Hити Дружбы. Какие взаимоотношения в семье бывают Какими должны быть взаимоотношения в семье

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Антон и Влад

Антон: Мне очень нравится во Владе то, что он умеет критически мыслить, не идти за толпой. Вот сейчас всех захлестнуло увлечение селфи, а Влад к нему равнодушен. Он может наблюдать за процессом отстраненно, думать - для чего ему это нужно, искать какие-то смыслы. Это мне в нем импонирует. Он разносторонний, творческий, какое-то время ходил в студию театрального мастерства. Иногда мы с ним пытаемся говорить между собой на английском.
Влад: Я в игры играю на английском языке. А в школе английский скучный. Я люблю все сам изучать. Я бы хотел научиться готовить. У меня все блюда любимые. Только печенку и манку не люблю.

Имена "

Виктория и Елена

Лена: Мы встречаемся, гуляем. Вместе ходим в магазин. Мне нужно, чтобы Викапомогала мне с расчетами. Я плохо разбираюсь в деньгах, плохо считаю. Она мне объясняет, я запоминаю. Если у меня появляются деньги, я говорю об этом Вике. Вика говорит: «Не трать их, мы пойдем вместе покупать продукты».
Виктория: Я чувствую, что Лена - мой близкий человек, важная часть моей жизни. Общаясь с ней, я научилась принимать ситуацию и не завышать ожидания. Потому что, когда у тебя есть какие-то ожидания и они не исполняются, всегда наступает разочарование. Я понимаю - если ты восемнадцать лет жил в таких условиях, ты не можешь измениться за такой короткий период. Дажекогдавсевокругрезкоизменилось!

Фото: Александр Васюкович | Текст: Людмила Дрик Материал предоставлен проектом "Имена "

Татьяна и Лера

Татьяна: Сначала такое общение кажется странным, искусственным: нужно встречаться несколько раз в неделю, искать общие темы… А теперь мне просто нравится с Леркой общаться! Наши отношения быстро переросли в дружбу, очень естественную. Просто чудо, что мы нашли друг друга! Наша пара - это попадание в яблочко.
Лера: Татьяна - мой настоящий друг. Конечно, у меня были друзья в интернате, но сначала одна подруга уехала в Италию, потом вторая… Практически не осталось близких друзей. В шестом классе нас перевели в обычную школу, было сложно адаптироваться. С «домашними детьми» отношения так и не сложились. Мы не могли понять друг друга. Честно говоря, не знаю почему. Думаю, они, нас, детдомовцев, немного презирали.

Фото: Александр Васюкович | Текст: Людмила Дрик Материал предоставлен проектом "Имена "

Марина и Вероника

Марина: Невероятно уважаю команду «Нитей дружбы»! В проекте очень основательно подходят к подбору пар: от момента прохождения тренинга до образования пары может пройти год и даже больше. Кураторы заботятся о том, чтобы взрослый и подросток максимально подходили друг другу. Для наставников проводятся регулярные встречи. Формально патронатный воспитатель должен найти для ребенка минимум два часа в неделю. Но наши с Вероникой отношения быстро переросли в настоящую дружбу, так что следить за временем уже незачем.
Вероника: Общение с Мариной меня в корне изменило: я научилась быть открытой, стала более уверенной, смелой, целеустремленной. Благодаря ей задумалась о поступлении в вуз. Я закончила колледж имени Кедышко, получила специальность художника-инкрустатора по дереву, а теперь поступила в БГУ на факультет философии и социальных наук. Буду изучать психологию. Может быть, однажды войду в команду какого-нибудь социального проекта вроде «Нитей дружбы». Ведь психологическая помощь нужна всем, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

Фото: Александр Васюкович | Текст: Людмила Дрик Материал предоставлен проектом "Имена "

Вера и Никита

Никита: Когда я начал общаться с Верой, я поумнел. Стал на многое по-другому реагировать. Вера рассказывает, как нужно жить. В школе нас тоже учили, но одному тяжело. Я уже научился варить суп, готовить макароны по-флотски. Сам покупаю картошку, макароны, морковку, капусту, суповой набор. Вера прислала мне фотки, как все делать.
Вера: Бывают моменты, когда приходится нестись ему на помощь с шашкой наперевес! Такие дети, как Никита, всем доверяют. Я говорю: «Никита, никому паспорт не давать!» Он и не давал. Но на днях я из него вытянула, что его взяли за руку, завели в офис оператора сотовой связи и оформили на него две карточки. В офисе выяснилось, что не две, а четыре. Оказывается, их можно использовать для незаконной IP-телефонии, хакерства. Мы закрыли эти карточки. Но он же рассказал мне об этом не сразу, а через полтора месяца!

Фото: Александр Васюкович | Текст: Людмила Дрик Материал предоставлен проектом "

Тернист и неоднозначен путь к достижению семейного счастья . Сложность обретения как супружеской, так и родительской гармонии заключается в том, что каждая из действующих психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, как уже отмечалось, содержит внутреннюю конфликтность, противоречие. Подчас достаточно одного небольшого уклонения в ту или иную сторону, как по принципу круговой причинности проблемы наслаиваются одна на другую, растут как снежный ком. Именно поэтому распутать клубок семейных проблем нельзя, потянув только за одну ниточку. Необходима перестройка всего внутрисемейного механизма.

Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья действительно превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

В данном разделе хочется привлечь внимание читателей к анализу некоторых неблагоприятных типов отношений в семье. Необходимо подчеркнуть, что в ряде описаний черты личности людей и сами ситуации гротескно усилены. Это дает возможность ясно увидеть причины семейных дисгармоний и установить связь между различными составляющими семейных отношений. Надеемся, что подобный анализ позволит читателям избежать некоторых ошибок в построении своей семейной жизни как в супружеском, так и в родительском аспекте.

Внешне "спокойная семья"

В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочен-ны и согласованны. Однако при более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, скуки, их жизнь сопровождается ощущениями зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, часто с повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семейных союзах можно говорить о превалировании чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За благополучным "фасадом" скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций нередко губительно отражается на самочувствии, супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают себя усталыми, бессильными. Нередко возникают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии.

Вулканическая семья

В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, ссорятся, чтобы вскоре нежно любить и признаваться в любви до конца жизни, опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Может показаться, что второй тип семейных отношений "здоровее", но это не совсем так. Дело в том, что "выливание злости", ослабляя ситуативное напряжение, совсем не всегда приносит истинное облегчение. Человек, проявивший излишне сильно негативные чувства, стыдится своего Поступка, чувствует себя виноватым, боится оказаться в

смешном положении, боится осуждения, -- таким образом, происходит накопление напряжений и негативных переживаний.

Как сказывается такой семейный климат на самочувствии ребенка? Следует считать и тот и другой тип неблагоприятным. Правда, негативное влияние в том и другом случае различно. Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательности, призванной скрывать непримиримые противоречия и взаимно негативные чувства, ребенок становится беспомощным. Его жизнь наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить. В этом смысле от крытые отношения, даже враждебные чувства, менее трудны для ребенка. Однако в бурливых семьях, эмоциональная атмосфера которых пульсирует между крайними полюсами, дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности детского мира.

Таким образом, хотят того родители или нет, осознают или не подвергают оценке свои супружеские отношения, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Уже на этих двух типах семей можно наблюдать особенность, всегда сопровождающую дисгармоничные союзы . Она состоит в известной инертности, стереотипности отношений. Раз и навсегда спонтанно выработанный стиль фиксируется и долгие годы остается неизменным. Как объяснить подобную стабильность, которая тем более кажется странной, что люди на протяжении жизни достаточно сильно меняются, приобретают новый опыт? Почему именно семейные отношения столь инертны?

Этот достоверный факт объясняется достаточно просто. Как правило, выработанный стереотип отношений в какой-то мере скрепляет брак, повышает его стабильность, хотя и не на гармоничной основе. Поэтому попытки одного из супругов к изменению стиля общения нередко сталкиваются с сопротивлением партнера. Для гармонизации отношений в семье необходимы совместные осознанные усилия. Одному психологу принадлежит меткий образ: "Брак можно сравнить с позой: если начинает сутулиться спина, то, значит, где-то еще должна возникнуть добавочная сутулость, чтобы удержать голову в прямом положении". Если один партнер меняется, это должно сопровождаться какими-то дополнительными изменениями, чтобы отношения сохранили стабильность и целостность. Именно поэтому позиция одного из супругов постепенно вызывает определенный тип отношений в семье в целом, и для перестройки уже этого семейного стереотипа недостаточно изменения у одного из участников семейного круга.

"Семья-санаторий"

Характерным примером семейной дисгармонии служит тип семьи, который может быть описан как "санаторий". Один из супругов, эмоциональное состояние которого выражается в повышенной тревожности перед окружающим миром, требовании любви и заботы, создает специфическую ограниченность, барьер новому опыту. Такая защита дает возможность снижения чувства тревожности перед неопределенностью окружающего мира. В узкий, ограниченный круг постепенно втягиваются все члены семьи, в том числе и дети. Поведение супругов принимает вид "курорта", усилия затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать возле себя детей. Попытки некоторого отделения воспринимаются как угроза самому существованию семьи, постепенно ограничивается крут общения, уменьшаются контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях. Семья"только внешне кажется солидарной, в глубинах отношений кроется тревожная зависимость одного из партнеров. Союз становится не свободно содружественным, а симбиотически зависимым. Это означает, что один из членов семьи, им могут стать как взрослые, так и дети, ограничивает свои обязанности, заставляя близких все больше и больше окружать его вниманием. Члены семьи объединяются в осуществлении особой заботы о нем, ограждают от трудностей, охраняют от слишком сильных впечатлений. Нередко, если семейная защита строится вокруг взрослого члена семьи, он бессознательно получает какую-то выгоду, например стабилизируя и охраняя любовь супруга. Иногда такой позицией один из супругов бессознательно мстит друго -му, как бы говоря: "Ты был (или была) ко мне так безжалостна, а теперь я так страдаю, что вынужден просить поддержки". Позиция детей в таких семьях бывает различна. В том случае, когда семья превращается в "санаторий" для матери или отца, дети обычно лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в материнском принятии и любви. Как правило, они рано привлекаются к выполнению домашней работы, нередко годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям. Поскольку бессознательная цель одного из супругов - удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недостаток любви со стороны ни одного, ни другого родителя.

В тех случаях, когда "санаторным" отношением окружаются братья или сестры, а также кто-то из других родственников, бабушки и дедушки, внутрисемейная

позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации вне-семейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей и предпочитаемых форм поведения свободного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей -характерные признаки отношения к детям в семьях "санаторного" типа.

Такие родительские позиции приводят либо к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

Повышенная забота об одном человеке приводит к фиксации внимания на состоянии здоровья всех членов семьи, в этом случае у детей может возникнуть страх заболевания, который при определенных неблагоприятных ситуациях способен привести к формированию личности, у которой забота о состоянии здоровья приобретает характер сверхценной деятельности.

"Семья-крепость"

Ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями характеризует еще один тип семей. Этот вид может быть назван семьей по типу "крепости". В основе таких союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла. Часто такие представления подкрепляются необходимостью вывода негативных эмоций, возникающих в семье, за ее пределы. В подобных случаях непереносимые взаимно враждебные импульсы в интересах поддержания стабильности семьи переносятся на внешний мир в целом: на отдельных лиц, на группы людей, на те или иные формы мировоззрении. В таких семьях создаются отношения якобы полного взаимопонимания, в то время как внутренние проблемы супруги переводят вовне. Заботясь о своем микромире, супруги осыпают окружающих различными упреками, которые они бессознательно хотели бы направить друг на друга или часто на самих себя. Нередко в таких семьях господствуют довольно странные односторонние представления, переоценки фактов и обстоятельств, постепенно возникает странный фанатизм, приверженность к тем или иным идеям, коллективное стремление к реализации целей внутри семьи. У супругов возникает выраженное усиление чувства "Мы". Они как бы психо-логически вооружаются против всего мира. За подобным поведением часто скрывается отсутствие подлинных психологических тенденций, естественно скрепляющих семью. "Круговая оборона" является бессознательным камуфляжем душевной пустоты или нарушения сексуальных отношений. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из родителей и зависимое, пассивное положение другого, вся семейная жизнь жестко регламентирована и подчинена определенным целям, закостенелая фиксация определенных семейных ролей создает видимость внутрисемейной солидарности и содружественности, в то время как эмоциональное наполнение ролей давно уже иссякло или изменилось, эмоциональная атмосфера внутри семьи лишена естественной теплоты и непосредственности.

Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ог-

раничений, к предписанию выполнения жестких правил, которые декларативно объясняются необходимостью заботы о будущем ребенке. Встречаются семьи, в которых духовное безразличие к ребенку, черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируются гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Однако необходимость скрепления семьи со стороны подчиненного родителя делает опеку непоследовательной и лишает отношения эмоциональной открытости и искренности.

В семьях по типу "крепости" любовь к ребенку все более приобретает условный характер, ребенок любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Это обычно сочетается с увеличением собственнического компонента в эмоциональной привязанности родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько порождаемый семейными позициями навязываемый ребенку образ "Я". Воспитание приобретает черты заданности, родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протест-ные реакции и поведение по типу упрямства и негативизма. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. Семья по типу "крепости" ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей и окружения и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, создает повышенный риск невротического заболевания.

"Семья-театр"

Еще одним примером семейных дисгармоний может служить построение отношений в семье по типу "театра". Такие семьи удерживают стабильность путем специфического "театрализованного образа жизни". Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, который разыгрывает перед окружающими пьесу. В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Здесь что-то говорится, что-то делается, что-то выражается эмоционально -- при всем этом совсем неважно, насколько, в какой мере и что в действительности стоит за тем или иным поведением. Необходим непосредственный отзвук, реакция, которые побуждают продолжение подобных театрализованных действий. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви.

Весь сконструированный семьей сценарий бессознательно служит защитой от осознания иллюзорности былых представлений, невыполненных желаний, не оправдавшихся в браке надежд. "Семейный театр" призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию. В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и также быстро забываются. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей - формальная необходимость, навязываемая социальными нормами.

Часто в "семейном театре" контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются обеспечением особых материальных условий. Родители приобретают много игрушек, специальное оборудование для занятий детей. Воспитание как бы передоверяется детскому саду, школе или другим общественным организациям. Детям дается "модное" воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой.

В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

"Семья - третий лишний "

Еще одним примером дисгармоничных отношений может служить семья, к психологической сущности которой подходит название "третий лишний". Она возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личностного развития к выполнению родительских функций. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. В практике семейного консультирования нередко встречаются подобные семьи, имеющие даже несколько детей, но, несмотря на это, эмоционально преувеличенно значимыми остаются супружеские отношения. Часто в контактах с ребенком родители склонны внушать детям чувство неполноценности, без конца"фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах. Не так уж редки случаи соперничества между еще молодой матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе,

безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемо-сти родителям. Возникшая зависимость тяготит взрослых, провоцируется тем самым усиление скрытого отвержения. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.

Семья с "кумиром"

Это довольно распространенный тип дисгармоничных семей. Отношения между членами семьи приводят к созданию" "семейного кумира" тогда, когда воспитание ребенка - единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к своему чаду, перенося свои нереализованные чувства на ребенка. Во имя ребенка творятся чудеса самоотречения и жертвенности, во имя ребенка затушевываются все проблемы взрослых людей. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. Здесь преувеличивается самое незначительное недомогание и болезнь ребенка, он воспитывается в условиях изнеженности, заласканности, всеобщего восхищения и умиления. Пос-

леднее усиливается потребностью получить "вознаграждение" за излишние усилия по уходу и заботе о ребенке. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви; столкновения с внешним миром, общение со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний. Требование признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущением несправедливости и жестокости окружающих.

"Семья-маскарад"

Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать название "маскарад". Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, "служа разным богам", родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разными, подчас противоречивыми сторонами. Мелькание "масок" повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при гипероттёке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самоопенки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и застойные очаги нервного перевозбуждения.

Описанные типы семейных дисгармоний доказывают сложность внутрисемейной жизни и глубокую взаимосвязь всех сторон семейного взаимодействия.

Поэтому если родители обращаются к психологам по поводу состояния ре-

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость) характеризует наиболее оптимальные, гармоничные супружеские отношения. Кроме непосредственного влечения к другому человеку (симпатия), уважаются права и достоинства супруга, его интересы, склонности, особенности, даже "чудачества"; ответственность за поддержание оптимальных отношений признается равной своей собственной ответственности. Близость с супругом приобретает множественный смысл, предполагая как интимную близость при взаимной удовлетворенности сексуальными отношениями, так и духовную близость, понимаемую как способность чувствовать и понимать духовный мир, внутреннюю логику чувств и поступков супруга.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но с недостатком близости) может возникнуть в ситуации неудовлетворенности интимной жизнью, когда недостаток интимной близости переходит в дефект близости психологической. Такая модель семейной дисгармонии подробно анализируется в исследованиях сексологов. В подобных случаях у женщин возникает утрата чувства любви к мужу, появляются раздражительность, придирчивость, провоцирующие и обостряющие внутрисемейные конфликты.


br /> Виды семейных союзов и нарушение семейных отношений.
В семье каждый человек индивидуален и неповторим: члены семьи по-разному видят и оценивают свою семейную жизнь. Это определяет особенности семьи, ее тип, который определяется таким показателем как качество семейных отношений. Американский психолог Мюриэл Джеймс, выделяет следующие виды семейных союзов: брак по расчету, духовный союз, романтический брак, брак-товарищество, брак, основанный на любви.

Типы дисфункциональных семейных структур
Статья о типах внутрисемейных коалиций для психологически подкованных родителей

Типыотношений в семье.

Начнем с любви. Какойбывает родительская любовь и чему она учит детей?

Казалось бы, что родители должны любить и принимать своегоребенка любым: послушным и непослушным, красивым и некрасивым, умным и неочень, открытым и замкнутым…То есть влюбви ребенка к родителям и родителей к детям не может быть никакихусловностей. Не зря говорят: «Родителей не выбирают!» Но, к сожалению, дажехудожники, сотворив произведение, не соответствующее их ожиданиям, забрасываютего в дальний угол или даже уничтожают, во вспышке отчаяния и разочарования всебе.

Вы скажете: «Сравнили тоже… Ребенок не картина и нестихотворение!» Да, ребенок не вещь, но, тем не менее, он не что иное, какпроизведение своих родителей! Художник вкладывает в свое произведение все, чтоможет: талант (какой есть), душу, время, деньги, здоровье. А что вкладывают всвоего ребенка родители? А то же самое – родительский талант, душу, время, здоровье,деньги… и много еще чего! Мне думается, что гораздо больше, чем художник в картину.Хотя… кто его знает?

О безусловной любви много говорится и пишется, но не многие людиумеют так любить, потому что в семье, где они росли, их любили за ум,послушание, веселый нрав, открытость, честность, красоту…

Ой, и где же такие дети-то прячутся? На самом деле их нелюбили (или делали вид, что не любят) за озорство, непослушание, занеряшливость, за плохие отметки в школе… Еще за что? Да каждого за свое!!! Ктоиз вас не чувствовал себя нелюбимым, отверженным?..

А чему учит такая, обусловленнаяхорошим поведением , родительская любовь? Родителям и в голову не можетприйти, что их ребенокможет тожеразочароваться в них, в родителях, и отвергнуть, в свое время?

Дорогие родители!!! А откуда все эти неприятныесвойстваличности могут появиться у вашегоребенка? А вот давайте рассмотрим различные типы взаимоотношений в семье,благодаря которым формируется личность ребенка!

Диктат! Все мы, после падения СССР, узнали, что такое «авторитаризм»! А всемье такое может быть? Может? А как это? Ну, да, правильно, – это когда всечлены семьи беспрекословно подчиняются одному человеку: отцу, матери илибабушке (редко дедушке почему-то). Этот человек и карает и милует, он решает,что кому делать, как кто должен с ним разговаривать. Он определяет, где комуучиться, кем кому быть (то есть какая профессия будет у представителейподрастающего поколения), и многое другое. У кого в доме есть «диктатор», тотпонимает, о чем идет речь.

«Диктатор» ведет себя так только из хороших побуждений, излюбви к своим близким – так ему кажется. Он полностью берет на себяответственность за их жизнь, за их будущее. Он всегда знает, как и что должнобыть. Он всем старается доказать, что без него пропадут, наделают ошибок… Принем все говорят только шепотом, «ходят на цыпочках».

Особенно плохо в такой семье детям. Почему? А потому чтодиктатор подавляет их инициативу, не позволяет развиться чувству собственногодостоинства, самостоятельности, активности. Он может позволить себе оскорбить иунизить того, кто осмелится противоречить ему. Приучая к труду, он«заставляет»! Даже рассказывая о чем-то, он говорит: «Я заставил его сходить вмагазин!», или «Я заставила ее помыть посуду!» Ребенок в такой семье полностьюлишен права голоса даже в тех вопросах, которые касаются лично его интересов:он носит ту одежду, которую ему покупают родители, он идет в ту спортивнуюсекцию, которую для него выбрал отец или мать. Ему могут запретить встречатьсяс тем или иным другом, только потому, что тот не нравится «диктатору», у негодаже таланты развиваются только те, которые заметили у него родители. Его могузаставить учиться петь, играть на скрипке и т.п. Можно представить, какой изнего выйдет музыкант!!!

Гиперопека –разновидность диктата. Только «диктатор» предпочитает приказ и насилие, а«опекун» «достает» членов семьи своейчрезмерной заботой и демонстративной любовью. Для него свойственны манипуляциис чувством вины, с чувством долга. Он «опекун» – самый обиженный в семье –«никто его не любит, никто о нем не заботится, никто его не уважает, все думаюттолько о себе, а только он один всех любит и о всех заботится, ограждает оттрудностей!!!» Он требует любви ивнимания к себе в ответ на его «самоотверженную любовь»!

На самом деле и «диктатор» и «опекун» заботятся, преждевсего, о своем спокойствии. Зачем им утруждать себя и думать о том, что чувствуют близкие, когда они подавляет ихсвоими приказами или чрезмерной заботой? Им удобней и спокойнее, когда все ихслушаются, никто не прекословит, когда все делают так, как хотят они! Им (и«диктатору», и «опекуну»), фактически, безразличны интересы и переживания тех,кто, как им кажется, в полной их власти.

Но рано или поздно «авторитаризм» сталкивается ссопротивлением, как в государстве, так и в семье! Чаще всего открытоесопротивление вспыхивает со стороны детей! Сначала они начинают лгать,изворачиваться, лицемерить. По мере взросления ребенка, у него могут случатьсявспышки грубости, гнева, уход из дома… Бывает, что бунтовщик терпит поражение,его сопротивление сломлено. Но радоваться нечему, потому что вместе ссопротивлением сломлена воля, вера в себя, в свои возможности; сформированкомплекс неполноценности, нанесен серьезный ущерб личности ребенка.

И если в первом случае (когда сопротивление не сломлено),вырастает очередной «диктатор» или «опекун», то во втором (когда удалосьподавить ребенка) это будет абсолютно безвольная, безынициативная, сераяличность. Скорее всего, жизнь такого человека будет сопровождаться цепьюнеудач, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Может быть ему повезет,и он встретит на своем пути «вторую половину», которая полностью возьмет насебя ответственность за его жизнь… Но, вероятнее всего, он сопьется – кому он такойнужен? Редко кто умеет любить ни за что, просто так!

А теперь вопрос: такого ли результата хотели родители?
Конечно, нет! Они разочарованы в своем ребенке, они всячески демонстрируют емуэто. Его поведение их раздражает! Они стыдятся своего ребенка, как художникнеудавшейся картины! Они отказываются от него, стараются реже встречаться…

Второй вопрос: что, став родителями, могутдать своим детямлюди, воспитанные втаких семьях?
А только то, что имеют! Их не научили любить и ценить своих близких, их ненаучили уважать мнение других людей! Один будет навязывать членамсемьи свою волю, а другой злобно илибезучастно подчиняться кому-то!!!

А что такое строгость? Это что способ подавления?
Строгость – это разумный подход, обусловленный целями в каждой конкретнойситуации. Это воспитание привычки соблюдения общественных норм, законов, морали!Но не насилие над личностью, не подавление воли и инициативы. Строгость – этоне диктат и не гиперопека!

Что такое «наказание»? Это что, обязательно унижениечеловеческого достоинства? Это обязательно «порка» или оскорбления?

Испытывая наказание, ребенок должен понимать, что совершилошибку, он должен осознать, что был неправ – иначе наказание бесполезно! Ондолжен убедиться, что совершая подобные ошибки и дальше, он сам лишает себячего-то очень важного в жизни. А самое главное, он должен быть уверен, что онимеет право на ошибку и на ее исправление!

Строгость и наказание, используемые правильно,воспринимаются детьми как справедливость, обусловленная необходимостью «датьурок», но не как отсутствие любви или ее избыток!

Такой тип взаимоотношений принято называть «демократическим». Здесь присутствует изабота друг о друге, и право совещательного голоса всех членов семьи, и правоиметь свои интересы и увлечения, не причиняющие беспокойстваблизким и, конечно окружающим людям, и правовыбора профессии. Здесь детям помогают развиваться, расти как личности! В такихсемьях уважают достоинство и мнение каждого члена семьи, даже если это ребенок.Здесь царит «сотрудничество» и взаимопомощь. Из таких семей выходят достойные,уважаемые люди, умеющие работать в команде, харизматичные лидеры, успешныебизнесмены… Такими детьми гордятся их родители.

Есть еще один тип взаимоотношений, сродни анархии. Впсихологии его принято называть «попустительским». Здесь тоже могут быть разные варианты:
– «Диктат наоборот», когда родители идут на поводу у своего ребенка иподчиняются его воле. Диктат ребенка, поначалу, умиляет родителей, они поощряюттакое поведение ребенка. Он растет в атмосфере вседозволенности «чем бы дитя нитешилось, лишь бы не плакало!» Он любит родителей как источник удовлетворениясвоих потребностейи, когда становитсясамостоятельным, любыми путями добившись собственного благополучия, какправило, за счет других, он о родителях может забыть вообще.
– «Невмешательство». Это случается, если родители считают, что «у нас свояжизнь, а у детей – своя!» Дети не должны вмешиваться в жизнь взрослых, в ихдела и разговоры, а родители пускают на самотек жизнь детей.В таких семьях (чаще всего, это семьиалкоголиков) дети, лишенные родительского внимания и любви, часто попадают поддурное влияние сверстников, вовлекаются в пьянство, наркоманию, криминальныегруппировки… Иногда из таких детей вырастают и самостоятельные, приспособленные к любымусловиям жизни лидеры, всего добивающиеся «своим трудом и умом»! Но, какправило, это бездушные циники, не умеющие любить и ценить близких людей, в томчисле и друзей. Про таких говорят «улица воспитала»!

Каков Ваш стиль взаимоотношений в семье – судить вам. Менятьего или нет, во благо своих детей – тоже решать вам. Если вы решили, что «надочто-то менять», но не знаете как, то я рекомендую вам обратиться сюда :
http://familydevelop.biz/pochemu.exe.rar

С глубоким уважением и пожеланием любви и взаимопонимания всемье, Людмила Астахова.

Приветствую вас, мои дорогие читатели. Сегодня я буду говорить о том, какие бывают взаимоотношения в семье, как супруги взаимодействуют друг с другом. Отношения между партнерами одна из главных вещей в семейной жизни. В зависимости от того кто какую роль играет, насколько супруги близки и честны друг с другом зависит их общее счастливое будущее.

Новый этап в жизни

Семейные - это серьезный шаг вперед для женщины и мужчины. Просто встречаться далеко не то же самое, что жить вместе, вести семейный быт, распределять бюджет, появление детей и многое другое.

Между супругами могут развиваться различные варианты взаимоотношений. Распределение главенства, кто принимает итоговое решение, кто зарабатывает, а кто занимается домашними делами. Все эти вопросы будет лучше обговорить на берегу. Конечно, и в процессе можно решить любой вопрос. Главное, уметь договариваться.

Случается такое, что в процессе семейной жизни супруги могут поменяться ролями. В этом нет ничего страшного. Возможно, для данного этапа так будет лучше. Иногда женщина занимает мужское место в семье и ведет всех вперед. Нет ничего плохо в том, что так происходит.

Жизнь непредсказуема и подкидывает все новые испытания на нашем веку. Быть готовым ко всему невозможно. Даже у самого собранного человека не всегда есть возможно предугадать, что будет дальше. Именно поэтому важно, чтобы муж и жена умели слышать друг друга и были готовы помочь и подставить свое плечо. Когда супруги действуют единым фронтом, тогда им не страшны никакие трудности.

Партнеры

Один из вариантов семейного взаимодействия - партнерские отношения. Психология такой тактики заключается в равноправии обоих супругов. И муж и жена равноценны и равнозначны во всем. Оба имеют работу, которая важна и нет варианта, что профессия одного более серьезная и ценная.

И муж и жена занимаются домашними делами. Каждому по способности, как говорится. Точно так же и с ребенком. Оба родителя принимают активное участие в воспитании детей.

Когда принимается важное решение в такой семье, то оба партнера садятся за стол переговоров и решают вопрос таким образом, чтобы исход устраивал обоих. Может быть, решение принимается с помощью монетки, вопрос не в этом. Главное - равноправие. Полное для обоих супругов. Они словно деловые партнеры, которые идут рядом друг с другом.

В такой семье не стоит вопроса - кто главный. Нет разборок на тему: почему ты принимаешь такие важные решения без меня. Но однажды один из партнеров может захотеть больше власти, начнется перетягивание одеяла на себя, ссоры и скандалы. Чтобы избежать этого, необходимо разговаривать. Если какое-то решение дается сложно, отложите его. Дайте и себе и своему партнеру время подумать.

Необязательно произойдет такой вариант с перетягиванием. Но всякое возможно. Поэтому будьте готовы, поговорите о том, что вы будете делать, если произойдет такая история в вашей семье. Подготовьтесь заранее.

Тягач и вагончик

На мой взгляд, наиболее распространенные отношения - это тягач и вагончик. Когда один из партнеров ведет, а второй следует за ним. Не факт, что тягачом будет мужчина. Я встречала много пар, в которых как раз женщина тащит за собой своего благоверного, направляет его, принимает все важные решения, занимается бюджетом и прочее.

Иногда такие отношения могут выглядеть, как будто муж главный, но на самом деле жена, как серый кардинал. Она все равно принимает важные решения. Она подсказывает супругу как поступить в той или иной ситуации. Игра может вестись как в открытую, так и за кулисами.

В таких отношениях бывает сложно разобраться кто главный на самом деле. женщина всегда сумеет сделать так, чтобы мужчина думал, что он главный. Мужья же редко занимаются подобным. Они не очень приветствуют такие игры.

Данные отношения позволяют второму человеку с легкостью переложить ответственность на второго и жить себе не задумываясь. Просто идти туда, куда тебя направляют. Но бывает такое, что ведущий устает, ломается, происходит какой-то кризис. И здесь встает вопрос - сможет ли второй супруг взять на себя роль тягача?

Если не сможет, тогда супружеское счастье под угрозой. Ведь когда оба просто вагончики, они будут стоять на месте и не смогут никуда двигаться. А вот если второй супруг может взять на себя роль главного, тогда отношения будут крепчать и становиться только сильнее. Ведь помощь в кризисный момент самая драгоценная. Легко помогать, когда и так все хорошо.

Родитель и ребенок

Еще одним вариантом развития семейного сценария могут быть роли родителя и ребенка. Когда взрослый мужчина ищет себе более молодую девушку, чтобы стать ей отцом, наставником, ментором. Или, наоборот, когда женщина ищет себе сына, о котором она будет заботиться, ухаживать и всячески воспитывать.

В таком поведении нет ничего плохого. Если есть потребность, то почему бы и нет. Главное, чтобы это устраивало обоих супругов. Когда они оба довольны своим семейным положением - тогда будет процветание и счастье.
С появлением настоящего ребенка ситуация может сильно измениться. Тот, кто примерял на себя роль ребенка, может повзрослеть, изменить свое мироощущение и стать более ответственным и серьезным. Ребенок меняет многое в жизни людей. В том числе и супружескую роль.

В подобных отношениях присутствует нечто большее, чем просто супружеская любовь. Поскольку один из партнеров играет роль родителя, то отношения имеют оттенок отеческой или материнской заботы. Психология такого поведения заключается в желании быть или родителем или ребенком. Откуда это происходит тяжело сказать. Для более глубинного анализа необходимо проделать определенную работу со специалистом.

Если оба супруга счастливы, то абсолютно не важно какую роль они играют. Родитель, партнер, ребенок, вагончик или тягач. Когда муж и жена умеют договариваться, слышать друг друга, говорить о своих проблемах - они могут преодолеть все на своем пути.

Друзья-супруги

Случается и такое, что отношения вырастают из дружбы. Люди давно друг друга знают, дружат, но в один прекрасный момент происходит трансформация отношений. И они понимают, что между ними происходит нечто большее, чем просто дружба.
Такие отношения имеют как много плюсов, так и минусов. И некоторые вещи имеют обе полярности. Партнеры давно друг друга знают, они в курсе прошлых отношений своего друга, между ними могли происходить ситуации, которые показывали человека в его истинном обличии. Многое происходит между . И как с этим быть дальше не совсем понятно.

Можно ли использовать то, что ты знаешь о своем друге, когда вы находитесь в отношениях? Или стоит все начать с чистого листа? Что делать с дружескими обидами? Новый статус несет новые обязательства и ответственность.

Граница между дружбой у мужчины и женщины и любовной связью бывает настолько размытой и неопределенной, что партнеры сами не замечают как меняется их отношение друг к другу. Одного взгляда иногда бывает достаточно, чтобы понять что происходит нечто более интимное и амурное.

Отношения бывают разными, все люди имеют свои особенности. Даже когда сценарий кажется одинаковым, отношения все равно обладают своими оттенками. Любите друг друга, а все остальное приложится. Носсрат Пезешкиан имеет отличный труд под названием «Тренинг семейных отношений. 33 и 1 формы партнерства» . Возможно, вы найдете там для себя несколько интересных мыслей.

Хорошего вам дня!

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Могут быть выделены 4 наиболее общих тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей может порождаться тактикой «невмешательства ». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Такая семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.

2. Классификация стилей воспитания

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

Демократические родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки. Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Для воспитания адекватного представления нужна гибкая система наказания и похвалы ребенка. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью.

Личностной особенностью ребенка может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей: желанию бездумно следовать указанию взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ее источником обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, нелюбимыми. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www..
Статья подготовлена специально для сайта www.. П. «Основы воспитания в семье» Уч. Пособие. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок