Факторы определяющие микроклимат в доу. Особенности влияния микроклимата дошкольного образовательного учреждения на состояние здоровья детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Основные помещения детского сада -- групповые комнаты -- по своим размерам должны обеспечивать потребности детей в движении и чистом воздухе. Если на одного ребенка приходится 4 м 2 площади, а высота помещения равняется 3,2 м, то кубатура воздуха на каждого ребенка составит около 8 м3, что соответствует основным санитарным нормам.

Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3--4 раза в день проветривать помещение. Длительность проветривания зависит от разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении. Полноценный воздухообмен особенно важен в тех помещениях, где площадь групповых комнат меньше 50 м2 или высота потолка ниже 3 м.

Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.

Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты -- 19--21°С, для зала -- 18°С, туалетных -- 20--22°С, бассейна -- 29°С (температура измеряется на уровне роста детей, а в комнатах первого этажа -- на полу).

Радиаторы центрального отопления обязательно огораживаются. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов.

Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.

Не меньшее значение для здоровья детей, чем чистый воздух, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.

Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Нормальным считается, если площадь застекленной поверхности окон равна 1/5--1/6 площади пола (световой коэффициент 1:5 или 1:6). Это значит, что при площади групповой комнаты в 50 м2, площадь всех окон должна быть равной 8--10 м2.

Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года -- с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40--70% световых лучей.

В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат. Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс -- при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста -- 6 светильников по 200 ватт.

Для детского сада рекомендуются светильники типа СК-300 «Электросвет» или Яблочкова, КСО-1, ШОД (школьного освещения диффузный). Нельзя использовать открытые снизу люцетты и лампы, не защищенные арматурой, так как они приводят к утомлению глаз. В крайних случаях при отсутствии необходимой арматуры обычные электролампы заменяются матовыми (но матовые шары диаметром 250 мм также не подходят, поскольку габариты ламп 200 и 300 ватт не соответствуют их размерам).

Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.

Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая -- до 40%, синяя и голубая -- 25%, коричневая - 13%, черная всего лишь 1--2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

Отопление в этом году началось позже обычного. Страна, как-никак, идет в Европу! Идет настолько быстро, что газ за ней не успевает... В общем, кто-то с кем-то не договорился, кто-то не закупил, кому-то не дали кредит, где-то прорвало и т. д. Короче говоря, на улице + 5 °С, а батареи холодные.

Ежедневно по телевизору показывали репортажи о несчастных детях, замерзающих в детских садах. Там всего +17 °С, детки в свитерах, но мужественные: скачут, улыбаются... Крупным планом возмущенные мамы. Они уж точно понимают всю серьезность ситуации: кошмар, надо что-то делать, заморозим ведь детей!

Ну наконец-то, ДОЖДАЛИСЬ! Включили-таки отопление. Полегчало. Отлегло.

Столбики термометров поползли вверх, быстро преодолели символические 20 °С, оставили позади нормальные 22 °С, перепрыгнули комфортные 25 °С и замерли наконец на уровне теплых 28-30 °С.

Все дружно успокоились. Мамы довольны, журналисты потеряли интерес, дети... А что, собственно, дети? Пусть снимают свитера и радуются побыстрее. Почему побыстрее? Да потому, что радоваться недолго осталось...

Мы все прекрасно понимаем: температура воздуха в помещениях детских дошкольных учреждений (ДДУ) не может быть такой, как хочется директору садика, нянечке или воспитательнице. Она (эта температура) не устанавливается по прихоти какой-либо особо активной мамочки или по решению особо демократического органа под названием «родительское собрание».

Температура воздуха в ДДУ строго регламентируется особым документом, который носит гордое название «Государственные санитарные правила и нормы...».

Государство решило, что ему необходимы особые, опять-таки государственные, органы, которые возьмут на себя заботу о здоровье детей. Как следствие - во всех без исключения республиках бывшего СССР имеются министерства, контролирующие всё, что связано с охраной детского здоровья, и организующие работу ДДУ и школ. Министерства эти называются по-разному: здравоохранения, охраны здоровья, образования, образования и науки и т.д. и т.п., но суть и направленность действий от названия не зависит.

Под руководством министерств ученые мужи в течение многих десятилетий проводили исследования, ставящие своей целью узнать, какими должны быть параметры воздуха в школах и ДДУ. Вполне очевидно, что должные, правильные, нормальные параметры воздуха - это такие параметры, при которых отрицательное влияние на здоровье ребенка, а следовательно, и заболеваемость - минимальны.

Ученые установили, что имеются три основных показателя, подлежащие контролю:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) интенсивность воздухообмена.

Для каждого показателя медицинской наукой определены оптимальные значения, которые, собственно, и включены в упомянутые выше «Государственные санитарные правила и нормы...». О каком бы государстве ни шла речь (России, Украине, Беларуси, Молдове и т.д.), значения эти примерно одинаковы. Нет, они могут отличаться на 1 °С или на 5% относительной влажности, но отличия эти - скорей попытка продемонстрировать оригинальность и независимость от тоталитарных инструкций бывшего СССР, нежели расхождение во мнениях.

Никто никаких новых исследований не проводил, да и зачем, ежели и без того все ясно и ответы на вопросы получены.

Итак, где бы вы ни жили - если ваш ребенок посещает детский сад, там должна быть температура в игровых комнатах 21-24 °С, а в спальнях 18 - 22 °С. При этом 24 °С в игровой и 22 °С в спальне - это рекомендация для ясельных групп, расположенных в климатических районах, где среднемесячная температура января колеблется от -14 до -32 °С.

Еще раз повторим. Пожалуйста, запомните:

температура воздуха в игровой комнате детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 24 °С ;

температура воздуха в спальне детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 22 °С .

С влажностью воздуха на первый взгляд проще: никто толком не понимает, что это такое, зачем и чем ее измерять, как ее регулировать и кто должен этим заниматься. Неудивительно, что рекомендации, в соответствии с которыми относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, воспринимаются как нечто абстрактное и непостижимое. Тем не менее на этом этапе давайте хотя бы повторим и запомним:

относительная влажность воздуха в помещениях детского сада должна составлять 40-60%.

Теперь нормы для школ :

температура воздуха в классах 17-20 °С, в мастерских 16-18 °С, в спортивном зале - 15-17 °С;

относительная влажность воздуха 40-60% .

Несколько слов о воздухообмене. Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать. Тем не менее вам наверняка будет интересно ознакомиться с некоторыми положениями Государственных норм и правил для ДДУ:

- Для создания благоприятных условий среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Оно должно проводиться только в отсутствие детей: до их прихода, во время занятий в зале, во время прогулки.

- Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.

- В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) проводится при открытых окнах (избегать сквозняка).

Немного о проветривании в школах. Его рекомендуют осуществлять на переменах, при этом длительность проветривания определяется температурой на улице. При температуре выше +6 °С проветривать на малой перемене надобно от 4 до 10 минут, а на большой - от 25 до 35 минут. При температуре на улице ниже -10 °С проветривать на малой перемене надобно от 1 до 1,5 минут, а на большой - от 5 до 10 минут.

Что мы имеем на практике? В подавляющем, в абсолютном большинстве ДДУ и школ показатели воздуха Государственным требованиям не соответствуют. Возможны, разумеется, исключения, но исключения эти имеют место лишь тогда, когда возникает чрезвычайная ситуация: отопление не включили, авария, экстремально низкая температура на улице, низкое давление газа и т.д. и т.п. Тем не менее, если мы рассматриваем нормальный среднестатистический детский сад, в котором «нормально» работает отопительная система, так в этом детском саду температура и влажность воздуха практически всегда не соответствуют существующими требованиям .

Жалобы на то, что в детском саду очень жарко и нечем дышать, звучат ото всюду. Температура 28 °С - почти стандарт, 30 °С - совсем не редкость. Значение влажности воздуха - тайна за семью печатями. Детский сад, в котором имеется гигрометр (прибор для измерения влажности), - это такая же редкость, как детский сад с собственным бассейном, хотя создается впечатление, что бассейны встречаются чаще.

На первый взгляд ситуация абсолютно непонятна, абсурдна, необъяснима:

Имеются Государственные требования;

Имеются лица, обязанные эти требования выполнять, - администрация ДДУ и школ;

Имеются опять-таки государственные органы, обязанные контролировать выполнение этих требований, - органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования игнорируются, ничего не происходит.

Может быть, все это ерунда? Ничего страшного? Может быть, так и надо? Тепло - это ведь не холодно (жар костей не ломит)!

Любая система отопления высушивает воздух. Чем интенсивнее работают нагреватели и, соответственно, чем выше температура в помещении, тем суше воздух.

Сухость воздуха - это очень плохо и опасно.

Почему?

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей ежедневно контактируют с миллиардами микробов. Абсолютное большинство микробов не оказывает на организм никакого отрицательного влияния, поскольку, во-первых, они не могут закрепиться на поверхности слизистых оболочек (в носу, в горле), а во-вторых, слизистые оболочки вырабатывают жидкость (слизь, сопли, мокрота), которая в огромном количестве содержит вещества, убивающие вирусы и бактерии.

Способность слизистых оболочек останавливать и уничтожать микробы в месте внедрения называется местным иммунитетом . Если местный иммунитет не справился, тогда уже развивается болезнь и начинает работать иммунитет общий.

Если ваш ребенок часто болеет «простудными» болезнями, значит у него слабый местный иммунитет.

Врожденно слабым местный иммунитет не бывает практически никогда. Местный иммунитет уничтожается родителями и администрацией детских дошкольных учреждений .

Мы живем в стране, где минимум полгода отопительный сезон. Значит, минимум полгода (полжизни!) наши дети проводят большую часть времени в помещениях с сухим и теплым воздухом.

Сопли, мокрота, слизь могут убить инфекцию только тогда, когда они жидкие. Сухая слизь - это богатая белком питательная среда для бактерий.

Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.

Сухой воздух высушивает слизь и способствует ее инфицированию. Засохшая слизь - главная причина отитов, гайморитов, бронхитов и воспалений легких.

Сухой воздух - главная причина роста аденоидов и развития хронических тонзиллитов.

Сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и аллергенам, отсюда риск аллергических болезней - от ринита до астмы.

Сухой воздух для детей намного опаснее, в сравнении со взрослыми: у детей более интенсивный обмен веществ, они вырабатывают больше тепла, а регулируют теплообмен не столько кожей (как мама и папа), сколько легкими. Сухой и теплый воздух не позволяет ребенку нормально «сбрасывать» лишнее тепло, это приводит к потерям жидкости во время дыхания и увеличивает потливость. Отсюда сгущение крови, нарушение работы внутренних органов, бесконечное питье по ночам и т.д.

Еще раз повторим: в отопительный сезон чем воздух теплее, тем он суше.

И еще один момент, исключительно важный в отношении проветривания.

Суть: самые распространенные детские болезни - ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). Главная эпидемиологическая особенность респираторных вирусов состоит в том, что они мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Таким образом, проветривание - самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах.

Существующая в детских учреждениях отопительная практика - это геноцид местного иммунитета . Это одна из главных причин бесконечных детсадовских соплей, это миллионы оплаченных государством больничных листов, это тонны съеденных антибиотиков, это десятки литров крови и сотни литров мочи, собранные для анализов, это тысячи госпитализаций.

И эта практика существует. И об этом не пишут журналисты. И это, похоже, не волнует никого. Если температура воздуха опустится на 2 °С ниже положенной, так об этом расскажут в новостях все центральные каналы, хотя риска здесь нет никакого и «проблема» с легкостью решается дополнительной рубашкой.

Почему все молчат или говорят такое, что лучше бы молчали?

1. Прежде всего потому, что не знают, как правильно, как должно быть. Более того, все убеждены в том, что ребенок маленький и слабенький, поэтому его надобно греть и кормить. Многочисленные примеры, показывающие, что голые и не перекормленные болеют реже, никого и ни в чем не убеждают.

2. Общественное мнение однозначно рассматривает тепло в качестве добра. Холод (20 °С), открытая форточка, прогулка в сырую погоду - якобы главные враги детского здоровья. Никто не может или не хочет понять: дети болеют не оттого, что мерзнут, а оттого, что потеют! Отит начался не потому, что было открыто окно, а потому, что из-за сухости воздуха засохла слизь в слуховой трубе...

3. Журналисты - носители общественного мнения и делают все для того, чтобы потакать общественному мнению. Репортаж о замерзающих детях! Какой отклик, какой рейтинг! Сам мэр звонил и просил прощения!

4. Администрация ДДУ и работники санитарных служб не имеют ни сил, ни авторитета, ни желаний для того, чтобы противостоять общественному мнению. Одна мамочка, устроившая скандал в связи с тем, что ее ребенок заболел бронхитом якобы потому, что была открыта форточка, отобьет у воспитательницы желание открывать эту форточку на долгие годы. Более того, именно эту воспитательницу обвинят во всех смертных грехах и никто не встанет на ее защиту.

5. Бесконечные детские «простудные» болезни - это бесконечный бизнес, это миллиарды, полученные от продажи стимуляторов иммунитета, витаминов, антибиотиков, отхаркивающих средств, капель в нос и т.д. и т.п. Это тысячи лабораторий, ищущих причины ваших частых болезней.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Прежде всего всем понять:

если температура и влажность воздуха в детском саду не соответствует государственным требованиям, значит работники детского сада совершают должностное преступление, а органы санитарного надзора, на это не реагирующие, преступление покрывают и таким образом становятся его соучастниками .

В спальнях и игровых комнатах каждого ДДУ должны быть термометры и гигрометры.

Проще всего приобретать электронные многофункциональные устройства - как правило, это часы, которые показывают и температуру, и влажность, и многое другое (в зависимости от цены).

Для увлажнения воздуха необходимо использовать специальные бытовые приборы - увлажнители воздуха. Паровые увлажнители для детских садов крайне не желательны, а ультразвуковые увлажнители - оптимальны.

Муниципальные детские сады должны требовать финансирования приобретения увлажнителей, опираясь на требования родительской общественности. Однако чем раньше вы проведете родительское собрание и обсудите, на какие средства вам купить термометр, гигрометр и увлажнитель, тем больше у вас появится шансов сэкономить на лекарствах.

Нагревательные элементы (батареи отопления) в детских учреждениях обязаны иметь регуляторы. Если регуляторов нет, думать о том, как их летом поставить, а пока уменьшать теплоотдачу батарей - обкладывать теплоизолятором (например, пенопластом), накрывать одеялами и т. д.

Помните: если в зимнее время вы открываете окно, то в комнату заходит холодный воздух, в котором практически нет воды (чем ниже температура воздуха, тем меньше в нем водяных паров). Нагреваясь, такой воздух высушивает воздух в помещении. Главный вывод - регулировать температуру воздуха надо закрытой батареей, а не открытой форточкой.

Совет администрации ДДУ. Напишите на бумаге большими буквами следующий текст:

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМПЕРАТУРЕ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Температура воздуха в игровых комнатах 21-23 °С, а в спальнях 18 - 21 °С.

Относительная влажность воздуха 40-60%.

ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ ДДУ БУДЕТ ПРИВЛЕЧЕНА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

Бумагу с указанным текстом повесьте так, чтобы ее видели все родители. Как только кто-нибудь откроет рот и начнет кричать про холод и т.д. - отправляйте его выяснять отношения с государством. Знакомьте с нормами всех, кого вы принимаете в ДДУ. Если подобные требования не устраивают, пусть сидят дома в обнимку с обогревателем.

Дорогие мамы и папы!

То, что делают в большинстве детских садов со здоровьем наших детей, - это невыносимо, и с этим надо бороться.

Государственные требования игнорируются, контролирующие органы свои функции не выполняют.

Давайте действовать самостоятельно! Ведь речь идет о здоровье наших детей! Это более чем достаточный повод для того, чтобы перестать надеяться на кого-либо и ждать милости от чиновников.

Мы прежде всего должны попытаться изменить общественное мнение, сделать все для того, чтобы люди получили элементарную информацию. Мы все должны понять: наши любимые, добрые и ласковые бабушки не являются носителями истины. Если бабушка убеждена в том, что открытая форточка - это плохо, а наука считает (и практика подтверждает), что это хорошо, так надо как-то определяться! Что нам дороже? Нервы бабушки или здоровье ребенка? Сложный выбор, но надо решать.

Коль скоро государство умыло руки, так давайте мы с вами будем формировать общественное мнение. Дайте ссылку на этот документ всем своим друзьям. Обсудите на форумах. Распечатайте, раздайте родителям, проведите родительские собрания. Расскажите здесь, что у вас получилось, поделитесь опытом.

Поймите главное: если нормальный от Бога ребенок не вылезает из болячек, значит у этого ребенка конфликт с окружающей средой. И надобно не ребенка лекарствами кормить, а по мере сил и возможностей изменять окружающую среду . Это наш долг перед Богом и совестью. Ну подумайте: о каком здоровье можно говорить, если полгода нашим детям нечем дышать!

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха , вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

То есть практически все свои внутренние силы организм человека затрачивает только на обеспечение нашей жизнедеятельности, почти не оставляя ресурсов на поддержание нормального функционирования своих органов, на воспроизводство затраченных средств иммунной системы, а следовательно и на борьбу с инфекционными и хроническими заболеваниями, на полное и быстрое восстановление функциональных возможностей организма в целом.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение.

Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 мин до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 мин до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене на высоте 0,8–1,0 м. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40–60%, в кухне и постирочной – 60–70%.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы центрального отопления, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Радиаторы обязательно огораживаются съемными деревянными решетками. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов. Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.

Температура поверхности обогревательных приборов должна быть не более 80°С. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22°С.

4. Гигиенические требования к осве­щенности различных помещений ДДУ

Степень освещения помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояние их зрения, но и на весь организм в целом. Особенно положительное влияние на организм оказывает естественное освещение . Поэтому все помещения в здании детских учреждений, как правило, должны иметь естественное освещение. Инсоляция помещений ДУ должна предусматриваться в соответствии с нормами. Освещать естественным верхним (верхне-наклонным) светом допускается (раздевальные и туалетные групповых ячеек, комнаты психологической разгрузки детей ("домашние уголки") и взрослых, комнаты персонала, залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, зал разминки при бассейне, помещения детских кружков и секций, фрагменты коммуникационно-рекреационного пространства. Детские помещения должны быть светлыми: отношение площади окон к площади пола (в групповых и игральных) 1:4–1:5 (к. е. о. = 1,5%), со сквозными или угловым проветриванием. Игровые и групповые комнаты располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее – перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения).

Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом.

Чем дальше то или иное место от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глубже могут проникать световые лучи. Для достаточной освещенности отдаленных от окна мест коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1:2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола.

Прохождению света в помещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощать до 25–30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Вешают их на кольцах по краям окон; пользуются ими в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей. Необходимо заботиться, чтобы стекла в окнах были гладкие, высокого качества и задерживали как можно меньше света. Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол. Загрязненные стекла задерживают 40–70% световых лучей. Очистку оконных стекол снаружи производят не реже 3–4 раз в год, а изнутри – не менее одного раза в месяц.

Определить естественную освещенность той или иной части помещения можно или с помощью люксметра – прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода – удовлетворительной, и если только 1/3 – неудовлетворительной.

Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.

Искусственное освещение. Значительное преимущество перед обычным электрическим освещением имеет освещение люминесцентными источниками света. Люминесцентные лампы дают высокую световую отдачу, позволяющую значительно увеличить нормы освещенности детских помещений. Спектр этих ламп близок в видимой своей части к спектру естественного света. Потребление электроэнергии при люминесцентном освещении почти в 3 раза меньше, чем при электрическом той же интенсивности.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 150 люкс при использовании ламп накаливания и 300 люкс – при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста – 6 светильников по 200 ватт. Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности. Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая – до 40%, синяя и голубая – 25%, коричневая – 13%, черная всего лишь 1–2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

5. Гигиенические требо­вания к водоснабжению детских учреждений

Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для приготовления пищи и питья, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды исчисляется из расчета 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным пребыванием детей – 100 л. Водоснабжение и канализация в ДОУ должны быть централизованными. Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами.

Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов-смесителей.

К системе горячего водоснабжения следует присоединять нагревательные приборы, установленные в шкафах для сушки верхней одежды и обуви детей в приемных и раздевальных, а также полотенце-сушители в туалетных комнатах.

Умывальные для детей ясельного и дошкольного возраста оборудуются умывальниками, расположенными от пола на высоте 40–50 см.

В яслях, детских садах питьевую воду хранят в графинах в каждой группе. Кипятят воду в кухне или подсобных помещениях, или буфетах в кипятильниках типа «Титан» или «Вулкан». В бачки наливают остуженную воду непосредственно из кипятильника.

Казалось, ещё вчера малыша забирали из роддома, а сегодня его уже нужно вести в детский сад. «Как он там? Не обижают ли его? Поел или остался голодным? Не попал ли на сквозняк?» – такие тревожные мысли весь день не дают покоя его маме и папе.

Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы из детсада ребёнок вернулся весёлым, сытым и, конечно, здоровым. Но если качественное питание и досуг зависят от добросовестности и профессионализма персонала воспитательного учреждения, то на здоровье ребёнка не в последнюю очередь влияет само здание детского сада – насколько хорошо оно может поддерживать благоприятный микроклимат.

Микроклимат для малышей

В своей книге «Здоровье ребёнка» известный врач-педиатр Евгений Комаровский уверяет, что у детей увлечение придуманными образами и событиями порой бывает настолько сильным, что они могут просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при температуре тела 39оС. А о таких мелочах, как сквозняки или прохлада в комнате, дети и вовсе не задумываются. Значит, об устранении таких потенциально опасных факторов должны своевременно позаботиться проектировщики и строители детских садов, опираясь на разработанные санитарно-гигиенические нормы.

В частности, в недавно вступивших в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируются все вопросы обустройства детских садов: пожарная безопасность, планировка и эргономика помещений, уровни освещённости и многое другое – вплоть до местоположения спален и игровых комнат относительно сторон света и даже габаритов детской мебели.

Но особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, указывается, что относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления плесени, чреватой тяжёлыми аллергиями у детей.

Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго. В игровых помещениях не должно быть холоднее +21°C, а в спальнях – не ниже +19°C. При этом во все комнаты необходимо обеспечить постоянный приток свежего, но тёплого воздуха: он должен полностью обновляться каждые 20-30 минут!

Во время обязательных ежечасных проветриваний допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Да и само сквозное проветривание в зимнее время необходимо проводить в отсутствие детей. В тёплое время года допускается дневной или ночной сон малышей при открытых окнах, но опять-таки с обязательным условием – без сквозняков.

Нет необходимости объяснять, насколько опасны сквозняки для здоровья разгорячённых, вспотевших детей, увлечённых активными играми. Даже лёгкое движение холодного воздуха может привести к резкому охлаждению организма и повышению восприимчивости к любым патогенным бактериям и вирусам.
«Опасные для детского здоровья сквозняки могут возникнуть даже при плотно закрытых окнах, – говорит Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Если внешние стены слабо утеплены, то их обращённые в помещение поверхности в зимнее время могут быть на несколько градусов холоднее комнатного воздуха. Этого достаточно, чтобы по полу, на котором так любят играть дети, потянуло холодом, и возник так называемый «конвективный сквозняк» – верный способ заработать простуду».

Много проблем доставляют и старые окна с одинарным остеклением. Неплотно закрывающиеся створки не способны предотвратить продувание, а обращённая к помещению поверхность стёкол в зимнее время может охлаждаться до отрицательных температур даже при достаточной мощности отопления. Тогда на стёклах образуется наледь, а «конвективный сквозняк» в полной мере проявляет себя.

«Для детских садов особенно важны высокие теплосберегающие характеристики любых ограждающих конструкций – стен, кровли, окон, – добавляет Павел Абатуров, коммерческий директор Уральского филиала компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Поэтому проектировщики предпочитают перестраховаться и использовать энергосберегающие пластиковые окна с монтажной глубиной не менее 70 мм и двухкамерным стеклопакетом толщиной до 42 мм. Такое окно по уровню теплосбережения аналогично кирпичной стене толщиной в полметра».

Стоит упомянуть, что современные окна с герметичными стеклопакетами и плотным притвором створок, исключающим возникновение сквозняков, хорошо справляются и с защитой от уличных шумов. А это крайне важно для здорового сна малышей. Согласно строительным требованиям, уровень шума в спальнях детских садов не должен превышать 40 дБ.

За стенами детсада

Традиционно в нашей стране детские сады возводились из кирпича или железобетонных конструкций. В советские времена необходимая теплозащита внешних стен достигалась почти исключительно за счёт увеличения их толщины. Но с введением в СНиП 23-02-2003 гораздо более жёстких требований по сопротивлению теплопередаче потребовалось использование высокоэффективных теплоизоляционных материалов. Обычно для этого применяют пенополистирол или минеральную вату, которые по сравнению с другими утеплителями имеют наилучшие показатели. К примеру, в климатической зоне Московского региона потребуется всего 120 мм пенополистирола или 130 мм минеральной ваты, чтобы обеспечить тепловую защиту на уровне самых современных строительных требований.

«Теплоизоляционный материал лишь в том случае может сохранить максимальное количество тепла и обеспечить благоприятный микроклимат в здании, если он размещён на внешней стороне стены и надёжно защищён от неблагоприятных погодных явлений. На этом принципе построены композиционные системы утепления фасадов с наружными штукатурными слоями, – отмечает Павел Шмелёв, архитектор московской архитектурной студии «Версия». – С точки зрения проектировщиков это оптимальный вид отделки для любых детских учреждений, будь то детские сады, школы или поликлиники. Ведь современный штукатурный фасад сочетает высокую энергоэффективность, долговечность и широкие дизайнерские возможности».

Штукатурные системы применяются не только для новых детских учреждений. Они отлично подходят и для реконструкции старых детских садов постройки 1950-70 гг. Эта доступная для муниципальных бюджетов мера снижает теплопотери постройки сразу на 40-50%, что позитивно отражается не только на микроклимате помещений, но и на расходах на отопление здания.

Учитывая неуёмную энергию малышей, их активные игры во время прогулок на свежем воздухе, фасад детского сада логично защитить от возможных повреждений. Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров, считает, что в таких случаях уместно применение штукатурных составов с добавлением карбоновых волокон, которые придают системам утепления выдающиеся прочность и эластичность. Чтобы проиллюстрировать, какие нагрузки может выдержать фасад с карбоном, он приводит пример из своей практики:

«Мы применяли штукатурные составы на основе карбона в здании, где интенсивно используются инвалидные коляски. Ранее от ударов колёс штукатурка приходила в негодность в считанные недели. Но за год, прошедший после оштукатуривания стен системой CAPATECT (Caparol), на них не появилось ни единого следа от столкновений».

«В Германии штукатурки, содержащие карбоновые волокна, прошли жёсткий тест на «выживание» в условиях активных спортивных игр, – добавляет Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL. – Они испытывались по немецкому стандарту DIN 18032. Считается, если штукатурка выдержит 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18,0 м/с и 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с, то её смело можно смело применять в зданиях, где играют дети».

Дети нуждаются в красоте

Архитектор Наталья Попова в работе «Цвет в интерьере детских садов» так обозначила влияние колористики на малышей: «Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребёнка. Оно либо положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; либо становится преградой, мешающей ребёнку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения».
С подобной точкой зрения согласны многие эксперты.

Известный испанский архитектор Алехандро Муньос Миранда, опираясь на подсказки авторитетных детских психологов, в городе Гренада спроектировал детский сад Rainbow Colored Kindagarten, где вставлены окна самых разных цветов. С использованием тех же принципов построен детский сад Kekec в Любляне – в здании все жалюзи на окнах раскрашены яркими цветами. Считается, что чем больше позитивных эмоций получает ребёнок в яркой обстановке, тем оптимистичнее будет его жизненная позиция в будущем.

В России тоже есть интересные проекты, воплощающие идеи о детском саде, который заботится одновременно и о физическом, и о психологическом благополучии ребёнка.

Так, в Екатеринбурге в районе Академический введён в эксплуатацию современный детский сад со штукатурным фасадом CAPATECT (Caparol), выкрашенным в яркие солнечные цвета. А в московском районе Южное Чертаново открыли построенный по индивидуальному проекту детский сад «Звёздочка», который имеет не просто красочный, но и очень оригинальный фасад.

«Чтобы обеспечить благоприятный микроклимат, для внешней отделки здания мы использовали штукатурную систему утепления CAPATECT (Caparol). Стены детского сада украсили необычные геометрические фигуры. Их было решено оживить долговечными фасадными красками CAPAROL, которые обладают способностью к самоочищению от грязи и копоти и не тускнеют многие годы, – рассказывает Сергей Иванников, главный архитектор этого проекта. – Кроме того, в садике созданы особые световые условия благодаря большим окнам нестандартной формы. В итоге обилие солнца в игровых и спальных комнатах положительно влияет на настроение детей».

Современные технологии для обустройства фасадов позволяют сделать дошкольные образовательные учреждения тёплыми в самые суровые зимы, комфортными в любую погоду и яркими даже в сумрачный день. Дети с удовольствием будут посещать такие детсады, да и вероятность заболеть в них будет несоизмеримо меньше, чем в серых и холодных зданиях.

Пресс-служба CAPAROL

Казалось, ещё вчера малыша забирали из роддома, а сегодня его уже нужно вести в детский сад. «Как он там? Не обижают ли его? Поел или остался голодным? Не попал ли на сквозняк?» – такие тревожные мысли весь день не дают покоя его маме и папе.

Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы из детсада ребёнок вернулся весёлым, сытым и, конечно, здоровым. Но если качественное питание и досуг зависят от добросовестности и профессионализма персонала воспитательного учреждения, то на здоровье ребёнка не в последнюю очередь влияет само здание детского сада – насколько хорошо оно может поддерживать благоприятный микроклимат.

Микроклимат для малышей

В своей книге «Здоровье ребёнка» известный врач-педиатр Евгений Комаровский уверяет, что у детей увлечение придуманными образами и событиями порой бывает настолько сильным, что они могут просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при температуре тела 39оС. А о таких мелочах, как сквозняки или прохлада в комнате, дети и вовсе не задумываются. Значит, об устранении таких потенциально опасных факторов должны своевременно позаботиться проектировщики и строители детских садов, опираясь на разработанные санитарно-гигиенические нормы.

В частности, в недавно вступивших в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируются все вопросы обустройства детских садов: пожарная безопасность, планировка и эргономика помещений, уровни освещённости и многое другое – вплоть до местоположения спален и игровых комнат относительно сторон света и даже габаритов детской мебели.

Но особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, указывается, что относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления плесени, чреватой тяжёлыми аллергиями у детей.

Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго. В игровых помещениях не должно быть холоднее +21°C, а в спальнях – не ниже +19°C. При этом во все комнаты необходимо обеспечить постоянный приток свежего, но тёплого воздуха: он должен полностью обновляться каждые 20-30 минут!

Во время обязательных ежечасных проветриваний допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°C. Да и само сквозное проветривание в зимнее время необходимо проводить в отсутствие детей. В тёплое время года допускается дневной или ночной сон малышей при открытых окнах, но опять-таки с обязательным условием – без сквозняков.

Нет необходимости объяснять, насколько опасны сквозняки для здоровья разгорячённых, вспотевших детей, увлечённых активными играми. Даже лёгкое движение холодного воздуха может привести к резкому охлаждению организма и повышению восприимчивости к любым патогенным бактериям и вирусам.

«Опасные для детского здоровья сквозняки могут возникнуть даже при плотно закрытых окнах, – говорит Ольга Логинова, директор по маркетингу компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Если внешние стены слабо утеплены, то их обращённые в помещение поверхности в зимнее время могут быть на несколько градусов холоднее комнатного воздуха. Этого достаточно, чтобы по полу, на котором так любят играть дети, потянуло холодом, и возник так называемый «конвективный сквозняк» – верный способ заработать простуду».

Много проблем доставляют и старые окна с одинарным остеклением. Неплотно закрывающиеся створки не способны предотвратить продувание, а обращённая к помещению поверхность стёкол в зимнее время может охлаждаться до отрицательных температур даже при достаточной мощности отопления. Тогда на стёклах образуется наледь, а «конвективный сквозняк» в полной мере проявляет себя.

«Для детских садов особенно важны высокие теплосберегающие характеристики любых ограждающих конструкций – стен, кровли, окон, – добавляет Павел Абатуров, коммерческий директор Уральского филиала компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям. – Поэтому проектировщики предпочитают перестраховаться и использовать энергосберегающие пластиковые окна с монтажной глубиной не менее 70 мм и двухкамерным стеклопакетом толщиной до 42 мм. Такое окно по уровню теплосбережения аналогично кирпичной стене толщиной в полметра».

Стоит упомянуть, что современные окна с герметичными стеклопакетами и плотным притвором створок, исключающим возникновение сквозняков, хорошо справляются и с защитой от уличных шумов. А это крайне важно для здорового сна малышей. Согласно строительным требованиям, уровень шума в спальнях детских садов не должен превышать 40 дБ.

За стенами детсада

Традиционно в нашей стране детские сады возводились из кирпича или железобетонных конструкций. В советские времена необходимая теплозащита внешних стен достигалась почти исключительно за счёт увеличения их толщины. Но с введением в СНиП 23-02-2003 гораздо более жёстких требований по сопротивлению теплопередаче потребовалось использование высокоэффективных теплоизоляционных материалов. Обычно для этого применяют пенополистирол или минеральную вату, которые по сравнению с другими утеплителями имеют наилучшие показатели. К примеру, в климатической зоне Московского региона потребуется всего 120 мм пенополистирола или 130 мм минеральной ваты, чтобы обеспечить тепловую защиту на уровне самых современных строительных требований.

«Теплоизоляционный материал лишь в том случае может сохранить максимальное количество тепла и обеспечить благоприятный микроклимат в здании, если он размещён на внешней стороне стены и надёжно защищён от неблагоприятных погодных явлений. На этом принципе построены композиционные системы утепления фасадов с наружными штукатурными слоями, – отмечает Павел Шмелёв, архитектор московской архитектурной студии «Версия». – С точки зрения проектировщиков это оптимальный вид отделки для любых детских учреждений, будь то детские сады, школы или поликлиники. Ведь современный штукатурный фасад сочетает высокую энергоэффективность, долговечность и широкие дизайнерские возможности».

Штукатурные системы применяются не только для новых детских учреждений. Они отлично подходят и для реконструкции старых детских садов постройки 1950-70 гг. Эта доступная для муниципальных бюджетов мера снижает теплопотери постройки сразу на 40-50%, что позитивно отражается не только на микроклимате помещений, но и на расходах на отопление здания.

Учитывая неуёмную энергию малышей, их активные игры во время прогулок на свежем воздухе, фасад детского сада логично защитить от возможных повреждений. Денис Мельник, коммерческий директор компании «Игандика», реализующей в России широкий спектр материалов для отделки фасадов и интерьеров, считает, что в таких случаях уместно применение штукатурных составов с добавлением карбоновых волокон, которые придают системам утепления выдающиеся прочность и эластичность. Чтобы проиллюстрировать, какие нагрузки может выдержать фасад с карбоном, он приводит пример из своей практики:

«Мы применяли штукатурные составы на основе карбона в здании, где интенсивно используются инвалидные коляски. Ранее от ударов колёс штукатурка приходила в негодность в считанные недели. Но за год, прошедший после оштукатуривания стен системой CAPATECT (Caparol), на них не появилось ни единого следа от столкновений».

«В Германии штукатурки, содержащие карбоновые волокна, прошли жёсткий тест на «выживание» в условиях активных спортивных игр, – добавляет Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL. – Они испытывались по немецкому стандарту DIN 18032. Считается, если штукатурка выдержит 12 ударов хоккейной шайбой при скорости 18,0 м/с и 54 удара ручным мячом при скорости 23,5 м/с, то её смело можно смело применять в зданиях, где играют дети».

Дети нуждаются в красоте

Архитектор Наталья Попова в работе «Цвет в интерьере детских садов» так обозначила влияние колористики на малышей: «Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребёнка. Оно либо положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; либо становится преградой, мешающей ребёнку проявить творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения».

С подобной точкой зрения согласны многие эксперты.

Известный испанский архитектор Алехандро Муньос Миранда, опираясь на подсказки авторитетных детских психологов, в городе Гренада спроектировал детский сад Rainbow Colored Kindagarten, где вставлены окна самых разных цветов. С использованием тех же принципов построен детский сад Kekec в Любляне – в здании все жалюзи на окнах раскрашены яркими цветами. Считается, что чем больше позитивных эмоций получает ребёнок в яркой обстановке, тем оптимистичнее будет его жизненная позиция в будущем.

В России тоже есть интересные проекты, воплощающие идеи о детском саде, который заботится одновременно и о физическом, и о психологическом благополучии ребёнка.

Так, в Екатеринбурге в районе Академический введён в эксплуатацию современный детский сад со штукатурным фасадом CAPATECT (Caparol), выкрашенным в яркие солнечные цвета. А в московском районе Южное Чертаново открыли построенный по индивидуальному проекту детский сад «Звёздочка», который имеет не просто красочный, но и очень оригинальный фасад.

«Чтобы обеспечить благоприятный микроклимат, для внешней отделки здания мы использовали штукатурную систему утепления CAPATECT (Caparol). Стены детского сада украсили необычные геометрические фигуры. Их было решено оживить долговечными фасадными красками CAPAROL, которые обладают способностью к самоочищению от грязи и копоти и не тускнеют многие годы, – рассказывает Сергей Иванников, главный архитектор этого проекта. – Кроме того, в садике созданы особые световые условия благодаря большим окнам нестандартной формы. В итоге обилие солнца в игровых и спальных комнатах положительно влияет на настроение детей».

Современные технологии для обустройства фасадов позволяют сделать дошкольные образовательные учреждения тёплыми в самые суровые зимы, комфортными в любую погоду и яркими даже в сумрачный день. Дети с удовольствием будут посещать такие детсады, да и вероятность заболеть в них будет несоизмеримо меньше, чем в серых и холодных зданиях.

Пресс-служба CAPAROL



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок