Угнетенные женщины востока. Обычаи и традиции йемена Йемен традиции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Йеменцы - неотъемлемая часть общеарабской культуры. Многие ученые относят сам факт зарождения арабского этноса именно к горным районам северной части Йемена и южной части современной Саудовской Аравии. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно бурной истории. Культура страны неразрывно связана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны.

До сих пор в Йемене господствуют родоплеменные отношения. Шейхи обладают почти неограниченной властью на местах. Между официальными властями и племенными лидерами зачастую возникают конфликтные ситуации, приводящие к некоторой напряженности и ослабляющие официальные региональные власти. Решения племенных лидеров обладают на местах силой закона, ограничить их может только религиозный лидер или явное противоречие нормам ислама. Но поскольку местные вожди чаще всего являются одновременно и священниками, их решения не обсуждаются.

Семьи в Йемене до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. Род и клан до сих пор считаются основополагающими понятиями местных социальных отношений. Главой семейства является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья. Мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода. По крайней мере один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат. Многие семьи по-прежнему "устраивают браки" - традиционный "договор семейств" является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он способен обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин "достойных условий" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.

Положение женщин в арабском обществе служит поводом для бесконечных инсинуаций. Йемен - одна из самых консервативных стран арабского мира, немало обычаев здесь базируется на нормах шариата и вековых традициях. Публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами в Йемене действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника, "харим" ("запретный", женская половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство обязанностей женщины сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей. Однако даже в пределах самой страны, в разных её районах, требования несколько отличаются. Бедуинские женщины северных районов могут появляться в обществе без головного платка ("абайя", "шейла" или "никаб" - видов так называемой "чадры" здесь множество), разговаривать с посторонними мужчинами и так далее. В сельскохозяйственных горных районах западной части страны женщины часто участвуют в общественной жизни наравне с мужчинами, "абайю" здесь носят только при выходе в люди, а на Сокотре царят довольно вольные (по местным понятиям, естественно) порядки, близкие к эмиратским. Однако в большинстве случаев, связанных с присутствием иностранца, местные женщины обязаны закрывать волосы и лицо, оставляя неприкрытыми одни глаза.

В одежде жители Йемена придерживаются вековых традиций и канонов ислама. Местные длинные и свободные рубахи до лодыжек "тавб", или "тобе", из шерсти или хлопка, небольшая шапочка под головной платок "тагийя", традиционный головной платок "гутра", удерживаемый на голове при помощи особого шнура "агал", шаровары с широким поясом, а также накидка из верблюжьей шерсти "бишт" максимально подходят для жаркого и сухого климата. Женщины носят длинную свободную рубаху "тавб", или "тобе" (женский вариант обильно украшается вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку "абайя" ("абая"), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок "бошийя" ("бошия"), платок "шейла", или "никаб", а также хлопковые или шелковые шаровары "сурвал". На Сокотре мужчины носят "футу" - прямой кусок ткани с рисунком или вышивкой, обворачиваемый вокруг талии в виде юбки.

Для иностранца рекомендуется консервативная одежда с длинным рукавом, женщинам необходимо покрывать голову платком и носить юбку ниже колен. В деловых случаях рекомендуется костюм европейского кроя. Открытая одежда и шорты должны быть ограничены пляжем или местом у бассейна. Желательно иметь с собой теплую одежду, поскольку по ночам во всех горных областях довольно прохладно даже летом.

Характерной чертой является повсеместное ношение мужчинами традиционных кривых кинжалов "джамбия", внешне похожих на оманские, но отличающихся от них по форме и отделке. Джамбия часто играет роль опознавательного знака, показывающего принадлежность мужчины к тому или иному роду, и символом мужского достоинства. В последнее время ношение кинжалов, как и остального оружия впрочем, ограничено законодательно, поэтому зачастую вместо кинжала можно увидеть на поясе местного жителя пустые ножны - забывать саму традицию здесь никто не намерен даже под давлением властей. До недавнего времени все мужчины появлялись на улицах только со стрелковым оружием - это тоже считалось признаком мужской чести и достоинства, однако в последнее время эта традиция сохранилась только в провинциальных районах (на севере страны до сих пор все мужчины ходят с оружием). В городах же и на вывесках многих заведений можно увидеть характерный местный знак в виде перечеркнутого силуэта автомата АК, говорящий о том, что доступ в данный район или офис с оружием запрещен.

Жевание ката - наиболее яркая черта местных жителей, сразу бросающаяся в глаза туристам. Листья и молодые побеги этого горного кустарника (Catha edulis) в изобилии продаются на всех рынках. Они содержат природный стимулятор катинон (Y-норэфедрин), обладающий легким наркотическим эффектом. Употребление ката не вызывает привыкания и не имеет никаких побочных эффектов (кроме запора при длительном употреблении), поэтому он не считается наркотиком. Каждый день в определенное время (обычно в 16.00) вся жизнь в стране как будто замирает - наступает "время жевания". Мужчины собираются в группы, жуют листья и обмениваются новостями. Приглашение иностранца в такую компанию - большая честь, однако листья следует приносить с собой. Отказ от приглашения оскорбителен для местного жителя, но уважительной причиной для отказа может служить наличие проблем со здоровьем (у некоторых людей применение ката может повысить артериальное давление и вызвать сексуальные расстройства). Для большинства местных жителей листья ката - высшая ценность, для их хранения даже отводят самую верхнюю комнату в доме ("мафрадж"), в которой ранее было принято держать семейную казну. Здесь же, в "мафрадже" или в специальной гостевой комнате и собираются мужчины.

Приглашение в местный дом - большая редкость и высокая честь для гостя, хотя гостеприимство местных жителей общеизвестно. Даже при наличии приглашения переступить порог дома можно лишь после того, когда хозяин явно подтвердит свое решение пропустить гостя на свою территорию. Маленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или детям будет воспринят с благодарностью, заострять свое внимание на отсутствии женщин за столом не рекомендуется, хотя во многих городских семьях отношения в этом плане вполне европейские. Заводить разговор с обсуждения бизнеса или личной жизни не рекомендуется - здесь ценится степенная и отстраненная беседа, лишь "по ходу дела" касающаяся каких-то насущных вопросов. Не стоит активно жестикулировать при беседе - здесь своя сложная система жестикуляции, в рамках которой вполне приличный европейский жест может значить нечто оскорбительное.

Режим питания, как и в большинстве арабских стран, двухразовый - очень плотный завтрак и такой же плотный обед. Хлеб обычно разламывается руками, ими же берется и большинство блюд. Зачастую вместо столовых приборов используется хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и мясо. Ножи и вилки в повседневной жизни используются редко, но в ресторанах они всегда есть и будут поданы по желанию гостя. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой (!!) рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности).

Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. Целоваться публично или обмениваться иными явными знаками внимания между представителями противоположного пола здесь категорически не рекомендуется.

Коран запрещает употребление спиртного, поэтому безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. Строго наказуемым деянием считается нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, что грозит немедленным арестом или депортацией. Отношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. В течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распространяется и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касается только публичных мест).

Йеменцы, как и все арабы, приветствуют членов семьи и друзей объятиями и поцелуями в обе щеки. С малознакомыми людьми это не принято - здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. Прикасаться к представителям противоположного пола категорически не рекомендуется.

Журналисты Guardian отыскали, возможно, худшее место на земном шаре для женщин. В Йемене их выдают замуж в 12 лет, они умирают при родах, их арестовывают на улице и бросают в тюрьмы. Местные женщины безраздельно принадлежат мужчинам.

В арабском мире слова "женщина" и "права" почти никогда не ставятся вместе. В Йемене жизнь женщины тяжелей всего. Пожалуй, только в Саудовской Аравии представительницы слабого пола имеют меньше свобод, но там у них, по крайней мере, есть доступ к образованию и медицине. В Йемене у женщин нет никаких гражданских прав вообще.

Они не только являются собственностью мужчин и не имеют права без их разрешения покинуть дом под страхом уличного ареста. Их выдают замуж еще задолго до достижения половой зрелости, и множество женщин умирает при родах. "Наши семейные законы худшие на всем Ближнем Востоке, - говорит Суха Башрейн, которой посчастливилось получить работу в благотворительной неправительственной организации Oxfam. - Это настоящее средневековье".

Йемен - одна из наименее развитых стран в мире, занимающее 149 место из 177 стран по индексу развития человеческого потенциала. Уровень бедности здесь составляет 40%. Только 35,9% граждан имеют доступ к чистой питьевой воде. Для женщин жизнь еще тяжелей. Только одна из каждых трех жительниц Йемена умеет читать (среди мужчин количество неграмотных составляет 31%).

Женщин повсеместно арестовывают по обвинению в адюльтерах, курению или поглощению пищи в ресторанах с "бойфрендами". Причем право на арест имеет не только полиция, но практически любой мужчина, наделенный какими-то охранными полномочиями - вплоть до сотрудников береговой охраны. В женских тюрьмах несчастные содержатся зачастую вместе с новорожденными детьми, их принуждают к проституции.

Если женщина в Йемене забеременеет, то у нее всего 1 шанс из 5 наблюдаться у профессиональной акушерки и 1 шанс из 39 умереть во время беременности или родов. Государство официально не предоставляет женщинам практически никаких прав, даже нет закона о возрасте вступления в брак. Это позволяет мужчинам приводить к себе в дом 12-летних девочек.

Власть сильного пола здесь подавляющая и несомненная. И не только в политике. Женщина здесь не может выйти замуж без разрешения своего родственника мужского пола. Если у нее нет в живых отца, она обязана спросить брата, если нет брата, то кузена и так далее - до самой отдаленной родни. А если у нее вообще нет ни одного родственника мужского пола, то она должна отправиться за разрешением к судье.

Бедные семьи бывают рады отдать маленьких девочек в жены - их больше не придется кормить. А семьи, в которых живут мужья, не прочь получить очередную бесплатную прислугу. Одна девушка рассказала корреспонденту Guardian о своих впечатлениях после брака.

Ее выдали замуж в 12 лет , еще до того, как у нее вообще начались месячные. Поначалу ей понравилось в новом доме, где девочке дали красивое платье и туфли. Но потом наступило время исполнения супружеских обязанностей. У ребенка случилась истерика, и "муж" вызывал к ней ее мать. Та объяснила дочери, что отныне она "взрослая" и должна во всем повиноваться мужу.

Девочка не возражала убираться в доме и готовить еду. Единственное, чего она боялась больше всего, - ночного времени. Она все чаще искала оправдания, которые помогли бы ей избежать выполнения супружеских обязанностей, но муж требовал своего. В конце концов, она родила мальчика. Через четыре года супруг бросил свою уже слишком "взрослую" жену.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Первое, что видишь при посадке в международном аэропорту столицы Йемена - Саны, - это остов разбитого самолета, уткнувшегося носом в землю рядом с взлетной полосой. Чуть дальше - обломки двух МиГов. Зато потом взору открывается выставка российских боевых и транспортных вертолетов, включая "Черную акулу" Ка-50. Сначала кажется, что находишься на военной базе где-то под Астраханью, тем более что внешне здание аэропорта также способствует этому впечатлению. Но, выехав за пределы аэродрома, сразу понимаешь: ты на арабском Востоке!

По дороге в город обращают на себя внимание две вещи: женщины в черных чадрах и перчатках, закутанные до пят, и мужчины - все поголовно с большими изогнутыми кинжалами за поясом. Кинжалы называются "джамбия" и являются обязательным атрибутом мужского костюма. Периодически на улицах встречаются сугубо штатского вида граждане, но почему-то с автоматами Калашникова. В городе это чудо военной техники можно приобрести от $100 до $300. Дешевле всего образцы китайского производства. В некоторых районах столицы можно увидеть знак - перечеркнутый крест-накрест автомат. Это означает просьбу не заходить в данный район с оружием. Выполняется она примерно так же, как у нас указатель "парковка запрещена".

Весь город увешан портретами президента страны - Али Абдалы Салеха, который правит Йеменом много сроков подряд, с 1978 года. С любой точки, куда бы вы ни повернулись, встречаешься с его взглядом. Правда, понять по плакатам истинный возраст этого человека совершенно невозможно. Кажется, ему лет 40-45, но это лет на двадцать отстает от истины. Правда, умерший пару лет назад в ОАЭ шейх Зайед не менял своего облика на официальных портретах лет тридцать. Поэтому уже можно говорить о своеобразной арабской традиции. Да и не только арабской. У нас в советские времена члены Политбюро на плакатах тоже не сильно "старились".

Наше влияние проявляется и в культуре. В гостинице, едва услышав русскую речь, к нам подходят две дамы. Оказываются пианистками из Белоруссии. По вечерам играют в фойе. Желая сделать нам приятное, спрашивают, что бы мы хотели услышать. Понятное дело, оказавшись за рубежом, хочется мелодий из "Семнадцати мгновений весны" и "Подвига разведчика". Гражданки с удовольствием исполнили "Не думай о секундах свысока" и "С чего начинается Родина". Милые дамы. Хорошо, что для пущей приятности арабам хаванагилу не заказали...

Евреи и оружие

В Йемене не так давно жило много евреев. Еще со Средних веков, если не со времен обитавшей здесь царицы Савской, все лучшие ремесленники в этих местах были как раз евреями. Но в середине 40-х годов ХХ века в благодарность за подавление мятежа местный имам разрешил своим сторонникам их пограбить. Времена были трудные, и иного способа расплаты у правителя не было. Будучи же человеком честным, совсем уж ничего не дать своим людям он не мог. А евреи почему-то обиделись и решили переехать в Израиль. Было их свыше 100 тыс. человек. Но местные власти поставили одно условие - каждый уезжающий должен оставить после себя обученного йеменского ремесленника. Причем качество обучения проверяли.

И вот сегодня, когда на рынке покупаешь кинжалы или украшения, главным аргументом арабского торговца в пользу высокой цены служит: "Послушайте, господин! Это же еврейская работа!" Старых кинжалов осталось крайне мало, и к вывозу из страны они запрещены. Но хорошую работу на рынке старого города найти можно. Стоит она от $150-200 до нескольких тысяч. Торговаться при этом надо нещадно.

Старая Сана - это вообще подарок для любителей оружия. Помимо кинжалов полно старых ружей (даже фитильных и кремневых), пистолетов ТТ и парабеллумов, маузеров, обрезов, сабель, мечей, штык-ножей, пороховниц и патронташей. Про "калашникова" уже говорилось, а в одной из лавок стоял прислоненный к стене ППШ. Напротив него почему-то находился бюст Гагарина.

Йемен - страна довольно бедная. По уровню жизни занимает 151-е место среди 175 государств мира. 30% трудоспособного населения - безработные. И это при том, что женщины здесь вообще не работают. Но соседям здешние условия жизни кажутся привлекательными. Через Красное море сюда массово переправляются сомалийцы. Мужчины работают на черных работах, а женщины вместе с эфиопками активно осваивают проституцию. Однако скопления жриц любви на улицах не наблюдается. Аборигены говорят - места знать надо.

Наши и китайцы

Русское влияние в Йемене достаточно сильно. 50 тыс. человек получили образование в СССР. Около 5 тыс. из них привезли на родину жен. В местной системе здравоохранения работают 1,5 тыс. наших врачей и медсестер. Врач получает порядка $800 в месяц, а медсестра - около $300. Правда, по мере роста доходов в самой РФ россиян начинают заменять медики из других стран СНГ. Однако сами йеменцы в такие детали не вдаются, считая всех врачей русскими.

С учетом того, что в стране всего 74 больницы и 139 медицинских стационаров, можно утверждать: вся система здравоохранения держится на наших врачах. Местные жители настолько привыкли к русским врачам, что, услышав русскую речь, часто обращаются к тебе не иначе как "доктор".

В последние годы страну активно осваивают китайцы. Свое проникновение они начинают с приятных подарков. В Сане ими построены автодорожный мост и новое здание Министерства иностранных дел.

Туристы и заложники

Древняя цивилизация Йемена восходит к библейским временам и мало тронута современностью. Особенно это ощущается, когда регулярно в целых районах отключается электричество. Туристам, любящим экзотику, здесь есть на что посмотреть. Но при этом у них неизбежно возникает и ряд серьезных проблем.

Во-первых, крайне мало гостиниц. Например, в Сане не страшно останавливаться только в трех отелях. Это Moevenpick, Sheraton и Taj. В полной же мере комфортным из них является только Moevenpick.

Во-вторых, по стране сложно передвигаться. Связано это не только с горным рельефом и качеством дорог, но и с наличием территорий, через которые посторонним лучше вообще не ездить. Выезжающим за пределы столицы рекомендуется брать сопровождение.

В-третьих, в Йемене регулярно похищают туристов. Делают это, правда, не со зла, и обычно похищенных не обижают. Крадут иностранцев, как правило, для того, чтобы в обмен на них получить что-либо от центрального правительства. Иногда просят отремонтировать дорогу или построить больницу, а иногда - освободить арестованных соплеменников. Заложников считают своими гостями, кормят и поят. Но особой радости попавшие в гости таким образом почему-то не испытывают.

Шейхи и парламент

Реально правительство в полной мере контролирует только крупные города. На местах почти все находится в руках шейхов. Шейхи бывают разные. Мелкие - контролирующие небольшую деревушку. Бывают и крупные - держащие целые районы. По сути дела, шейхи - это вожди племен. И образ жизни, и поведение у них, а также у их поданных остается на средневековом уровне. Только на смену лошадям и верблюдам пришли джипы, а сабли и луки заменили автоматы.

При этом в Йемене "на полном серьезе" существуют политические партии и даже двухпалатный парламент. На местах почти везде у власти исламисты. Но так как их демонстрировать мировому сообществу уж вовсе не с руки, то в парламенте они в меньшинстве. Не выбрали, знаете ли. Большинство в парламенте имеет партия президента Салеха, которая отличается куда менее фундаменталистским характером. При этом спикером парламента является как раз глава исламистов, находящихся в меньшинстве.

Таким образом происходит своего рода раздел сфер влияния. Салех и парламент обеспечивают приемлемый образ страны в мире, что позволяет ей получать иностранную помощь. Видимо, специально для мирового сообщества в нижней палате парламента находится одна, а в верхней - аж две женщины. Ну а исламисты и шейхи рулят всем на местах, где и осваивают доходящую до них часть этой самой иностранной помощи.

Центральная власть вынуждена считаться с исламистами, и давление религии на общество в целом растет. Современное йеменское законодательство базируется на шариате, в стране действует сухой закон. Туристы и иностранцы, правда, от него если и страдают, то только в материальном плане: спиртное в отелях продают, но оно достаточно дорого.

Вечный кайф

Большинство йеменцев прекрасно обходятся без спиртного. Потому что они нашли ему замечательную замену. Ближе к вечеру весь город начинает что-то жевать, все ходят с "флюсом". Это приходит время ката - зеленых листочков, содержащих легкий наркотик. Кат в Йемене жуют повсеместно, причем в последнее время он начал вытеснять даже посадки известного йеменского кофе, активно поставляемого страной на экспорт.

Такая вот кайфная жизнь в Йемене, но кто-то пытается ее уничтожить. Революции продолжаются...

Жизнь женщин

Обязательное условие - йеменские женщины должны носить головной убор, который скрывает лицо, отрыты лишь глаза, он называется никаб.

Во многих мусульманских странах ограничиваются лишь хиджабом (специальный платок), при этом лицо у девушек остается открытым. В этом же государстве принято носить никаб и полностью закрывать лицо. Остальное скрыто под нарядом под названием абайя. Конструкция их одеяния очень сложная. На голову надевается замысловато скомбинированные тряпочки и тесемочки. Вероятно, надевать ее трудно.
Безусловно, что все эти черные одежды – это лишь для публичных мест. Под таким одеянием скрывается обычная одежда в виде кофточек, маечек, юбочек и джинсиков.

В России такое явление показалось бы странным, наши девушки с возмущением заявили, что так одеваться нельзя, но йеменские женщины считают, что расстраиваться из-за подобной одежды не стоит. Красивыми девушки должны быть для других представительниц прекрасного пола и, конечно же, для своих мужей.

В семье женщины не закрываются, а вот ловить взгляды чужих молодых людей не хотят. Ведь это неприлично и нескромно.
К тому же один раз надев такую одежду, они привыкают к ней, и даже тогда, когда им разрешают открыть лицо, сделать им будет это весьма непросто. Они будут ощущать себя голыми или в нижнем белье.

В рамках исламской морали девушка должна слушать только мужчин своей семьи, то есть брата, мужа и отца. Другие молодые люди не имеют права с ней говорить, а также смотреть в глаза. Если такое произошло, к примеру, мужчине-кассиру пришлось говорить с женщиной, то ни в коем случае нельзя вступать в спор с чужой женой, иначе скандал будет, может даже родня прийти разбираться.

Понятно дело, что дотрагиваться до чужой женщины нельзя. Такой привилегий умело пользуются арабские девушки, они воруют консервы и прячут их в рукава.

Если охранники видят запись с видеокамер, то они лишь разводят руками, ведь обыскать женщин им никто не разрешит. На кассе девушка тоже может схитрить, смело заявив, что у нее есть лишь тысяча риалов, несмотря на то, что сумма в счете в несколько раз превышает названную. С ней никто не может спорить.

Женщины в этой стране злы, сварливы, шумны, проклинают всех, поэтому мужчины не хотят с ними связываться.
Послушание и скромность свойственны лишь в самой семье, хотя достоверного подтверждения этому нет.
Такие женщины живут на своем этаже, соблюдают массу условностей, не едят с мужьями, но кто в доме хозяин – это индивидуально, так же, как и индивидуально в семьях всего мира.

Исламский мир разделен на две части: женскую и мужскую. В общем, никого тут не ущемляют. И у женщин, и у мужчин здесь есть свои запреты. В этом мире вообще отсутствуют общие публичные места. Единственное, куда ходят муж и жена вместе – это в мечеть, да и то молятся они в разных комнатах.

В Сане был парк с детской площадкой, супермаркетами, ресторанчиками и торговыми центрами. Это место в основном было для иностранцев. Но именно сюда могли йеменские семейные пары прийти вместе отдохнуть.

Свадебные «непонятности»

В то же время самой продаваемой одеждой является вечернее платье в пол с открытым декольте. В них девушки красуются на свадьбах, кстати, которые в этой стране проходят своеобразно, но очень часто. На такое торжество зовут всех, кого видят.
Разодетые и накрашенные девушки идут на свадьбу. А о мужчинах не будем говорить, так как достоверных фактов нет. Так вот этим барышням выдают бутылку воды и гамбургеры в коробке. Больше ничего из угощений не подают. Это можно понять, так как йеменский народ достаточно бедный.

После получения угощения гости проходят в зал, рассаживаются на низкие диваны (мафражаки). Там они могут предаться кальянокурению или катожеванию. На небогатых свадьбах,возможно, и водкопитие.

Девушки разговаривают, едят, курят и ожидают выхода невесты, для которой сооружен посреди зала подиум. По улюлюканье невеста в белом платье ступает на него, застывает и слушает овации. Делает шаг, застывает, звучат аплодисменты. Так как подиум длинный, то невеста торопится, чтобы не растягивать церемонию надолго.

В конце восхождения ее ждет трон, на который она садится и принимает поздравления. После чего включают музыку, и гости начинают танцевать. На свадьбе ни в коем случае нельзя фотографироваться, но некоторые снимают невесту. Зрители, сидящие на первых рядах, закрывают лица вуалью.

Иногда к девушкам «выпускают» жениха, их заранее об этом предупреждают, чтобы они успели надеть свой каждодневный наряд.

Вот такая оригинальная свадьба. В завершении - это стрельба из всего, что есть. Как правило, это «калаши» + фейерверки.

Сыну мать выбирает жену, предварительно выслушав пожелания. Можно сделать вывод, что судьбы на Востоке вершат женщины.

975 дней назад

В отличие от языковой ситуации антропологический облик населения Йемена не столь однороден.

В целом, как и для большинста соседних арабских народов Юго-Западной Азии, ему свойственны в основном средиземноморские черты, а местами переднеазиатские (арменоидные).

В Сане часть арабов смешалось с турками. В Хадрамауте расселены значительные группы людей, родившихся в результате смешанных браков арабов с малайками (им свойственны некоторые монголоидные черты).

В Тихаме и крупных городах побережья происходило значительное смешение с выходцами из Африки, особенно с переселенцами из района Африканского Рога (Сомали, Эфиопия).

То же можно сказать и о населении Махры (северо-восток Йемена) и Сокотры.

Взаимоотношения между Йеменом и Эфиопией часто проявлялось в значительных миграционных потоках: заселение Эфиопского нагорья сабейцами, а в первых веках новой эры завоевание большей части Йемена аксумитами (предки эфиопских народов). И даже в мусульманскую эру в Йемене существовали эфиопские династии (Наджланиды), правившие отдельными регионами Йемена.

Для населения этих районов характерна тёмная кожа, вьющиеся волосы, более толстые губы.

Племена Махры и соседнего Дофара (Оман) выделяются тёмной кожей, круглоголовостью и курчавыми волосами. А диалекты их ближе к семитским языкам Эфиопии, нежели к арабскому.

Высказывалось предположение, что эти народы потомки раннесредневековых эфиопских завоевателей Южной Аравии.

Есть и другая версия - это остатки древнего дравидоидного населения, некогда заселявшего огромные пространства от Африки до Южной Азии.

Махра и Дофар отличаются и в культурном отношение от окружающего арабского населения: они более индифферентны к предписаниям ислама, а женщины пользуются значительной свободой (в прошлом здесь практиковалась полиандрия).

Население Тихамы имеет свой отличный от общейеменского костюм.

Мужская одежда жителей жаркой Тихамы ограничена короткой футой и распахнутой на груди лёгкой безрукакой. Женщины носят длинную юбку и короткую, не закрывающюю поясницу кофточку. Головным убором как мужчин, так и женщин часто служит высокая, плетённая из соломы шляпа.

Фута является общейеменским традиционным костюмом. Она представляет собой кусок белой или однотонной цветной ткани, которую несколько раз обворачивают вокруг бёдер. Верхней одеждой служат рубахи и безрукавки, перепоясанные широким кожанным поясом (хузам). К поясу обычно прикреплён широкий кинжал (джамбия). Головным убором служит белая шапочка - куфия.

Быт йеменцев подчинён нормам ислама. Хотя традиции и образ жизни в значительной мере разнятся по регионам страны.

В северо-восточных районах страны, где проживают в основном кочевые племена, быт в значительной мере подчинён нормам обычного права, а не шариата. Здесь сильны обычаи гостеприимства и взаимопомощи в тяжёлых условиях жизни в пустыне. Женщины-бедуинки никогда не закрывают лицо (исключением является специальная маска, предназначенная для защиты кожи от палящего солнца и обжигающего ветра). Перед замужеством бедуинки наносят на лицо и тело специальные, носящие магический смысл, татуировки.

Жители Южного Йемена менее фанатичны и не так строго соблюдают нормы шариата, что объясняется особенностями их религиозно-правовой школы в рамках суннизма и более широким общением с внешним миром (старые традиции мореплавания).

Жители Северного Йемена более консервативны (шииты зайдиты). Здесь сильны нормы ислама и жизнь носит патриархальный характер. Характерно уважительное отношение к старости; женщины несмотря на строгое следование шариату могут многократно вступать в брак, а забота о воспитании потомства во многом ложится на отцов (мальчики уже с ранних лет сопровождают своих родителей во время их хозяйственных забот).

Жители Йемена (как и соседней Эфиопии) подвержены одной страстной привычке - жеванию листьев наркотического кустарника ката. Это свойственно не только мужчинам, но и женщинам. Для этого занятия выделяется определённое время дня, во время которого замирает вся деловая и хозяйственная активность населения. Известно несколько сортов этого кустарника, отличающихся по своему действию.

Некоторые сорта ката, из-за их неадекватного действия, были запрещены к выращиванию мудрыми имамами.

Вот как описывается действие ката француженкой Клоди Файен ("Французский врач в Йемене"): " Вкус ката немного терпкий, и его смягчают тем, что сосут одновременно кусочек леденца. Курят... Пьют гишр (отвар кофейной шелухи) или свежую воду, надушенную ладаном, сохраняя в тоже время во рту в течение нескольких часов жвачку из листьев. Вначале производимое катом действие неприятно: наступает головокружение, сердцебиение, бессоница. Но затем ум приобретает ясность, появляются энергия и бодрость, настроение становится доброжелательным и совершенно спокойным. Каждый испытывает желание рассказать какую-нибудь историю о кате, вкус и действие которого меняются в зависимости от сорта. Ещё и теперь имеется кат "бродячий", который побуждает к ночным прогулкам в каком-то экстазе, без определённой цели. Раньше имелся кат "кровожадный", порождавший насилие."

До сих пор в Йемене господствуют родоплеменные отношения. Шейхи обладают почти неограниченной властью на местах. Между официальными властями и племенными лидерами зачастую возникают конфликтные ситуации, приводящие к некоторой напряженности и ослабляющие официальные региональные власти. Решения племенных лидеров обладают на местах силой закона, ограничить их может только религиозный лидер или явное противоречие нормам ислама. Но поскольку местные вожди чаще всего являются одновременно и священниками, их решения не обсуждаются.

Семьи в до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. Род и клан до сих пор считаются основополагающими понятиями местных социальных отношений. Главой семейства является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья. Мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода. По крайней мере один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат. Многие семьи по-прежнему "устраивают браки" - традиционный "договор семейств" является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он способен обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин "достойных условий" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.

Положение женщин в арабском обществе служит поводом для бесконечных инсинуаций. - одна из самых консервативных стран арабского мира, немало обычаев здесь базируется на нормах шариата и вековых традициях. Публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами в Йемене действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника, "харим" ("запретный", женская половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство обязанностей женщины сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей. Однако даже в пределах самой страны, в разных её районах, требования несколько отличаются. Бедуинские женщины северных районов могут появляться в обществе без головного платка ("абайя", "шейла" или "никаб" - видов так называемой "чадры" здесь множество), разговаривать с посторонними мужчинами и так далее. В сельскохозяйственных горных районах западной части страны женщины часто участвуют в общественной жизни наравне с мужчинами, "абайю" здесь носят только при выходе в люди, а на Сокотре царят довольно вольные (по местным понятиям, естественно) порядки, близкие к эмиратским. Однако в большинстве случаев, связанных с присутствием иностранца, местные женщины обязаны закрывать волосы и лицо, оставляя неприкрытыми одни глаза.

В одежде жители Йемена придерживаются вековых традиций и канонов ислама. Местные длинные и свободные рубахи до лодыжек "тавб", или "тобе", из шерсти или хлопка, небольшая шапочка под головной платок "тагийя", традиционный головной платок "гутра", удерживаемый на голове при помощи особого шнура "агал", шаровары с широким поясом, а также накидка из верблюжьей шерсти "бишт" максимально подходят для жаркого и сухого климата. Женщины носят длинную свободную рубаху "тавб", или "тобе" (женский вариант обильно украшается вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку "абайя" ("абая"), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок "бошийя" ("бошия"), платок "шейла", или "никаб", а также хлопковые или шелковые шаровары "сурвал". На Сокотре мужчины носят "футу" - прямой кусок ткани с рисунком или вышивкой, обворачиваемый вокруг талии в виде юбки.

Для иностранца рекомендуется консервативная одежда с длинным рукавом, женщинам необходимо покрывать голову платком и носить юбку ниже колен. В деловых случаях рекомендуется костюм европейского кроя. Открытая одежда и шорты должны быть ограничены пляжем или местом у бассейна. Желательно иметь с собой теплую одежду, поскольку по ночам во всех горных областях довольно прохладно даже летом.

Характерной чертой является повсеместное ношение мужчинами традиционных кривых кинжалов "джамбия", внешне похожих на оманские, но отличающихся от них по форме и отделке. Джамбия часто играет роль опознавательного знака, показывающего принадлежность мужчины к тому или иному роду, и символом мужского достоинства. В последнее время ношение кинжалов, как и остального оружия впрочем, ограничено законодательно, поэтому зачастую вместо кинжала можно увидеть на поясе местного жителя пустые ножны - забывать саму традицию здесь никто не намерен даже под давлением властей. До недавнего времени все мужчины появлялись на улицах только со стрелковым оружием - это тоже считалось признаком мужской чести и достоинства, однако в последнее время эта традиция сохранилась только в провинциальных районах (на севере страны до сих пор все мужчины ходят с оружием). В городах же и на вывесках многих заведений можно увидеть характерный местный знак в виде перечеркнутого силуэта автомата АК, говорящий о том, что доступ в данный район или офис с оружием запрещен.

Жевание ката - наиболее яркая черта местных жителей, сразу бросающаяся в глаза туристам. Листья и молодые побеги этого горного кустарника (Catha edulis) в изобилии продаются на всех рынках. Они содержат природный стимулятор катинон (Y-норэфедрин), обладающий легким наркотическим эффектом. Употребление ката не вызывает привыкания и не имеет никаких побочных эффектов (кроме запора при длительном употреблении), поэтому он не считается наркотиком. Каждый день в определенное время (обычно в 16.00) вся жизнь в стране как будто замирает - наступает "время жевания". Мужчины собираются в группы, жуют листья и обмениваются новостями. Приглашение иностранца в такую компанию - большая честь, однако листья следует приносить с собой. Отказ от приглашения оскорбителен для местного жителя, но уважительной причиной для отказа может служить наличие проблем со здоровьем (у некоторых людей применение ката может повысить артериальное давление и вызвать сексуальные расстройства). Для большинства местных жителей листья ката - высшая ценность, для их хранения даже отводят самую верхнюю комнату в доме ("мафрадж"), в которой ранее было принято держать семейную казну. Здесь же, в "мафрадже" или в специальной гостевой комнате и собираются мужчины.

Приглашение в местный дом - большая редкость и высокая честь для гостя, хотя гостеприимство местных жителей общеизвестно. Даже при наличии приглашения переступить порог дома можно лишь после того, когда хозяин явно подтвердит свое решение пропустить гостя на свою территорию. Маленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или детям будет воспринят с благодарностью, заострять свое внимание на отсутствии женщин за столом не рекомендуется, хотя во многих городских семьях отношения в этом плане вполне европейские. Заводить разговор с обсуждения бизнеса или личной жизни не рекомендуется - здесь ценится степенная и отстраненная беседа, лишь "по ходу дела" касающаяся каких-то насущных вопросов. Не стоит активно жестикулировать при беседе - здесь своя сложная система жестикуляции, в рамках которой вполне приличный европейский жест может значить нечто оскорбительное.

Режим питания , как и в большинстве арабских стран, двухразовый - очень плотный завтрак и такой же плотный обед. Хлеб обычно разламывается руками, ими же берется и большинство блюд. Зачастую вместо столовых приборов используется хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и мясо. Ножи и вилки в повседневной жизни используются редко, но в ресторанах они всегда есть и будут поданы по желанию гостя. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой (!!) рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности).

Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. Целоваться публично или обмениваться иными явными знаками внимания между представителями противоположного пола здесь категорически не рекомендуется.

Коран запрещает употребление спиртного, поэтому безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. Строго наказуемым деянием считается нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, что грозит немедленным арестом или депортацией. Отношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. В течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распространяется и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касается только публичных мест).

Йеменцы, как и все арабы, приветствуют членов семьи и друзей объятиями и поцелуями в обе щеки. С малознакомыми людьми это не принято - здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. Прикасаться к представителям противоположного пола категорически не рекомендуется.

Вся жизнь в стране подчиняются строгим религиозным установкам.Обычаи и традиции Йемена базируются на мусульманских представлениях о морали, а также на местных древних законах. Семья для йеменца стоит выше всего в иерархии ценностей. Глава рода - это старейший мужчина. Нередки здесь свадьбы по договоренности родителей. Характерно, что почти все мужчины носят кинжалы-джамбия. Это символизирует мужскую храбрость и доблесть. Закон в последние годы стал ограничивать ношение холодного оружия, поэтому нередко мужчины крепят к поясу пустые ножны.

Перипетии истории, специфические условия жизни, особенности религии и восточного менталитета - все это впитала в себя уникальная культура Йемена. Она начала формироваться во времена младенчества человеческой цивилизации, поэтому справедливо считается одной из древнейших на планете.

Является одной из древних арабских государств, которые можно смело назвать странами для представителей сильного пола. Все права, возможности и привилегии есть только у молодых людей. У них имеется полная свобода действий. Мужчины Йемена могут самостоятельно подбирать жену. В любой момент имеют право подать на развод, если супруг в чем-либо не устраивает мужа. Представителям сильного пола тут все можно, а их власть никак не ограничена.

Здесь господствуют как и единые для всех арабов обычаи и традиции, так и местные законы, существующие не одно тысячелетие. Культура Йемена основывается, в первую очередь, на мусульманской религии. Здесь еще чтятся средневековые законы шариата и более древние правила родового строя. Не редко в этих местах разворачиваются конфликтные ситуации между официальными представителями государственной власти и племенными «вождями» - шейхами. Долгое нахождение под властью англичан сближает Йемен в культурном отношении с Индией. Хотя особенности этого государства во многом схожи с другими арабскими странами, уникальная география Йемена и необычайно долгая история способствовало тому, что культура стала какой-то необычайно особенной. Ведь если приглядеться - все у них немного не так, а как красиво, как все продумано и наработано веками.


В Йемене строго следуют правилам Корана, который, кстати, ставит всех представителей сильного пола выше всего. В таком случае женщина имеет право на то, чтобы рожать наследников (желательно мальчиков). С пренебрежением относятся к рождению девочек. Матерям нужно будет самостоятельно за ними ухаживать

В такой стране, как , женщина - это грешница, которая может в любой момент совершить грех (смертельный, конечно же), она полна соблазнов, поэтому не имеет права показываться людям. Жены без разрешения супругов не имеют права выйти на улицу.

Весь мир здешней женщины заканчивается во дворе, да и там она должна скрывать свое личико. Всю жизнь девушка в этой стране должна прятать себя не только от незнакомых людей, но и от законного мужа.

В моменты близости девушка все равно должна скрывать тело, дабы не соблазнять мужа, ведь это смертельный грех. А вот молодые люди в этой стране не смущаются, они с большим удовольствием проводят время с другими женщинами, особенно тогда, когда по работе едут в другие государства.

Женское обрезание или ужасные пытки для девушки

Для местных девушек семейная жизнь не представляет собой ничего привлекательного. Но брак - это полбеды для здешней женщины. В детстве девочкам в государстве приходится сталкиваться с еще одним жесточайшим обрядом, а именно с женским обрезанием. И по сей день проводят подобную процедуру в более чем в 20 странах.

Считается, что половые органы девушки - это грязное место. В результате связи с женщиной мужчина может заразиться чем-то. В данном случае обрезание является возможностью уничтожить грязь в семье.

Такая процедура в этой стране проводится достаточно варварским способом, когда используются ножи, обычные ножницы и прочие подобные предметы. Во время обрезания девочки ощущают ужасную боль, даже в процессе заживания ран они испытывают невероятные мучения. Отметим, что матери, зная о такой жесткости, все равно идут на подобный шаг.

Как можно назвать такое положение вещей? Конечно же, жестокостью. Каждой девочке еще с самого рождения прививают мысль о том, что она является грешницей, которая несет только зло, поэтому любая женщина и детей своих воспитывает подобным образом и с теми же мыслями.

После вышеупомянутой процедуры, девушка не только не получает удовольствия от интимной близости, но испытывает дичайшую боль во время нее тогда, когда заживают раны или расходятся шрамы. Для женщины в этой стране половой акт становится самым настоящим испытанием. Ей остается только бредить о беременности и ребенке, дабы муж не требовал от нее выполнения супружеского долга.

Обрезание может стать причиной возникновения проблем во время родов, да и для здоровья эта процедура опасна, особенно если происходит не в стерильных условиях (а так обычно и бывает).

Продажа девушек

Затронем еще одну проблему - продажа женщин. В мужчина, который захотел жениться, может выбрать самостоятельно себе будущую жену, если у него для этого есть все необходимые возможности. Обеспеченный молодой человек может остановить свой выбор на молоденькой привлекательной девушке из бедной семьи.


сельскохозяйственном секторе. В этой сфере задействованы около 70% всего трудоспособного населения государства. Однако из-за тяжелых географических условий только 3% всей площади страны пригодны для обработки. Здесь выращивают табак, финиковые пальмы, хлопчатник, кофе, кунжут. Традиционными промыслами считаются рыболовство и добыча жемчуга. Промышленность развита очень слабо. Она состоит преимущественно из мелких текстильных и промышленных предприятий. 70% доходной части государственного бюджета зависят от добычи нефти.Йемен - одна из беднейших стран арабского мира. По состоянию на 2009 год ВВП на душу населения составлял 2500 долларов США (173 место в мире).

Отметим, что продажа может происходить даже тогда, когда девочка не достигла необходимого возраста для заключения брака. Родители просто отдают свою дочку за указанную сумму будущему супругу. После такой своеобразной сделки, проводятся все обряды, которые требуются для заключения брака, после чего девушка навсегда покидает родительский дом. Возможно, что она уже никогда не увидит своих родных маму и папу, так как дом покидать своего супруга она не имеет права.

Когда девушка попадает в семью мужа, она полностью подпадает под его власть. Если в своем доме она имела хоть самые минимальные права, то тут она становится просто лишним ртом, который нужно кормить. Немного больше привилегий она получает после рождения сына.

Если девушка в этой стране в первый год супружеской жизни не забеременела, то она может стать обузой супругу, которую без презрения совести выгонят. В Йемене женское бесплодие - это проявление греха.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок