Свинцовые белила для лица. Как сделать белое лицо на Хэллоуин? Правила выбора и способы использования красок

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Каждой женщине хотелось бы иметь красивую кожу без несовершенств, пигментных пятен, пост-акне, шрамов и других несовершенств. Конечно, это не обошло стороной и азиатских леди.

Более того: это стало настоящей манией.

В западных странах нет четких определений понятия "красивая кожа". Есть несколько критериев: она должна быть чистой, без воспалений и высыпаний, рельеф - максимально гладким... Все, что здесь можно было бы перечислить, не сложно объединить в одно понятие: здоровая. Главное, чтобы кожа выглядела здоровой. В современном мире нет определенных понятий о том, какого она должна быть тона и все идет к тому, чтобы для большинства людей и ее цвет имел все меньшее значение.

Это еще одно значительное различие между Азией и западом.

Наверняка каждая из нас неоднократно видела фотографии и изображения индийских леди высоких кровей, членов японских императорских семей или гейш, знатных китаянок... и современных азиатских девушек.

Что, казалось бы, объединяет их всех? Однозначно, "белая" кожа. Максимально светлый тон и отсутствие несовершенств. Никаких других вариантов.

Понятие "Аристократичная бледность" не прозвучит новым ни для кого, но если на западе новые веяния моды постепенно расширили границы понятия "красивая кожа", в Азии все произошло с точностью до наоборот. И сейчас, в век инноваций и технологий, азиатский рынок переполнен средствами, направленными на отбеливание кожи.

Ее осветление и некий стереотип о "правильном цвете кожи" - это целая глава истории, это большое количество научных исследований, технологий и разработок, это большое количество действительно весомых аргументов "за". Поговорим же об этом!

Сегодня можно с уверенностью сказать, что попыткам сделать свою кожу светлее вопреки природе уже тысячи лет.

Достоверно известно, что одна из первых стран, где это начало происходить – Индия. История сложилась так, что цвет кожи представителей высших каст, как правило, был светлее, и что вполне естественно для человека, это отличие старались подчеркнуть, приумножить… или приобрести. Возможно, это связано с понятием чистоты, которое всегда было присуще аристократам всего мира. Не стали исключением и такие страны, как Китай, Япония и Корея, где светлая кожа была и остается одним из главных символов красоты женщины.

Способы и опасные компоненты: красота – страшная сила!

Когда речь заходит о женской красоте, зачастую невольно вспоминается всем известная фраза: «красота требует жертв». К сожалению, в нашей истории это действительно стоит воспринимать буквально.

Для достижения максимального светлого тона лица и не только все средства были хороши. Поиски этих средств велись непрерывно и вне зависимости от того, чем это грозило, что именно это были за способы, люди к ним прибегали. И не всегда это заканчивалось хорошо.

Очень часто средства или методы были действительно опасными, и не просто для кожи, но и для здоровья и даже жизни. Почему, спрашивается, отбеливание кожи не теряло своей актуальности? Ответ прост: время.

Во-первых, зачастую в то время у людей просто не было возможности знать, что способ или вещество опасны.

Во-вторых, разница между представителями высших и нижних слоев общества была колоссальна и имела такое значение, что проще было не задумываться, чем выделяться на фоне семьи темным цветом кожи, присущим представителям народа, рабочего класса, низших каст и тд. Светлая кожа для представителей аристократии была так же естественна, как вышитые золотом шелка и платья сложного кроя.

Для осветления кожи в западных странах использовались такие компоненты, как гидрохинон, ртуть, свинец, мышьяк… и это не полный список. Звучит ужасно, не правда ли? Несмотря на то, что в азиатских странах эти компоненты почти не использовались, рассмотрим некоторые из этих веществ:

Гидрохинон.

Очень долгое время гидрохинон считался одним из лучших отбеливающих средств, пока не был запрещен во всем мире по причине высокой токсичности. Кроме того, была установлена связь между использования гидрохинона с возникновением лейкоза.

Увы, несмотря на это, данный компонент очень редко, но все еще можно встретить в отбеливающих средствах. Как правило, такие кремы производятся в Бразилии и России.

В азиатской косметике присутствие компонента исключено.

Ртуть.

В древности отбеливающие кремы на основе ртути в свое время получили широкое распространение и пользовались большой популярностью, так как губящее воздействие ртути на организм человека было выявлено намного позже. Результатом частого использования зачастую становилась смерть.

К сожалению, ртуть добавляется в составы некоторых косметических средств и в наше время. Впрочем, Вы не найдете ртути ни в одном корейском косметическом средстве: в этой стране осуществляется строгий контроль и проверки всей производимой и поставляемой продукции, делается упор на безопасность и использование опасных веществ в производстве косметики исключено.

Мышьяк и свинец.

Нет человека, который не знает о том, насколько опасны эти вещества… Но это не всегда было так. В 17 веке красавицы начали использовали средства со свинцовыми солями и мышьяком. Вызвано это было тем, что модная в те времена рисовая пудра очень плохо держалась на коже и требовала добавления вяжущих веществ… которыми и стали мышьяк и свинец.

Сначала использовались свинцовые жидкие белила, из-за консистенции которых яды легко попадали в организм человека, отравляя его, но к тому моменту врачи взялись за исследование косметических средств и большую популярность приобрели «свинцовые пудры», которые якобы должны были служить безопасной альтернативой, так как сухая пудра не впитывалась, а оставалась на поверхности кожных покровов.

Впрочем, это не сильно спасало ситуацию, так как для человеческой кожи нормально выделять пот, который и помогал свинцу попадать в организм, даже не смотря на измененную форму выпуска.

Мышьяк высоко токсичен и может привести к раку многих органов. О летальном исходе так же не сложно догадаться, ведь это один из самых известных в наше время ядов.

Страшно даже подумать об этом, но в те времена доля этих ядовитых веществ в косметике доходила до 50%.

Несмотря на то, что благодаря исследованиям медиков опасность мышьяка и свинца перестала быть тайной, в погоне за прибылью, производители не желали прекращать выпуск косметики с этими составляющими. Как только то или иное средство «уличалось» в содержании мышьяка или свинца, оно просто перевыпускалось под иным названием. К сожалению, эффективных способов борьбы с такой косметикой не появилось и в следующем, 18 веке, потому известно множество случаев и примеров страшнейших последствий подобных попыток отбелить кожу.

Современные отбеливающие средства.

К счастью, что касается корейской косметики, вся производимая продукция подвергается строжайшему контролю качества. Все новые компоненты, разрабатываемые той или иной компанией, обязательно патентуются и проходят клинические исследования перед тем, как добавляются в те или иные косметические средства: благодаря этому, Вы можете быть спокойны за состояние своей кожи.

Но вернемся к истории и причинам.

Почему же и в наше время только «белая кожа» в Азии считается красивой?

Нельзя сказать, что первоначальные причины сильно изменились: белая кожа ассоциировалась и продолжает ассоциироваться с аристократией. Но что более важно для современного Китая, Японии и Южной Кореи, белая кожа - чистая кожа. Совершенная кожа. Здоровая кожа. Нет ни единой девушки, которая представляла бы возможным отбеливание без комплексного ухода. Чистота и здоровье – главные критерии красоты.

Не секрет, что большая часть населения азиатских стран никогда не пренебрегает защитой от солнца. Дело не только в возможном покраснении и неприятных ощущениях: эта простая мера помогает избежать появления пигментации, предотвращает преждевременное старение кожи и вообще минимизирует вредное воздействие ультрафиолета, которое способно вызвать страшную болезнь: рак.

К слову, несмотря на то, что жителей азиатских стран эта болезнь отнюдь не обошла стороной, можно отметить, что рак кожи не входит в десятку наиболее распространенных видов рака в Японии и Корее, тогда как в Великобритании и США он занимает 4 и 5 место соответственно.

Светлая кожа как главный символ естественной красоты и здоровья оставалась и остается своеобразной «визитной карточкой» азиатских красавиц, и, как мы видим, неспроста. Это одна из сохранившихся традиций и даже восточных мудростей, которая скрывает в себе один из главных секретов утонченной азиатской красоты. И ее главным отличием от древних западных понятий и способов является стремление к сохранению главной человеческой ценности, которую нельзя купить и так трудно вернуть: забота о здоровье.

Забота о здоровье и безопасность это те аспекты, которые стали неотъемлемой частью и огромным преимуществом корейской и японской косметологии и в наше время.

Думая об этом, невольно задумываешься: даже если существенной проблемы пигментных пятен или потемнений некоторых участков кожи нет, почему бы не защитить ее от солнца, потратив пару минут на нанесение солнцезащитного крема?

Марина Богданова 24.08.2016

Косметикой человечество пользуется издревле. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то - совсем чуть-чуть. На Руси косметика была в почёте. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав – всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.

Древняя Русь оставила не слишком много памятников, опираясь на которые можно было бы подробно воссоздать обычную, повседневную жизнь того времени. Если про князей и их семейства летописи сохраняют хоть какие-то сведения, то бытовые, неважные подробности частной жизни простых людей для нас практически утрачены.

Сейчас господствует мнение, что в Древней Руси женщины использовали исключительно натуральную косметику: румянились ягодами, отбеливали кожу огуречным соком, употребляли различные ополаскивания из трав – и больше ничего. Поддерживают ли историки и археологи такие утверждения? И да и нет.

«Увидишь безобразие лица своего…»

Твердо известно лишь одно: женщины Древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, Древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил Заточник «видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало – увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься"» .

Знали в Древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.

А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г.

Совсем иная картина предстает перед нами в XV–XVI веках. Косметика становится ходовым товаром – в Москве её легко можно купить в специальных белильных рядах – как дорогую, импортную, так и подешевле, местную.

Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха, и ни одна женщина не вздумала бы выйти из дома ненакрашенной. Но вот чувство меры в это время, кажется, изменило нашим соотечественницам. А впрочем, на вкус, как говорится, и цвет…

Портреты средневековых московских боярышень – с нежным румянцем на смуглых щеках, с чувственными пухлыми губками, все в жемчугах и самоцветах, – целиком и полностью остаются на совести художников, как правило, XIX века, и являются чистым вымыслом. Как выглядели женщины того времени, мы узнаем из наблюдений современников. Косметика из средства украшения становится средством устрашения. «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски» , – пишет англичанин Энтони Дженкинсон, полномочный посол Англии в России при Иоанне Грозном. А 100 лет спустя Самуэль Коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, замечал: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил» . Известный и уважаемый учёный путешественник Адам Олеарий подтверждает: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».

Иностранцев, побывавших в Москве, встреча с московскими красавицами не оставляла равнодушными: они потом долго ломали голову, что заставляет дам так безжалостно себя уродовать. Джайлс Флетчер, английский посланник при Феодоре Иоанновиче, попытался ответить на этот вопрос. Он считал, что от постоянного жара печей женские лица сморщиваются – и волей-неволей приходится их белить, а потом ещё и румянить. А мужья искренне рады, что их сморщенные жены теперь походят на красиво раскрашенных кукол, и не только позволяют им тратиться на «охру и побелку» , но и сами едут на базар покупать супругам косметику.

Церковь крайне неодобрительно относилась к такой практике, но ничего поделать не могла, и протопоп Аввакум напрасно сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».

Интенсивное использование косметических средств сохранялось и тщательно контролировалось обществом. Если кто-то из дам пытался воспротивиться, такой бунт расценивался как выходка против всех приличий и почти крамола. Известен случай с боярыней Черкасской, которая была очень хороша собой и не желала без нужды «зашпаклёвывать» лицо. Возмущённые боярыни настроили мужей – и те настоятельно рекомендовали супругу красавицы повлиять на возмутительницу спокойствия.

Кстати, примерно в это же время парламент Англии принял закон, согласно которому женщины, вне зависимости возраста и сословия, прельстившие мужчину с помощью помад, румян, фальшивых зубов и т. д. приравнивались к ведьмам, а такой брак объявлялся недействительным.

Убийственная красота

Но белила, румяна, сурьма для бровей и ресниц были плохи не тем, что стоили дорого и превращали женские лица в грубые манекены. Дело ещё и в том, что в их состав входили ядовитые соединения. Белила и сурьма – соли свинца, румяна – сернистая ртуть (киноварь), волосы на теле предлагалось выводить с использованием негашеной извести. Проникая в кожу, эта отрава исподволь накапливалась в организме.

Уже в ХХ веке во время эксгумации матери Иоанна Грозного – Елены Глинской и его первой жены Анастасии учёные провели химический анализ их останков и были практически уверены, что женщины скончались насильственной смертью. Уровень содержания тяжёлых металлов в их костях запредельно превышал норму допустимого содержания. На волосах и саванах обнаружили следы ртути. Казалось бы, это однозначно говорит о том, что несчастных отравили. Но ещё большее количество тяжёлых металлов обнаружилось в костях других знатных женщин средневековой Руси. Не могли же их всех отравить!

На протяжении столетий женщины добровольно убивали себя ради красоты. Свинцовые белила постепенно разъедали кожу, оставляя тёмные пятна, – значит, их приходилось замазывать ещё активнее. Брови и ресницы чернили смесью из жира, масла и ядовитой сурьмы. Брови приобретали роскошный чёрный цвет, сурьма поблескивала – но последствия такого украшательства были ужасны.

А. Рябушкин. Московская девушка XVII века, 1903 г.

При этом, разумеется, мало кто связывал частые недомогания и раннюю смерть московских красавиц с «невинными» белилами. Температура, боль в животе, не проходящая по две-три недели, тошнота и бессонница объяснялись либо несвежей пищей, либо сглазом, порчей от недобрых людей. А на самом деле это была «свинцовая колика» от накопившегося в организме металла. Помочь им уже никто не мог.

Сернистая ртуть – киноварь – входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение – сулема – входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!

Но хуже всего дело обстояло с зубами. Под воздействием свинца зубы портятся, желтеют, изо рта появляется неприятный запах. Приходится жевать мятные лепешечки, гвоздику и кардамон, чистить зубы меловым порошком и специально распаренной корой – а это долго и не слишком результативно. Не проще ли пройти небольшую процедуру и выбелить зубы… ртутью? На свадьбе невеста без особенных хлопот будет сиять жемчужными зубками. Правда, уже через полгода непоправимо разрушится зубная эмаль – и от зубов остаются только гнилые пеньки.

Кроме того, даже не слишком испорченные зубы крайне невыгодно смотрелись в сочетании с белоснежным лицом: свинцовые белила превращали самую обычную улыбку в неприятное и плачевное зрелище. Потому в Москве среди богатых и состоятельных вынужденно родилась новая мода: зубы стали чернить. Узенькая чёрная полоска между накрашенных алых губ выглядела предпочтительнее, чем серые полуразрушенные зубы. Мода на чёрные зубки и общая формула красоты «бела – румяна – черноброва» задержалась надолго: в 1790 году, путешествуя из Петербурга в Москву, Радищев присутствует на купеческой свадьбе, где новобрачная – бела и красна как маков цвет, с вычерненными зубами, «брови в нитку, чернее сажи» , а её свекровь 60 лет, тоже белая и румяная, издерживает в год «3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых» .

Разумеется, всё это было характерно для горожанок, притом горожанок состоятельных. Те же, кто был лишён удовольствия покупать привозные заманчивые снадобья, вынужденно довольствовались домашними средствами, и тут уж в ход шла мука, толчёный мел – а в качестве румян годились и протёртые ягоды, и свёкла, дававшая нежный, почти естественный, но немилосердно пачкающийся румянец.

Алых щёк можно было добиться и чисто механическими средствами – растереть лицо грубой суконкой, прежде чем выходить к гостям, или натираться высушенной и растёртой в порошок бадягой. Брови можно было подрисовать и сажей, благо она всегда была под рукой в избытке.

В целом формула «чёрный – белый – красный» соблюдалась и в деревнях, но хотя лицо, выбеленное мукой, выглядело не так эффектно и гладко, как с венецианскими дорогими белилами, а средство с сулемой делало руки в короткий срок нежнее и мягче, чем обычная простокваша и мёд, можно сказать, что деревенские модницы оставались в куда большем выигрыше, чем богатые горожанки. Белые и крепкие зубы деревенских девок были предметом зависти у горожанок, впрочем, и в деревню довольно быстро пришла мода чернить зубы углем, как у бар.

Но основным средством наведения красоты в деревне была и оставалась баня. Баня была и массажным кабинетом, и аромотерапией, и просто возможностью перевести дух среди бесконечных и нескончаемых трудов. Но при этом не было для женского сердца дороже подарка, чем привезённые из города заботливым мужем или отцом полузасохший комочек белил и толика румян. В деревнях тоже ценили «писаную», рукодельную красоту больше, чем природную.

К новому платью – новая косметика

Предел чрезмерной «боевой раскраске» положил, как ни странно, Пётр I. Он строжайше запретил женщинам отбеливать зубы ртутью, и такое вмешательство государства в частную жизнь подданных нельзя было не приветствовать.

С юности общаясь с иностранцами из Немецкой слободы, Петр видел, как умело пользуются косметикой местные барышни, и не мог устоять перед ними. Поездка по Европе многому научила молодого царя. В 1700 году был издан знаменитый указ «О ношении венгерского платья».

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797 г. (фрагмент)

Казалось бы, подумаешь, всего лишь костюм, но расчёт оказался верным. Вместе с полной сменой покроя платья изменилось очень многое – от пластики движения до темпа жизни. В прежнем, долгом, многослойном платье нужно было ходить важно, не спеша, «косня и медля» . Новое, кургузое «немецкое» платье, лишённое обильных складок и длинных драпировок, было приспособлено для элегантных жестов, для энергичных действий, для активности.

Особенно сильно изменился женский костюм. В допетровское время красивой считалась высокая, дородная женщина, которая идёт плавно, медленно «словно лебёдушка» , все её движения степенны и округлы, а черты лица – крупные, акцентированные яркими красками и малоподвижные.

Женский наряд подчеркивал стать и дородность, маскируя фигуру так, что видны были лишь лицо и иногда руки. Лицо же тщательно покрывалось плотным слоем макияжа, так что «писаная красавица» плыла, опустив глаза и укрывшись от мира (что невероятно трогало иностранцев, которые отмечали особенное спокойствие и отрешённость московских женщин).

Теперь же вместо наглухо застегнутого, надёжно скрывающего женское тело ансамбля из двух сорочек, сарафана, душегреи, опашня пришлось надевать открытое платье с большим декольте, облегающим лифом, пышными фижменными юбками, становиться на высокие каблуки – как будто напоказ перед всем светом.

Естественно, это полностью переродило саму идею макияжа. Плотный, подобный маске слой белил и румян, поверх которого прорисовывались кисточкой брови и подводились глаза, никак не годился для европейского «срамного» наряда. Пришлось бы покрывать толстым слоем пачкающихся белил не только лицо и шею, но и плечи, и грудь, и спину, и руки – а это дорого и очень неудобно. Как следствие, макияж неминуемо стал гораздо легче, прозрачнее. Кроме того, женская красота перестала быть «унифицированной», «писаной», постепенно возвращаясь к большей естественности и индивидуальности.

Триада «чёрный – белый – красный» утратила свою монополию. Стрелки на глазах могли выполняться самой разной подводкой: синей, зелёной, лиловой и бордо, душистая рисовая пудра была не только белой, но розовой, цвета ванили, золотистой, голубой, на всякий вкус и с различными ароматами. Белила, румяна, помада и сурьма для бровей никуда не делись – изменилась только интенсивность их применения.

А спустя ещё некоторое время в российской косметике совершился ещё один переворот: ею стали пользоваться мужчины. Российские щеголи и щеголихи, полностью освоившись в европейском, таком притягательном для них мире, белились, румянились, осыпали парики душистой разноцветной пудрой, увлечённо подводили глаза, делали сложнейшие прически и лепили мушки.

Краситься так, как красились прабабушки, было для щеголихи нового времени делом немыслимым и смехотворным. Косметика стала разнообразнее – румяна уже различались по оттенкам, от алых до нежно-розовых, – и модница могла подобрать нужный тон, какой ей потребен к лентам или платью.

В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В Москве и Петербурге открывались косметические лавки, торгующие и привозным, и отечественным товаром. Пудра высшего сорта продавалась по 10–12 рублей за пуд, румяна – по 80 копеек за баночку. Это были немалые деньги.

Кроме того, на русский язык переводились различные книги и наставления для модниц, например «Туалет Флоры, очерк растений и цветов, которые служат для украшения дам» и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.». В этих «энциклопедиях красоты», между прочим, объяснялось, как можно дёшево самим сделать душистую пудру, составить очищающий лосьон – и множество других полезных вещей.

В начале XIX веке косметика постепенно стала сдавать позиции. В моду вошли легчайшие полупрозрачные платья из светлой материи, а идеальным цветом лица стала лёгкая бледность – чувствительная душа должна была быть томной, печальной и воздушной.

Нарумяненные щёки напоминали о пышущем крестьянском здоровье, это было грубо и пошло. Хорошим тоном считалось лишь чуть-чуть обозначить наличие макияжа, едва тронуть лицо белилами, помаду использовать самых нежных оттенков, а от румян предполагалось отказаться вовсе. Очень большой популярностью пользовались различные притирания и лосьоны, осветляющие кожу, удаляющие веснушки и пигментные пятна, ускользающий полупрозрачный естественный румянец на бледном лице считался лучшим украшением красавицы.

И. Крамской. «Неизвестная», 1883 г. (фрагмент)

Тем триумфальнее было возвращение прежнего активного, контрастного макияжа в конце XIX – начале ХХ века. Снова вернулись румяна – на все вкусы: и кремообразные, и пудрой, и на специальных узелках-крепонах. К белилам прилагались баночки с голубой краской – чтобы подрисовывать нежные жилки на висках, голубые вены. Глаза полагалось углублять при помощи чёрного или коричневого карандаша.

Главным в косметике конца XIX века было научное её усовершенствование, борьба за качество и наибольшую безопасность того или иного снадобья. Модные дома соревновались друг с другом, чьи белила и лосьоны более безопасны, дамские журналы публиковали статьи учёных – как в домашних условиях проверить то или иное притирание на наличие вредных соединений.

Ну а с появлением кинематографа и вовсе наступила эра бурного расцвета косметики. Эра, в которой благополучно мы живем и сегодня.

В любой книге о парфюмерии и косметике можно найти упоминания о том, что вплоть до XIX века в состав пудры неизменно входили различные токсичные соединения. А всего столетие назад самый популярный среди отравителей всех времен и народов мышьяк использовали для улучшения цвета кожи. Женщины отбеливали лица составами, содержавшими ядовитые соли свинца, румянились, втирая в кожу смертельно опасные соединения ртути, осветляли волосы азотной кислотой, рисовали на лице модные голубые прожилки разрушавшими гемоглобин красками. А темные пятна с кожи и вовсе удаляли цианистым калием.

Царская отрава

Несколько лет назад отечественные химики получили возможность исследовать на содержание токсичных соединений останки русских княгинь и цариц, умерших несколько столетий назад. Многие из них окончили свои дни при странных обстоятельствах. Одни ушли из жизни сравнительно молодыми, другие — получив большое влияние на супруга или оказавшись фактическими правительницами Руси при малолетнем сыне. Подобные истории обязательно рождали массу слухов об отравлении, и вот наконец-то ученым представился шанс подтвердить или опровергнуть версии о злокозненных убийствах, выяснив содержание тяжелых металлов (они входили в состав наиболее распространенных в середине прошлого тысячелетия ядов) в костях знатных особ.
Исследования показали, что кости княгинь и цариц буквально пропитаны тяжелыми металлами. У бабки Ивана Грозного Софьи Палеолог содержание свинца превышало норму более чем в 30 раз (58,6 мг/кг вместо 1,9 мг/кг), цинка — почти вдвое (27 вместо 14), а меди — почти вчетверо (7,1 вместо 1,8). Но абсолютной рекордсменкой по просвинцованности стала казненная вместе с сыном в 1569 году княгиня-заговорщица Евфросиния Андреевна Старицкая, у которой норма была превышена в 124 раза. Лидировала она и по мышьяку — 12,9 мг/кг при норме 0,1 мг/кг. А вот по содержанию ртути ее превзошла жена Михаила Федоровича Романова царица Евдокия Лукьяновна, в чьих костях содержание этого ядовитого металла превышало норму в 3,5 раза.
Не менее интересные результаты были получены при исследовании останков и гробниц матери и жены Ивана Грозного. Мать самого известного Рюриковича Елена Глинская, правившая вместо малолетнего сына, скоропостижно скончалась в разгар весьма непопулярных среди бояр реформ, и на ее рыжих волосах и тех частях одежды, с которыми они соприкасались, обнаружили немало соединений ртути. Столь же много солей этого популярного среди отравителей металла нашли и на волосах, и на саване, и в гробнице первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны, умершей в 1560 году. Она принадлежала к многочисленному и возвысившемуся в результате ее замужества боярскому роду Захарьиных и потому была бельмом на глазу у прочих боярских семей. Обстоятельства жизни и смерти этих цариц вкупе с наличием ртути на волосах позволили ученым сделать вывод, что обе царицы были отравлены. Но можно ли утверждать это с абсолютной уверенностью?
Существуют свидетельства, что самая распространенная соль ртути — сернистая ртуть (или киноварь, известная с древнейших времен красная краска) не только использовалась в старину в качестве румян, но и входила в состав красителей для волос. И не исключено, что именно так оказалась ртуть на рыжеватого цвета волосах Елены Глинской и точно так же, с подкрашенных волос, попала на саван Анастасии Захарьиной. В кости цариц и княгинь ртуть, свинец, цинк и мышьяк тоже наверняка попадали в результате косметических процедур.

Сулему (двухлористую ртуть — один из эффективных ядов) использовали для приготовления жидкостей, смягчающих кожу. Мышьяк принимали малыми дозами для того, чтобы приучить к нему организм и предотвратить отравление, а мышьяковистый ангидрид употребляли, чтобы сделать цвет кожи более живым, чтобы тело выглядело пышущим здоровьем. А цинк мог попасть в организм из цинковых белил. Ведь прежде чем наложить румяна из киновари и начернить брови ядовитой сурьмой, лицо выбеливали цинковыми, а чаще более ядовитыми свинцовыми белилами. И если Софья Палеолог, считавшаяся в молодости достаточно привлекательной, пользовалась косметикой в пределах, очерченных этикетом и модой, то Евфросиния Старицкая, красотой, мягко говоря, не отличавшаяся, была вынуждена злоупотреблять белилами, отчего, по всей видимости, и стала рекордсменкой по костному усвоению свинца.
Следствием неумеренного пользования свинцовыми соединениями была в том числе "свинцовая колика" — боли и схватки в животе, сопровождавшиеся рвотой, высокой температурой и длившиеся две-три недели. Но на косметику никто не грешил, объясняя недомогание несвежестью пищи. Позднее хроническое отравление приводило к поражению печени, сердечным заболеваниям и общей болезненности в связи с ослаблением иммунной системы. Так что упорное самоотравление, которому подвергали себя знатные дамы в погоне за уходящей или никогда не приходившей красотой, вполне можно было принять за козни врагов-отравителей.
Впрочем, русские боярыни, княгини и царицы были не первыми и не последними, кто рисковал жизнью ради красоты.

Спаржа против свинца

Споры о том, где и когда впервые женщины начали применять косметику для поддержания красоты и приведения своей внешности в соответствие с принятым стандартом, ведутся не одно столетие. Большинство исследователей считали и считают колыбелью косметической и парфюмерной индустрии Египет, где во времена фараонов расцвело искусство извлечения из трав, корней и цветов разнообразных пахучих и красящих веществ. Многие рецепты древних косметологов не раскрыты до сих пор, однако точно известно: соединения сурьмы, вызывающие разного рода заболевания кожи и конъюнктивиты, использовались для окрашивания ресниц и бровей еще в ветхозаветные времена. Библейский Иов, к примеру, называл свою дочь, которая очень хотела нравиться мужчинам, сосудом для сурьмы. Можно также упомянуть пророка Иезекииля, обличавшего растленные нравы евреев: "И вот они приходили, и ты для них умывалась и сурьмила глаза твои".
А древнегреческие женщины считаются основоположницами применения средств для отбеливания лица на основе свинцовых белил. Они же ввели в косметический оборот киноварь, которую впоследствии из-за дороговизны стали заменять в румянах свинцовым суриком, отравлявшим организм модниц вместе со свинцовыми белилами.

Из Греции традиции отбеливания лиц с помощью свинца перекочевали в Рим. Правда, римлянки применяли еще и обыкновенный мел, но он плохо держался на коже и требовал добавления связующих веществ (в этом качестве, к примеру, использовалось ослиное молоко). Большой популярностью среди патрицианок и плебеек пользовались и другие экзотические на современный взгляд средства. Плиний писал, что для окраски бровей применялись муравьиные яйца. А для выведения волос с ног и рук использовались мозг и кровь летучей мыши, а также зола от ежа. Римлянки были новаторами в области окрашивания волос — применялись самые разные цвета, включая голубой, а также использовали корни различных растений в качестве губной помады. Естественно, не все корни были безвредными. И далеко не все краски для волос не имели побочного действия.
В Средние века практика применения опасных косметических средств если и изменилась, то не слишком значительно. Во многих странах обильно нарумяненное лицо стало считаться признаком женщины легкого поведения, и потому большинство дам старались использовать румяна умеренно. Однако свинцовые белила продолжали пользоваться неизменно высоким спросом у женщин из всех слоев общества. А вниманию дам высшего света в эпоху Возрождения была предложена баснословно дорогая венецианская паста для отбеливания лица. Правда, ее состав мало чем отличался от других подобных средств — все те же свинцовые белила смешивали с уксусом.
В XVII веке в моду вошла рисовая пудра, которой щедро посыпали не только прически, но и лица, шеи, плечи и руки. Появились даже особые шкафы для напудривания. Платье уже одетой для выхода в свет дамы прикрывали специальным чехлом, после чего она входила в шкаф и сыпала на себя пудру. Однако чистый рисовый крахмал упорно не желал держаться на коже, и потому хитроумные косметологи стали добавлять в пудру вещества, повышающие ее вязкость. Прежде всего проверенные временем свинцовые белила и соли висмута с примесью мышьяка. Причем доля ядовитых и нейтральных примесей в рисовой пудре доходила до 50%.
Единственным отличием от античного периода оказалось то, что врачи научились диагностировать свинцовые отравления и даже пытались использовать различные противоядия, самым распространенным из которых была маска из молока и корней спаржи. Этой смесью пропитывали хлебный мякиш и накладывали его на лицо. Однако помогали такие маски далеко не всегда, в большинстве случаев врачи были не в силах спасти отравленных косметикой.

Кожная химия

Только в эпоху прогресса и наук, как именовалась когда-то вторая половина XIX века, химики и медики всерьез взялись за анализ косметических средств. Прежде всего исследованиям подверглись средства для ухода за кожей, и результаты превзошли самые пасмурные ожидания.

Популярнейшая "чистая рисовая пудра" включала от трети до половины ядовитых и нейтральных веществ

Производители косметики уверяли, что сухие пудры с примесью свинца не могут причинять такой же вред, как жидкие свинцовые белила. Однако врачи доказали, что кожа человека вместе с потом выделяет кислоты, вступающие в реакцию с солями свинца, содержащимися в сухой пудре, тем самым помогая зловредному металлу проникать в организм. Впрочем, сколько-нибудь существенных результатов атака на косметологов не дала. Как только та или иная пудра или крем для лица изобличались в наличии свинца, это средство тут же начинали выпускать под новым названием. Особенно преуспели в такой коммерции французы. Дошло до того, что в Германии категорически запретили ввозить французскую косметику. А в России каждая партия зарубежного косметического товара подвергалась химическому анализу. Но, несмотря на это, ядовитые препараты продолжали поступать в продажу по всей Европе.
Единственным способом сберечь свое здоровье оказывались навыки проведения химических анализов на дому. Польские специалисты К. Венда и В. Виорогурский, к примеру, в 1888 году учили дам распознавать пудру и белила, содержащие вредные примеси — производные опасных металлов: "Если при взбалтывании пробной порции белил с аммиаком получим черное окрашивание, то имеем полное право допустить присутствие в ней ртути; если такая реакция не наступит, то новую пробу подкисляем обыкновенным уксусом и прибавляем кусочек йодистого калия: желтое окрашивание даст свинец; оранжево-желтое, переходящее вскоре в бронзово-красное, произойдет от висмута; проба останется без перемены белой от чистой пудры, примеси талька и т. д., а также от цинковых белил, которые мы считаем за подмесь безвредную".
Анализируя состав румян, химики также выяснили, что человеческий пот делает весьма опасной и плохо растворяющуюся в воде киноварь. Однако самым интересным в исследовании этого вида косметики оказалось то, что замена киновари на более ядовитый, но дешевый свинцовый сурик стала массовым явлением. На этом фоне добавка в жидкие румяна вредных для кожи щавелевой кислоты и квасцов была просто невинной детской забавой.
Еще одну опасность для здоровья дам химики и врачи XIX века обнаружили в последнем писке моды того времени. Для того чтобы выглядеть аристократичными и утонченными, многие пышущие здоровьем дамы выбеливали лица и рисовали на коже голубые прожилки. Ученые настоятельно советовали пользоваться для этого натуральными растительными красками вроде индиго, а только что появившихся в продаже и широко рекламировавшихся анилиновых красок советовали на всякий случай избегать. Рекомендация давалась, по существу, интуитивно. Но в последующие годы было доказано, что анилин способен разрушать гемоглобин крови.
Без голубых узоров на лице можно было обойтись, но как дама будет мириться с волосами на лице? Скрепя сердце ученые соглашались, что действенной альтернативы опасным средствам для выведения волос не существует. Использование бритвы, как писали специалисты, делает волосы жесткими и ускоряет их рост. И потому, страшно рискуя, женщины мазали лица и ноги смесями, главными ингредиентами которых были едкая известь и соединения мышьяка.
Но еще более опасными были тогда средства для выведения веснушек. Как оказалось, в состав большинства этих препаратов с красивыми названиями входили эмульсия из горького миндаля и страшнейший яд — сулема. Некоторые химики утверждали, что при хранении таких средств их составные части вступают в реакцию и образуют синеродистую ртуть, еще более ядовитую, чем сулема. Поэтому специалисты настоятельно советовали юным особам, считающим, что веснушки мешают их счастью, обращаться за советом к дерматологам или прибегать к народным средствам. К примеру, в труде "Секреты дамского туалета" о борьбе с веснушками говорилось: "Есть много средств и шарлатанских снадобий для согнания их, но всего лучше во избежание дурных следствий не употреблять этих средств. Лучшее и безвредное есть — натирание лица свежим творогом".
Однако синеродистой ртутью производители косметики не ограничились. Анализ некоторых средств для выведения на лице темных пятен, в том числе следов краски для волос, показал, что они имеют в составе цианистый калий, убивающий мгновенно, или в лучшем случае другие цианистые соединения, которые при попадании в невидимую глазом ранку действуют хоть и не так быстро, но так же неотвратимо.

Ядовитые цвета

Изменение цвета волос, в том числе борьба с сединой, было связано с опасностью для жизни в той же степени, что и уход за кожей. В 1870-х годах подверглась исследованию производившаяся в Париже "вода доктора Сакса", изобретатели которой обещали дамам надежный заслон от седины и столь же действенную защиту кожи головы от всяческих вредных влияний. Однако в отчете об исследовании говорилось: "Иногда секретные косметические средства бывают совершенно безвредны и не имеют никакого действия; но иногда они содержат вещества вредные или ядовитые. К последним принадлежит и вода доктора Сакса, которая на вид желтая, спиртуозная, а на вкус очень горькая жидкость. По мнению Гагера и Шахта, эта вода есть раствор пикротоксина и касторового (клещевинного) масла в спирте. Пикротоксин — один из сильнейших ядов, содержится в зернах кукольвана. Если раствором пикротоксина намазать голову ребенка, то он произведет воспаление кожи и даже настоящий столбняк. Вода эта после трехдневного употребления произвела у одного пациента сильную сыпь на голове и сильное воспаление глаз".
Не лучше обстояло дело с красителями для волос. На большинстве таких средств, обещавших эффективную окраску в различные оттенки коричневого, было написано, что их основа — ореховый экстракт. Однако на деле роль экстракта исполняли ядовитые соли свинца. А чтобы кожа головы не слишком страдала от воздействия красителя, предлагалась мазь из топленого свиного сала с серой и все теми же солями свинца.

Свинцовая основа была и у красителей, дававших, как тогда говорили, цвет "пепельный блонд". Медики считали этот способ окраски особенно опасным, поскольку для превращения в блондинку нужно было долго сидеть с подсыхающей свинцовой кашицей на голове, а отрава в это время неизбежно попадала в легкие посредством дыхания.
Для получения черного цвета волос использовали весьма вредное для здоровья, как предупреждали врачи, азотнокислое серебро, устраивая на голове химический опыт с непредсказуемым результатом. Правда, вину за неудачную окраску всегда можно было переложить на потребителя. Ведь попытка окрасить плохо вымытые волосы действительно приводила к появлению зеленоватого оттенка (здесь можно вспомнить Ипполита Воробьянинова, пытавшегося перекраситься в "радикально черный цвет"). Так что любые вариации цвета легко можно было списать на неловкость и неумелость дам, желающих сменить окрас.
Но самые большие страдания приходилось переносить модницам, решившим приобрести цвет "желтый блонд". Осветления волос добивались, рискуя сжечь кожу головы, раствором марганцовки, крепким нашатырным спиртом или разведенной азотной кислотой. Блондинки считались эталоном красоты и в те времена, так что красота требовала если не жертв, то готовности к ним.
Косметическая индустрия в XIX веке предлагала молодым мужчинам многочисленные средства для ращения усов и бороды, без которых никто из них в то время не мог чувствовать себя солидным человеком. Правда, в большинстве случаев в состав препарата входили просто-напросто краски, окрашивавшие юношеский пушок в черный цвет, прежде всего признанное в те годы опасным упомянутое азотнокислое серебро. Также мужчинам предлагалась окраска усов и бороды в русый цвет, но и в этом случае "особые" мужские средства по составу, а значит, и по степени вредности не отличались от дамских красок для волос. А состоятельным персонам, чья молодость давно перешла в категорию воспоминаний, косметологи рекомендовали разнообразные средства для восстановления и сохранения естественного цвета волос.

Одним из наиболее известных снадобий такого рода была "растительная красильная помада Калломерин, изобретенная доктором Эрнстом Гикишом и Карлом Руссом в Вене". В рекламе средства говорилось: "Помада Калломерин отличается от всех других средств для окраски волос в особенности тем, что она не окрашивает ни кожу, ни ногти. Она придает волосам приятную гладкость и мягкость, предохраняет их от выпадения, способствует их росту и нисколько не вредна для здоровья".
Последнее утверждение вызвало обостренный интерес у химиков, которые провели исследование чудо-средства, почему-то пахнувшего прогорклым салом. Анализ позволил установить, что свиное сало действительно является главным компонентом помады. В список важнейших ингредиентов входили также свинцовые белила. Кроме того, в составе "Калломерина" обнаружилось едкое вещество, которое идентифицировали как порошок из шпанских мушек. Ученые того времени считали, что выделявшийся из них кантаридин относится к самым сильным ядам. А еще это соединение даже в мизерных количествах обладает сильным раздражающим действием на кожу — вплоть до появления пузырей.

Крем из мухоморов

Никаких серьезных способов борьбы с ядовитой косметикой в XIX веке так и не появилось. Во многих странах вводили запрет на реализацию средств наведения красоты, не прошедших проверку на медицинских факультетах университетов. Но, как правило, любой фабрикант и даже владелец маленькой лаборатории находил способ заинтересовать какое-нибудь малозаметное в научном мире учебное заведение с громким названием (императорский или королевский институт, к примеру; особенно много их было в Австро-Венгрии и многочисленных германских государствах) и получить требуемую бумагу. А после разоблачения, если оно все-таки происходило, менял название средства и начинал все с начала.

Самые строгие законы относительно ввоза косметики были в России. При этом представители высших сословий редко пользовались непроверенными средствами, а подавляющее большинство населения Российской империи не имело привычки к импортной (да и к отечественной тоже) косметике, не говоря уже о средствах на ее приобретение. До первой мировой войны потребление мыла в России составляло 2,8 фунта на душу населения в год. В городах потребление, понятно, было больше, чем в сельской местности: 8-10 фунтов в год измыливал средний горожанин, 1,5-2 фунта на человека уходило в деревне (для сравнения: в Европе до 1914 года этот показатель доходил до 25 фунтов, а в США был и того больше — 28 фунтов мыла на душу населения в год). Довоенного уровня производства мыла (12 млн пудов в год) Россия достигла лишь в 1926 году.
В советское время качественная косметика долгое время считалась предметом роскоши и практически отсутствовала в продаже, так что ее место на рынке занимала продукция кустарей-частников, выпускавших пудру из мела и проверенных веками свинцовых белил. А при изготовлении помады использовались не только краски, содержавшие ртуть, но нередко и сало больных животных. И только после ликвидации кустарных производств и введения стандартов на все виды косметики ее использование в нашей стране вслед за остальным миром стало сравнительно безопасным.
Исследователи, не удовлетворяясь достигнутым, тестируют теперь на предмет токсичности используемые в косметике консерванты, а также время от времени объявляют потенциально канцерогенными или просто ядовитыми отдельные входящие в их состав вещества. В частности, их внимание привлекает модный ботокс — очищенный и ослабленный нейротоксин ботулина типа А, который в пластической хирургии применяют для борьбы с морщинами. Не дремлют и энтузиасты-косметологи, время от времени объявляющие о создании косметических средств на основе волшебных веществ растительного происхождения. Например, используются мухоморы, якобы отдающие свою колдовскую силу на пользу красоте.
СВЕТЛАНА КУЗНЕЦОВА

Последнее время стало популярным увлечение карнавалами, и на таких мероприятиях, как правило, используется яркий грим, особенно на празднике Хэллоуин. Белый грим обычно используют как основу, так как на белом фоне любой другой цвет смотрится ярче и насыщеннее.

Для чего нужен белый грим?

После нанесения на лицо белого грима можно креативить по полной программе – изобразить совершенно любой образ – от бледного вампира до старой, древней ведьмы. Но это не все возможности белого грима. На сцене, например, он тоже используется – все мы помним и легендарных «Киссов», и Мерилина Мэнсона – они используют белый грим, чтобы он оттенял основной рисунок на лице – у них это уже своеобразная торговая марка.

После этих первопроходцев многие рок-исполнители взяли себе на вооружение белый грим и стали его применять на своих выступлениях.

Если ты еще не профессиональный рок-певец, то школа рок вокала – то, что тебе нужно. Там научат и самим основам вокала, сделают голосовые связки более подвижными, научат пользоваться голосом, управлять им. Разовьют и координацию слуха и голоса, что очень важно для любого вокалиста, будь то рок исполнитель, поп певец или певец в стиле кантри.

Но это не все, что ты получишь, на таких уроках ты постепенно сможешь собрать воедино образ, который будешь потом использовать на сцене, в процессе обучения найдешь именно тебе подходящие вокальные фишки, а то и сценический макияж подберешь с педагогом.

Поскольку не у всех есть возможность приобрести в магазине профессиональный белый грим, но выступать на сцене все-таки хочется в образе, расскажем, как сделать белый грим в домашних условиях.

  • Вам понадобится акварельная белая сухая краска, толкушка, которой вы истолчете ее в муку, и пара ложек топленого сала.
  • Тщательно перемешать между собой ингредиенты, и – вуаля, классический белый грим, практически соответствующий общепринятой, рецептуре готов. Храниться только он будет недолго, так как в нем нет консервантов, но даже профессиональный белый грим готовится примерно так же – жировая основа, сухой пигмент и добавки – отдушка, консервант и т. д.

Но не только рок исполнители могут использовать белый грим. Уроки эстрадно джазового вокала дадут вам море информации о становлении джаза и использовании грима на выступлениях джазовых исполнителей. Белый грим в джазе тоже часто используют, чтобы подчеркнуть яркость губ и глаз, так как в тени под шляпой – а шляпа необходима – черты лица плохо различимы, особенно из зрительного зала.

Теперь вы знаете, как сделать белый грим самостоятельно, удачных вам выступлений и благодарной публики!

Чтобы образ, создаваемый для праздника Хэллоуин, получился цельным, необходимо не только подобрать костюм и сделать подходящую прическу, но выполнить макияж. Для создания некоторых образов требуется даже не макияж, а достаточно сложный грим.

Конечно, если имеется возможность обратиться к профессиональному гримеру или визажисту, то результат будет великолепным. Но в большинстве случаев, удается справиться и самостоятельно.

Достаточно часто требуется сделать белое лицо на Хэллоуин, так как основные персонажи этого праздника должны быть мертвенно-бледными. Такой вариант макияжа необходимо делать, если создается образ вампирши, скелета, гейши, призрака невесты и пр. Рассмотрим, как можно выбелить лицо в домашних условиях.

Какая белая краска для лица на Хэллоуин может быть использована? Основное требование к применяемым краскам – их полная безопасность для кожи. Нужно понимать, что, нанося на кожу краску, не предназначенную для кожи, человек сильно рискует. Реакция организма может быть непредсказуемой, и хорошо еще, если все обойдется образованием сыпи на лице. Может развиться и более тяжелая аллергическая реакция, вплоть до смертельно опасного анафилактического шока.

Поэтому, планируя в первый раз делать макияж с использованием красок, не поленитесь провести простейший тест на чувствительность. Нужно просто нанести пару мазков краски на кожу запястья или локтя и выждать пару часов. Если после снятия краски на коже не будет следов покраснения, то можно пользоваться этим средством.

Читайте также: Лучшие варианты вечернего макияж для карих глаз

Какими же средствами красят лицо на Хэллоуин? Вот возможные варианты:

  • аквагрим;
  • грим театральный;
  • художественные краски: гуашь, акварель;
  • домашние средства на основе муки.

Рассмотрим, как правильно использовать эти варианты красок.

Аквагрим

Это специальные краски, безвредные для кожи на водной основе. Этот вариант красок можно применять даже для детей. Продается аквагрим либо, как обычные художественные краски в баночках, либо в сухом виде. В последнем случае его нужно разводить водой.

Если планируется использовать краску один-два раза в году, то лучше выбрать вариант с порошкообразными красками, так как такой грим дольше хранится. Продается авквагрим в детских магазинах, в развлекательных центрах и магазинах, реализующих товары для театра.

Наносится краска при помощи спонжа на очищенную и увлажненную кожу. Если нужно сделать мертвенно-бледную кожу можно добавить к белой краске немного голубого или зеленого цвета. Наносить грим лучше в два-три слоя, следующий слой нужно наносить после того, как предыдущий высох. Но поскольку грим сохнет быстро, то макияж много времени не займет.

Смывается грим при помощи простой воды, если краски случайно попадут на одежду, переживать не стоит, он легко отстирывается.

Грим театральный

Еще один хороший вариант – профессиональный грим, который применяют театральные актеры. Этот вариант краски можно купить либо в специализированных магазинах, либо заказать через интернет.

Читайте также: Выбираем средство для снятия нарощенных ресниц

Грим театральный имеет не водную, а жировую основу. Поэтому работать с ним сложнее, но зато эффект получается намного лучше.

Правила работы с гримом:

  • кожу рекомендуется предварительно хорошо очистить, желательно, использовать скраб, тоник;
  • затем нужно наложить основу под макияж или любой крем, можно использовать детский крем или вазелин;
  • грим нужно наносить чуть влажной губкой, стараясь накладывать средство ровно без пропусков и разводов;
  • после нанесения грима, кожу обязательно нужно припудрить рассыпчатой белой или прозрачной пудрой, можно использовать тальк, рисовую муку.

Художественные краски

Сделать белый грим на Хэллоуин можно и с использование художественных красок. Можно использовать гуашь или акварельные краски. А вот наносить на лицо краски акриловые категорически не рекомендуется.

Однако использование художественных красок дает не самый хороший результат. Гуашь сильно стягивает кожу, акварель хуже ложится и долго сохнет, а наносить краску приходится в несколько слоев.

Но самым неприятным моментом является то, что слой художественной краски на лице после высыхания начинает трескаться. Поэтому нужно будет стараться сохранять неподвижность лица (не разговаривать, не использовать мимику и пр.), что на празднике крайне неудобно.

Впрочем, для некоторых образов потрескавшийся слой краски на лице может быть даже кстати. К примеру, образ зомби или разбитой куклы от этого только выиграет. А вот образ гейши растрескавшаяся краска на лице сильно испортит. Чтобы сделать более стойкий грим, стоит смешать белую гуашь с вазелином. Смешивать вещества нужно небольшими порциями.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица