Хранение одежды на полках. Как правильно хранить вещи в шкафу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Выявление таланта и развитие одарённых спортсменов можно рассматривать как одну из самых насущных, важных практически и в научном плане проблем современного спорта. Эта проблема тесно связана с различными аспектами и построения многолетней и . С течением времени эта проблема привлекает всё большее внимание и интерес различных организаций, которые разрабатывают перспективные программы для инвестиций и содействия процессу подготовки отдельных спортсменов и команд самого высокого уровня в соответствии с приоритетами, существующими в разных странах. В течение последнего десятилетия был опубликован ряд обширных обзоров (Davids и Baker, 2007; Vaeyens et al., 2008; Lidor et al., 2009). Эти и другие источники, соответствующие данной проблематике, могут обеспечить читателей углублёнными знаниями, в то время как настоящая статья предназначена для обобщения возможных подходов к решению проблемы и практически наиболее доступных свидетельств. В последней части этой статьи приводятся некоторые новые данные, касающиеся означенного вопроса.

Научные предпосылки

Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант

Теперь, когда применение методов молекулярной генетики в спортивной науке стало реальностью, понимание роли наследственности значительно углубилось и расширилось. Обзор проведённых исследований выявил 36 генетических маркеров, связанных с элитным спортивным статусом, и 39 дополнительных генетических маркеров, ответственных за межличностную изменчивость в силовых и видах спорта на (Ahmetov, Rogozkin, 2009).

Таблица 1. Факторы, определяющие спортивный талант, их характеристики и зависимость от наследственности (по Klissouras, 1997; Bouchard et al., 1999; Szopa et ai., 1999; Bouchard et al., 2000)

Факторы

Характеристика

Генетическая предрасположенность

Телосложение и состав тела

Рост, длина конечностей и размер ноги

Сильная

Ширина плеч, окружность бёдер, мышечная масса

Умеренная

Общая жировая масса

Физиологические

Алактатная анаэробная мощность Пиковый лактат крови

Способность ориентироваться в пространстве

Гликолитическая анаэробная мощность Силовая выносливость (устойчивость к закислению)

Гибкость

Умеренная

Психологические

Уверенность в себе Контроль уровня тревожности Мотивация Концентрация

От слабой до умеренной

Социологические

Родительская поддержка Социально-экономическое положение Культурный фон

Взаимодействие тренера и ребенка

Отсутствует

Дополнительную информацию, связанную с генетическими факторами спортивного таланта, можно найти в статье .

В соответствии с современным подходом (Williams и Franks, 1998; Williams и Reilly, 2000) спортивный талант определяется четырьмя группами генерализованных факторов: антропометрическими, физиологическими, психологическими и социологическими. Каждая из них содержит многочисленные показатели, которые могут быть прогностическими при поиске таланта. Некоторые антропометрические и физиологические показатели сильно зависят от наследственности и в связи с этим не могут быть компенсированы за счёт других личностных качеств. Поэтому они могут ограничить прогресс в данном виде спорта. Некоторые психологические черты личности лишь в определённой степени наследуемы (Plomin et al., 1994; Saudino, 1997) и, следовательно, на них можно воздействовать в процессе спортивной тренировки. Социологические условия не зависят от наследственности. Однако это не означает, что они могут при необходимости легко изменяться.

Анализ факторов, определяющих спортивный талант, требует надлежащего учёта координационных способностей, которые прочно ассоциируются с приобретением и совершенствованием технического мастерства. Исследования генетического фонда координационных способностей дают многочисленные результаты, которые отчасти противоречивы и неоднозначны. Тем не менее, тщательный анализ данных этих исследований позволяет охарактеризовать некоторые координационные способности с точки зрения их наследственной зависимости (Lyakh et al., 2007).

Таблица 2. Генетическая детерминация отдельных координационных способностей спортсменов (по Lyakh et al., 2007)

Данные табл. 2 основаны на результатах исследований близнецов и членов семей (проанализированы итоги более 30 публикаций). Очевидно, что оценки комплексной двигательной реакции и пространственной ориентации наиболее генетически зависимы и, следовательно, могут быть более предсказуемы при определении одарённости спортивных кандидатов. В противоположность координационным способностям (таким как динамический и статический баланс) время простой зрительно-моторной реакции и кинестетическая дифференциация генетически детерминированы в относительно небольшой или умеренной степени и поэтому могут успешно подвергаться целенаправленному воздействию. С этой точки зрения важно, что наследственная детерминация различных координационных способностей, как правило, ниже у детей (7-10 лет) и сильнее у более взрослых спортсменов. Это поддерживает широко распространённое предположение о том, что ранняя специализация позволяет более эффективно компенсировать наследственные ограничения потенциально талантливого спортсмена.

Темп прироста результатов как индикатор одарённости

Как уже было сказано, поиск талантливых спортсменов может быть основан на относительно неизменяемых прогностических факторах, которые чаще всего связаны с антропометрическими и физиологическими предпосылками. Такой подход привёл к разработке так называемых модельных характеристик, описывающих благоприятные комбинации антропометрических и физиологических переменных для разных возрастных категорий (Булгакова, 1986). Эти характеристики были использованы для идентификации кандидатов с лучшими перспективами на успех более специализированной подготовки. Основным ограничением этой оценки является различный уровень зрелости ребёнка, который определяет темпы роста подготовленности на начальных этапах подготовки. Дети с более медленным темпом созревания могут отставать от более зрелых товарищей по команде, но могут иметь больший потенциал для дальнейшего прогресса. Роль темпа созревания в прогрессировании потенциально одарённых спортсменов была оценена в специальном исследовании (Troup et al., 1991).

Пример. 320 пловцов в возрасте 11-18 лет участвовали в программе отбора в США и об следовались по показателям биологического возраста, антропометрического статуса, мышечной силы и мощности, специфических способностей и результативности в плавании (Troup et al, 1991). Результаты показали, что лучшие более молодые спортсмены, как правило, имеют более высокий уровень биологической зрелости, чем их менее успешные товарищи по команде, в то время как лучшие более старшие спортсмены в основном соответствуют своему календарному возрасту (80% сборной США) или являются ретардантами (18% команды). Авторы предполагают, что успешные ретарданты имеют лучшие шансы оставаться активными в спорте в течение более длительных периодов времени (табл. 3).

Таблица 3. Соотношение между календарным и биологическим возрастом лучших юных американских пловцов разных возрастных категорий (по Troup et al., 1991)

Другой подход к рассмотрению этой проблемы заключается в ретроспективных исследованиях, в которых тщательно анализируются тенденции в изменении результативности выдающихся спортсменов, размеров их тела и т.д. Количество доступных для ретроспективного анализа характеристик, как правило, ограничено, но преимущества таких исследований очевидны, так как это единственный способ воссоздать уникальный путь олимпийских чемпионов и чемпионов мира с детства до подъёма на подиум.

Пример. 35 ведущих гребцов на байдарках и каноэ мирового уровня, которые в составе сборной СССР выиграли медали на Олимпийских играх и чемпионатах мира за восемь лет до начала исследования, были опрошены относительно их официальных спортивных результатов, начиная с возраста 14-15 лет. Этот возраст соответствовал концу первого года их многолетней подготовки (респонденты, которые начали свою подготовку позже, были исключены из анализа). Собранные данные были подвергнуты статистическому анализу, и были рассчитаны тенденции изменения спортивного результата элитных гребцов (Рис. 1). Несмотря на существенное совершенствование вёсел и лодок, произошедшее в течение двух десятилетий после проведения этого исследования, результаты, достигнутые выдающимися спортсменами на ранних этапах их подготовки, остаются актуальными и по сей день для оценки одарённости сегодняшних молодых спортсменов (Созин, 1986).

Рис. 1. Результаты очень успешных гребцов на байдарках и каноэ, показанные ими в разные возрастные периоды, которые можно использовать для определения одарённости современных подростков (по Созину, 1986)

Конечно, ретроспективный анализ тенденций результативности выдающихся спортсменов является привилегией таких видов спорта, где результаты регистрируются, поэтому такие анализы могут быть выполнены. Специфика командных, боевых и художественных видов спорта ограничивает возможности реконструирования тенденций совершенствования ведущих спортсменов мира. Тем не менее ретроспективный анализ их подготовки, физического развития и формирования технического мастерства остаётся чрезвычайно актуальной задачей, которая ждёт своих скрупулезных исследователей.

Основные подходы к выявлению одарённости

С практической точки зрения важно различать потенциально талантливых и менее перспективных кандидатов, используя доступные объективные тесты и показатели. Для этого было проведено большое количество исследований, выводы которых имеют особое значение для исследователей и практиков. Другой подход предполагает использование определённых правил и практически ориентированных схем дифференциации более и менее перспективных кандидатов. Рассмотрим оба этих подхода.

Данные исследований одарённости юных спортсменов

Особое внимание должно быть уделено определению наиболее благоприятных сочетаний антропометрических и физиологических оценок для разных возрастов. Такие связанные с возрастом модели могут быть созданы с помощью лонгитудинального исследования большой группы спортсменов, в которой есть подгруппа спортсменов, достигающих элитного уровня. Данные, полученные у этих спортсменов в разные периоды, могут использоваться в качестве модельных характеристик для соответствующих возрастных категорий.

Очевидно, что такое исследование, которое могло бы занять несколько лет, представляется сложным и организационно проблемным, однако такие долгосрочные исследовательские проекты состоялись (табл. 4). Гораздо более распространёнными являются так называемые кросс-секционные исследования, которые сравнивают менее и более успешную молодёжь. Полученные результаты используются для выявления особенностей гипотетически одарённых спортсменов. Рассмотрим ряд исследований, которые представляют результаты кросс-секционных и лонгитудинальных подходов (табл. 4).

Таблица 4. Краткий обзор исследований, в которых оценивались спортивная одарённость и талант

Выборка

Описание исследования

Результаты исследования

Источник

Члены сборной США по теннису (возраст - 15,4 лет), субэлитные игроки (возраст - 13,6 лет) и 250 молодых игроков

КСИ: батарея тестов включала процедуры получения данных о скорости, ловкости, силе, гибкости и травмоопасности. Тестирование было выполнено во время проведения специального тренировочного сбора

Результаты тестов дали возможность предсказать результативность соответствующих подгрупп с точностью 85,7% для сборной,

91,3% - для субэлиты и 95,5% - для остальных игроков

Roetert et al., 1996

173 кандидата в члены регбийного клуба без предварительной подготовки. Возраст спортсменов - 10 лет

КСИ: получены результаты 14 двигательных тестов (скорость, ловкость, сила, гибкость) и измерены 14 антропометрических показателей

С помощью оценочного профиля, полученного после анализа результатов 45 игроков топ-уровня, все кандидаты были классифицированы в соответствии с их предрасположенностью (точность 93,8%)

Pienaar et al., 1998

16 элитных и 15 субэлитных футболистов в возрасте 16,4 лет

КСИ: программа испытаний включала оценку специфических для футболиста навыков, общей подготовленности, антропометрических, физиологических и психологических данных

Самыми информативными показателями были скорость, ловкость, способность предвидеть ход развития игровой ситуации, аэробная мощность, способность противостоять утомлению и личностная ориентация

Reilly et al., 2000

24 элитных игрока в водное поло в возрасте 14-15 лет

ЛИ: батарея тестов включала 6 испытаний в плавании, дриблинге, бросках мяча, «выпрыгивании» из воды и понимании игры. Исследование длилось 2 года

Выбранные для исследования игроки имели изначальное превосходство в плавании, дриблинге и понимании игровых схем. Прогноз оправдался для 67% игроков, которые попали в окончательный состав команды

Falk et al., 2004

405 новичков-гандбо-листов в возрасте 12-13 лет

ЛИ: батарея тестов включала определение роста, веса, скорости, взрывной силы и результата в слаломном стиле дриблинга. Исследование длилось 2 года

Сравнения отобранных в сборную и других игроков показало, что только результат в слаломном дриблинге служил хорошим прогностическим фактором одарённости

Lidor et al., 2005a

10 спортсменов-дзюдоистов в возрасте 12-15 лет

ЛИ: 3 раза в течение 2 лет проводилась оценка общей работоспособности и набора специфических навыков дзюдоиста (10 заданий)

Рейтинг спортсменов через 8 лет после тестирования не соответствовал результатам специфических тестов дзюдоиста, которые не оказались достаточно чувствительными, чтобы быть прогностическими факторами спортивного таланта

Lidor et al., 2005b

15 элитных юношей-волейболистов в возрасте 16 лет, разделённых на подгруппы новичков (Н) и продолжающих спортивное совершенствование (П)

ЛИ: батарея тестов включала определение скорости, ловкости, взрывной силы, выносливости и 2 задачи на проявление игровых навыков. Исследование длилось 15 месяцев

Только один тест - вертикальный прыжок с доставанием в высшей точке полета подвешенного предмета выявил различия между Н и П подгруппами. Другие тесты не выявили влияния на спортивные способности

Lidor et al., 2007

Здесь: КСИ - кросс-секционное исследование; ЛИ - лонгитудинальное исследование

Обзор упомянутых выше исследований показывает разнообразные результаты, которые демонстрируют различные тенденции в прогнозировании и идентификации спортивного таланта. Применение батареи тестов для новичков и спортсменов невысокого уровня подготовленности позволяло распознавать больше потенциальных кандидатов (Pienaar et al, 1998; Lidor et al., 2005a). Эти данные, безусловно, имеют практическое значение для дальнейшей спортивной подготовки перспективных кандидатов. Важно, что включение специфических по виду спорта двигательных тестов имеет особое значение из-за своей высокой чувствительности к проявлению целевых способностей. Очевидную перспективу имеет также оценка групп спортсменов разного уровня, что позволяет находить самые селективные показатели, которые могут быть использованы для идентификации потенциальных талантов. Такие исследования были успешно проведены в теннисе (Roetert et al., 1996), футболе (Reilly et al.,) и волейболе (Lidor et al., 2007). Особый интерес вызывают данные лонгитудинального исследования, в котором результаты тестирования на ранних этапах спортивной подготовки соотносились с успешностью спортсменов после длительной целенаправленной подготовки. Исследовательский проект с молодыми перспективными дзюдоистами привёл к неожиданным результатам: мониторинг уровня подготовленности в течение двух лет не выявил прогностического потенциала как общих, так и специфических по виду спорта показателей при сопоставлении с рейтингом этих спортсменов, которого они добились через восемь лет после завершения этой программы (Lidor et al., 2005b). Причины такого «провала прогнозирования» могут быть связаны с неоднородностью группы (исходный возраст варьировал от 12 до 15 лет) и относительно низкой чувствительностью батареи тестов к уровню развития высокоспецифичных спортивных способностей дзюдоиста. В любом случае результаты каждого отдельного исследования, приведённого в таблице 4, дают определённую информацию, которая может помочь тренеру более осмысленно выбирать тесты и показатели одарённости и более осознанно оценивать специфический по виду спорта потенциал спортсменов.

Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов

Можно предположить, что дальнейшее совершенствование методов оценки приведёт к увеличению точности составления прогноза при определении спортивного таланта. Однако такие факторы, как профессиональное мастерство тренеров и разумное использование доказательной базы, не могут быть недооценены. В свете изложенного можно рекомендовать следующие общие подходы к поиску одарённой молодёжи.

Рис. 2. Одарённость как общий, но не единственный фактор, определяющий начальный уровень и темпы совершенствования в начале спортивной подготовки (Issurin, 2008)

Вообще говоря, можно предположить, что одарённость суть комбинация двух основных компонентов: предрасположенности к определённой спортивной деятельности и тре-нируемости при использовании соответствующих спортивных нагрузок (Рис. 2).

Эти два компонента одарённости (предрасположенность и тренируемость) определяют эффект начальной подготовки. Например, предрасположенность к определённому виду спорта влияет на начальный уровень соответствующего ( , и т.д.), а тренируемость определяет темпы роста уровня подготовленности в процессе начальной подготовки. Этот тезис имеет несколько ограничений, поскольку предрасположенность к определённому виду спорта - не единственный определяющий фактор уровня двигательной подготовленности, который может быть исследован. Предшествующий опыт в такого рода деятельности (начальная подготовка, знакомство с процедурами тестирования и т.д.) также оказывает сильное влияние на результат предварительных испытаний.

Пример. Рассмотрим плавательную подготовленность членов группы восьми-, девятилетних детей. У некоторых из них уже был опыт в плавании (плавание с родителями или более взрослыми родственниками, игры на мелководье и т.д.), другие брали уроки и более или менее привыкли к движениям в воде, а остальные не имели никакого опыта вообще. В связи с этим поведение этих детей в воде будет очень разным, а предыдущий опыт повлияет на результаты намного сильнее, чем реальная предрасположенность детей к спортивному плаванию.

Вторая проблема связана с темпом совершенствования в процессе начальной подготовки, который зависит не только от тренируемости индивидуума, но и от качества подготовки. Это становится очевидным, если сравнить успехи спортсменов, тренирующихся в разных условиях с разными тренерами. Однако при подготовке спортсменов в одной группе с тем же тренером темпы роста подготовленности адекватно отражают тренируемость.

На основании такого (так называемого двойственного) подхода к вопросу одарённости понятно, что её выявление ограничено оценкой исходного уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпом её повышения в процессе начальной подготовки. Такой метод диагностики впервые был реализован в командных игровых видах спорта, в основном по запросу практики (Бриль, 1980). Общая логика этого двойственного подхода представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Двойственный подход к выявлению одарённых детей на основе оценки исходного уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпа её роста в процессе начальной подготовки (по Брилю, 1980, модификация автора)

Ещё одно замечание должно быть сделано в отношении оптимальной длительности процесса подготовки, необходимого для оценки темпов роста, то есть тренируемости молодых спортсменов. Нет однозначного ответа на этот вопрос, поскольку необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. абсолютная непригодность некоторых лиц для успешных действий в конкретных видах спорта может быть осознана быстро (высокие и тяжёлые кандидаты в спортивной гимнастике; низкорослые дети в баскетболе и т.д.);
  2. неспособные кандидаты, как правило, могут быть выявлены в процессе кратковременной предварительной подготовки (за три-четыре месяца);
  3. диагностика одарённости в видах спорта, требующих проявления максимальной скорости и мощности, занимает относительно короткий период времени (как правило, до одного года);
  4. выявление одарённых детей в сложнокоординационных видах (гимнастика, фигурное катание и т.п.) ограничивается начальной подготовкой, в которую дети обычно вовлекаются раньше, чем в других видах спорта; процесс оценки занимает 1-2 года;
  5. в командных и игровых видах спорта, где дети начинают систематическую подготовку относительно позже, очень одарённые спортсмены могут быть выявлены быстрее (за два-три месяца), однако этот процесс, как правило, занимает около года;
  6. возможно, самый долгий срок для идентификации одарённости необходим в видах спорта на выносливость, в которых многие спортсмены мирового уровня признаются имеющими весомые перспективы через три-четыре года систематической подготовки.

Данные генетики . На основании результатов исследований молодых взрослых близнецов было выявлено, что вклад связанных с наследственностью факторов в результат применения тренировочной программы на выносливость различается на ранних и более поздних этапах подготовки. Начальная подготовка в меньшей степени зависит от наследственности. Тем не менее, по мере прогрессирования спортсменов и подхода к более высоким нагрузкам влияние генетического фактора на эффективность их подготовки становится гораздо сильнее (Bouchard et al., 2000). Такая динамика реакции на тренировочную нагрузку отчасти объясняет, почему некоторых спортсменов, одарённых в проявлении выносливости, невозможно эффективно распознать на ранних этапах их подготовки.

Отдельно следует упомянуть генетическую составляющую спортивной одарённости, которая, конечно, крайне важна. Она касается интереса тренера к спортивной истории семьи и достижениям более старших родственников, что является разумным и желательным. Только у некоторых выдающихся спортсменов родители были великими чемпионами; таблица 3.1 представляет ряд примеров таких уникальных спортивных династий. Тем не менее, большинство великих спортсменов родилось и выросло в семьях физически активных и спортивно ориентированных людей. В любом случае родительская поддержка имеет огромное значение, даже если наследственные факторы не дают спортсмену никаких особых преимуществ.

Кроме того, в течение последних десятилетий был проведён ряд научных исследований в целях разработки многомерных моделей одарённых спортсменов в различных видах спорта. Такие модели включают несколько показателей телосложения, двигательной подготовленности и т.д., что делает возможным сравнение реальных детей с виртуальными кандидатами в будущую элиту данного вида спорта. Такие данные могут быть найдены, например, в публикациях Arnot и Gaines, 1986 и Brown, 2001.

Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет

Теория целенаправленной практики была предложена около двух десятилетий назад и первоначально была основана на обширных данных, полученных при анализе развития личности студентов музыкальных учебных заведений и высокопрофессиональных музыкантов (Ericsson et al., 1993). Впоследствии авторы нашли поддержку этой теории, собрав данные о спортсменах высокого уровня, в основном шахматистов и теннисистов. Общий смысл этой теории заключается в том, что для достижения высокого уровня работоспособности надо целенаправленно практиковаться в выбранном виде спорта в течение 10000 часов или 10 лет. Такая целенаправленная практика определялась как высококонцентрированная и высококачественная практика, которая, как правило, по своей сути, не доставляет удовольствие, такая практика должна с течением времени становиться всё более и более сложной и иметь главной целью повышение профессионального уровня.

С точки зрения этой теории предлагаемая система целенаправленной практики выглядит как привлекательной, так и оптимистичной. Действительно, перспектива добиться высокого спортивного результата через 10 лет целенаправленной практики, затратив 10 000 часов на подготовку, может дать сильный толчок че

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

АНКЕТА «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ» Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ

Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Если…

· он энергичен и все время хочет двигаться

· он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

· не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

· лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

· предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

· кажется, что он всерьез никогда не устает;

· неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

· ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

· любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

· сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

· может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

· любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

· интересуется специальной технической литературой.

Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности

Высокий и все возрастающий уровень спортивных достижений в различных видах спорта чаще всего связывается с совершенствованием системы управления тренировочным процессом. Однако параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются. В прошлые годы возможность достижения выдающихся результатов связывалась с интенсификацией процессов подготовки, в настоящее время - с оптимизацией различных компонентов тренировочного процесса на фоне максимальной реализации индивидуальных резервов на различных этапах многолетнего тренировочного процесса. Подтверждением того, что индивидуальные особенности учитываются явно недостаточно, является то, что многие способные атлеты ушли или уходят из спорта, в значительной мере не раскрыв своих возможностей из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных, психических особенностей, функциональных и адаптационных резервов . Вместе с тем имеются данные, что очень многие из тех, кто достиг результатов мирового уровня уже будучи взрослым, совсем не демонстрировали одаренности в детстве.

Действительно, чем тщательнее изучаются факторы, способствующие достижению спортсменами выдающихся результатов, тем в большей мере ученые убеждаются, что каждый незаурядный спортсмен - это яркая индивидуальность. Да и к результатам одного и того же уровня они приходят разными методическими путями при различной, характерной только для них структуре подготовленности. Говоря об успехах выдающихся атлетов, А.Н. Воробьев отмечает, что они исключительно одарены от природы.

В принципе это положение не вызывает возражения, однако практика спорта показывает, что уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости. То есть на этом фоне можно говорить о том, что успешное выполнение определенной спортивной деятельности происходит по-разному из-за внутренних свойств, отличающих индивидуальность.

Именно такого рода индивидуальные различия принципиально важны и дают основание для вывода о том, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями и что в широких пределах возможна компенсация одних способностей другими. Устойчивая же склонность, пристрастие к определенным видам занятий уже выражают особенности индивидуальности растущего человека. Обычно склонности идут впереди способностей и становятся одним из важных факторов их развития. Последнее практически не изучается в спортивной деятельности. Связывается это с тем, что эффективность спортивной деятельности определяется результатом как общим интегральным показателем уровня подготовленности. В итоге вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности увязывается со становлением узловых компонентов соревновательной деятельности.

Однако, как отмечает В.Н. Платонов , существенным просчетом большинства проведенных исследований факторной структуры подготовленности явилось то, что при определении роли отдельных параметров и факторов их связывали с интегральным показателем спортивного мастерства - спортивным результатом.

Именно систематизация эффективных основ управления тренировочным процессом привела к необходимости создания модельных характеристик, среди которых выделяют следующие: модели спортсмена будущего; модели объективизации управления тренировочным процессом ; модели для прогноза надежности выступления спортсменов .

Среди компонентов моделей, описывающих состояние или уровень подготовленности спортсменов, выделяют уровень развития сторон подготовленности; функциональные возможности; внешние морфологические признаки, возраст и спортивный стаж, способность к восстановлению после больших физических и психологических нагрузок. Применительно к высококвалифицированным спортсменам отмечается, что у них значительно меньше выражена вариабельность интегральных характеристик соревновательной деятельности в сравнении с факторами функциональной подготовленности: чем локальнее эти показатели, хотя и значимые, тем больше может быть допустимый разброс их индивидуальных значений. В этих условиях изучение индивидуально значимых факторов может иметь существенное значение при разработке моделей подготовленности к соревновательной деятельности.

Многообразие подходов показывает, что логические модели не являются полными и тем более единственными и окончательными, а главное чаще всего отсутствует совпадение индивидуальных результатов с модельными характеристиками.

Предполагается, что ориентация спортсмена на модельные характеристики приводит к устранению диспропорции подготовленности, подтягиванию отстающих в развитии качеств, обеспечению должной соразмерности составляющих спортивного мастерства. Вместе с тем редко кто из сильнейших спортсменов, по показателям которых создавались модельные характеристики, по своим данным соответствовал усредненному идеалу. При этом признается, что выдающиеся спортсмены наряду с некоторыми сильнейшими сторонами подготовленности имеют и заурядный уровень развития отдельных компонентов, а изменения этого соотношения часто нарушают всю систему.

Действительно, система выявления закономерностей достижения блестящего спортивного результата на основе статистического набора материала блокирует изучение факторов индивидуальности, способствующих достижению выдающегося результата.

Вероятно, здесь лучше всего ориентироваться не на совокупность личностных характеристик чемпионов, а на тщательный анализ всех факторов, которые сопутствуют спортивному результату. Все это обусловливает необходимость более четко определиться, что представляют собой способности, талант, одаренность спортсменов. К настоящему времени они не получили однозначного толкования, а главное практически не изучаются как основные факторы, сопутствующие достижению выдающегося результата.

Спортивный талант чаще определяется различными факторами, среди которых выделяются наследственность, биологический возраст молодого поколения, особенности телосложения, биомеханические параметры, темпы развития работоспособности. В целом отмечается, что талант - явление уникальное и встречается довольно редко .

Одаренность же рассматривается как качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности.

Под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого.

Сопоставляя приведенные понятия, следует отметить, что в обобщенном виде они употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. При этом понятие "талантливый" подчеркивает наличие природных данных в человеке, и в этом плане талант рассматривается как синоним одаренности, "способный" же определяется через соотношение с успехами в деятельности.

В.Д. Шадриков и Н.М. Дружинин отмечают: "Можно обозначить, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант - с другой, выделяются как бы разными основаниями: говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека". Талант же индивидуален, и связано это с тем, что в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и которую невозможно изменить и оценить в полном объеме. Существенным недостатком применительно к спортивной практике является то, что не рассматриваются психологические механизмы способностей и одаренности. Это связано, очевидно, с тем, что способности и одаренность у того или иного спортсмена констатируются тогда, когда уже достигнут выдающийся результат и мало внимания обращается на это в процессе отбора на различных этапах спортивного совершенствования, где основным фактором выступает соответствие сторон подготовленности тем модельным характеристикам, которые составлены для данного уровня подготовленности. В действительности же проблема отбора по способностям становится тем актуальнее, чем более жесткие требования к человеку предъявляет деятельность. Обычное же представление о том, что такое одаренный ребенок, носит обобщенный характер и довольно часто не содержит индивидуальных характеристик, не говоря уже о том, чтобы учесть целый диапазон, казалось бы, взаимоисключающих качеств.

Понятия "одаренный ребенок", "одаренные дети" в немалой мере условные, они служат для обозначения особой типологической реальности - предпосылок способностей, где индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного. Поэтому так труден переход от констатации повышенных возможностей подростка к предвидению хода его дальнейшего развития, так ненадежен прогноз.

Одним из важнейших условий развития одаренности считается ее раннее выявление, но, как показывают исследования, возраст идентификации зависит от вида одаренности (более раннее выявление музыкальной одаренности и более позднее - математической) и методов ее диагностики. Важным, но часто игнорируемым фактором одаренности являются интересы детей и подростков и их внешкольные увлечения, стабильность которых характеризует творческую продуктивность.

Действительно, часто на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса из поля зрения выпадают одаренные подростки и чаще попадают дети средних способностей, в силу определенных факторов показывающие относительно высокие спортивные результаты в детском или подростковом возрасте.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что любые ранние признаки необычных способностей понимают как выражение одаренности ребенка. В действительности же установление подлинных различий по одаренности требует выявления соотношения возрастного и индивидуального. Только опираясь на сведения о возрастной одаренности и разных вариантах, типах хода возрастного развития, можно более обоснованно подойти к оценке индивидуальности подростка. Это неоднократно подчеркивалось В.М. Тепловым, отмечавшим, что "различия по одаренности - это различия индивидуальностей" . Значение, которое он придавал индивидуальности, обнаруживалось и в том, что у людей, способных к высшим достижениям, он в соответствии со своей общей концепцией стремится каждый раз выявить качественные особенности одаренности.

К сожалению, довольно много одаренных детей обладают таким как бы взаимоисключающим сочетанием качеств, которое приводит к тому, что их не выявляют и не обучают в соответствии с их потребностями . Преобладает точка зрения, что понятие одаренности приравнивается к высокой успешности во всех областях деятельности. Это говорит о низкой эффективности системы отбора способной молодежи для занятий спортивной деятельностью. На этом фоне становится понятным отсутствие работ, изучающих особенности методики тренировочного процесса с действительно одаренными подростками. Исходя из этого основным параметром, определяющим эффективность подготовки спортсменов, является соответствие сторон подготовленности модельным характеристикам, отражающим тот или иной уровень подготовленности.

Но это едва ли решит проблему в полном объеме. Необходимо иметь в виду, что специфические особенности различных систем у каждого отдельного индивида не случайно согласуются друг с другом, а представляют собой определенную закономерную связь между собой, образуют определенную организацию, структуру, характеризующую определенный тип человека.

Все дело в том, что принципиально невозможно воздействовать на какое-либо свойство личности, не затрагивая всех остальных: формируя одно из свойств личности, мы неизбежно изменяем всю их систему в целом, независимо от того, желаем мы этого или нет .

В частности, имеются данные о том, что воздействие тренировок в раннем возрасте более эффективно для одаренных детей; напротив, для детей с невысоким уровнем развития двигательных способностей максимальный эффект тренировок проявляется в более позднем возрасте . Одновременно динамика взаимодействия развивающихся качеств будет зависеть от того, насколько развиты эти качества: при невысоком уровне их развития отмечена параллельность в их развитии, при среднем - независимость, а при чрезмерно высоком - противоположная направленность. Это дает основание считать, что предметная развивающая среда для одаренных детей должна соответствовать как общевозрастным, так и специфическим особенностям. При этом одаренность может развиваться с различной скоростью, иногда чрезвычайно быстро, а это способно привести к нарушению координации развития.

В свете обозначенного особенно важно проанализировать механизмы реализации взаимодействия способности и одаренности. Наиболее перспективен в этом плане сделанный В.Д. Шадриковым подход к определению понятий "способности" и "одаренность" с позиции функциональной системы. Он использует для этого понятие "психические функции". Их участие в спортивной деятельности особо выразительно, а они существенно различаются в связи со спецификой этой деятельности. Но нельзя говорить, что функция или какая-либо ее сторона - это и есть способность. По мнению Е.Л. Ильина , "способность - это высокий уровень проявления качественной стороны функции, обусловленной задатками". Следовательно, задатки могут усиливать проявление той или иной стороны функции, но ни в коем случае не подменять ее. Сегодня различают специальные и общие задатки. К первым относят свойства нейронов и нейронных цепей, ко вторым - свойства нервной системы, специфику организации мозга, проявляющуюся в продуктивности психических процессов и психомоторике.

На этом фоне, согласно позиции, обозначенной Б.Г. Ананьевым , отмечается, что психическая функция "есть" сложное сочетание весьма различных образований - функциональных, оперативных и мотивационных.

Вполне обоснованным представляется использование понятия способности, сформулированного В.Д. Шадриковым , как совокупности индивидуальных качеств, влияющих на эффективность деятельности, которая определяется уровнем сформированности и организации функциональной системы деятельности, т.е. в этом случае способности рассматриваются как характеристики продуктивности этих сложных функциональных систем.

При этом существенно важно то, что способность в силу своей полимодальности может обеспечить эффективность любой деятельности, а для этого необходим целый комплекс способностей и их своеобразное сочетание. Но подобное "сочетание" есть система качеств, сформировавшаяся в онтогенезе.

Применительно к спортивной деятельности существенно важно именно изучение взаимодействия отдельных способностей в системе деятельности. В отдельных видах спортивной деятельности одноименные сложные способности имеют неодинаковую структуру, на основании этого чаще приходится говорить не об общих связях, а, скорее, о конкретных проявлениях этих связей.

В целом же способности, входящие в одну и ту же группу (скоростные, силовые, выносливость), но имеющие различную структуру, включают в себя разные психологические особенности, выступающие в качестве задатков. Это дает основание отметить, что задатки характеризуются поливалентностью по отношению к способностям, так как на основе одних и тех же задатков формируются различные способности.

Следовательно, согласно В.Д. Шадрикову , "...одаренность будет выступать как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. Но практика спортивной деятельности показывает, что у разных спортсменов, занимающихся одним и тем же видом спортивной деятельности и достигающих выдающегося результата,- одаренность различна, т.е. для одной и той же деятельности характерны различные одаренности. Вероятно, как и в проблеме способностей, на первый план выступает качественная характеристика одаренности, а уже затем по мере выраженности - количественные параметры".

На самом деле, применительно к спортивной деятельности одаренность представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей. В частности, рассмотрение двигательной одаренности, проявляемой в спортивной деятельности, наглядно показывает необходимость учитывать проявление в ней психофизиологических и морфологических особенностей человека.

При этом чем больше этих компонентов имеется у человека, тем он более одарен. На этом фоне Е.П. Ильин определяет двигательную одаренность - "как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биологических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида деятельности".

Однако наличие какой-либо одной способности (или даже нескольких способностей) без антропометрических задатков или наличие последних без способностей не делает человека одаренным к спортивной деятельности. Е.П. Ильин отмечает, что антропометрические особенности могут влиять на успешность деятельности прямо (например, преимущество в росте при игре в баскетбол) и опосредованно, через влияние на проявление способности.

Изучение взаимосвязей двигательных проявлений, особенностей нейродинамики и других признаков свидетельствует о наличии интеграции различных видов потенциальных возможностей человека, лежащих в основе его индивидуального физического развития.

В этих условиях сочетание различных направлений анализа приводит к выявлению разного рода связей. Можно предположить, что качественная специфика отдельной способности выступает как выражение отдельной грани одаренности, которая, в свою очередь, рассматривается как системное качество. Но в деятельности отдельные способности проявляются не изолированно, а во взаимодействии и по отношению к цели как нечто целостное. Следовательно, как указывает В.Д. Шадриков , "…мера интегрированности способностей в системе конкретной деятельности, на наш взгляд, может иметь индивидуальные различия, так как при одной и той же продуктивности по отдельным функциям у различных лиц результативность их деятельности различается". При этом показатель интегрированности отдельных способностей тесно связан с общей одаренностью. В дополнение к этому следует привести высказывание Б.М. Теплова , который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях деятельности. Он подчеркивал, что "эквивалент как таковой многосторонен", и считал, что не о существовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: "Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности". В этом центр научной проблемы многосторонних дарований .

Видимо, необходимо подчеркнуть то, что от природной одаренности будет зависеть не сам успех, а только возможности его достижения, так как способности развиваются в процессе онтогенеза под влиянием социальных воздействий.

Каждый достигает нужного результата по-своему: индивидуальность накладывает свой отпечаток на деятельность. Имеющиеся исследования по-разному представляют данные в отношении индивидуальных особенностей и их связь с эффективностью деятельности.

Проявление же индивидуальных различий применительно к свойствам нервной системы рассматривается в двух направлениях: в отношении способов и эффективности действий.

В практике спорта чаще исследуется связь эффективности деятельности со свойствами нервной системы. Хотя в учебной и трудовой деятельности подобные связи не выявлены и наиболее продуктивны исследования, показывающие связь свойств нервной системы со способами действий, т.е. чаще говорят о типологически обусловленном стиле индивидуальной деятельности. Еще Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Подтверждение тому - данные, полученные Н.С. Лейтисом . Наблюдения за тремя учениками-отличниками показали, что они существенно различаются по темпераменту. При этом ученики отличались друг от друга прежде всего способом, стилем работы, который в значительной степени определяется их темпераментом.

Вероятно, этим можно объяснить то, что не всегда предельные нагрузки служат фактором достижения выдающегося результата. Многих замечательных результатов спортсмены достигали при значительно (в 1,5 - 2 раза) меньшей нагрузке. Эта оптимизация достигается благодаря максимальному соответствию характера нагрузки индивидуально-психологическим особенностям занимающихся.

На фоне этого главная проблема в системе воспитания одаренного ребенка - это преодоление противоречий между унифицированной системой и ярко выраженными личностными особенностями одаренного ребенка, который часто с трудом вписывается в общепринятые педагогические нормы и правила.

Однако сегодня в системе тренировочного процесса основное внимание обращается на поиски и обоснование тестов, способных выявить талантливую и одаренную молодежь, и меньше внимания уделяется программам для талантливых и одаренных, а имеющиеся часто вообще не содержат никаких научных разработок - их организаторы просто действуют на основании веры в собственную непогрешимость.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 380 с.

2. Воробьев А.Н. Принцип индивидуализации - фикция или закономерность в современном тренировочном процессе?//Теор. и практ. физ. культ. 1986. № 6, c. 29-31.

3. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека (материалы исследования на близнецах) // Теор. и практ. физ. культ. 1975, № 6, с. 22-29.

4. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //Психологический журнал. 1987, № 2, с. 37-47.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. Л., 2001. - 454 с.

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. - 279 с.

7. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев, 1980. - 336 с.

8. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев, 1984. - 350 с.

9. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М., 1986. - 287 с.

10. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М., 1983. - 176 с.

11. Попов Л.В. Психология спорта. М., 1998. - 151 с.

12. Сергиенко Л.П. Прогнозирующее значение генетических факторов в системе отбора и спортивной ориентации детей: Материалы III Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта. М., 1973, с 158-159.

13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 536 с.

14. Чернов К.А., Юдин Ю.Ф., Брянкин С.В. Теория индивидуального управления процессом спортивной тренировки. Смоленск - Москва, 1980. - 129 с.

15. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - 317 с.

16. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность"//Психологический журнал. 1982, № 3, с. 38-46.

17. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - 153 с.

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (бывш. СибАДИ), Омск

Ключевые слова: спортивная деятельность, индивидуальные особенности, способности, талант, одаренность.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок