Если ребенок привязан к маме. Аффективная привязанность Эмоции и привязанность к матери

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

04.08.11

Ваш ребенок сильно привязан к маме: он буквально ходит за вами «хвостиком» и очень сильно расстраивается, если вам приходится отлучиться…даже в ванную. Нормальна ли такая привязанность к маме или это повод насторожиться?

Разумеется, мама – самый близкий человек для ребенка: ведь малыш слышал ее голос и ощущал мамино сердцебиение целых 9 месяцев. Еще довольно долгое время после рождения ребенок будет составлять с мамой единое целое. Но настоящее теплое чувство привязанности формируется у ребенка в течение первого года жизни, по мере того, как между ним и мамой устанавливаются и крепнут серьезные «отношения» и близость.

По сути, весь первый год в эмоциональном развитии ребенка отмечен двумя важными событиями: у малыша появляется чувство доверия к миру и на фоне этого доверия (или недоверия) формируется привязанность к любимому человеку.

Привязанность к маме: нормально или нет?

Большая привязанность к маме – это нормальное состояние полугодовалого младенца. Больше того, привязанность к маме - это важная потребность ребенка, потому что малышу для счастья мало быть просто сухим и сытым. Ему нужны любовь, забота и ласковое общение.

Давайте разберемся: нормально это или ненормально – сильное чувство привязанности к маме? Ответ детских психологов однозначен: привязанность к маме это нормально. Тревогу напротив, должно вызывать такое поведение ребенка, когда он к маме равнодушен, и вообще не стремится к общению. Так что скорей, отсутствие привязанности может служить признаком нарушений эмоционального развития.

Да, дети второго полугодия жизни могут быть очень утомительны. И их постоянная потребность быть около мамы может выводить из себя самых терпеливых и нежных взрослых. Просто потерпите: эта повышенная привязанность - такая же насущная потребность роста ребенка, как и потребность в молоке.
В случае если малыша кормят тогда, когда он голоден, если утешают, когда он плачет, если помогают и не одергивают постоянно, если ребенка любят, с ним играют, разговаривают, он постепенно начинает понимать, что мир - это безопасное и дружелюбное место. И он может доверять тем, кто о нем заботится.

Да, бывает очень тяжело, когда вас не отпускают даже в туалет, и ребенок ползает за вами по всему дому. И к тому же все время просится на ручки. И заливается слезами, ожидая ненаглядную мамочку под дверью ванной. А тут еще бабушки подольют масло в огонь словами «вот, приучили к рукам, сами теперь мучайтесь».

В утешение родителям «требовательно-привязанных» детей можно сказать, что дети, очень сильно привязанные к мамам в первый год жизни и получившие от них достаточно внимания, становятся к середине второго года жизни более самостоятельными. И довольно снисходительно относятся к разлуке с матерью.

Привязанность к маме у ребенка после 2 лет

В возрасте около двух лет ребенок уже начинает осознавать себя как личность, пытается проявлять самостоятельность. А потому и потребность постоянно быть у маминой юбки постепенно ослабевает. Теперь уже ребенку требуется более разностороннее общение, и на этом этапе очень важно, чтобы и другие члены семьи как можно больше уделяли внимание играм и прогулкам с малышом. Тогда ребенку легче будет не зацикливаться только на маме.

К сожалению, иногда случается, что нормальная привязанность к самому близкому человеку может принять болезненные формы. Как же распознать эти «звоночки»?

При нормальной здоровой привязанности ребенок всегда рад маме , может всплакнуть при расставании с ней, и откровенно счастлив, когда мамочка возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела, и маму могут заменить другие близкие люди - папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

В случае болезненной привязанности ребенок постоянно нуждается в маме, ищет ее внимания (причем любого, даже окрика или шлепка), провоцируя маму и стараясь хотя бы разозлить ее. Либо ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение («привязанность-отвержение»): то ластится, то грубит. При этом перепады в настроении случаются довольно часто, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно сам страдает от него.

Как бы вам ни хотелось внушить малышу, что он поступает неправильно, или даже наказать его, постарайтесь сначала разобраться, в чем кроется причина подобного поведения. И начинать исправлять ситуацию, как это ни банально, скорее всего, придется с себя. Ведь подобное поведение ребенка может быть вызвано как вашей гиперопекой, так и пренебрежением его интересами, непоследовательной манерой воспитания, когда мамина ласка чередуется с истерикой и наказаниями.

Как развивается привязанность ребенка к маме

Первая фаза от 0 до 3-х месяцев - характеризуется тем, что дети ищут близости с любым знакомым или малознакомым человеком. Они вообще готовы общаться с любыми людьми. Дети не высказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери к ним подходит другой человек.

Вторая фаза от 3-х до 6 месяцев - Дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Например, 6-ти месячный ребенок может отличить свою мать от посторонних.

Третья фаза - от 6 до 8 месяцев - дети уже могут отличить знакомого человека от незнакомого. Формируется первая серьезная привязанность. Обычно ребенок привязывается к тому человеку, который ухаживает за ребенком большую часть времени. У детей в этот период появляется страх перед незнакомыми или малознакомыми людьми. И чем сильнее привязанность, тем больше страх перед незнакомыми людьми. У многих родителей в этот период возникает беспокойство за своего ребенка. Был веселый и общительный малыш, и вдруг, его как будто подменили: плачет у бабушки на руках, не хочет идти к дедушке, хотя раньше таких проблем не было. И у родителей часто возникает чувство неловкости перед родственниками и знакомыми.

Очень важно, чтобы родители все-таки прислушивались к своему ребенку и не заставляли бы его делать то, чему он явно противится. А близким можно объяснить, что у ребенка сейчас просто такой возрастной период, и он скоро закончится.

Как преодолеть повышенную привязанность ребенка

  1. Постарайтесь, чтобы в семье не было ссор и скрытых конфликтов.
    2. Предоставляйте ребенку возможность действовать самостоятельно, не опекайте его все время. Позаботьтесь о его безопасности, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по квартире. Будьте последовательны, произносите слово «нет» только тогда, когда это необходимо, и потом не отменяйте свое решение.
  2. Избегайте выражений испуга: взволнованных лиц, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Вы должны быть спокойны, потому что знаете: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны.
  3. Принимайте и любите своего ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми.
  4. Просто помните: повышенная привязанность к маме - это такой период младенчества. Он необходим для того, чтобы у малыша сформировались важные человеческие эмоциональные и душевные качества.
  5. Переждите это неспокойное время, станьте опорой для малыша. И если у вашего ребенка уже наступил этот непростой период в развитии – учитесь просить помощи у других членов семьи или организуйте себе помощь платных помощников, для того, чтобы вы могли отдохнуть, высыпаться и радоваться жизни.

Надежда Бодрова
Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие привязанности и её признаки

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому - необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей , в формировании их личности.

Привязанность - взаимный процесс . В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина "настраивается" на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют "первичная материнская озабоченность " (Винникотт, 1956) . Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding) . Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей . Она очень внимательно относится к любым , самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца - голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно . Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности .

Существует специальный термин - "вызванное младенцем социальное поведение". При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи - упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи .

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т . д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери , а с другой - максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003) .

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери , но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Признаки привязанности

Привязанность ребенка проявляется в следующем : объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке) . Различают несколько типов привязанности ребенка к матери .

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких, но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу .

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери . Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

1.2 Теории привязанности

Основателем теории привязанности является американский психолог Джон Боулби. Согласно этой теории ребёнок имеет врождённую зависимость от того, кто первым начал о нём заботиться, а матери имеют врождённую склонность приходить на помощь малышу и защищать его. Все случаи расставания мамы с ребёнком в возрасте до трёх лет чреваты последствиями.

Дж. Боулби изучал, как действует на младенца разлука с матерью , когда он оказывается в больнице или детском учреждении. Сначала малыш реагирует на расставание протестом. Он громко плачет, ищет маму, ждет и требует её возвращения. Если на этом этапе она появляется, то не отпускает её ни на шаг. Если же мать по-прежнему отсутствует, то протест сменяется печалью. Малыш уже не требует её возвращения, он подавлен, грустит, тихо плачет. Теперь встреча с матерью уже не вызывает у него радости, он отворачивается от неё. Дальнейшая разлука приводит к апатии . Ребёнок остаётся внешне спокойным, послушным, но всё окружающее ему безразлично.

Сегодня выделяют разные типы привязанности : от безопасной до небезопасной привязанности . Английский психолог Мэри Эйнсфорт провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребёнка раннего возраста с матерью . Начала она свою работу в Англии, затем переехала в Африку. М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковые результаты. В России при проведении подобных исследований также получены аналогичные данные. Так, установлено, что взаимоотношения матери и ребёнка складываются в течение первых трёх месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу первого года жизни и в будущем. Благоприятно на развитие малыша влияют матери , движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты разнообразны. Общение же детей с матерями холодными , редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами» , напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении с матерями , отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путём М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей , формирующихся под влиянием общения с матерью . Методика определения получила название «Незнакомая ситуация» . Она состояла из нескольких трёхминутных эпизодов : ребёнок остаётся в непривычной обстановке один ; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью . Сначала мать оставляет малыша с незнакомцем, а потом - одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребёнка после ухода матери и его поведения после её возвращения. Были выделены следующие типы привязанности :

Безопасная привязанность - характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

Избегающая привязанность - характеризуется тем, что на уход из комнаты матери , а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Амбивалентная привязанность - даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает . Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвёртый тип - дезорганизованная привязанность . Дети этой группы боятся матерей . Их реакции на изменения в процессе взаимодействия непредсказуемы и непонятны.

Как отмечают многие исследователи, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своём развитии.

1.3. Влияние привязанности к матери на взаимоотношения со сверстниками у дошкольников

Первый подарок матери – жизнь , второй любовь, третий – понимание. Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком , который ее заменяет, хотите – верьте, хотите - нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости , общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.

Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности :

Доверять,

Принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком , который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика , что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те , кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции. То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь. Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью . Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела , и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери , в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности , иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой , способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

Способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…

Способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям ;

Помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства) .

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя» , не считаясь с его потребностями и желаниями.

Здоровая привязанность к матери , заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку , то :

Что другие люди также надежны, как и мать;

Предсказуемы;

Другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда , когда : - в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

Пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

Навязчивый, контролирующий стиль отношений;

Отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких. Некоторые матери искренни , но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение. Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности , складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни. Контакт с матерью , сильная привязанность к ней крайне необходимы ребенку, особенно с момента рождения и до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Ребенок, тесно общаясь с матерью , получает от нее стимуляцию различных органов чувств (температурную, звуковую, зрительную, через прикосновения, т. е. тактильную, и др., что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. Если в первые месяцы жизни ребенок лишен матери , то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение. В дальнейшем у таких детей отмечается сниженная способность к фантазированию и абстрактному мышлению, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях с ними. Дети, воспитанные приемными родителями или даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти гармоничными личности.

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т.е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт ребенка и взрослого. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств.

Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее значение, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должна всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство от ухода матери отражает возникновение общности с ней, когда ребенок уже осознанно воспринимает себя и мать как единое целое. В этом – начато развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка является он и мать. Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научится определять себя в первом лице.

Поэтому когда происходит формирование «я», максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она нужна ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем. А уже в 1 год и 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение нескольких месяцев выявляется повышенная застенчивость при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми людьми присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие травмирующего жизненного опыта у ребенка, наличие страхов и тревожность окружающих его близких людей) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет испытывают некоторое беспокойство при помещении их в ясли. Но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев: в этот период ребенок очень эмоционально воспринимает отделение от матери, и при этом настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц.

Дети с тенденцией последующего развития неврозов крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состояниями вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают отставать в речевом и умственном развитии.

Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до двух, а то и до трех лет ребенок более предпочитает общение с хорошо знакомыми взрослыми, чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются незнакомых взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Разлука с мамой означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими заболеваниями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ.

При наличии выраженной, а тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери, по возможности, еще побыть с ребенком дома до 2,5-3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам (особенно живущим в другом городе) крайне нежелательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта привязанности в 2,5 года.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. Совсем недавно я говорила об открытии Клуба заботливых родителей и вот 12 февраля состоялась наша первая встреча, которая была посвящена вопросу самостоятельности детей. Родители уже начали задавать свои первые вопросы, и сегодня мне бы хотелось поговорить о привязанности ребенка к матери. На написание этой статьи меня подтолкнул вопрос о том, что ребенок в возрасте 1,7 года не дает и шагу ступить маме. Дочка все время нуждается в ее присутствии и не оставляет ее одну.

Мне сразу хочется отметить, что это абсолютно нормальная ситуация для любого ребенка. Понятно, что за первый год жизни мама устала, т.к. младенец требует к себе очень много внимания в плане ухода, гигиенических процедур, а также нуждается в ласке и постоянном физическом контакте. И вот, когда малыш переступает возраст 1 года, многие мамочки надеются расслабиться и рассчитывают, что ребенок станет меньше требовать к себе внимания, будет более самостоятельным, в то время, пока мама занимается своими делами.

Но вот проходит месяц, два, три, шесть…, а ребенок, научившись самостоятельно передвигаться, теперь вообще не дает возможности уединиться даже в ванной или в туалете. Привязанность малыша настолько велика, что порой на ум приходят мысли, что что-то делается не так, и ребенок никогда не сможет быть самостоятельным и не оставит маму в покое.

Чтобы развеять сомнения и тревоги, я попытаюсь объяснить, как проходит нормальное развитие привязанности ребенка к маме в разные возрастные периоды. Все данные будут основываться на теории привязанности Дж.Боулби.

1 фаза от рождения и до 3 месяцев

Сразу после рождения дети слышат голоса и видят человеческие лица. В течение первых недель жизни можно увидеть, как крохи иногда улыбаются перед тем, как заснуть. Улыбки, конечно, не социальные, не осознанные и не направлены на людей. Примерно до 3 месяцев ребенок будет улыбаться любому лицу, которое он увидит.

Главное, чтобы оно было видно полностью. Голос мамы или ее ласка не так сильно действуют на кроху, как ее лицо. Тем не менее улыбка малыша вызывает ответную улыбку у мамы, которая с радостью откликается, гладит ребенка, берет его на руки. Такая взаимная любовь повышает шансы того, что ребенок будет жизнеспособным и здоровым человечком.

Помимо улыбки малыши устанавливают связь с матерью и укрепляют свою привязанность первым лепетом, плачем, цеплянием и сосанием. Все эти действия действия и рефлексы побуждают маму взаимодействовать с малышом, устанавливать с ним контакт.

2 фаза от 3 до 6 месяцев

Начиная с 3 месяцев поведение ребенка значительно меняется. Исчезают многие рефлексы, а социальные отношения становятся избирательными. С этого времени дети уже осознанно улыбаются при виде знакомого лица, в то время как незнакомцы вызывают подозрения. Лепет и гуление появляются только в присутствии тех взрослых, которые постоянно находятся рядом и хорошо знакомы малышам.

Чаще всего дети выделяют 2-3 знакомых человека, где один из них (чаще всего мама) выделяется особенно. Наиболее сильная привязанность возникает к тому человеку, который с большей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в различных приятных процедурах с крохой.

3 фаза от 6 месяцев до 3 лет

Около 6 месяцев привязанность ребенка к маме набирает обороты и становится интенсивной и исключительной. В это время дети активно протестуют, если мама выходит из поля их зрения. Они начинают плакать, показывая свое недовольство и тревогу. После того, как мама возвращается, малыш тянется к ней, хочет оказаться на ее руках и очень радуется, если мама откликается на его призывы и радуется воссоединению.

Дети уже начинают бояться незнакомцев и новых ситуаций. Также к этому времени детки способны ползать, поэтому предпринимают дополнительные усилия, чтобы сохранить контакт с исчезнувшим родителем. С расширением двигательных возможностей, дети активно следуют за родителями и требуют, чтобы их взяли на руки.

в 1-2 года дети могут двигаться не только к своим родителям, но и от них. В этом возрасте просыпается бурный исследовательский интерес, поэтому на прогулке или в комнате, где есть игрушки, малыши, постояв определенное время рядом с мамой, делают свои попытки исследовать мир самостоятельно. При этом он часто будет оборачиваться назад или возвращаться к ней, чтобы найти поддержку в виде улыбок или взглядов. Если при этом мама не замечает малыша или, что еще страшнее, собирается уйти, то малыш непременно последует за ней.

До 2-3 лет малыши очень зависимы от мамы и их беспокоит потребность постоянно находится с ней. В этом возрасте они не принимают никаких планов и целей, которые преследует мама. Например, если 1,5-2 летнему ребенку сказать, что мама вышла в магазин на 5 минут, то это ничего не изменит. Ребенок все равно захочет пойти туда вместе с ней.

И только в 3 года можно говорить о том, что детство закончилось, и ребенок в состоянии действовать, как партнер. В этом возрасте малыш уже имеет некоторое понятие о планах и может представить себе, что будет делать мама, когда пойдет в магазин. Соответственно в это время ребенок более охотно отпустит маму по делам.

Надеюсь, что теперь стало немного больше ясности в этом вопросе. А недоумение и беспокойство о том, что ребенок навсегда останется несамостоятельным и незрелым, пройдет.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Цветы, украшения крючком Цветы, украшения крючком Вязаные сумки крючком — схемы, описание и фото вязаных сумок Вязаные сумки крючком — схемы, описание и фото вязаных сумок Схемы вязания крючком пончо – для начинающих мастериц и профи-рукодельниц Связать крючком пончо накидку из акриловой пряжи Схемы вязания крючком пончо – для начинающих мастериц и профи-рукодельниц Связать крючком пончо накидку из акриловой пряжи