Использование фольклора при формировании начал экологической культуры. Экологическое исследование

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Быт и жизнь семьи регулировались исторически сложившимися обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Это определение с наибольшей силой проявляется у агинских бурят, что объясняется очень развитыми традициями, основанными не только на кровно-родственной связи, но и на воспитании детей в духе бережного отношения к окружающей среде и сохранения природы. В решении этой сложнейшей и многоаспектной проблемы немаловажную роль играет и будет играть воспитание детей в семье.

Рассматривать основные традиции и культуру семьи необходимо начинать с фундамента строения семьи, в том числе взаимоотношений супругов, детей и родителей. Без них, то есть без понимания этих семейных отношений не будет ясна система нравственного воспитания. Исследователь В.А. Рязановский, в книге «Монгольское право» писал: «Семейные отношения у бурят проникнуты строго патриархальными началами. Муж, отец, глава семьи, хозяин и распорядитель: он в значительной степени распоряжается личностями членов семьи и общесемейным имуществом». Также об этом свидетельствует И.Н. Эрдынеев (житель Агинского автономного округа, бывший председатель сельского совета, ныне глава фермерского хозяйства): «Главой семьи считался отец. Остальные члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Действительно у бурят, мужчина являлся главным кормильцем семьи. Он выполнял эти функции с честью, являясь надежной опорой жены, престарелых родителей и детей».

В монографии В.С. Потаева и В.Д. Дампилова сообщается, что раньше мужчина должен был обладать девятью доблестями: умением стрелять из лука, ездить верхом на лошади, навыками в нескольких ремеслах и т.д. Он выполнял самые трудные работы во время частых сезонных перекочевок в животноводстве, участвовал во всевозможных строительных работах. С течением времени, когда отцу исполнялось много лет, фактическое главенство переходило к старшему сыну.

Мать семейства, то есть жена, играла роль в решении таких важных и ответственных вопросов как выдача дочери замуж, женитьба сына, покупка больших вещей и продажа скота. Официально женщина никогда не была главой семьи. Наделенная природой функцией деторождения, кормления детей и полного ухода за ними, женщина-мать являлась непосредственным руководителем и организатором повседневной жизни семьи и, конечно же, хранительницей домашнего очага. Женский трудовой день, наполненный постоянными заботами о детях, по уходу за скотом и жилищем, длился с восхода солнца и до позднего вечера. После домашних забот вечер женщине-матери отводился на пошив одежды и обуви всем членам семьи. Несмотря на эти трудности, она рожала и воспитывала немалое число детей. Ограничивать рождение детей считалось большим грехом перед богом и человечеством. Буряты не баловали своих детей, не любили капризных малышей, так как они вырастали, как правило, эгоистами и неприспособленными к суровым условиям жизни. Самым хорошим руководством служила поговорка: «Эрхэ байнхаар, бэрхэ бай!» (по-русски «Чем избалованным быть, лучше будь удалым!»). Женщина-мать старалась воспитывать своих детей трудолюбивыми, выносливыми в любой работе. Она обучала еще совсем маленьких детей самостоятельности (кушать, ходить и следить за собой), также навыкам трудовой деятельности, то есть, помогать ей, сначала выполняя несложные трудовые поручения типа «отнести», «принести».

Буряты, как и все народы мира, считают, что труд является источником жизни. Недаром бытует поговорка: «Ажалша хунэй аман дуурэн, ажал угы хун хубхай хооhон» (У работящего рот полный, у лентяя пустой). Ребенка с 3-4 лет мать приучала выполнять несложную работу: принести дрова, сходить недалеко за пасущимся телятами, загнать скот во двор или выгнать. По рассказам 87- летней Цэжигмы Жамсоевой (с. Алханай Читинской области) с 3-5 лет детей начинали обучать верховой езде, с 5-6 лет возить копны, поить коня, пригонять скот. А чуть постарше помогать выделывать кожу, пилить и складывать дрова, убирать навоз. В 9-10 лет дети начинали косить сено.

Устойчивость семейного уклада поддерживалась воспитанием детей в духе уважения к обычаям и правилам, которые определяли взаимоотношения людей в семье и обществе. Основным рычагом нравственного воспитания считалось внушение детям почтительного отношения не только к своим родным, а ко всем взрослым. Младшие к старшим обращались на «Вы», прибавляли к имени почтительные определения «ахай» (для мужчин) и «абагай» или «эгэшэ» (для женщин). К старшим сестрам и братьям также обращались на «Вы», но только без добавления имени. «Ахай», «дунда ахай» и «баахан ахай» называли братьев, «абгай», «абжа», «дунда абгай», «хээтэй» - сестер.

В работе Ж.Т. Тумунова отражено, что испокон веков у бурят культивировалось уважение друг к другу, независимо от имущественного состояния и родовой принадлежности, запрещалось унижение достоинства. Так, обращение на «ты» (по-бурятски «шии») осуждалось окружающими, поэтому к взрослым обращались на «Вы» (по-бурятски «таа»), что свидетельствовало об уважении к собеседнику, все это настраивало на деловой лад. С особым почтением относились к старшим по возрасту, им уступали место в юрте, на сходах и зрелищах (спортивных), сборах, обонах и т. д.

Самой святой обязанностью считалось почитание родителей. С малых и сознательных лет детям внушалось, что они обязаны «оплатить» родителям долг за то, что они их вырастили. Также они обязаны создать условия для нормальной, спокойной и безбедной старости. Не признавать и оставить родителей считалось огромным грехом. А вообще, раньше среди бурят не было ни одного пожилого человека, который был бы оставлен детьми без присмотра и без внимания. Даже раньше в деревнях бездетных пожилых не оставляли без малейшего внимания.

Дети с младенческих лет на примере родителей учились гостеприимству. Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, находил приют и покой в доме бурята. Заплатить за гостеприимство чем-нибудь, означало оскорбить хозяина. Раньше существовало устойчивое выражение: «Зоной айл, зон угы айл» (Семья, посещаемая народом и не посещаемая народом). Первая считалось гостеприимной, а ко второй относились пренебрежительно. В народе ходила старинная поговорка: «Хуниие хундэлхэ, оорыгоо хундэлхэ» (Уважишь и угостишь человека - уважишь и угостишь себя). Старики при каждом подходящем случае приводили поговорки о том, что человек без людей не имеет силы, не может жить - «hурэгhоо таhарhан мал шонын хунэhэн, нухэрhоо таhарhан хун дайсанай хунэhэн» (Скот, отбившийся от стада - пища для волков, человек, оторвавшийся от товарищей - пища для врага).

Когда ребенку исполнялось 3-4 года, его учили здороваться и вставать, когда в дом входили взрослые и, особенно, пожилые люди, а немного позже и подносить чай. Подавать людям что-либо или принимать от них полагалось только правой рукой, случае надобности, не проходить перед сидящими, а позади них. Сидеть нужно, не вытягиваясь в сторону старших, не пересекать им дорогу, также категорически нельзя было вмешиваться в их разговор (старших). На столе еду с общей тарелки нельзя доставать раньше старших.

Каждый человек, гость или случайный путник, встречал радушный прием. Хозяева считали своим долгом накормить гостя. Отказ принять гостя, даже совершенно незнакомого человека и любой национальности, рассматривался сородичами как позор для доброго имени народа. Ни одного человека, пусть даже ближайшего соседа, не выпускали из юрты без угощения. Все это сопровождалось вежливыми жестами, то есть прием на должном уровне. За стол садились строго по возрастному принципу, первым на почетном месте садился самый старший, рядом следующий по возрасту. Если же оказались ровесники, то первым садился, тот, у кого старше отец. Для угощения самых близких родственников и сватов, давно не бывавших у них, хозяева специально резали овцу, чтобы накормить мясом. Провожая гостей из юрты, выходили вместе с ним. Отвязывали коня и подавали гостю повод обеими руками.

С патриархальным бытом были связаны и представления о недопустимости воровства. Старинная поговорка гласила: «Нэрээ хухаранхаар, яhаа хухарбал дээрэ» (Лучше сломать свою кость, чем опорочить свое имя). Если бурятский человек попадался на воровстве, то раз и навсегда терял свое доброе имя. Самыми достойными людьми считались - люди смелые, честные, стойкие, благонравные и разумные, а также спокойные, уважительные и гостеприимные. Не одобрялись, то есть не уважали нечестных, легкомысленных и капризных. Самой недостойной слабостью считалось даже публичное выражение горя при потере родных. Старики воспитывали у молодых твердость, стойкость характера.

Издавна буряты презирали людей, не знавших своей родословной. Поэтому, с самых малых лет детей приучали знать своих предков по мужской линии. Дед или отец перечислял около восьми-десяти и больше поколений, рассказывал мальчику, кто от кого был рожден и путем многократных повторений добивался того, что мальчик заучивал свою родословную. Необходимо было знать всех своих дядей и теток, двоюродных и троюродных братьев и сестер. По материнской линии ограничивались знанием дедушки и бабушки, братьев, сестер матери и их детей. Дети называли отца «аба», мать «эжы», дед по отцу «хугшэн аба», а бабушку по отцу «хугшэн эжы», дед по матери - «нагаса аба», бабушка по матери - «нагаса эжы». Братьев отца племянники называли «абга» (дядя), но каждого из них персонально называли «ахай», «дунда ахай», «баахан ахай», «бишиихан ахай». Сестер отца, а также старших сестер дети называли «абгай», «абжа», «дунда абгай», «хээтэй», «абгай». Мужей теток и старших сестер называли «хуряахай» (зять). Жены братьев по отношению друг другу «бэреэдууд». Мужчины, женатые на сестрах - «база» (свояки). Дети братьев - «уеэлэ», а дети этих «уеэлэ» - «хаяали», дети сестер - «булэ». Внуки от сына - «аша», правнуки - «гуша», праправнуки - «душэ», внуки дочерей - «зээ».

У бурят в семье бездетных почти не было, поэтому широко распространены были обычаи усыновления детей (усыновляли у своих близких родственников в младенческом возрасте). Каждая бездетная семья старалась усыновить детей, в особенности мальчиков, чтобы они продолжили род и не дали погаснуть огню в очаге.

В каждой бурятской семье постоянно стремились вырастить детей порядочными продолжателями своего имени, поэтому родители уделяли внимание не только правильному воспитанию детей, но и их семейному устройству. К созданию будущей семьи своих детей готовились заранее. Поэтому этот процесс начинался с выбора невесты родителями будущего жениха. Каждая семья стремилась иметь трудолюбивую, добрую и красивую невестку (по-бурятски «бэри»). Основным критерием, которым руководствовались при выборе невесты, была ее родовая принадлежность («уг гарбал»). Буряты издавна знали, что вступление в брак, лиц одного рода ведет к ослаблению умственного и физического здоровья потомства, а иногда рождению умственно отсталых, то есть неполноценных детей. Об этом высказывал сибирский этнограф прошлого века А.П. Щапов, исследовавший жизнь бурят Киренского и Ленского инородческих ведомств, писал следующее: «Вследствие удрученности женщины, продолжающейся во всю ее жизнь, не исключая и периода беременности, и вследствие вековой замкнутости родового генезиса в пределах бурятской родовой общины между весьма немногими, давно уже перероднившимися между собой родами, - женщины у бурят, как, оказывается, весьма часто родят ненормальных детей, уродов». (Тумунов Ж.Т., 1998) Поэтому нашими предками был установлен запрет на вступление в брак лиц одного рода, ставший народной традицией, соблюдавшейся агинскими бурятами неукоснительно.

Рост восточных культур всегда проходил в едином русле. И этим руслом была религия. Ярким примером является тибетская культура, в которой духовные и даже материальные элементы были обусловлены религиозной жизнью.

Материнские уроки нравственности глубоки и бесценны. В Монгольской хрестоматии (II том), переведенной на русский язык известным русским востоковедом Ковалевским, перечисляются десять добрых добродетелей и десять черных грехов. К десяти добродетелям относятся:

Защита и охрана чужой жизни (по-бурятски «Хуниие хамгаалха, ажа байдалдань туhалха»);

Обильная раздача милостыни («Зобоhон тулиhан хуниие хундэлхэ»)

Хождение путем чистоты («Арюун харгыгаар ябаха»);

Умиротворение враждующих («Дайсадуудые эблэруулхэ»);

Приятные и спасительные разговоры («Аятайхан ба ашатайхан хооролдоон»);

Правдивость («Унэн сзхэ зан»);

Полезные и душеспасительные беседы («Туhатай ба сэдьхэлдэ ашатай хооролдоон»);

Умеренность («Нэгэ янза»);

Милосердие («Энэрхэг зан»);

Стремление к восприятию истинного учения («Унэхоороо hургаалда эрмэлзэлгэ»).

Важными буддийскими наставлениями являются десять черных грехов (по-бурятски «Арбан хара нугэл»), которые категорически запрещалось совершать. Они делятся по буддийскому вероучению на три разряда: грехи тела («Бэеын нугэл»), слова («Угын нугэл») и мысли («Бодолой нугэл»). К грехам тела относятся: лишение жизни, то есть убийство; присвоение чужого, то есть воровство («Хулгай»); любодейство. К грехам языка относятся ложь, злословие, грубость и суесловие (поселение и сеяние раздоров). К грехам мысли относятся: скупость, злоба и превратные мысли.

Основами нравственного воспитания служили 6 заповедей буддизма:

Не убивать;

Не воровать;

Не предаваться распутству;

Не лгать;

Не пить спиртных, то есть опьяняющих напитков;

Не рвать растения, не убивать живые существа, ибо это тяжкий грех.

На усовершенствование семейных отношений у бурят, особенно агинских, немалое влияние оказал буддизм. В одном из его наставлений указаны следующие обязанности родителей по отношению к детям:

Отвращать детей от порока;

Укреплять в добродетели;

Давать хорошее воспитание;

Женить детей на хороших девушках;

В должный момент отдавать в их руки наследство.

Также были установлены обязанности детей по отношению к родителям:

Помогать родителям;

Исполнять обязанности, возложенные на них родителями;

Бодрствовать над их добром;

Быть достойными их наследниками;

Когда родители умрут, чтить их память. (Тумунов Ж.Т., 1998)

Одной из важнейших заповедей буддизма, как отмечено выше, является бережное отношение к окружающей природной среде. В настоящее время необходимо воспитывать людей, особенно подрастающее поколение, в духе почитания этих основополагающих заповедей.

Сегодня мы вынуждены возрождать спасительную ответственность за природу, помогать ей окрепнуть в юных душах, чтобы она, в свою очередь, помогала нам сохраниться на Земле. Байкальский регион обладает разнообразным ресурсным потенциалом растительного происхождения. Особую ценность представляют ресурсы лесов, степей и лугов, также хозяйственно-ценные лекарственные, пищевые, пряно-ароматические растения. Однако использование этого природного потенциала не должно наносить ущерба целостности растительного комплекса на всей территории региона. В лесах степной зоны отмечены снижение прироста древостоя, кормовой ценности степей, формирование деградированных угодий, которых уже более 200 тыс. га. Растут площади песков.

Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы или выбор пути предотвращения экологической катастрофы. Нужно основательно изменить образ и принципы мышления и поведения, экономические и экологические, общественные и государственные, образовательные и юридические ориентиры. Нужны иные пути развития промышленности, сельского, водного и лесного хозяйств, мелиорации и освоения земель, изменение приоритетов капиталовложений.

Особое значение имеет введение новых систем, принципов и норм ответственности за разрушение и деградацию природы и природных ресурсов.

Множество малых и больших проблем во весь рост встают сегодня перед педагогами. К сожалению, в течение многих десятилетий в нашем регионе, и в целом по России не велась и сейчас не в полной мере ведется идеологическая работа в области экологии и охраны природы, не проводятся необходимые мероприятия по формированию экологической этики и культуры, не получило широкого развития природоохранное образование среди населения.

Так, проведенный нами анализ связи традиционного природопользования с культурой и бытом бурятского народа, а также опрос методом свободного интервью по экологическому воспитанию выглядит следующим образом. В ходе анкетирования в Дульдургинском районе Читинской области приняли участие 67 респондентов. Большинство респондентов - это женщины (92%). Из числа опрошенных высшее образование имеет 26 человек или (39%), среднее специальное - 19 человек или (28%), среднее - 8 человек (12%), начальное и без образования - 14 человек (21%). Среди опрошенных 11 человек (16%) - работающих и 56 безработных, пенсионеров (84%). На вопрос о необходимости соблюдения культурных традиций коренного народа ответили «да» - 6 человек, что составляет (9 %), «в неполной мере, не всегда» - 10 человек (15%). А остальные - 51 человек, что составляет 76% - ответили что об этом не задумывались. Экологическая неграмотность основной части населения (76%), неполнота данных об экологической обстановке приводит к тому, что население не может объективно оценивать экологическую ситуацию и зачастую не понимает значение человека в гармонии с природой. Для изменения существующего положения нужна единая комплексная система распространения информации, доступная всем слоям населения. Необходимо учитывать удаленность, труднодоступность населенных пунктов и плохое обеспечение средствами массовой информации.

Несоблюдение экологической культуры и традиций предков сегодня является одной из причин нарушения природного равновесия.

Г.Т. Павлова описывая нравственный идеал наших предков, говорит о том, что каждая река, озеро, лес, гора имели своих «эжинов» (хозяев). Эжины оберегают людей и заботятся об их благополучии. Они невидимы, призрачны. Ежегодно люди поклонялись «эжинам» местностей. Летом проводились тайлганы, с целью просьбы у богов, «эжинов» благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед, несчастий. Тайлганы устраивались на святых местах - на горе, у подножия горы, на берегу реки, озера.

«Эжины» рек, озер живут на дне. Поэтому раньше старались не шуметь у воды, не сбрасывать хозяйственные и бытовые отходы, нечистоты и не проливать кровь (прекрасная традиция, которую нужно всецело поддерживать!). Особенно трепетно и трогательно относились к Байкалу. Люди обожествляли его, считали священным и великим морем Эхэ-далай. На его берегу не произносили грубые слова, не говоря уже о брани, ссоре. Также они считали за великий грех селиться вблизи вершин, ключей.

В ведении «эжина» тайги находился весь животный и растительный мир тайги. «Эжин» тайги добрый, но не терпящий грязи и беспорядка в лесу. Чтобы не прогневить его, надлежало соблюдать чистоту и тишину в тайге, бережно относиться к растениям. Срубить без причины дерево, значит, укоротить жизнь себе и потомкам. Образ человека воспринимали схожим со стволом дерева, увенчанного головой-кроной, впитывающего солнечные лучи и тепло. Буряты на зиму раньше не заготовляли дров из живого дерева, а использовали для топлива сухостой и валежник. Кедр, ель, лиственница почитались как «мунхэ-модон» - священные вековые деревья, возле них устраивались обряды и приношения.

Почитанием и различными ритуальными обрядами характеризуется отношение бурят к животным, в основе которого лежит идея общности мира людей и мира животных.

Наиболее ярко эта идея выражена в тотемах бурят, согласно ей прародителями родов были волк, лебедь, бык, орел, налим. Считалось, что за убийство определенного количества черных лосей, змей, медведей охотник мог поплатиться своей жизнью. Соответственно этому накладывались ограничения времени, места и масштаба охоты, сбора растений.

Повышение уровня экологических знаний и их практическое применение зависят от внутренней настроенности, психологической готовности к этому. Пробуждение чувства сострадания ко всему живому является приближением к буддийскому идеалу. Г.С. Санжадаева пишет, что в народе особо ценились люди, которые могли предсказать изменения в природе, от этого зависела вся жизнь номада. Но большинство примет должен был знать каждый человек. Эти фенологические наблюдения можно разделить на группы:

Наблюдения, связанные с небом.

Если на закате солнца небо облачное, то следующий день будет ненастным.

Если на закате солнца мерцают звезды, то ожидается похолодание.

Если зимой вокруг луны образуется ореол, то ожидается непогода.

Если новый месяц с острыми концами, то ожидается мороз.

Если радуга взошла над сушей, то дождь скоро прекратится.

Если радуга взошла над рекой, озером, то дождь будет продолжаться.

Поведение животных, птиц, рыб, насекомых

Если ласточки низко летают над землей, то ожидается дождь.

Если муравьи закрывают вход в муравейник, то ожидается дождь.

Если вечером много мелкой мошкары, ожидается дождь.

Если телята бегают, задрав хвосты, ожидается дождь.

Если рыба ушла от берегов в глубину, ожидается дождь.

Самой высшей ценностью является живая природа. И все, что существует в природе - деревья, птицы, травы и человек - все неповторимо и уникально. Человек живет не только ради будущего, он живет сейчас, и следовательно, каждое мгновение его жизни должно быть наполнено осознанием этой неповторимости. Такое мироощущение обязывает человека быть ответственным за все, с чем он имеет дело, настраивает его на творческое отношение к окружающему миру и к себе.

Таковы традиции по отношению к окружающей природной среде у бурят Байкальского региона. Поэтому на сегодняшний день самой ошибочной является попытка подчинения природы человеку. Развитие человеческого общества может быть успешным только при уважительном отношении к природе.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие были основные, традиционные принципы воспитания связанные с природоохранной деятельностью подрастающего поколения?

2. Что считается основным стержнем почтительного отношения к старшим?

Соблюдаются ли сейчас такие традиции? В каких районах часть традиции сохранена?

3. Как должны относиться дети к страшим людям и родителям?

4. Что вы знаете о гостеприимстве?

5. Какие поговорки вы знаете о гостеприимстве?

6. Каковы принципы достойных людей?

7. Перечислите десять добродетелей и десять черных грехов?

Задания для самостоятельной работы

1. Расскажите, как вы встречаете гостей.

2. Составьте рассказ о достойном поведении сверстников и друзей.

Темы для рефератов

Возрождение традиции буддизма.

Семейные традиции и обычаи.

Литература

1. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ, 2001.

2. Бальжинимаев Б.Ц. История родного края. - Агинское, 1998.

3. Иметхенов А.Б., Куликов А.И., Атутов А.А. Экология, охрана природы и природопользование: Учебник для ВУЗов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. - 420 с.

4. Павлова Г.М. Народные традиции как основа современного экологического воспитания //Опыт традиции этнического преобразования природопользования в Байкальской Сибири. - Улан-Удэ, 2001. - С.105.

5. Санжадаева Г.С. Экологические традиции и традиционной культуры Бурятского народа //Опыт традиции этнического преобразования природопользования в Байкальской Сибири. - Улан-Удэ, 2001. - С.110.

5. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. - Чита, 1998. - С.56,58.

- 63.00 Кб

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

Институт искусств

Кафедра декоративно-прикладного искусства

Реферат

Экологическое воспитание

в народной педагогике

Выполнила: студентка

ΙV курса, группа 402-НЗ

Специализац ии ДПТ

Морева Л.Г.

Проверил: преподаватель

Янковская О.В.

Абакан – 2010

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

Потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

Установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

Убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

Потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.

Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков - мир един, человек - это тоже природа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён.

Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна.

Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, кошь – кошелек, кошара, счастье, судьба). А также короб, корзина, куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.

Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.

В народной педагогике приучали детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

Природно-географический фактор оказал решающее влияние на становление национального характера белорусов. По мнению ученых, равнинный и низинный рельеф Беларуси содействовал формированию спокойного, рассудительного характера ее жителей. В значительной степени благодаря природным своеобразиям края содержание этнической педагогики белорусов включало выработку таких качеств, как сдержанность, выносливость, доброжелательность, гуманность и др. Особенности природных условий северных и южных районов страны содействовали формированию несколько отличных характеров у их жителей. Все это должным образом нашло отражение в целях и содержании воспитания. Нравственный идеал народной педагогики белорусов - это человек, преданный родному краю, неотделимый от "мшага кутка". Красота природы, целесообразность и гармоничность ее явлений наполняли воспитательный идеал добротой, гуманизмом, своеобразным лиризмом души

Существовало убеждение о совершенности, разумности природы, в том числе и природы человека, считалось, что в ней больше добра, чем зла, и добро при правильной организации жизни побеждает. Жизнь, воспитание людей подчиняются целесообразному совершенному, разумному природному устройству.

В белорусском фольклоре трудно найти произведение, которое прямо или косвенно не раскрывало бы связи человека с природой. Пословицы и поговорки белорусов: "Гукні на лес, то i лес адгукнецца", "І сабака добры дух чуе", "Не усякая мука хлебам стане", "Лішняга i свіння не есць", "Адзін дуб у полі - то не лес". В целом, большинство народных педагогических правил формулировалось со ссылкой на соответствующие аналогии в природе.

В реальной жизни белорусов сама природа была чудесным воспитательным средством. Не без оснований ее относят к "исцеляющим лекарствам" души и тела, а формирование соответствующих отношений человека к живой и неживой природе представляло собой главный компонент нравственного воспитания. По народным представлениям совершенный человек "i галінку не зломіць, i травінку не вырве". Подлинные человеческие качества как раз и проявляются через отношения индивида к животным и птицам. Не случайно белорусы считают: "Дзе знішчаецца прырода, там знішчаецца жыцце", "Хто заб"е бабра - не будзе мець дабра" или "Што мне зола-та, свяціла б сонца" .

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. Наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, они умели читать книгу и передавать накопленные знания и умения подрастающему поколению. Народные знания, помогающие людям выживать в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре.

В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора.

    • Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами,

За жуками и мышами.

    • Сидит девица в темнице - Коса на улице.
    • Шел долговяз в сырую землю увяз.
    • Семьсот поросят на колышке висят.

    В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Большое значение в воспитании этно-экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села.

Стоит во поле березонька,

Березонька кудрявая.

И вокруг березоньки

Девицы поют.

Красны девицы поют,

Хороводы водят.

Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников.

Народный танец - один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.

Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. « Что посеешь, то и пожмешь». Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.

Описание работы

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания: научить развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Экологическое исследование «Скажем сказке заходи»

Описание. Исследовательская работа по экологии, направленная на изучение окружающего мира через изучение сказок. Автор участвовала с ней в районном конкурсе-выставке «Экология и сказка», выступала перед учащимися оздоровительных лагерей учреждений образования Слуцкого района в рамках экологической программы «Экология и фольклор». Исследование может представлять интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей литературы, биологии и начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений.
Кононович Екатерина, 14 лет, учащаяся объединения по интересам «Эврика», ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Руководитель: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Введение

Деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на окружающую среду, вмешательство в природу становится все более сложным и трудным, а выявление и применение основных экологических принципов - все более важным для сохранения жизни на планете, в том числе и жизни самих людей.
Человек рано понял, что пользоваться природными богатствами необходимо разумно, не нарушая природных механизмов и сохраняя тем самым основу своего существования.
Как научиться понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как воспитать экологическое сознание и экологическую культуру? Как помочь справиться с глобальными экологическими проблемами?
Наши предки передавали свои экологические знания из уст в уста.
И это нашло отражение в легендах, мифах и сказках.
Цель: исследование славянских сказок с точки зрения эколога.
Задачи:
1. Изучить значение сказок в жизни человека
2. Найти экологические моменты в сказках «Лиса и журавль» и «Журавль и Цапля»
Предмет исследования: сказки «Лиса и журавль» и «Журавль и Цапля»
Методы исследования:
1) информационный поиск;
2) аналитический.
Гипотеза: славянские сказки несут в себе экологические знания.

Основная часть

Наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми, свидетельствуют о том, что интерес человека к окружающему миру был далек от простого любопытства. Корни экологического знания уходят в глубокую древность.
Большое количество сказок сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. В каждую новую эпоху сказка дополнялась определенным материалом, который передавал отношение человека к миру.
Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отражается жизнь народа, его отношение к окружающему миру.
Исследование «Скажем сказке заходи» (презентация)
Сказки можно смело назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания человека. Ни для кого не секрет, что дети обучаются в игре, а сказка - это та же игра, только игра в воображении. Ребенку гораздо проще объяснить с помощью сказок многие сложные для его возраста вещи. А то, что он усвоил в детстве останется с ним и во взрослой жизни.
Для своего исследования я выбрала две очень известные русские народные сказки «Журавль и цапля» и «Лиса и журавль». Их читают и рассказывают самым маленьким детям для воспитания чувства дружбы, доброты, честности и порядочности.
Попутно эти сказки учат ребят экологической грамоте.
Какой? Давайте рассуждать …

Сказка «Журавль и цапля»



Сказка о двух внешне похожих птицах, со схожим образом жизни и способом питания, которые пытаются создать семью. Но у них ничего не получается. Почему?
Серая Цапля


Самец серой цапли первым приступает к постройке гнезда и, проделав небольшую работу, начинает призывать самку. В это время самец, стоя на гнезде, раскрывает крылья, запрокидывает голову, направляя клюв вверх, и издает особые каркающие крики. Прилетевшую самку он сначала бьет и отгоняет от гнезда и такой ритуал повторяется несколько раз. Чем позже прилетит самка, тем охотнее и быстрее самец подпускает её. Если она прилетает через примерно две недели после начала постройки самцом гнезда, то пара образуется сразу, без ритуала отпугивания самки. Готовность к спариванию выражается в том, что самец начинает щипать клювом прутья, из которых сложено гнездо; если самка начинает в ответ проделывать то же самое, птицы спариваются и достраивают гнездо вместе.
Серый журавль


Весною самец серого журавля весьма своеобразно ухаживает за самкой. В это время птица совершенно преображается. Обычно журавль очень степенен и даже важен. Он ходит медленно, широкими шагами, время от времени вытягивает шею, озираясь вокруг, спокойно наклоняется, склевывая что-нибудь на земле, и вообще не проявляет никакой суетливости. Ухаживая за самкой, он начинает «танцевать». Птица подскакивает на одном месте, пушит «хвост», закидывает голову на спину, приседает и, развесив крылья, ходит и прыгает вокруг самки. Эти резкие, порывистые и неуклюжие движения совсем не идут к важной птице, и на нее в это время нельзя смотреть без смеха. Такие же пляски журавли иногда устраивают и прямо с прилета, в стаях. В них иногда принимает участие много птиц сразу. Весьма забавен журавль, когда ласкается к журке.
«Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили»


В сказке журавль сватается к цапле, цапля к журавлю, а согласия нет: А всё потому, что «разговаривают они на разных языках».
Взаимоотношения разных видов птиц


Таким образом, в сказке «Журавль и цапля» отражены взаимоотношения разных видов птиц. В природе у серого журавля и серой цапли разное поведение при создании пары. Попросту они по-разному ухаживают за самкой и поэтому не могут, как и в сказке понять друг друга.

Сказка «Лиса и журавль»


Это сказка о двух животных, лисе и журавле, которые пытались подружиться и даже ходили, друг к другу в гости. Но у них ничего не вышло. Почему?
Межвидовые отношения.


Лиса хищный зверь и никогда не упустит случая поймать птицу, которая оказалась на земле, а также уничтожить кладку яиц или нелетающих птенцов. Следовательно, она является естественным врагом серого журавля. «Мирное» существования лисы и журавля в природе невозможно, как и в сказке.
«Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь»
Различные приспособления для употребления пищи (разное устройство ротового аппарата) у лисы и журавля.



Рацион питания серого журавля очень широк, но преобладает растительная пища - семена, побеги и корешки растений. Кроме того, он питается насекомыми, реже лягушками и мелкими грызунами. Птенцы - в основном насекомыми, так как те содержат большое количество необходимого им белка.
Лисица, хотя и типичный хищник, питается самой разнообразной пищей. Среди поедаемых ею кормов более 300 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений. Однако все-таки основу ее питания составляют мелкие грызуны. В летние месяцы почти повсеместно лисы охотно поедают массу жуков и других беспозвоночных. Растительные корма - плоды, фрукты, ягоды, реже вегетативные части растений - входят в состав пищи едва ли не всех лисиц.
Таким образом, некоторые виды корма серого журавля и рыжей лисицы сходны.
Однако способ для употребления пищи у этих животных различный, что и отражено в сказке.
« - Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела….
- Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел».
Экологические моменты в сказке «Лиса и журавль»
В сказке «Лиса и журавль» мы выявили 2 экологических момента: межвидовые отношения и различные способы употребления пищи.
Заключение
Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные художественные повествования. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора. И теперь, в век, переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка не потеряла своей власти над людьми. Они и сегодня учат детей и взрослых доброму отношении к людям и природе.


Проведя исследование 2-х русских народных сказок («Лиса и журавль» и «Журавль и цапля») можно сделать вывод : народные сказки учат не только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой и содержат глубокий экологический смысл.
Вдумчивое чтение народных сказок помогает детям и взрослым изучить в увлекательной форме окружающий их мир.

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего своего сочинения, а устно (из уст в уста) передающего его из поколения в поколение. Авторы устного творчества – народ, анне отдельные личности.

Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. (Безрукова. Основы…),

Основные признаки устного народного творчества: устная форма существования и вариативность, многократное исполнение сказок, песен, былин и т.п. различными исполнителями (сказителями).

Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произве­дения фольклора. Широкое распространение получили богатыр­ский эпос - олонхо, народные песни - ырыалар, сказки - кэпсээн и остуоруйа, исторические предания - былыргы сэһэннэр, представляющие собой своеобразную устную летопись минувше­го, скороговорки - чабыргах, загадки - таабырыннар, послови­цы и поговорки - өс хоһоонноро. В прошлом бытовали мифоло­гические сказания о происхождении земли, растительного и жи­вотного мира, человека. Была развита обрядовая поэзия алгысы, т. е. заговоры и заклинания, а также шаманский фольклор - ойуун тойуга. Все эти произведения в образной форме воссозда­ют историческую, трудовую и социальную жизнь якутского наро­да, выражают его мировоззрение и эстетическое отношение к действительности.

Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается по­вседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятель­ности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр.

Олонхо - общее название героического эпоса якутов, со­стоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо дохо­дят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем конта­минации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказите­ли олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.

Истоки якутского олонхо восходят еще к тем временам, когда предки яку­тов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. В связи со сказанным необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм. Олонхо задумано, создано и подается как своеобразная история всего племени человеческого, в самом широком смысле этого слова - всего человеческого общества. Как рассказывают народные предания, их предки обитали далеко на юге, в степных просторах. По предположению ученых, они жили в Прибайкалье, по соседству с тюркскими, монгольскими и тунгусо-маньчжурскими племенами.



Если олонхо зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества - сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибирских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, религиозных представлениях, отчасти в шаманском культе. Якутский героический эпос – Олонхо, включен ЮНЕСКО в список мировых шедевров устного и нематериального наследия человечества с 2005 года.

Развитие цивилизации изменило не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к его отчуждению от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.



В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Обращение к родникам устного народного творчества существенно повышает воспитательный потенциал экологического образования, что становится важным фактором, в результате которого повышается эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок, пословиц на любом занятии – это поддержание хорошего настроения, радостного чувства в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.

В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем дошкольном возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика, устное народное творчество. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.

Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств формирования экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество.

Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.

В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Устное народное творчество располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей и потенциала. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».

И по сей день бессмертными являются средства устного народного творчества: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.

Важное место отводится загадкам. Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий, воспитывающий и развивающий характер.

В загадках содержится великолепный познавательный материал, обогащающий детей дошкольного возраста сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления и знания. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.

Особое внимание уделяется пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.

Народная память хранит множество примет, которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию мировоззренческого восприятия детьми.

Огромным воспитательным потенциалом обладают сказки. Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.

Большой воспитательный потенциал и возможности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.

У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у предков якутского народа, в мировоззрении которого до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли как своей собственной. Предки не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они не смогли бы выжить, а особенно в наших климатических условиях Севера. Поэтому, кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры якутского народа: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой (ПРИЛОЖЕНИЕ). Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий.

В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что человек создан с окружающим миром по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это человеку не возможно, т.к. он еще:

  • не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
  • не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
  • не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
  • не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.

Поэтому важно основы экологической культуры закладывать и формировать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны у них эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Основными идеями в разнообразной деятельности человека должны стать:

Идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);

Идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);

Идея труда в преобразовании окружающей среды.

Дети изучают произведения устного народного творчества, знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.

С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.

Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.

В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважением, отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки, и якутский ысыах. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности.

Дети знакомятся и с устным творчеством народов Севера, которые и в настоящее время хранят экологические заветы и традиции предков. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, праздники и др.

Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.

При работе со сказками дети дошкольного возраста слушают чтение, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные виды задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование.

При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Дети и сами учатся составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.

При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.

При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни, пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен - лечись, а здоров - берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.

Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого познавательная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств устного народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию народа. Данный опыт работы даёт возможность:

Разнообразить методы и формы экологического воспитания;

Привлечь большое количество детей к изучению народной культуры;

Углубить эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать чувство патриотизма у детей с дошкольного возраста.

Изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.

Вывод. Реализация воспитательного потенциала устного народного творчества способствует эффективному формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и личностными способностями и возможностями. Приобщение к экологическому опыту народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём. Таким образом, экологическая культура представляется нам как социально-значимое качество личности, формирующееся на основе активной познавательно-практической деятельности, общения.

Елена Сустайкина
Экологическое воспитание детей средствами фольклора

Доклад на тему : «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора »

Воспитатель :Сустайкина Е. Л

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы . Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой , это мировоззрение.

В наше время, как и на протяжении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир, который окружал наших праотцов, наполнялся определённым смыслом. Наши праотцы боготворили природу, приписывали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется, что современному ребёнку важно научиться осознавать, что природа-мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребёнке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном возрасте гармоничными способами взаимодействия с нею.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера .

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире , её тяжёлые последствия, экология родного края , засорённость среды обитания – всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду .

Чтобы процесс познания был увлекательным, занимательным и познавательным, я использовала на занятиях по экологии устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний .

Русские народные песенки, за клички, попевки, потешки, загадки, пословицы, погоровки, считалки, приметы, народные игры – это первый самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды . Большинство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками русский народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки : «Уж как я ль мою коровушку люблю» , «Пошёл котик во лесок» , «Сидит белка на тележке» и другие.

Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей , способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса через текст песен, попевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребёнку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались .

С древних времён повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко, зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.

Экологическое образование в детском саду начинается уже с ясельных групп. Например, на занятии «Кто у бабушки живёт?» воспитатель знакомит детей с домашними животными, их внешнем видом, повадками, воспитывает заботливое отношение к животным. Решение этих задач невозможно без предварительной работы по разучиванию русских народных потешек, песенок : «Петушок, петушок» , «Курочка моя» , «Два весёлых гуся» , «По ровненькой дорожке» . Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели занятия , делают восприятие детей ярче , вызывают у них любознательность.

В садовых группах использование основных форм устного народного творчества, соединённое с живым восприятием природы , создаёт яркие представления у детей , развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать её красоту, у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. При проведении занятия по экологии «Путешествие в лес» использовала русские народные песни и попевки : «Солнышко» , «Во сыром бору тропинка» , «В тёмном лесе» , «На зелёном лугу» , «Уж ты сад» ; русские народные игры : «У медведя во бору» , «Две тетери» ; потешки : «Чики, чики, кички» , «Ножки, ножки, куда вы бежите» , «Ты, рябинушка раскудрявая» , «Закатилось красно солнышко» .

На занятии «Зимующие птицы» использую потешки : «Сорока-белобока» , «Сорока, сорока» ; народные попевки и песни : «Синичка» , «Гули, гули, гуленьки» , «Скок, скок, поскок» , «Воробей» , «Ворон» , «Летят сороки» .

На занятии «Любите природу» использую русские народные песенки и попевки : «Дождик» , «Радуга» , «Во поле берёза стояла» ; заклички : «Дождик, дождик пуще» , «Солнышко вёдрышко» ; потешки : «Как на лугу, лугу» , «Травка-муравка» . Через произведения устного народного творчества развиваю представления старших детей о жизни леса , о деревьях, растущих в лесу, расширяю их экологический кругозор при проведении инсценированной экскурсии в лес. Использую загадки о деревьях, русские народные мелодии : «Во поле берёза стояла» , «На калине белый цвет» , «Поехали, поехали» , «Закатилось красно солнышко» , провела русскую народную игру-хоровод «Деревья» .

На занятии «У природы нет плохой погоды» знакомила детей с явлениями природы в разное время года с помощью пословиц и поговорок, например : «Зима завывает, да людей не пугает» , «Лето для старанья, а зима – для гулянья» , «В осеннее ненастье семь погод во дворе : сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт», «Первый гром весною – признак наступающего тепла» ; русских народных песен и попевок : «Как по лугу, лугу» , «Ласточка, ласточка» , «Весна, весна красная» .

Провела занятие «Правила поведения в природе» , где мною были использованы народные загадки. На празднике «Русской берёзке» приобщаю детей к духовным ценностям народной культуры, воспитываю уважение к природе , любовь к берёзке – символу России.

Особенно много радости доставляют детям народные игры. Народ создал множество игровых песенок, сопровождая действия с малышом словами песенок, радующей его. Дети вслушиваются в звуки речи, улавливают её ритм и понемногу проникают в их смысл. Это игры : «Гори, гори ясно» , «Коршун и наседка» , «Гуси-гуси» , «Заинька» , «Идёт медведь» , «Тень-тень-потитень» и другие.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание , тем ощутимее результаты, поэтом начинать необходимо уже с первых шагов ребёнка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы , понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры , формирование которых способствует полноценному развитию личности ребёнка.

Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательства над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребёнку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом