть похожим на маму и папу сделают свое дело. У кого-то это получится в полтора года, кому-то придется идти к полной чистоте до трех лет. Любовь родителей поможет преодолеть любые трудности.

Правильно подобранные способы приучить ребенка к горшку, учитывающие его возрастное развитие и возможности помогут вам легко и быстро приучить ребёнка к горшку .

Не существует единого универсального метода приучения ребенка к горшку. Одни и те же методы могут оказаться эффективными для одних детей и совершенно бесполезными для других.

Перед тем как выбрать наиболее эффективный способ приучить ребенка к горшку вам необходимо, в первую очередь, определиться с вашим личным отношением к данной проблеме. Важно знать, как дети отреагируют на тот или иной применяемый вами метод.

Родители по разному относятся к проблеме приучения ребенка к горшку . Одни родители не придают большого значения приучению ребенка к горшку, поэтому, по возможности, начинают это делать как можно позже. Такие родители спокойно без отвращения меняют запачканные ребенком штанишки. Другие же родители наоборот, как можно раньше начинают приучать своего ребенка к горшку, чуть ли не с самого рождения, так как считают, что чистота очень важна для развития малыша и формирования его характера. Такие родители не смогут подавить в себе раздражение, если их малыш запачкает штанишки; становятся все более требовательными, нетерпеливыми, раздражительными. Не сердитесь на него. При приучении ребенка к горшку учитывайте его возрастное развитие. Дождитесь возраста, когда ребенок начнет понимать, что от него требуется и по собственному желанию станет принимать участие в этой процедуре, или хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

С уверенностью можно утверждать, что, подставляя горшок с первых месяцев испражняющемуся ребенку, вы не приучите его к горшку.

Как приучить ребенка к горшку - способы

Способы приучить ребенка к горшку с 6 месяцев до 1 года

Можно начинать сажать ребенка на горшок между 7 – 12 месяцем, при условии, если у него регулярный стул. Ребёнок в этом возрасте достаточно хорошо сидит и уже частично в состоянии управлять нижней частью своего туловища. Учтите то, что ребенок только еще привыкает сидеть на горшке, он не понимает, что от него требуют родители.

Если первый стул у ребенка происходит регулярно в первой половине дня через некоторое время после завтрака, то вы успеете поймать момент и посадить ребенка на горшок. Во второй половине дня стул, чаще всего, не происходит в одно и то же время, поэтому не стоит пристально следить за ребенком и «ловить» момент. Если вы начнете сажать ребенка на горшок часто и на слишком длительное время, то от этого ребенок станет упрямым и нетерпеливым.

Способы приучить ребенка к горшку с 1 года до 1,6 лет

Мочевой пузырь у детей в возрасте с 1 года до 1,6 лет испражняется автоматически. По мере роста ребенка мочевой пузырь укрепляется, и мочеиспускание происходит не так часто, как это было раньше. Ребенок может проспать всю ночь и ни разу не помочиться.

Годовалый ребенок уже в состоянии замечать функционирование различных частей своего тела. При случае он заметит свое испражнение и мочеиспускание.

На втором году жизни допускается возможность посадить ребенка на горшок на 5-10 минут, но при условии, что стул у ребенка регулярный. После того, как ребенок сделает свои дела на горшке, обязательно похвалите его. Тем самым вы способствуете увеличению у ребенка удовлетворения от сделанного. Через несколько недель его регулярного испражнения в горшок и ваших похвал он будет все больше и больше гордиться собой и своими достижениями. При соблюдении вами вышеизложенных приемов ребенок поймет, что он делает правильно, что испражняется в горшок.

В этом возрасте дети не просятся сами на горшок и еще продолжают мочиться в штанишки.

Родителям о ребенке:

Как приучить ребенка к горшку - пожалуй, один из самых волнительных вопросов для родителей. Часто дорога к горшку полна детских слез и родительских разочарований - почему же? Как сделать процесс обучения подобным навыкам простым, приятным и главное - результативным? В каком возрасте ребенок уже готов к обучению? В гостях у доктора Комаровского - семья певца и телеведущего Андрея Кише с детьми, они обсуждают тему раннего приучения к горшку и делятся опытом: как приучить ребенка к горшку быстро, без слез и истерик.

Способы приучить ребенка к горшку с 2 лет

К двум годам мочевой пузырь у детей уже достаточно окреп, чтобы удерживать мочу в течение как минимум 2 часов. Некоторые дети просыпаются сухими после дневного или ночного сна. Таким образом, родителям остается только лишь вовремя успеть посадить ребенка на горшок (сразу же после сна или по прошествии двух часов после последнего мочеиспускания) и похвалить после того как ребенок сделает свои дела.

Некоторые дети в этом возрасте способны сообщать матери о его желании испражниться, а так же с большим удовольствием выполняют высказанные в дружелюбной форме просьбы матери воспользоваться горшком.

Ребёнок боится горшка как приучить?

  • Поощряйте желание ребенка воспользоваться горшком.
  • Проявляйте терпение и оптимизм. Только по прошествии некоторого количества времени, малыш поймет, что от него требуют взрослые. Сначала ребенок испачкает штанишки, а только потом сообщит об этом матери. Похвалите ребенка и попросите его, что бы он в следующий раз сообщил вам, когда ему захочется на горшок. Объясните ему, что только после его просьбы вы вовремя посадите его на горшок и его штанишки останутся чистыми.
  • Время от времени говорите, напоминайте ребенку, что он уже большой, взрослый, что и вы, и папа, и его брат (сестра), другие мальчики и девочки пользуются горшком, и как приятно ходить в чистых штанишках. Возможно, наступит момент, когда вы отчаетесь, будете раздражены, если вам покажется, что все ваши попытки и усилия приучения ребенку к горшку окажутся тщетны.
  • Постарайтесь не ругать, не наказывать и не стыдить ребенка за испачканные штанишки. Оставьте ненадолго ваши попытки. Помните, наказание только усугубит и ухудшит дело. Ребёнок будет становиться только упорнее, от того что вы будете заставлять его подолгу сидеть на горшке против его желания. Ваш гнев, не помогший ребенку сразу же сделать дела на горшке вызовет лишь у него чувство вины. Такое постоянное давление на ребенка, постоянное вызывание у него чувство вины сделает из ребенка суетливого, неуверенного в себе, робкого человека, боящегося начинать новое дело.
  • Психологи не советуют покупать детям музыкальные горшки. Они отвлекают ребенка от основного дела. К музыкальным горшкам дети относятся скорее как к игрушке, а не как к предмету первой необходимости.

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Во сколько приучать ребёнка к горшку?

Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.

5 основных этапов:

  1. Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает.
  2. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон.
  3. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов.
  5. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.

Небольшие хитрости

Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:

  • процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;
  • приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут. Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету;
  • необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек;
  • ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны;
  • чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев);
  • можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок».

Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.

Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.

Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней: основные шаги

Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.

  • первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на десять, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности;
  • второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи;
  • третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты;
  • четвёртый — седьмой дни . На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка.

Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Приучение к горшку за 1 день: возможно ли это?

Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.

Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:

  • резиновая кукла с дырочкой для демонстрации мочеиспускания;
  • сам горшок;
  • любимые детские напитки;
  • одноразовые трусы.

Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.

Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.

Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».

Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.

Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.

Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.

Приучение к горшку девочки и мальчика: имеются ли отличия?

Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.

Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.

Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.

Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.

Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.

Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.

Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую . Вероятных причин у подобного явления несколько:

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические , при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Несколько выводов

Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:

  1. Необходимо учитывать физиологическую и психологическую готовность детей к обучению.
  2. Оптимальный возраст, по мнению экспертов, – от полутора до двух лет. Лучше позже, чем раньше.
  3. Нужно приготовиться к неминуемым «осечкам» при приучении ребёнка, стоит чаще его хвалить и не обращать внимания на неудачи.
  4. Не следует настаивать на опорожнении кишечника и мочевого пузыря, заставлять малыша тужиться «во всю мочь».
  5. Можно выбрать как длительный отказ от подгузников, так и ускоренные методики приучения к горшку. Всё зависит от вашего настроя и особенностей ребёнка.
  6. Приобретать ночную вазу лучше вместе с малышом. Так вы покажете значимость события и сможете скорее «подружить» горшок и ребёнка.
  7. Если не получилось с первого раза, подождите. Отложите пластикового «приятеля» на антресоль, забудьте о проблеме на пару месяцев, а затем опять ненавязчиво пробуйте отказаться от подгузников.
  8. Если ребёнок боится горшка, подождите, пока страхи улягутся, а уже затем вновь начинайте знакомство с этим полезным гигиеническим аксессуаром.
  9. При неконтролируемом мочеиспускании после 5 лет следует обязательно проконсультироваться с неврологом и урологом.

Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.

Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.

Многие мамы, устав от бесконечных подгузников и стирок, хотят как можно скорее приучить ребенка к горшку и избавиться, наконец, от надоевших подгузников, которые стоят немалых денег. Важно помнить, что малыш развивается постепенно и понимание многих физиологических процессов ему попросту недоступны до определенного возраста. Считается, что осознанное использовать горшок, будущий взрослый может только в 2-2,5 года, но начинать приучать к горшку стоит раньше – этот процесс может занять не менее полугода.

Сроки приучения ребенка к горшку

На первом году жизни мочеиспускание и стул у ребенка являются рефлекторными. То есть данные процессы происходят вне зависимости от желания ребенка. Малыш никак не ощущает наполнение мочевого пузыря или прямой кишки и тем более не может регулировать данные процессы. После года дети начинают чувствовать наполнение прямой кишки, а ближе к двум годам – заполнение мочевого пузыря. Именно поэтому педиатры рекомендуют начинать высаживать малыша на горшок в 18 месяцев. В этом возрасте ребенок уже физически подготовлен к знакомству с горшком.

Показателями того, когда сажать ребенка на горшок, служат следующие критерии:

  • малыш способен оставаться сухим 2 и более часов;
  • просыпается сухим после дневного сна;
  • ребенок достаточно развит, чтобы приседать на корточки, вставать, садиться самостоятельно;
  • опорожнение кишечника происходит примерно в одно и то же время;
  • понимает, когда обращаются к нему, может объяснить свои потребности. Желательно также «узнавание» разных видов одежды (трусики, штаны, кофты).

Данные утверждения – прямое доказательство того, что пришло время научить ребенка пользоваться горшком. Мочеиспускательная система достаточно развита, чтобы удерживать мочу. Нервная система способна контролировать мочеиспускание. Другими словами, теперь ребенок может терпеть.

Родители, которые рано начинают задаваться вопросом, как приучить ребенка к горшку, все же надеются на удачу. Примером для них служат дети, которые научились это делать еще в 8 и 10 месяцев. Как же родители смогли приучить их к горшку в столь раннем возрасте, если считается, что это невозможно? Процесс мочеиспускания и дефекации у таких детей совершается на уровне условного рефлекса. Другими словами, ребенка сажают на горшок и начинают произносить «пись-пись-пись» или «а-а-а».

Держат малыша на горшке до тех пор, пока он не сделает необходимое «дело». В результате, или родители просто удачно успевают поймать момент и относят это на счет достижений ребенка, или на данные слова у ребенка вырабатывается рефлекс, но это не то, к чему нужно стремиться. Цель родителей – объяснить, зачем нужен горшок, как и когда им пользоваться. У деток, которых рано приучили к горшку, на втором году жизни часто проявляется беспричинный (как кажется родителям) отказ от него – малыш не садится на горшок. Все объясняется детским протестом – ребенок наконец-то начинает чувствовать позывы в туалет, а его по-прежнему заставляют ходить на горшок под «пись-пись» и «а-а-а».

Начинать приучение к горшку лучше всего в теплое время года, когда на малыше меньше одежды и пользоваться горшком значительно легче, чем зимой.

При выборе горшка следует отдавать предпочтение моделям, выполненным по анатомическим формам ребенка. Для девочек лучше выбирать круглую форму, для мальчиков – овальную или с выступом спереди. Сейчас в магазинах есть много самых разных вариантов, рассчитанных на любой вкус и кошелек, но при выборе нужно помнить, что горшок должен быть удобным, устойчивым и нехолодным. Ребенку не понравится, если придется садится на холодный гошок, это может вызвать активное сопротивление при использовании и обучении. Его высота должна подходить малышу.

Самый распространенный вариант – пластиковый горшок-кресло. Не стоит приобретать горшки с музыкальными или игровыми элементами, так как вместо предмета, который нужно использовать только по необходимости, он может превратиться в очередную игрушку. Кроме того, дополнительные эффекты будут отвлекать ребенка от процесса. Важный критерий, на который нужно обратить внимание – устойчивость. Маленькие дети могут быть неловки, а неудачная попытка сесть или встать с сиденья может испугать ребенка и отбить охоту пользоваться этим предметом.

После покупки горшка малыша нужно с ним познакомить. Стоит показать ему нового «пластмассового» друга, рассказать, зачем он нужен. Если ребенку не интересно, попробуйте в другой раз, не настаивайте слишком усердно, чтобы не вызвать негативных эмоций. Чтобы рассказ о необходимости горшка лучше запомнился ребенком, покажите, как им пользоваться на примере игрушек. Наберите в любимого резинового мишку немного воды, поиграйте им и скажите, что он захотел в туалет. Тут же посадите мишку на горшок и нажмите на него, чтобы потекла водичка. Если есть старшие братья или сестры или просто знакомые дети, которые немного старше, можно попросить их родителей, чтобы вашему ребенку показали пример пользования горшком. Так обучение пройдет существенно быстрее.

Во время привыкания к новому предмету первой необходимости ребенка по возможности нужно отучать от подгузника. Это чревато регулярной уборкой и стиркой, но так малыш быстрее поймет устройство своего тела и необходимость пользоваться горшком засчет наглядной связи между позывами и последующим испражнением. Это не значит, что маленький человечек должен ходить совсем голым, но он поймет, что ходить мокрым и грязным неприятно, а значит нужно вовремя использовать горшок.


Для начала высаживать малыша на горшок лучше всего регулярно:

  • утром после сна;
  • перед едой и после нее;
  • перед дневным сном и после него;
  • перед прогулкой и после нее;
  • перед ночным сном.

При этом не позволяйте проводить на горшке дольше 5-7 минут, иначе этот процесс займет большую часть дня. К тому же, долгое принудительное сидение на горшке отбивает желание «общаться» с ним. Поэтому не заставляйте ребенка сидеть на горшке против его воли, если очевидно, что нужного результат в данный момент не достигнуть.

Не забывайте каждый раз пояснять ребенку, зачем вы сажаете его на горшок. Так он запомнит слова-маркеры («писать», «какать», замена на звукоподражания) и научится правильно их использовать и объяснять вам в дальнейшем свои потребности.

Не стоит начинать приучение к горшку, если ребенок болен или во время прорезывания зубов. В такие дни дети особенно капризны и рассеяны по вполне объективным причинам, к тому же отклонения от нормы в здоровье может сказаться на частоте нужды в туалете.

Каждый раз, когда у малыша получится сделать то, чего от него хотят, хвалите ребенка. Но это должна быть только похвала, а не поощрения в виде конфет и игрушек. Если же возникают проблемы, не ругайте ребенка, старайтесь относиться с терпением и понимаем к временным неудачам и регулярно напоминайте крохе о существовании горшка и его назначении. Горшок должен быть всегда чистым и быть в доступном для ребенка месте.

Последний этап программы, как ребенка приучить к горшку – это закрепление результата. Спустя несколько месяцев регулярных высаживаний, малыш может сам попроситься на горшок. Но это не значит, что после первого самостоятельного раза всегда все будет получаться – маме предстоит поменять не одни детские штанишки! Дети часто заигрываются и забывают обо всем на свете, поэтому если родители замечают, что малыш давно не ходил в туалет, стоит напомнить ему об этом. Будьте внимательны к поведению ребенка: если ребенок замирает в процессе игры, морщится без причины, тужится, начинает кряхтеть, вполне вероятно, что стоит тут же посадить его на горшок.

Почему ребенок боится горшка?

Одной из самых неприятных ситуаций для родителей является та, когда ребенок боится горшка. Причины могут быть самые разные. Например, малыша сразу же после дневного сна – еще теплого, сонного – усадили на холодный горшок. Также отбивает желание «общаться» с горшком долгое сидение на нем. Поэтому максимум времени, которое на нем должен ребенок провести – 10 минут.

Довольно часто боязнь горшка развивается у тех детей, на которых кричат из-за неудачных попыток приучения. Родители должны набраться терпения, если хотят добиться в этом деле успеха. Горшок должен находиться в спокойном месте, где малыш сможет сосредоточиться. Резкие звуки или другие происшествия, которые могут испугать ребенка, способны надолго отбить охоту даже подходить к горшку. Если ребенок не ходит на горшок – не отчаивайтесь, не теряйте терпения и ни в коем случае не кричите на малыша. Подождите. Он должен осознать, что от него требуется, и научиться управлять собственным телом. Иногда на это уходят месяцы, но результат того стоит! Наступит день, когда малыш сам попросится в туалет и будет рад тому, что у него все получилось.

Помните, что даже если у вас ничего не получается и ваш ребенок категорически не принимает необходимость пользования горшком, то стоит запастись терпением – к четырем-пяти годам так или иначе ребенок привыкнет пользоваться горшком или туалетом. Все дети индивидуальны и развиваются каждый по-своему. Ведь не бывает здоровых детей, которые после пятилетнего возраста так и научились обходиться без подгузников.

Видео

Как приучить ребенка к горшку и не сделать это большой проблемой не только для малыша, но и для всей семьи. Ведь порой этот процесс протекает бурно: с противостоянием «отцов и детей». Как и когда помочь ребенку прийти к самостоятельному усаживанию на горшок? Есть ли какие-то методы и способы?

Акты дефекации и мочеиспускания у грудничка происходят непроизвольно. В чем заключается задача приучения к горшку? В том, чтобы безусловный рефлекс постепенно превратить в условный, осознанный. Согласно медицинским показаниям контроль над этими процессами формируется у малыша от 22 до 30 месяцев. Эту цифру называют педиатры всего мира. И только лишь к трем годам у ребенка закрепляется самостоятельный навык. Что делать родителям? Ждать срока? Или можно научить ребенка ходить на горшок раньше? Выбор всегда есть. Важно, чтобы он не противоречил здравому смыслу.

Физиология и педагогика

Успешное приучение к горшку связано не с усилиями родителей, всевозможными педагогическими, а порою антипедагогическими методами. Оно зависит от физиологической готовности мочевого пузыря и прямой кишки, от зрелости нервной системы, сфинктеров выделительной системы, мочеиспускательного канала. Процесс созревания протекает по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, перенесенных заболеваний, осложнений, генетического фактора. Возникает вопрос: а где же применить педагогику? Достаточно принять для себя такие правила: последовательность, единогласие всех членов семьи в принципах приучения к горшку и спокойствие, только спокойствие.

Приметы готовности

Начинать приучать ребенка к горшку можно после 18 месяцев. К этому времени большинство детей созревает не только физиологически, но и психологически к тому, чтобы сесть на горшок без принуждения. Каковы эти приметы?

  • Интервал между мочеиспусканием постепенно увеличивается . В течение двух часов у малыша сухие штанишки или подгузник.
  • Опорожнение кишечника происходит примерно в одно и то же время . Это дает возможность ребенку «настроиться», прислушаться к процессам, которые протекают в организме.
  • Осознание . Несмотря на то что процессы еще могут быть не контролируемы, малыш понимает смысл слов «писать» и «какать».
  • Знакомство с частями тела . К полуторагодовалому возрасту кроха уже понимает, где рука, живот, попа и т.д. Также он знает, что такое штанишки, колготки, трусики.
  • Самостоятельность . Она проявляется в знаменитом «я сам». Всячески нужно поощрять и поддерживать в ребенке тягу к самостоятельному одеванию. Он должен знать, куда надевают штанишки и трусики. А как надевать - это уже другой вопрос и дело времени.
  • Внимание на мокрых штанах . Ребенок демонстрирует не только дискомфорт, но свое эмоциональное отношение к случившемуся. Важно не журить малыша, а акцентировать внимание на ощущениях: неприятно, неуютно, неудобно, холодно, плохо пахнет.
  • Сигнал «хочу» . Пожалуй, один из самых важных моментов. Если малыш демонстрирует свое желание, то есть «просится», то его вообще не надо приучать. Этот процесс запущен самой природой. Свое желание кроха может выразить не только словами, но и жестами, какими-то своими условными обозначениями и символами. Такое поведение необходимо поощрять, хвалить.
  • Понимание назначения горшка . Горшок - не игрушка. На нем делают важные дела, а не сидят по полчаса и играют. Такое отношение нужно формировать с самых первых шагов к горшку.

Если все выше перечисленные признаки отсутствуют, необходимо проводить «разъяснительную работу» и формировать эти важные навыки у малыша.


Первый горшок: выбор, использование по назначению

Горшок - отдельная тема. Для некоторых семей она превращается в эпопею. Каких только приспособлений не накупили - а писать в горшок так и не научились! На что обратить внимание при выборе горшка? Каким правилам нужно следовать?

  • Качество и уход . Купите горшок, изготовленный из качественной пластмассы. Также он должен легко и удобно мыться.
  • Удобство . Индустрия товаров для детей предлагает столько форм, вариантов и моделей горшков, что можно растеряться при выборе. И все-таки у этого приспособления весьма прозаическая функция. Он должен нравиться малышу внешне, не быть холодным, иметь поддерживающую спинку, подходить по размеру. Избыток «визуальных стимуляторов» на горшке может только помешать процессу. Это нужно учитывать.
  • Время для знакомства . Первые пробы высаживания должны совпадать с моментом, когда малыш вот-вот должен пописать или покакать. Выбирайте подходящее время: сразу после сна, кормления. Сидение на горшке по возможности нужно сводить к минимуму. Длительное удерживание на горшке дети могут воспринимать как попытку ограничения их действий.
  • Музыкальный горшок . Когда ребенок пописает, то получает бонус в виде мелодии. Это мотивация, как и палка, о двух концах. Может сработать там, где не надо. Бывает, что дети слышат где-нибудь музыку и тут же дудонят в штаны. Другая проблема, о которой говорят мамы со стажем, - мелодия может напугать ребенка, и он будет воспринимать горшок как некую угрозу.
  • Преданность одному «трону» . Не рекомендуется покупать несколько горшков, а также часто их менять. У детей сильная привязанность к вещам, и всякие перемены вызывают у них тревогу. Смена горшка может привести к тому, что годовалый ребенок просто откажется на него садиться.
  • Предмет быта и бытия . Горшок должен стать частью материального мира малыша. В первое время не рекомендуется ставить горшок в туалете, ванной, коридоре. Он должен занять почетное место именно в комнате, уголке ребенка, быть частью не только его материального, но и психологического пространства.
  • Альтернатива горшку . Можно приобрести специальное детское сидение на унитаз. Хотя в первое время горшок все-таки предпочтительнее: его можно установить в самом уютном, любимом уголке. А туалет - тесное, непривычное пространство для ребенка. Хотя многое зависит от привычки.

Как приучать к горшку

Приучение ребенка к горшку требует терпения родителей и понимания, что это не произойдет за 1 день.

  • Время года . Лучше начинать летом с чисто практической стороны дела: тепло, мало одежды, быстро сохнет, на улицу можно выходить без подгузника с запасными трусами. Некоторых мам может обеспокоить вопрос: если в это лето не попадаем, то ждать следующего? Да, можно ждать. Но никто не запрещает это делать в любое другое время года. Только нужно быть уверенным в двух вещах: ребенок не переохлаждается и все согласны, что драгоценные (и не очень) ковровые покрытия, матрацы, покрывала могут пострадать.
  • Тяжело в учении - легко в бою . Будут промахи и мокрые штаны. Важно хвалить ребенка конкретно по делу. Не просто «молодец», а «смотри, сухие штанишки - это хорошо». Если случилась неудача, то лучше на нее не обращать внимания. Поощряйте только успехи, старайтесь не раздражаться.
  • . Во время приучения к горшку не стоит резко отказываться от подгузников. Необходимо сократить их применение. Лучше оставить дневной и ночной сон с подгузниками, затем при дневном уже не надевать. Во время лучше перестраховываться и надевать подгузник. Дома ребенок вполне может обходиться без него. При каждом пробуждении необходимо высаживать малыша на горшок. Часто бывает, что ребенок писает сразу после пробуждения. Если подгузник остался сухим, маме - экономия денег, а малышу - честь и хвала.
  • Трусики для приучения к горшку . Это новшество детского нижнего белья предназначено для того, чтобы ребенок, описавшись, чувствовал дискомфорт и осознавал, что горшок - все-таки полезная штука. При этом ноги малыша, кровать или ковер остаются сухими. Трусики многоразовые, трикотажные, внутри содержат непромокаемый слой, впитывающий влагу и пропускающий воздух. По сути - это тонкий многоразовый подгузник. Отзывы о них разные: от самых высоких оценок до абсолютной бесполезности. Однако можно отметить одно положительное продвижение к цели при использовании этих трусиков: ребенок начинает сигнализировать, что ему неприятно. Это важный шаг.
  • Привычный ритуал . Малыш должен четко усвоить полный алгоритм действий, связанных с процессом: подошли к горшку, сняли штанишки, сели, сделали дело, помылись, вытерли попу, надели штаны, вместе с мамой пошли и вылили содержимое в унитаз, помыли горшок, поставили его на место. Между прочим, все эти важные этапы можно пройти в игровой форме.
  • Очередь на горшок . Высаживать на горшок можно любимые мягкие игрушки. Этот способ проверен не одним поколением. И работает безотказно. Только важно, чтобы в конце очереди стоял сам ребенок.
  • Спокойная обстановка . Бывают дети, которым нужно уединение, это нормальный, адекватный запрос. Но бывают малыши, которым нужна компания, когда они писают и какают. Конечно, присутствие родителей не должно превращаться в веселый балаганчик. Еще раз акцентируем внимание: сидение на горшке - только по делу, а не ради игры.
  • Хорошее настроение . Акт дефекации и мочеиспускания не должен ассоциироваться у малыша с экзекуцией, принуждением. Не будем углубляться в фрейдовские и юнговские теории, уходить в тайны подсознания, но все же что-то есть в этой теме «ниже пояса».
  • Личный пример . Опыт показывает, что дети быстрее приучаются к горшку в многодетных семьях, когда видят, как это происходит у братьев и сестер. Мама и папа также могут продемонстрировать, что они ходят в туалет и у них сухие штаны. У папы и сына вообще может сложиться в этом деле тесное сотрудничество. Важно, чтобы малыш усвоил: приобщение к горшку - шаг в мир взрослых.
  • Детский сад . Для многих родителей вопрос высаживания связан со временем поступления малыша в детский сад. И как показывает опыт, эта проблема быстро решается именно в этом месте. Здесь усаживание на горшки проходит дружно, всей группой. Мотивация приобщения к общему делу в этом возрасте высока.
  • Психологическое напряжение и тревога мамы . Как отучить ребенка писать в штаны, если мама сильно напрягается по этому поводу? И чем сильнее напряжение мамы, тем сильнее расслабление крохи с результатами в виде луж. Дружба с горшком и сухие штаны показатель не только физиологической зрелости, но и социальной адаптации малыша. Однако в первую очередь убедитесь, что ребенок здоров. Стоит проконсультироваться с неврологом и урологом, если есть какие-то подозрения. Но выслушивать мнение соседей, друзей и родственников по этому поводу не стоит. Мама и ребенок связаны друг с другом энергетически. Тревога, чувство вины, своей неполноценности или неполноценности ребенка - все эти негативные эмоции невидимым образом влияют на него.

Не рекомендуется начинать процесс приучения к горшку в моменты, когда ребенок болеет или ослаблен после болезни. Психологическая атмосфера в семье должна быть спокойной. Также необходимо исключить ожидание хорошего результата. Чем больше ожидание, тем больше разочарование и невольное раздражение родителей при неудачных попытках.

Любимый метод английских мам

Этому методу посвящена отдельная книга Джины Форд «Как приучить ребенка к горшку за 7 дней по системе „Довольный малыш“». В Англии теория Джины Форд (она издала много книг по воспитанию) невероятно популярна. Детей, выросших по ее системе, называют «Джина бейби». В чем суть метода?

  • Первый день . Проводится разъяснительная работа на тему, что малыш уже большой, ходит не в подгузнике, а в трусиках. Чтобы пописать или покакать, он должен воспользоваться горшком. Показать, что у мамы тоже есть «свой» горшок - унитаз. Автор рекомендует высаживать ребенка на горшок каждые 15 минут и сидеть минимум 5 минут. Если малыш не хочет сидеть, можно развлекать его, читать ему книгу. Когда у ребенка получится сходить на горшок несколько раз, нужно увеличить промежуток между высаживаниями. Необходимо проявлять спокойствие и уверенность, не демонстрировать разочарование и неодобрение.
  • Второй день . Сначала напоминайте ребенку о горшке, а потом интересуйтесь, помнит ли он, что нужно сесть. Если малышу удалось пописать два раза самостоятельно - это уже успех. Постарайтесь исключить стрессовые ситуации, эмоциональные всплески, организуйте спокойный режим дня, чтобы кроха не перевозбуждался и не уставал.
  • Третий день . Определяется частота высаживаний на горшок: после завтрака, перед прогулкой, перед сном. Важно: не надевать подгузник на малыша, когда идете на прогулку. Объясните, почему надо пописать перед выходом на улицу. Автор считает, что это большая ошибка на пути к самостоятельному навыку. Проявляйте настойчивость.
  • Четвертый и все последующие . Согласно теории Джины Форд на четвертый день ребенок самостоятельно садится на горшок. Если он отвлекается на игры, то каждые два часа ему нужно напоминать. Советы на следующие три дня: ставьте горшок ближе к туалету, чтобы у него выработалось понимание, в каком месте нужно ходить в туалет. Поощряйте его старания.

Метод высаживания Джины Форд, как все другие ее теории, категоричен, полон английской строгости и принципиальности. Может быть, поэтому он действует? Русской маме как-то трудно вообразить, что ребенок, впервые в жизни увидев горшок, сможет сидеть на нем по расписанию. Английскую маму это совсем не смущает. Высаживать ребенка на горшок по-английски - значит, проявить родительскую волю, выстроить правильный режим и ровно в «файф о клок» со спокойной душой пить чай с приятельницами.

Пути к горшку: 3 варианта

В приучении к горшку можно идти разными путями. Некоторые из них тернистые.

Да здравствует подгузник!

Приверженцы этого варианта считают, что не надо морочить голову себе и ребенку раньше срока. Если врачи говорят, что до 30 месяцев может не быть физиологической готовности, то нужно просто подождать. В этом подходе есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что у родителей нет тревоги по этому поводу, а еще у них - спокойные ночи, без пробуждений, смены мокрой постели и одежды, а дни без горы стирок и т.п. А еще им все равно, что скажут люди, ведь ничего позорного в этом нет.

Минус в том, что постоянное пребывание в подгузнике лишает ребенка контакта с собственным телом. Подгузник поглощает влагу, и малыш не фиксирует внимания на этом процессе. Важно видеть и «результаты проделанной работы». Это помогает психологически подготовить ребенка сесть на горшок. Ведь должно быть какое-то обоснование воспитательного момента. А какое обоснование для подгузника? Загадили - выбросили в мусорное ведро. А красивые штанишки просто так в мусорку уже не выбросишь.

Долой подгузник!

Приверженцы раннего высаживания на горшок непримиримо относятся к подгузникам как к злу цивилизации. И необоснованно считают, что эти средства провоцируют развитие . Некоторые мамы пробуют высаживать малыша на горшок в полгода и раньше. Приучать ребенка к горшку с грудничкового возраста не имеет смысла. Будь кроха трижды вундеркиндом, но мочеиспускание и дефекация у него пока что будут непроизвольными. Бесконечные держания над тазиком, утомительные «пи-пи» и «а-а» в итоге приносят плоды, но какой ценой! Ценой драгоценного времени мамы и настроения грудничка.

Что в этой ситуации хорошо? В том, что мама много времени уделяет малышу, создает надежность и безопасность. Что плохо? Мама пытается контролировать то, над чем она не властна. Акт дефекации и мочеиспускания - интимный процесс. Малыш должен быть сконцентрирован на своих ощущениях, а не на том, что ему шепчет на ушко мама или бабушка.

Золотая середина

Она лежит на пересечении здравого смысла родителей, знания физиологии процесса и удобства. Кто скажет, что подгузник - это неудобно? На прогулке, в пути, во сне - вещь на сегодняшний день незаменимая. Кто скажет, что ползать, ходить или бегать голышом, в трусиках или колготках по дому - это не полезно для ребенка? Для ковровых покрытий - да, вредно. Но для малыша, который осваивает путь к горшку, - условие важное и необходимое. Ведь учатся на собственных ошибках. И только опыт мокрых штанов дает понимание того, как все-таки хорошо и приятно, когда они сухие. Переполненный мочевой пузырь и кишечник создают напряжение и дискомфорт. Опорожнение приносит удовлетворение и спокойствие.

Ребенок должен уловить разницу, познать этот внутренний процесс на личном опыте: чем дольше напряжение, тем больше расслабление. Со временем он научится сдерживать и расслаблять мышцы сфинктеров выделительной системы. Это может произойти и в 2 года, и позже.

Вмешательство в «горшковые дела» имеет тонкие грани, через которые взрослые переступают, не осознавая этого. В будущем это может повлечь за собой психологические проблемы и зависимость от каких-то особенных, а порою специфических условий, чтобы пописать и покакать.

Как быть, если навык утрачен

Бывает, что ребенок перестал ходить на горшок. Вроде бы освоил этот навык, а потом принялся за старое. Каковы могут быть причины?

  • Если ребенок воспринял сидение на горшке как игру, то она ему может просто наскучить . Возможно, изначально малыш не усвоил, что это всерьез и надолго. Придется набраться терпения и расставить акценты правильно.
  • Сила действия равна силе противодействия . Это закон не только физики, но и психологии. Еще раз нужно обратить внимание, нет ли давления на малыша, иначе он будет сопротивляться.
  • Напоминание . Наивно полагать, что кроха сам побежит и усядется на горшок. До 3 лет взрослые должны контролировать процесс и напоминать, что пора. Часто во время игры дети так увлекаются, что могут описаться. Это вполне нормально и типично.
  • Позитивные эмоции . Регресс в приучении к горшку бывает часто. Не стоит из-за этого сильно переживать. Поддерживайте, если кроха сам расстраивается из-за случившегося. Понаблюдайте за ребенком. Возможно, ему не хватает внимания. Если есть подозрения, что причины в неврологических или урологических нарушениях, покажитесь доктору.
  • Стресс . Это может быть поступление в садик, испуг, переезд на новое место, длительное путешествие, изменения климатической зоны, режима дня, питания. В такие моменты ребенка нужно успокоить, обеспечить ему психологический комфорт. И только после этого вернуться к урокам высаживания на горшок.

Искренне радуйтесь, если у малыша получилось снова сходить на горшок. Это ценнее всех самых эффективных методов.

Когда приучать ребенка к горшку? Иногда к скорейшему решению этого вопроса подталкивают ситуации, - например, необходимость идти в садик. Иногда маму гложет тревога. Иногда донимают бабушки. В любых ситуациях стоит напоминать себе: еще каких-то 100 лет тому назад мамы вообще об этом не задумывались. И все дети вовремя учились ходить в туалет. Тогдашних женщин интересовали другие насущные вопросы: выживет ли малыш после тифа, кори или скарлатины? Если не все, то многое познается в сравнении.

Распечатать



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок