Конспект режимного момента «Умывание. Организация режимных моментов в учреждении дошкольного образования Самостоятельное проведение умывания в старшей группе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Прием детей. Во время приема детей воспитатель должен быть приветливым, доброжелательным. Никогда нельзя ругать ребенка за вчерашние провинности и жаловаться родителям в присутствии ребенка. Любая жалоба родителю от воспитателя расценивается как педагогическая несостоятельность педагога. Тем более если это жалоба на то, что было вчера. Результат подобного поведения: расстроенный ребенок, у которого может включиться механизм защиты образа Я в виде агрессии, протеста и т.п., расстроенный родитель, который начнет сомневаться в педагогической компетентности воспитателя и будет думать, что воспитатель теперь будет отыгрываться на его ребенке.

Если ребенок «плохо идет в сад», т.е. плачет по приходу, долго не может отпустить маму и т.п. Здесь важное значение имеет работа с родителями, особенно если ребенок еще маленький. Родителям необходимо объяснить, что нельзя долго прощаться с ребенком. Это еще больше травмирует его. Мама должна передать ребенка воспитателю и как можно быстрее покинуть группу. Лучше будет, если она даже прощаться с ним не будет. Воспитатель в это время должен моментально привлечь внимание ребенка к себе, игрушкам, другим детям и т.п. Нельзя делать акцент на том, что мама (папа) уходит.

До зарядки детям можно предложить спокойные игры, рассматривание иллюстраций, наблюдение в уголке природы. Со второй половины средней группы начинаются дежурства по столовой (подробно на одной из следующих встреч).

Умывание . Мытье рук перед едой и после прогулки должно проходить организованно. Если дети маленькие необходима помощь помощника воспитателя. Дети строятся друг за другом по одному. Место построения в группе должно быть всегда одно и то же. В первый раз воспитатель объясняет, что в группе есть правила и все должны их соблюдать. Установка должна быть четкой: «Когда я говорю: «построились мыть руки», вы строитесь вот здесь друг за другом». После построения воспитатель ведет детей в умывальную комнату. Дети подходят к раковине строго по одному. В условленном месте очередь должна остановиться. По мере освобождения раковин, к ним подходят следующие дети.

Дети с чистыми руками строятся в другую колонну. Необходимо продумать место для этих построений: дети не должны мешать друг другу. Во время мытья рук воспитатель постоянно напоминает детям, как правильно мыть и вытирать руки. При необходимости показывает образец. Можно использовать потешки, поговорки, стихи на тему гигиены. Если детей много и/или они маленькие, первую подгруппу детей уводит в группу помощник воспитателя. Или наоборот, их уводит воспитатель, а помощник остается мыть руки со второй подгруппой.

Кормление . Дети должны садиться за стол одновременно. Во время приема пищи воспитатель следить за правильной позой (спина прямая, ноги вместе, нельзя ставить локти на стол и т.д.) и за правильностью использования столовых приборов.

В младших группах допускается неполная сервировка стола, когда на стол ставится только одно блюдо, а когда ребенок его съест, подается следующее. Это делается для того, чтобы внимание ребенка не переключалось на другое блюдо. А также для того, чтобы выработать привычку есть блюда в определенной последовательности. Со средней группы сервировка стола должна быть полной и все блюда должны стоять на столе.

Воспитатель должен прикладывать максимальные усилия для того, чтобы приучить детей к пище детского сада, и чтобы дети съедали все, что им подают. Для этого необходимо использовать различные методические приемы. Нельзя впихивать пищу насильно, т.к. это является насилием над личностью ребенка, а также может вызвать негативное отношение к принятию пищи вплоть до рвотного рефлекса. Маленьких детей необходимо докармливать. Однако детей надо приучать к самостоятельному приему пищи. Ребенок, который еще не умеет есть сам, начинает есть самостоятельно (хотя бы несколько ложек), а потом его докармливает взрослый. Постепенно ребенок должен все больше и больше есть самостоятельно. Часто бывает, что ребенок говорит: «Я наелся», а на самом деле он просто устал работать ложкой.

Пользование столовыми приборами. В младшей группе детям дают только ложки. При этом котлеты, сосиски, запеканки, омлет и подобные блюда взрослый должен помощь разделить на маленькие кусочки. Со второй половины второй младшей группы вводятся вилки. Первый раз воспитатель до того, как дети сядут за стол, объясняет детям, что сегодня они будут учиться есть вилкой. Воспитатель объясняет детям правила безопасности и показывает, как правильно держать вилку. Во время приема пищи воспитатель следить за соблюдением детьми правил безопасности, постоянно о них напоминает и следит, чтобы дети правильно держали вилку. При этом вилка держится в правой руке. Крупные куски необходимо разламывать на более мелкие (допускается помощь взрослого). Нельзя допускать, чтобы дети накалывали всю котлету на вилку и откусывали от нее. Со второй половины средней группы необходимо ввести использование ножей. В первый раз соблюдаются те же правила, что и при первом использовании вилки. Ножом дети учатся намазывать масло на хлеб, отрезать кусочки от целого куска омлета, котлеты и т.п. При этом вилка находится в левой руке, а нож – в правой.

Культура еды. Воспитатель должен объяснять детям правила поведения за столом и культуры приема пищи. Нельзя широко раздвигать локти и ставить их на стол. Обе руки всегда должны быть на столе. Левой рукой (если не используется нож) необходимо держать хлеб, либо придерживать тарелку. Нельзя чавкать, громко захлебывать жидкую пищу с ложки и напиток из чашки. Дети не должны разговаривать за столом не по делу. Выходя из-за стола, дети говорят «Спасибо» и задвигают стул.

По познавательному развитию

Конспект НОД в старшей группе
«От простой воды и мыла у микробов тает сила»

Прислала: Елена Кулаева

Программное содержание: Развитие навыков формирования представлений об условиях сохранения и укрепления здоровья, побуждая детей самостоятельно и активно сохранять и приумножать свое здоровье; знакомство с прямым и непрямым путем передачи инфекции; закрепление знаний о способах профилактики инфекционных заболеваний, о понятии «микроб»; развитие культурно-гигиенических навыков.

I. Концентрация внимания «Здесь и сейчас»

Воспитатель: Дети, одну ладонь положите на лоб, другую на затылок, закройте глаза. Слушайте меня. Все, что с вами происходило раньше, вчера – это прошлое. Все неприятности исчезли, прошли. Что будет завтра, мы пока не знаем. А подумайте о себе сейчас. Вы здоровы, вы красивы, вам нравится группа, которую вы посещаете, вам нравится ваша одежда. Вы себе тоже нравитесь. Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас – самое дорогое, самое ценное, что есть на свете. И все ваше внимание сосредоточено на том, что происходит здесь и сейчас.

II. Вбегает мальчик Грязнулькин. (бегает)

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Боже, боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом? (останавливается)

Ой, где это я?

Воспитатель: В детском саду. А ты кто такой?

Грязнулькин: Я из сказки, только забыл из какой.

Дети: К.И. Чуковский «Мойдодыр»

Грязнулькин: Точно, точно. Но только, что это происходит? Почему все вещи убегают?

Ребенок: Да потому, что ты грязный

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Грязнулькин: Но что же мне делать?

Дети: умыться и руки помыть.

Грязнулькин: Но я не умею.

Дети: Мы тебя научим.

III. Воспитатель:

Нет хуже наказания, чем жить без умывания

Чудно, чудно, чудно вымыться не трудно.

Честно, честно, честно, чистым быть чудесно

Будет мыло пениться

И грязь куда – то денется

  1. Поднимаем рукава.
  2. Намыливаем и тем ладошки.
  3. Размыливаем (кругом ладошек)
  4. Каждый пальчик промываем.
  5. Между пальцами промываем.
  6. Отжимаем водичку («замок»)

Грязнулькин идет мыть руки

IV. Опыт с очищенной картошкой»

Воспитатель: Ребята, ведь мы только воображали, что мыли руки, а на самом деле наши руки не чистые. Хотите проверить? Дети передают друг другу очищенную картошку). Посмотрите, изменилась картошка? Какая она стала? Можно ее съесть?

V. Воспитатель: А вместе с грязью живут микробы. Что вы о них знаете? (возвращается Грязнулькин) .

Ребенок:

По воздуху летают микробы.

На кожу попадают микробы.

Сквозь ссадины и ранки

Стремятся спозаранку

Проникнуть в нас микробы.

Мойте руки с мылом белым,

Пропадут микробы навсегда

Защищают наше тело

Солнце, воздух, мыло и вода.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод? (ответы детей)

Воспитатель:

От простой воды и мыла

У микробов тает сила (заучивание) .

Воспитатель: Микробы бывают не только на грязных руках и предметах. Они живут и в человеке и могут попадать от одного человека к другому. Как это происходит?

Дети: при чихании и кашле.

Воспитатель: Этот способ называется прямым заражением. Когда люди чихают и не закрывают рот, микробы разлетаются на 10 метров. Чтобы вы себе это представили.

VI. Предлагаю вам игру.

Дети делятся на 2 команды: чихающие и заражающиеся. Чихающие бросают мячи, заражающиеся увертываются.

Воспитатель: Тяжело пришлось заражающимся. Что нужно делать, чтобы микробы так не разлетались? (ответы детей)

Воспитатель: Ну и это не все. Вы чихнули в платок, а его взяла мама, что произойдет с мамой? (Ответы детей) .

Такой способ передачи называется не прямым, а через личные вещи. Что такое личные вещи? Перечислите эти вещи.

VII. Игра «Можно – нельзя» (разложить вещи в 2 коробки: личные вещи и вещи общего пользования)

VIII. Все люди стараются поступать правильно, но все равно болеют. Вы болеете? Значит в ваш организм попадают микробы. Как же от них избавиться? (ответы детей) .

Воспитатель: Мы с вами уже позаботились о себе, сделали чесночницы. Мы заботимся о своем здоровье.

Растёт в саду на огородной грядке,

И круглый год заботится о Вас.

Все, кто растёт с ним рядышком - в порядке:

Сам не болеет - и другим не даст.

Его обходят стороной микробы,

Он словно врач с инфекциями строг:

Избавит от простуды и озноба

Целебный и питательный чеснок. (О. Карелин)

Вот так мы заботимся о себе. А кто еще заботится о вашем здоровье? (ответы детей) .

VIII. Подведение итога.

Елена Карпова
Конспект режимного момента «Умывание»

Задачи :

1. Продолжать учить детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем.

2. Закрепить знания об отдельных предметах личной гигиены (мыло, полотенце) .

3. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

4. Обогащать и активизировать словарь детей.

5. Использовать знания потешек, стихов.

6. Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса умывания .

Ход режимного момента:

Раздаётся стук в дверь.

Вос-ль : Кто это к нам стучится? (Воспитатель обнаруживает за дверью «грязного» зайца и заносит его в группу).

Восп-ль : Кто это? (Зайчик)

Вос-ль : Ребята поздоровайтесь с Зайцем. (Дети здороваются)

Вос-ль : Чтос тобой случилось Зайка? Почему ты такой грязный?

Зайчик : Да я не умывался .

Вос-ль : Ты знаешь, Заяц, мы с ребятами не любим грязных детей. Посмотри на ребят. Они все чистые, опрятные, красивые.

Вос-ль : Ребята, а почему Заяц такой грязный? (Он не умывался .)

Заяц : А я не люблю умываться , я боюсь мыла и воды

Вос-ль : «Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя…» . Ребята, а вы хотели бы играть с таким грязным зайцем? (Нет.)

Вос-ль : Что нужно сделать, чтобы Заяц стал чистым? (Умыться.)

Вос-ль : Хотите научить Зайца умываться ?

Вос-ль : А помогут нам эти картинки.

(Дети работаю с картинками, которые обозначают порядок умывания ).

Вос-ль : Что нужно сделать сначала перед мытьём рук? (Засучить рукава.)

Затем, что нужно сделать? (Намылить руки, смыть водичкой.) Чем мы будем намыливать руки? (Мылом) . А, что ещё нужно сделать? (Вытереть.) Чем вытереться? (Полотенцем) . Молодцы. Вы правильно рассказали по картинкам.

Вос-ль : Давайте, покажем зайчику как вы это умеете делать.

(Проводится физкультминутка. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая выполнением движений согласно тексту, а дети повторяют за воспитателем движения).

Кран, откройся! – правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

Нос, умойся! – растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

Мойтесь сразу оба глаза! – нежно проводим руками над глазами.

Мойтесь, уши! – растираем ладонями уши.

Мойся, шейка хорошенька! – гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щёки.

Грязь, смывайся! Грязь смывайся! – трем ладошки друг о друга.

Полотенцем вытирайся! - поглаживаем ладошки сверху по очереди.

Вос-ль : А теперь давайте пойдем все вместе и покажем зайчику как мы умеем умываться , и научим зайчика. (Дети идут в туалетную комнату, умываются и зайчик тоже умывается ).

Зайчик : Спасибо дети что вы научили меня умываться ! теперь я буду умываться каждый день и не бояться! До свиданья!

Дети : До свиданья Зайчик!

Публикации по теме:

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Представленный мною фотоотчет даёт возможность воспитателю решать задачи сохранения и укрепления.

Анализ взаимопосещения режимного момента: гимнастика после дневного сна Дата: 30 октября 2017 года Педагог: Смоловская Е. Г. Возрастная группа: подготовительная группа № 5 Количество детей: 21 человек Проверяющий:.

Конспект организации режимного момента «Подготовка ко сну. Сон» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №20 «Детский сад комбинированного вида» Конспект организации режимного.

Конспект проведения режимного момента «Одевание» во второй младшей группе Воспитательные задачи:Воспитывать самостоятельность,аккуратность,бережность,взаимопомощь. Обучающие задачи:Учить застёгивать пуговицы,последовательно.

Конспект режимного момента с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе «Утро» Конспект режимных моментов во 2 младшей группе: Утро. «В гостях у колобка».Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Нина Коломенцева
Конспект режимного момента. Формирование у детей навыков самообслуживания

Тема : Просмотр режимных моментов

Цель : Формирование у детей навыков самообслуживания (умывание, навыки еды , раздевание ко сну, подъем со сна и одевание)

Программное содержание :

1. Продолжать учить детей намыливать руки мылом и мыть их прямыми движениями, отжимать руки после мытья.

Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место.

2. Побуждать детей к самостоятельному раздеванию (шорт, носочков, обуви) . Вешать одежду на стульчик.

3. Прививать детям навыки культуры еды держать ложку в правой руке, аккуратно есть, не разливать на стол суп, задвигать стул под стол, говорить «спасибо» .

Правильно нести стульчик (за сидение и за спинку) для раздевания ко сну. Методы и приемы :

Художественное слово : чтение потешек, стихов, песенок. Показ, напоминание, поощрение, совместная деятельность с ребенком.

Словарная работа с детьми (развитие пассивной речи) :

Мыло, намыливай, потри, отжимаем полотенце, петелька, вытираемся, обедаем, кушаем, ложка, тарелка, салфетка и. т. д. Рубашка, платье, шорты, сандалии, колготки, носочки.

Предварительная работа :

Знакомство с туалетной комнатой, показ картинок на вешалке для полотенец, место индивидуального горшка. Показ способа умывания, мытья рук, намыливания их мылом, совместные действия с ребенком. Игры : «Кукла Маша умывается» , «Хрюша в гости собирается»

Ход проведения режимных моментов.

Играем с детьми с погремушками, обращаю внимание детей на настенные картинки.

У Слоненка день рождения, друзья идут угощаться вкусным тортом, и нам пришло время обедать

Динь-ля-ра, динь-ля-ра, кушать детям всем пора!

Но сначала нам надо вымыть руки. Пойдемте со мной Сережа, Владик, Марина, Денис, Паша.

Знаем мы закон простой - руки мой перед едой.

Открываю кран, говорю : Кран откройся, нос умойся. Мойтесь ручки чисто -

чисто. А чтобы ручки чисто вымолись их надо намылить мылом. Мыло

желтое душистое,белой пеной пенится, руки мыть не ленится. Смочи Владик

ладошки, бери мыло, крепче его держи, намыливай ручки вот так

(совместные действия с ребенком, беру его ладошки в свои) .Положи мыло в

мыльницу, смывай мыло, три ладошки. Вот молодец! Отожмем водичку,

сделаем замочек. Вода не капает с твоих рук. Где твое полотенце? Какая у

тебя картинка? Правильно, котик. Снимай полотенце с крючочка, покажи

ладошки (кладу ему полотенце, вытирай лицо, ручки по очереди правую,

левую, вешай полотенце. Где петелька? Молодец! Обращаю внимание на

Дениса. Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.

Мы ребята - молодцы, сами умываемся. Полотенчиком своим сухо

вытираемся. Слежу за умыванием других детей , побуждаю их, чтобы они не

забывали брать с мыльницы мыло.

А теперь кусочек мыла поможет нам умыться!

Ладошки друг друга моют чисто- чисто!

А на маленьком крючочке ждет нас полотенчико!

Чище мойся - воды не бойся!

Ай лады - лады - лады, не боимся мы воды.

Чисто умываемся, друг другу улыбаемся!

Умывшись, дети идут за столы. Помощник воспитателя принимает детей , усаживает за столы, подвигает стульчик, -надевает нагрудники, подает тарелку с супом и ложку (на столе тарелка с хлебом и салфетки) . У каждого ребенка свое место за столом. -Где ты сидишь? Где твой стульчик?

Обращаю внимание на посадку детей за столом (при необходимости подвигаю стульчик ближе к столу, на то, чтобы дети держали правильно ложку в правой руке. Напоминаю о том, что есть надо аккуратно, над тарелкой.

Сегодня у нас вкусные щи! Приятного аппетита!

Комментирую вкусовые качества пищи. Наблюдаем, чтобы дети ели с хлебом, кого необходимо - докармливаем.

Блюда подаются поочередно, по мере съедания детьми. Обращаю внимание на то, чтобы ложку держали в правой руке, беру руку ребенка в свою руку, помогаю ему, есть. Использую другую ложку, чтобы докормить малыша. После еды, напоминаю детям о пользование салфеткой. Учу их вытирать рот и руки. Напоминаю, чтобы говорили «Спасибо!» и задвигали стул. Помогаю снять нагрудник.

По окончании приема пищи, дети идут в туалет (при необходимости,или сразу идут в спальную комнату.

-Обращаюсь к детям : кто покушал, берите стульчики, пойдемте раздеваться и ложиться спать.

При раздевании обращаю внимание детей на одежду : Какое у Карины красивое платье, в горошек, с пояском. И у Ани красивое платье. Мы всю свою одежду повесим на стульчик, поднимай ручки. Вот как хорошо! Рубашку повесим аккуратно (раздевание идет сверху, т,е сначала снимаем платье, рубашку, а затем туфли, шорты и носочки).

Давай я тебе помогу расстегнуть сандалики, а ты сам снимешь. Снимай сам. Рядышком ставь, чтобы они «дружились» . Ребенок, сидя наклоняется и задвигает сандалики под стул.

Снимай шортики. Закладывай пальчик за резиночку. Вот так! Растянули

резиночку и снимаем. Сначала одну ножку вынимай, потом другую. А теперь

что надо снять? Носочки. Да, потяни за носочек. Снял? А теперь, расправь

носочки и красиво положи на стульчик, «дружатся» , рядышком лежат.

Кто не справляется сам - помогаю, подсказываю, напоминаю : «Посмотри,

сандалики поссорились»! Как их надо поставить? Вот так! Красиво клади

шорты, сюда резиночкой, к краю стула. Давай поправим!

Дети ложатся в кроватки. Использую художественное слово.

Спать пора. Уснул бычок. Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

И детки наши тоже легли спать.

Глазки закрыли и молчат

Спи глазок, спи другой.

Дети засыпают, укладывание на сон идет постепенно. Во время сна наблюдаю за детьми, удобно ли им лежать, не беспокоит ли их что-нибудь 1 Для хорошего самочувствия ребенка важно не только как он спит, но и как просыпается. Поэтому, подъем детей со сна проходит по мере пробуждения детей , т. е. - постепенно. Ласково, доброжелательно отношусь к проснувшимся, использую потешки. -Вот проснулись-потянулись, С боку на бок повернулись. Потягушечки, потягушечки. Где игрушечки, погремушечки?

Сажусь на кроватку к Анечке, говорю : «Глазки проснулись? Ручки тоже? Ножки проснулись? Ну, давай, вставай! При одевании говорю детям; - Что сначала надеваем?

Тимоша сам одевается - молодец! Вика тоже умница! Марина, ты правильно надеваешь колготочки? Смотри, здесь две полосочки, две дорожки. Положи их к животику, теперь надевай. Растяни резиночку сильно - сильно. Видишь там две норки. Сначала одну ножку в одну норку, а другую ножку - в другую. У тебя ловкие ручки. (незаметно помогаю) .

Идет постепенный подъем детей . Их держу в поле зрения. Привлекаю их внимание к одежде. Какая у Вани красивая рубашка! -Рубашку цапли сшили, А лягушки пуговки пришили.

Постоянно смотрю за детьми, напоминаю, помогаю (метод пассивных действий)

-Говорю Сереже : Бери шорты, клади на коленочки, растягивай резиночку, видишь домики, одну ножку в один домик, другую - в другой. -Марина сама сандалики надела и застегнула их. Вот какая умница! У тебя ловкие ручки!

По мере одевания дети берут свои стульчики, уносят их в группу и играют.

Публикации по теме:

Конспект режимного момента - организации завтрака в средней группе Конспект организации завтрака в средней группе. Подготовила воспитатель Голдырева С. В. Цели: I. Привлечь внимание детей к гигиеническим.

Конспект режимного момента «Обед в первой младшей группе». Задачи: 1. Продолжать охранять и укреплять здоровье детей. 2. Продолжать формировать культуру поведения во время еды: правильно пользоваться.

Конспект режимного момента в средней группе. Опробование «Пряник» Опробование «Пряник». Сегодня мы с вами будем пробовать что то ооочень вкусное. А как вы думаете: нужна ли нам тарелка,ребята? -да (показать.

Конспект режимного момента во второй половине дня в старшей группе Воспитатель: Красноперова Ирина Валентиновна Подъём детей. 1. Постепенный подъём. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Закаливающие мероприятия.

Открытый показ режимного момента «Подготовка к завтраку, завтрак в средней группе» Тема: «Подготовка к завтраку, завтрак» Задачи: Продолжать обучение привычки: самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед.

Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.

Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей

Оганизация умывания . Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой - в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:

Будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;

Не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);

Следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.

В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:

Взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;

Создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;

Смыть мыло водой;

Отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;

Взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;

При необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.

Организация питания.

Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;

Индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);

Над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);

В центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).

Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:

Перед ребенком должно находится только одно блюдо;

Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;

Не допускать громких разговоров и звучания музыки;

Не допускать понуканий, поторапливания детей;

Не допускать насильного кормления детей;

Не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

Не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

При нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;

Помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;

Не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;

Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

У детей необходимо формировать навыки приема пищи:

Брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;

Не разговаривать во время еды;

Вытирать руки и рот бумажной салфеткой;

Правильно пользоваться столовыми приборами.

После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах - дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.

После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы - чашку и блюдце, средний и старший возраст - всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов.Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.

Организация дневного сна.

Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

Снимают обувь;

Носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

Шорты помещают на сиденье стула;

Юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

Колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

Последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.

Внимание! Переодевание - это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой - в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон - это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка - оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.

Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение - серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей - и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.

Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.

Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.

Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак - от 15 до 25 минут, на обед и ужин - от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока - 10 минут, в зависимости от возраста детей.

Следует обратить внимание:

Все навыки формируются постепенно;

Лучший пример для подражания - взрослый;

У ребенка есть свои вкусы и привычки;

В игре обучение проходит легче.

Следует избегать:

Необоснованного поторапливания и одергивания детей;

Публичного осуждения ребенка за неумение;

Излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;

Затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.

1 младшая группа:

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.

Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.

Учить детей полоскать рот после еды.

Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.

2 младшая группа:

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.

Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.

Средняя группа:

Совершенствовать ранее приобретенные навыки.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.

Старшая группа:

Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.

Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.

Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.

Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.

Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.

Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены. Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?