Методы наказания и поощрения при воспитании ребенка в семье. Наказание и поощрение ребенка Примеры поощрения и наказания детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Золотые правила наказания и поощрения детей

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Учить ребёнка добру взрослым следует прежде всего на своём личном примере. А что касается плохого, то опять же ребёнок должен видеть как относятся к этому плохому взрослые.

Можно иногда за что-то похвалить, но не надо хвалить часто. Надо чтобы ребёнок ценил похвалу.

Наказывать надо редко, только за плохие или опасные вещи. Только если простых объяснений не достаточно.

Смотря какой ребёнок.. Для одно и строгий взгляд уже наказание, а на другого повлияешь разве что тем что в угол поставишь или посидишь на стул, подумать над своим поведением.

Методы поощрения и наказания могут быть как дополнительными методами воздействия.

Основной метод - это личный пример. Кто хочет что-то от ребёнка тот пусть прежде всего начинает требовать с себя.

Словесный метод и игровой метод тоже важны. С детьми надо общаться, играть, заниматься творческой деятельностью и тому подобное.

НАКАЗАНИЕ.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что».

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

ПООЩРЕНИЕ.

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

1. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребенка - этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.

В первую очередь ребенка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том что он самых хороший, любимый и умный - но не часто.

4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Главный вывод: Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия по ПДД «Помни: правила ГАИ - это правила твои» Тема: «Помни: правила ГАИ – это правила твои». Задачи: Закрепить правила движения по улицам; переход через улицу; значение сигналов светофора;.

В нашей стране День Матери совсем ещё молодой праздник (ему всего 18 лет, но при этом очень популярный. Думаю секрет его популярности в.

Акция "Золотые слова" В нашем детском саду" Солнышко"г. Новошахтинска проходит ежегодная акция "Золотой ключик к сердцу ребенка". Направлена.

Информационно-познавательный творческий проект для детей второй младшей группы «Золотые краски осени!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о правилах поведения на улице, обозначении дорожных знаков. Задачи: обобщить знания детей.

Трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детишек. Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

В нашей жизни наказание и поощрение детей являются основными методами оценки. Мы используем их, чтобы подкреплять слова и поступки детей (и взрослых), которые нас радуют, и блокировать те, которые мы считаем неприемлемыми. С этой позиции спор выглядит бессмысленным, потому что без оценки (положительной или отрицательной) невозможно взаимодействие между людьми.

Мы оцениваем все, везде и всегда: когда наблюдаем других (знакомых и незнакомых) людей в транспорте, магазине или театре, когда смотрим телевизор и читаем книги, когда сравниваем их вид, действия и установки с собственными и делаем для себя соответствующие выводы…

Мы сами все время подвергаемся оценке, и для нас это необходимо, потому что делает жизнь значимой и осмысленной - о нас помнят, нас замечают и отмечают, мы нужны. Поэтому так важно для дитя, усваивающего все первоначальные навыки спонтанно на основе подражания, иметь достойные образцы оценивающей деятельности!

Именно родители, желая того или нет, показывают, как правильно сделать комплимент, высказать критическое замечание, порадоваться чужому успеху, проанализировать то, что не получилось, на основе самокритики и т.п.

Итак, поощрение - это ускорение формирования хорошего поведения, а наказание - торможение плохого. И получается, что без наказания - никуда.

Тогда мы всерьез должны задуматься о его средствах и границах, о его эффективности и цели разрешать отдельные конфликты, не создавая новых. На практике же мы часто перегибаем палку, совершаем ошибки и множим обиды, которые помнятся до старости.

Нам хочется, чтобы ребенок так больше не поступал, понимая, что это плохо. А на деле он чаще ищет пути сокрытия содеянного.

Если наказание неизбежно, тогда - как наказывать?

Очевидно, что сразу исключаются все варианты физического воздействия и морального унижения. Именно они травмируют и оставляют след, нарушают наши отношения и отдаляют друг от друга. И хотя сторонники ремня по-прежнему существуют и отстаивают действенность физического наказания на собственных примерах. Хотя в это поверить трудно, потому что невозможно представить себе ситуацию и поступок, когда бы вы допустили и безропотно приняли физическое наказание в свой адрес.

Подумайте, есть ли что-то такое, за что вы, взрослый человек, сегодня приняли бы как должное физическое наказание? Есть уверенность, что поводов найдется немного.

А раз мы не допускаем такого способа воздействия на нас, следовательно, и для детей этот метод неприменим. Поднять руку на маленького и беззащитного значит проявить слабость, и показать неумение решать проблемы самим родителем.

Поэтому главное правило наказания гласит: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка!

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах.

Скорее, он будет думать о себе так: «я не достоин», «я не способен», «меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией.

Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка!

Правила поощрения и наказания детей в семье

1) Начинать надо с похвалы, с положительной оценки, с утверждения веры в силы и возможности ребенка. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше.

В данном случае речь идет о том, что у ребенка должна возникнуть глубокая убежденность, что вы безоговорочно его любите и принимаете, и можете отрицательно относиться к его поступкам, но не к нему самому.

2) Известно, что один и тот же смысл можно донести разными словами. Обычно мы используем форму «ты-сообщения»:» Вечно у тебя все из рук валится!», »Где ты - там бардак!» и т.п. Такие слова слышать обидно, даже если они справедливы.

И чем экспрессивнее высказывается неудовольствие в наш адрес, тем более агрессивно мы будем реагировать в ответ! Сравните с формой «я-сообщения»: «Я понимаю, что ты разбил чашку не специально, но мне трудно представить завтрашнее утро без моего любимого кофе в ней».

Такое обращение рождает чувство вины и желание его загладить.

Казалось бы, это очень простой прием. Но его освоение потребует определенных усилий и преодоления силы привычки, стереотипов. Он хорошо работает и тогда, когда мы предъявляем требования или прогнозируем последствия поступков: не «Ты должен хорошо учиться», а «Я верю, что ты можешь учиться хорошо»; не «Ты должен задумываться о будущем», а «Вот интересно, кем ты хотел бы стать, а главное, каким?»

3) Любая отрицательная оценка и наказание не могут быть отсрочены во времени. Они должны случаться непосредственно после того, как плохой поступок произошел или открылся.

И здесь очень важны ваши эмоции! Рассказывайте о том, что чувствуете и испытываете, как переживаете и что хотели бы сделать.

Так вы решаете сразу несколько задач: проговариваете свою эмоцию и снижаете накал внутреннего напряжения («выпускаете пар»), устраняете вероятность физического воздействия, учите, как можно и должно реагировать.

Главное, эмоция - это неравнодушие. А для детишек самым серьезным наказанием является родительская печаль и неучастие. И если при следующей попытке совершения дурного поступка его остановит нежелание вас огорчить, вы одержите одну из самых значительных воспитательных побед в своей жизни!

Эта рекомендация имеет и другую сторону: не уверен - не наказывай. Если не знаете, как, не чувствуете, что сможете, впопыхах, не разобравшись, расскажите ребенку о своих сомнениях и займитесь чем-нибудь приятным вместе.

Методы поощрения и наказания в воспитании детей

1) Наказан - прощен! Возьмите за правило не вспоминать промахов ребенка, былых неприятностей и их следствий. Чувство вины, которое культивируется в данном случае рождает не желание исправиться и стать лучше, не более ответственное поведение, а потребность избавиться от бесконечного источника отрицательных переживаний.

Если практика припоминания всех грехов становится привычным способом приструнить и обязать, ведущим чувством ребенка по отношению к родителям может стать ненависть.

2) Любое воздействие должно быть индивидуализированным, а наказание конкретным (понятным, непродолжительным) и редким.

Некоторые авторы популярных психологических изданий предлагают родителям арсенал действенных средств и приемов наказания, среди которых, какими бы правильными они ни казались, скорее будет мало тех, которые подойдут вашим детям. А некоторые, и просто недопустимы.

Например, наказание трудом или «штрафными работами» не всегда способствует возникновению любви к порядку. Изоляция, игнорирование, исправительный стульчик - жестокие способы наказания, которые противоречат первой рекомендации и с трудом переносятся детьми со слабой психикой.

«Наказание посторонним», запугивание, «лишение приятного» говорит само за себя, учит обманывать и не доверять людям. Крик, строгий взгляд, повышение голоса - тоже не свидетельства вашей безоговорочной любви...

Из всего предложенного симпатична «сказка вместо наказания» и «личное извинение», потому что позволяет осмыслить и принять желательные формы поведения на основе предлагаемых нравственных оснований. Истории можно сочинять самим или читать и обсуждать готовые с одной лишь целью: у ребенка должна формироваться стойкая связь - поступаю, как думаю, то есть понимаю, почему.

3) Не наказывайте детей во время еды, игры, болезни, до и после сна. С этим трудно спорить и приятно представить, что времени для наказания практически не остается!

Специалисты утверждают, что наказание должно быть «действием морального характера» и иметь обучающий эффект. Чаще наказание рождает страх, злобу и желание избежать его в следующий раз.

Поэтому психологи не против наказания и не за безнаказанность, а за - человеческое во всем: за честность проявлений и реакций, за единство требований, о которых мы договорились и которые демонстрируются всеми членами семьи, за личный пример во всем, за последовательность в воспитательных воздействиях, за готовность признавать собственные ошибки и слабости.

За то, чтобы не забывать поощрять хорошие поступки и поведение (которые мы обычно воспринимаем как должное). И, возможно, тогда надобность в наказании отпадет?

Детей наказывать нельзя. Если ребенок в чем-то неправ, постарайтесь объяснить ему, что так делать нельзя и как поступать в такой ситуации. Отпрыск должен понимать, что такое хорошо, а что плохо. Объяснение - лучший способ донести информацию. Слово - лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливыми в воспитании и любите детишек со всеми ошибками и промахами.

С уважением, Ольга.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Мытищи

Родительское собрание

на тему:

"Значимость поощрения и наказания

в воспитании детей"

2013 год

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Ход собрания

1. Вступительная часть

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

2. Практическое задание

Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания.

  • Назовите несколько приемлемых методов поощрения.
  • Назовите неприемлемые методы поощрения.
  • Назовите приемлемые методы наказания.
  • Назовите неприемлемые методы наказания.

3. Информационная часть

Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания .

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д .

Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения.

Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

Социальные поощрения.

Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

О чём нужно помнить при поощрениях

Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

  • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
  • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
  • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
  • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
  • Возможно, награды придётся менять.
  • Поощрение должно быть достижимым.

Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

Потеря привилегии.

Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

  1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
  2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
  3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
  4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки .

Запрет на приятные для ребёнка занятия.

Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “ Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

3) Далее делается предупреждение: “ Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена .

Лишение поощрения.

Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой .

Вербальные наказания.

Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей .

Физическое наказание.

Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что чаще всего подвергаются телесным наказаниям дети в семьях, где пьянствуют один или оба родителя.

К сожалению, некоторые считают, что физические наказания не только допустимы, но даже необходимы для воспитания ребенка. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырос», - расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?

Иногда молодые родители полагают, что пока ребенок мал и не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд, от шлепков не велика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее, не следует идти этим путем, с малолетства, приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого.

Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы и обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины поступков, а лишь временно нейтрализуют их, подавляют самостоятельность, препятствуют становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым наказаниям. Физическое наказание вызывает естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают либо грубят (особенно в подростковом возрасте).

Несмотря на ершистость и дерзость, подростка очень легко надломить, сделать замкнутым и недоверчивым. При частых физических наказаниях ребенок отчаивается, теряет веру в себя, в справедливость взрослых, самолюбие у него уязвлено, появляются ощущение собственной ущербности* несостоятельности и, в то же время, стремление утвердиться любым способом, в том числе и с помощью вызывающего поведения. Физические наказания калечат душу ребенка, навсегда оставляют в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний.

Нередки случаи, когда, боясь побоев, ребенок уходит из дому, привыкает к бродяжничеству. Одним из отдаленных последствий физических наказаний могут быть нарушения эмоциональных контактов детей с родителями не только в детском, но и в зрелом возрасте, холодные отношения без духовной близости, что больно ранит обе стороны.

Школьники, подвергающиеся физическим наказаниям в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особенно конфликтны. Учителя замечают: как только удается убедить родителей отказаться от угроз и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку, научиться правильно требовать и контролировать, дети начинают лучше учиться, резко сокращается число замечаний, а следовательно, и поводов для наказаний.

О чём нужно помнить прибегая к наказаниям

Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

  • Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
  • Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
  • Индивидуализируйте наказания.
  • Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
  • Сохраняйте холоднокровие.
  • Не злоупотребляйте наказаниями.
  • Старайтесь наказывать сразу.

4. Рассмотрение проблемных ситуаций

Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах.

Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.

(Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения).

  • Проблемные ситуации для групп
  1. В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.

  1. В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
  2. Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думала, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»
  3. Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, находясь еще только в третьем классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами». С вами больше жить не хочу».

5. Итог собрания

А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе:

  • 1. Нехорошо заставлять ребёнка целовать руку, которая только что его высекла. (И. Кант).

2. Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам. (Народная мудрость ).

3. Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. ( Э. Бомбек ).

(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)

Уважаемые родители, поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!

Любите своих детей! Удачи вам и счастья!

Литература

  1. Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
  2. И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
  3. Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
  4. К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
  5. Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
  6. Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
  7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
  8. Школьный психолог № 25 2000 год.
  9. Школьный психолог № 21 2008 год.

«Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности» А С Макаренко

Виды наказаний: Потеря привилегий Запрет на любимые занятия Лишение поощрения Вербальное наказание Физическое наказание

О чём нужно помнить прибегая к наказаниям: Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы. Используйте наказание в сочетании с поощрениями. Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято. Индивидуализируйте наказания. Наказывайте поведение, а не самого ребёнка. Сохраняйте холоднокровие. Не злоупотребляйте наказаниями. Старайтесь наказывать сразу.

Пять правил, когда наказывать и ругать нельзя: Когда ребенок болен или испытывает недомогание. Когда ест, перед сном, после сна, во время работы. Сразу после физической или душевной травмы (падение, удар, плохая оценка, пусть даже виноват сам ребенок) – нужно подождать когда утихнет острая боль. Когда ребенок не может справиться со страхом, невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью. Когда сами мы устали, не в себе, обижены или раздражены. В этом состоянии гнев всегда лжет.

Виды поощрений: Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. Материальные поощрения. Социальные поощрения. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку.

О чём нужно помнить при поощрениях Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Поощрение должно быть строго индивидуальным. Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению. Заслуженное поощрение необходимо выдать. Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении. Возможно, награды придётся менять. Поощрение должно быть достижимым.

Как правильно хвалить ребенка? Похвала обладает свойством наркотика: еще…и еще! И если было много, а стало меньше или совсем не стало, возникает состояние лишения, жестокое страдание – до нежелания жить. Не надо хвалить за то, что достигнуто не своим трудом. Не хвалят за красоту, здоровье, ловкость, силу, смекалку, сообразительность, ум и талант – все это природные способности. Не хвалят за прирожденное бесстрашие – это не заслуга, а лишь данность, иногда близкая к крайности.

Как поощрять ребенка в семье Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку. Поощряйте своего ребенка жестами и прикосновениями. Словесно выражайте одобрение даже самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Э. Бомбек


Поощрение и наказание ребенка - это звенья одной цепи. Задача родителя - нащупать ту разумную грань между количеством "пряников" и "кнутов", которая позволит воспитать маленького человека, дать все необходимое для полноценного развития его личности, направить в нужное русло.

Психология ребенка обладает рядом особенностей. Но советы, о которых пойдет речь в нашей статье, применимы и к взрослым. Недаром говорят, что в каждом человеке живет внутренний ребенок. Научившись применять на практике некоторые законы, хитрости, приемы, вы сможете построить гармоничные отношения с ребенком.

Знаменитый детский психолог и психотерапевт Владимир Леви упоминает в своих трудах, что родители его маленьких пациентов нередко жалуются на нерезультативность наказаний. Как бы ни старался родитель, интуитивно пытающийся нащупать нужный путь, ребенок продолжает демонстрировать непослушание, регулярно попадая в неприятные и даже опасные ситуации. По мнению Леви, все дело в том, что взрослые забывают, как сами были детьми, и нередко пытаются говорить с отпрысками на равных. А ведь детская психика намного более уязвима. Страх, неуверенность в себе, комплексы - все это очень характерно для детей.

Непродуманные методы наказания могут иметь негативных последствий больше, чем пользы. Поэтому стоит руководствоваться некоторыми рекомендациями.

Психологи советуют не забывать о том, что цель наказания - отвадить ребенка от вредного и опасного, а вовсе не покарать его. Ни в коем случае нельзя применять методы, способные навредить здоровью! Нельзя унижать личность, угнетать маленького человека. А в том случае, когда возможен выбор: наказывать или нет, лучше предпочесть второй вариант.

У родителей часто возникают вопросы о том, можно ли ставить ребенка в угол, лишать просмотра любимых телепередач, отказывать ему в небольших просьбах. Ведь подобные методы не опасны для здоровья, да и назвать их унизительными нельзя. Чтобы подробно разобраться в данном вопросе, желательно рассмотреть несколько частных примеров.

Наказан - значит, прощен

Одной из самых главных родительских ошибок можно назвать стремление бесконечно возвращаться к одной теме. Насколько ни был бы ужасен проступок ребенка, нельзя приговаривать его к пожизненному наказанию.

Можно ли ругать ребенка дважды, трижды, четырежды за один и тот же случай? Задумайтесь об этом, и вы наверняка ответите отрицательно. После того как наказание произошло, побеседуйте по душам. Убедитесь, что малыш понял причины недопустимости подобного поведения. Выслушайте его. И полностью закройте тему.

Если произошедшее будет всплывать в памяти и упоминаться в разговорах, осуждающий и обвиняющий тон недопустим.

Маленький Герострат

Здесь стоит упомянуть об обратной стороне медали. Обделенный вниманием, недолюбленный нередко совершает предосудительные поступки намеренно. Возникает ощущение, что он не просто не боится наказания, а действует демонстративно.

Подобное иногда случается. Если вы застали отпрыска за этим делом неоднократно, есть смысл пересмотреть отношение к нему, а иногда и обратиться за помощью к детскому психологу.

Причины подобного поведения могут быть разными. Иногда ребенок идет на подобные меры, когда чувствует вину. Сделал что-то запретное и нехорошее, в момент ссоры допустил страшные мысли в адрес родителя, испытывает зависть, страх, ненависть к кому-то из знакомых… Все это может сильно всколыхнуть нежную детскую душу. Подсознательно малыш стремится к некоторому самобичеванию и ищет наказания. Он стремится ощутить действие вышеописанного негласного закона, согласно которому наказание подразумевает прощение.

Другое дело - когда маленький человек не может придумать лучшего способа привлечь внимание взрослого или мстит за равнодушие. Лучше злость, чем безразличие, - так думает ребенок, облекая эту страшную мысль в намного более простые словесные формы.

Поэтому прежде, чем избрать наказание, хорошо подумайте: не испытывает ли ваш бунтарь дефицит внимания? Не сомневается ли в вашей любви? Может, пресечь такое поведение с помощью объятий и задушевных разговоров проще, чем с помощью угроз и висящего на видном месте ремня?

Физические методы

Кстати, о ремне. Когда-то считалось, что заботливый педагог и родитель просто обязан «не жалеть розог» для любимого чада.

Сегодня нерезультативность и опасность подобных методов неоспоримы. Более того, подобная тактика унижает и взрослого. Что может быть более позорным, чем поднять руку на того, кто слабее?

Бить ребенка может только тот, кто не находит слов и не умеет справляться с эмоциями. Относите ли вы себя к такой категории людей или все же считаете цивилизованным человеком?

А можно ли шлепать ребенка по попе? Можно. Если в вашей руке газета, мухобойка, полотенце, а на губах улыбка. Поверьте, в шутку погоняться друг за другом по квартире, шуточным тоном выкрикивая угрозы и осуждения, - это довольно действенно. Ребенок надолго запомнит подобное «наказание» и сделает выводы.

А вот если ему будет казаться, что физическая кара несопоставима с тяжестью проступка, эффект будет обратным. В душе маленького человека затаится обида. А повторит ли он деяние или будет бояться повторения - большой вопрос.

Наказание бездействием и трудом: допустимо ли это?

Если уж выбирать из этих двух вариантов, то стояние в углу куда лучше, нежели принуждение к труду, хотя, откровенно говоря, оба варианта не так уж хороши.

Психологи не приходят к единому мнению в вопросе о том, можно ли ставить ребенка в угол. Но, объективно говоря, вреда это не приносит. Насколько действенен такой метод, во многом зависит от ребенка.

Принудительное усаживание в кресло и запрет заниматься какими-либо делами может помочь некоторым слишком активным детям перевести дух и успокоиться. Но ни в коем случае не стоит злоупотреблять подобными мерами. Заставлять ребенка проводить в бездействии долгое время - жестоко.

А что же насчет "исправительных работ"? У ребенка в любом случае должны быть обязанности по дому. Ребенок должен понимать, что то, что он делает, важно. Нельзя забывать о похвале. Многие дети с радостью исполняют обязанности. Поэтому ни в коем случае не стоит наказывать провинившегося работой. Это только отвадит маленького упрямца от домашних дел, сформирует негативное отношение к ним, а в некоторых случаях может и выработать отвращение к труду. Нередко дети, которых в детстве регулярно заставляли заниматься уборкой за какие-то проступки, во взрослой жизни просто ненавидят быт.

Когда наказывать нельзя

Стоит запомнить несколько правил, которые, по мнению психологов, являются безоговорочными.

Мудрый родитель наверняка интуитивно понимает, что относительно наказаний существуют некоторые ограничения. Важен не только метод, но и время. Давайте перечислим и проанализируем главное. Итак, ругать ребенка нельзя в следующих ситуациях:

  • когда он болен;
  • сразу после пробуждения;
  • непосредственно перед сном;
  • во время еды;
  • если у ребенка неприятности с учебой, друзьями, родственниками;
  • если неприятности и серьезные эмоциональные потрясения у вас;
  • когда малыш старается, прикладывает усилия, но результат ему не дается.

Во время болезни, после физических и эмоциональных травм ребенок наиболее уязвим. Наказывать в то время, когда ему нужна ваша поддержка, - это как бить лежачего.

Не стоит заниматься воспитанием, когда вы раздражены и злы. Велик риск сорваться на ребенке. А это уж точно не возымеет должного эффекта, породив обиду за несправедливость. Как ни разозлил бы вас отпрыск, в ваших бедах и проблемах он не виноват. Справьтесь с трудностями, возьмите себя в руки, и лишь после этого можно приступать к серьезному разговору.

Еще несколько табу

Существуют и другие ограничения. Задумайтесь, можно ли наказывать ребенка накануне важного для него мероприятия? Стоит ли портить его праздник, сменяя негативом минуты торжества и триумфа?

Если сын или дочь готовятся к экзамену, выступлению, важной поездке, отложите серьезный разговор. А лучше вообще закройте глаза на проступок (конечно, если речь идет не о вопиющем случае). Во-первых, ваши зерна упадут в неблагоприятную почву, ведь голова наказуемого забита совсем другим. А во-вторых, велик риск сбить ребенка с толку, расстроить его планы, помешать ему добиться успеха.

Проявлять осторожность стоит и тогда, когда ребенок вернулся с важного для него мероприятия, особенно если он вернулся с победой. Не губите ее вкус, позвольте насладиться моментом!

«Останешься без сладкого!»

Эту фразу нередко можно услышать в кинофильмах или прочитать в книгах. Допустимо ли произносить ее в собственном доме? По большому счету, лишение десерта для детского здоровья даже пойдет на пользу. Учитывая любовь детей к сладостям, можно назвать меру довольно жесткой, однако ничего предосудительного в таком наказании для ребенка нет.

Особенно полезен подобный шаг может быть, если наказание связано с плохим поведением за столом, намеренным несоблюдением базовых норм этикета, отказом от нормальной еды. А вот ограничивать ребенка в доступе к здоровым продуктам и тем более к воде - недопустимо.

Еще психологи советуют очень внимательно отнестись к теме подарков. Запомните: подаренное (тем более не вами) - священно. Никогда не отнимайте подарки в виде наказания! Не злоупотребляйте отказом от ранее обещанного. Отложите поездку, покупку или поход, но не отменяйте окончательно.

Щадящий режим

Добрые любящие родители нередко используют шуточные формы наказания детей. Поверьте, это очень действенно! Ведь главное - показать ребенку, что он был неправ, и сделать так, чтоб он это запомнил, а не подвергнуть его жестокой расплате за проступок.

Как этого добиться? Сохраняйте позитивный настрой, шутите. В качестве примера можно привести описанный в книге «Нестандартный ребенок» случай.

Разбил чашку? Великолепно. Бей и остальные, и чайник тоже, будем из ведра пить.

Насколько злее и жестче звучит более распространенное: «Безрукий, всю посуду перепортил, одни убытки от тебя!»

Но здесь тоже важно не пережать. Не превращайте воспитательный процесс в поток насмешек.

Еще один действенный метод - косвенное осуждение. Расскажите о мифическом мальчике, который поступает скверно, порассуждайте о том, как его поведение расстраивает его родных. Поверьте, даже если ваш ребенок смолчит, он сделает нужные выводы.

Слова, которые нужно забыть

Допустимо ли использовать слова, разрушающие его уверенность в себе? Психологи здесь единодушны. Бранные слова вообще недопустимы в общении между родными людьми, а уж когда речь идет о ребенке, двух мнений просто быть не может. Ругань может нанести намного больший вред, чем физическое наказание детей.

Называя ребенка глупым, злым, неприспособленным к жизни, безвольным, вы даете установку на формирование именно этих качеств.

Никогда не судите ребенка. Давайте оценку его поступкам: не «ты плохой», а «ты плохо поступил». Это разные вещи.

Оскорбления, особенно регулярные, - это непомерно жестокое наказание для ребенка. К тому же ваши слова могут пополнить и его лексикон. У родителя, оскорбляющего ребенка, просто нет права обижаться, однажды услышав нечто подобное в ответ.

Чрезвычайное

Может показаться, что любая ситуация разрешима с помощью шуток и откровенных разговоров. К сожалению, это далеко не так. Проявить строгость необходимо в случаях, если:

  • ребенок издевается над слабым, больным;
  • мучает животное;
  • участвует в групповом нападении;
  • не раз уличен в воровстве или разбое;
  • патологически склонен к вранью;
  • «балуется» алкоголем или наркотиками;
  • открыто проявляет неуважение, особенно к старшим членам семьи;
  • склонен к самоистязанию, наносит себе увечья.

Необходимо учитывать темперамент ребенка и понимать, насколько серьезна ситуация. Мальчик может хвалиться опытом распития спиртных напитков просто ради погони за популярностью или желания пооригинальничать, при этом вовсе необязательно наличие склонности к зависимости. В этом случае можно ограничиться серьезным разговором и объяснением мнимости "крутизны" подобного поведения.

Очень серьезно стоит разбираться в ситуациях с детскими потасовками. Не спешите наказывать, выслушайте версии всех сторон. Важно выслушать и других домочадцев. Наказание детей в семье - дело коллективное, когда за него берется несколько человек, это приносит результат. Правда, это касается лишь этапа планирования. Исполнять наказание втроем-впятером нельзя.

Но если худшее подтверждается, наказание неизбежно. Более того, оно необходимо. Отсутствие последствий быстро формирует иллюзию безнаказанности, а это губительно для любого человека.

Как быть с "пряниками"?

Важна и вторая сторона медали. Как соблюсти баланс между поощрением и наказанием детей? Похвала и поощрения - не менее действенные способы, помогающие воспитать человека. Как ни странно, "пряник" может быть столь же губительным, поэтому здесь тоже есть ряд рекомендаций.

Оценочная наркотизация

Главная ошибка родителей - чрезмерные дозы похвалы. Захваливать ребенка нельзя. Есть риск добиться противоположного результата.

Жажду похвалы недаром часто сравнивают с наркотической зависимостью. Ребенок начинает хитрить, подлизываться, совершать добрые дела только ради похвалы. Отсутствие комплиментов ведет к слезным обидам и воспринимается как наказание. Ребенок нуждается все в больших дозах.

За что хвалить нельзя

Дабы не допустить подобного, стоит запомнить перечень ситуаций, в которых не уместна похвала. Не стоит хвалить за следующее:

  1. Природные данные. Это не заслуга ребенка.
  2. Обновки и любые материальные ценности. Похвала за нарядное платье - первый путь к воспитанию шмоточницы. Исключение составляют вещи, сделанные собственноручно (хвалим за усидчивость, фантазию, хороший вкус, аккуратность).
  3. Естественные вещи. Если семилетняя девочка сама оделась и завязала шнурки, это не повод для восторгов. Более того, подобная похвала может быть обидной, ведь взрослый словно воспринимает абсолютно нормальное поведение как нечто невероятное, будто сомневаясь, что ребенок способен справляться с самыми простыми задачами.

Не нужно проявлять восторг, когда ваш обычно непослушный ребенок вдруг перестал шуметь и ведет себя тихо.

Еще одно золотое правило похвалы - искренность. Дети лучше взрослых чувствуют фальшь. Неискренняя и необъективная похвала унижает и обижает.

Инвестиции в самооценку

Впрочем, случаи, когда необъективная похвала допустима, существуют. Психологи называют это установкой на добро. Когда ваш малыш старается, но добиться результатов не может, очень аккуратно внушайте ему, что небольшой прогресс есть. Заикающемуся можно вскользь заметить, что он говорит ровнее и чище. Стеснительного можно убедит, что вскоре у него обязательно получится спокойнее общаться с людьми.

Похвала авансом - сильнодействующее средство от детской неуверенности в себе. Но искренность необходима и здесь. Верьте в будущие успехи от всей души, и ваша вера непременно передастся ребенку.

Разумная грань

Отказ от унижающих формулировок, чувство юмора, разумная строгость, объективная искренняя похвала - все это поможет сохранить мир в семье и воспитать хорошего человека. Если вы задумываетесь, как воспитывать ребенка без наказания, придется научиться говорить и слушать. У ребенка, который отстранен от родителей, скрытен, обидчив, намного больше шансов попасть в плохую компанию и совершить немало ошибок. Но если у вас получится выстроить гармоничные отношения, необходимости в наказаниях будет меньше.

Как важно, уважаемые взрослые, разобраться в том, где правильно поставить знаки препинания в предложении: «Простить нельзя наказать!». Где мы поставим запятую?

Простить, нельзя наказать!

Простить нельзя, наказать!

От того варианта, который вы выберете в этом случае, зависит вся ваша система воспитания ребенка .

Воспитывать — значит путем систематического воздействия формировать у ребенка какие-либо качества, характер. При этом результат воспитания зависит не только от того, что по качеству мы прививаем малышу, но и от того, насколько мы знакомы с методами (способами, приемами) воспитания и владеем ими. Умеем ли мы рассказать, показать, объяснить, растолковать, внушить, заинтересовать, подтолкнуть к действию, поддержать, а также похвалить и поругать.

Наказывать и хвалить детей

Действительно, всем приходится наказывать и хвалить детей. Сколько существует семейная (народная) педагогика, столько и существует мнений, споров разногласий, дискуссий вокруг этой проблемы. И не только о поощрение но и наказании. Одни боятся воспитать ребенка избалованным и мало хвалят его, другие, совсем наоборот, хвалят ребенка как главный метод воспитания. Некоторые родители вообще никогда не наказывают свое чадо: боятся подавить в малыше личность и сформировать целый ряд комплексов: страх, враждебность к отцу или матери, окружающего мира.

К сожалению, не всем бывает понятно, что надо ругать не за следствие, а за причину вины. Взрослые не понимают, думают, что наказание является эффективным. Наказание обычно дает быстрый, но не долгий эффект. Потому наказание очень быстро входит в привычку того, кто наказывает (развращает его), но не имеет длительного воздействия на того, кто виноват.

Дети охотно ведут себя правильно, если их хорошее поведение замечают и одобряют взрослые. Длительное подкрепление, лучше чем наказание но не имеет быстрого эффекта, но оказывает длительное влияние и не вызывает отрицательных эмоций у ребенка.

Понятно, что руководствоваться одной мыслью в таком деликатном вопросе было бы неправильно. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию различные варианты, позиции известных авторов.

Наказание — мера воздействия на ребенка, который применяют на вину, плохой поступок. Наказание может быть разным, это зависит от степени вины малыша, которую (обязательное условие!) Он должен осознать.

Ниже приведены методы, которые категорически нельзя использовать как наказание в воспитании ребенка .

Ребенка запрещается наказывать:

наказывать едой, сном или их отсутствием или недостатком);

сильно бить, унижать (ставить на колени и т.д..)

обзывать (употреблять вульгаризмы)

пугать угрозами «отдать в детский дом», покинуть;

ставить надолго в угол или запирать в помещении;

Наказывать публично, в частности при сверстниках;

наказывать за один проступок более одного раза.

Физическое наказание, — большой стресс для маленького человека. Об этом мы должны помнить всегда, когда разгневаны.

Русский педагог П. Блонский отрицал телесное наказание, мотивируя это так.

Наказание апеллирует к зверскому страху человека.

Наказание вызывает ненависть к тому, что стало причиной наказания.

Наказание делает ребенка запуганным и поэтому ничтожным.

Наказание освобождает от угрызений совести, поэтому впоследствии дети, которых часто наказывают, становятся нечувствительными.

Наказание унижает ребенка и делает из него циника.

Наказание пагубно влияет на половые органы ребенка, вызывая прилив крови к ним, поэтому позже может вызвать даже удовольствие.

Наказание развращает воспитателя.

Американский врач и педагог Б. Спок предлагал применять наказания (даже телесные) лишь в экстремальных случаях:

Задача родителей — спокойно без криков объяснить ребенку, что от него нужно, донести до него, что он делает неправильно … Если родители нарушают процесс воспитания, то нужно обратиться за советом к специалисту который занимается проблемами возрастной и педагогической психологии.
Довольно часто наказание не исправляет поведения малыша, а лишь изменяет его.

Наказание заставляют ребенка чувствовать себя в опасности и теряет родительскую любовь.

Наказание порождает ненависть к родителям.

Слишком частые наказания в той или иной степени побуждают малыша оставаться инфантильным.

Иногда наказание становится для ребенка средством привлечь внимание родителей.

Как и чем можно заменить наказание

Терпение. Самый великий дар, который только есть у родителей.

Объяснение. Постарайтесь объяснить малышу, почему он не правильно себя ведет, но не читайте лекций.

Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь привлекательнее того, чего ему сейчас хочется.

Неспешностью. Сына или дочь не спешите наказывать, подождите, пусть поступок повторится.

Наградой. Как ни странно, но она эффективнее наказания.

Когда доходит до порки, нужно использовать какой-нибудь предмет — скажем, прут или ремень, — а не руку. Поверьте: рука отца или матери должна быть предметом любви, а не как орудие которое наказывает.

Научите малыша критиковать самого себя. В разумных пределах, конечно. Таким образом вы поставите его на путь самоконтроля, самоанализа и самокритики.

Иногда обращайтесь к ребенку по-деловому — Наталья (а не Наташа).

Измените тон общения, но не на повышенный, а на строгий, не допускающим возражений.

Измените выражение лица: насупить брови, выявить удивление, возмущение, обиду, гнев.

Используйте твердые негативные обещания и следуйте им до конца. Например: «Сегодня я тебя буду называть только Таня, а не Танюшя» или «Целый день не буду тебя обнимать».

Определите для ребенка срок наказания, не держите его бессрочно. Но наказание нельзя прерывать посередине, поддавшись на уговоры близких и самого малыша.

Избавьте ребенка на время наказания его любимой игрушки или иного предмета, поставив их на виду. Периодически при этом напоминайте малышу: «Скучает сегодня наша кукла (машина)».

Вечером, но не перед самым сном, сядьте с ребенком и поговорите мама и ребенок, папа и ребенок на тему «Что делал не так ребенок сегодня?».
После любого наказания обязательно обсудите с малышом, почему, за что его наказали, а потом — непременно прижмите и покажите, что его любят.

Напоследок отметим, что вся системе поощрений и наказаний построина на интуиции родителей, бабушек дедушек. Важно не переусердствовать в воспитании ребенка в какую либо сторону

В каких ситуациях нужна помощь психолога

Если в жизни ребенка состоялась или должна состояться какое-то из ниже-перечисленных событий:

переезд;

развод родителей;

потеря или болезнь близкого человека;

рождения сестры брата;

резкое изменение материального положения в семье;

введение в школу илидетский сад.

Или если в жизни малыша регулярно наблюдаются следующие события:

ссоры в семье;

борьба за ребенка между дедушками и бабушками, с одной стороны, и родителями, с другой;

отсутствие длительное время детского коллектива;

если близкий родственник или один из родителей имеет какую-либо зависимость (например, является алкоголиком, наркоманом)

долгое отсутствие родителей одного или обоих сразу.

Если малыш:

один раз потерпел насилия или постоянно страдает от него;

. долго болеет;

был нежеланным ребенком;

чрезмерно увлекается каким-либо занятием (просмотром телевизора, чтением, поеданием сладкого, подолгу играет сам и др..)

имеет одно из следующих нарушений: энурез , аллергию, заикание, частые простуды, навязчивые движения;

выявляет излишнее упрямство;

склонен к взрывам ярости, плачу, так называемых истерик, плохо спит;

имеет кошмары страхи;

естп лохо;

имеет приступы головной боли или тошноты;

много фантазирует;

имеет одно из психосоматических заболеваний, как: колит, язвенный гастрит, бронхиальная астма, и др..;

в возрасте до года не реагирует на лицо взрослого, не имеет комплекса оживления;

в возрасте 3-4 лет не использует местоимения «я», говорит о себе в третьем лице («Оля хочет есть»);

выявляет признаки отставания или опережения в развитии по сравнению с ровесниками;

трудно общается со сверстниками;

убегает из дома;

испытывает страх сделать что-то новое;

резко меняет поведение;

постоянно находится в подавленном состоянии;

часто обманывает без видимой причины;

испытывает острую ревность к одному из членов семьи;

очень болезненно реагирует на свои неудачи, ошибки;

излишне послушный, безынициативный.

Если один из родителей (родители):

недоволен семейной жизнью;

испытывает хроническую усталость;

часто находится в подавленном настроении;

беспокоится из-за поведения ребенка и его успешность

волнуется по развитию ребенка и его эмоционального состояния;

начинает испытывать невротических расстройств (навязчивые мысли, страхи, нервное истощение и др..).

Нам всем: и педагогам, и родителям в воспитании ребенка следует с большим доверием, открытостью относиться к профессионалам-психологам.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок