Формирование долговременной памяти. Механизмы формирования долговременной и кратковременной памяти - реферат

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как развить долговременную память? Этим вопросом задаются специалисты, которым по специфике профессии необходимо многое помнить. Прочные, богатые воспоминания не помешают никому. Они делают жизнь богаче, интереснее.

Долговременная память: что это такое

Долговременная память удерживает полученные данные многие годы. Воспоминания, оказавшись в долгосрочном хранилище мозга, воспроизводятся много раз, не теряясь. Чем чаще и регулярнее воспоминание повторяется в сознании человека, тем прочнее и точнее оно становится. Это позволяет в удобное время припоминать необходимую ситуацию.

Пользуясь долгоиграющим хранилищем воспоминаний человек вынужден мыслить и включать силу воли, поэтому хорошее функционирование этой области мозга практически взаимодействует с данными факторами.

Как улучшить долговременную память

Заполнение долговременной памяти производится из хранилища краткосрочного, где уже прошла сортировка и остались лишь необходимые «файлы». В долгосрочной цепочке откладывается то, на чем сконцентрировано внимание субъекта.

Иногда проблемы человека происходят не столько от здоровья мозга, как от возможности уделить должное внимание к запоминающейся информации.

Проводились опыты, когда человеку показывали всего три цифры. А после этого не давали сосредоточиться, предлагая считать про себя от 60 до 10 назад. По прошествии 20 секунд у испытуемых спрашивали о тех трех цифрах. Только 20% студентов смогли их вспомнить.

У взрослых людей

Взрослые люди часто смотрят на свои наручные часы. Но, если спросить у человека, какими цифрами обозначено время, римскими или арабскими, он может не ответить правильно. Все потому что субъект не заостряет внимания на этом нюансе.

Но если 5-6 раз за сутки бросить внимательный взгляд на одну и ту же вещь, вы ее запомните.

Опыты практических психологов показывают, что лучшая тренировка долгосрочной памяти – повторение и внимание.

Известны различные тренажеры и упражнения, которые помогут взрослому товарищу улучшить способность к запоминанию. Но самым эффективным, увеличивающим объем долгоиграющего хранилища на 1000%, считается заучивание стихов и их повторение по специальной схеме.

Стихотворение надо выучить и повторять по схеме:

  1. Через каждые два часа после заучивания в первый день.
  2. Раз в день после заучивания семь дней подряд.
  3. В течение месяца однажды в неделю.
  4. Полгода по одному разу в месяц.
  5. Однажды в году.

Произведение любимого поэта, выученное по данному методу, вы будете помнить всегда. Такая тренировка позволяет развивать отличную долговременную память.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Как улучшить длительное запоминание у малышей в детском саду и младших школьников? Отличным примером служит всем известный Букварь, в котором рядом с каждой буквой изображен красочный, крупный, яркий рисунок. Глядя на аиста с длинным клювом и тонкими ногами, малыш навсегда запоминает, что это слово начинается с буквы А.

Если трехлетнему малышу каждый день показывать карточки с такими яркими рисунками и повторять названия букв, он рано выучит весь алфавит.

Резервуар длительного запоминания не ограничен в объеме и «сроках» давности. Дабы рабочая информация переводилась в склад долгого срока годности, ее надо повторить несколько раз, обратить на нее обостренное внимание или правильно закодировать.

Аист рядом с буквой А – это образ ассоциативный. Он играет роль отличного кода.

Не даром учебники школьников от первого до четвертого и старших классов снабжаются разноцветными иллюстрациями. Если изображены сражения, запомнится знаменательная дата.

В учебниках географии есть карты земли, таблицы перепадов температуры и глубины океанов. Обращение к этим визуальным образам помогают подросткам переносить воспоминания в долгий «ящик» своего мозга.

Все упражнения, которые дают детям в домашних заданиях укрепляют память и готовят молодых людей к будущей сложной жизни.

Даже простые подвижные игры, бег, прыжки, броски мячом, лазание по канатам, полезны. В тот момент, когда подросток выполняет физическое упражнение, происходит развитие клеток головного мозга, образование новых цепочек и прочных связей нейронов.

Упражнения для тренировки долговременной памяти

Практика показывает, что лишь 23% знаний переходит в долгосрочный склад. Значит, информация для 10 минутного выступления на экзамене должна готовиться достаточно долго. И причем в разной форме. Чтобы запомнить навсегда нужные моменты, их следует повторить не меньше 5 раз.

Студент должен слушать лекции, участвовать в дискуссиях, выполнять курсовые работы, проходить тесты и перечитывать учебную литературу. Тогда его знания останутся с ним навсегда, и он не придет на предприятие неучем. Особенно это важно для тех, кто учится на врачей. Не сможет хирург бегать подглядывать в шпаргалку, когда ему надо будет спасать умирающего человека.

Выполняя упражнения на запоминание, следует помнить о том, что в нашей краткосрочной ячейке способно запоминаться только 7+-2 момента.

Не следует долго заниматься, чтобы не перегружать голову. Позанимались, повторили, отложили в сторону книгу. Сделали легкую зарядку. Выпили стакан воды или пообедали. В зависимости от времени суток. Позанимались еще немного. Опять отдохнули.

Перегруженная краткосрочная память не будет передавать информацию в долгосрочную, а лишь станет ее терять. Это произойдет, если человек устал.

Если вам необходимо запомнить какую-то информацию надолго, с ней надо поработать. Приведем пример. Если надо запомнить английское слово Дом.

Следует записать его на листке бумаги. Обвести слово кружком. Вокруг сделать несколько лучиков с кружочками. В них вписать разные ассоциации, которые вызывает у нас слово Дом. Это может быть уют, тепло, дети, мама, еда, отдых. Напишите в кружочках все эти слова. Теперь продлите лучики и добавьте еще кружочки. Нарисуйте в них, хотя бы условно то, о чем вы подумали. Дети – два человечка, держатся за руки. Тепло – солнышко. Мама – женское лицо с высокой прической. Еда – тарелка с дымящейся горкой еды.

Если придуманных ассоциаций будет от 5 до 9, вы обязательно запомните нужное слово. Произнесите его на английском языке не меньше 5 раз и вспомните про себя все рисунки.

Когда нужно заучить фразу на знакомом языке, попробуйте ее зарифмовать и повторяйте придуманный стишок не меньше 5 раз. Такой прием помогает отправить информацию в дальнее хранилище нашего мозга навсегда.

16.04.2013

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G. Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., присвоил технологии LTE Advanced официальный статус сетей четвертого поколения.

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G.

Если подходить только формально, то LTE - это все же не 4G. Не дотягивает по скоростям. Однако Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., признал-таки официально (вместе с WiMAX 2) как 4G более совершенный LTE-вариант - LTE Advanced, который, собственно, у нас потихоньку и вводится, и присвоил технологии официальный статус сетей четвертого поколения.

Максимально LTE Advanced может выдавать скорость около100 Мбит/с (и даже чуть выше) в мобильном (в движении) варианте и до 1 Гбит/с в стационарном. Реально же я довольно устойчиво получал (и получаю) в Москве скорость между 20 и 30 Мбит/с, а на удачных пятачках - так и до 50 Мбит/с! Она вполне сравнима с «кабельной», составляющей, скажем, у меня дома всего 30 Мбит/с, и должен заметить, что на мои нужды ее вполне хватает.

По заявлениям наших мобильных операторов, сейчас LTE работает не менее чем в 80 городах России (среди которых, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, есть Казань, Хабаровск и, кстати, Балабаново), но с каким покрытием и с какой реально скоростью, мне, увы, неизвестно: не ездил, не тестировал. Поэтому все мои наблюдения над LTE распространяются только на Москву и, пожалуй, на недалекое Подмосковье.

Кроме того, практически все мои LTE-упражнения и LTE-впечатления я получил через оператора «МегаФон» (и только одно - через Yota). Однако на самом деле практически вся московская LTE-сеть (за крохотными исключениями, точнее, дополнениями или даже дублированиями) принадлежит как раз «Скартелу» с его торговой маркой Yota. «МегаФон» же просто арендует у него эти самые частоты (а МТС, кроме Казани, где также арендует, использует свои) и совсем понемногу строит собственные станции.

До самого последнего времени в Москве можно было пользоваться LTE-сетями с помощью сначала исключительно специальных модемов, что сильно их применение ограничивало. Ведь надо же было либо брать с собой ноутбук, либо сидеть дома за стационарным компьютером, а еще был необходим мобильный маршрутизатор. Он уже сильно развязывал LTE руки, так что я и по сей день, выезжая из дома, кладу в набрюшную сумку такой роутер, которым и пользуюсь там, куда приезжаю. Он поддерживает до пяти устройств, но у меня обычно с собой бывают только два коммуникатора и коммуникатор-фотоаппарат Galaxy Camera.

В подобных случаях требуются модемы «МегаФон E392» () и «МегаФон M100-1» ( . Они вставляются в USB-гнездо, где и обживаются с помощью встроенного ПО. Разница между ними крайне невелика. Просто второй из них чуть поменьше, и кроме того, что для меня главное, снабжен откладывающейся USB-пластинкой, благодаря чему после установки в ноутбук его можно немного повращать, чтобы поймать сигнал получше. Кстати, стоят они также одинаково - по 1990 руб.

Увы, с планшетами и коммуникаторами, имеющими USB-хост, они у меня не совместились, зато хорошо работали с некоторыми роутерами, например с ZyXEL Keenetic. Когда я поставил на него «правильную» прошивку, то получил возможность переключаться на получение LTE-модемного Интернета, если основной, проводной, вдруг неожиданно отказывал. Я проверял это и выяснил, что у меня дома LTE-покрытие сильное, уверенное, так что при подобном переключении я даже не замечал, что у меня «другой» Интернет. Все происходит достаточно быстро, и скорость остается практически та же.

Мобильный маршрутизатор «МегаФон MR100-1» ( совершеннее и, понятно, стоит уже подороже - 4900 руб. Он замечательно ловит сеть, раздает никак не хуже двух упомянутых выше и имеет, в сущности, еще один недостаток наряду с довольно высокой ценой: довольно слабую батарею. Так что нужно не забывать его своевременно то и дело отключать, иначе он не проработает даже 3 ч кряду. Поэтому, садясь в автомобиль, я едва ли не первым делом подсоединяю к нему зарядку от прикуривателя. В остальном же…

Но еще до появления в Москве такого маршрутизатора, я протестировал LTE-планшет компании Samsung’а: Galaxy Tab 8.9 P7320 (). Он также прекрасно - через Wi-Fi - раздавал LTE-интернет и заметно дольше работал от батареи. Однако его приходилось возить с собой, и если он работал исключительно в качестве LTE-роутера, то это получалось слишком уж громоздко. Впрочем, сам по себе этот планшет мне очень понравился, я не нашел, к чему придраться, разве что экран у него не на базе технологии AMOLED. Полагаю, что если кто-то тогда искал для себя новый планшет, то этот был в то время весьма недурным выбором. Хотя и…дороговатым.


Сейчас - другое дело. Появившийся на нашем рынке где-то с год назад Galaxy Tab 8.9 P7320 был едва ли не единственным универсальным устройством, поддерживающим LTE. В наши дни только ленивый не встраивает поддержку LTE в свои планшеты и коммуникаторы, в частности в тот же iPhone. Однако тут есть одна загвоздка: у LTE имеется несколько стандартов и частот, на которых он реализуется, и потому сам факт поддержки LTE отнюдь не означает (вот, например, с тем же iPone!), что он будет и у нас работать с LTE. Впрочем, устройств, способных работать и с нашими LTE-сетями, становится все больше, вследствие чего проблем «через что» делается все меньше.

Например, я уже почти месяц тестирую (с наслаждением) Sony Xperia Z, который умеет поддерживать. Однако поначалу подключиться с его помощью к Интернету через LTE у меня никак не получалось - не соединялось. Я уже и весь «МегаФон» измучил, и наше представительство Sony - а никак. Однако ларчик довольно просто открывался.

Вы, наверное, уже забыли ранние времена мобильной передачи данных. И я тоже. А для нее непременно надо записывать адрес так называемой «точки доступа». Но мобильный Интернет стал так распространен и доступен по умолчанию, что сотовые операторы заложили скрипт записывания этой самой точки чуть ли не в SIM-карты. Поэтому, когда вы вставляете их в аппараты, все, что нужно, записывается автоматоматически, без вашего участия. И только, например, катаясь в Крым в отпуск и приобретая там SIM-карту для Интернета, мне приходилось вспоминать о необходимости таких «записей». В Москве же до тех пор, пока «МегаФон» не раскрутил услугу LTE (кстати, и SIM-карта у меня тестовая) на полную, адрес точки приходилось записывать вручную. После чего все сразу же залетало.

Приближаясь к финалу, хочу познакомить вас с одной маленькой (но важной, на мой взгляд,) тонкостью. Yota также выпускает (и продает) под LTE и модемы, и роутеры. Но между модемами компании Yota и оператора «МегаФон» есть разница. Модели, предоставляемые Yota, ловят только LTE, и если сигнал вдруг где-то пропадает (а связь необходима в поездках), вы от Интернета отрубаетесь напрочь. «МегаФон» же в своих устройствах (или, точнее, предлагаемых под своей маркой) и на своих SIM-картах дает возможность при пропадании сигнала LTE автоматом переключаться вниз - на 3G или EDGE. В результате скорость соединения будет падать, причем порой резко, а порой почти незаметно (ну, например, при чтении Twitter или получении почты вы на это и внимания не обратите), но в Интернете вы остаетесь беспрерывно, естественно, с легким прерыванием. Но при первой же возможности она перескакивает назад, наверх.

И последнее - про область покрытия. Где она есть, там она есть. Где ее нет, там она со временем либо появится, либо ее так никогда и не будет. Так вот, упомянутый выше ZyXEL выпустил совершенно замечательный (правда, громоздкий и дорогой - ценой около 400 долл.) модем LTE6100 (http://zyxel.ru/lte6100). В нем установлены специальные антенны, благодаря чему он способен ловить ничем другим не обнаруживаемый LTE-сигнал в довольно «глухих» (в этом смысле) местах - тот самый единственный случай общения с Yota. Потом его можно будет передать на точку доступа (в версии LTE6101 она уже встроена) или по Ethernet-кабелю. Конечно, чудеса свершаются не всегда, даже с помощью ZyXEL, поэтому, экспериментируя, я «провел» Интернет только в одно из двух известных мне «глухих» мест. Но там он получился устойчивый и достаточно мощный: 20 Мбит/с к себе и 10 Мбит/с от себя.

Вообще-то, и у Yota, и у «МегаФона» на соответствующих сайтах лежат карты покрытия, которые, по моему опыту, довольно близки к реальности. Но главное, что радует, - их площадь постоянно расширяется.

Сейчас бы только дождаться заметного снижения цен на LTE-услуги. Поскольку покуда они, на мой взгляд, несколько высоковаты.

Памятью называется способность мозга приобретать и сохранять полученную в процессе индивидуальной жизни информацию, а так же использовать ее при необходимости. Память относится к одному из фундаментальнейших свойств живого. Формируя и сохраняя следы деятельности живые системы используют эти следы в последующем взаимодействии со средой. На основании памяти организм лучше приспосабливается к новым условиям.

Классификация видов памяти.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти.

По характеру психической деятельности выделяют:

Двигательную или моторную память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений; она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков; эмоциональную память – это память на чувства; образную память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов, ранее встречавшихся предметов и явлений. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. Словесно-логическую память – она выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, а т. к. мысли не возникают без языка, она и называется словесной.

В зависимости от особенностей деятельности организма по запоминанию и воспроизведению выделяют биологическую память. Различают 3 вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую, нервную.

Генетическая память – память о структурно-функциональной организации живой системы, носителями такой памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), они обеспечивают передачу наследуемых признаков из поколения в поколение;

С генетической памятью тесно связана иммунологическая память, которая проявляется в способности иммунной системы обеспечивать защиту организма при проникновении в него генетически инородного тела;

Нервная память формируется в результате научения и на основе включения сложных мозговых механизмов.

Нервную память по характеру целей делят на: непроизвольную (неосознаваемую) и произвольную (осознаваемую).

Биологическую память по механизму формирования различают: имплицитную или процедурную и эксплицитную или декларативную.

Имплицитная (процедурная) не требует участия сознания. Она лежит в основе габитурации, сенситизации и классических условных рефлексов. Благодаря такой памяти у человека образуются двигательные навыки, умения, например, умение танцевать. Это память о том, как действовать в знакомой обстановке.

Эксплицитная (декларативная) память осуществляется при активном участии сознания. В этом случае учитывается прежний опыт, на основе чего формируется знание, как поступить в новой обстановке.

По длительности хранения информации у человека различают: сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная (иконическая) память заключается в образовании в рецепторных структурах мгновенного отпечатка ощущения действующего стимула. Если стимул не повторяется или действует короткое время, то ощущение сохраняется в пределах от 100-400 мс до 4 секунд.

Механизм формирования сенсорной памяти заключается в процессах, протекающих на уровне рецепторов, когда раздражитель уже не действует, а рецепторный потенциал сохраняется и возбуждение от рецепторов распространяется к сенсорным центрам.

Биологическое значение сенсорной памяти заключается в обеспечении сенсорных структур мозга информацией об отдельных признаках раздражителя. Ненужная информация вытормаживается, стирается, а значимая переходит в кратковременную память.

Кратковременная или оперативная, или рабочая память – это память на только что случившиеся события или только что поступившую информацию.

Объем кратковременной памяти составляет 7 ± 2 элементов. Мы легко можем воспроизвести 7 логически не связанных цифр или коротких слов.

Механизм кратковременной памяти. В ее основе заложен процесс циркуляции (реверберации) возбуждения в круговых замкнутых цепях нейронов лобной доли коры, преимущественно это нейроны III и IV слоев. Возбуждение попадает как бы в ловушку: раздражения уже нет, а возбуждение центров еще некоторое время поддерживается. Доказательством такого механизма является исчезновение памяти на события 10-15 минутной давности после испытанного шока или сотрясения мозга, в результате которых циркуляция возбуждения в нейронах мозга прекращается, память стирается.

Ведущая роль в формировании кратковременной памяти принадлежит структурам гиппокампа. При его удалении новая информация не запоминается.

Длительность циркуляции возбуждения в нейронных сетях зависит от оценки значимости информации, от внимания к этой информации и желании запомнить.

В процессе циркуляции возбуждения в нейронных сетях происходят структурные и биохимические изменения. Это создает условия для перехода памяти в долговременную.

Если процесс реверберации протекает короткое время и угасает, память утрачивается.

Долговременная память – это память на события, которые происходили несколько минут, часов, дней или лет назад. Это основной вид памяти. Переход кратковременной памяти в долговременную зависит от того, как часто повторно используется одна и та же информация.

Механизмы формирования долговременной памяти или энграммы (запись) памяти. Емкость памяти у человека составляет около 0,5 млрд. единиц, на процессы формирования памяти мозг затрачивает 15 % АТФ, содержащейся в нервной ткани.

Изучение механизмов памяти – одно из главнейших направлений нейробиологии. На сегодняшний день исчерпывающего ответа, что из себя представляют энграммы памяти – нет. Есть различные точки зрения. Исследование механизмов памяти должно строиться на выяснении природы ее основных операций: формирование, закрепление, хранение и воспроизведение (извлечение). Механизм формирования рассмотрен на примере кратковременной памяти. Закрепление и хранение памяти связано с переходом ее в долговременную. Существует множество (более 30) гипотез, объясняющих механизмы закрепления и хранения памяти.


Введение………………………………………………………………..…………………....……3

1 Память и ее значение

      Общее представление о памяти………………………………………………….…..…….4

      История изучения памяти……………………………………………………….…...…….5

2 Виды памяти и их особенности

2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности………………..10

2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности……………………..…..….12

2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала…………..….13

3 Взаимосвязь и взаимодействие видов памяти человека

3.1 Основные характеристики кратковременной памяти…………………………….….....15

3.2 Основные характеристики долговременной памяти…………………….…………......16

Заключение……………………………………………………………………………..…….....19

Список использованных источников……………………………………………………….....20

Введение

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами . Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

1 Память и ее значение

1.1 Общее представление о памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» .

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

1.2 История изучения памяти

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления . Этот прием - заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но намного более интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном вниманию к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся ни концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов .

Другой известный немецкий психолог Г.Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека . На первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности, и значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интроспективного метода. Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена . Так, и конце XIX - начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного .

Теория ассоциаций

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.

К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля) :

Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления и в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой знаний человека.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения .

Для образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т.е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения.

Память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.

Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная .

Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация - гештальт. «Гештальт» в периоде на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целости структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э.Б. Титченер) .

Несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители других направлений: бихевиоризма и психоанализа.

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала .

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся психолог Л.С. Выготский, который в конце 1920-х годов приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению . В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память. Работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала . Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий .

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. Философы и психологи конца XIX - начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в.в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой .

В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем . Начались интенсивные исследования так называемых процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились исследования, в которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Несмотря на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными, психология располагает сейчас обширным материалом по этой проблеме. Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе .

2 Виды памяти и их особенности

2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. На рисинке-1 изображена классификация основных видов памяти .

Рисунок- 1 Классификация основных видов памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским . Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений человек не всегда повторяет их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях человек часто производит движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если человек привык выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей .

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера .

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться .

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведении по многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями .

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях :

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Эффективность произвольной памяти зависит :

От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Память есть у всех живых существ. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем .

Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир и органами чувств человека на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1- 0,5 сек.

Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень - кратковременная память .

Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения. Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов :

Долговременная память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности .

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

3 Взаимосвязь и взаимодействие видов памяти человека

3.1 Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/-2 единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями .

Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Одно из главных свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в кратковременной памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

В самом термине "кратковременная память" закреплен внешний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь временного параметра событий с их значимостью для организма. Длительность события сама по себе уже значима для памяти, потому что в длительном (повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность повторения в будущем, что требует к нему большей готовности. В этом консолидацию следов можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данного материла для осуществления предстоящих жизненно важных целей. Однако влияние самого по себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод его в долговременную память .

3.2 Основные характеристики долговременной памяти

Долговременная память имеет смысловую организацию. Этот факт особенно отчетливо проявляется в тех случаях, когда, прослушав или прочитав длинный текст, просмотрев фильм или книгу, человек надолго запоминаем смысл воспринятого, может передать его собственными словами. Иногда - чаще всего в тех случаях, когда единицы запоминаемого материала трудно осмыслить (например, иностранные слова, беспорядочные наборы букв или цифр), - человек решаем проблему их запоминания за счет искусственного включения их в смысловые связи с другими известными словами и через них благодаря сохранившемуся в памяти смыслу удерживаем и то, что отдельно осмысленно запомнить трудно .

Существенную роль в долговременной памяти играет речь. То, что человек может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше человек думает над материалом, чем активнее он старается зрительно его представить, тем лучше и прочнее он запоминается.

Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал ранее не был как следует запомнен, сколько тем, что к нему затруднен доступ. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени у человека под рукой просто может не оказаться необходимого стимула-средства для припоминания .

Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, чем более они доступны для человека в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.

Чем больше умственных усилий человек прилагаем к тому, чтобы правильно организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную (выражаемую в небольшом наборе смыслов) структуру, тем легче она потом припоминается .

Организация запоминаемого материала способствует его лучшему воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск необходимой информации в "кладовых" долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату.

Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другим материалом. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями, и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место тогда, когда вместо одного материала заучивается другой, особенно на той стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен.

На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в памяти человека яркий, эмоциональный след, он думает больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют .

Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатлений в памяти ситуаций; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними возникает в представлениях и вся ситуация, а припоминание существенно облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания материала человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующих эмоциональных состояний при припоминании улучшает память .

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную .

Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом, сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р.Шифрина, практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации .

Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных психических процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Список использованной литературы

1 Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. – СПб., 1994. – 484 с

2 Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М., 1967. – 500 с

3 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1978. – 396 с

4 Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М., 1990. – 436 с

5 Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти. – М., 1967. – 489 с

6 Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978. – 578 с

8 Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986. – 352 с

9 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – 512 с

10 Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М., 1981. – 584 с

11 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – 487 с

12 Общая психология. / Под редакцией В.В. Богословского. – М., 1973. – 540

Памяти юношей в разных видах деятельностиДипломная работа >> Психология

... долговременной и кратковременной памяти играют ведущую роль в приеме и переработке информации, ее систематизации и извлечении, формирования ... Г.К., Снопик Б.Й. К проблеме единства механизмов кратковременной долговременной памяти . // Вопросы психологии - 1970. ...

  • Базовые свойства памяти

    Курсовая работа >> Психология

    Помощью трех психологических механизмов (актуализации, учета вероятности... прежде. Информация, хранящаяся в долговременной или кратковременной памяти , переводится в оперативную и... движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых...

  • Эмоциональное состояние памяти

    Дипломная работа >> Психология

    Образом информация не отложилась в кратковременной памяти . Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные... не привели. Да и биохимический механизм формирования долговременной памяти человека остается главной загадкой для...

  • Развитие образной памяти у детей младшего школьного возраста на внекласных занятиях

    Дипломная работа >> Психология

    Бесполезные без памяти , способности. Механизм образной памяти совершенно... задач. «История формирования памяти соприкасается с жизненными... долговременную , кратковременную сенсорную (Классификация Л.А. Карпенко). Память долговременная – подсистема памяти , ...

  • Память человека играет неотъемлемую часть в жизни человека в целом и состоит из воспоминаний. Существуют научные разработки анализа памяти человека для дальнейшего предвидения (антиципации) будущего человека. Но проблема состоит в том, что большинство современных людей забывают о сохранении ценных для них воспоминаний.

    Самым легким в плане затрат времени, являются фотографии. Фотоальбом купить и разместить в нем свои сокровенные воспоминания может позволить себе каждый. В современном мире, фотографии пользуются кратковременной значимостью и стали «предметными воспоминаниями», вытесняя воображение и долговременную память. Л. Выготский в одной из своих психологических концепций изложил данный вид сохранения воспоминаний в памяти достаточно длительный срок – «узелки на память». Каждая вещь в вашем доме, без исключений, хранит ваше воспоминание. Мне кажется, все знают о людях барахольщиках, в жилищах которых можно обнаружить массу не нужных вещей, но каждая из них в отдельности это частичка воспоминаний.

    О предметной памяти можно вести обсуждение не измеримо долго, но зацикливаться не следует. Связывание большого количества воспоминаний с предметами имеет и отрицательный фактор, а именно ухудшение долговременной памяти. Мы адаптируемся к сохранению информации в предметах и проводим некую архивацию. Воспоминания перестают существовать в нашей памяти в свободном доступе, а вызываются связующей цепочкой: предмет — воспоминание. Это крайне негативно влияет на долговременную память.

    Для полноценного использования ресурсов своего мозга следует их развивать, а не адаптировать. Техник развития долговременной памяти невероятное множество, но самым легким и практичным был, остается и будет – «тренировка стихами ». Все что от вас требуется, это регулярно заучивать стихотворения по определенной временной шкале. Заучивать следует для начала по одному стихотворению в неделю (в течение месяца), затем одно стихотворение раз в три дня. Выученное стихотворение обязательно нужно повторять по схеме:

    1. Через два часа после заучивания;
    2. Каждый сутки после заучивания в течение недели;
    3. Раз в неделю в течение месяца;
    4. Один раз в месяц в течение полугода;
    5. Один раз в год.

    Стихотворения, заученные таким способом, вы будете помнить всю жизнь. Доказано, что данная тренировка способна развить долговременную память более чем на 1000%. Интересно отметить, что существует лишь одна техника запоминания с коэффициентом результата и затрат времени выше «тренировки стихами» — это гипноз, но к сожалению он не способен тренировать долговременную память .



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок