Диспут семья глазами современной молодежи. Отношение молодежи к браку и семье

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

УДК 314.6+316.752 К.А. Ружинская, Е.С. Цыганенко, О.Е. Пантелеева ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ В статье рассматриваются ценностные ориентиры современной молодежи. Определена роль института семьи и брака в процессе социализации личности. На основе анализа общественного мнения зафиксирована динамика ценности семьи для различных возрастных групп населения и исторических периодов. Выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование отношения молодежи к семейной жизни. Рассмотрена роль государства в создании условий для закрепления ценности семьи у молодых людей. Ключевые слова: молодежь, молодые люди, семья, брак, ценности. Молодежь, как катализатор в цепочке повседневных событий, способна идти наперекор биологическим ритмам, законам природы и чужим убеждениям. К сожалению, ухватить от жизни все – невозможно, поэтому, приходится расставлять приоритеты. Самостоятельность на любом этапе развития являлась ведущим качеством личности, которое выражалось, прежде всего, в ответственности за себя и своих близких. Безусловно, в некоторых вопросах молодежь является серьезной и ответственной, чаще – наивной и инфантильной. Главное, это не бояться совершать ошибки, из которых впоследствии формируется жизненный опыт. Но, как бы то ни было, интересно отметить, что именно семья закладывает основы будущего жизненного опыта и моделей поведения молодёжи . Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос «Идеальная семья для Вас – это…». Опрос наглядно показывает представления молодых людей о семейной жизни. Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет считает идеальной такую семью, в которой царит взаимопонимание, поддержка и уважение, несмотря на возникающие финансовые трудности. Также, молодым людям важна самостоятельность и обособленность от других родственников в ведении семейных дел. Кроме того, важно, чтобы интересы семьи в целом стояли выше частных интересов каждого ее члена. Идеальная семья в представлении молодежи от 25 до 34 лет практически не отличается от предыдущей возрастной группы. Единственное отличие, состоит в том, что в данной возрастной категории молодые люди больше предпочитают равноправие, нежели наличие единого лидера в семье. Как видно, идеальная семья уже не ассоциируется с высоким уровнем материального дохода, как это было в 2012 году, когда 17% россиян считали материальные блага залогом идеальных семейных отношений. Сегодня, 87% респондентов не пугают финансовые проблемы, главное, чтобы в семье было взаимопонимание, поддержка и уважение, а патриархальный тип семьи является пережитком прошлого. Данный формат взаимоотношений в семье поддерживают 52% россиян. Свое отношение молодые супруги поменяли и к вмешательству в их личную жизнь со стороны родственников. Так, в 2016 году отказываются от советов и помощи семьи 58% респондентов, что на 7% меньше, чем в 2012 . Популярность к регистрации официальных браков снижается. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2014 году зафиксировано 1225985 регистраций браков, а в 2015 году – 1161068, что на 64917 меньше. С разводами дела обстоят лучше, ведь в 2014 году их зафиксировано 693730, а в 2015 – 611646, что на 82084 меньше, чем в прошлом году. Возможно, это связано с увеличением пошлины, которая могла снизить 1 количество обращений в суд с просьбой о разводе . В современных условиях развития общества, где однополые браки становятся нормой - актуально говорить о ценностной ориентации семьи. Безусловно, главными ценностями в семье являются любовь, поддержка, комфорт, и дети. Существующая на данный момент © Ружинская К.А., Цыганенко Е.С., Пантелеева О.Е., 2016 г.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

УДК 94(47+57)+321

Отношение современной молодежи к семье и браку

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье говорится о необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни, что требует выработку и проявление определенных качеств.

Ключевые слова: Семья, молодежь, брак, судьба, ответственность, самооценка.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям.

Список литературы

  1. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ Екатеринбург, 2003.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества.\\ Cоциологические исследования, 2004, №7
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Семья глазами современного старшеклассника

Введение

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции юного гражданина. Воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.

Проблема сохранения семейных ценностей и возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

В 2012 году уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил тему «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым. Как отметил Уполномоченный, современная семья испытывает кризис, под которым подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Это свидетельствуют о том, что школа должна уделять больше внимания подготовке учащихся к семейной жизни. Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит благополучие не только их будущих семей, но и общества в целом.

Современная молодежь является «мобильной» частью общества, которая легко может адаптироваться к происходящим социальным переменам в государстве. Проходя этап своего становления, молодые люди находятся в условиях, где происходит формирование социальных отношений и утрата старых ценностей, поэтому изучение мнений современной молодежи о своей будущей семье, понимание того, какими ценностями, руководствуются молодые люди в современном обществе, является актуальным. Этой теме мы посвятили данное исследование.

Цель исследования:

Выявить основные семейные ценности современной молодежи и создать образ идеальной семьи по результатам исследования.

В ходе работы были выделены следующие задачи:

1. Выяснить, важен ли для молодежи официальный брак;

2. Выявить возможные причины вступления в официальный брак;

3. Узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие «семья»;

4. Узнать, что нужно молодежи для того, чтобы создать семью;

5. Выяснить, какие семейные ценности наиболее важны для молодежи;

Объектом исследования явились учащиеся старших классов МБОУ «СОШ №22»

Предметом исследования являются семейные ценности молодежи.

Моя гипотеза: я предполагаю, что любовь, доверие и взаимоуважение, составляющие основу семейных ценностей с давних времен, актуальны и в современном обществе.

1.Теоретическая часть

семья анкетирование ученик

1.1 Что такое семья?

У слова семья существует несколько, схожих между собой, определений, мы возьмем такое:

Семья -- основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт оформилась тысячелетия назад и претерпела в ходе развития человеческого общества существенные изменения. На смену патриархальной семье, где основная власть принадлежит главе семейства - отцу, а роль женщины сводится только к рождению и воспитанию детей, приходит семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства и воспитание детей. В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная семья, где представители 2-3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. Типичной в современном обществе является нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары с детьми.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт - институт брака. Брак - это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

1.2 Функции семьи

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества:

· Репродуктивная функция семьи - биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях;

· Воспитательная функция семьи - формирование личности ребенка, передача детям взрослыми членами семьи накопленного социального опыта;

· Хозяйственно-бытовая функция семьи - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

· Экономическая - материальная поддержка детей и нетрудоспособных членов семьи;

· Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи;

· Духовно - нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

· Социально - статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи;

· Функция первичного социального контроля - ответственность за поведение, деятельность членов семьи в обществе;

· Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение членов семьи.

1.3 Проблемы, возникающие в семье

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений, так как семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами.

Первая проблема, которая затрагивает семейные отношения - это принятие каждого члена семьи как человека, который чем-то обязан другим членам. Что указывает на отсутствие настоящего уважения и благодарности за все, что дают родные люди, не требуя ничего взамен.

Другая проблема в семейных отношениях -- нехватка времени друг для друга. Работа и личная жизнь занимают у людей столько времени, что его почти не остается на семью. Это приводит к серьезным эмоциональным проблемам.

Увеличивается количество разводов. За последние тридцать лет количество разводов в России возросло в шесть раз, ежегодно распадается каждый третий брак.

Еще одна проблема - кризис родительства, т.е. невыполнение отцом или матерью своих родительских обязанностей, отказ от детей. Ежегодно в нашей стране свыше 700 тыс. детей остаются в неполной семье.

Все чаще встречаются «гражданские браки» (сожительства), которые приводят к снятию с себя обязательств. В такой семье кроме юридических проблем у ребенка может развиться неуверенность в стабильности семьи.

Растущая эмансипация женщин, все более активное их участие в общественной жизни создают большие трудности в выполнении предписанной им природой обязанности быть матерью. В этом заключается основное противоречие современной семьи. С ним связано такое явление как отказ части женщин заводить детей, заниматься их воспитанием.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах (приготовление обеда, уборка квартиры и т.п.). Исследования показывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, появляется ощущение общности.

1.4 Семейные ценности

В современный период в российском обществе идет смена социальных и духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной российской семьи, в семейных ценностях.

Семейные ценности -- совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, и выяснить представления молодежи о будущей семье.

2. Практическая часть

Основным практическим инструментом в исследовании я выбрала анкетирование, так как данный метод сбора информации наиболее нагляден. Участниками исследования стали учащиеся 9,10,11 классов. Общая сумма респондентов составила 52 человека.

1. Желание молодежи вступать в официальный брак.

Первой задачей исследования было выяснить, важен ли для молодежи официальный брак. Для проведения опроса молодые люди были разделены по половому признаку. На вопрос о желании респондентов вступать в официальный брак девушки единодушно ответили «Да», в то время как 18% парней предпочли бы не узаконивать свои отношения. (Приложение №1)

2. Причины вступления в брак.

Одной из задач исследования было выявить возможные причины вступления в официальный брак. Для этого респондентам была предложена анкета с 5 вариантами ответа. По ее результатам, такой мотив как "любовь", остается основным при вступлении в брак, его выбрали 58% респондентов. На втором месте стоит "желание создать семью", 23%. На третье место молодые люди поставили «расчет» , 9%. (Приложение №2)

3. Значение слова семья для современного старшеклассника.

Также необходимо было выяснить, какой смысл вкладывают молодые люди в понятие «семья». Для проведения исследования была составлена анкета, в которой опрошенные должны были выбрать одно из нескольких определений к слову семья, наиболее близкое для них. Респонденты были разделены по возрастному признаку. Для многих девятиклассников (45%) семья - это личное пространство человека, где его поддерживают и любят. 33% считают, что семья - это люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством. И 22% - смысл жизни каждого человека. Для десятиклассников же семья - это взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт. На втором месте - «Ответственность и забота друг о друге, детях» ,33%. «Личное пространство человека, где его поддерживают и любят» у десятиклассников, в отличие от 9-классников, заняло лишь 3 место. А вот у 11-классников первое место заняло определение семьи как смысла жизни каждого человека. Второе и третье место разделили «союз двух любящих и уважающих друг друга людей» и «взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт». (Приложение №3)

4. Желание старшеклассников иметь семью, похожую на родительскую.

5. Достаточное условие для создания семьи.

Также в ходе исследования нужно было узнать, что необходимо молодежи для того, чтобы создать семью.

Опрос показал, что почти половине респондентов для создания семьи необходимо наличие собственного жилья, 27% опрошенных считают, что достаточно иметь работу и постоянный доход, 15 % опрошенных отмечают необходимым условием наличие высшего образования. (Приложение №5)

6. Выявление семейных ценностей.

Задачей исследования также являлось выяснить, какие ценности семейной жизни дороже остальных для молодежи. Для этого респондентам был предложен список семейных ценностей, которые необходимо было проранжировать. Участники были распределены на две группы по половому признаку.

При ранжировании в системе семейных ценностей респонденты поставили на первое место «любовь», причем и девушки и молодые люди были единодушны. На втором месте оказались «поддержка, забота и взаимопонимание». У девушек «дети» занимают третье место, а у юношей они стоят лишь на четвертом месте, для них важнее материальная обеспеченность. На последнее место молодежь ставит «Преемственность поколений», это подтверждает тенденцию нуклеаризации. (Приложение №6)

7. Распределение семейных традиций.

В ходе анкетирования респондентам был задан открытый вопрос: "Какие семейные традиции имеют для Вас первостепенное значение?"

Большое количество опрошенных (38%) отметили такую семейную традицию, как "праздники в кругу семьи и подготовка к ним", второе место заняла категория "совместный отдых", на третье место молодежь поставила "регулярные встречи с родственниками", рождение детей имеет значение лишь для 4% опрошенных. (Приложение №7)

Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности.

Данное исследование показало, что старшеклассники в большинстве своем нацелены на официальный брак в будущем, правда респонденты считают необходимым сначала обзавестись собственным жильем, работой и постоянным доходом. Это говорит о том, что материальные блага все больше выступают на первый план.

Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали «любовь» и «желание создать семью», на третьем месте оказался «расчет» (9%).

В ходе исследования респондентам был задан открытый вопрос о том, что такое семья. Для девятиклассников семья - это личное пространство, где их поддерживают и любят. Десятиклассники же характеризуют семью взаимопониманием, общностью интересов и стиля жизни, комфортом. А одиннадцатиклассники видят семью смыслом жизни каждого человека. Расхождения в трактовках понятия «семья», возможно, объясняются тем, что девятиклассники все еще исполняют социальную роль детей в семье, в то время как одиннадцатиклассники уже нацелены на создание собственной семьи. Значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские.

В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает первое место, так же молодежь в семье ценит поддержку, заботу и взаимопонимание. «Преемственность поколений» занимает последнее место, наблюдается тенденция к утрате родственных связей.

Среди главных семейных традиций большое количество респондентов отметили праздники в кругу семьи, а так же совместный отдых и встречи с родственниками.

Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась. По результатам проведенного исследования можно заключить, что старшеклассники видят идеальную семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, имеют образование и работу, вместе проводят праздники и организовывают совместный досуг. Это семья, в которой царят поддержка, забота, взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт.

Список литературы

1. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 328 с.

2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб., 1998. - 273 с.

3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. - 312 с.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.

5. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. - 367 с.

6. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1998. - 298 с.

7. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия "Мыслители", выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 87 с.

8. Человек и образование в современной России. Под ред. Л.А. Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. СПб, 1998. - 146 с.

Приложения

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Современная семья в ходе происходящих перемен в государстве и мире. Проблемы молодой семьи, выводы на базе данных социологического опроса. Изучение отношения молодёжи к гражданскому браку. Ценностное содержание семейных функций, кризис семейных ценностей.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Общее понятие, структура, основные функции, типы семьи и семейных взаимоотношений. Феномен семьи и проблемы ее существования. Перспектива отмирания семьи и кризис ценностей семейного образа жизни. Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Рассмотрение теоретических основ молодой семьи как объекта социальной работы. Понятие анкетного опроса как метода сбора социологической информации. Анализ данных проведенного среди студентов исследования с целью выявления специфики идеальной семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2014

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.

    презентация , добавлен 24.05.2012

    Сущность и отличительные признаки семьи, необходимость ее создания, взгляды мужчин и женщин на ее роль и значение. Кризис института семьи и главная причина острого неблагополучия в семейных отношениях. Особенности социологии и современные формы семьи.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2011

    Характеристика сущности, форм и типов семьи - группы людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Трансформация семьи и динамика семейных отношений. Важнейшие функции семьи.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений. Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ. Семейные причины приобщения детей к наркотикам. Анализ семейных причин наркотизации.

    реферат , добавлен 15.01.2003

    Значение семьи и карьеры для личностного роста женщины. Репрезентативное социологическое исследование актуальных ценностей и практик материнства, роли материнства в семейных ценностях, возможностей и путей сочетания материнской и профессиональной ролей.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Определение понятия семьи и ее основных функций в воспитании ребенка и становлении его личности. Обобщение главных причин распада семей в современном российском обществе. Исследование влияния ухода одного из родителей из семьи на дальнейшую судьбу детей.

Научный руководитель

В настоящее время состояние молодых семей характеризуется как кризисное. Этому способствует уклад жизни современного общества: принижение значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами в профессиональной сфере приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза.

Актуальность темы заключается в том, что институт семьи играет важную роль в системе воспроизводства населения и жизнеобеспечения основных потребностей общества в области регулирования социальных отношений, социализации индивидов, их морального и физического самочувствия, жизненной самореализации. Изменения, прошедшие в сфере семейно-брачных отношений в современном обществе, вызвали бурные споры о будущем семьи как социального института.

Как известно, современная семья переживает серьезные проблемы, ей все труднее справляться со своими функциями - воспитательной, развивающей, здоровьесохраняющей.

Это связано с тем с тем, что в прежние годы многие из этих функций брало государство, предприятие, где работали родители. А сейчас и государство, и предприятие перестали это делать. Многие же семьи не готовы к их выполнению - ни материально, ни профессионально.

Еще недавно в России господствовала многопоколенная патриархальная семья с традиционными моральными устоями. В настоящее время в нашей стране количество браков не на много превышает количество разводов. Причины видятся в разрушении семьи как ячейки общества. Гармоничная, благополучная семья-это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия , это основа физического и психического здоровья ребенка. Ведь самое главное, что делает счастливым - любовь и здоровье близких и благополучие детей.


Цель работы - выявить отношение молодежи к созданию семьи.

Цель определяет решение следующих задач:

Рассмотреть семью в новой социальной среде.

Изучить нормативно - правовую базу, регулирующую статус современной семьи.

Определить характерные черты, присущие современной семье.

Изучить причины, побудившие молодых людей вступить в брак до наступления совершеннолетия.

Общество немыслимо без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Оно воспроизводит себя, используя семью как инструмент, обеспечивающий этот процесс. Характер такого сложного социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно - экономическими, историческими, национальными. Семья развивается и изменяется вместе с обществом.

В ходе проведения социологического опроса мы выяснили, какую цель преследует современная молодежь при заключении брака. Большая часть опрошенных определили рождение детей (67%), 49% респондентов считают благополучие, 10%-независимость от родителей и всего лишь у 5% целью является узаконить отношения.

Межнациональная семья – это одна из основных микро ячеек полиэтнического общества. На развитие межнациональных браков значительное влияние оказывает религиозная принадлежность народов. Так, для представителей ислама наиболее характерной является установка на общение лишь с представителями своей религии, что является преградой для беспрепятственных контактов с другими, (инаковерующими) людьми, тем более на создание межнациональных семей. Представители христианской религии в большей степени готовы к совместному проживанию, деятельности, открытым контактам с представителями других национальностей.

Не так дано в системе брачных отношений появился брачный договор. Брачным договором признается соглашение двух лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Одной из целей, которая преследуется супругами (будущими супругами) при заключении брачного договора является стремление обезопасить себя от материальных потерь в случае развода.

В нашем обществе существуют такие понятия, как зарегистрированный брак и брак гражданский, под которым понимается брак незарегистрированный. Большинство людей (за исключением, наверное, специалистов - правоведов) высказывают стопроцентную уверенность в том, что гражданский брак - это брак незарегистрированный. Откуда такая уверенность – совершенно непонятно, потому что те отношения, которые люди без тени сомнения называют гражданским браком, таковым не является, потому что понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. Гражданский брак – это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Тот брак, который несведущие люди называют «гражданским браком», юристы именуют «фактической семьей», а полиция «сожительством».

Многие современные молодые пары выбирают так называемый «гражданский брак», как «репетицию» официального. И если ситуация устраивает всех и решение принято обоюдно, то такой расклад можно лишь приветствовать. Но это в идеале, а в реальности современной жизни возникают совершенно иные обстоятельства, которые разбивают практически все положительные стороны этого социального явления. «Гражданский брак» не закреплен нормами права . Даже если в «гражданском браке», вы заключили с партнером брачный договор, он вступает в силу лишь после регистрации брака в ЗАГСе. А в случае смерти сожителя женщина может претендовать только нате вещи, которые он ей завещал. Не регистрируя брак, женщина оказывается в прямой зависимости от своего сожителя. Имущественные и неимущественные права женщины, состоящей в зарегистрированном браке, защищены законом.


В незарегистрированной семье женщина фактически бесправна. Тут все зависит от моральных качеств партнера, а это далеко не всегда является гарантией при возникающих разногласиях. Мужчины в таком «браке» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые – женой.

За последние 100 лет ни каких видимых изменений в возрастных характеристиках вступления в первый брак для женщин не произошло.

Возможность вступления в брак предполагает наличие определенной физической и психической зрелости лица. Поэтому определяющим условием брака выступает достижение брачного возраста. В РФ брачный возраст является единым для мужчин и женщин и устанавливается в восемнадцать лет, т. е. совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Возраст вступления в брак в разных странах:

Во Франции женщина может вступить в брак с 15 лет, а мужчина – только с 18 лет.

В Италии закон более лоялен к юным влюбленным и разрешает вступить в брак женщинам с 14 лет, а мужчинам – с 16 лет.

В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14-15 лет, а юноши – от 18 до 21 года.

В Англии минимальный возраст брачующихся одинаковый – 16 лет.

Среди опрошенной российской молодежи, 49% считают идеальным возрастом вступления в брак 20-25 лет. 33% опрошенных считают, что нужно вступить в брак по достижению 25 лет и старше. И в возрасте от 18-20 лет не прочь создать семью 16% респондентов.

Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Как следствие, уменьшается само число браков и растет число внебрачных союзов мужчин и женщин. Все это влечет за собой падение рождаемости детей.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 года (с изменениями на 4 мая 2011 года).

2. Андреева семьи.- СПб. : Речь,2007.-188 с.

3. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005.-130с.

4. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008.-183с.

5. Голод и брак: историко-социологический анализ. СПб.:Питер,2008.-220с.

6. , Мацковский семья и ее проблемы.- М.:Логос,2007.302с.

7. Вишневский российской семьи // Экология и жизнь.-2008.-№88.-С.4-9.

Калашникова Александра

Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека: в любви, дружбе, материнстве, отцовстве, эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье.

В толковом словаре С.И. Ожегова читаем:

1) Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

2) Семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами».

На мой взгляд, это довольно сухое определение семьи, не отражающее характера взаимоотношений живущих вместе людей, и я в конце исследования попробую сформулировать определение семьи с точки зрения детей.

Итак, что такое семья?

Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи?

Какая она, современная семья, семья XXI века?

Что такое счастливая семья?

Что представляет собой семья с точки зрения современных детей? Насколько представление детей о настоящей семье соответствует реальности?

Именно на эти вопросы я хочу найти ответы. Современным подросткам, моим одноклассникам – ученикам 7-х классов, было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Семья глазами детей

1. Ценности семьи

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве, в семье.

Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.

Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека: в любви, дружбе, материнстве, отцовстве, эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье.

В толковом словаре С.И. Ожегова читаем:

1) Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

2) Семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами».

На мой взгляд, это довольно сухое определение семьи, не отражающее характера взаимоотношений живущих вместе людей, и я в конце исследования попробую сформулировать определение семьи с точки зрения детей.

Итак, что такое семья?

Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи?

Какая она, современная семья, семья XXI века?

Что такое счастливая семья?

Что представляет собой семья с точки зрения современных детей?

Насколько представление детей о настоящей семье соответствует реальности?

Именно на эти вопросы я хочу найти ответы. Современным подросткам, моим одноклассникам – ученикам 7-х классов, было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными.

Что такое семья для сегодняшних подростков?

75% – родные, любимые люди;

13% – любовь;

13% – дети;

13% – счастье;

13% – поддержка.

Данные этой диаграммы позволяют сформулировать основные признаки семьи: родные и любимые люди, дети, счастье, поддержка.

Следующий вопрос звучал так: «Для чего человеку семья?»

Для чего человеку семья?

Полученная картина представляется достаточно благополучной, но меня насторожил ответ восьми процентов опрошенных, считающих, что семья вообще не нужна человеку.

На мой взгляд, такая ситуация не может считаться нормальной, и в качестве доказательства своего мнения приведу следующую статистику. В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семьях. Я попросила ребят объяснить причину такого явления, все опрошенные дали одинаковый ответ: «Людям без семьи не о ком заботиться, некому дарить свою любовь и заботу, не для кого жить, эти люди чаще впадают в депрессию, что ведет к сокращению продолжительности жизни».

Подростки, отвечавшие на поставленные вопросы, обратили внимание на те проблемы, которые их больше всего волнуют. Их размышления наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких жизненных ситуаций, с которыми они достаточно часто сталкиваются в родительских семьях. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на семью, в которой вы растете?» – 67% опрошенных ответили утвердительно, а 33% – отрицательно.

Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?

Таким образом, каждый третий ребенок не получает в своей семье того, что, по его мнению, должна давать семья человеку. Это говорит о том, что для многих подростков опыт взаимоотношений их родителей станет примером того, как не нужно строить семейный очаг.

На вопрос «Какими должны быть идеальные родители?» были даны следующие ответы.

Идеальный папа

Идеальная мама

Результаты опроса говорят сами за себя: родители – это люди, которые любят, понимают, заботятся о ребенке, интересуются его делами. Хотелось бы подчеркнуть, что значимым родительским чувством для ребенка является любовь. Любовь делает детей счастливыми, дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности и исправляются они только при наличии любви.

Также важной составляющей образа идеальных родителей по мнению детей является проявление интереса родителей к делам своего ребенка, умение и желание находить время для общения с ним. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Но проводить время с собственным ребенком это не значит без конца читать ему мораль или постоянно контролировать его. Это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на него, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его собственные страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Идеальный ребенок

Следующий вопрос: «Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?». Вот какой портрет «нарисовали» ребята.

Идеальный ребенок должен

Портрет получился замечательный, но далекий от реальной жизни, и каждый родитель должен принимать своего ребенка таким, какой он есть. Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах.

Положительный образ идеального ребенка заставил ребят задуматься над вопросом: а насколько они сами соответствуют этому идеалу?

Считают ли подростки себя идеальными детьми

Вместо комментария полученных результатов я процитирую отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

Какой она будет, семья каждого из нынешних подростков: счастливой или не очень, богатой или бедной, участливой или равнодушной, – покажет время и наши стремления к пониманию ее непреходящих ценностей.

Проделанная работа оказалась для меня очень интересной и познавательной, и в заключение я хотела бы дать собственное определение семьи. Семья, на мой взгляд, – это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, но и любовь, взаимоуважение, готовность и желание помочь и поддержать друг друга в любой ситуации.

Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет весь жизненный маршрут человека.

Закончить свое исследование я хочу словами Дороти Нолт (Dorothy Law Nolte (1924 - 2005) - доктор философии, всю свою жизнь преподавала и читала лекции по семейному образованию.
Автор поэмы
"Children Learn What They Live" , которая переведена на 20 языков и популярна во всем мире среди родителей и педагогов. Жила и работа в южной Калифорнии, которые как нельзя лучше подчеркивают роль семьи в нашей жизни:

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Примечание. В некоторых диаграммах не наблюдается общепринятый показатель в 100%, это объясняется тем, что многие ребята, не сумев ответить однозначно на предложенные им вопросы, давали несколько ответов, дополняющих друг друга.

План:

Ценности семьи.

Социологический опрос «Семья».

Результаты социологического опроса:

Что такое семья для сегодняшних подростков.

Для чего человеку семья?

« Для чего человеку семья?»

Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?

«Какими должны быть идеальные родители?» Идеальный папа

Идеальная мама

«Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» Идеальный ребенок должен быть:

Считают ли подростки себя идеальными детьми

Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то и им малышей растить, Все перечувствовать и пережить, И побывать в «стариках» и «предках». Эдуард Асадов.

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей; Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться; Дороти Нолт (Dorothy Law Nolte (1924 - 2005) - доктор философии, Автор поэмы "Children Learn What They Live Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными; Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю