Консультации для воспитателей по безопасности жизнедеятельности. Консультация для воспитателей ДОУ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

Воспитание грамотного участника дорожного движения;

Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры - занятия;

Заучивание правил безопасного поведения;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно - ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в УДО, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в - третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно - развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

Щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание площадки ПДД на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

Дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый - лишний», «Так - не так» и др. ;

Настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

В. Житков «Пожар», «В дыму»;

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

К. Зайцева «Уроки Айболита»;

Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

И. А. Яворская «Дети и дорога»;

И. Лешкевич «Светофор»;

Н. Носов «Автомобиль»;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

А. Дмоховский «Чудесный островок»;

В. Семернин «Запрещается - разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в УДО. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, наглядно- информационное направление: организация Дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Консультация для воспитателей на тему:

«Обогащение знаний, умений, навыков в образовательной области «Безопасность»

Подготовила:

Селезнева Н. А.

воспитатель МБДОУ № 84

Автозаводского района

города Нижнего Новгорода

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире. Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности. Поэтому педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих основных задач по ОБЖ:

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
  2. Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни;
  3. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
  4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность
  2. Психологический комфорт
  3. Смысловое отношение к миру
  4. Наглядность
  5. Доступность
  6. Непрерывность

Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

  1. Диагностика
  2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасности;
  4. Формирование чувства ответственности - понимание и усвоение предъявляемых требований;
  5. Развитие чувства контроля и самоконтроля.

Обучая детей основам безопасности собственной жизнедеятельности, важно использовать разнообразные формы и методы работы: беседы, обсуждение и разрешение проблемных ситуаций, наблюдения, экскурсии, разучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, дидактические игры, игры драматизации, опыты, практические упражнения, совместная творческая деятельность детей и родителей, . Закрепление полученных знаний, желательно, проводить через организацию игр, соревнований викторин, праздников, конкурсов и развлечений по ОБЖ.

Работа по ОБЖ в ДОУ должна проводиться комплексно, включаться во все области образовательной деятельности. Очень важно также обеспечить взаимодействие с родителями по данной проблеме, так как пример отца и матери - основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению.

В планировании содержания работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должны быть отражены основные направления, представленные в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Эмоциональное благополучие ребенка
  6. Ребенок на улицах города

При планировании работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности важно придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип полноты (содержание работы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям, представленным в учебном пособии «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной)
  2. Принцип системности (работа по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания работы в течение дня)
  3. Принцип сезонности
  4. Принцип учета местности
  5. Принцип возрастной адресованности
  6. Принцип интеграции
  7. Принцип преемственности с семьями
  8. При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Безопасность. - М. 1998.

2. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 1989.

3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

4. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М., 2007

5. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2004.

6. Фисенко М.А. ОБЖ. - Волгоград., 2006.

7. Жукова О.Г., Трушина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.

8. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. - М., 2008

9. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. - С-Пб., 2008

10. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? - С-Пб., 2010

11. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности является создание необходимой предметно-развивающей среды в группах.

В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:

  1. Дидактические игр: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»,
  2. Наглядные пособия по ОБЖ (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Как устроено тело человека», «Личная гигиена», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома (на улице, в транспорте, в природе: в лесу, у водоемов), «Опасные предметы», «Вызов служб экстренного реагирования», «Устройство проезжей части» и др.)
  3. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
  4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
  5. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно - дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)
  6. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ
  7. Книги и плакаты по ОБЖ, изготовленные детьми вместе с родителями и воспитателями по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

1. Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

4. Средства ознакомления детей с основами безопасности

5. Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

6. Методы ознакомления детей с основами безопасности

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы - «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит: «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода. («компетентности» - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

. Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

. Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

. Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

. Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

. Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

. Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение,построенное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

Консультация для педагогов "Особенности знакомства с основами пожарной безопасности детей в ДОУ и в школах"

Описание:
данная консультация может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, работникам музеев пожарной охраны, а также родителям.
***
Пожар - одно из наиболее распространённых опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнём, детских шалостей Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе проявляются сила, характер эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков. К сожалению, этой проблеме уделяется мало внимания, именно поэтому борьба против шалости детей с огнём зачастую сводится лишь к запретам, после которых дети продолжают упорно искать яркие впечатления в той же недозволенной игре. В ней проявляются любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и игровому перевоплощению. Их не остановят примелькавшиеся лозунги: "Спички - не игрушка", "Шалость с огнём опасна" и т.п. Мы порой забываем, что запретное и тем более коробки спичек, пачки сигарет с яркими, красочными этикетками вызывают интерес у ребят. А как хорошо посидеть со сверстниками у костра. Неважно, где он разведён (около дома, в лесу, возле гаража или сарая, у стога сена или v животноводческой фермы), опасен ли с точки зрения пожара. Ведь детей зачаровывает эмоциональная картина ярко пылающего огня, поэтому, они часто включают огонь в игровые ситуации. Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме, безусловно, рефлекторной реакции. У детей эти реакции выражены очень сильно и для контроля над ними, необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе. Исходя из этого, в дошкольных учреждениях, и в начальных классах школ в тематические планы включены занятия по изучению чрезвычайных ситуаций при пожарах и практической отработке с детьми правил поведения в этих условиях.
Научить ребят сознательно выполнять в детском саду и в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность игр и шалости с огнём, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, как пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызывать пожарную помощь - обязанность воспитателя, учителя, всех взрослых. Запретами невозможно избежать несчастных случаев. Причиной которых является неумелое обращение с огнем, с бытовыми электрическими и газовыми приборами. разжигание костров в недозволенных местах (на чердаках домов, близ построек из сгораемых материалов).

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребёнок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.
Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определить методику и технику противопожарной работы с ними. Для этого проводятся специальные занятия, экскурсии, беседы.
Детям можно предложить понаблюдать, как дома взрослые выполняют необходимые Правила пользования электробытовых и газовых приборов, а затем провести беседу с ними. Воспитатель, прежде всего, напоминает, что все электрические приборы должны быть исправны, если они испортились, их следует сдать в ремонт, все розетки должны быть отремонтированы. Для электронагревательных приборов (утюга, рефлектора, электроплитки) должны быть специальные огнеупорные подставки, на которые приборы устанавливают во время работы. Включать и выключать приборы следует только сухими руками при этом нельзя дёргать за шнур, а надо держаться только за вилку. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо ознакомить с правилами эксплуатации телевизора, электрической плитки, утюга настольной лампы, магнитофона которые есть в каждой семье.

Дети постоянно наблюдают за работой этих предметов, но далеко не все знают правила их включения и выключения. Причина в том, что большинство родителей не только не учат детей этим правилам, но и запрещают и близко подходить к телевизору и приёмнику. Такая позиция ошибочная с психолого-педагогической точки зрения. Если ребёнок остаётся дома один, он старается удовлетворить своё любопытство, а часто приводит к нежелательным последствиям.
Работа по ознакомлению и правилами использования электробытовых и газовых приборов тем более необходима, так как, переходя из детского сада в 1 класс школы, многие дети зачастую бывают предоставлены сами себе в течение длительного времени и в отсутствие взрослых нередко пытаются включить телевизор или магнитофон, зажечь горелку на плите. Научить детей обращаться с газовой плитой очень важно уже в младшем возрасте. Процесс познания здесь не простой, он состоит из нескольких слагаемых, которые сами по себе сложны. Во-первых, это спички. Во - вторых, газ как источник горения. О нём особый разговор. Но надо объяснить детям правила пользования газовой плитой, дать понять, насколько могут быть пагубны последствия неумелого, небрежного обращения с огнём. Пожалуй, наибольшую опасность в пожарном отношении представляет собой спичка в руках ребёнка. Не случайно взрослые стараются положить коробок в недоступное для детей место, не раз при этом скажут: "Не трогай. Спички - не игрушка". Да, не игрушка. Но это не значит, что пользоваться ими детям, тем более младшего возраста, нельзя. Необходимо научить ребёнка пользоваться открытым огнём, чувствовать ответственность при обращении с огнём.
Воспитатель должен обратить внимание на правила поведения в случае пожара, с этой целью необходимо проводить занятия по изучению возможных путей эвакуации из здания школы. Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара жилых домов, а также практические отработки эвакуации детей с дошкольного возраста. Первоклассник уже должен знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на человеке одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге. Противопожарную учёбу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирование навыков пользования огнём. При таком подходе даже дети дошкольного возраста усвоят необходимые противопожарные знания.
Однако практика показывает, что не только дети, возраста могут усвоить, но и взрослые не имеют знаний по пожарной безопасности, использованию средств первичного пожаротушения. Опросы, проводимые сотрудниками противопожарной службы среди различных возрастных и профессиональных групп населения, показали, что много взрослых людей не знает, что в пожарную охрану следует звонить по номеру "01".Сообщение о пожаре надо передавать спокойно, говорить чётко, не торопясь. Очень важно правильно назвать улицу, номер дома, если номер дома неизвестен, следует назвать какой-нибудь примечательный ориентир. Затем сказать, что горит и назвать свою фамилию. При этом очень важно уведомить детей о том, что нельзя набирать этот номер и называть адрес, если нет пожара, ибо такие шалости могут привести к тому, что пожарная охрана не сможет приехать туда, где она действительно нужна, где гибнут люди и горит имущество. О пожаре, угрожающем соседним квартирам и другим строениям, немедленно уведомляются соседи и в первую очередь те, кому угрожает огонь или дым. В ночное время соседей надо разбудить. После сообщения о пожаре в пожарную охрану и соседям взрослые приступают к тушению пожара всеми имеющимися средствами. Одной из форм ознакомления детей с огнём и пожароопасными предметами могут быть игры, игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Одновременно с изучением правил пожарной безопасности следует вести работу по расширению знаний о пожарной технике.
На одном из занятий можно ознакомить детей с уголком противопожарной безопасности в детском саду и школе , познакомить детей с предметами пожаротушения, правилами использования их для тушения пожаров, ввести в словарь детей слова: пожарный щит, огнетушитель, лом, багор. Надо воспитывать у детей наблюдательность и внимание.
Чтобы дети больше узнали о пожарной технике, можно провести экскурсию в пожарную часть, где дети познакомятся с пожарным оборудованием пожарных, средствами тушения пожара, экипировкой. Можно рассказать детям, что в каждом населённом пункте (городе, посёлке, селе) есть пожарная часть или добровольная пожарная дружина, на вооружении которой имеется пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров.
Сильное эмоциональное воздействие производят на детей картины, диафильмы, рассказывающие о борьбе людей с огнём. По ним могут быть проведены беседы. Тема эта может найти свое продолжение на занятиях по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепляют "полученные знания, но и приводят их в систему, выражают изобразительными средствами своё отношение к теме, одной из форм работы по развитию речи является составление рассказов на тему, предложенную воспитателем. Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику. Можно предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, которая легко запоминается, например: "Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла".
Большую роль в воспитании подрастающего поколения играют занятия пожарно-прикладным спортом. Элементы физических упражнений, входящих в пожарно-прикладной спорт, можно использовать на физкультурных занятиях. Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той. которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный "максимализм" в изображении катастрофы вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать её. Негативные эмоции закроют для детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Страх перед огнём может помешать ребёнку, понять и использовать его положительные свойства. Основной целью противопожарной пропаганды для детей является усвоение ими элементарных знаний, связанных возможной угрозой пожара, а также формирование такого типа поведения, при котором эта угроза становится минимальной.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Шьем джинсовый рюкзак своими руками – фото и выкройки Плюшевый рюкзак своими руками Как крахмалить вязанные крючком салфетки Как крахмалить вязанные крючком салфетки Модный свадебный маникюр с видео и фото Модный свадебный маникюр с видео и фото