Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.
Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
- Filed under
- Комментарии к записи «Наблюдение ведущий метод экологического воспитания» отключены
- Filed under
Консультация для воспитателей на тему: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста».
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического сознания и активизация познавательной сферы - это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития.
Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у детей важнейшие мыслительные операции: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети находят механизмы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Основные идеи системы экологического воспитания.
- Системное строение природы.
Цель а) Довести до сознания детей понимание того, что каждый объект природы - это единая система. Говоря понятным детям языком: всё, что есть у живого существа, ему нужно. Для того чтобы дети поняли это, нужно знакомить их с функциями основных частей растений и животных: подробно обсуждать, для чего растению нужен корень, стебель, лист, цветок; для чего рыбе плавники и почему у неё тело покрыто чешуей, а не шерстью. Предлагать детям порассуждать. Закреплять знания детей с использованием моделей.
Цель б) Сформировать у детей представления об экологических системах. Или, говоря понятным детям языком: растения и животные не существуют сами по себе; они живут всегда вместе и только в тех местах, которые им подходят.
Основные экосистемы - это лес, луг, водоём, пустыня. С экосистемами мы знакомим детей со старшей группы. Это занятия - беседы: «Кто живет в реке и озере», «Доктора леса», экологическая сказка «Ручеек». В подготовительной группе - занятия: «Клуб знатоков леса», «Лес как экосистема».
Психологическая особенность воспитания дошкольников такова: если ребенок оценивает объект природы как живой, то относится к нему гораздо бережнее. Нередко дети не относят к живым существам растения, так как они не движутся; отсюда равнодушное отношение детей к растениям.
Валеологическое образование начинается со старшей группы. Мы знакомим детей с органами чувств, потому что именно благодаря этим органам человек познает окружающий мир. Занятия построены в виде рассказа воспитателя. Дети с огромным интересом относятся к этим занятиям, что и понятно: ведь все, что им рассказывают на них, касается непосредственно самого ребенка.
В подготовительной группе мы знакомим детей с основными системами организма человека - дыхательной, пищеварительной, сердечно - сосудистой.
Разумеется, все это сообщается на доступном детям уровне, без лишних подробностей. Помним - что основная цель - не биологические знания, а бережное отношения детей друг к другу, и к себе, своему организму.
Основная задача - показать детям, что неживая природа - это условие для жизни. Неживое и живое не существуют отдельно, они тесно связаны друг с другом. По этой теме нужно предлагать наблюдения и опыты (например, необходимость почвы, света, тепла, воды для роста растений).
- Приспособление живого к среде обитания и к сезону.
Учить детей понимать, что в природе не бывает ничего случайного и если животное, растение, человек не приспособляется к окружающей среде, то они погибнут.
- Изменчивость природы.
Основная мысль: в природе не бывает ничего постоянного. Знакомим детей с ростом, развитием, размножением животных и растений. В старшей группе это занятия: «Весенние заботы птиц», «Путешествие в весенний лес», «Для чего растению нужны семена».
В подготовительной группе проводятся занятия: «Как растет человек», (большая предварительная работа: дети приносят в группу семейные фотографии). В ходе занятий обсуждают, что такое семья, строят семейное древо.
- Взаимодействие человека и природы.
Важно довести до сознания детей простую, но очень главную для него мысль: Человек - всего лишь звено в цепочке природы. Он обязан выполнять законы природы, иначе цепочка порвется.
В подготовительной группе это игровые занятия в форме спасательных экспедиций: Из различных экосистем: леса, луга, пустыни, реки - поступили сигналы «SOS!» Дети отправляются на помощь, спасать природу.
При подготовке занятий по экологии, программные задачи нужно делить на три группы:
1 группа - задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры. Это могут быть задачи по формированию новых представлений, закреплению знаний, обобщения их.
2 группа - задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти).
3 группа - воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желание ухаживать за растениями и животными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.
В конечном итоге все эти задачи направлены на достижение единой цели - осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
- Блок организованного обучения в форме занятий (беседы, комплексные, игровые, экскурсии, рассказы воспитателя, экспериментальные).
В старшем возрасте на занятиях в основном обобщаются знания детей, поэтому преобладают занятия в виде бесед и игровые занятия.
Особенность игровых занятий заключается в том, что они включают совместное творчество педагога и ребенка. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность ребенка и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
- Блок совместной деятельности взрослого с детьми.
Является основным в формировании у детей экологической культуры. Сюда относятся наблюдения, опыты, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе.
В первую очередь создание педагогом условий, способствующих ее возникновению.
Окружающая детей предметно - пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, что игры, пособия, модели, книги, которые использует воспитатель на занятии, были доступны детям и находится в их свободном пользовании.
Этот план поможет воспитателям выстроить работу системно, в определенном логическом порядке. В план можно вносить изменения в зависимости от уровня развития детей.
Татьяна Семина
Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Экологические проекты – универсальная форма
экологического воспитания дошкольни ков
I. Теоретическая часть
II. Практическая часть
I. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении . В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы .
Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.
В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются как минимум 2 основных
задачи :
1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка .
2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.
Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!
Экологический проект : во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.
При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия : возраст детей, уровень их подготовленность к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения .
По продолжительности экологические проекты разделяются на :
Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.
Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно!
С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты , которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели) .
Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.
Основные методы реализации экологического проекта в детском саду :
Наблюдение
Эксперимент
Способы обобщение и оформление результатов исследований :
Тематические рисунки.
Составление рассказов.
Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.
Составление мини-книжки.
Составление фото-отчета (с помощью родителей) .
Три этапа реализации экологического проекта :
1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта , выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями , родителями и самими детьми.
2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно : в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме .
3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.
II. Практическая часть.
Педагогам предлагается разделиться на группы по возрастам. 1) воспитатели младших групп ; 2) средних групп; 3) старших; 4) подготовительных групп. Каждая группа должна выполнить задание по следующему плану : придумать название проекта , определить сроки реализации, тип проекта , методы и формы работы по его реализации и форму презентации проекта . За тем, каждая группа представляет краткое описание своего экологического проекта с последующим совместным обсуждением.
Необходимо отметить, что в основе успеха всех проектов – хорошая подготовка педагогического состава детского сада!
Корнаухова Татьяна Анатольевна,
воспитатель МДОУ ЦРР-ДС
№ 53 "Ёлочка", г. Тамбов
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове) .
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта) , формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке - зерна и вода, березе на участке - вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Важное место в технологии занимает игра - несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.
Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды)
, знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами) . Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
- ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
- проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- проведение экологических занятий один раз в две недели;
- проведение экологических досугов.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Экологическое воспитание дошкольников на занятиях
(все возрастные группы)
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.
Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.
Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.
Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.
Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:
Занятия, как специально организованная форма обучения.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.
1.Специально организованное обучение, это:
Экскурсии, занятия.
Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).
Изодеятельность экологической тематики.
Ознакомление с трудом взрослых в природе.
Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).
2. Совместная деятельность педагога и детей:
Диагностика экологической воспитанности детей,
Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.
Целевые прогулки в природу.
Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).
Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..
Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
Опыты, поисковая деятельность.
Труд в уголке природы и на участке.
Просмотр диафильмов, видеофильмов.
Работа с моделями.
Ведение календарей природы, дневников наблюдений.
Различные виды изодеятельности на экологические темы.
Создание книг - самоделок.
Экологические досуги и праздники.
3. Самостоятельная деятельность детей:
Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).
На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.
Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.
Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.
Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.
В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.
В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.
Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.
Литература:
Программа экологического образования детей «Мы».
С.Н. Николаева «Юный эколог»
В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».
Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,
А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»
Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».