Своеобразие периода раннего детства характеризуется следующими признаками. Своеобразие периода раннего детства, его значение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема 3. Развитие ребенка в период раннего детства

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста.

3. Кризис з-х лет.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте.

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы ). От 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).

Физическое развитие. Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. К 9-10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании. Восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сфере ребенка. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету).

Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.

Память. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Мышление . Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, которая в ходе развития делает меньшей зависимость мышления от непосредственного восприятия. Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение. На 3 году жизни формируется знаковая (символическая) функция сознания, которая имеет большое значение при овладении более сложными формами мышления и новыми видами деятельности.

Воображение . Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

Речь . Бурное развитие речи в преддошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес к окружающему, но имеющихся средств общения (жесты, мимика) не хватает, чтобы удовлетворить свои возросшие потребности в общении. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения активной самостоятельной речи . (от 1,5 лет до 2 лет). Пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название (первое языковое «открытие»). В начале возраста в речи наблюдается феномен однословного предложения Л.С. Выготский: «Фазически ‑ это слово, семически – предложение. На границе 2-3 года жизни ребенок начинает понимать, что слова в предложении связаны между собой (второе языковое «открытие»). Ребенок вначале учится правильно слушать, а затем правильно говорить. На 3 году жизни понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.

Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста

Индивидуально-психологические свойства личности. Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента.

Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Происходит переход от «полевого» к волевому поведению (По К. Левину).

Формируются важные предпосылки для формирования личности. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.Формируется ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение. Изменяется отношение ребенка ко взрослому выражается в стремлении к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых.

Эмоциональное развитие. Эмоциональное состояние на протяжении первых 3 лет жизни очень неустойчиво. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Вследствие эгоцентризма – слабое развитие эмпатии. Фаза эмоциональной свободы, свободы развития чувств, а следовательно и воображения (фаза наивного субъективизма или наивного эгоцентризма). Ребенок всецело погружен в мир своих переживаний. Субъективизм, погруженность в свои переживания, натуральный эгоцентризм ‑ все это имеет наивный, непосредственный характер. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В этот период развития у ребенка имеется очень сильная потребность в положительном образе «Я». Очень рано проявляется способность к сопереживанию.

Новообразования. Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности ‑ усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

3. Кризис з-х лет

Кризис 3 лет связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому. Причина кризиса в столкновении потребностей «хочу» и «могу». (Л.И. Божович). Пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Психологическое отделение от близкого взрослого. Появляется «гордость за достижение». Л.С. Выготский, вслед за Келлер, выделяет 7 характеристик кризиса:

- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);

- упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;

- строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;

- своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;

- протест-бунт – частые конфликты с родителями;

- деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;

- обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

Разрешение кризиса происходит путем перехода к игровой деятельности.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте

В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности в раннем детстве.

Таблица - Формирование деятельности в раннем возрасте

Исследования

Этапы формирования деятельности

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью.

С.Л. Новоселова

  1. Предметные манипуляции детей (5 - 6 месяцев), которые превращаются в ориентировочные действия (7 -9 мес.)
  2. К концу 1 года действия переходят в предметно-специфические – это действия, направленные на получение определенного результата.
  3. Возникновение предметно-опосредованных действий, которые осуществляются орудийными операциями.

Формирование предметной деятельности тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.

Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметом меняется ориентировка ребенка. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?»

П.Я. Гальперин

Выделяет:

  1. Ручные действия , когда малыш действует предметом, как самой рукой.
  2. Орудийные действия , когда предмет используется как орудие.

Ручные действия с одним и тем же предметом становятся орудийными.

При переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов действия с предметами происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.

Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные эталоны.

В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Н.Х Швачкин, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова.

Выделили 3 основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 до 2,5 лет:

  1. Ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще всего цветовым; на этой стадии ребенок не владеет еще предметными действиями.
  2. Ребенок объединяет зрительные и осязательные образы в единое представление – начинается выделение отдельных предметов. При этом все признаки предметов значимы – ребенок не отделяет основных, устойчивых признаков от вторичных, изменчивых.
  3. Начинают формироваться общие понятии. Из всех признаков сопоставляемых предметов ребенок вычленяет наиболее существенные и постоянные. Это элементарная мыслительная операция, вначале она проявляется в различении, а затем в сравнении цветов, форм, величины, удаленности предметов.

Таблица - Пути и причины возникновения игры

Сущность игры

Это варьирование места, объекта, условий или способов действий, изменение функций предмета, одушевление его.

Причины возникновения

В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций – с другой.

Пути формирова ния

Игровые действия возникают путем наблюдения деятельности взрослых и переноса.

Два типа переносов:

Освоенное действие переносится в другие условия (научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу);

Действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов (ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой).

Структура игры

В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Действие может повторяться много раз, может производиться с различными игрушками, но действие не усложняется, строение его не меняется.

Следующая ступень – игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились.

К концу раннего возраста можно наблюдать отдельные игры, отражающие цепочку действий.

В результате игровой деятельности формируется: инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество,ориентировочно-исследовательское поведение

Варианты обыгрывания предметов

Перенос предметов и любование ими (укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, проговаривая: так, так.)

Соединение предметов друг с другом (предмет помещает в коробочку, завязывает ленточку).

Придание предмету необычного функционального значения (Это сумочка у тебя? …Ах, какая шляпа!)

Придание предмету ролевых значений (пуговицу везет на машине в гости).

Одушевление предмета, словесное обращение к нему (куда ты покатился? Иди, иди, топ-топ…).

С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений (предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге…).

Особенности игры

Многофункциональное использование предмета ‑ подготовка к функции замещения.

Речевые моменты придают игре сюжетные моменты

Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная.

Игровое отношение к предмету

Повторяемость движений.

Включение предмета в другой предмет.

Использование предмета с разной целью.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по теме. Перечислите основные вопросы, рассматриваемые автором понравившейся вам статьи.

1. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №5. ‑ С. 78

2. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. –С. 50

3. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №5-6. ‑ С. 31

4. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. ‑ 1992. - №2. ‑ С. 17

5. Авдеева Н.И. Становление образа себя у детей первых 3 лет жизни // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №4. ‑ С. 5

6. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. ‑ 1992. ‑ №1-2. ‑ С. 22.

7. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. ‑ 1996. ‑ №3. ‑ С. 129 – 156.

8. Виленская Г.А, Сергиенко Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ № 2-3. ‑ С. 68.

9. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.‑ № 1,2,3,. ‑ С. 74 - 83.

10. Холл З. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Психологический журнал. – 1992. ‑ № 4,5. ‑ С. 120 - 130.

11. Белановская О.В. Восприятие ребенка раннего возраста самого себя во времени // Адукацыя i выхаванне. – 2000. ‑ №1,2,3. ‑ С. 11- 16.

12. Неткевич Н.М. Психическое развитие и воспитание ребенка раннего возраста // Адукацыя i выхаванне. – 1998. ‑ № 2. ‑ С. 85 - 92.

2. Дайте ответ на вопрос по теме «Раннее детство»: В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает(«Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?

3. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

4. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

1. Обухова Л.Ф.. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996 .

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.

3. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.

4. Мухина В.С. «Возрастная психология». – М., 2000.

5. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.

6. Коломинский Я.Л. Детская психология. – Минск, 1988 .

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.

8. КоломинскийЯ.Л. Детская психология. ‑ Минск, 1988. – С. 92-94.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. ‑ М., 2000. – С. 21.

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3-х лет.

После года начинается новый этап развития ребенка.

Ребенок приобретает некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает раз­рушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого — ситуация «Мы» (как назвал ее Л.С. Выготский). И следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возмож­ности, но и интенсивно развиваются психические функ­ции, а к концу периода появляются первоначальные осно­вы (зачатки) самосознания.

С этого времени ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ребенок после 1 года начинает ходить. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.

Овладе­ние ходьбой развивает возмож­ности ориентировки в простран­стве. Мышечное чувство стано­вится мерой отсчета расстоя­ния и пространственного рас­положения предмета. Прибли­жаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практичес­ки осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.

Совершенствуются дви­гательные навыки, в частности развивается грубая и тон­кая моторика. А совершенствова­ние движений стимулирует появление инициативных дви­жений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а от­сюда и развитие творческих действий.

Динамика развития «грубой» и «тонкой» моторики

Возраст «Грубая» моторика «Тонкая» моторика
12-13 мес. Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лест­нице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки Чертит по бумаге цвет­ными мелками. Вставля­ет предмет в отверстие. Держит ложку, поднося ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь.
15-18 мес. Ходит боком и задом на­перед. Взбирается и спус­кается по лестнице с по­мощью взрослых. Бро­сает мяч на 1-1,5 метра. Переворачивает страни­цы книги(по 2 3 страни­цы сразу).
18-21 мес. Сам поднимается и спус­кается по лестнице, дер­жась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем пристав­ляет другую. Выводит каракули, рос­черки.
21-24 мес. Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Открывает дверь, пово­рачивая ручку. Нанизы­вает три и более бусинок. Переворачивает страни­цы книги по одной за раз.
24-30 мес. Недолго стоит и балан­сирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Че­редует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя пе­дали. Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные — с другой.

Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
— активное использование речи во взаимодействии.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, трехлетний ребенок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

На 3-м году малыш открывает для себя: «Я могу», что порождает и новые потребности и но­вую форму самосознания, что выражается в его желани­ях — «Я хочу!»

Ирина Базан

Литература:
В.С. Мухина «Детская психология»
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»
И.Ю. Кулагина «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека»
В.А. Аверин «Психология детей и подростков»

Пивовар В.А., воспитатель детского сада №17
г. Алексеевки Белгородской области

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году) , усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать) , так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.) . Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

  • соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
  • правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  • создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Знание особенностей развития детей раннего возраста помогает педагогам и родителям правильно осуществлять воспитание детей.

Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания на основе особенностей развития детей раннего возраста.

Изучая историю создания учреждений для детей раннего возраста, мы говорили о работах Н.М. Щелованова, который установил основные закономерности, этапы и особенности развития высшей нервной деятельности в период раннего детства. Работы Н.М. Щелованова дали возможность определить и научно обосновать принципы воспитания, разработать систему общественного и семейного воспитания детей раннего возраста, а также хорошее знание хода развития детей поможет педагогам, родителям найти оптимальные подходы к ним.

Одной из особенностей периода раннего детства является быстрый темп физического развития.

Давно установлено, что основной особенностью периода раннего детства является наиболее быстрый темп физического развития – т.е. увеличение веса, роста ребенка, формирование функций всей его органов и тканей. Наряду с быстрым нарастанием веса и роста детей в первые 3 года жизни происходит и быстрое развитие массы мозга, изменяется его морфологическое строение.

Вторая особенность периода раннего детства – это тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием. Недостаточное внимание нервно-психическому развитию детей в частности, отрицательно влияет на физическое развитие, что может быть одной из причин гипотрофии.

Третья особенность – это относительно низкая сопротивляемость и большая ранимость организма ребенка. На состояние здоровья детей влияют изменения температуры воздуха, нарушение в режиме дня, гигиеническом уходе и кормлении. Любые изменения в методике проведения тех или иных моментов изменяют возбудимость нервной системы, что отрицательно сказывается на здоровье маленьких детей, особенно в первые годы жизни.

Четвертая особенность периода раннего детства – это большая зависимость развития детей от воздействий взрослых. Ребенок рождается крайне беспомощным, не имея почти никаких готовых форм поведения, он без взрослого просто не сможет выжить. Дети в этом возрасте как доказали Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Г.М. Лямина, М.И. Лисина и др. нуждаются в значительно более частом непосредственном обучающем руководстве взрослого.

Пятая особенность – характерной особенностью периода раннего детства является высокая пластичность всего организма, и в первую очередь пластичность высшей нервной деятельности. Высокая пластичность помогает детям обучаться всему от взрослого. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.


Шестая особенность – большое значение в развитии и поведении ребенка имеет эмоциональное состояние ребенка и его эмоциональное отношение к окружающему. Все поведение маленького ребенка, его действия, устойчивость внимания, работоспособность, зависят в основном от того, нравится это ему, интересно, доставляет удовольствие или нет. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, дает хороший результат. Характерной чертой является лабильность их эмоционального состояния, изменчивость. В результате самых ничтожных поводов бодрое состояние ребенка может смениться плачем и наоборот, еще не высохли слезы, он уже снова улыбается. Очень велика внушаемость и тонкая дифференцировка эмоций окружающих.

Дети рано улавливают характер взаимоотношений между близкими, чувствуют настроение окружающих и легко им заражаются. Стоит заплакать одному – могут заплакать все, если мать или воспитатель укладывая ребенка спать, чем-то взволнована, то и ребенок не может долго уснуть.

Седьмая особенность – ребенок рождается с врожденной сенсомоторной потребностью – т.е. с потребностью получать различные раздражения и с потребностью в разнообразной двигательной активности. Ограничение движений ребенка (гиподинамия) бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.

Восьмая особенность – очень рано, уже с первых месяцев формируются потребность в общении со взрослыми, которая быстро становится такой же сильной, как и органические потребности. Без частого общения со взрослым нельзя обеспечить эмоционально-положительное состояние детей этого возраста, неизбежны нарушения возбудимости, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности.

Девятая особенность – для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений, навыков. Ребенок способен на сравнительную устойчивость внимания, но в то же время он легко отвлекается по самым незначительным поводам (приход постороннего во время интересного занятия).

Десятая особенность – неустойчиво и очень лабильно физическое и психическое состояние ребенка. Дети раннего возраста легко заболевают при незначительных ошибках в уходе и при недостаточном удовлетворении их органических потребностях. Легко нарушается и состояние возбудимости их нервной системы. Детям в этом возрасте нужен более частый отдых в течение одного отрезка бодрствования в виде более частой смены разных видов деятельности.

Одиннадцатая особенность – процесс развития скачкообразен и неравномерен. Резко, в 1,5-1 г. 6 м. удлиняется работоспособность (удлиняется период бодрствования, дети днем спят 1 раз), также увеличивается количество произносимых слов. В 2 года 8-10 месяцев – скачкообразен переход к качественно новому виду игры – переход от игры воспроизведения окружающих действий к ролевой игре. Темп и значение разных линий развития в различные периоды жизни неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие», т.е. наиболее значимые линии развития. Например, 7-8 м. – ползание, 1г. 6 м – 1 г. 9 м. – овладение способностью обобщать предметы по существенным признакам, 2 г. – речь и т.д.

Двенадцатая особенность периода раннего детства – это то, что реакция детей имеет более длительный латентный период, т.е. время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребенка. Задавая детям вопрос, или предлагая произвести какое либо действие нужно помнить, что ответная реакция наступает не сразу, а лишь через некоторое время.

Знание данных особенностей периода раннего детства необходимо как педагогам, так и родителям.

С какого возраста нужно начать воспитание и почему?

Воспитание нужно начинать с появления первых условных рефлексов.

Раннее детство охватывает период 1-3 года. Раннее детство это период формирования в ребенке первого представления о себе, самооценки, половой идентификации, развития мышления и речи.

Психическое развитие детей 1-3 лет

Психическое развитие в раннем детстве позволяет ребенку работать с предметами, но сам ребенок открыть общественные действия этих предметов не может. Это противоречие решатся в совместной работе ребенка и взрослого с предметами.

Социальная ситуация развития в раннем детстве: » ребенок-предмет-взрослый». В раннем детстве предмет целиком занимает ребенка, он смотрит как взрослый работает с предметом и старается делать также. Без взрослого малыш не сможет овладеть миром предметов.

Ведущая деятельность в период раннего детства

Ведущий вид деятельности в раннем детстве — предметная деятельность. Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием у ребенка нового отношения к миру предметов.

Возрастные границы периода раннего детства от 1 года до 3 -х лет. В начале ребенок узнает прямое назначение предмета и с помощью взрослого научается правильно применять предмет, но постепенно ребенок приобретает способность наделять предмет несуществующими свойствами, и применять предмет по-разному.

Становление познавательной сферы

Формирование восприятия у детей происходит через перцептивные действия, сенсорные эталоны и через действия соотнесения. Ребенок выделяет характерные для предмета качества, на их основе составляет устойчивые образы и соотносит, в своем понимании эталоны, с окружающими предметами. Развитие перцептивных действий помогает развитию обобщений, умение выделить главное позволяет ребенку далее формировать классы и понятия.

Особенностью развития ребенка в период раннего детства является формирование наглядно-образного мышления. Наглядно-действенное мышление, которое возникает у ребенка к концу первого года жизни является ведущим до 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает у ребенка в 2-3 года и является ведущим до 6 или 6,5 года. Поэтому весь период раннего детства, а возрастные границы периода раннего детства 1-3 года, у ребенка будет преобладать наглядно-действенное мышление, и задача ребенка: научиться решать разного рода вопросы с использованием предметов. Ребенок почти мгновенно должен ориентироваться в применении предмета.

Синкретизм — особенность мышления ребенка в данном возрасте, — нерасчлененность. Малыш не умеет выделять отдельные части в целом, задача взрослого научить, показать как делается анализ, и как можно из целого выделить части- главное, второстепенное.

Формирование личностной сферы

Формирование личности в период раннего детства складывается через общение со взрослыми. Самооценка ребенка формируется на основе высказываний взрослого о ребенке. Критика, замечания, игнорирования ребенка — снижают уровень притязания ребенка, порождают неуверенность в себе, мешают успешной деятельности.

Личностным новообразованием периода раннего детства является:

  • развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка;
  • развитие самосознания: обращение к себе в третьем лице, в три года появление «я»;
  • появление первичной самооценки;
  • кризис 3-х лет.

Развитие ребенка в 3 года заключается в появлении чувства самостоятельности, автономности. При неблагоприятном развитии — чувство зависимости от взрослого.

Развитие речи у малышей 3 лет

Период 1-3 лет ребенка сензитивен к усвоению речи. Автономная речь переходит в собственную активную речь ребенка.

Развитие речи в период раннего детства идет по двум направлениям: улучшается понимание речи взрослого; развивается собственная активная речь.

Ребенок не сразу правильно называет предметы и их действия. Полутора годовалый малыш может усвоить от 30-40 слов до 100, но употребляет слова редко. Ребенок 2 лет — употребляет 300 слов, Ребенок 3-х лет может общаться с употреблением от 500 до 1500 слов.

Характеристика речи ребенка 3-х лет:

  • расширение словарного запаса;
  • улучшение произношения слов;
  • усвоение грамматического строя родного языка;
  • приобретение связного характера речи;
  • ребенок знает почти все части речи;
  • речь — полноценное средство общения;
  • понимание грамматической основы языка и синтаксиса.

Иллюстрация pixabay.com



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом