Диагностический материал монтессори. Педагогика марии монтессори

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори - это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять - об этом и пойдет речь далее.

Терминология

Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори - это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей. Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир. В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников. При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.

Главное в методике Монтессори

Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение. То есть главная задача преподавателя в данном случае - именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя. Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого - не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь. При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике - не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира. В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения - это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.

О направлениях развития малыша

Поняв, что Монтессори - это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:

  • То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
  • Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
  • Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
  • Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
  • Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний - о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.

О периодах развития

Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:

  1. С рождения и до 6 лет - это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
  2. Вторая фаза - с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
  3. Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.

Что такое сензитивные периоды

Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.

  • Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза - до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
  • Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
  • С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более - определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
  • С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
  • А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.

На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму - период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению - с 4,5 до 5,5.

Принципы методики Монтессори

О том, что Монтессори - методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:

  • Самовоспитание, саморазвитие и самообучение - вот главное в методике.
  • Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того - уничтожать.
  • Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
  • Наиболее важный период развития крохи - от рождения и до шестилетнего возраста.
  • У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.

Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.

Материалы для развития ребенка

О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша. Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет. Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:

  • Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
  • Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
  • Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
  • Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
  • Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
  • Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином - вставлять в формочки по размеру.
  • Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей - это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.

Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.

Как выглядит сад Монтессори

Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:

  • В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
  • Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
  • В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
  • Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
  • В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
  • Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
  • Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
  • Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.

Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно - это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.

По каким принципам работают школы Монтессори?

Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков. Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель - не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае - помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя. Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:

  • Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
  • Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
  • Зона математики.
  • Зона родного языка.
  • Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.

Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.

Используем методику Монтессори дома

Техника Монтессори - методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:

  • Ребенок - самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
  • Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
  • Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
  • Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
  • Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
  • У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.

Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно - описано несколько выше.

Недостатки данного метода

Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай - не исключение. Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации. Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.

Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его

Более ста лет исполнилось философии и наработкам Марии Монтессори, метод же ее работы не теряет актуальности по сей день. Эффективность педагогической системы подтверждена результатами научных исследований. Сады и школы, которые работают по этой системе, можно встретить по всему миру. Воспитанники заведений удивляют своими интеллектуальными и творческими способностями, а также хорошими манерами.

Педагогика Монтессори - метод воспитания детей, основанный на доверии, свободе и возможности проявить себя. Ключевой посыл педагогической системы: «Помоги мне сделать это самому».

Первая всегда и во всем

31 августа 1870 года в итальянском городе Кьяравалле. В семье она была единственным и горячо любимым ребенком. Отец Марии, Алессандро Монтессори, походил из семьи итальянской знати. Мать звали Ренильдой. В девичестве она носила фамилию Стоппани - древнейшего рода, представители которого были очень образованными людьми. Брат матери, Антонио Стопани, за большой вклад в науку был удостоен памятника в Милане. На то время Ренильда была достаточно образованной леди, но, к сожалению, ей была уготована участь хранительницы домашнего очага и не более. Всю свою жизнь она помогала дочке, как могла, старалась вложить в нее любовь к знаниям и независимость.

Когда Марии исполнилось 12 лет, ее семья переехала в Рим, чтобы у девочки появилась возможность получить лучшее образование. Особо хорошо ей давались естественные науки и математика. Несмотря на все преграды, целеустремленная девочка поступила в техническую школу для юношей, а позже - на медицинский факультет Римского университета. После окончания она становится первой женщиной-терапевтом и хирургом в Италии.

Умница, активистка и просто красавица

В студенческие годы Мария активно боролась за права женщин. Ее выбрали делегатом Международного конгресса женщин, который проходил в Берлине. Девушка умела заставить слушать и слышать, отлично владела ораторским мастерством. При всем этом она всегда прекрасно выглядела, и у нее не было отбоя от поклонников.

Личная трагедия

В 1896 году она начала работать ассистентом в университетской клинике Рима под эгидой Санти де Сантеса. Там встретила своего возлюбленного Джузеппе Монтесано. Личная жизнь итальянки не сложилась. Ей пришлось сделать непростой выбор между чувствами и наукой. Она выбрала второе. Когда поняла, что беременна, то, испугавшись осуждения католической среды, решила сразу после родов отправить ребенка с няней в деревню недалеко от Рима. Есть миф о том, что Мария бросила своего сына, чтобы заниматься с чужими детьми, но на самом деле это не так.

Большинство детей в то время воспитывались гувернерами, и итальянка не сделала ничего идущего вразрез с традициями. Разница была лишь в том, что жил малыш у принимающей семьи. Мария проводила с сыном времени на выходных больше, чем среднестатистическая мать того времени. Монтессори представила сына обществу, только когда ему исполнилось 15 лет. Марио всю жизнь помогал и поддерживал мать, стал ее преемником и после ее смерти сделал огромный вклад в педагогический метод М. Монтессори.

Работа с детьми

В клинике происходит ее первая встреча с малышами, которые имели ограниченные возможности. На то время таких детей не лечили и ничему не обучали, их просто считали идиотами и старались оградить от них социум. После принятия пищи ребятня ползала по голому полу и собирала крошки от хлеба, а потом плевалась шариками из него. Обстановка, в которой находились круглосуточно больные дети, не способствовала развитию и не побуждала к полезной деятельности. Мария долго наблюдала за ними и делала выводы, которые и стали точкой отсчета появления педагогической системы, созданной Монтессори.

Суть метода заключалась в том, чтобы предоставить детям, как больным, так и здоровым, развивающую среду. Крохам нужно дать пространство, в котором сконцентрированы все мировые знания. Для наглядности они представлены через эталоны главных достижений человечества. Каждый малыш должен пройти путь в цивилизованный мир еще в дошкольном возрасте. Педагогическая система Монтессори строится в зависимости от потребностей (сенситивных периодов) в развитии ребенка.

Сенситивные периоды

Развитие ребенка по методу Монтессори происходит в соответствии с временными промежутками, в которые дети просто и естественно постигают определенные навыки и знания. В этом есть суть Особенность его в том, что он бывает один раз в жизни и проходит безвозвратно, независимо от того, успел ли ребенок его использовать или нет. К примеру, в возрасте от 0 до шести лет происходит сенсорное развитие и формирование речи. Социальные навыки возникают и закрепляются в период от 2 до 6 лет. Приучать малыша к чистоте и порядку нужно до 3 лет.

С другими сенситивными периодами можно ознакомиться в трудах итальянского педагога-новатора. Родители и учителя не могут повлиять на возникновение и длительность таких периодов. Однако они должны создать для ребенка среду из дидактических материалов или так называемую зону ближайшего развития.

Мир взрослых - страна великанов для детей

Педагог Монтессори впервые представила теорию о том, что детям неудобно жить в мире взрослых. Каждый малыш чувствует себя там, как лилипут в стране Гулливера. Наш мир представляет для ребенка полный хаос, где у маленького человека нет прав и личного удобного пространства. Великаны-взрослые часто бывают жестокими, несправедливыми и нетерпеливыми. Наказание может последовать за простую оплошность, например разбитую вазу, а ведь малыш просто изучает окружающий мир и имеет право на ошибки.

Педагог хотела донести до родителей и учителей, что дети - это не игрушки в их руках. Нужно учитывать их интересы и потребности. Чтоб воспитать кроху, необходимо его знать, а чтобы понять малыша, за ним следует наблюдать. А это возможно только с тем ребенком, которому предоставили свободу. Усадив дитя за парту, ничего, кроме быстрой потери интереса, вы не увидите. Наблюдать, как проявляется личность, можно только тогда, когда малыш чем-то по-настоящему увлечен.

Дисциплина и свобода одновременно

Под понятием свободы в трудах итальянского педагога следует понимать не вседозволенность, а независимость ребенка от воли взрослого. А этого можно добиться, научив малышей самостоятельно себя обслуживать и учиться новому без помощи старших.

Метод Марии Монтессори кратко:

  • Каждый малыш самостоятельно выбирает себе вид деятельности. Ребенок учится прислушиваться к своему внутреннему «Я», понимать, что ему интересно именно в этот момент.
  • Сведение к минимуму помощи взрослого. Она должна присутствовать только в случаях, если малыш сам просит об этом. Самостоятельность делает ребенка увереннее в своих силах, учит адекватно оценивать личные достижения.
  • Дети растут и обучаются в специально организованной среде. Дидактический материал должен быть в свободном доступе для каждого ребенка. Есть правила, которые должны соблюдать все.
  • Обучение детей разных возрастов в одной группе. Это хорошо как для старших ребят, так и для младших. Маленькие воспитанники тянутся за старшими, а большие ребята помогают крохам.
  • Обучающий материал сконструирован так, что ребенок самостоятельно может найти и исправить свои ошибки.
  • Нет лучших и худших учеников. Достижения ребенка можно сравнивать только с предыдущими результатами.

Независимо от того, используется метод Монтессори в домашних условиях или в обучающих учреждениях, везде существуют одинаковые правила:

  • Поработал - прибери за собой.
  • Работа с материалом происходит на индивидуальном коврике.
  • В классе нельзя шуметь, передвигаемся тихо. Детишек сразу учат бесшумно переносить стульчики.
  • Правило уважительного сосуществования: твоя свобода заканчивается там, где начинается личное пространство другого.

Минусы системы

Последователи педагогической системы отметили огромную пользу, которую приносит метод Монтессори. Отзывы же о подводных камнях можно встретить намного реже.

Детство без сказки. Доктор Монтессори считала, что сказки искажают представление о реальности. Ведь Колобок не может убегать, а животные не могут разговаривать человеческим языком. Система же делает акцент на логике и рациональности, развивает левое полушарие, чтобы ребенок мог сам делать выводы, принимать решения и нести ответственность за поступки. Читать книги методика не запрещает, но советует отдавать предпочтение рассказам с реальными сюжетами.

Нет запретам. Воспитание по методу Монтессори не предусматривает запретов и наказаний. В садике или школе ребенок может не слушать воспитателя, кушать из чужих тарелок, ходить по кабинету во время занятий, бегать по коридору. Педагог не имеет права делать ему замечаний, ведь ребенок должен сам понять, что бардак - это плохо, что нельзя обижать других детей. Учитель может только наблюдать за происходящим. Отечественные психологи не рекомендуют использовать перед школой метод Монтессори. в нашей стране должно включать понятие о послушании. Детей после окончания сада по новаторской программе неохотно берут в школу с классической системой образования. Будущих школьников советуют «перевоспитывать» в обычном садике, ведь ученик может просто не высидеть на уроке. Он и не подозревает, что нужно слушать учителя.

Зонирование пространства

Большой вклад внесла в воспитание детей доктор Монтессори. Метод, который она разработала, предусматривает деление пространства, где занимаются дети, на зоны. Их всего пять. Малыш самостоятельно выбирает зону для занятия и проводит в ней столько времени, сколько ему угодно.

  • Зона практической деятельности. Здесь находятся бытовые предметы, с которыми взрослые имеют дело каждый день. Малыш под присмотром педагога может поливать цветы, стирать, гладить настоящим утюгом, шить. Воспитание по методу Монтессори предусматривает самообслуживание. Подопечные по очереди накрывают на стол, прибирают после обеда, моют и вытирают посуду.
  • Сенсорная зона. Здесь находится материал, который обучает определять характеристики предметов: цвет, форму, размер, вес.
  • Языковая зона. Здесь находится дидактический материал для обучения письму и чтению.
  • Зона математики. Тут малыш изучает цифры, количество предметов, счет, математические примеры. Проводится работа с «золотым материалом».
  • Космическая зона. Здесь расположены карты, глобусы, материал для изучения погодных явлений и все, что знакомит детей с окружающим миром.

Занятия для дошкольников с использованием метода Монтессори заключаются в работе с определенными материалами. Давайте их рассмотрим.

Развитие сенсорики:

  • Рамка с застежками. На ней находятся крючки, пуговицы, молнии, шнурки. С помощью такого тренажера ребенок учится самостоятельно одеваться.
  • Коричневая лестница. Помогает детям определиться с понятиями большой-маленький, толстый-тонкий.
  • Розовая башня. Напоминает Учит сравнивать предметы между собой по размеру.
  • Красные штанги. Ребенок знакомится с понятиями "длиннее", "короче".

Развиваем речь:

  • Буквы из бумаги с эффектом бархата или декоративного песка.
  • Металлические вкладки в форме разнообразных геометрических фигур используются для

Математические способности:

  • Красно-синие штанги. В комплекте 10 штанг. Манипулируя ними, ребенок учится элементарному счету и математическим операциям.
  • Коробка с веретенами.
  • Геометрические тела.

Воспитание дома

  • Создайте для сына или дочери удобную среду обитания. Ребенок должен иметь возможность залезть или слезть самостоятельно с кровати, умыться без посторонней помощи, развешать свои вещи в шкафу или на крючках, подходящих ему по росту.
  • Предоставьте ребенку возможность помогать взрослым по хозяйству. Научите мыть чашки, купите маленький совок и веник, разрешите поливать цветы. Малыш должен знать, что у него есть домашние обязанности. Это четко прописала в своей программе доктор Монтессори.
  • Метод основан на свободе действий. Не мешайте ребенку.
  • Поделите детскую комнату на зоны соответственно методике. Предоставьте ребенку дидактические материалы для занятий. Они достаточно дорогие, поэтому родителям стоит задуматься над тем, что они могут сделать своими руками. На сегодняшний день можно найти массу идей и мастер-классов по изготовлению обучающих материалов.

Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Вывод

Учебное заведение, использующее педагогический метод Марии Монтессори, можно сравнить с маленькой отдельной планетой детей, где есть свои установленные порядки и нет места вседозволенности. Но при этом малыши учатся понимать свои эмоции и чувства, приобретают навыки самостоятельности и решения бытовых вопросов. Никто и ничто не мешает развитию способностей маленького человека. Система не предлагает детям деятельности по шаблонам, а просто подталкивает ребенка к действию и предоставляет большой выбор материалов.

Содержание

Уникальную систему раннего развития детей выбирают многие родители как в России, так и многих других странах мира. Эта программа развивающих занятий универсальна, поэтому подходит и для коррекционных классов. Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Что такое методика Монтессори

Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.

После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.

Развитие ребенка по системе Монтессори

Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.

Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.

Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.

Основная философия педагогики

Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности. Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:

  • ребенок является уникальной личностью уже с момента появления на свет;
  • родители и учителя должны лишь помогать малышу раскрывать потенциал, не выступая при этом идеалом в способностях и характере;
  • взрослые должны лишь подсказывать малышу в его самостоятельной деятельности, терпеливо дожидаясь проявления инициативы от самого ученика.

Основные принципы

Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:

  • малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
  • развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
  • воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.

Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:

  1. Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
  2. Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
  3. Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
  4. Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
  5. Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

  • детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
  • ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
  • подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
  • малыши учатся уважать личное пространство других;
  • нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
  • умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
  • разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
  • такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
  • ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
  • малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
  • развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

  • недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
  • для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
  • поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
  • детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
  • ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
  • система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Главный элемент авторской педагогики – развивающая среда: все оборудование и мебель должны строго соответствовать росту, возрасту, пропорциям ребенка. Ребята должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки предметов в комнате, при этом делать это максимально тихо, чтобы не мешать другим. Такие действия, по мнению Монтессори, прекрасно развивают моторику.

Ученикам предоставляется свобода выбора место, где они будут заниматься. Помещение должно иметь много свободного пространства, доступ свежего воздуха, быть хорошо освещенным. Приветствуется панорамное остекление для максимального обеспечения зоны дневным светом. При этом интерьер должен быть элегантным и красивым, со спокойной цветовой палитрой, не отвлекающей внимание детей. Обязательное использование хрупких предметов в обстановке, чтобы малыши учились ими пользоваться и понимать их ценность.

Обязательно предусматривается возможность использовать учениками воду, с этой целью раковины устанавливаются на доступной малышам высоте. Учебные пособия находятся на уровне глаз учеников, чтобы они могли использовать их без помощи взрослых. При этом всех материалов, предоставленных детям, должно быть по одному – это учит ребят поведению в обществе, учитывать потребности других людей. Основное правило эксплуатации материалов – пользуется тот, кто первый взял. Ребята должны уметь договариваться, обмениваться друг с другом.

Развивающая среда делится на несколько зон, для каждой из которых предусмотрены определенные материалы для занятий. Ими выступают игрушки и предметы из натуральных материалов. Авторская система выделяет такие основные зоны:

  • практическую;
  • сенсорную;
  • языковую;
  • математическую;
  • космическую.

Зона реальной жизни

Данную область обучения еще называют практической. Основная функция материалов здесь – обучить ребят бытовым делам, сформировать гигиенические привычки. Занятия в зоне реальной жизни помогают малышам научиться:

  • ухаживать за собой (менять одежду, готовить, пр.);
  • коммуницировать с другими учениками, педагогом;
  • ухаживать за вещами (поливать цветы, убирать помещение, кормить животных);
  • передвигаться разными способами (ходить по линии, бесшумно, пр.).

Обычные игрушки в практической зоне не приветствуются, а все учебные материалы должны быть настоящими. Детям предлагаются:

  • сосуды для переливания воды;
  • комнатные цветы в горшках;
  • бизиборды или «умные доски»;
  • ножницы;
  • срезанные цветы;
  • лейки;
  • скатерти;
  • совок с веником;
  • полоски, которые наклеивают на пол (по ним ребята ходят, перенося разные предметы).

Зона сенсорного развития

В данной части используются материалы для развития сенсорного восприятия, с помощью которых малыш также тренирует мелкую моторику. Использование этих вещей готовит ребят к знакомству с разными предметами, преподающимися в школе. В зоне сенсорного развития используются:

  • звонки, шумовые цилиндры;
  • наборы блоков с цилиндрами-вкладышами, коричневая лестница, розовая башня, пр.;
  • цветные таблички;
  • таблички разного веса (учат различать массу предметов);
  • коробочки с запахами;
  • теплые кувшины;
  • шершавые таблички, клавишная доска, разные типы тканей, доска для ощупывания;
  • сортеры, сенсорные мешочки, биологический комод, конструктор;
  • вкусовые баночки.

Зона математики

Эта часть помещения связана с сенсорной: кроха сравнивает, упорядочивает, измеряет предметы. Такие материалы, как штанги, розовая башня, цилиндры отлично готовят к усваиванию математических знаний. В данной зоне предполагается взаимодействие с конкретным материалом, что облегчает усвоение математики. С этой целью используют:

  • конструктивные треугольники, геометрический комод;
  • цепочки из бусин (помогают изучать линейные числа);
  • цифры, числовые штанги из шершавой бумаги, веретена (нужны для самых маленьких, которые еще не знакомы с числами от 0 до 10);
  • башня из разноцветных бусин (знакомят ребенка я числами от 11 до 99);
  • числовой и золотой материал из бусин (при их комбинировании ребят учат десятичной системе);
  • таблицы математических действий, марки.

Языковая зона

Материалы, которые используются в части сенсорного развития способствуют речи малыша, поэтому эти 2 зоны тоже тесно связаны между собой. Педагоги, которые работают в детских садиках и развивающих центрах по методике Монтессори, ежедневно предлагают ребятам игры и упражнения на развитие речи, следят за правильным произношением и использованием слов. При этом используются различные ролевые и творческие игры, где малыши учатся сочинять рассказы, описывать действия и предметы, пр. Для отработки навыков чтения и речи применяют:

  • книги;
  • рамки для штриховки;
  • буквы из шершавой бумаги;
  • коробочки с фигурками для интуитивного чтения;
  • подвижный алфавит;
  • подписи к предметам;
  • карточки с изображением разных предметов;
  • металлические фигурки-вкладыши.

Космическая зона

Это часть класса, где ребята получают знания об окружающей среде. Педагогу здесь нужно учитывать, что построение занятия происходит абстрактно. Часто деткам предлагают наглядный пример с каким-то явлением, благодаря чему он самостоятельно приходит к определенным выводам. В космической зоне работают с:

  • литературой, содержащей информацию на ту или иную тему;
  • календарями, линией времени;
  • макетом солнечной системы, континентов, ландшафтов;
  • классификацией животных и растений;
  • материалами для проведения опытов, экспериментов.

Метод Монтессори в домашних условиях

Чтобы воплотить в жизнь методику, родителям стоит создать для малыша подходящую атмосферу – заняться зонирование пространства. Место для индивидуальных занятий обустраивается дидактическим материалом, помогая взрослым поддерживать порядок, а ребенку хорошо ориентироваться в «игрушках». Пять основных зон свободно располагаются даже в небольшой комнате, главное требование – чтобы все предметы были упорядочены и доступны для ученика. Чтобы добиться успеха при обучении ребенка по методике Монтессори, к зонам предъявляются такие требования:

  1. Практическая. Дети получают в ней элементарные бытовые умения. Инвентарем могут служить щетки, совки, пуговицы, шнурки, наборы для чистки обуви, пр.
  2. Зона восприятия. Элементы должны отличаться формой, цветом, размером, весом (крышки, бутылки, коробочки, баночки, пр.). Мелкие предметы помогают развить мелкую моторику, отработать движения, развить память, внимание.
  3. Математический уголок. Предметы должны совершенствовать навыки абстрактного мышления, тренировать усидчивость и терпеливость. Материалами выступают наборы геометрических фигур, счетные палочки, пр.
  4. Языковая зона. Малышу предлагают все, что необходимо для письма и чтения – кубики, объемные буквы, азбуку, прописи.
  5. Космическая часть. Знакомит с окружающим миром (загадками природы, погодными явлениями, пр.). Материалом выступают карты, фигурки или изображения животных, камешки, ракушки, книжки, пр.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Процесс обучения построен на взаимодействии ученика с материалом, которым могут выступать любые предметы – специально купленные или сделанные игрушки, бытовые вещи (баночки, кусочки ткани, щеточки, пр.), книжки, объемные цифры и буквы, геометрические фигуры, краски, пластилин. Важным элементом в методике Монтессори является музыкальные приветствия, которые помогают к каждой фразе подобрать несложные действия, легко повторяемые малышом. Это предоставляет возможность дополнить занятия физической активностью, развивать память.

Систему Монтессори по желанию можно использовать при воспитании деток в домашних условиях. Все необходимые обучающие и игровые материалы родители покупают или делают собственноручно. Детские песенки легко найти и скачать из интернета. От родителей требуется лишь обустройство помещения для занятий и пассивная помощь ребенку во время уроков. При этом, большим плюсом методики является ее универсальность, то есть даже разновозрастные детки могут одновременно заниматься в игровых зонах, выполняя разные упражнения.

Методика Монтессори для детей от 1 года

На данном этапе тренируется моторика пальцев и продолжается развитие сенсорного восприятия. Кроме того, деткам дают элементарные знания о порядке. Система Монтессори для самых маленьких предполагает использование безопасных материалов и игр, выполненных из натурального сырья (дерево, каучук, ткани). Кроха возрастом 1 год и старше уже умеет концентрировать внимание, активно повторяет действия за взрослыми, учиться связывать действия с последствиями.

Специальные упражнения

Методика Монтессори гармонично вписывается в любую систему семейных отношений. Малыша не нужно заставлять выполнять какие-либо действия, вместо этого проследите, к чему он больше тянется, чем любит заниматься, и направьте энергию в нужное русло. С этой целью можно использовать творческие, логические, дидактические игры. К примеру:

  1. Секретная коробочка. Сложите в большой сундучок баночки, флакончики, маленькие коробочки. В каждый из предметов положите еще что-то более мелкое. Раскручивая и раскрывая предметы, детки тренируют мелкую моторику.
  2. Рыбалка. Любимую игрушку крохи помещают в глубокую/широкую миску, засыпают крупой, макаронами. Дополнительно в сыпучем содержимом зарывают каштаны, небольшие колбочки и другие предметы. Ученик должен отыскать спрятанное.
  3. Художник. Распечатайте шаблон рисунка, дайте его крохе вместе с кусочками цветной бумаги. Смажьте фигурку клеем и предложите разукрасить ее с помощью цветных кусочков.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет

По ходу взросления деток роль родителей все больше должна переходить в наблюдательную позицию. В возрасте 2-3 лет ребята уже понимают, что для получения определенного результата, нужно учиться, причем процесс обучения становится им интересен. Походящими играми будут:

  1. Пазлы. Разрежьте старые открытки на 4-6 частей, покажите крохе, как их можно сложить в одну картинку и предложите повторить.
  2. Конструктор. Используются лоскутки ткани, камушки, бусинки, веревочки, пр. Задача родителей – предоставить чаду материалы и наблюдать. Карапуз сам найдет способ их комбинировать.
  3. Сортировщик. Игра призвана приучить кроху к тому, что у каждого предмета в доме есть свое место. Кроме того, малыш будет привыкать группировать вещи по цвету, способу применения, размеру. Обеспечьте его разными предметами, корочками и ящичками, установив правила и несколько раз показав место каждой вещи.

Спорные моменты в методике Монтессори

Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:

  1. Обучение больше направлено на умственное развитие, при этом физическому уделяется минимум внимания.
  2. Большинство пособий развивают аналитическое, логическое мышление, мелкую моторику, интеллект. Эмоциональная и творческие сферы практически не затрагиваются.
  3. Замкнутым, стеснительным деткам методика Монтессори, по мнению психологов, не подходит. Она предполагает самостоятельность и свободу, а тихие детки вряд ли попросят помощи, если вдруг не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после обучения по данной системе ребята с трудом адаптируются под школьные условия.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

Основа метода Монтессори

«Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

Монтессори методика раннего развития ребенка используется для развития здоровых детишек, а также для малышей с отставанием в развитии. Система Монтессори позволяет особым детям развиваться интеллектуально, догнать в развитии здоровых ребятишек.

Принципы системы

Система Монтессори основана на следующих принципах:

  • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
  • предоставление полной самостоятельности крохе;
  • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

  • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
  • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
  • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
  • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

Развивающая среда

Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

Дети должны получить возможность свободно пользоваться водой. Самостоятельно набирать воду в стаканчик, для рисования. Наполнять лейку, чтобы полить цветы. Мыть после завершения занятий подсобные материалы: игрушки, мячики, кубики. Для этого в помещении должны быть размещены раковины на доступной для несмышленыша высоте.

Разделение развивающей среды на зоны

Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

Практическая или бытовая зона

Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам. Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол. С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

Сенсорная

Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:


Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

Языковая

Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

Математическая

Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

Зона космоса

Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

Место для активных занятий

Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

Достоинства, недостатки системы Монтессори

Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

  • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
  • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
  • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
  • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

Основатель

Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

Суть метода

Мария Монтессори создала свою систему, как альтернативу традиционной педагогике. Метод предназначался для детей от 3 лет. Однако, сейчас в каждом районе Москвы есть студии, предлагающие занятия по методу Монтессори детям от 8 месяцев вместе с мамой. На сегодняшний день далеко не все, что вы увидите в Монтессори-студиях действительно присутствовало в системе в оригинале. Многие педагоги добавляют разные элементы «от себя», именуя метод системой Монтессори.

Автор разработала огромное количество специальных материалов для своих студий. На первый взгляд, они похожи на игрушки, но сама Монтессори настаивала на том, чтобы говорить «материалы» вместо «игрушки» и «заниматься» вместо «играть».

Монтессори-материалы

Что представляют собой студии Монтессори 0-3 года? Кажется, что занятия по методу Монтессори никак не организованы. Вы приводите ребенка в помещение из одной-двух комнат, разделённых на 6 зон: зона для игр с водой, творческая зона, спортивная, зона для занятий с крупами, зона для изучения математических понятий (размер, объем предметов) и зона сенсорного развития (материалы, разные на ощупь).

Занятие длится от часа до полутора. Начинается оно с приветствия – дети собираются в круг, делают пальчиковую гимнастику, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Приветствие длится не более 10-15 минут. После этого дети расходятся по комнатам, и принимаются за то занятие, которое им больше всего по душе.

При этом педагог не предлагает малышам никакой организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.

В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик и дети снова собираются в круг – делают зарядку, смотрят сказку, и, традиционно, задувают свечку.


Монтессори-студия для детей 0-3 года

В студиях Монтессори для детей от 3 до 6 лет комнаты также поделены на зоны для разных занятий. Такое специально организованное пространство называется Монтессори-среда.


Монтессори-среда для детей 3-6 лет.

Главный принцип системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!» . Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.

Основные пункты системы М. Монтессори

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты

  • Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.
  • В системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя.
  • Отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени.
  • После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Некоторые специалисты в области Монтессори-педагогики критикуют создание столь распространившихся сейчас групп «Монтессори с рождения», ведь оно противоречит одному из базовых постулатов Марии Монтессори, а именно — развитию самостоятельности. Так или иначе, присутствие в таких группах мам не имеет отношение к самостоятельности.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников