Малыш будет развивать артистические. Залог успешности: выявление творческих способностей у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.

Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?

Кто и где выявит способности ребенка

Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.

Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.

Признаки высокого интеллекта

  • Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
  • Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
  • Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
  • Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
  • Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
  • Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.

Признаки выраженных творческих способностей

  • Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
  • Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
  • Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
  • Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
  • Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
  • Склонность анализировать свои чувства и поступки.

Признаки сенсорных (практических) наклонностей

  • Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
  • Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
  • Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
  • Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
  • Специальные способности, или правильный путь развития.

Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.

Любой грамотный психолог вам скажет, что в каждого человека изначально заложен какой-либо талант, да вы и сами не сомневаетесь, что у вашего бесценного сокровища обязательно есть какой-нибудь дар.

И это абсолютно верно: все дети очень талантливы, каждый обладает исключительными способностями, а вот вовремя их заметить, а затем развить и направить в верное созидательное русло – задача родителей.

Талант или амбиции родителей?

У каждого взрослого есть определенные высокие стремления, но не все они нашли реализацию в жизни, поэтому нередки случаи, когда родители пытаются их воплотить через своего ребенка, порой даже не осознавая этого. Как быть в этом случае? Мудрый родитель никогда не станет навязывать свою точку зрения собственному ребенку, а, наоборот, приложит все силы, чтобы выявить интересы собственного чада и постараться помочь ему реализовать их.

Как обнаружить талант?

Нужно просто понаблюдать за ребенком, а затем проанализировать его поведение: что ему интересно, что ему удается делать лучше других? Может быть, он рисует чудесные сюжетные картинки или ловко скачет через скакалку? Тогда, возможно, стоит записать его в изостудию или спортивную секцию.

Когда поддержка родителей очень важна?

Если вы заметили у своего чада такие способности, то в этот момент очень важно поддержать его: не жалейте похвалы за успехи, поддерживайте в трудные моменты. Такое участие ему крайне необходимо – он поймет, что родители в него верят, и это придаст ему максимум уверенности в своих силах. Не расстраивайтесь слишком сильно, если однажды ваше чадо скажет вам, что больше не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось. Не ругайте его, постарайтесь разобраться в причинах такой перемены настроения. Возможно, это просто усталость, а может быть интерес полностью исчерпан.

Если это не просто каприз, а осознанное решение, то не нужно обострять ситуацию, а постараться выбрать смежную область деятельности. Лучше заинтересовать ребенка снова, чем заниматься тем, к чему не лежит душа.

Общение с ребенком на первом месте

Активное, но ненавязчивое участие в жизни вашего чада, постоянное проявление интереса к его делам позволит ребенку понять свою важность и значимость в жизни своей семьи, а вы сможете вовремя заметить все тревожные моменты в его жизни.

Самостоятельность – это важно

Не нужно ходить за ребенком по пятам и постоянно его контролировать. Гораздо эффективнее научить его самого планировать свое время и отслеживать свои дела. Постоянное многократное напоминание сделать что-либо навряд ли достигнет цели, а вот общение на равных, доверие принесет свои положительные плоды – ребенок обязательно оценит ваше отношение и будет вам искренне благодарен.

Ищем таланты

Музыкальные способности

У вашего малыша есть музыкальные способности, если он:

  • очень любит слушать музыку;
  • легко запоминает ритм и саму мелодию;
  • с особым чувством и эмоциями играет на музыкальных инструментах;
  • а также, возможно, сам сочиняет музыку.

Технические способности

О наличии технических способностей сигнализирует:

  • пристальный интерес ребенка к различным механизмам;
  • трепетная любовь к конструкторам, деталям устройств;
  • умение чинить неисправные приборы;
  • желание рисовать интересные чертежи;
  • особый интерес к технической литературе.

Научный интерес

В вашем ребенке живет научный работник, если он:

  • способен четко и правильно выражать свои и чужие мысли;
  • делает обобщения;
  • воспринимает абстрактные понятия;
  • ему нравится читать научно-популярные статьи и книги;
  • он постоянно пытается дать свое объяснение различным реалиям;
  • не расстраивается, если его изобретения не оценили взрослые, а через некоторое время пытается разобраться снова, чтобы устранить недостатки и довести свою идею до совершенства.

Незаурядный интеллект

О наличии незаурядного интеллекта у вашего чада сообщают его способности:

  • последовательно рассуждать;
  • легкость восприятия;
  • отличная память;
  • наличие здравого смысла, а иногда и чересчур трезвого расчета;
  • наблюдательность;
  • умение быстро реагировать на новое в его жизни.

Талант к спорту

У вашего ребенка есть талант к спорту, если он:

  • чрезмерно энергичен и постоянно находится в движении;
  • его не страшат шишки и синяки;
  • он является победителем в различных потасовках;
  • вы думаете, что у него где-то есть нескончаемая батарейка, потому что он никогда не устает.

Художественные способности

Художественные способности имеют место быть, если ребенок:

  • выражает свои мысли рисунками;
  • трепетно относится к произведениям искусства;
  • постоянно лепит, рисует, чертит, пытается сделать такую поделку, которой можно найти практическое применение – украсить интерьер или одежду.

Литературный талант

Ваш ребенок отлично пересказывает сюжет произведения, фантазирует на тему реального события, создавая из этого необычную историю, а персонажи его рассказов – очеловеченные и интересные, он любит уединяться для написания своих опусов – в нем наверняка есть проявления литературного дарования.

Подведем итоги

Не при каких обстоятельствах не вздумайте сомневаться в своем ребенке! Это самая серьезная ошибка, которую совершают взрослые, а сравнение со сверстниками, которые делают что-то лучше вашего чада, очень расстраивают его и напрочь отбивают желание и стремление что-либо делать. Ваша искренняя вера в него и поддержка помогут ему свернуть горы! А ваша главная задача – помочь ребенку найти и раскрыть свой талант.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Методическая разработка на тему: «Игры и игровые упражнения для развития артистичности детей дошкольного возраста на занятиях хореографией»

Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития артистичности детей дошкольного возраста на уроках хореографии. Работа раскрывает практические способы решения данной проблемы, путём представления различных методов и приёмов, успешно применяемых педагогом на практике, и носит прикладной характер. Разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, работающих в хореографических, спортивных, театральных, вокальных и прикладных объединениях для работы с обучающимися дошкольного возраста.

Введение
Артистичность – это высокое творческое мастерство, художественность (по словарю Ефремовой). Артистичность в детской хореографии это умение выразить эмоции, образ и предложенные обстоятельства в танцевальном номере согласно его сюжету, используя мимику, пантомимику, жесты и голос. Ведь танец это маленькое представление и исполняют его пусть и маленькие, но уже артисты. Запомнить последовательность всех движений, комбинаций и перестановок большая задача для ребенка любого возраста.

И зачастую так бывает, что усердно стараясь исполнить всю эту последовательность, ребенок, сосредоточившись, танцует весь номер с серьезным выражением лица, будто решает математическую задачку. А лицо должно работать, должно гармонировать с движениями. Поэтому одной из задач педагога хореографа является развитие артистичности детей, что определяет актуальность данной разработки. Для решения этой задачи есть масса игр и упражнений на любой возраст, которые можно использовать во время любого урока в качестве заминки или отдыха.

Эти игры и упражнения разносторонние и решают множество дополнительных задач, таких как развитие фантазии, снятие эмоционального и физического напряжения, снятие зажимов и раскрепощение, постановка дыхания, сплочение детского коллектива, дарят эмоциональный заряд и уверенность.

Новизну разработки определяет тот факт, что методических пособий посвященных этой теме не много, ещё меньше среди них тех, которые носят прикладной характер. Решая эту проблему, приходится обращаться к работам, посвященным театральной деятельности, музыкально – ритмического и физического воспитания, а также к опыту коллег.

Цель данной программы – представить педагогам способы решения проблемы развития артистичности детей дошкольного возраста на занятиях хореографии, путем изложения практических методов и приёмов.

В данной разработке изложены игры и упражнения для детей дошкольного возраста и представлены с использованием их по ходу урока. Многие из них носят ситуативный характер и родились в импровизации. Ведь уровень психологического состояния и потребностей детей может вносить свои коррективы в ход урока. Что бы урок прошел с достижением первостепенных задач иногда приходиться импровизировать. В таком совместном творчестве рождаются интересные решения. Использование представленных игр и упражнений предполагает вариативность в согласии с целями и задачами урока, и могут применяться ситуативно.

Задача педагога на данном возрасте сохранить детскую непосредственность, которая так умиляет зрителей, и развить выразительность лица. Лучший способ для этого игра, ведь игра на данном возрастном этапе это основной вид деятельности детей. Ко всему, они только начинают своё знакомство с хореографией, поэтому весь урок построен через игру, с использование речёвок и заклинаний, образов и перевоплощений, пальчиковых и дыхательных игр, творческих заданий, а также игр на внимание.

Представленный материал используется в рамках программы по хореографии «Ритмика и танец». Особых условий для применения и трудоемкости использования разработки нет.

1.Принципы организации игр и игровых упражнений

В предлагаемой технологии реализуется деятельностный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности: мотивация к игре, определение цели игры, достижение игровой цели и осознание результатов.
Хочется отобразить и некоторые дидактические принципы, которые особенно важны для организации игровой и творчески-поисковой деятельности с детьми дошкольного возраста.
1. Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего создание условий, в которых дети чувствует себя «как дома», ориентация детей на успех и главное ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества. Данный принцип предполагает ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире. Здесь речь идет о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает творческое мышление детей, но и педагога, помогая ему находить множество различных вариантов реализации содержания в работе с детьми.
5. Принцип минимакса позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

2.Методические рекомендации, игры и игровые упражнения с использованием по ходу урока
Работа с детьми дошкольного возраста подразумевает яркий эмоциональный показ, живое участное общение с детьми, ситуативность хода урока, совместное творческое начало, использование интересного музыкального материала доступного по стилю и характеру для восприятия детьми.

2.1.Постановка корпуса
6 позиция – «Это коробочка с секретиком для мамы, ни кому секретик показывать нельзя!»
1 позиция – «Это коробочка с подарком для мамы, открываем коробочку широко, что бы мама подарок наш красивый увидела» или на внутренней части стопы написано на каждой ножке: «Я молодец!» А ребятам проговариваем: «Открываем ножки широко, чтоб все прочитали и знали какие вы молодцы!»
Вытяжка – правая рука это подъёмный кран, озвучиваем его похожими звуками, а деткам говорим: «Подъёмный кран взял нас за макушку, схватил за волосюшку и тянет высоко, чтоб ребята высокие и красивые стали»;

— «Представим что наша голова это воздушный шарик, а теперь засасываем в шарик гелий, это такой легкий газ, который поднимает наш шарик к потолку. Ой, сейчас улетим! Берем скорее гантели в каждую руку и крепко держим»;
— «Берем розового слона и садим его на правое плеч. Теперь берем сиреневого слона и садим его на левое плечо. Какие слоны то тяжелые, плечи никак не поднять» (для фиксации плеч);
— «Представьте ребята, что потолок это огромный магнит. А мы металлические игрушки, так сильно к потолку притягиваемся, вот вот улетим. Давайте магнит поскорее выключим, мы уже все красиво встали»;
— «Сколько в лесу грибов красивых появилось, и спорят они кто всех краше. Самый веселый грибок предложил: «Вот грибник идет, кого к себе возьмет тот и краше». Стали грибочки изо всех сил тянутся, чтобы всю свою красоту показать». Грибником выступает педагог, можно похвалить грибочки, а можно и в корзину друг за дружкой собрать и змейкой походить и рисунки поучить;
— научившись подтянутому положению, предлагаем детям образ принцесс и принцев: «Давайте, поприветствуем друг друга, как принцы и принцессы приветствуют друг друга на балу» важно погрузить детей в образ, расписав какие красивые наряды у принцесс, шпаги и шляпы у принцев;
— используем образ сосулек со словами: «Я сегодня шла, шла, шла и сосулечку нашла, не такую, не такую, а длиннющую большую!» Ребята на слова «не такую» показывает размер сосульки 10см, 50 см, а на слова «длиннющую большую» опускают ручки от подмышек вниз и вытягиваются;
— позже можно обыгрывать противоположные образы, делая акцент на том, что ребята танцоры и должны стоять как наиболее подходящий персонаж или предмет, например: жирафики и бегемотики, огурчики и помидорчики, сосульки и сугробики, стрелочки и часики, ракета и вертолётик, фиксики и смешарики и др.
Руки на поясе – «Одеваем на ручки варежки, четыре пальчика вместе живут, а пятый с ними не дружит» — показываем с малышами обиженную мордашку и ставим ручки на пояс;
— ручками изображаем змеек шипящих друг на друга, сами шипим и сердимся: «Поссорились змейки поругались, а потом как хвать нас за животик». Ставим руки на пояс.

Руки «на юбочку» – «Представим, как с плечика катится капелька, она должна скатится с пальчика и упасть». Пальцем проводим по руке, как будто катится капелька, акцент на том, что она нигде не должна остановится.

Держим ноги вместе и пальцы рук вместе – изображаем, как ручками сыплем муку, затем добавляем яйцо, перемешиваем миксером, показываем на ладошках клей. Педагог, проверяя клей на клейкость пальчиком, делает вид что приклеивается и с трудом отдергивает палец. «Теперь мажем ножки, прижимаем их друг к другу, что бы лучше склеились, мажем пальцы склеиваем (кроме большого), мажем ладошки и приклеиваем их на пояс». После педагог проверяет работу детей, качая их в стороны, тянет за ноги и за руки, хвалит и журит;

— сшиваем ножки, изображая весь процесс, как взяли иголку, вдели нитку, завязали узелок, сшили оби ноги от носков до паха, откусили ниточку, воткнули иглу в игольницу. Для проверки результата дети прыгают, не разводя ног.

2.2.Поклон
Этот элемент урока тоже может быть обыгран как приветствие принцев и принцесс, а может быть положен на детскую музыкальную композицию и в зависимости от нее инсценирован.

2.3.Разминка
«Грудь вперед, прямая спинка начинается разминка» — с такими словами мы начинаем разминку. Проговаривая речёвку, дети встают в исходное положение. Разминка наша не простая, а с позами. Дети встают в различные позы ими собственно сочинённые или по заданию, и замирают, как будто их фотографируют, на начало музыкальной фразы позы меняют и так четыре раза до завершения музыкального квадрата, дальше продолжается разогрев.

После разминки проверяем, как хорошо ребята разогрелись. Дети поднимают ладошку, готовясь потрогать лоб, педагог говорит: «А вы не боитесь проверять, мы так сильно разогрелись, градусов, наверное сто! А я боюсь! Давайте посчитаем до трёх и тронем лоб», — вместе считаем до трех, трогаем рукой лоб и взвизгивая отдергиваем её будто обожглись, дуем на «пострадавшую» руку. Или берем кусочек воображаемого льда, кладем на лоб и показываем, как кусочек растаял, и водичка побежала, вытираемся.

2.4.Прыжки
Прыжковая часть урока это просто кладезь различных образов! Это и зайчики, и лягушата, и кенгуру, и котята, и мячики, и ракеты, и шпионы. А вот так можно обыграть превращение в какой-нибудь персонаж. Сварить варенье – собираем ягодки, добавляем сахар, перемешиваем, гримасничаем, как вкусно пахнет, опускаем руку в кастрюлю и поочередно с удовольствием облизываем каждый пальчик. Тоже проделываем второй рукой. Гладим животик, корча довольные мордашки. Вдруг животик заболел, касаемся руками поочередно животика, плеч, щек и вот на голове выросли уши или появились когти с длинным хвостом. Вместе говорим: «Были ребята, стали зайчата или котята или кенгуру».

Сварить сок (лимонад) — тянемся на носочках собираем с дерева фрукты, кладем под пяточки присаживаясь на корточки — это соковыжималка. Делаем releve, таким образом выжимаем сок. Достам из под пяточек стакан с соком, показываем его всем, нюхаем как вкусно пахнет, вставляем трубочку и пьём, гладим себя по животику, финал тот же что и с вареньем. Каждый раз проговариваем с детьми, какие ингредиенты мы выбираем на сегодняшний урок – это позволяет ребятам использовать имеющиеся знания и опыт, а также активизирует их воображение, порой такие фантастические рецепты получаются.

С новыми малышами мы всегда зайки. Прыгаем под музыку, как только музыку остановили, зайки прячутся в норки (ложатся калачиком на коврики), к ним приходит лиса или волк или Баба Яга с гостинцем и просит отрыть дверь, ребята никого не пускают, отказываясь от гостинцев и говорят, что кушают только морковку и капусту. Последний раз зайки прячутся за дверь. Дверь мы рисуем цветными карандашиками (пальчиками) и показываем, как прячемся за дверью – ушки прижали, хвостик прижали, лапочки спрятали, мордашки испуганные. А пришла к нам на этот раз Юлия Евгеньевна, принесла с собой морковку и капусту целый мешок налетай скорей дружок. Ребята подбегает к педагогу и берут гостинцы, возвращаются на места и подставляя обе руки к личику говорят: «хрум, хрум, хрум за ушами только шум». Слова педагога: «Много витаминов в овощах, покажите какие вы стали сильные, а какие высокие». Ребята показывают силу, сгибая руки, как силачи и вытягиваются, показывая какие они высокие.

Еще одно любимое детьми упражнение на прыжки это «Джеймс Бонд». В этом упражнении мы стреляем как шпионы, сдуваем дым от пистолетов, смотрим в бинокли, летаем на ракете под саундтрек к одноименному фильму. Возможно, любимое это упражнение именно потому, что позволяет ребятам побыть в роли крутого шпиона.

2.5.Игры на координацию в пространстве, знание сторон право и лево
Эти игры используются перед отработкой танцевальных ходов в колонах, поэтому важно повторить, где находится правая, а где левая сторона, также уместны игры на координацию в пространстве, так как ребятам предстоит поменять положение и вернуться на свои места.

Всем известная игра «Правая и левая строят города, правая и левая водят поезда, правая и левая могут шить и штопать, правая и левая могут громко хлопать» используется в следующей интерпретации: первый раз мы повторяем слова, второй раз мы рычим слова как медведи, движения при этом размашисты, третий раз как мышки пищим и движения показываем пальчиками, будто это мышиные лапки, а последний раз как рыбки не произнося ни слова, только открывая рот. При этом рыбка педагога очень хитрая и нарушает последовательность движений, специально путая малышей, задача ребят исполнить правильно и не попасться на уловку. Образы здесь могут быть любые с характерным исполнением слов и движений – волк, лиса, робот, солдат и др.

Дождик — игра на координацию в пространстве. Дети по команде разбегаются по залу. Педагог говорит: «Кап, кап дождик пошёл», ребята возвращаются домой. Как же под дождем гулять, дети перечисляют что нужно одеть на прогулку и изображают, как обувают сапоги, курточку и берут зонтик. Снова бегут гулять, прыгая по лужам. Команда педагога: «Ууу, метель поднялась», ребята бегут на места и одевают штанишки, валенки, куртку теплую, шапку, шарф, варежки, и вновь отправляются на прогулку лепить снеговика.

Слова педагога: «Мама домой зовёт — «Солнышко моё иди домой» берем в руки кружку с чаем, а там лимон плавает, вылавливаем его, смотрим на свет какой красивый, желтенький, вкусненький, наверное, давайте лизнём» — детки «лижут» лимон и мордашками показывают какой он кислый, затем выбрасывают кусочек и запивают чаем.

Ребята постарше после комбинаций придумывают прыжки собственного сочинения и самые интересные демонстрируют друг другу, группа повторяет. Это упражнение хорошо активизирует двигательную фантазию.

2.6.Колонны
На этом этапе урока отрабатываются и разучиваются различные танцевальные шаги. И для лучшего уяснения материала мы обращаемся к различным образам. Кто так может двигаться? Маршируют, конечно же, солдатики, бег с захлёстом это бег лисички, бег с высоко поднятыми коленями это бег лошадки, мелкий бег, руки держат юбочку это бегут принцессы, ходьба на носочках на вытянутых ногах это цапли по болоту шагают. Разучивая и закрепляя шаги, мы развиваем образ, обыгрывая то, как мы выглядим, где мы находимся, что мы здесь делаем. Из урока в урок, отрабатывая шаги, нам достаточно назвать образ для того, чтоб ребята поняли, что от них требуется и правильно исполнили.

2.7.Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание, пальчиковые игры
Мимика. Цирк. Сидя на коленях, ребята закрывают ладошками глаза – это ширмочки. Педагог говорит, какой на сцену выходит клоун, а дети изображают его выражение лица. По очереди появляются грустный, злой, хитрый, удивленный и веселый клоуны.

Перед игрой мы разминаем мышцы лица: тянем себя за щечки, отправляем воздушные поцелуйчики, языком упражнение часики или качельку и надуваем по очереди щечки.

Улыбка . Улыбаемся широко, так чтоб зубки было видно, как будто подарку радуемся. А теперь обиделись, надули губки, бровки нахмурили. Итак, чередуем улыбку с надутыми губками несколько раз. Чтобы улыбка получилось естественной, перед упражнением можно рассмешить ребятишек, погримасничав или рассказав шутку. Они запомнят это ощущение, и им легче будет улыбаться по заданию.

Перевоплощение . Шалды – Балды. Это волшебное заклинание произносится, когда ребята садятся в круг и кладут ладошки на соседские колени. «Шалды Балды ликоток – хлопают друг друга по коленкам, Унцы брынцы тракоток – посолили макушку затем подбородок, Чекубрики, чебукрики сентебряки пупырики – поднимаем руки и опускаем два раза, Тарарам тарарам бух бабам» – подали правую руку соседу справа, затем левую положили на руку соседу с лева и на последние слова встали на колени и руки подняли наверх. После этих слов происходит волшебство, ребята узнают от педагога кем или чем они стали, и в совместном творчестве исполняют образ. Можно в качестве подсказки включить им музыку, это даст полет их фантазии и больше заинтересует. Это могут быть сосульки, снежный ком, одуванчик, морские обитатели, листопад, грибная поляна, байкеры, бабочки, обезьяны, лягушата, снежинки, тролли, стая птиц и многое другое.

Мы не скажем, а покажем, всё руками перескажем. После этих слов, по заданию педагога, дети изображают какую либо работу (профессию). Педагог выбирает наиболее точный вариант и просит ребенка еще раз исполнить перед группой. Затем комментирует его исполнение, объясняя ребятам, почему этот вариант самый точный. Такое упражнение активизирует внимание, мышление, логику и фантазию.

Внимание . Светофор. Красный цвет дети стоят, желтый цвет хлопают, зелёный бегут на месте. Педагог даёт команды и вместе с ребятами исполняет это разогрев, далее игра усложняется. Педагог говорит одну команду, а показывает другую, специально путая детей. Кто не попадется тот и молодец.

Нос, потолок, пол. Аналогичная игра. По команде, пальцем показываем на нос, на потолок, на пол. Усложняя игру, педагог путает детей.
Рыбка. Педагог одной рукой делает вид, что держит аквариум, вторая рука это рыбка. Как только рыбка выпрыгивает из аквариума, дети должны её поймать, хлопнув в ладоши. Рыбка очень хитрая и иногда обманывает ребятишек, будто хочет выпрыгнуть, главное не попасться.

Пальчиковые игры. Для развития артистичности уместны и пальчиковые игры. Короткие стишки могут содержать в себе образ, описывают какое либо событие или действие, им могут быть присуще различные состояния: удивления, радости, доброты, испуга, злости, которые нужно не только пальчиками успеть показать, язычком проговорить, но и личиком отобразить.

Ножки, ножки, где вы были? (наклоняемся к ногам)
— За грибами в лес ходили. (маршируем)
— А вы, ручки, помогали? (руки в стороны)
— Мы грибочки собирали. (изображаем)
— А вы, глазки, помогали? (показываем пальчиками на глаза)
— Мы искали да смотрели, все пенечки оглядели. (рука у лба, смотрим в разные стороны)
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики)
Эта долька для чижа. Эта долька для котят. Эта долька для утят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура. (трясём пальчиками)
Разбегайтесь, кто куда! (прячем ручки за спину)
Рассердился волк, беда! (изображаем сердитого волка)

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы морковку трём, трём (кулачки трут друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепоткой солим)
Мы капусту мнём, мнём (пальцы сжимаем и разжимаем)
Рыбки плавали, купались (ладошки сомкнуты и двигаются как рыбки)
В теплой чистенькой воде.
То сожмутся (сжимаем кулачки), разожмутся (растопыриваем пальцы)
То зароются в песке (движение «моторчик»)
Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка раненько встаёт (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трёт (изображаем)
Подметает хомка хатку(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать (показываем какой он сильный).
— Мама, мама!
— Что, что, что?
— Гости едут.
— Ну и что.
— Здравствуй, здравствуй.
— Чмок, чмок, чмок. (Растопыренные ладошки сомкнуты, на каждую реплику пальчики стукаются друг об друга, начиная с мизинчиков. Здороваясь, обнимаются друг с другом и целуются)

Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки испеку два пряничка,
Кушай, кушай мамочка сладеньких два пряничка.
И ребяток позову, пирожками угощу!
(движения воспроизводятся по тексту)
Сидели два медведя на тоненьком суку (изображаем медведей и сук)
Один читал газету (раскрываем руки, как будто читаем газету)
Другой молол муку (стучим кулаком о кулак)
Раз — ку-ку, два — ку-ку, (руки в стороны по очереди)
Оба шлепнулись в муку. (опускаем руки вниз)
Нос в муке, хвост в муке, (показываем нос; показываем место, где должен быть хвост) Ухо в кислом молоке (показываем ухо)
С каждым разом эта игра проводиться быстрее и быстрее.
Пау-пау-паучина паутину сшил (первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл (движение руками будто брызгаем, потираем ладоши)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать (растопыренные ладони качаем по сторонам и потираем)
Пау-пау-паучина трудится опять! (пальцы вновь плетут паутину)
Когда дети освоят эту игру можно усложнить её, плетя паутину, первым и третьим пальцами, затем первым и четвертым, первым и пятым.

2.8.Гимнастика
В гимнастике для разучивания материала также используются образы, по тому же принципу, что и в прыжках. Овладев набором определенных упражнений, дети исполняют гимнастику под музыку как танцевальный партерный этюд, используя уже имеющиеся образы, вырастающие в маленькие события или истории. Здесь большим помощником нам служит сама музыкальная композиция. Среди используемых упражнений есть сюжет стирки, путешествия в лодочке, отправление электронного письма, история про котят, концерт на болоте, образ часиков, пчелок, гусеничек, моря, бабочек.

На начальном этапе разучивания упражнения шпагат хороша история про деревья. «Стоят на поляне деревья сухие, скрюченные, страшные (ребята изображают деревья). Отчего же они такие? Правильно, им не хватает воды. Давайте нашими корнями изо всех сил тянуться. Корни наши прямые, ни кто колени не сгибает (тянут шпагат). Дотянулись до воды, смотрите какие наши веточки стали красивые (встали, выпрямились). Еще потянулись за водой, листочки на деревьях появились (пальчиками пошевелили). Ещё раз потянулись и созрели на деревьях яблочки, оказывается, это яблоньки засохшие стояли. Давайте с каждой веточки по яблочку попробуем». Дети изображают, как кусают яблоки и какие они на вкус.

Финал урока
На конец урока я предлагаю использовать подвижные игры, главным образом для того, чтоб дети получили положительный эмоциональный заряд и уходили с урока в приподнятом настроении. Эти же игры несут на себе и функцию развития артистичности, и использование пространства, и развитие фантазии.
1,2,3 замри или морская фигура или замирашки. Дети двигаются на счет и на команду замирают по заданию.

Тема задания может быть совершенно любая. Можно замереть в каком ни будь гимнастическом упражнении или в позе из танца для закрепления пройденного, а можно и в образе по теме, где педагог будет отгадывать, кто изображен или что изображено. Можно замирать по отдельности, а можно и всем вместе в общей фигуре. В замирашки можно играть и под музыку. Движения под музыку могут быть по заданному образу, могут быть произвольными. Музыку рекомендуется останавливать в конце музыкальной фразы для развития слухового внимания. Также замирашки играются на выбывание, где, в конечном счете, остается один, два победителя.

Дискотека . Это игра настоящая детская дискотека. Под музыку ребята произвольно танцуют, по команде возвращаются на места, девочки держат юбочку, приседают и взвизгивают под музыку, затем мальчики топают ногой, замахиваются рукой и кричат «Эх». Эти движения чередуются с произвольными. На конец мелодии все строятся и исполняют финальное движение. Для этой игры подойдёт любая динамичная детская песня, в зависимости от музыкального материала следует подобрать и танцевальные движения.

Обнимашки . Под музыку дети танцуют, как только музыка остановилась, педагог произносит цифру. Детям нужно обняться в таком количестве, какое назвал педагог. Кому не хватило ребят, выходят из игры. В конечном итоге должно остаться двое победителей. Победители награждаются аплодисментами, после чего все вместе танцуют и строятся на поклон.

Исполнение собственного сочинения. Дети с удовольствием исполняют свои небольшие танцевальные произведения, используя не только движения, а некий образ и даже выстраивают сюжет. Как правило, это несколько последовательных действий, но завершенности в них пока нет. Тем не менее, детям приносит огромное удовольствие исполнение их собственной работы. В конце урока можно посмотреть один, два этюда. Других желающих на следующем уроке.

Зеркало . Дети разбиваются по парам, справа ребенок «зеркало» слева ребенок, который будет смотреться в зеркало. Далее смотрящиеся принимают любые позы, а «зеркало» повторяет их с максимальной точностью. По команде дети меняются. Собственно принцип зеркального отражения используется на каждом уроке, но одно дела повторять за педагогом, другое за таким же, как ты.

Заключение

В дополнительное образование заниматься хореографией приходят совершенно разные дети, с разными способностями и задатками. Приводят этих ребят совершенно разные родители, у каждого из которых имеется свой запрос к результатам образования.

Большинство мам и пап приводят своё чадо для общего разностороннего развития, понимая, что хореография имеет для этого множество инструментов. Некоторые родители ведут ребенка на занятия по медицинским рекомендациям врача, желая улучшить его здоровье. Кто то, хочет видеть своего ребенка на сцене. Многие мамы сами в детстве занимались хореографией, и не видят лучшего занятия для своих дочерей, чем танцы.

Сложно приходится порою педагогу, реализовывая все поставленные перед ним задачи. Зачастую не всегда возможно сформировать группы по способностям детей. Поэтому развивая физические, музыкальные и артистические данные надо понимать, что развиваться они будут у каждого по разному. Это обусловлено состоянием нервной системы и общим физическим состоянием ребенка.

Ребята более способные могут участвовать на конкурсе и концертах различного уровня. Дети менее одаренные хореографически с радостью покажут себя на открытом уроке для родителей. Ведь непременно каждый из них развивается и растёт, и нам есть, что показать родителям!

Результаты работы:
1.Радость от игр дарит детям ощущение комфорта, эмоциональный заряд и положительные ассоциации с занятиями.
2.Расслабление мышц лица. Убираются такие зажимы как поджимание и прикусывание губ, высунутый язык.
3.Использование масок. Овладевают набором основных выражений лица, могут использовать их по заданию.
4.Улыбка. Собственно её наличие это уже большой результат. Произвольная улыбка в течение некоторого времени это ещё большее достижение.
5.Раскрепощенность движений. Дети произвольно двигаются легче и свободнее, умеют замирать, легко выбирают позы, ориентируются и используют пространство.
6.Обогащенная фантазия и более развитое внимание.

С уважением, Наталья Довбыш
руководитель проекта

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Модный свадебный маникюр с видео и фото Модный свадебный маникюр с видео и фото Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Задержка развития речи и массаж Массаж воротниковой зоны развития речи Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы Рубцы на лице после прыщей — как избавиться: кремы, мази, аптечные средства, маски, косметические и медицинские методы