Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика. Что подарить мальчику на день Рождения? Ох уж эти детки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

У школьников 11-14 лет существенно изменяется содержание деятельности: ведущей становится общественно-полезная деятельность. На новом уровне протекают психические процессы.

Качественные новообразования появляются в личности, происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе, как о взрослом человеке. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие способности поведения, направленность активности и т.п.

Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в строении тела, в протекании физиологических процессов, половым развитием. Некоторые происходящие в этом возрасте изменения имеют прямое отношение к двигательной деятельности подростка.

Период полового созревания, который включает в себя интересующий нас возраст - это время больших эндокринных преобразований в организме подростков и формировании у них вторичных половых признаков, что в свою очередь сильно сказывается на свойствах нервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу принимает возбудительная реакция, замедляются прирост подвижности нервных процессов. Ослабляется деятельность коры больших полушарий, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Однако, у детей и подростков с определенным уровнем тренированности, состояние ЦНС характеризуется большой сложностью регуляторных влияний на соматические и вегетативные функции, повышенной способностью анализаторов к срочной переработке словесной информации. Для таких подростков характерно уменьшение скрытого периода времени двигательных рефлексов, умеренное повышение порогов возбудимости зрительного анализатора. Занятия физическими упражнениями приводят к усилению процессов внутреннего торможения, более быстрому формированию сложных двигательных дифференцировок.

Рассматриваемый нами возраст считается самым трудным с точки зрения организации с ними учебно-воспитательного процесса.

И в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического и физического формирования личности.

Важная особенность личности подростка - бурное развитие его самосознания. Именно в этом возрасте впервые возникают ориентировки личности на самооценку. Впервые, именно в этом возрасте, человек начинает

заниматься самовоспитанием. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки создают программу самовоспитания, наиболее ярко проявляется это в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. В 12-13 лет в процессе общения ребенка с окружающими формируется и такое важное новообразование его личности, как стремление быть и считаться взрослым. Это тоже одна из форм самосознания, самооценки ребенка. На основе осознания ребенком (подростком) значительных сдвигов в своем физическом развитии, своих возможностей выполнять общественно важные дела в семье и школе, на основе осознания сходства между собой и взрослым у подростков возникает, так называемое чувство "взрослости", и на этой основе - специфическое отношение к себе. В этом возрасте ребенок отрицает свою принадлежность к детям и всеми средствами пытается утвердить свою взрослость.

Стремление быть взрослыми очень ярко проявляются и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами и интересами.

При организации учебно-воспитательной работы с детьми 12-13 лет необходимо учитывать особенности их эмоциональной сферы. Они отличаются большой страстью и вспыльчивостью, с этим связано не умение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным А.П. Крапковского в рассматриваемый нами возрастной отрезок 12-13 лет дети стали проявлять упрямство в 6 раз чаще, чем в 10 лет.

В 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками, в 5 раз чаще своеволие, в 42 раза увеличилось число немотивированных поступков. При встрече с трудностями у подростков возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.д.

В учебной деятельности подростка, как и ребенка любого возраста, имеются свои трудности и противоречия, а также свои преимущества. Как показывают исследования, познавательные процессы в данном возрасте характеризуются рядом особенностей: например, они не всегда могут управлять своим вниманием, в частности концентрировать его на главном, основном, нередко их внимание "прилипает" на второстепенное. Трудности возникают с устойчивостью, а также с переключением внимания. Процессы памяти в 12-13 лет не достигли своего полного совершенства. Так, запоминание нередко носит механический характер, такими как расчленение текста, на смысловые составные части, выделение основной мысли, составление плана текста, сравнение нового со старым, опора на различные средства наглядности и т.д.

Нередко в этом возрасте дети испытывают трудности в процессе мышления. Некоторые из них не могут привести полный анализ предмета, при сравнении ограничиваются нахождением различия, сравнивают и обобщают предметы по внешним, несущественным признакам, не могут самостоятельно составлять программу сравнения.

При анализе и оценке своей работы они используют чаще всего самоконтроль по результату, игнорируя проверку по ходу работы.

В рассматриваемом нами возрасте дети испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. При этом для подростков в равной степени имеют значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

Благоприятной ситуацией учения для них является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехами, болезнь поражения порой приводит детей к поиску других благовидных причин, чтобы не пойти в школу на урок. В то же время подросток всегда с большим подъемом и радостью идет в школу, если он уверен, что справится с любыми сложными задачами и получит отличную оценку.

Развитие познавательных процессов и осознанности выполнения движений.

Непременным условием правильного выполнения упражнений в процессе его усвоения является осознанность, понимание выполняемых движений.

Под осознанностью движений следует понимать дифференцированность ощущений, правильность восприятия, четкость представления, способность анализировать. В связи с этим необходимо учитывать следующие особенности познавательных процессов подростков.

При восприятии предмета у подростка, как и у младших школьников, большую роль играет первое впечатление. Вместе с тем, подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Восприятие его более содержательно, последовательно, планомерно, что дает возможность формировать наблюдение, как целенаправленное и организованное восприятие. Мышление у подростка, как и у младшего школьника в значительной мере носит конкретно-образный характер. При усвоении знаний подросток стремится опереться на наглядный материал. Поэтому огромное значение имеет применение при анализе действий четко нарисованных плакатов, кинограмм с важнейшими элементами упражнений.

В то же время мышление в подростковом возрасте становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным.

Развивается способность самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. В этом возрасте ярко проявляется желание проникнуть в сущность явления, понять его причину, установить связь между отдельными предметами и явлениями. Поэтому в работе по физическому воспитанию очень важно с самого начала формировать у подростков осознанное усвоение движений.

Для успешного овладения техникой движения большое значение имеет представление его. Четкое и правильное двигательное представление упражнения является критерием высокого спортивного мастерства. В работе с юными спортсменами важно вырабатывать у них умение тренироваться при помощи представлений. Особенно большое значение такое умение имеет во время вынужденных перерывов в тренировках из-за болезни или травмы. Основное средство формирования четких представлений у подростков -требование правильно словесно описать выполняемое упражнение. Связь двигательного центра со второй сигнальной системой является основой целенаправленного, осознанного выполнения действия.

Важным психологическим условием правильного усвоения и выполнения упражнений является организация внимания.

Внимание подростка становится произвольным. Занимаясь интересным и важным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. В тоже время наблюдения показывают, что у подростков внимание значительно ухудшается по сравнению с младшими школьниками. Это объясняется многими причинами. Во-первых, изменяются условия жизни и обучения подростков. Мир впечатлений и переживаний у них значительно расширяется. Серьезнее становятся представляемые к ним требования, многостороннее - обязанности. В результате внимание подчас не может справиться с обилием впечатлений и переживаний, сосредоточиться на чем-нибудь одном. Во-первых, нередко причиной плохого внимания может стать неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, особенно при однообразной длительной работе, что связано с процессом полового созревания. Наконец, невнимательность подростка может быть результатом плохого воспитания внимания в младшем возрасте. Поэтому решающее значение в воспитании и развитии внимания подростка имеет правильная организация его работы: у него не должно быть ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться.

Высокая плотность урока и разнообразие упражнений - одно из основных условий поддержания внимания на оптимальном уровне. Большую пользу могут принести и специальные упражнения на внимательность. При их выполнении необходимо подчеркивать, на чем именно надо сосредоточить свое внимание (на структуре упражнения, на применяемых усилиях, на ритме выполнения и т.п.).

Эмоции и воля, их проявление и развитие при выполнении физических упражнений

В подростковом возрасте эмоциональные переживания качественно изменяются, так как изменяются и сами отношения подростка с окружающим миром. Более сложными становятся отношения со взрослыми, со сверстниками, особенно со сверстниками другого пола. По новому подростки начинают относиться к учебной деятельности и самим себе. Все это является источником разнообразных, сложных, нередко противоречивых переживаний. Вместе с тем, несмотря на общий более высокий уровень развития эмоциональной сферы в этот период, проявления эмоций недостаточно устойчивы. Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, преобладанием возбуждения над торможением, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам - страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств.

Учитывая эти возрастные особенности, надо так организовать занятия на уроках физической культуры и на тренировках, чтобы они проходили на общем эмоциональном оптимальном фоне и доставляли подростку удовольствие. Уроки с элементами спортивных игр вызывают сильное эмоциональное возбуждение, которое снижается медленно и может отрицательно сказаться на уроке, следующим за уроком физической культуры. Поэтому необходимо в конце занятия включать 3-4 минуты психорегулирующие средства на расслабление и снятие возбуждения. Систематически применять их рекомендуется и в работе с юными спортсменами, особенно в период интенсивных тренировочных нагрузок, которые могут вызвать стойкое отрицательное отношение к занятиям.

Волевые проявления в среднем школьном возрасте значительно отличаются от этих проявлений у младших школьников. Интенсивное накопление знаний расширения познавательных возможностей, опыта общения с людьми, критическое отношение к окружающему миру, повышение личной ответственности за свои поступки - все эти факторы определяют развитие воли у подростков. Они высоко ценят волевые качества в людях, могут по достоинству оценить предъявляемые им требования, а убедившись в их справедливости, необходимости и целесообразности, с готовностью и даже с удовольствием подчиняются этим требованиям.

В тоже время подростки часто бывают не дисциплинированы, отступают от цели, не доводят дело до конца. Обычно это связано с последовательностью и не согласованностью требований со стороны взрослых, не способностью к высоким волевым напряжениям, если взрослые необоснованно освобождают подростков от трудных и ответственных заданий. Кроме того, при сильном возбуждении у подростков проявляются несдержанность, нетерпеливость, резкость. У некоторых нередко наблюдается негативизм - желание поступать вразрез с требованиями взрослых, что является следствием неблагоприятных отношений с ними.

Когда активность и самостоятельность постоянно наталкиваются на недоверие, запрет. В силу недостатка знаний и жизненного опыта подростки не всегда понимают сущность отдельных волевых качеств, не могут правильно выбрать средства их воспитания, не всегда отличают упрямство от настойчивости, торопливость от решительности, лихачество и озорство от смелости.

На занятиях физической культуры и спорта очень важно учитывать как положительные, так и отрицательные стороны воли подростка, тем более, что занятия физическими упражнениями являются прекрасным средством воспитания положительных волевых качеств. Возраст 11-14 лет очень благоприятный для воспитания смелости, решительности, инициативности.

Личностные особенности подростков.

В подростковом возрасте резко возрастает интерес к собственному "Я", стремление познать себя, свои возможности, силы, способности. Самосознание предполагает самооценку. Самооценка собственной личности у подростка начинается с изучения окружающих: прислушивается к тому, как другие оценивают те или иные поступки и качества людей, и как бы переоценивают эту оценку на самого себя. Однако, в силу недостаточности знаний, жизненного опыта самооценка ребят 11-15 лет, как правило, несовершенна.

Учитывая данную особенность личности подростков особенно важно в спортивной деятельности. От того, насколько правильно тренер оценит возможности юных спортсменов, во многом зависит их отношение к своим результатам, к победам и неудачам. В силу того, что подростки склонны переоценивать значение успеха, или неуспеха, может быстро закрепиться самоуверенность, зазнайство или постоянная неуверенность в своих силах, в старшем возрасте это может вызвать значительные субъективные трудности, мешающие спортивному совершенствованию.

Интенсивное развитие самосознания в подростковом возрасте порождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми, выносливыми, мужественными. Реальная возможность воспитывать у себя качества сильной воли мальчики, например, видят в занятиях борьбой, футболом, хоккеем. Вот почему в этом возрасте основным мотивом занятий физической культурой и спортом является опосредованный мотив - желания стать физически сильным и волевым. Этот мотив можно легко использовать для овладения разнообразными и сложными двигательными навыками.

Важная особенность личности подростка - стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять свое место в обществе, и, прежде всего, в среде сверстников. Поэтому большое значение имеет в жизни подростков коллектив, в котором они учатся, занимаются спортом или каким-либо другим делом. У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Чтобы не уронить себя в их глазах, завоевать их уважение, подросток способен на поступки, требующие больших психических напряжений. Вместе с тем, он предъявляет повышенные требования к членам своего коллектива, не прощая товарищу поступки, затрагивающие честь коллектива.

Не всегда подростки правильно понимают сущность дружбы, чести и других нравственных понятий, что может провести к защите товарища, совершившего дурной поступок, к круговой поруке и т.д. Незрелость нравственного сознания проявляется в отсутствии стойких нравственных убеждений. Упорно отстаивая свои моральные убеждения, подросток легко может им изменить, перейдя в другой коллектив, который предъявляет иные моральные требования к своим членам.

Различными средствами (беседами, разъяснениями) нужно добиваться правильного понимания подростками нравственных основных понятий, формируя на их основе полноценное общественное мнение коллектива. Всю воспитательную работу с подростками следует проводить через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива. Умело, используя его мнение, педагог может добиться выполнения своих требований даже от наименее дисциплинированных учеников.

Коллектив подростков имеет более сложную структуру, чем коллектив младших школьников. Отношения в нем складываются по принципу "деловой зависимости", а также симпатии, антипатии, доверия, уважения, равнодушия и т.п. Место каждого члена коллектива в этой системе отношений во многом зависит от нравственно-психологических качеств - мужества, стойкости, готовности к взаимопомощи, поддержке, способности быть хорошим другом и т.п., а то или иное положение в коллективе определяет различную степень эмоционального благополучия в нем каждого подростка. Оказавшись отвергнутым в классе, он стремится найти свое место в другой группе сверстников. Нередко именно такие подростки приходят в спортивные секции, стремясь удовлетворить остро переживаемую потребность в признании товарищей. Эти ребята требуют особого внимания со стороны тренера, нуждаются в поддержке ("Психология" В.М. Мельникова стр. 145-151 М. ФиС 1987 г.)

День Рожденья - праздник детства, как верно подмечено в одном старом хите, а детство - самое счастливое и беззаботное время в жизни каждого человека. Но сегодняшние родители прекрасно знают, как тихо и незаметно это время уходит, поэтому стараются каждый день Рождения сделать для своего сына незабываемым праздником!

А настоящий праздник для мальчишки любого возраста - это, прежде всего, подарки: нужные, важные, оригинальные и конечно, выбранные с любовью и заботой.

В этом возрасте многие мальчики еще не осознали истинной ценности денег и понятие "дорого" для них не является преградой к тому, чтобы до слез и умопомрачения просить родителей подарить какую-то на их взгляд, жизненно необходимую вещь.

Если покупка вожделенного подарка не пробьет гигантскую брешь в семейном бюджете и вы чувствуете, что ребенок это заслужил, то никакое это не баловство, а простое проявление родительской любви и огромное счастье для вашего мальчика.

Бывает, что в семьях не принято делать подарки "под заказ", или мальчик ждет сюрприз, в таком случае родителям стоит рассмотреть побольше разных идей и выбрать оптимальный для сына вариант.

В 11 лет большинство детей еще не потеряли интерес к игрушкам, хотя удивляться тут нечему: многие современные развлечения приводят в восторг даже взрослых!

Радиоуправляемые модели:

  • машинка-трансформер;
  • гоночный автомобиль со световыми эффектами;
  • пожарный квадроцикл;
  • самолет на инфракрасном управлении;
  • вертолет с гироскопом;
  • подводная лодка;
  • гоночный ныряющий катер.

Мальчику 11 лет также будет интересно получить в подарок радиоуправляемого паука или змейку.

Экономить при этом не стоит: дешевая китайская игрушка скорее всего быстро придет в негодность и оставит в душе ребенка неприятный осадок и разочарование. Зато качественная модель прослужит долгие годы и останется на память, тем более в 11 лет мальчик уже бережно относится к таким вещам и не нужно бояться, что он будет использовать игрушку не по назначению: например, перевозить на достаточно хрупкой модели камушки или пристраивать на нее кота.

Конструкторы

Трудно представить мальчишку, равнодушного к конструкторам! Наверняка ваш ребенок получил свой первый набор Lego года в три, и коробки с оставшимися простыми детальками еще пылятся где-то на антресолях.

Что подарить мальчику 11 лет? Конструктор: "Солнечные роботы".

Для мальчика 11 лет современные производители предлагают исключительно разнообразные, высокотехнологичные наборы конструкторов, приводящие вчерашних младших школьников в дикий восторг:

  • "Солнечные роботы" на солнечных батареях - удивительный набор, который вряд ли надоест мальчику, ведь каждый день можно собирать новую движущуюся игрушку;
  • "Hero Fortress ": конструктор будет особенно интересен мальчику, который коллекционирует трансформеров, из великого многообразия наборов всегда можно выбрать недостающую модель;
  • "Space Rail" : удивительная головоломка, позволяющая создать из невероятного количества деталей "вечный двигатель" - супер-трассу, по рельсам которой могут постоянно кататься шарики;
  • "Lego Technic" или "Lego City" - мечта любого мальчишки! Реалистичные модели точно воспроизводят самые знаменитые марки автомобилей, а их качество полностью оправдывает выложенную за набор круглую сумму;
  • "Lego Star Wars" - прекрасный подарок мальчику, всерьез увлеченному не только "Звездными войнами", но и темой космоса в целом;
  • "Lego Супер герои " - один из наборов отлично подойдет для мальчика - поклонника знаменитых блокбастеров Marvel.

Наверняка у юного коллекционера конструкторов есть какие-то определенные предпочтения и нет ничего страшного в том, чтобы поинтересоваться у ребенка невзначай, не появилось ли в семействе популярных конструкторов нечто особенное? Через 2 секунды ребенок взахлеб и с горящими глазами обязательно вас просветит, и тогда можно с чистой душой отправляться в магазин за подарком.

Логические настольные игры

В век компьютерных технологий очень важно не допустить момент, когда виртуальный мир начнет заменять для мальчика реальность. Современные настольные игры специально создаются с тем расчетом, чтобы ребенок мог заинтересоваться чем-то помимо компьютерных игр и в большинстве случаев производителям это удается.

Сегодня на рынке представлены очень качественные, интересные, захватывающие настольные игры, способные по настоящему увлечь 11-летнего мальчика и его друзей:

  • "Activity " или "Визуал " - увлекательные игры, особенно интересные для веселой детской компании;
  • "Дженга Голд" - игра, которая особенно понравится целеустремленному, сосредоточенному мальчику;
  • "Властелин разума" - очень нестандартная игра, с помощью которой мальчик и его друг станут настоящими мастерами дешифровки;
  • "Грузи и вези " - популярная логическая головоломка, классическая немецкая игрушка, чем-то напоминающая электронную версию "Тетриса";
  • "Колонизаторы" - захватывающие экономические стратегии, представленные в самых разнообразных вариантах.

Также мальчику 11 лет будут интересны наборы настольных спортивных игр: футбол, хоккей, баскетбол, танковый биатлон, пинбол или керлинг.

Что подарить мальчику 11 лет? Игра: "Колонизаторы".

Что понравится ребенку, кроме игрушек? Предметы гардероба, даже самые качественные и модные, 11-летний мальчик вряд ли оценит в качестве подарка, исключение может составить что-то необычное, например, кроссовки с роликами - мечта любого мальчишки или просто роликовые коньки.

Дорогие гаджеты мальчику в этом возрасте дарить нежелательно. В школе, да и по дороге домой ребенку могут повстречаться недоброжелатели среди старших школьников и дорогой аксессуар принесет ребенку только неприятности.

Детки растут очень быстро и на пороге 12 дня рождения ребенка родители вдруг понимают, что их мальчика уже не интересуют игрушки, и радуются, что его круг интересов пополнился новыми увлечениями.

Подарки маленькому спортсмену

Многие мальчики в этом возрасте уже серьезно занимаются каким-то видом спорта, и придают большое значение различным спортивным аксессуарам: важным, полезным и ультрасовременным, которыми можно похвастаться перед друзьями:

  • фитнес-браслет или спортивные часы : выбирать лучше не самую продвинутую модель, опять-таки, 12-летний ребенок еще физически не может постоять за себя и свои вещи. Но недорогой вариант с набором необходимых функций спортивный мальчик точно оценит;
  • раздвижные роликовые коньки с набором защитных аксессуаров;
  • скейтборд: в спортивных магазинах можно выбрать прекрасный вариант для мальчика 12 лет, и как бы ни хотелось подарить ребенку крутой лонгборд, подождите пару лет, развивать запредельную скорость все-таки еще рановато;
  • набор детских гантелей с неопреновым покрытием: 12-летнему мальчику вполне подойдут гантели, весом 0,5-1 кг;
  • футбэг или сокс - спортивные аксессуары для отличного развлечения как дома, так и на улице;
  • диаболо - забавная спортивная игрушка для создания различных трюков, прекрасно развивающая моторику и координацию движений;
  • аэрофутбол - удивительная игрушка для мальчика, который грезит любимым видом спорта и сможет погонять мяч в любой подходящий момент, даже на перемене;
  • набивная груша или тренажер для отработки ударов : даже если родители не планируют для сына карьеры боксера, такие спортивные атрибуты заставят ребенка почаще отрываться от компьютера и дадут возможность положительного выхода накопившейся энергии.

Умные подарки

В 12 лет у мальчика уже весьма четко просматриваются определенные интересы, у кого-то развивается тяга к искусству, точным наукам или творческой деятельности. А быть может, наоборот, ребенка интересует только виртуальный мир, в этом случае попытаться заинтересовать мальчика чем-то иным просто необходимо:

  • набор опытов "Юный химик" или "Юный физик";
  • научный набор "Оптические иллюзии";
  • "Скелет тиранозавра" - набор для будущего археолога;
  • "Увлекательная анатомия " - очень познавательная игра для будущего врача;
  • телескоп - отличный подарок для мальчика, интересующегося астрономией;
  • сувенирные шахматы - ценный подарок для ребенка-интеллектуала;
  • электронный конструктор: особенный подарок для ребенка, увлеченного электромеханикой, позволяющий безопасно создавать множество электросхем;
  • настольная игра World of Tanks Rush - колодостроительный вариант популярной онлайн игры, как будто сошедшей с экрана монитора;
  • 3D-пазл (робот, сейф, череп ): хитрые головоломки заставят мальчика почувствовать себя настоящим инженером.
Что подарить мальчику 12 лет? Настольная игра: "World of Tanks Rush".

В 12 лет мальчику еще очень интересно открывать для себя что-то новое, поэтому прекрасным универсальным подарком может стать набор "Школа волшебства" - занимательная обучающая игра, состоящая из 60 различных фокусов. Такой набор особенно понравится приверженцам саги о Гарри Поттере.

И никуда родителям не деться от всевозможных гаджетов: игровых приставок, смартфонов, планшетов, ноутбуков и МР3-плееров, каждый из которых может стать прекрасным подарком для 12-летнего мальчика.

Но действовать нужно осмотрительно: презент будет уместен, если ребенок знает меру и не просиживает в виртуальном мире с утра до ночи, нет явных признаков интернет-зависимости, и мальчик умеет бережно обращаться с дорогими вещами.

Что подарить мальчику 13 лет?

Современных подростков сейчас принято называть модным словом тинэйджер, образованным от составной части английского числа "13". И как отметить эту славную дату, чем порадовать своего тинэйджера - часто становится для родителей настоящей проблемой.

Быть может, ваш мальчик давно просит завести домашнего питомца, но вы чувствуете, что он пока не готов стать хозяином четвероногого друга. Подарите ему радиоуправляемую летающую акулу - полутораметровый монстр наверняка приведет мальчика в восторг, а уж его друзей тем более!

В этом возрасте мальчику вполне можно начать дарить оригинальные и недорогие подарки. Как правило, в 13 лет подростки уже твердо осознают, что деньги не растут на деревьях, а родителям приходится их зарабатывать и хорошо, если не тяжким трудом. И большинство мальчиков уже не изводят маму с папой настойчивыми мольбами купить что-то, явно выходящее за рамки семейного бюджета.

Конечно, если есть возможность, нужно непременно реализовать мальчишескую мечту, будь то айфон, айпад или геймпад ценой в плазменный телевизор. Ну а если нет, умный мальчик все поймет, не обидится и обязательно подождет до своего 16-летия.

Идеи оригинальных подарков

Сейчас в магазинах можно найти великое множество вариантов оригинальных подарков, от которых 13-летний подросток придет в восторг:

  • толстовка с 3D-принтом: есть очень яркие и модные модели с потрясающими объемными изображениями, носить которые почтет за счастье любой подросток;
  • 3D ручка: наверняка все друзья вашего мальчика будут в шоке, когда он начнет рисовать различные предметы и надписи... прямо в воздухе;
  • 3D очки : подарите вашему мальчику полное погружение в виртуальную реальность, если конечно, он не будет этой возможностью злоупотреблять;
  • часы-будильник с мишенью : все знают, как подросткам трудно просыпаться по утрам! С таким аксессуаром для спальни ваш мальчик будет вскакивать по звонку в радостном предвкушении, ведь чтобы выключить чудо-будильник, ему придется стрелять в него из лазерного пистолета;
  • копилка - банкомат : потрясающая вещь, с помощью которой ваш мальчик сможет надежно хранить личные деньги на мелкие расходы, родители смогут регулярно пополнять его депозит, а состояние "счета" всегда можно узнать с помощью специальной пластиковой карты;
  • автомат для изготовления попкорна : отличный подарок для мальчика - любителя устраивать дома с друзьями филиал кинотеатра;
  • домашний планетарий: если интерес подростка к космосу не ограничивается только "Звездными войнами", такой подарок позволит мальчику изучать нашу Вселенную, лежа на диване прямо под звездным небом.

Отличным и очень нестандартным подарком мальчику на 13-летие может стать мини-видеокамера - креативный и функциональный гаджет, с которым ваш ребенок уж точно не заскучает! Главное, чтобы мальчик осознавал, насколько увлекательной и в то же время опасной может быть профессия папарацци.

Что подарить мальчику 13 лет? Домашний планетарий.

Что подарить мальчику 14 лет?

Хотя девочки взрослеют гораздо быстрее мальчиков, 14-летний подросток - уже почти молодой человек и каждый родитель начинает осознавать, что и подарки пора выбирать соответствующие.

Почти взрослые аксессуары

Наверняка ваш мальчик уже стремится одеваться по последней молодежной моде, а ведет себя так, как будто он самый взрослый! Тогда, вероятно, имеет смысл преподнести имениннику солидную, кожаную обложку на первый паспорт и один из настоящих, взрослых мужских аксессуаров:

  • кошелек: лучше подарить дорогую вещь. Презентабельный аксессуар повышает самооценку и придает обладателю значимость в глазах окружающих;
  • часы: ваши взгляды на этот аксессуар и мнение 14-летнего подростка могут существенно расходиться и стоит невзначай поинтересоваться у ребенка, какие часы сейчас в моде. Даже если он попросит что-то, на ваш взгляд, нелепое, дарите не сомневаясь, он будет счастлив;
  • украшения : если в школе дети проходят строгий дресс-код, на выходных и после занятий мальчику будет приятно покрасоваться перед сверстниками (а особенно сверстницами) цепочкой, браслетом или кольцом, например Всевластия.

Подарки в зависимости от характера

В 14 лет ребенок продолжает формироваться, как личность, но уже становится понятно, к чему он больше тяготеет, привлекает ли его спорт и активный образ жизни, или мальчик домосед, сосредоточенный на своем внутреннем мире.

Активному мальчику, неспособному усидеть на месте, можно подобрать что-то соответствующее его характеру и образу жизни:

  • новый спортивный инвентарь;
  • перчатки для сенсорного дисплея;
  • туристическое снаряжение;
  • монопод для селфи;
  • модный рюкзак;
  • фотоаппарат или видеокамеру;
  • новый велосипед или лонгборд;
  • квест в реальности, например "Прятки в темноте".

Спокойному мальчику, равнодушному к походам и культурно-массовым мероприятиям, наверняка понравится один из этих подарков:

  • домашний бильярд : древнейшая настольная игра, а ее уменьшенная качественная копия не занимает много места;
  • дартс: метание дротиков - полезное занятие и хорошо отвлекает от компьютера;
  • надувное кресло : есть очень интересные варианты в форме груши или футбольного мяча;
  • ручка с флешкой : очень полезный гаджет для тех, кому важно успеть и записать и сохранить нужную информацию;
  • эллиптический тренажер : успешно заниматься спортом можно и не выходя из дома.

И конечно, каждый подросток будет в восторге от новой модели смартфона, планшета или ноутбука, особенно если до сих пор мальчика такой техникой сильно не баловали.

Еще один вариант подарка, одинаково желанный для любого подростка. Если ребенок с завидным упорством из года в год просит завести собаку, 14 лет, как считают специалисты, оптимальный для этого возраст и четвероногий друг может стать для подростка самым ценным и долгожданным подарком.

Главное, заранее провести с мальчиком соответствующую беседу и рассказать обо всех вероятных сложностях, чтобы подросток осознал всю ответственность предстоящего шага и тогда вы увидите, каким безграничным может быть простое детское счастье.

По достижению 10-летнего возраста подросшие дети начинают новую жизнь. С появлением первых изменений в физиологии начинает постепенно меняться поведение детей. Анализ психологии детей и подростков еще раз доказывает, что практически каждый год в жизни ребенка является определенной ступенькой в его развитии.

Современные подростки в компании

Путь от чистого ребенка до подростка

Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.


Подростковый возраст — признаки

Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.

Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.

Изменения у подростков в 12 лет

12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.


Проблемы внешности начинают беспокоить подростков

Родителям не стоит паниковать от таких перемен, а лучше позаботиться о здоровье их подростка, приобрести ей натуральную косметику с отсутствием химии.

Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.


Эмоциональная сфера подростков — особенности

Рассвет подросткового периода

Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.

Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.


Подростковый кризис- кризис становления личности

Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.

Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.


В этом возрасте появляются первые личные трагедии и тайны от родителей

13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.

Ох уж эти детки!

Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний — совершенно разные вещи.

Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.


Девочка «взрослеют» раньше мальчиков

Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители. Именно в 12 лет многие родители начинают вести со своими детьми тонкую политику. Ребенку в 13 лет уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, — создать доверительные отношения с подростком.

Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.

Только таким способом каждый из нас проходил этап взросления. Необходимо вспомнить себя в этом возрасте. 12 лет – это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить. Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.


Как проявляется чувство взрослости у подростков

А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.

Влияние компании на подростка

Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?


Подростки и сверстники — социальный аспект возраста

Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.

Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.

Укрощение строптивой девочки

Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.

К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.


Подростковый кризис часто приводит к девиантному поведению

Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор. Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.

Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.


Подросткам надо набраться терпения на пубертатный период

Родителям на этот период придется запастись терпением. Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.

Первые проявления личности

Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе. Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе. Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками. Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.

У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой. Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.


Подростки начинают купить, чтобы казаться взрослее

Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.

Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.


Главное — наладись с подростком доверительные отношения

Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением. Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им. И ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.

Ваш сын постепенно взрослеет: внешне и внутренне. Вы едва успеваете за тем, что с ним происходит. Меняется очень многое: от одежды и привычек до мировоззрения и отношения к девочкам.

Сложный подростковый этап заложен природой, его не избежать. У кого-то он бывает раньше, у кого-то ─ позже, но в среднем мальчики начинают превращаться из ребёнка в мужчину именно в возрасте 11-12 лет.

Поверьте, вашему сыну сейчас непросто. На физическое недомогание накладываются неустойчивые психические процессы и новые взгляды на окружающий мир. Если вы будете понимать, что происходит в организме вашего сына и сможете ему это объяснить, то этот этап будет пройден немного легче.

Давайте начнём с физиологических изменений.

Что происходит в организме подростков в 11-12 лет

Сердечно-сосудистая система. Сердце подростка значительно увеличивается, это связано с ростом сердечной мышцы ─ миокарда. Объём сердца 10-летнего мальчика составляет 130 куб.см, а у 13-летнего ─ уже 443 куб.см. При этом кровеносные сосуды растут медленнее и сердцу нужно прикладывать больше усилий для того, чтобы организм не страдал от недостатка кислорода. Нагрузка на сердце возрастает и в нём могут появиться боли.

Дыхательная система. Объём лёгких тоже увеличивается. Но использовать весь полученный кислород пока не получается, поэтому мозгу не хватает должного питания, что приводит к головным болям. Начинает расти гортань и меняться голос.

Костно-мышечная система. Быстро растут трубчатые кости рук и ног и позвонки. При этом позвоночник остаётся очень подвижным, велика вероятность его искривления. Крупные мышцы растут быстрее, чем мелкие, поэтому мальчику трудно работать с небольшими предметами, он быстро утомляется. Подростки в 11-12 лет выглядят непропорционально: длинные руки и ноги, большие ступни.

Кожа. Изменения, которые происходят в организме мальчика, приводят к тому, что сальные железы начинают работать активнее и на коже появляются раздражения, высыпания и гнойнички.

Нервная система. Головной мозг начинает активно развиваться, особенно передние отделы обоих полушарий. Подросток начинает резко отвечать на все замечания, которые направлены в его адрес. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому подростки неуравновешенны, у них часто меняется настроение.

Работа вегетативной нервной системы, которая связывает спинной и головной мозг с внутренними органами, тоже не до конца сбалансирована. Кровеносные сосуды плохо наполняются кровью, пульс и дыхание учащаются, мозгу не хватает кислорода, появляются головокружения и слабость. Вегетососудистая дистония ─ частый спутник подростков.

Эндокринная система. У мальчиков в возрасте 11-12 лет начинает активно расти щитовидная железа, которая отвечает за энергетический баланс в организме. Половые железы тоже развиваются, и в крови мальчиков увеличивается количество тестостерона.

О влиянии тестостерона на организм мужчины в целом и подростка в частности смотрите в видео-отрывке из вебинара «10 важных секретов, которые мамы должны знать о мальчиках».

Поведение мальчиков в подростковом возрасте

Внутренние изменения очень сильно сказываются на поведении мальчиков.

  • становятся очень эмоциональными, даже те, кто раньше был спокойным. Всё это сопровождается перепадами настроения: в одну минуту бурная радость может смениться сильной грустью;
  • ищут «острые ощущения» и сильно рискуют;
  • начинают обращать внимание на девочек и хотят им нравиться;
  • начинают осознанно подходить к выбору одежды и ухаживать за кожей;
  • болезненно реагируют на замечания и бурно выражают несогласие;
  • не доводят начатое до конца, а иногда и не начинают то, о чём говорили;
  • быстро утомляются;
  • становятся раздражительными;
  • могут энергично что-то делать, а через пару минут упасть на кровать без сил.

Отношения с девочками в этом возрасте строятся сложно, одна из причин ─ именно в возрасте 11-12 лет девочки бывают крупнее и сильнее мальчиков. Это сказывается на самооценке ребят.

Понять и справиться с эмоциями сына поможет наша бесплатная книга « ».

В целом, если со стороны посмотреть на то, каким хочет быть подросток и какой он на самом деле, то это почти два параллельных мира. Внутри мальчик сильный, красивый, он нравится девочкам и у него всё получается. А снаружи ─ пока неуклюжий, непропорциональный и с меняющимся голосом.

У каких мальчиков изменения в поведении в возрасте 11-12 лет проявляются ярче?

Видимость перемен в поведении и здоровье мальчика для него и окружающих будет зависеть ещё и от того, какой образ жизни он вёл в детстве и ведёт в подростковом возрасте.

Ребята, которые много двигаются, занимаются спортом и вообще ведут активный образ жизни, проще переносят трудности переходного возраста. Физически они развиваются более гармонично и им есть куда выплеснуть лишнюю энергию, а порой и агрессию.

Такие активные мальчики и до переходного возраста заставляют родителей и других взрослых «понервничать», поэтому у них изменение поведения в возрасте 11-12 лет не так заметно.

Мальчикам, которые постоянно сидят дома, мало двигаются и, возможно, страдают от лишнего веса, гораздо сложнее. У них перестройки в здоровье и поведении проявляются ярче.

Взрослым, которые привыкли к спокойному ребёнку, тоже бывает трудно перестроиться.

Для родителей, которые хотят понимать своих детей, и особенно для мам, которые хотят, чтобы их сыновья максимально раскрыли свой потенциал мужества мы создали специальный тренинг .

Помните: «Предупреждён, значит вооружён»? Те полезные знания и практика, которые вы получите на тренинге будут опорой, фундаментом для того, чтобы помочь сыну достойно, спокойно и уверенно пройти этот сложный возраст.

Этот курс только про мальчиков , особенности их физиологии и мировоззрения. На тренинге вы узнаете:

  • как понимать и предугадывать поведения своего подростка в определенных случаях;
  • о том, когда отпустить ситуацию, а когда, наоборот, взять под контроль;
  • как в связке мама-папа-сын не превратиться в «лебедя, рака и щуку»;
  • как ваши страхи могут отравить жизнь вашему сыну.

Тренинг начнётся 29 марта и продлится 1,5 месяца. Подробности о программе тренинга и условиях участия .

Подростковый возраст ещё называют переходным — переходным к взрослой жизни и ответственности. Этот этап проходит трудно и для мальчика, и для родителей. Чтобы помочь сыну, вам нужно его слушать, понимать, принимать те изменения, которые с ним происходят. Нельзя подшучивать над его внешностью и отношениями с девочками.

Вопрос к мамам девочек ─ нужна ли статья про физиологические и поведенческие изменения у девочек в подростковом возрасте?

Сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.

Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал и так далее. По ходу общения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры.

Увеличивается латентный (скрытый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя. Чтобы не усугублять ситуацию, не следует торопить детей, необходимо давать им время на раздумье и не оскорблять.

Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Зная эту особенность подросткового возраста, учителю необходимо быть более терпимым, относиться к проявлению эмоций с пониманием, стараться не «заражаться» отрицательными эмоциями, а в конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Целесообразно ознакомить детей с приемами саморегуляции и отработать с ними эти приемы.

Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать аудиальную (словесную) информацию. Не следует торопить их, можно подсказывать необходимые слова, при рассказе использовать иллюстрации, т. е. визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Что-то рассказывая или сообщая информацию, желательно говорить эмоционально, подкрепляя свою речь яркими примерами.

В подростковом возрасте начинается половое развитие . Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу иначе, чем прежде, – как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным, как к нему относятся другие, он начинает уделять большое внимание своей внешности. Происходит идентификация себя с представителями своего пола. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще – как возраст полового созревания.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.



На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя.

Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокринной системе. Деятельность гормонов обусловливает многочисленные изменения в организме подростка, в том числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое созревание. Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. В настоящее время, когда наблюдается акселерация физического развития и полового созревания, некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в 10-11 лет, мальчики – 12-13 лет.

Рост тела в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки – специфические моменты физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином скачок в росте. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка: пропорции тела приближаются к характерным для взрослого.

Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек – по женскому, что сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности, но завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста.

Перестройка моторного аппарата часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, и быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции, причем гормоны щитовидной и половой желез являются, в частности, катализаторами обмена веществ. Умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройстве сна.

В подростковом возрасте утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый только еще устанавливается. Эта перестройка сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, возбужденности, двигательной активности, периодической апатии, вялости. Появление таких состояний нередко наблюдается у девочек незадолго до начала или во время менструального цикла.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Во-первых, эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Степень внутренней занятости и сосредоточенности подростка на новых ощущениях и переживаниях, их место в его жизни определяется как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни подростка, особенностями его воспитания и общения. Отрицательное влияние могут оказывать книги и фильмы, предназначенные только для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о проблемах любви и пола провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений, эротических тенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младших школьников носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского, в 5 классе учащиеся проявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдается в 4 классе, в 9 раз чаще наблюдается бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 раза увеличилось число немотивируемых поступков. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подростку посильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.

Подростку свойственно бурное проявление своих чувств. Если он чувствует малейшую несправедливость к себе, он способен «взорваться», хотя потом может сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущении. Он горячо реагирует на все. Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Эмоциональные переживания подростка, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженных обид, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно важных чувств.

Подросток более чутко, по сравнению с младшими школьниками, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

Иной характер, по сравнению с младшим школьным возрастом, приобретает и дружба. Если младшие школьники связывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, какова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет. Иногда приходится прерывать дружбу, но делать это надо тактично, надо помочь подростку установить новые дружеские отношения, занять его интересным делом. У подростков существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники