Интересная история Нового года. Как празднуют праздник в разных странах

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Не за горами самый популярное и веселой торжество — Новый год 2019. И в преддверии этого, в этой статье, будет кратко изложена история Нового года. Как пришел этот интересный праздник в нашу страну и до сих пор остается самым главным.

Мы с ностальгией вспоминаем, как проводили новогодние дни в детстве. Может еще помним, что рассказывали нам наши бабушки и дедушки. Это всегда интересно и немного грустно. А что было совсем давно постараюсь кратко изложить в этой статье.

Новый год на Руси встречали когда-то в первый день весны, затем - в первый день осени. И только 1700 год начался по велению Великого Петра 1 января. Царь не только ввел новую дату, но и приложил немало усилий, чтобы этот праздник отмечали широко, весело. С размахом, устраивая балы и маскарады и украшая жилища ветками сосны и ели отмечали этот праздник.

Сначала Елизавета, а затем и Екатерина продолжили традицию проведения ночных балов в масках и костюмах и дополнили застольем с необычными блюдами и дарением подарков.

В дореволюционный период в семьях интеллигентных россиян стали наряжать не ветви, а настоящую елку. Вокруг нее дети водили хоровод, играли и искали подарки.

История Нового года могла и закончится после революции в России. Чем помешала елка советской власти, непонятно, это было противоречивое время. Но она стала под запретом как буржуазный пережиток. Появилась она вновь в домах советских людей только в 1935 году.

Тем не менее 1 января оставался обычным рабочим днем, поэтому долгое время отмечали Новый год тихо, в кругу семьи. Многие и сейчас считают его семейным праздником.

Лишь 1948 встречали уже с объявленным выходным первым днем года. После войны вообще как-то сразу стали возобновлять новогодние традиции.

Начали украшая елку не только бумажными и ватными игрушками, но и стеклянными, изображающими различных зверят и сказочных персонажей.

Так в это время в моду вошли новогодние игрушки с советской символикой - звездами. кораблями, пионерами, полярниками и т.д.

Шампанское на российских новогодних застольях появилось при Никите Хрущеве. Правительство решило, что советский человек достоин того, чтобы непременно под бой курантов откупорить бутылку игристого.

Народу это понравилось, и с тех пор за одну ночь выпивается половина годового оборота легкого напитка.

С появлением телевизора встреча Нового года еще более превратилась в семейное празднование. Те, у кого его не было, шли в гости к родственникам или друзьям, чтобы вместе посмотреть «Голубой огонек», «Карнавальную ночь», обменяться подарками.

С собой несли замороженные пельмени, салат «оливье», винегрет или «селедку под шубой», мандарины, шампанское — кто чем богат.

Самым запоминающимся временем в советские времена была подготовка к празднику. Нужно было обязательно купить целую кучу открыток, написать поздравления и отправить загодя по почте всем друзьям и родным.

Купить елку на елочном базаре, нарядить ее, нарезать снежинки из салфеток и прилепить на окна. Отстоять очередь за мандаринами, шпротами, другими деликатесами - в разные годы они менялись.

Конфеты, шоколадные и карамель, были в продаже почти всегда. А вот достать коробочку «Ассорти» удавалось не каждому. Все эти хлопоты доставляли приятное удовольствие. Люди ждали чудесной, сказочной ночи, ждали встречи за столом с дорогими людьми. Все были возбужденными и счастливыми.

Наступление 1971 года запомнилось всем телевизионным обращением Леонида Ильича Брежнева с поздравлением советского народа. Это переросло в традицию: сейчас ежегодно за несколько минут до боя курантов мы слушаем выступление президента России.

Ностальгия — как праздновали Новый год в СССР (видео–история)

Времена моего детства. Естественно все вспоминается с какой-то теплотой и немного с трустью. Хорошее видео, доброе!

Немного взгруснулось, правда?

История Нового года продолжается — все хорошие остается

Как известно, все хорошее непременно возвращается — вот и прекрасные новогодние обычаи почти все вернулись к нам.

Добавились длинные выходные, так называемые каникулы для взрослых и детей. А это значит, праздник был и остается самым любимым. Мы ждем его весь год, каждый раз придумываем, как и чем порадовать близких, загадываем желания и верим в их исполнение!

Новый Год к нам мчится, скоро всё случится… Действительно, до наступления одного из самых главных праздников страны осталось не так много времени. Стоит подумать над тем, где отпраздновать это событие. Какую ёлку купить (живую или искусственную). Как украсить дом? И, самое главное – что подарить родным и друзьям.

Эта краткая история Нового года показывает, что людям во все времена и при любой власти хочется счастья и перемен к лучшему.

Желаю всем всего самого лучшего в наступающем Новом году!

Удачи и Всех Благ!

Новый год - это самый прекрасный и самый любимый праздник для каждого из нас. Как зародилась традиция его празднования и как его отмечают в разных странах? Обо всем этом мы хотим поговорить в нашей статье.

История праздника

История возникновения Нового года уходит корнями в давние времена. Это праздник сейчас отмечается людьми согласно современного календаря. Происходит это в момент ухода последнего дня года и наступления первого дня уже нового года. Интересен тот факт, что обычай праздновать НГ был уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Древней Месопотамии. Дата первого Нового года установлена Юлием Цезарем. Именно он выбрал тот день, с которого отсчитывались все остальные дни. Произошло событие в 46 году до н. э. Этой датой стал первый день января. Кстати, месяц январь получил свое название в честь бога Януса.

Большая часть людей отмечает НГ именно первого января, ведь этот день первый по григорианскому календарю. Если учитывать поясное время, то первыми начинают праздновать жители малоизвестных островов Кирибати, расположенных в Тихом океане. А последним всегда начинает отмечать остров Мидуэй, что в Тихом океане. А вот некоторые страны отмечают праздник, как, например, китайцы, по лунному календарю.

Еврейский же Рош-Ха-Шана приходит через 163 дня после Пасхи. Считается, что этот день решает человеческую судьбу на весь следующий год. А вот китайский НГ связан с зимним новолунием. По григорианскому календарю эта дата припадает на промежуток времени между 21 января и 21 февраля. Китайский Новый год с 1911 года является наиболее значимым праздником в Китае и в прочих Восточных странах. Причем в переводе его название звучит, как «Праздник весны». В это время в домах ставят в вазы цветущие веточки персика или украшают помещения мандариновыми деревцами, увешанными плодами.

Новый год на Руси в языческие времена

История возникновения Нового года на Руси - это один из наиболее спорных моментов в науке. Истоки праздника стоит искать в эпоху глубокой древности. До сих пор не найден ответ на вопрос, когда праздновали Новый год и с какого момента велся отсчет времени. В древности многие народы связывали начало года с периодом возрождения природы. В основном, начало года было приурочено к марту.

На Руси в течение длительного времени существовало пролетье- это март, апрель и март. Предполагают, что, вероятнее всего НГ отмечали 22 марта, в день весеннего равноденствия. Выходит, что Масленицу и НГ отмечали одним днем, ведь с уходом зимы начинался новый отсчет времени.

Изменения, пришедшие после крещения Руси

Ситуация изменилась с приходом христианства на Русь. После этого события появилось новое летоисчисление, которое отталкивается от сотворения мира. В свою очередь, новый календарь был назван юлианским. В нем были закреплены названия месяцев. А первое марта начали считать нового года.

В конце пятнадцатого века православная церковь перенесла дату начала года на первое сентября в соответствии с Никейским собором. Такие изменения были связаны с возрастанием влияния христианской церкви на жизнь Руси того времени. Реформирование календаря проводилось без какого-либо учета ритма трудовой жизни обычных людей, без связи его с сельскохозяйственными посадками и работами. НГ в сентябре был обоснован библейскими сюжетами. Вот так и получилось, что начало года приходилось на первое сентября. Этот дата стала отмечаться как день Симеона - период окончания лета и начала нового года.

Нововведения Петра І

Петр І в 1699 году осуществил реформу. Вышел указ о том, что началом года необходимо считать первое января. Сделано это было в соответствие тому, как жили все христианские народы, использовавшие григорианский календарь. Однако полностью перейти на григорианский календарь Петру І не удалось, поскольку церковь использовала, как и ранее, юлианский. И все же в России было изменено летоисчисление. Если ранее его вели от сотворения мира, то в дальнейшем оно велось от Рождества Христова. Справедливости ради, стоит отметить, что еще долгое время существовали параллельно оба летоисчисления. Указ Петра І разрешал применять для удобства в документах две даты.

Новая концепция праздника

Нововведения Петра І имели необычайно важное значение. Царь полностью запретил любые празднования первого сентября. Он строго следил за тем, чтобы НГ в России был не беднее и не хуже, нежели в европейских странах. С тех самых пор начали появляться новогодние традиции. Интересные факты про Новый год зафиксированы даже в Петровских указах. Царь велел по большим улицам украшать деревья и ворота домов сосновыми и можжевеловыми ветками. В указе речь не шла о елке, говорилось в общем о деревьях. Но начало появления главного символа Нового года было уже положено. Деревья вначале украшали фруктами, орехами, конфетами и даже овощами. А вот наряжать елку на Новый год стали намного позже - в середине прошлого столетия.

Благодаря нововведениям, первое января 1700 года началось ярким шествием на Красной площади в Москве. А вечером небо было раскрашено разноцветными огнями праздничного фейерверка. Именно с 1700 года новогодние забавы получили всеобщее признание. А само празднование Нового года стало носить всеобщий народный характер, а не церковный. В честь такого дня палили из пушек, а по вечерам традиционно любовались прекрасными фейерверками. Люди танцевали, пели, поздравляли друг друга и дарили подарки. Многие интересные факты про Новый год мы даже не знаем, поскольку даже не задумываемся над тем, что история праздника имеет столь давние и глубокие корни.

Смена календаря

После революции 1917 года правительство поставило вопрос о необходимости реформирования календаря. Ведь на тот момент большая часть европейских стран перешла на использование григорианского календаря, который был принят Папой Григорием XІІІ в 1582 году. Россия же на тот момент все еще пользовалась юлианским календарем. Так появился феномен Старого и Нового года в России - еще один интересный факт про Новый год.

Само название праздника уже говорит о связи со старым календарным стилем, по которому жила Россия до 1918 года. На новый стиль страна перешла по указу Ленина. Старый стиль - это не что иное, как древний юлианский календарь, введенный еще Юлием Цезарем. Новый же стиль - это реформированный вариант старого календаря. Изменения были осуществлены по инициативе Папы Римского Григория XІІІ. Реформа была нужна из-за астрономических неточностей календаря, которые с годами накапливались и давали приличные отклонения от истинного движения светила. Поэтому можно сказать, что григорианская реформа была научно обоснована. В двадцатом веке разница между стилями составляла тринадцать дней.

А значит, что день, который по старому календарю считался первым января, на самом деле уже стал четырнадцатым января. Получается, что в дореволюционные времена ночь с 13 на 14 января была новогодней. Отмечая старый Новый год, люди приобщаются к истории и совершают дань уважения времени.

Православная церковь

Интересен тот факт, что Православная церковь так и продолжает жить по юлианскому календарю. Еще в 1923 году было проведено совещание Православных церквей, где было принято решение о том, что необходимо сделать некоторые исправления в юлианском календаре. Представителей русской церкви на данном совещании в силу определенных обстоятельств не было. Узнав о том, какие изменения были приняты, патриарх Тихон издал указ перейти на новый календарь. Однако, постановление вскоре было отменено из-за протестов церковного люда. И в настоящее время вопрос о смене календаря в русской православной церкви не стоит.

Как празднуют Новый год в разных странах?

Справедливости ради стоит сказать о том, что новогодний праздник, как никакой другой, невероятно любим людьми. Причем у каждого народа имеются свои особые традиции празднования НГ. Порой встречаются совсем невероятные обычаи или даже экстравагантные. Как празднуют Новый год в разных странах? Рассказать о традициях, которые имеются в разных странах, физически невозможно. А вот поведать о самых интересных - стоит.

Ну, кто из нас не любит наряжать елку на Новый год. А между тем, эта традиция зародилась давным-давно в Германии, еще в эпоху Средневековья. А позднее распространилась чуть ли не по всему миру. Вообще, немцы полагают, что их Санта-Клаус всегда ездит на ослике, а потому детвора кладет сено в свои башмачки, чтобы угодить животному.

А вот древние вьетнамцы искренне верили, что новый год к ним приплывает спине карпа. Поэтому до сих пор в стране существует обычай приобретать живых карпиков и выпускать рыбок в речку. Главным символом Нового года во Вьетнаме является расцветающая веточка персика. Ими украшают свои дома, а также их дарят друг другу.

Многие из нас любят дарить открытки в канун праздника. Но не все знают, откуда произошла данная традиция. Оказывается, зародился сей обычай в Англии. Обязательным ритуалом для праздничной ночи является встреча Нового года. Его впускают в дом через парадные двери, но перед этим непременно провожают старый год через задние. В Англии в новогоднюю ночь влюбленные целуются под веточкой омелы, но сделать это нужно именно под звон колокольчиков. Считается, что соблюдение подобного ритуала должно навсегда укрепить дальнейшие отношения пары.

Что касается Швеции, то именно в этой стране впервые стали наряжать елку настоящими стеклянными игрушками. На праздник здесь принято включать яркое освещение. А вот французы вообще достаточно экстравагантно отмечают праздник. На Новый год они пекут пирог, в котором прячется боб. Кто его найдет, тот и станет бобовым королем. А все остальные должны выполнять его пожелания в праздничную ночь.

В США еще в 1895 году впервые электрической гирляндой был украшен Белый дом. С тех пор эта традиция разошлась по многим странам. Интересно, но на НГ американцы не преподносят подарков, а также не собираются за столом. Все это они делают на Рождество.

А вот финны в этом отношении больше похожи на нас. Они отмечают не только Рождество, но и сам Новый год. Именно от них пошла традиция плавить воск и опускать его в воду, а потом по очертаниям фигурок делать предположения о том, что их ожидает в новом году.

В Италии празднеств начинают только шестого января. Итальянцы в это время стараются избавиться от ненужных и старых вещей. Они выкидывают мебель и утварь, которая им стала не нужна. А вот дети ожидают праздник с особым восторгом, поскольку в праздничную ночь в каждый дом приходит сказочная фея. Она открывает двери своим золотым ключиком и наполняет детские чулочки сладостями и подарками. Вознаграждение получают только послушные малыши. А забияки и драчуны вместо конфет получают лишь горку золы и уголек.

Венецианцы же стремятся пойти в новогоднюю ночь на площадь Сен-Марка. Там влюбленные парочки встречают праздник и целуются. Такая необычная традиция появилась не так давно, но быстро прижилась среди молодежи.

Очень интересная традиция существует в Шотландии. Там в новогоднюю ночь по улицам катают подожженные бочки с дегтем. Считается, что таким оригинальным способом местные жители провожают старый год и приглашают в дом новый.

А вот в Колумбии на праздники по улицам расхаживает Старый год на ходулях. Он веселит людей и рассказывает детворе смешные истории. Ночью люди устраивают фейерверки. А накануне праздника по улицам шествует парад кукол. Вот такие традиции празднования Нового года существуют в мире.

Новый год в России

Обсуждая интересные факты про Новый год, стоит вспомнить и о наших праздничных традициях. Уже более 300 лет в России отмечают этот праздник. Главным символом является Дед Мороз, который поздравляет детей со своей помощницей Снегурочкой. С первых чисел декабря праздничные персонажи посещают всевозможные утренники и мероприятия, чтобы порадовать малышей. Детвора водит хороводы, рассказывает стихи и поет песни, за что потом получает от Дедушки Мороза подарки. НГ для детей - это самый яркий праздник, ведь в это время вокруг царит волшебство, начиная от украшения замечательной елки и заканчивая долгожданными подарками под ней.

Резиденция волшебника

С 1998 года наш Дедушка Мороз проживает в городке под названием Великий Устюг. Именно там находится его знаменитая резиденция. Со всей страны к волшебнику съезжаются многочисленные гости, причем не только в конце декабря. Все дети знают, что 18 ноября - это день рождения Деда Мороза. И конечно же, волшебник отмечает свой праздник, устраивая в резиденции пышные гуляния. Сколько ему лет, точно никто не знает. Однако известно, что более 2000 лет. День рождения Деда Мороза - это особенная дата. Ее придумали сами дети, ведь именно в этот день в Великом Устюге в права вступает зима и наступают настоящие морозы.

Особенно пышными бывают празднования на родине волшебника. Дедушку приезжают поздравить не только взрослые и дети, но и сказочные коллеги из разных стран.

В резиденции у волшебника имеется немало помощников, среди которых, как уже упоминалось, и Снегурочка. Именно они помогают прочитать Дедушке Морозу все волшебные письма от детей, которые приходят на его сказочную почту. Каждый ребенок знает, что волшебник не оставит без внимания его просьбу и постарается исполнить заветное желание. Иногда встречаются очень трогательные письма, от которых наворачиваются слезы на глазах не только у Деда Мороза, но и его помощников.

В последние годы появилась достаточно новая для нашей страны традиция отмечать день Святого Николая. Все дети в праздник ищут под подушкой сладости, которые волшебник оставляет ночью, пока малыши спят.

Стоит отметить, что в России есть свои незыблемые новогодние традиции, которые чтутся многие годы - бокал шампанского под бой курантов, праздничная елка с гирляндами и шарами, салат оливье, бенгальские огни, хлопушки и многое другое. Без всех этих атрибутов сложно себе представить праздник. Главная традиция - хорошо и весело встретить праздник, ведь даже существует поговорка: «Как встретишь НГ - так его и проведешь». Поэтому новогодняя ночь - это пышное застолье, смех и веселье.На улицах обычно устраиваются пышные гулянья с песнями и пляскам.

Но празднование на этом не заканчивается. Ведь впереди людей ждет Рождество и Старый НГ, который так и остался праздником для народа. Конечно, его отмечают не столь пышно и богато, как сам НГ, но все же традиции чтутся, а потому в этот вечер также люди собираются за столом.

История праздника Новый год. Новогодние традиции

Новый год — один из самых любимых и ярких праздников, который с удовольствием отмечают во всех странах мира. В силу того что у разных народов мира религия, обычаи, традиции различны, и Новый год везде встречают по-разному. Однако все приготовления к празднику, сам праздник и воспоминания о нем у всех людей вызывают яркие чувства и эмоции радости, удовольствия, ожидания, счастья, любви, заботы друг о друге, о своих близких и родных; и в этом все люди очень похожи. Несмотря на это, история празднования Нового года в разных странах различна.

В России этот праздник не всегда отмечался 1 января. Древние славяне делили год на 12 месяцев, и каждое название соответствовало определенному времени года. Январь был временем для вырубки леса; февралю сопутствовали лютые морозы; в марте собирали березовый сок; на апрель приходилось цветение плодовых деревьев; в мае зеленела трава, которая украшала землю; в июне созревала вишня, которая была одной из любимых ягод на Руси. На июль приходилось цветение липы, которую впоследствии использовали для приготовления чая; поэтому этот месяц так и называли— «липец». Август был началом сезонных работ, в поле шла жатва; сентябрь называли «вересень», так как на этот месяц приходилось цветение вереска; «листопад» — так называли октябрь, и это название говорит само за себя. Ноябрь сопровождался холодами, земля становилась голой, мерзлой, казалась безжизненной, а с приходом декабря приходил и холод с морозами.

В 988 г. Владимиром Святым на Руси было официально принято христианство. Вместе с этим событием Русь узнала и о летоисчислении, которое применяли римляне. У древних славян год начинался 1 марта, так как в это время начинались работы на полях после зимы. Такое летоисчисление шло по церковному календарю, а по гражданскому календарю славяне отмечали новый год 1 сентября. Однако это часто вызывало путаницу, определенные неудобства и даже напряженные споры. С целью их разрешения митрополитом Феогностом были приняты меры по установлению одной даты Нового года и для церкви, и для мирских людей — 1 сентября.

В этот день празднование Нового года проходило, прежде всего, на площадях перед храмами, куда приходил мирской люд. В Москве эти события проходили на Ивановской площади в Кремле. В присутствии многочисленной толпы людей Глава Русской Церкви поздравлял русского царя, осеняя его крестом. Утром следующего дня царь выходил к народу и поздравлял его с праздником, часто это сопровождалось раздачей милостыни, а приближенным к царю людям дарились подарки.

В этот же день царь тесно общался с народом: каждый обычный подданный мог обратиться к государю с прошением, с надеждой на царя об улучшении жизненных условий. Что потом делали с подобными прошениями — истории неизвестно, однако для простого русского люда подобный обычай был большой радостью. Кроме того, во время празднования Нового года с людей собирались различные налоги, что не позволяло им расслабляться и заставляло верить в «сильную руку управления царя-батюшки».

В 1699 г. произошло важное событие, которое повлияло на дальнейшую историю празднования Нового года в России. Великий реформатор Петр I запретил праздновать Новый год в сентябре. 15 декабря того же года им был издан указ о новом летоисчислении — Новый год стали отмечать 1 января. Так как император был большим поклонником всего европейского, то и празднование Нового года стало ярким, веселым ежегодным событием в жизни русского народа, как и в Европе. По голландским традициям, люди должны были украшать свои дома хвойными ветками и не снимать эти украшения до Рождества Христова.

В ночь с 31 декабря на 1 января все должны были отдыхать и веселиться. Сам император присутствовал на подобных гуляниях. Им собственноручно была выпущена первая ракета фейерверка, привезенная из Европы. Однако не только фейерверк украшал праздничный город; знатные люди должны были стрелять в воздух из небольших пушек и ружей, чтобы придать празднику грандиозность. Теплые объятия, русские поцелуи и поздравления русского люда с праздником на улицах Москвы наблюдались до самого утра.

Эти традиции живы и по сей день. У каждого из нас праздник Нового года ассоциируется с хорошим настроением, веселыми гуляниями и застольем. Однако обычай именно ставить елку, а не украшать ее ветками дом, появился позднее — лишь в 30-е гг. XIX в. Обычай этот пришел из Германии. Своей красотой и необычностью он быстро понравился русским людям. Традиция ставить и украшать елку в доме скоро перенеслась на улицу и, как говорят источники, в 1852 г. была украшена первая публичная елка.

Главный герой праздника — Дед Мороз (европейский Санта-Клаус) — тоже пришел к нам с Запада во второй половине XIX в. Первоначально это был всего лишь сказочный персонаж, но настолько безупречный в своей доброте и щедрости, что его захотелось одушевить. И русские люди «одели» его в нарядную красную шубу, пушистую шапку и пуховые рукавицы, что соответствовало русской зиме. А чтобы ему, русскому, не было трудно развлекать детей в Новогоднюю ночь, у него появилась внучка Снегурочка — милая и веселая девушка, которую все сразу же полюбили за ее доброту.

К сожалению, как показывает история, веселое празднование Нового года в России имело иногда и мрачные периоды. В 1914 г. из-за войны с Германией о ярких традициях, взятых у этой страны, пришлось забыть. Так было с традицией ставить в домах и на улицах новогодние елки. Дальнейшие события русской истории также отрицательно повлияли на празднование Нового года. В сущности, он был запрещен в 1917 г. после установления большевистской власти, которая видела в нем отголоски религии. Жизнь детей и взрослых без праздника стала мрачной и скучной. В 30-е гг. XX в. праздник был возрожден. Вновь наряженные елки, праздничные представления в детских садах и школах, ожидание детьми любимых подарков и другие традиции, связанные с этим праздником, вдохнули новую жизнь в нравы и обычаи русских людей.

Таким образом, для России история празднования Нового года берет свое начало в европейских странах, но при этом на протяжении его развития в нее вносятся свои дополнения, например, появление Снегурочки. Этот праздник для русских людей с самого начала его появления крепко полюбился сердцам миллионов. Каждый ребенок, каждый взрослый ежегодно по-своему готовится к этому празднику, в ожидании чего-то лучшего и прекрасного от Нового года, по сравнению с предыдущим.

Следует сказать, что история праздника Нового года в каждой стране своя, однако сегодня почти везде его отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января. В Германии очень интересный обычай встречи Нового года. Люди за минуту до полночи встают на стулья, табуреты, кровати и в последнюю секунду прыгают с них — как бы в другой, Новый год, а потом начинают поздравлять друг друга. В Италии под Новый год выбрасывают из дома все ненужные вещи, которые накопились за год прямо через окно. А что касается стола, то в Италии издревле главное блюдо итальянского новогоднего стола — чечевичный суп, вареные яйца и виноград.

Виноград, кстати, любимое лакомство в Новый год и у испанцев. Однако его едят на сытый желудок. В столице Испании — Мадриде — за минуту до полуночи люди съедают 12 виноградин, что символизирует жизнь каждого месяца нового года. В Австрии главным блюдом Нового года является свинина с хреном и зеле ным горошком, что символизирует счастье, здоровье и благополучие в деньгах. А монетный двор Вены выпускает сувенирные монеты, на которых отчеканен мальчик, сидящий верхом на свинье, так как свинья у австрийцев символизирует удачу и благополучие в делах.

В Финляндии принято подарки выкладывать заранее, но не открывать их до наступления Нового года. И с этой целью их накрывают перевернутыми тарелками. В Румынии под Новый год колядуют и исполняют танец «капра», т. е. козы. Обычно его танцуют юноши в специальном костюме и маске козы, которых затем с радостью угощают разными вкусностями во всех домах.

Венгерцы любят видеть на новогоднем столе жареного, заливного или шоколадного поросенка, который также символизирует благополучие и богатство грядущего года. Пунктуальные и чистоплотные англичане свои качества переносят на традиции. Под Новый год их дом должен быть убран и чист, одежда выглажена, зашита, вычищена, долги все отданы, книги расставлены в алфавитном порядке, посуда вымыта. Перед полуночью хозяин или хозяйка дома открывает входную дверь, что символизирует уход старого года со всеми трудностями, проблемами и неприятностями и приход Нового — с ожиданиями счастья, удачи, здоровья и радости. После этого большое значение имеет тот факт, кто первым придет в гости. Не очень жалуют женщин, светловолосых и темноволосых людей. Считается хорошей приметой, если первым пришел в гости рыжеволосый ребенок.

В Греции перед Новым годом выливают из дома всю воду, для того чтобы на следующий день заполнить всю тару водой Святого Василия. Большую роль в праздновании Нового года у греков играют отголоски мифологии. В период двенадцатидневья (время Святок), по легендам, землю посещают мифологические персонажи — каликандразы, которые могут причинить много вреда человеку. Но чтобы этого не произошло, люди стараются им угодить — оставляют для них разные угощения.

Подобно итальянцам, которые под Новый год избавляются от старой мебели, в Швеции избавляются от старой посуды. Ее разбивают на мелкие осколки; и считается, что чем их больше, тем счастливее будет грядущий год. В Китае большое значение в Новый год придают застолью. Здесь каждое блюдо символизирует что- либо. Например, китайцы очень любят морепродукты, поэтому хорошо приготовленные устрицы — это к преуспевающему бизнесу; рыба, запеченная со специями — к изобилию. Грибы на новогоднем столе означают прекрасное будущее, а свинина — деньги. Поэтому каждая китайская семья, выбирая меню к новогодне му столу, словно планирует наиболее важные моменты в наступающем году.

В мусульманских странах Новый год называется Навруз и отмечается 20-23 марта. Важной традицией является необходимость присутствия на празднике всех членов семьи. При невыполнении данной традиции отсутствующих родственников ждет разлука с родным домом в течение всего следующего года.

Иудейский Новый год также имеет свои особенности. Он называется Рош Га-Шана и приходится на один из осенних дней с 5 сентября по 5 октября. Главное блюдо у иудеев на новогоднем столе — рыба, причем важным атрибутом является рыбья голова. «Быть нам головой, а не хвостом» — так звучит иудейская поговорка, поясняющая важную роль присутствия на столе рыбьей головы.

Таким образом, Новый год — веселый, интересный, яркий праздник, которому уделяют много внимания во всех странах мира. У каждого народа свои особенности и традиции во встрече и проведении праздника Нового года, но все они сводятся к одному известному изречению: как Новый год встретишь, так его и проведешь!

С чего начать подготовку к Новому году? Может быть с того, чтобы вместе с детьми побольше узнать об этом замечательном празднике. "Откуда появились Дед Мороз и Снегурочка, когда отмечали Новый год наши предки, какими были первые елочные игрушки на Руси?" – ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в статье «Расскажите детям про Новый год». И, конечно, русские новогодние сказки!

Как отмечали Новый год на Руси

На Руси Новый год несколько веков начинался 1 марта, с весенним пробуждением природы, ведь весна – это символ начала новой жизни. Позже празднование перенесли на 1 сентября, так как именно в этот день заканчивали собирать урожай. Новый год отмечали очень торжественно, на Красной площади в присутствии царя. Патриарх кропил собравшийся народ святой водой и поздравлял с Новым годом. Звонили в колокола.

В 1699 году Новый год в последний раз отмечали 1 сентября, в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать как в Европе - в полночь 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.

История Деда Мороза

Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев – облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом. (В отличие от западноевропейского Санта Клауса, который даже в начале XX века нередко изображался как монах, одетый в коричневую рясу и подпоясанный верёвкой.)

Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.
В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя.

Сейчас Дед мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.

История Снегурочки

Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Вариантов сказки множество. Вот один из них.

Снегурочка
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
- Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку.
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила.
- Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они, а Снегурочки нет. Стали они кликать ее.
- Ау, ау, Сенугрушка!
Только эхо им в лесу и откликнулось.

Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?

Сказка о новогодней елочке

Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети.

Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.

Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!»

И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки. Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки.

Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.

На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой и грязной работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №32»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Новый год»

Продолжительность проекта: месяц (декабрь 2012 год)

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий

Участники проекта (взрослые, дети): дети старшей группы, педагоги, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Приближается праздник Новый год, а дети мало знают о истории празднования, об отличиях Деда Мороза от Санта Клауса, о способах изготовления подарков и поздравлений родных и близких.

Цель проекта:

Использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта;

Создание условий для детского творчества;

Ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах;

Формирование навыков праздничной культуры.

Задачи проекта:

Для детей:

Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведению;

Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности;

Закладывать основы праздничной культуры;

Вызвать эмоционально положительное отношение к его подготовке;

Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать к его подготовке;

Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками;

Познакомить с празднованием Нового года в разных странах мира.

Для педагогов:

Применять различные формы и приёмы в творческой деятельности детей;

Совершенствовать взаимодействие с семьями воспитанников;

Для родителей:

Познакомиться с историей празднования Нового года в разных странах;

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Развлечение для детей

Название итогового мероприятия проекта.

«Новогодние чудеса»

Продукты проекта:

Для детей:

Для педагогов:

Проект «Новый год»

Для родителей:

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

Дети должны узнать о том, что Новый Год не сразу праздновался зимой; уметь отличать деда Мороза от Санта Клауса; должен знать, что Снегурочка есть только в России. Уметь изобразить новогодние символы: ёлку, Деда Мороза, Снегурочку; изготавливать простые подарки родным.

Для педагогов:

Повышение знаний детей о праздничных традициях; совершенствование навыков в художественной деятельности детей;

Для родителей:

Стремление к активному участию в подготовке и участию в праздниках группы и детского сада.

Воспитатель_____________Каменская Н.В.

Этапы проекта

Действия

Действия педагогов

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Заучивание стихов о Новом годе.

Рассматривание иллюстраций на новогоднюю тематику

Изучение, подготовка материала по теме: беседы с детьми, памятки для родителей, украшения для интерьера своими руками.

Подбор детской художественной литературы для чтения.

Подбор дидакт ических игр по теме.

Подготовка компьютерной презентации для детей старшего дошкольного возраста.

Участие в украшении группы, помогают в оформлении дидактических игр

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

    «Новый год в городе»

Цель: рассказать и показать красоту зимнего города перед праздником.

    «Сны Деда Мороза»

Цель: пофантазировать на тему планов Деда Мороза.

    «Зимние забавы»

Цель: вспомнить с детьми зимние виды спорта.

    «Дед Мороз и Снегурочка»

Цель: рассказать о истории появления девочки Снегурочки, о том, что она есть только в России.

    «Как поздравить родных?»

Цель: рассказать детям о способах поздравления родных и близких.

Рассказывание по картине «Новогодний карнавал»;

Рассказывание из опыта «Деду Морозу закажем подарок»;

«Письмо Деду Морозу»;

Разучивание стихотворения «Ёлка» Е.Трутнева;

Составление описательного рассказа «Демонстрация новогоднего костюма»;

Составление рассказа из опыта «Новогодние чудеса».

Чтение художественной литературы:

Н. Некрасов «Мороз-Воевода»;

В.Степанов «Ночь»;

В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»;

Н.Сладков «Почему год круглый»;

С.Маршак «Двенадцать месяцев»;

С.Есенин «Черёмуха»;

П. Бажов «Серебряное копытце»

- «Морозко» в обработке А.Н.Толстого;

А.Островский «Снегурочка»;

В. Бианки «Книга зимы»;

- «Мороз Иванович» В.Одоевский;

Н.Носов «На горке»; Э. Мошковская «Лежебока»;

Е.Трутнева «Ёлка» (поэзия);

К. Фофанова «Нарядили ёлку» (поэзия);

С.Маршак «Песня о ёлке» (поэзия).

2 . Сюжетно – ролевые игры:

- «Магазин игрушек»; - «Семья готовится к встрече нового года»

- «Мастерская Деда Мороза»;

Подвижные игры:

- «Мороз Красный нос»

Физкультминутки: «Снежинки»; «Наша ёлка».

Рисование:

- «Большие и маленькие ели (предметное рисование)»;

- «Снеговик и ёлочка» (по представлению);

- «Снегурочка» (Цель: учить рисовать женский портрет);

- «Что мне больше всего понравилось на Новогоднем празднике»;

- «Наряд для Снегурочки (декоративное рисование)»;

Лепка: «Девочка Снегурочка»

Аппликация: «Снеговик-почтовик»; - «Варежки для Деда Мороза»;

- «Новогодняя ёлочка» (объёмная аппликация).

Ручной труд:

- «Украшения для ёлки - фонарик»;

- «Трон для Дедушки Мороза» (конструирование из бумаги)

Слушание:

- «Зима» (муз. П.И.Чайковского);

- «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского);

Чтение стихотворения К. Фофанова «Нарядили ёлку»;

1. Оформление игротеки дидактических игр на новогоднюю тематику :

- «Времена года»;

- «Что бывает зимой»;

- «Новогодняя ёлка»;

- «Ставим слова на место»;

- «Братья месяцы»;

- «Какое время года в лесу?»;

- «Кто где зимует?»;

- «Зимующая или перелётные»;

- «Чьи следы?»;

- «Птица на кормушке»;

- «Что бывает зимой?»;

- «Выпал беленький снежок»;

- «Что лишнее?»;

- «Назови ласково»;

- «Сделай снеговика»;

-«В лесу родилась ёлочка»;

- «Один-много»;

- «Украсим ёлку к празднику»;

-«Что на ёлке, кто под ёлкой?»;

-«Какие дрова?»

Консультации для родителей;

- «Откуда пришёл праздник Новый год»;

- «Традиции празднования Нового года в странах мира»;

- «Безопасность детей в праздничные дни»;

- «Правила поведения родителей на утренниках» - брошюра).

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Составление рассказа об игрушке «Подарок от Деда Мороза»;

Составление творческих рассказов «Что такое Новый год» по впечатлениям о прошедшем празднике.

Презентация проекта «Новый год»

Дети познакомились с историей праздника, формы речевой работы позволили им обогатить словарь, развить монологическую и диалогическую речь. В художественной деятельности дети с интересом выражали своё отношение к празднику, свои представления о том, что такое Новый год.

Игровая деятельность в сюжетно-ролевых играх стала источником новых коммуникационных умений и навыков.

Ожидание новогодних чудес” принесло ребятам много положительных эмоций. Подготовка к праздникам в рамках проектной деятельности позволит знакомиться с фольклором и традициями разных стран соответственно возрасту детей, усложнятся вопросы в беседах, повысится уровень сложности поделок в художественно-творческой деятельности.

Родители воспитанников очень любят праздники, которые проходят в детском саду. Новый год они ждут с особым нетерпением - стараются помочь украсить группу, готовят своим детям карнавальные костюмы. Им было очень приятно и неожиданно узнать, что же хотят их детки получить в подарок от Деда Мороза, это помогло им в выборе подарков под ёлочку дома. Возросла заинтересованность родителей в участии и подготовке и участию в праздниках группы.

Пословицы и поговорки о снеге

    Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.

    Как ни мойся, белее снега не будешь.

    Снега надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется.

    Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

    Белый снег на черную землю и то к лицу.

    Снег глубок - год хорош.

    Был бы снежок - так скатаем комок.

    Белее белого.

    Снегу нету и следу нету.

    Одержишь снег на полях зимой - будешь с хлебом осенью.

    Снежком все прикроет.

    Снег холодный, а от стужи укрывает.

    Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.

    Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

    Снег земле-кормилице - теплый кожух.

НОВОГОДНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Е.Михайлова

Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

К.Чуковский

Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

Т.Волгина

Что такое Новый год?
Это дружный хоровод,
Это смех ребят веселых
Возле всех нарядных елок.

Что такое Новый год?
Всем известно наперед;
Это дудочки и скрипки,
Шутки, песни и улыбки.
Тот, кто хочет, чтоб веселым
Был бы этот Новый год,
Пусть сегодня вместе с нами
Песню звонкую поет!

С.Маршак

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!

С.Маршак

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.


Трутнева Е. - "Ёлка"

Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.

У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.

Жил под ёлкой зайка
С зайчихой своей.
Прилетела стайка
Чечёток с полей.

Приходили к ёлке
И волки зимой...
Увезли мы ёлку
Из лесу домой.
Нарядили ёлку
В новый наряд -
На густых иголках
Блестки горят.

Началось веселье -
Песни да пляс!
Хорошо ли, ёлка,
Тебе у нас?

К.Фофанов

Нарядили елку в праздничное платье:

В пестрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится елке вечер, месячный и звездный,

Снежная поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезятся им елка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

И.Токмакова

На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

И.Черницкая

Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
- Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

(к проекту «Новый год»)

    Дидактическая игра «Новогодняя елка»
    Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные:
    Новогодняя елка какая? (
    Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая )
    Что делает для нас новогодняя елка? (
    Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет )
    Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (
    Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили )

    Дидактическая игра «Ставим слова на место»
    Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке.
    Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (
    Вскоре наступит праздник Нового года )
    К, готовятся, малыши, нему, все. (
    Все малыши готовятся к нему )
    Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (
    Мы уже украсили новогодние елки )
    Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни)
    Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (
    Все с нетерпением ждут Деда Мороза )
    Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (
    Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки )

    Дидактическая игра «Братья-месяцы»
    Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это.
    Март, апрель, октябрь. (
    Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние )
    Декабрь, июль, январь. (
    Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние )
    Апрель, октябрь, ноябрь. (
    Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние )
    Июнь, июль, сентябрь. (
    Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний )

    Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
    Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:
    Подснежник (
    весна ), земляника ( лето ), ручьи ( весна ), снег ( зима ), первоцвет ( весна ), орехи ( осень ), ежевика ( лето ), мороз ( зима ), птенцы ( лето ), иней ( зима ), листопад ( осень ), паутинки ( осень ), проталины ( весна ), жара ( лето ), тишина ( зима ), позолота ( осень ), опята ( осень ).

    Дидактическая игра «Кто где зимует?»

Воспитатель бросает мяч детям и называет животное. Ребёнок ловит мяч и называет место его зимовки.

    Дидактическая игра «Зимующая или перелетная?»

Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а ребёнок – ловит мяч и говорит какая это птица – зимующая или перелетная. И наоборот.

    Дидактическая игра «Чьи следы?»

Воспитатель показывает изображенные на картинках следы, а ребёнок говорит, кому они принадлежат.

    Дидактическая игра «Птицы на кормушке».

Воспитатель называет птицу. Дети выбирают ей корм и называют его.

    Дидактическая игра «Что бывает зимой?»

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

    Дидактическая игра «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

    Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель:

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

    Дидактическая игра «Назови ласково» ( с существительными данной темы)

снег - снежок лед - ледок

сосулька - сосулечка санки - саночки

горка - горочка лопата – лопатка

13. Дидактическая игра «Сделай снеговика»

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

14. Дидактическая игра «В лесу родилась елочка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме,

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».

15. Дидактическая игра «Один - много » (с существительными по теме)

елка - елки ветка - ветки

иголка – иголки шишка - шишки

16. Дидактическая игра «Украсим елку к празднику»

Цель расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

17. Дидактическая игра «Назови ласково» (с существительными по теме)

елка - елочка иголка - иголочка

ветка - веточка шишка - шишечка

шар - шарик

18. Дидактическая игра «Что на елке, а что (кто) под елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

19. Дидактическая игра «Сложи елочку»

Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

20. Дидактическая игра «Какие дрова?»

Воспитатель бросает мяч и называет дерево. Ребёнок ловит мяч и говорит, как называются дрова, которые из него получаются. И наоборот.

РАССКАЗЫ ДЕТЯМ ПРО НОВЫЙ ГОД

Георгий Скребицкий «Зимняя стужа»

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи - ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной - густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.

Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.

Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.

Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.

Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.

Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.

Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.

Путешествие с Дедом Морозом

Миша прогуливался по заснеженному лесу и неожиданно увидел свежие следы. Они заинтересовали его чрезвычайно: кто- то совсем недавно прошёл здесь в огромных-преогромных сапогах.

- Кто бы это мог быть? Неужели Дед Мороз!

И действительно, вскоре мальчик увидел вдалеке Деда Мороза.

- Ты удивлён, малыш, тем, что я оказался здесь? - спросил Дед Мороз подбежавшего Мишу. - Но у меня же есть волшебное быстроходное облако, которое в один миг переносит в любое место. Хочешь полетать на нём со мной?

Вот это да!!! Да кто же откажется от такого заманчивого предложения?! Дед Мороз усадил мальчика рядом с собой на облако, и они полетели в синеве ночи над заснеженными горами и долинами. Облако то взмывало ввысь, к ярким звёздам, то опускалось, касаясь верхушек пушистых ёлок. Какое же это было необыкновенное путешествие!

Вскоре внизу засверкали огоньки большого города. Все дети уже давно нарядили ёлки и теперь сидели по домам и ждали подарков от Деда Мороза. Только вот все каминные трубы, к сожалению, оказались закрыты. «Как же проникнуть в дома, чтобы оставить подарки? Неужели малыши так и не дождутся их?» - занервничал Миша.

- Не переживай, лучше внимательно смотри, как я всё ловко сделаю, - сказал Дед Мороз, словно прочитав мысли мальчика, и разбросал с облака множество маленьких разноцветных парашютиков с подарками. К каждому из них был привязан листочек с именем девочки или мальчика. Парашютики медленно опускались на город...

- Не волнуйся, - снова успокоил Мишу Дед Мороз, - внизу все парашютики встретят домовые и разнесут подарки детям.

Мише очень хотелось продолжить это замечательное путешествие с Дедом Морозом... но тут он неожиданно... проснулся и понял, что всё это ему, к сожалению, только приснилось.

- А где же мой подарок? Успел ли домовой принести его? - вскричал Миша, вспомнив свой незабываемый сон.

Вскочив с кроватки, малыш подбежал к ёлке: какое счастье! Подарок в блестящей бумаге уже лежал на своём месте.

«А ведь кто знает, - подумал довольный Миша, - может быть, то, что я видел ночью, вовсе и не было сном?!»

Дед Мороз

Как-то одним зимнем днем катались маленький Павлик и его подружка Катя в лесу на лыжах. Уже начало смеркаться, и они заторопились домой, как вдруг среди сосен малыши заметили освещённый большой и красивый дом. «А что, если здесь живёт сам Дед Мороз?» - щёлкнула у Кати неожиданная мысль, и девочка тут же поделилась ей с Павликом.

- Давай проверим, это не займёт много времени, - продолжил мальчик, и дети незамедлительно двинулись в сторону большого дома.

Павлик не знал дома ли Дед Мороз, поэтому решил сначала заглянуть в окошко.

- Пойдём посмотрим! - предложил он Кате.

Подкрались дети потихонечку к окошку и видят: сидит в комнате старичок, весь в красном и с густой белой бородой, и упаковывает подарки. Настоящий Дед Мороз! Павлик получше протёр заиндевевшее стекло, и друзья увидели столько игрушек, сколько никогда не видели ни в одном магазине.

Дети потихонечку отошли от окна, чтобы не помешать Деду Морозу, и поспешили домой писать ему письма: ведь надо помочь старенькому дедушке, а то он не знает, кто какой подарок хочет получить на Новый год.

В новогоднее утро Павлик первым делом побежал к камину. И замер в удивлении: перед камином стоял маленький столярный столик, а на нём лежал набор столярных инструментов! Вот это да! Вот так подарок! И не беда, что игрушек не было, ведь теперь Павлик сможет делать их сам, а это гораздо интереснее! Он смастерил так много игрушек, что хватит не только ему, но и всем его друзьям!

ФИЗМИНУТКИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ.

    «Снежок» Н.В.Нищеева

Раз, два, три, четыре,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили -

(«лепим», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую)

И совсем- совсем не сладкий.

(грозим пальчиком)

Раз – подбросим,

(подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем,

(ловим воображаемый снежок)

Три – уроним

(роняем воображаемый снежок)

И …сломаем

(топаем ногой).

2 «Снежинки»

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

3 « Наша ёлка»

"Наша елка велика"
(круговое движение руками),
Наша елка высока (вставать на носочки),
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носки),
Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!

«ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА …»

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.


Морозко.


Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не извечтно..

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров.

Развлечение с детьми старшего возраста «Новогодние чудеса»

Цель: Вовлечение детей в коллективный разговор, побуждение высказываниям на тему из личного опыта, задавать вопросы и отвечать на них. Формирование умения составлять небольшой последовательный рассказ на предложенную тему.

Оборудование: наглядная картина «Зима», елка, Дед Мороз, мяч, «волшебная» палочка, шкатулка, конфеты

Словарная работа: чудеса, Великий Устюг, волшебник, новогодняя ночь.

Ход:

1. Организационный момент

Воспитатель: Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение и я хочу подарить вам свою улыбку. А вы не желаете улыбнуться мне радостно, тогда и в группе нашей станет светлей. Ребята вы ничего не замечаете необычного в нашей группе?

Дети осматривают группу и подходят к картине «Зима» Н.С. Крылова

2. Беседа по картине

Ребята, какое время года изображено на этой картине?

Что позволяет вам об этом говорить?

Зима. Крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, вокруг много снега

3. Загадывание загадки

Предлагаю отгадать загадку:

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга,

До весны легли снега,

Только месяц наш пройдет

Наступает Новый год! (Декабрь)

4. Беседа

Какие чудеса происходят в декабре месяце?
Предлагаю рассмотреть иллюстрации и выбрать ту, на которой изображены увлекательные истории- новогодние чудеса.

В преддверии Нового года- принято в домах наряжать елку- это тоже новогоднее чудо. А какая новогодняя ёлка?
В декабре длинные ночи, дни короткие, в конце месяца наступает Новый год дети отбирают картинки с изображением: Дед Мороза, Новогодней елки и т.д.

Новогодняя, красивая, наряженная, сверкающая, праздничная, волшебная

5. Физкультминутка

6. Беседа

Что вы можете рассказать про Деда Мороза?

Что бы вы сделали, если бы вы были Дедом Морозом? Не забудьте про то, что он волшебник.

А кто еще с Дедом Морозом приезжает к вам на Новый год?
Откуда приезжает к нам Дед Мороз?

Ребята, кто из вас хочет написать письмо Деду Морозу?

Дед Мороз веселый, добрый, он любит с нами играть, он детям дарит подарки: Дед Мороз – «волшебник»

Если бы я был Дедом Морозом, то сделал бы так, чтобы все люди на земле не болели (ответы детей)

Вместе к нам приезжает Снегурочка – его внучка

Из Великого Устюга, у него там дом и дети пишут ему туда письма

7. Дидактическая игра «Спроси у друга»

А вы хотите написать письмо, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Спроси у друга»

Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу и при этом задают вопрос: «Что ты хочешь написать Деду Морозу?»

8. Составление рассказа «Новогодние чудеса»
звучит спокойная музыка

Сейчас взгляните на эту палочку – она волшебная. И для того, чтобы произошло волшебство, надо закрыть глаза. (взмах палочкой). Раз – два, раз – два, чудо ты приди…

Таинственный голос: Вы превратились в елочные игрушки, которые висят на елке, и все видят, что происходит вокруг них, а там наступила волшебная, новогодняя ночь, где происходят разные чудеса: стали оживать столы и стулья, свечи стали разговаривать с часами из щелей в полу вылезают гномики и сказочные человечки и вдруг…

Что же там произошло? Как вы думаете?

Рассказы детей (3-4 рассказа)




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей